Оценка субъективной адаптации сотрудника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка субъективной адаптации сотрудника



Для выявления субъективных критериев адаптации сотрудника и для уточнения его личностных особенностей необходима диагностическая беседа. Наиболее эффективной в таких случаях является беседа о биографии работника. Начинается она с истории своей жизни, которую сотрудника просят рассказать как можно более подробно. Такой подход дает психологу возможность по ходу беседы, задавая при необходимости дополнительные вопросы, выяснить:

- источники влияния на личность сотрудника в процессе ее формирования;

- периоды и содержание кризисов в жизни сотрудника;

- его индивидуальные стратегия и тактика решения жизненных проблем и их эффективность;

- что повлияло на формирование стиля адаптации;

- особенности восприятия тех или иных событий и явлений;

- понять и использовать язык сотрудника (а не навязывать ему свой);

- умение человека рефлексировать по поводу своих личностных особенностей;

- проследить изменение основных ценностей и установок в течении жизни.

Для проведения такой беседы могут быть полезными следующие вопросы, подразумевающие оценочные суждения:

1. Какой из:

  учителей был для Вас лучшим (худшим)  
  начальников    
  случаев из жизни    
2. Как бы вы описали ваших: мать  
  отца  
  учителя  
  начальника  
  вашу организацию  
  управленческий стиль  
  должность  
  Друга  
  ребенка
  семью
  родственника
  стиль поведения
  сильные (слабые) стороны характера
3. Где и когда вы испытали наибольшие: удовлетворение  
  разочарование  
  неуверенность  
  горечь  
  успех  
  поражение  
  сомнения  
                   

4. Каким образом обычно вы распределяете время в течение недели?

5. Как проходит ваш обычный рабочий день?

6. Что нового произошло за последнее время в той сфере, в которой вы работаете? Хватает ли вам нынешнего уровня образования?

7. Ваше хобби, уровень достижений в нем.

8. К какому социальному слою вы себя относите? Почему?

9. Как часто и как легко вам общаться с представителями других национальностей, противоположным полом, детьми, стариками и т. п.?

Также полезны вопросы проективной направленности, подобные этим:

Что бы вы делали, если бы вы могли загадать три желания...

Что бы вы делали, если бы вы встретились с исторической личностью...

Что бы вы делали, если бы у вас была возможность начать жизнь заново...

Кроме того, более глубокому и откровенному обсуждению способствует применение методики Цветовых метафор И. Л. Соломина (51). Сущность и содержание этой методики мы рассмотрим ниже.

Однако у психолога не всегда есть время для беседы (она очень трудоемка и длительна). Тестовая диагностика позволяет сократить время, хотя и за счет значительного снижения информативности результатов.

Подбор методик осуществляется исходя из того, что к критериям субъективной адаптации относятся:

- удовлетворенность содержанием,

- удовлетворенность условиями труда,

- удовлетворенность общением внутри трудовой группы.

Т. е. необходимо изучить степень соответствия социальной среды ожиданиям и потребностям работника.

Наиболее экономичной в данном случае является методика изучения степени неудовлетворенности условиями труда (58; 60; 63).


ОПРОСНИК

Методики изучения удовлетворенности условиями труда.

Ниже представлены некоторые требования к организации трудовой деятельности:

1. Хорошая организация чередования труда и отдыха

2. Разнообразие выполняемой работы

3. Возможность профессионального роста и должностного передвижения

4. Высокая оплата труда

5. Большая самостоятельность в выполнении работы

6. Обеспечение необходимой для работы техникой в полной мере

7. Возможность общения в процессе работы

8. Низкая напряженность работы

9. Хорошие отношения в коллективе

10. Хорошие условия труда (соблюдение температурного режима, хорошее освещение, и т. д.)

а) Если Вы считаете необходимым дополнить этот список, то продолжите его.

б) Теперь необходимо сравнить эти требования между собой на особом бланке (Форма 1) по признаку большей или меньшей их важности.

Делается это следующим образом. Последовательно обрабатывается каждый столбец формы 1 (см. бланк ответов) методом сравнения требований, представленных в форме 1 своими номерами из списка. Из двух требований Вы выбираете то, которое считаете более важным в рассматриваемой паре и обводите кружком соответствующий номер. Так, если, например, в паре 1 2 Вы обводите кружком цифру 2 (т. е. получается 1 (2)), это значит, что для Вас более важным является требование, обозначенное в списке цифрой 2. В противном случае Вы обводите кружком цифру 1.

Можно обводить только дну цифру!

Необходимо отработать все пары!

Если сложно сделать выбор, доверьтесь первому побуждению.

Заполнение Формы 2 осуществляется так же, как и формы 1, только при одном отличии. В каждой паре выбирается и фиксируется (т. е. обводится кружком) то требование, которое наиболее полно выполняется в Вашей реальной служебной деятельности.

Бланк ответов (бланки формы 1 и формы 2 идентичны).

Форма 1

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10    
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10      
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10        
1 7 2 8 3 9 4 10          
1 8 2 9 3 10            
1 9 2 10              
1 10                

 

Принцип тестирования взят из работы Акопова Г. В. (1). Условия выделены в ходе опроса сотрудников Самарской таможни (описание реальных и желаемых условий работы). Процедура опроса заключается в том, что испытуемый сравнивает условия труда по степени их важности для него, а затем по степени выраженности в практической деятельности.

Обработка результатов заключается в подсчете частоты выбора каждого условия в обеих формах и затем нахождения разницы между количеством выборов в форме №1 (желательные условия) и в форме №2 (реальные условия). Общий показатель неудовлетворенности условиями труда находится суммированием ранее указанных разниц по модулю (т. е. без учета знака).

неуд=(А1 -А2)+(В1-В2)+(С1-С2)

где неуд - общий показатель неудовлетворенности условиями труда;

А1,В1,С1 - количество выборов каждого условия в форме 1;

А2,В2,С2 - количество выборов каждого условия в форме 2.

Эта же методика позволяет проранжировать условия труда по степени их значимости для индивида.

Надежность методики оценивалась по согласованности ответов на соотносящиеся вопросы анкеты (внутренняя состоятельность), а также по сходству результатов основного и контрольного опросов.

О валидности (обоснованности) методики можно судить по естественности классификации ответов респондентов и релевантности выделенных классов теоретической структуре, а также по результатам соотнесения показателей профессионального сознания и продуктов деятельности сотрудников. Косвенным подтверждением валидности рассматриваемой методики являются данные наблюдений и бесед. Однако в данном случае, по-видимому, нет необходимости специально доказывать валидность методики в различных ее видах (критериальная, конструктная, содержательная и т. д.). Здесь можно согласиться с Р. С. Перинбаньягамом, утверждающим, что «внутренний мир личности не имеет онтологии, не зависимой от методов ее описания, обнаружения или размышления о ней: она содержательно совпадает с терминологией и иконографией того, что любая культура и контекст, в которых личность представлена, описывают или понимают (30). Любопытно так же мнение Р. С. Перинбаньягама о том, что если отраженный сознанием социальный процесс не упорядочен, то духовный мир личности также будет не упорядочен и, наоборот, если упорядочен сам социальный процесс, то и внутренний мир будет упорядочен тоже (30; с. 76)

Г. В. Акопов (1) отмечает, что сложилось мнение, отражающее явную или неявную установку исследователей, что прямые вопросы, не маскирующие намерений исследователя, не дают возможности получить истинную картину изучаемого свойства, явления и т. д. Конечно, объект исследования одновременно является и субъектом действия, отношения - и понятно желание нивелировать эти артефакты. Известно, что в массовых измерениях они нейтрализуются либо трансформируются в систематическую ошибку, которая может представлять собой самостоятельную диагностическую ценность. Наша задача упрощается тем, что нас интересует само содержание сознания респондентов (в первую очередь) и уже затем неосознаваемые отношения, скрытые установки и т. д. Здесь следует согласиться с Г. Витцлаком, считающим, что диагностика психических свойств должна исходить из «единства содержания сознания и его функций по регуляции деятельности» (13). Этому не противоречит то, что содержание сознания может (должно, наконец) быть собственно предметом исследования социальной группы.

«Существует, - отмечает А. Л. Свенцицкий, - множество таких сторон общественной психологии, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. д. чаще всего осуществляется посредством опросов в той или иной форме» (46; с. 62) В соответствии с задачей диагностики профессионального сознания естественно предпочесть из трех типов психодиагностических данных «Q» - данные, т. е. данные, полученные простой процедурой опроса (24).

Последовательность вопросов соответствует известным рекомендациям (24; 41).

В стилистическом и логическом оформлении учтен образовательный и культурный уровень респондентов, организация процедуры опроса и др. (24; 45).

Однако опрос выявляет лишь осознаваемые потребности. Кроме того, даже осознанные потребности могут быть искажены при тестировании вследствие их различной социальной желательности.

Проблема искажения потребностей и степени их удовлетворенности решается путем использования проективных методик. При этом испытуемый зачастую даже не догадывается об истинной цели обследования. Однако использование проективных тестов - процедура трудоемкая. А достоверность и надежность полученных данных сильно зависят от личности и квалификации психолога. Причем в большинстве случаев результаты определяются не количественно, а лишь качественно.

Все эти проблемы в достаточной степени решаются при использовании метода семантического дифференциала и программы компьютерной обработки его результатов «Mind mapping», что позволяет диагностировать скрытую и скрываемую мотивацию, ведущие и актуальные потребности, а также сферы деятельности, в которых они удовлетворяются. Однако данная методика требует дополнительного обучения и достаточно дорогостоящего программного обеспечения. И то и другое можно приобрести в Институте практической психологии «Иматон».

Мы же рассмотрим методику цветовых метафор. Она позволяет произвести экспресс-анализ потребностно-мотивационной сферы в целях не столько экспертизы (как «Mind mapping»), сколько психологического консультирования (51).

Методика цветовых метафор, разработанная И. Л. Соломиным, может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном вариантах. Она позволяет ответить на следующие вопросы:

- Что является главным в жизни испытуемого?

- В какой мере он удовлетворяет свои потребности?

- Чем он вынужден заниматься? Что его заботит?

- Каковы его ожидания, намерения, планы на будущее?

- Как он относится к своей профессии, работе, семье?

- Кем он себя считает? С кем идейтифицируется?

- Каковы источники его стресса? Чего он избегает?

- Каково содержание его конфликтов?

- В чем могут заключаться его проблемы?

- Кто или что может помочь ему в решении проблем?

В случае индивидуальной формы проведения используются набор цветных карточек от цветового теста М. Люшера и карточки с отпечатанными на них понятиями. Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке. Клиенту дается следующая инструкция: «Перед Вами находятся цветные карточки. У Вас в руках - карточки с напечатанными на них понятиями. Вам необходимо по очереди изучить каждое понятие и положить карточку, на которой оно напечатано, рядом с тем цветом, который, по-вашему, наиболее подходит для его описания. Карточка кладется надписью вниз. Одним и тем же цветом можно обозначать неограниченное количество понятий». Затем, когда клиент определит каждое понятие к соответствующему цвету, ему предлагают расположить цвета в порядке убывания предпочтения. Для этого используется следующая инструкция: «Выберите, пожалуйста, какой цвет в данный момент

Вам больше всего нравится? А теперь выберите самый приятный из оставшихся цветов...».

Затем результаты тестирования обсуждаются с клиентом. Клиенту сообщается, что данный тест основан на двух принципах. Во-первых, если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. Причем верно и обратное. Во-вторых, в том случае, если два или несколько понятий человек обозначил одним цветом, то, он, видимо, и относится к ним приблизительно одинаково. То есть в этих понятиях есть для человека что-то общее.

В процессе обсуждения результатов психолог указывает клиенту на возможные ассоциации в сознании клиента, формулирует предположения о структуре представлений, отношений и мотивов, просит клиента объяснить те или иные результаты. Не следует забывать о том, что надежность результатов методики цветовых выборов недостаточно высока для экспертизы. Ведь любая ошибка клиента при обозначении цветом того или иного понятия может привести к существенному искажению результатов. Обсуждение результатов с клиентом в процессе консультирования является дополнительной их проверкой. К тому же окончательное слово при этом всегда остается за клиентом. Цель обсуждения - улучшение понимания клиентом содержания своих собственных потребностей, ценностей, стремлений и их удовлетворения, возможных способов адаптации, текущего положения дел и будущих перспектив.

Анализ результатов происходит по следующему алгоритму:

1. Выявление ведущих (базовых) потребностей. Они определяются по двум критериям:

- это те потребности, которые попадают в одну группу с понятиями «мое увлечение» и «интересное занятие»; и потребности, обозначенные самым приятным цветом. Причем этот, второй, критерий менее надежен, чем предыдущий, вследствие того, что наиболее привлекательный цвет может быстро измениться.

Если все три маркера находятся в разных группах, то все потребности, лежащие в них, являются базовыми. Если в этих группах нет потребностей, то, возможно, у клиента существует явное

или скрытое депрессивное состояние. Подобное предположение нуждается в дальнейшей проверке и уточнении.

2. Выявление актуальных потребностей человека, т. е. тех потребностей, которые возникли под влиянием текущей ситуации. Это потребности, входящие в одну группу с понятием «мое настоящее». Иногда базовые и актуальные потребности совпадают. Это максимально благоприятный вариант с точки зрения эмоционального благополучия личности. В том случае, когда они не совпадают, удовлетворение актуальных потребностей, возможно, является компенсацией неудовлетворенных базовых.

3. Оценка степени удовлетворенности базовых потребностей. Критерий их удовлетворенности - нахождение их в одной группе с понятиями «мое настоящее», «мое будущее», «мое прошлое». Если базовые потребности находятся в одной группе с понятием «мое настоящее», то человек имеет все возможности удовлетворить их сейчас в тех видах деятельности, которые входят в эту группу понятий.

Если базовые потребности связаны с понятием «мое будущее», то это говорит о наличии надежды, планов или ожиданий на их будущее удовлетворение.

Если базовые потребности находятся в одной группе с понятием «мое прошлое», то человек живет воспоминаниями о том, что именно в прошлом он имел опыт удовлетворения своих базовых потребностей в тех видах деятельности, которые сгруппированы в этой же цветовой группе.

Если базовые потребности не связаны ни с одной из перечисленных выше категорий времени, то это говорит о полной дезорганизации деятельности, об отсутствии внутренних ресурсов для адаптации.

4. Выявление представлений человека о структуре его жизненного пути. Живет ли он в настоящем, или грезит о прошлом или будущем.

Если все три вида времени попали в одну группу, в сознании человека нет разницы между настоящим, прошлым и будущим. Либо у него есть четкий план жизни, либо этот человек просто «плывет по течению».

В случае, когда все три вида времени находятся в разных группах. Прошлое отделено от настоящего резким переломом, кризисов. При этом ожидаются дальнейшие события, которые сделают будущее очень непохожим на настоящее.

В том варианте, если настоящее и прошлое в одной группе, а будущее в другой - человек видит критическое событие, разделяющее его жизнь. То же относится и к случаю, когда настоящее и будущее в одной группе, а прошлое - в другой.

Если прошлое и будущее в одной группе, а настоящее в другой, то здесь возможны два варианта интерпретации:

- если настоящее оценивается негативно, а прошлое и будущее позитивно, то человек хочет вернуться в прошлое;

- если настоящее оценивается позитивно, а прошлое и будущее негативно, то человек боится вернуться к прошлому образу жизни.

5. Анализ структуры взаимоотношений с другими людьми и отношения к себе.

Для выяснения отношения человека к самому себе анализируется взаиморасположение понятий, обозначающих Я-реальное и Я-идельаное. Если они в одной группе, то можно сделать вывод о высокой самооценке и удовлетворенности собой. При этом - отсутствие побуждения развивать свою личность. В норме, рассогласованность между этими понятиями составляет не более одной-двух цветовых групп в раскладе, что свидетельствует о некоторой неудовлетворенности собой, которая, тем не менее, не является болезненной. Если подобное рассогласование составляет три группы и более, то возможны эмоциональные проблемы, вплоть до невротических расстройств.

Здесь же можно определить идентичность человека со значимыми другими: друг, мать, отец, начальник, сотрудники. Те, на кого он наиболее похож в настоящее время, попадают в одну группу с понятием или понятиями, обозначающими «Я-реальное», те, на кого он хочет быть похожим - с понятиями «Я-идеальное».

6. Выявление источников стресса, конфликтов, эмоционального напряжения. Они определяются по двум основаниям:

- это те понятия, которые обозначены самыми нелюбимыми цветами;

- это понятия, попавшие в одну группу с негативными эмоциями, болезнью и т. п.

7. Ответ на запросы сотрудника.

Гибкость процедуры метода цветовых метафор позволяет реализовать широкий круг консультационных задач. Содержание набора понятий определяется задачами исследования, спецификой проблем и запросов клиента, интересом и опытом консультанта. Обычно в списке используются понятия, характеризующие различные виды деятельности, потребности и жизненные ценности, различные эмоциональные переживания, различных людей, включая и самого клиента, различные периоды времени (включая конкретные события) и т. п. Примерный список понятий приведен в Бланке ответов метода цветовых ассоциаций.

БЛАНК ОТВЕТОВ МЕТОДА ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ

понятие № цвета                  
Успех                    
Неудача                    
Общение                    
Техника                    
Болезнь                    
Радость                    
Моя учеба                    
Свобода                    
Знания                    
Мой отец                    
Люди                    
Каким я хочу быть                    
Любовь                    
Моя работа                    
Конфликты                    
Угроза                    
Природа                    
Моя мать                    
Труд                    
Власть                    
Образование                    
Мой муж (моя жена)                    
Медицина                    
Мое настоящее                    
Конкуренция                    
Реклама                    
Искусство                    
Мой друг (моя подруга)                    
Семья                    
Мое прошлое                    
Информация                    
Какой я на самом деле                    
Заработок                    
Перемены                    
Печаль                    
Мой дом                    
Мой начальник                    
Мое увлечение                    
Финансы                  
Мой ребенок                  
Неприятности                  
Интересное занятие                  
Школа                  
Бизнес                  
Дети                  
Страх                  
Мои обязанности                  
Мое будущее                  
Обслуживание                  
Творчество                  
Материальное благополучие                  
Мои сотрудники                  
Раздражение                  
Моя карьера                  
Управление                  
Моя профессия                  
Моя фирма                  
Домашнее хозяйство                  
Наука                  
Психология                  
Мои клиенты                  
                             

Поскольку обработка результатов не зависит от специфики цветов, можно использовать любой набор цветных (символьных) карточек. Здесь существует только два ограничения:

- цвета (символы) должны быть достаточно разнообразны, чтобы обеспечить свободу выбора клиента;

- количество цветов должно быть в несколько раз меньше количества оцениваемых клиентом понятий, чтобы была возможность получить группы сходных понятий, которые являются основной категорией анализа.

В случае применения групповой формы проведения метода цветовых метафор на доске или стене аудитории прикрепляют пронумерованные цветные карточки большого формата. Каждому испытуемому выдается бланк ответов метода цветовых ассоциаций, приведенный выше. Затем зачитывается инструкция: «Перед вами на доске находятся цветные карточки, каждая из которых обозначена определенным номером. Вы получили бланк, в котором имеется список понятий. Я прошу Вас обозначить каждое понятие из этого списка определенным цветом. Для этого Вам необходимо в столбике «№ цвета» справа от каждого понятия записать номер того цвета, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для обозначения данного понятия. Так как понятий больше, чем

цветов, Вы можете использовать один цвет для обозначения нескольких понятий. У кого есть вопросы? Начали». Затем, по выполнении первой части задания, дается инструкция ко второй его части: «А теперь в самой верхней строчке таблицы справа от клетки «№ цвета» запишите, пожалуйста, номер самого приятного для Вас цвета, цвета, который Вам сейчас больше всего нравится. В клетке правее номера самого приятного цвета запишите номер следующего по степени привлекательности цвета и так далее. Таким образом, в верхней строчке у Вас должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного».

Затем, при обработке результатов, в каждом столбце галочками отмечаются понятия, обозначенные соответствующим цветом. Понятия выписываются соответственно получившейся группировке. На основании полученных групп понятий происходит анализ результатов, а также уточняющая беседа с испытуемым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.045 с.)