Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое морально-психологическая подготовленность сотрудника ОВД?

Поиск

ИЖЕВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Утверждаю

Заведующий кафедры ГСЭЕНД

____________ А.В. Метелев

«__»________________ 2015 г.

 

Конспект лекции

по дисциплине «Психологическое обеспечение деятельности юристов в сфере национальной безопасности»

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – «Правоохранительная деятельность»

КВАЛИФИКАЦИЯ– «ЮРИСТ»

 

по теме 16

«Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях»

 

Составитель:

канд. психол. наук, доцент,

А.В. Метелев

Рассмотрена на заседании кафедры ГСЭЕНД.

Протокол № ___

от ___ _________ 2015г.

 

Ижевск 2015

 

Тема 16. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях.

 

ПЛАН

Введение.

1. Цели, содержание и направление психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.

2. Психологические изменения личности в экстремальных условиях.

3. Психологические методы обеспечения личной безопасности в экстремальных условиях.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

Психологическая подготовка сотрудников ОВД - одно из ос­новных направлений психологического обеспечения деятельности ОВД при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с захватом за­ложников, стихийными бедствиями, террористическими актами и др. Психологическая

подготовка сотрудников ОВД и военнослу­жащих внутренних войск МВД России, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона, определена приказом МВД России[1]. В соответствии с ним подготовка организуется на базе учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, соединений и воинских частей. Руководители и командиры подразделений в обязательном порядке принимают уча­стие во всех этапах психологической подготовки сотрудников и во­еннослужащих. Данная подготовка осуществляется в объеме не ме­нее 20 часов и направлена на сплочение служебных коллективов, боевое слаживание подразделений, обучение методам и приемам разрешения психологических проблем и повышение устойчивости к действиям в экстремальных условиях. Подготовкой занимаются психологи ОВД, специалисты центров психодиагностики, психоло­ги соединений и воинских частей, имеющие необходимые знания, умения и опыт работы в экстремальных условиях.

 

 

1. Цели, содержание и направление психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.

Что нужно знать руководителю подготовки?

 

Экстремальные условия в деятельности сотрудников ОВД возникают как в связи с криминальными обстоятельствами (раскрытие, расследование и предотвращение преступлений, борьба с терроризмом, осложнение криминогенной обстановки в регионе, изменение методов правового регулирования и др.), так и некриминальными (чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера). Общей особенностью экстремальных ситуаций является их неожиданность, предъявление нестандартных, повышенных психологических требований к сотрудникам ОВД, действующим в этих условиях. Неожиданность и субъективная новизна таких ситуаций приводят к изменению психологических механизмов регуляции поведения и мышления, и формированию новых психологических механизмов, которые определяют поведение сотрудника уже не только в самой экстремальной ситуации, позволяя адекватно ориентироваться в такой ситуации, принимать своевременные решения, но и в последующем (за рамками экстремальной ситуации).

Стойкость новых психологических механизмов регуляции поведения и их неэффективность в «постэкстремальных» ситуациях требуют от сотрудников ОВД осмысления проявлений своей психики в экстремальных условиях деятельности и освоения эффективных методов психологической подготовки к таким ситуациям и приемов перестройки своей психики с учетом специфики «постэкстремальных» жизненных и профессиональных требований.

Отметим, что лекция, как форма служебной подготовки, позволяет сформировать представления сотрудников об экстремальных ситуациях, «экстремальных» формах адаптации психики и изменениях личности, методах подготовки, профилактики и коррекции негативных психологических расстройств. Формирование же персональных психологических средств управления своей психикой в трудных ситуациях – задача важная, но решаемая продолжительной и специально организованной тренировкой под руководством профессионального психолога. Лекция позволяет уяснить «естественные» для каждого участника такой ситуации изменения психики, определить негативные расстройства психики, средства их коррекции и методы обеспечения личной безопасности и формирования психологической готовности к действиям в экстремальных условиях.

Почему к действиям в экстремальных ситуациях необходимо специально готовиться и осваивать новые способы управления собой?

Экстремальные критические ситуации – это травмирующие события, которые обладают мощным негативным воздействием на психику человека, требуют от него экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия. В таких ситуациях человек испытывает угрозу своей жизни, здоровью или своих близких, переживая угрозу в удовлетворении таких базовых потребностей человека, как потребность в предсказуемости мира и его безопасности. Эти ситуации могут быть либо непродолжительными, но чрезвычайно мощными по силе воздействия (продолжительность таких событий, как отмечается в литературе, от нескольких минут до нескольких часов), либо длительными или регулярно повторяющимися.

Типы травматических ситуаций [13]

1. Кратковременное, неожиданное травматические событие (например, неожиданная смерть близкого человека, или коллеги, подчиненного, катастрофы, ДТП и др.). Признаки:

- единичное воздействие (неожиданное, внезапное), требующее таких ресурсов совладания с трудностями, которые превосходят возможности субъекта;

- событие оставляет в психике человека след в виде ярких, конкретных воспоминаний, сновидений;

- формируются типичные симптомы ПТСР: насильственное вторжение в сознание образов пережитого события, избегание ситуаций, напоминающих травмировавшую, высокая (гипер-) чувствительность к признакам ситуации, могущим вызвать повторное воспоминание и переживание травмировавшего события;

- быстрое восстановление нормального функционирования редко и маловероятно.

2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора – серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие (например, повторяющееся физическое насилие, боевые действия). Признаки:

- вариативность, повторяемость, предсказуемость такого события. Ситуация не является неожиданной, поэтому ее цели, особенности поведения людей в ней осознаются;

- сначала переживается как травма типа 1, но по мере того как травматическое событие повторяется, жертва переживает страх повторения травмы. Испытывает чувство беспомощности в предотвращении травмы;

- воспоминания о событии отличаются неясностью и неоднородностью. Диссоциация (эмоциональное и рациональное отстранение, дистанцирование жертвы от своего опыта, себя самой в травмировавшей ситуации) становится одним из средств совладания с переживаниями, психологической защиты личности от эмоционально болезненных воспоминаний. Результатом этих процессов может стать изменение «Я»-концепции и образа мира субъекта, сопровождаться чувствами вины, стыда и снижением самооценки;

- в последствии формируются «долгосрочные» личные психологические проблемы и трудности, которые проявляются в отстраненности от людей, изменении аффективной сферы личности. Защита от травмирующих психику переживаний может приобрести форму диссоциации, отрицания, эмоциональной холодности, алкоголизма, наркомании и др.

Как проходит дебрифинг?

Дебрифинг (от англ. debriefing – подробный разбор) – доклад по возвращении с задания – проводится в форме круглого стола, который проводит психолог с участниками события (около 10 человек). При разборе события используются видео- и аудиоматериалы. Обсуждение участников события проходит не спонтанно, а определено четкими правилами проведения этой процедуры.[27] Этапы дебрифинга:

1) знакомство, создание позитивной групповой атмосферы доверия для обсуждения эмоционально болезненных переживаний;

2) объяснение задач и смысла этой процедуры для профилактики и коррекции ПТСР;

3) определение правил обсуждения (добровольность, конфиденциальность, краткое выражение своего отношения к событию, своих негативных эмоций, обсуждение всех тех тем и вопросов, которые значимы для участников дебрифинга);

4) экспресс-диагностика психического состояния (методики САН, опросник тревожности);

5) поочередный рассказ участников о событии (уточняются факты, воссоздается объективная картина события);

6) этап анализа мыслей участников, процесса принятия решений действовать. Выявление оснований принятия решений и осознание их оправданности и уместности в экстремальных условиях (для того, чтобы в дальнейшем не сформировалась разрушающая психику рациональная и эмоциональная интерпретация своих действий);

7) этап обсуждения особенностей эмоционального реагирования. Обсуждение чувств и переживаний, произошедших в самые субъективно трудные моменты. Обсуждение эффективных стратегий реагирования в проблемных ситуациях;

8) этап анализа симптомов (нежелательные последствия участия в событии, негативное его влияние на отношение к работе и семье);

9) этап подведения итогов. Обобщение реакций участников, привлечение материалов других инцидентов. Обсуждаются, с одной стороны, общие для разных людей особенности поведения (ПТСР – это нормальная реакция психики на ненормальные события), с другой – выявляется индивидуальное своеобразие реагирования. Информирование о симптомах ПТСР, методах их коррекции и условиях необходимости психотерапии.

Заключение

Личная психологическая подготовленность к действиям в экс­тремальных ситуациях профессиональной деятельности и профес­сионально значимые знания, умения и навыки, необходимые для успешного решения служебных задач, характеризуют профессио­нальное мастерство сотрудника ОВД. Требования к его психологи­ческой подготовленности определяются психологическим содержа­нием его деятельности и особенностями ситуаций решения профес­сиональных задач. Интегральной характеристикой психологиче­ской подготовленности сотрудника ОВД к профессиональной дея­тельности является психологическая культура личности.

Исследования явлений адаптации и дезадаптации психики по­казали, что личностные изменения участников экстремальных си­туаций обусловлены не только действием собственно экстремаль­ных факторов, но и личным опытом переживания трудных момен­тов жизни и совладания с их последствиями. Ресурсы переадапта­ции ограничены, процесс реадаптации происходит, как правило, с психологическими потерями, он успешен лишь у тех специалистов, которые предварительно были специально подготовлены к дей­ствиям в таких условиях. Поэтому разработка целостной системы психологической подготовки включает не только программирова­ние содержания, относимого к специфике профессионально- служебной деятельности сотрудника, но и обеспечение его подго­товленности к внеслужебным ситуациям жизни, а также мероприя­тия психологического профессионального отбора, командообразо- вания, консультирование руководителя подразделения, психологи­ческую реабилитацию и профессионально-психологическое разви­тие личности сотрудника.

Условием эффективности психологической подготовки явля­ются знание технологий психологической подготовки, формирова­ние специфического проектно-программного мышления руководи­теля подготовки, владение процедурами преобразования сложив­шейся системы деятельности, разработки проектов новых форм ее организации и определения программных шагов реализации проек­тов. В процедурах психологического тренинга важно учитывать требование перевода научных знаний в технически организованные формы, поскольку освоение сотрудником технологически органи­зованных психологических знаний является средством переформи­рования субъективного жизненного опыта. Кроме того, развиваю­щий эффект тренинга программируется в зависимости от исходного уровня психологической подготовленности сотрудников и основан на различении уровней научения. Если для новичков подготовка - это усвоение профессионально значимых психологических знаний как учебных, то для более опытных сотрудников - это «научение учению», т. е. освоение способов самостоятельного получения и использования знаний. Для специалистов-наставников, профессио­налов своего дела подготовка - это обучение тому, как «научить учиться» молодых сотрудников, как найти к ним подход и передать им свое видение профессии, возможно, изменив их отношение к се­бе, людям, профессии, миру в целом. Для специалистов-мастеров подготовка — это освоение идей и принципов формирования про­фессионалом личного мастерства и развития искусства своей про­фессиональной деятельности.

Вместе с тем утверждать, что качество психологической под­готовленности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ус­ловиях зависит от развития психологической науки и практики, можно лишь отчасти. Существенным является интерес и готовность самого сотрудника к саморазвитию и переформированию неэффек­тивных стратегий поведения и эмоционального реагирования. От­ношение сотрудника к мероприятиям психологической подготовки зависит от понимания ее роли в совершенствовании личного про­фессионального мастерства и обеспечении психологического здо­ровья личности.

Другим важным условием эффективности психологической подготовки является воспитание основ должного профессионально­го поведения сотрудника. Известно, что некоторые сотрудники об­ладают невысокой личной культурой, низкими моральными качест­вами, невысоким уровнем образования, укрывают преступления от регистрации, необоснованно отказывают гражданам в приеме заяв­лений, допускают нарушение дисциплины и законности. Только добросовестное исполнение должностных обязанностей и положи­тельные результаты в повседневной службе, - сказано в обращении министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева, - могут послужить восстановлению доверия российских граждан. Путь к уважению профессии сотрудника и воина может оказаться безнадежно дол­гим, если в сознании каждого из нас не будет понимания сложности современного периода развития общества, выработки собственной, безупречной линии поведения на службе и в быту, осознания сво­его личного значения в деле служения гражданину, обществу и го­сударству[43]. Именно поэтому психологическая подготовка сотруд­ников должна проводиться в комплексе с воспитанием нравствен­ности и духовности. Этот тезис четко обозначен в позиции таких известных психологов, как академик РАО А.А. Леонтьев и доктор психологических наук Б.С. Братусь. «Никакая армия психологов и психотерапевтов, - пишет Б.С. Братусь, - не спасет, пока они будут служить перевернутому в нравственном отношении миру»[44].

Использование активных методов психологической подготов­ки дает возможность развить профессионально значимые качества личности сотрудника и формировать психологические средства профессиональной деятельности. В частности, овладение приемами психической саморегуляции позволяет использовать это состояние и для отдыха и восстановления, и для самопрограммирования пси­хики на точные действия в экстремальных условиях, включающие сложные алгоритмы оценки ситуации, принятия решения и действования в ней. В целом, задача обеспечения психологической безопасности - личная, касающаяся каждого сотрудника, осознаю­щего ответственность за свое психологическое здоровье и профес­сиональный рост. Она заключается в том, как учесть в своей про­фессиональной деятельности негативные психологические послед­ствия, вызванные не только экстремальными, но и рядовыми труд­ными ситуациями. Главным результатом специально организованной психологи­ческой подготовки является формирование качеств личности, кото­рые не сводятся к традиционно выделяемым формам профессио­нального опыта - знаниям, умениям, навыкам. Таким результатом является формирование психологической культуры личности. Пси­хологическая культура личности - это мера нравственности и ду­ховности в человеке. Личностно-ориентированная психологическая подготовка позволяет расширять границы понимания жизни, фор­мировать мотивацию саморазвития и овладения специалистом эф­фективными психотехнологиями решения профессиональных за­дач, в том числе в экстремальных, жизнеопасных ситуациях, уви­деть свою работу как средство раскрытия и реализации своих пси­хологических возможностей.

 

1 См.: Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных ус­ловиях... — С. 33-52; Организация психологического обеспечения деятельно­сти сотрудников ОВД в экстремальных условиях... - С. 35—40.

1 См.: Соловьев И.В. На войне как на войне. Заметки психолога. - Пермь, 2000.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что нужно знать руководителю подготовки?

2. Что такое морально-психологическая подготовленность сотрудника ОВД?

3. Как влияют экстремальные условия на психику человека?

4. Как адаптируется психика к экстремальным условиям?

5. Почему к действиям в экстремальных ситуациях необходимо специально готовиться и осваивать новые способы управления собой?

6. От чего зависит индивидуальная стратегия реагирования на экстремальные условия?

7. К каким негативным последствиям для психики сотрудника приводит его участие в экстремальных ситуациях?

8. Как предотвратить негативные последствия экстремальной ситуации для своего психологического здоровья?

9. Как проходит дебрифинг?

10. Как обеспечить личную безопасность в экстремальных ситуациях?

11. Как действует в экстремальных условиях профессионал?

12. Какие методы психологической подготовки может использовать сотрудник?

13. С чего начать формирование психологической готовности?

 

Литература

1. О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.– Директива №1 Министра внутренних дел от 19.06.1996.

2. Примерные рекомендации по вопросам организации морально-психо­ло­ги­ческого обеспечения служебно-боевой деятельности ВОВД, ОМОН, СОБР, СОМ на территории Северо-Кавказского региона (для заместителей начальников и командиров по работе с личным составом) // Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сборник документов и информативно-методических материалов.– М.: ЦИиНМО КП МВД России, 2000.– С. 27–32.

3. Алиев Х.М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях.– М., 1996.

4. Белик Я.Я. Учебная книжка для слушателей по факультативному курсу “Приемы и методы психической саморегуляции”.– М.: Академия МВД СССР, 1989.

5. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных ор­ганов тактике и методам обеспечения личной безо­пас­ности.– М., 1997.

6. Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах.– 1996.–№ 1(3).– С.76-84.

7. Он же. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий несения службы сотрудниками ОВД в экстремальных условиях. Методическое пособие.– М.: Академия МВД России, 1996.– 42 с.

8. Королюк Н.И. Психическая саморегуляция сотрудников ОВД.– М., 1997.

9. Кучер А. Пройти и преодолеть / А.Кучер, А. Крохмалев, И. Соловьев.– Пермь, 1999.

10. Лебедев В.И. Личность в экстремальный условиях.– М., 1989.

11. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах.– М., 2001.

12. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. – М., 1993.

13. Марьин М.И. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Методическое пособие / М.И. Марьин, С.И. Ловчан, М.В. Леви и др.– М.: ВНИИПО, 1999.

14. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.– М.: Академия МВД России, 1995.

15. Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сборник документов и информативно-методических материалов.– М.: ЦИиНМО КП МВД России, 2000.

16. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях / Под общ. ред. В.М. Бурыкина.– М., 2004.

17. Папкин А.И. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа /А.И. Папкин, В.С. Но­виков // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.

18. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под ред. М.И. Марьина.– М., 1999.

19. Пушкарев А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: Диаг­нос­ти­ка, психофармакология, психотерапия / А.Л. Пушкарев, В.А. До­мо­рац­кий, Е.Г. Гордева.– М., 2000.

20. Самовичев Е.Г. Психология личной безопасности человека // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 93–99.

21. Соловьев И.В. На войне как на войне. Заметки психолога.– Пермь, 2000.

22. Столяренко А.М. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД и ВВ при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие / А.М. Столяренко, В.С. Карпов.– М.: Академия управления МВД России, 1998.

23. Столяренко А.М. Программа психологической подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД, действующих в чрезвычайных ситуациях, в том числе при вооруженных конфликтах / А.М. Столяренко, Н.В. Андреев, И.О. Котенев, Н.Г. Хохло­ва.– М., 1997.

24. Он же. Боевая готовность и бдительность сотрудника // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 536–541.

25. Он же. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 531–536.

26. Стрельченко А.Б. Психологические аспекты обеспечения профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях / А.Б.Стрельченко, Г.С. Човдырова // Психопедагогика в правоохранительных органах.– 1996.– №1(3).– C. 68-70.

27. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.– СПб., 2001.

28. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях.– М., 1995.

29. Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях.– М., 1998.

30. Шилова Л.А. Методические рекомендации по организации работы с сотрудниками и военнослужащими в экстремальных условиях.– Пермь, 1996.

31. Энциклопедияюридической психологии / Под ред. А.М. Столяренко.– М., 2003.

 

 


[1] Комплексная программа медико-психологического обеспечения сотрудни­ков ОВД России и военнослужащих внутренних войск МВД России, выпол­няющих задачи на территории Северо-Кавказского региона. Приложение № 1 к приказу МВД России № 273 от 30 апреля 2004 г. // Организация психологи­ческого обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных усло­виях / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. - С. 219-225.

' Подготовка сотрудников к деятельности в экстремальных условиях // Органи­зация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экс­тремальных условиях / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. - М., 2004. - С. 35-39.

[2] Примерные рекомендации по вопросам организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности ВОВД, ОМОН, СОБР, СОМ на территории Северо-Кавказского региона (для заместителей начальников и командиров по работе с личным составом) // Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сборник документов и информативно-методических материалов.– М., 2000.– С. 27.

[3] Там же.– С. 28.

[4] Столяренко А.М. Морально-психологические особенности личности юриста // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 168.

[5] Он же. Боевая готовность и бдительность сотрудника // Там же.– С. 536.

[6] Носков В. А. Психотехника обучения учению / В.А. Носков, Л.Н. Иванова: Учебное пособие.– Н. Новгород, 1997.– С. 129–134.

[7] Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей.– М., 1993.

[8] Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.– М., 1989.– С. 50–60; он же. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах.– М., 2001; Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Науч. ред. А.А. Деркач.– М., 1996.– С. 87–90.

[9] Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Науч. ред. А.А. Деркач.– М., 1996.– С. 87–90.

[10] Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах.– М., 2001.– С. 416.

[11] См.: Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ пре­одо­ления кризисных состояний.– М., 1984.

[12] Погодина Т.Г. Нервно-психические расстройства участников боевых действий.– Н. Нов­го­род, 2004.– С.50-52.

[13] Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.– СПб.: Питер, 2001.– С. 52–54.

[14] Романов В.В. Юридическая психология.– М., 2000.– С. 153–156.

[15] Осознавая это, практическая психология разрабатывает методики диагностики состояния и ПТСР. См., например: Войцех В. Методика диагностики суицидальных намерений у военнослужащих, участников боевых действий / В. Войцех, А. Кучер, В. Костюкевич.– Пермь, 2000.

[16] Столяренко А.М. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 534–535.

[17] Там же.– С. 536.

[18] Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал.– 2001.– № 1.– С. 16–24.

[19] Он же. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» // Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. … докт. психол. наук.– СПб., 1996; Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» // Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Науч. ред. А.А. Деркач.– М., 1996.– С. 283–290.

[20] См., например, Безносов С.П. Профессио­наль­ная подготовка и ее влияние на личность (пробле­мы про­ф­де­фор­ма­ции) / С.П. Безносов, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть.– СПб., 1996; Психолого-педагогические пути и способы преодоления кри­зис­ных ситуаций и профессиональной деформации сотрудников ОВД // Организация ра­боты с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на тер­ритории Северо-Кавказского региона: Сборник документов и информативно-мето­ди­чес­ких материалов.– М., 2000.– С. 114–130.

[21] Реан А.А. Акмеология личности // Психол. журнал.– 2000.– № 3.– С. 88–95.

[22] Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД / Б.Г. Бовин, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронов.– М., 1997.– С. 212.

[23] Котенев И.О. Посттравматические стрессовые состояния у сотрудников ПОО // Энциклопедияюридической психологии / Под ред. А.М. Столяренко.– М., 2003.

[24] Психологи владеют разнообразными психокоррекционные методы работы с названными явлениями. См., например, Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под ред. М.И. Марьина.– М., 1999.– С 191–198.

[25] Применяются психотерапевтические методы работы с телом, в частности, телесно-ориентированная психотерапия. См. там же.– С 180–184.

[26] Съедин С.И. Психологические последствия воздействия боевой обстановки / С.И. Съедин, Р.А. Абду­рах­мА­нов.– М.: Министерство обороны РФ, 1992.

[27] Марьин М.И. и др. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников государственной противопожарной службы МВД России.– М., 1999.– С. 46–55.

[28] Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности.– М., 1997.– С. 43–44, Папкин А.И. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа / А.И.Папкин, В.С. Новиков // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 542.

[29] См.: Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.– М., 1983.

[30] Папкин А.И., Новиков В.С. Указ. соч.– С. 543.

[31] Соловьев И.В. На войне как на войне. Заметки психолога.– Пермь, 2000.

[32] Самовичев Е.Г. Психология личной безопасности человека // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 93–99.

[33] Соловьев И.В. На войне как на войне. Заметки психолога.– Пермь, 2000.

[34] Кучер А.А Пройти и преодолеть. Книга для тех, кто готовится к службе в Вооруженных Силах, был в бою, работает в условиях, связанных с риском для жизни, а также для тех, кто находится рядом с ними / А.А. Кучер, А.В. Крохмалев, И.В. Соловьев.– Пермь, 2000.– С. 32–40.

[35] Ре­сурсное состояние – это оп­ти­мальный для крити­ческой ситуа­ции настрой мышления и переживаний. Спо­соб вхождения в ресурсное состояние не всегда осоз­нается про­фес­сио­на­ла­ми, некоторые из них обуча­ются этому спонтанно. Однако, именно целенаправленное формирование опыта вхождения в ресурсное состояние может обеспечить эффективное профессиональное поведение сотрудника в экстремальной ситуации.

[36] Фомин В., Линдер И. Указ. раб.– С. 239–240.

[37] Там же.– С. 247–248.

[38] Бэндлер Р. Структура магии: В 2 т. / Р. Бэндлер, Д. Гриндер.– СПб., 1993.

[39] Наиболее полное представление о методах психологической подготовки к экстремальным ситуациям можно получить: Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под ред. М.И. Марьина.– М., 1999.– С. 33–52.

[40] Королюк Н.И. Указ. раб.– С. 7.

[41] Алиев Х. М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях.– М., 1996; Марьин М.И. и др. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников государственной противопожарной службы МВД России.– М., 1999.– С. 66–70; Королюк Н.И. Указ. раб.– С. 32–34.

[42] Носков В.А. Психотехника обучения уче­нию / В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– С. 153–156.

[43] См.: Обращение министра внутренних дел РФ к сотрудникам органов внут­ренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России // Милиция. — 2005. - Июнь.

[44] Братусь Б.С. Научная психология на фоне Льва Толстого // Психологиче­ский журнал. - 1999. - № 3. - С. 121-124.

ИЖЕВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Утверждаю

Заведующий кафедры ГСЭЕНД

____________ А.В. Метелев

«__»________________ 2015 г.

 

Конспект лекции

по дисциплине «Психологическое обеспечение деятельности юристов в сфере национальной безопасности»

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – «Правоохранительная деятельность»

КВАЛИФИКАЦИЯ– «ЮРИСТ»

 

по теме 16

«Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях»

 

Составитель:

канд. психол. наук, доцент,

А.В. Метелев

Рассмотрена на заседании кафедры ГСЭЕНД.

Протокол № ___

от ___ _________ 2015г.

 

Ижевск 2015

 

Тема 16. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях.

 

ПЛАН

Введение.

1. Цели, содержание и направление психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.

2. Психологические изменения личности в экстремальных условиях.

3. Психологические методы обеспечения личной безопасности в экстремальных условиях.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

Психологическая подготовка сотрудников ОВД - одно из ос­новных направлений психологического обеспечения деятельности ОВД при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с захватом за­ложников, стихийными бедствиями, террористическими актами и др. Психологическая

подготовка сотрудников ОВД и военнослу­жащих внутренних войск МВД России, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона, определена приказом МВД России[1]. В соответствии с ним подготовка организуется на базе учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, соединений и воинских частей. Руководители и командиры подразделений в обязательном порядке принимают уча­стие во всех этапах психологической подготовки сотрудников и во­еннослужащих. Данная подготовка осуществляется в объеме не ме­нее 20 часов и направлена на сплочение служебных коллективов, боевое слаживание подразделений, обучение методам и приемам разрешения психологических проблем и повышение устойчивости к действиям в экстремальных условиях. Подготовкой занимаются психологи ОВД, специалисты центров психодиагностики, психоло­ги соединений и воинских частей, имеющие необходимые знания, умения и опыт работы в экстремальных условиях.

 

 

1. Цели, содержание и направление психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.

Что нужно знать руководителю подготовки?

 

Экстремальные условия в деятельности сотрудников ОВД возникают как в связи с криминальными обстоятельствами (раскрытие, расследование и предотвращение преступлений, борьба с терроризмом, осложнение криминогенной обстановки в регионе, изменение методов правового регулирования и др.), так и некриминальными (чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера). Общей особенностью экстремальных ситуаций является их неожиданность, предъявление нестандартных, повышенных психологических требований к сотрудникам ОВД, действующим в этих условиях. Неожиданность и субъективная новизна таких ситуаций приводят к изменению психологических механизмов регуляции поведения и мышления, и формированию новых психологических механизмов, которые определяют поведение сотрудника уже не только в самой экстремальной ситуации, позволяя адекватно ориентироваться в такой ситуации, принимать своевременные решения, но и в последующем (за рамками экстремальной ситуации).

Стойкость новых психологических механизмов регуляции поведения и их неэффективность в «постэкстремальных» ситуациях требуют от сотрудников ОВД осмысления проявлений своей психики в экстремальных условиях деятельности и освоения эффективных методов психологической подготовки к таким ситуациям и приемов перестройки своей психики с учетом специфики «постэкстремальных» жизненных и профессиональных требований.

Отметим, что лекция, как форма служебной подготовки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.162 (0.011 с.)