Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа адаптации нового сотрудника на рабочем местеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
До сих пор как данность воспринимается ситуация, когда для выведения работника на «нормальный» уровень требуется не менее 2 — 3 месяцев. При этом работнику платят зарплату, снисходительно относятся к его ошибкам. Особенно это характерно для системы государственного управления. V Американский бизнес более жестко относится к данному вопросу. Лозунг «вышел на работу в поне делъпик, дай результат в понедельник» становится все более доминирующим. Это достигается, во первых, ужесточением процедуры отбора персона ла и, во-вторых, тотальным контролем за адап тацией работника на рабочем месте в период ис питательного срока, причем безо всякого к нему снисхождения. Хорошая программа адаптации и ориентации работника на новом рабочем месте включает в себя несколько элементов: она должна быть хорошо спланирована; ее содержание должно быть ясным и понятным; письменные материалы, использу- 385 емые в процессе адаптации работника, должны быть высокого качества; роли участников процесса адаптации должны быть строго определены. Особое внимание должно быть уделено организации первого рабочего дня нового работника. В приведенном ниже вопроснике вам предоставлена возможность провести оценку подхода (сильные и слабые стороны) к адаптации сотрудников, который имеет место в вашей организации. Каждый раздел вопросника предполагает подсчет суммы очков по разделу, а затем подведение общего итога. При ответах на вопросы используйте следующую шкалу баллов: 4 — если утверждение, сформулированное в вопроснике, присутствует в вашей организации при проведении программ адаптации постоянно; 3 — если утверждение, сформулированное в вопроснике, присутствует в вашей организации в большинстве случаев для большинства работников при проведении программ адаптации; 2 — если утверждение, сформулированное в вопроснике, иногда используется в вашей организации для некоторых работников при проведении программ адаптации; 1 — если утверждение, сформулированное в вопроснике, не используется в вашей организации или оно вам неизвестно; О если вы полностью не согласны с данным утверждением вопросника или при проведении программ адаптации следуете другой, прямо противоположной линии. > Раздел 1. Планирование 1. Процедура ориентации разработана и внедрена при (балч) 2. Преимущества адаптации (сокращение текучести кад 3. Адаптация сотрудника и его введение в должность спе С Н Князев 386 4. Потребности, сомнения и страхи вновь принимаемых ра > Раздел 2. Содержание 5. Цели адаптации имеют показатели, которые можно оце 6. Программа адаптации и введения в должность увязана с 7. По окончании адаптации и введения в должность работ 8. Вопросы охраны труда и техники безопасности, гарантий > Раздел 3. Методы 9. Адаптация и введение в должность занимают длитель 10. Роль непосредственного руководителя в процессе 11. Работники, проходящие адаптацию, знают, как най 12. Материалы, выдаваемые сотруднику, отличаются пол > Раздел 4. Процедуры и действия 13. В процессе адаптации используются методы обучения 14. Адаптация и введение в должность проводятся при 387 15. Для ряда должностей периодически привлекаются сто 16. В процесс адаптации и введения в должность вовлечена > Раздел 5. Первый день 17. Коллеги по работе и рабочее место готовы к приходу 18. Оптимистичное настроение нового работника стимули 19. Уже в первый день новый работник выполняет конкрет 20. Работнику дается должностная инструкция и его знако > Раздел 6. Оценка 21. Новых работников и их непосредственных руководите 22. Процедура адаптации оценивается участниками, руко 23. В процессе испытательного срока новым сотрудникам 24. Конечные результаты адаптации, оценки и испытатель Подведение итогов по разделам: 13—16 баллов. Ваша программа адаптации по данному разделу проводится на хорошем уровне. 9—12 баллов. Ваша программа адаптации по данному разделу нуждается в незначительных улучшениях. 5 — 8 баллов. Ваша программа адаптации по данному разделу непоследовательна и требует улучшения. 388 Менее 5 баллов. Вашу программу адаптации по данному разделу следует отправить в мусорную корзину и начать ее разработку сначала. Итоги в целом по вопроснику: 72 — 96 баллов. Поздравляем! У вас хорошая программа адаптации и вам не стоит тратить время на ее разработку и внедрение. 48—71 балл. Выясните, по каким разделам вы отстаете и уделите им внимание. Рекомендуем разработать и внедрить программу адаптации выборочно. 25 — 47 баллов. Ваша программа адаптации требует серьезной модификации. Рекомендуем внедрить программу адаптации полностью. Менее 25 баллов. Вам должно быть стыдно за свою работу как руководителя, ибо вы не помогаете своей организации держаться на плаву и не «выжимаете» максимум из своих работников с первого дня их трудоустройства. Рекомендуем разработать и внедрить программу адаптации как можно скорее. Пока вы непроизводительно тратите фонд оплаты труда! Американскими специалистами предлагалась следующая программа адаптации нового сотрудника к рабочему месту: 1. Определите линейных руководителей, специалистов от 2. Определите результаты, которые хочет достичь организа 3. В текстовой форме зафиксируйте связь миссии органи 4. Классифицируйте поступающих работников по группам. 5. Соберите мнения по предыдущему вопросу у сотрудни 6. Составьте список типовых вопросов для новых работников. 7. Если вы документируете собеседования при увольнении, If.! 389 8. Составьте список информации и действий, которые не 9. Определите сроки внедрения.
10. Определите список людей, непосредственно участвую 11. Определите виды занятий и кто их проводит. 12. Определите ваши цели при приглашении специалистов 13. Спланируйте экскурсии по организации, их время, со 14. Разработайте и скомплектуйте письменные материалы. 15. Разработайте детально перечень действий и упражне 16. Детально проработайте программу первого дня сотруд 17. Проработайте раздел «Охрана труда и техника безо 18. Проработайте мероприятия, связанные с семьей нового 19. Проработайте раздел информирования новых сотрудни 20. Подготовьте аудио- и видеоматериалы, слайды. 21. Подготовьте материалы для координатора адаптации. 22. Подготовьте место проведения адаптации. 23. Разработайте формы оценки программы адаптации. 24. Проведите обучение участников программы адаптации. 25. Проведите пилотный прогон программы с недавно наня
27. Скорректируйте программу. 28. Поблагодарите и по возможности премируйте участни УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ Конфликт сам по себе не есть проблема, проблема в том, что нам делать с нашими различиями. Р. Фишер 10.1. Понятие и типы конфликтов Руководить без конфликтов — возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики. Конфликты, которых следует избегать, — это деструктивные явления, приводящие к разрушению ресурсов вместо вовлечения их в конструктивный процесс оптимального использования. Ресурсы — это силы и их источники, ресурсы — это люди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу. Ресурсы — это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окружающая среда. И ресурс особого рода — это наше время. Руководитель — человек, в большей степени, чем другие, ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и приумножение. Самые хорошие методы управления не защитят от необходимости жить и работать в конфликтных условиях. Ни один стиль руководства немыслим без специфических конфликтов. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Западными социологами и фило- 391 софами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. V Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820—1903 гг.) считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития». И в наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только уметь управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Как у многих понятий, у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. В основе любого конфликта (от лат. conflictus — «столкновение») лежит противоречие сторон, мнений, сил. Один из основателей чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией в число четырех основных видов социального взаимодействия. С его точки зрения, соревнование, являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению. Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидуумов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. 392 Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по М. Веберу. Считалось, что эффективность деятельности организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы в основном устраняют условия, способствующие поялению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», тоже были склонны считать, что конфликтов можно и нужно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей, однако рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвращать возникновение конфликта. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с высокоэффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Это не значит, что конфликт всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей, даже будучи уверенными, что поступают неправильно. Но во многих ситуациях 393 конфликт, вынуждая анализировать разнообразные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным и, что немаловажно, дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Все это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения по этим проектам проходит до их фактического исполнения. Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации или дисфункциональным и вызвать снижение личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в организации в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей, однако последующий анализ показывает, что «виноваты» другие факторы. Выделяют четыре основных типа конфликта — внутрилич-ностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой. Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать, как несовместимые. 394 Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что работнику давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина-руководитель давно планировала поехать в выходные с мужем на отдых, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в конце рабочего дня в пятницу ее непосредственный начальник настаивает, чтобы она срочно занялась решением какой-то проблемы, не откладывая ее до следующей рабочей недели. Часто приходится сталкиваться с тем, что руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Как правило, это происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящие должности или являются высококвалифицированными специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, недостаточной уверенностью в себе и организации, а также со стрессом. Межличностный конфликт. Возможно, это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому. 395 Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей в корне отличаются. Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают свои нормы поведения. Каждый работник должен их придерживаться, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Но если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет побольше заработать, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа воспринимает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на совещании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет доказывать, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. И хотя при этом работник, мнение которого отличается от мнения остальных, «болеет» за интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться «непопулярными» в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых благополучных организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано, например, с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это только для того, чтобы поставить специалистов «на место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться тем, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь принятые ими решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это яркие примеры дисфункционального конфликта. У Конфликт может быть адекватно, неадекватно или ложно понятыч. > В первом случае конфликтная ситуация существует объ > Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуа > В третьем случае (ложно понимаемый конфликт) дело Можно выделить еще две реально допустимые ситуации: во-первых, когда объективно конфликт существует, но сторонами как таковой не обознается, и, во-вторых, когда конфликтность отсутствует и объективно, и на уровне сознания. Конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в табл. 10.1. Таблица 10 1 Функции конфликтов
На рис. 10.1 представлена модель конфликта как процесса. Из нее видно, что существование одного или более источников конфликта повышает вероятность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако даже и при большей возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать таким образом, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Другими словами, они понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается примерно так: «На этот раз я разрешу ему поступить по-своему». Управленческая ситуация Источники конфликта Возможность разрастания конфликта Реакция на ситуацию Конфликта не происходит
Управление конфликтом Функциональные и дисфункциональные последствия Рис. 10.1. Модель конфликта как процесса Однако во многих ситуациях человек может реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке доказать другой стороне или нейтральному посреднику, что «он не прав, а моя точка зрения верна». Человек может пытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения и т.п. 399
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.38 (0.011 с.) |