Национальные интересы беларуси в информационной сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные интересы беларуси в информационной сфере



Выделяют четыре основные составляющие национальных интересов Беларуси в информационной сфере.

>• Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспече­ние духовного обновления Беларуси, сохранение и укрепле­ние нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого необходимо:

• повысить эффективность использования информацион­ной инфраструктуры в интересах общественного развития, 'Йвнсолидации общества, духовного возрождения народа Рес-Яублики Беларусь;

1 усовершенствовать систему формирования, сохранения и Щионального использования информационных ресурсов,

КС. Н. Князев


составляющих основу научно-технического и духовного потен­циала Республики Беларусь;

• обеспечить конституционные права и свободы человека и
гражданина свободно искать, получать, передавать, произво­
дить и распространять информацию любым законным спосо­
бом, получать достоверную информацию о состоянии окружаю­
щей среды;

• обеспечить конституционные права и свободы человека и
гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, те­
лефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­
общений, на защиту своей чести;

• укрепить механизмы правового регулирования отноше­
ний в области охраны интеллектуальной собственности, соз­
дать условия для соблюдения установленных федеральным за­
конодательством ограничений на доступ к конфиденциальной
информации;

• гарантировать свободу массовой информации и запрет
цензуры;

• не допускать пропаганду и агитацию, которые способ­
ствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или
религиозной ненависти и вражды;

• обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и
распространение информации о частной жизни лица без его
согласия и другой информации, доступ к которой ограничен
республиканским законодательством.

> Вторая составляющая включает в себя информацион­ное обеспечение государственной политики Республики Бела­русь, связанное с доведением до белорусской и международ­ной общественности достоверной информации о государствен­ной политике Беларуси, ее официальной позиции по социаль­но значимым событиям белорусской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

• укреплять государственные средства массовой информа­
ции, расширять их возможности по своевременному доведению
достоверной информации до белорусских и иностранных
граждан;


_ 131

• интенсифицировать формирование открытых государ­
ственных информационных ресурсов, повысить эффективность
их хозяйственного использования.

>• Третья составляющая включает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии инфор­мации, в том числе средств информатизации, телекоммуника­ции и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а так­же обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Беларусь должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Для достижения этого следует:

• развивать и совершенствовать инфраструктуру единого
информационного пространстваБел ару си;

• развивать отечественную индустрию информационных
услуг и повышать эффективность использования государствен­
ных информационных ресурсов;

• развивать производство в Республике Беларусь конку­
рентоспособных средств и систем информатизации, телекомму­
никации и связи, расширять участие Беларуси в международ­
ной кооперации производителей этих средств и систем;

• обеспечить государственную поддержку отечественных
фундаментальных и прикладных исследований, разработок в
сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

> Четвертая составляющая представляет собой защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуника­ционных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории Беларуси.

В этих целях необходимо:

• повысить безопасность информационных систем, вклю­
чая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей
связи и информационных систем республиканских органов го­
сударственной власти, органов государственной власти субъек­
тов Республики Беларусь, финансово-кредитной и банковской


132

сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасны­ми и экономически важными производствами;

• интенсифицировать развитие отечественного производ­
ства аппаратных и программных средств защиты информации
и методов контроля за их эффективностью;

• обеспечить защиту сведений, составляющих государ­
ственную тайну;

• расширять международное сотрудничество Республики
Беларусь в области развития и безопасного использования
информационных ресурсов, противодействия угрозе развязы­
вания противоборства в информационной сфере.

ВИДЫ УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Республики Беларусь могут быть подразделены на следующие виды:

• угрозы конституционным правам и свободам человека и
гражданина в области духовной жизни и информационной дея­
тельности, индивидуальному, групповому и общественному
сознанию, духовному возрождению Беларуси;

• угрозы информационному обеспечению государственной
политики Республики Беларусь;

• угрозы развитию отечественной индустрии информации,
включая индустрию средств информатизации, телекоммуника­
ции и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее
продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а
также обеспечению накопления, сохранности и эффективного
использования отечественных информационных ресурсов;

• угрозы безопасности информационных и телекоммуника­
ционных средств и систем, как уже развернутых, так и создава­
емых на территории Беларуси.

> Угрозами конституционным правам и свободам чело­века и гражданина в области духовной жизни и информаци­онной деятельности, индивидуальному, групповому и обгцест венному сознанию, духовному возрождению Беларуси могут являться:


133

• принятие республиканскими органами государственной
власти, региональными органами государственной власти
Республики Беларусь нормативных правовых актов, ущемляю­
щих конституционные права и свободы граждан в области ду­
ховной жизни и информационной деятельности;

• создание монополий на формирование, получение и
распространение информации в Республике Беларусь, в том
числе с использованием телекоммуникационных систем;

• противодействие, в том числе со стороны криминальных
структур, реализации гражданами своих конституционных
прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефон­
ных переговоров и иных сообщений;

• нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к об­
щественно необходимой информации;

• противоправное применение специальных средств воздей­
ствия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

• неисполнение республиканскими органами государствен­
ной власти, региональными органами государственной власти
Республики Беларусь, органами местного самоуправления,
организациями и гражданами требований республиканского за­
конодательства, регулирующего отношения в информационной
сфере;

• неправомерное ограничение доступа граждан к открытым
информационным ресурсам республиканских органов государ­
ственной власти, региональных органов государственной
власти Республики Беларусь, органов местного самоуправле­
ния, к открытым архивным материалам, к другой открытой со­
циально значимой информации;

• дезорганизация и разрушение системы накопления и со­
хранения культурных ценностей, включая архивы;

1 • нарушение конституционных прав и свобод человека и Гражданина в области массовой информации;

• вытеснение белорусских информационных агентств,
средств массовой информации с внутреннего информационного
рынка и усиление зависимости духовной, экономической и по­
литической сфер общественной жизни Беларуси от зарубеж-

jj^, Ных информационных структур;

•*»* • девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов эвой культуры, основанных на культе насилия, на духов-


ных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в белорусском обществе;

• снижение духовного, нравственного и творческого потен­
циала населения Беларуси, что существенно осложнит подго­
товку трудовых ресурсов для внедрения и использования но­
вейших технологий, в том числе информационных;

• манипулирование информацией (дезинформация, сокры­
тие или искажение информации).

> Угрозами информационному обеспечению государ
ственной политики Республики Беларусь
могут являться:

• монополизация информационного рынка Беларуси, его
отдельных секторов отечественными и зарубежными информа­
ционными структурами;

• блокирование деятельности государственных средств
массовой информации по информированию белорусской и за­
рубежной аудитории;

• низкая эффективность информационного обеспечения го­
сударственной политики Республики Беларусь вследствие де­
фицита квалифицированных кадров, отсутствия системы
формирования и реализации государственной информацион­
ной политики.

> Угрозами развитию отечественной индустрии инфор
нации, включая индустрию средств информатизации, теле­
коммуникации и связи, обеспечению потребностей внутрен
него рынка в ее продукции и выходу этой продукции на ми­
ровой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности
и эффективного использования отечественных информаци
онных ресурсов
могут являться:

• противодействие доступу Республики Беларусь к новей­
шим информационным технологиям, взаимовыгодному и
равноправному участию белорусских производителей в миро­
вом разделении труда в индустрии информационных услуг,
средств информатизации, телекоммуникации и связи, инфор­
мационных продуктов, а также создание условий для усиления
технологической зависимости Беларуси в области современных
информационных технологий;

• закупка органами государственной власти импортных
средств информатизации, телекоммуникации и связи при нали-


135

чии отечественных аналогов, не уступающих по своим характе­ристикам зарубежным образцам;

• вытеснение с отечественного рынка белорусских произво­
дителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• увеличение оттока за рубеж специалистов и правооблада­
телей интеллектуальной собственности.

> Угрозами безопасности информационных и телекомму никационных средств и систем., как уже развернутых, так и создаваемых на территории Беларуси, могут являться:

• противоправные сбор и использование информации;

• нарушения технологии обработки информации;

• внедрение в аппаратные и программные изделия компо­
нентов, реализующих функции, не предусмотренные докумен­
тацией на эти изделия;

• разработка и распространение программ, нарушающих
нормальное функционирование информационных и информа­
ционно-телекоммуникационных систем, в том числе систем за­
щиты информации;

• уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавле­
ние или разрушение средств и систем обработки информации,
телекоммуникации и связи;

• воздействие на парольно-ключевые системы защиты авто­
матизированных систем обработки и передачи информации;

• компрометация ключей и средств криптографической за­
щиты информации;

• утечка информации по техническим каналам;

• внедрение электронных устройств для перехвата инфор­
мации в технические средства обработки, хранения и передачи
информации по каналам связи, а также в служебные помеще­
ния органов государственной власти, предприятий, учрежде­
ний и организаций независимо от их формы собственности;

• уничтожение, повреждение, разрушение или хищение ма­
шинных и других носителей информации;

• перехват информации в сетях передачи данных и на ли-
Аиях связи, дешифрование этой информации и навязывание
•"Южной информации;

~v • использование несертифицированных отечественных и **рубежных информационных технологий, средств защиты эрмации, средств информатизации, телекоммуникации и


136

связи при создании и развитии белорусской информационной инфраструктуры;

• несанкционированный доступ к информации, находя­
щейся в банках и базах данных;

• нарушение законных ограничений на распространение
информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.017 с.)