Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Улучшение условий труда сотрудниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данное направление научной организации труда призвано обеспечить организацию рабочего места и рабочего времени подчиненного, распределение нагрузок с учетом подготовки и психофизиологических особенностей каждого сотрудника, проявление постоянной заботы об этом со стороны руководителя. Правильное чередование режима труда и отдыха, система мотиваций и эмоциональной поддержки, нравственная атмосфера и наличие сформированных единых ценностных ориентации в коллективе — все это в совокупности определяет степень интенсификации труда каждого сотрудника на порученном участке работы. В решении проблем научной организации труда в целом в коллективе прослеживаются следующие группы задач. • Организационно-технические задачи НОТ. • Психофизиологические задачи НОТ. • Социальные задачи в коллективе. • Социальные задачи НОТ. Они призваны показать, прежде всего, рациональное распределение функциональных обязанностей и взаимную свя- 337 занность выполнения различных служебных задач на одном или нескольких участках одновременно. > Первая задача — упорядочение работы сотрудника. > Вторая задача — оптимизация деятельности со В практике работы применяется и еженедельное планиро вание, что может быть определено особенностями служебной деятельности, а также опытом работы сотрудника. В ежедневном и еженедельном планировании нет принципиальных различий, они соотносятся только объемами намечаемых мероприятий. Использование в управленческой практике ежедневного и еженедельного планирования позволяет вырабатывать системный подход к организации служебной деятельности органов (подразделений, сотрудников), формировать завершенность определенных этапов выполнения плановых мероприятий, способствует последовательному и настойчивому JL 22C Н Князев 338 продвижению органа (подразделения, сотрудника) к конечному результату. Если сотруднику удается закрепить подобные навыки организации личного труда, то со временем у него появляется умение сосредотачиваться на главных вопросах, легко ориентироваться в сложных и динамично развивающихся ситуациях, в результате появляется удовлетворение от результатов работы. > Третья задача — обеспечение коллегиальности в принятии решений. Довольно часто руководители и сотрудники организуют сами или являются участниками различных совещаний. По сути своей совещания являются коллегиальной формой организации процесса принятия решения. При этом основным результатом коллегиального анализа проблемной ситуации становится коллективная резолюция или вывод, который в последующем принимается руководителем в качестве единоличного решения с вытекающей из этого персональной ответственностью. Исходя из основы существенного различия процедуры достижения коллективного решения, на практике выделяются следующие две группы совещаний: • совещания в коллективе обозначенной подчиненности, • совещания без обозначенной подчиненности, когда еди Кроме того, совещания классифицируются и по целевому предназначению: • совещания, организуемые с целью достижения согласо • совещания, используемые для информирования его участ Поэтому большое значение имеет подготовка организаторов и участников к совещанию, в которую входит: • сбор (определение) предлагаемых для обсуждения воп • сбор необходимых материалов, характеризующих суть _J 339 • определение участников обсуждения и ответственных за • объявление времени и места проведения совещания. Иногда для руководителя полезно заблаговременно определить и тактику обсуждения вынесенного на совещание вопроса. Чтобы рационально использовать рабочее время и следовать кратчайшим путем к достижению цели, в ходе совещания допускается: • обсуждать альтернативные проекты решений; • дополнять и совершенствовать предложенный проект ре • определять порядок согласования конфликтных ситуа • предоставлять участникам совещания возможность для • применять различные критерии оценки аргументов, > Четвертая задача — проведение встреч с представителями других ведомств. После совещаний необходимо особо выделить в организации личной работы такой момент, как проведение рабочих встреч с представителями других ведомств или организаций. Естественно, что на это трудно заранее планировать точное время, необходимое на обсуждение тех или иных вопросов, непросто также оценить результаты таких встреч. Проблема заключается в том, что в подобных случаях весьма вероятно возникновение ситуаций с высоким уровнем неопределенности, когда вы встречаетесь и обсуждаете вопросы без заранее согласованных позиций. Поэтому перед встречей рекомендуется готовить несколько вариантов решений, которые бы устраивали вас и ваших оппонентов. Компромисс на основе общих интересов, как правило, помогает сотрудникам продвигать свое решение во многих организациях. Теория и практика управления помогают выделять некоторые принципы организации личной работы сотрудников и их взаимодействия с партнерами. Придерживаясь этих принципов, в отведенное рабочее время можно сделать очень много. Принцип оптимального распределения обязанностей и доведение конкретных задач исполнителям. Руководитель должен представлять себе весь объем работы, вы- L_ 340 полняемый подчиненным, своевременно контролировать ход выполнения задания и корректировать линию поведения исполнителей. Принцип стандартных ситуаций и решений. Суть его состоит в том, чтобы любую реальную проблему в процессе анализа свести к стандартной или базовой, решение которой уже известно и проверено опытом работы. Принцип постоянной оценки и переоценки возникающих практических ситуаций. Реализация его позволяет выбирать главное звено в решаемых задачах, а не сбиваться на решение текущих, мелких проблем («текучку»), не отвлекаться от основной линии работы. Принцип информационной и логической обоснованности принимаемых решений. Этот принцип обозначает непротиворечивость между исходными посылками аналитических рассуждений и сделанными на их основе выводами. Мотивы принятых решений и выводы должны быть предельно ясны и понятны подчиненным, что обеспечивает своевременное и качественное выполнение заданий и поручений. Принцип пакетирования. Его реализация создает значительный резерв повышения эффективности личной работы руководителя (сотрудника). Он заключается в концентрации однородных работ и проблем для выполнения их в совокупности. Принцип автоматизма исполнения. Базируется на отработанной и с годами совершенствуемой системе навыков, приемов и способов выполнения запланированных однородных операций. Принцип оптимальной информированности. Доведение каждому сотруднику только той информации, которая необходима для дела. Принцип обозримости и наглядности. Известно, что каждый человек способен выполнять одновременно достаточно определенное количество операций. Если их число увеличить, то непременно снизится качество выполняемой работы. Исходя из данного положения, нет нужды ставить сотруднику сразу много задач — он с ними не справится. Так же как и самому руководителю нецелесообразно браться за решение многих задач, которые он не в состоянии охватить своим вниманием. J _________________________________________________________ 341_ Принцип разнообразия выполняемых операций. Его реализация создает возможность отдыха за счет переключения руководителя (сотрудника) с одного вида деятельности на другой. Общеизвестно, что на практике добивается успеха коммуникабельный, решительный и обладающий хорошо развитым интеллектом руководитель (сотрудник). Ибо постоянное общение с людьми для одного человека — радость, а для другого — тяжелая обязанность. Если вы проснулись утром и вам хочется идти на работу, и при этом появляется ощущение легкости, то это означает, что вы долго и счастливо проработаете в любом коллективе. Если же для преодоления встречающихся затруднений от вас потребуются значительные усилия, то не стоит насиловать себя и вредить делу, которому вы из романтических или амбициозных побуждений решили посвятить свою жизнь. Нужно помнить, что есть трудности, от преодоления которых испытываешь радость, а есть постоянная тяжесть (от ответственности, контактов с людьми, излишней возбудимости или врожденного пессимизма), которая угнетает. Причины такого состояния могут быть объяснены по-разному, в том числе и психологическими особенностями человека. Для руководителя главное — найти для человека такое дело, которое бы более соответствовало психологическим особенностям его личности. В крайнем случае, найти такой способ выполнения профессиональных операций, который бы не обременял его и обеспечивал положительный общий результат. Одним из основных условий успешной работы на порученном участке, влияющим на всю организацию труда, является способность завоевывать любовь и уважение, а в конечном итоге авторитет у людей, с которыми приходиться общаться. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение. Добиться этого непросто, но существуют выработанные практикой приемы и способы, доступные любому человеку. Например, наше внимание привлекают практические советы Леви и Панасюка. Многое изложено в известных рекомендациях Д. Карнеги. Проделайте небольшой эксперимент и убедитесь: называя имя человека, вы многократно привлекаете его на свою сторону; 342 приветливо улыбаетесь, и собеседник больше доверяет вам; внимательно и терпеливо (не перебивая) слушаете человека, и вызываете полную откровенность с его стороны; говорите оправданный комплимент не только женщинам, но и мужчинам, особенно об их интеллектуальных и деловых качествах; помогите человеку сохранить чувство собственного достоинства, и он станет на длительное время вашим должником. Конечно, схема подобных отношений строго индивидуальна, но постарайтесь найти свою, и результат не заставит себя долго ждать. Отношения зависят от того положения, которое занимает руководитель (сотрудник) в иерархии общественных отношений. Мы редко задумываемся о собственном общественном положении, хотя интуитивно стремимся продвигаться вверх по социальной лестнице. Приступая к исполнению функциональных обязанностей, вы автоматически приобретаете официально признаваемый статус представителя своей организации. Но для успешного выполнения возложенных на вас обязанностей необходимо добавить к нему вашу персональную способность к лидерству и значимость вашей личности. В совокупности это приведет к усилению мотивации успешного труда сотрудника. Большое значение имеет формирование социального мотива к успешному профессиональному труду. Социально-бытовые условия проживания и места работы также определяют один из компонентов научной организации труда. Человек — это как бы естественный биологический аккумулятор, который накапливает знания и жизненную энергию и разряжается на работе, материализуя свои замыслы в конкретных делах. Утраченные силы, а также мотивацию и настроение он должен восстановить, «зарядиться» в комфортной обстановке, в чистоте и уюте, чтобы вновь успешно работать. Приведенные выводы о процессе организации личной работы руководителя и сотрудника позволяют определить наиболее важные в управлении деятельностью организацией элементы научной организации труда'. комплектование кадрами, способными организовать и вести дело; _ 343 рациональное разделение труда и кооперация; планирование рабочего времени; внедрение передовых приемов и методов труда; использование достижений науки и техники; повышение квалификации; материальное и моральное стимулирование; упорядочение документации и упрощение работы с документами; улучшение условий труда; укрепление дисциплины и организованности; и др. Необходимость внедрения научной организации труда осознается всеми руководителями и сотрудниками. Однако процесс внедрения пока не имеет равномерного развития во всех организациях (подразделениях). Это зависит и от социально-экономического состояния общества, и от тех приоритетов, которые присутствуют в деятельности организации. Сегодня уже недостаточно приобрести и расставить на каждом рабочем месте компьютеры, выделить телефон космической связи или пейджер. Необходимо равномерное насыщение достижениями научно-технического прогресса с опережающим повышением общей культуры сотрудников, созданием программного обеспечения, наработкой машинной психологии. Иначе наши компьютеры чаще будут использоваться в режиме пишущей машинки, а многое другое оборудование из-за неквалифицированного применения досрочно выводиться из строя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.01 с.) |