Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие управленческого решенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Ве-бера, прямо связывают эффективность ее деятельности в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством этих решений. В управленческих решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы трудовой деятельности. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из нелепо л агания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он в конечном счете представлен в виде двух элементов управления — подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения являются центральным элементом управления и организации. _J _ 264 V Управленческое решение — это зафиксированный каким либо способов (устно или письменно) воле вой акт, вывод, принятый субъектом управления (руководителем органа или подразделения, сотрудником) в пределах его компетенции (прав и обязанностей), отражающий необходимое или же лательное состояние как организационной струк туры органа или подразделения (формирование организационно штатной структуры, распределе ние функциональных обязанностей его сотрудни ков, расстановка сил и средств и т. п.), так и его функционирования (действия по оценке и прогно зированию развития обстановки, осуществлению контроля и иных функций управления). Поэтому содержание решения включает в себя: замысел, задачи подчиненных, способы выполнения поставленных задач, порядок взаимодействия, обеспечения и организации исполнения. В теории различают ряд видов управленческих решений, в том числе: служебные (относящиеся непосредственно к осуществлению служебной деятельности) и собственно управлен ческие (относящиеся к организации управления этой деятельностью). Деление это достаточно условно, так как служебные решения, как правило, содержат управленческий аспект, а управленческие — служебный. По длительности действия, масштабу и характеру целей выделяют управленческие решения: стратегические (важные для достижения цели, принимаемые на высших уровнях управления), обычно касаются коренных, основополагающих проблем всей управляемой системы; тактические (относящиеся к разработке детальных средств и приемов достижения цели); текущие (решения повседневных вопросов); единоличные (единоначальные) и коллегиальные (кооперативные). По степени обязательности решения подразделяют на: категоричные, или обязательные (подлежащие безусловному выполнению, независимо ни от каких обстоятельств). 270 Они имеют силу подзаконного нормативного акта — приказ, указание, распоряжение, план, резолюция; рекомендательные (выполняемые не всеми объектами управления или выполняемые различными способами в зависимости от обстоятельств или в различных объемах). Они имеют не прямую, а косвенную направленность и чаще предусматривают возможности использования и тактики применения сил и средств; инициативные (принимаемые, как правило, в предвидении возникновения управленческой ситуации) и реактивные (принимаемые в ответ на возникшую ситуацию); распорядительные (принимаемые субъектом управления и отвечающие главным образом на вопрос, что надо сделать) и исполнительные (принимаемые во исполнение решения вышестоящего органа и отвечающие на вопрос, как это надо сделать). В зависимости от степени охвата объекта управления решения бывают: общие (затрагивающие деятельность всей системы управления или сферу полномочий субъекта управления); частные (касающиеся отдельных исполнителей или функций управления), которые должны быть увязаны между собой, точно соответствовать по целям и задачам общим решениям и служить средством реализации общих решений; локальные, принимаемые в отношении какого-либо конкретного элемента управляемой системы; стандартные (соответствующие стандарту, его условиям), типовые (свойственные определенному типу ситуаций, лишенные индивидуальности) и творческие (принимаемые на основе использования неформальных методов оценки ситуации, творческой интуиции и индивидуального опыта); положительные, что-то разрешающие, подтверждающие и отрицательные — запрещающие, отказывающие; и т.д. Одной из основных обязанностей руководителя любого звена является анализ складывающейся обстановки и выработка адекватного управленческого решения. При этом управленческое решение следует отличать от массы других решений, принимаемых человеком в быту и в общении друг с другом, а также от исполнительного решения. _J 271 V Важнейшим признаком управленческого решения является его непосредственная направленность на систему организации коллективного труда. Ня практике ситуации, обусловливающие вмешательство руководителя, возникают постоянно на всех стадиях организации и управления служебной деятельностью, и появляются они благодаря динамично изменяющейся обстановке. Оценка обстановки в совокупности с инициативой руководителя, а также докладами и предложениями подчиненных сотрудников позволяет принять и реализовать адекватное управленческое решение по достижению стоящих задач.
При этом для интеллектуальной деятельности руководителя на стадии принятия управленческого решения свойственны сложность исходного материала и простота и ясность конечного результата (решения). Под этим подразумевается, что данный процесс может быть условно разделен на два этапа: в начале — анализ сложного материала (обстановки в совокупности с новыми вводными), а в итоге — синтез, дающий простые и определенные положения по реализации принятых решений. Превращение сложного в простое — этой краткой формулой можно обозначить одну из самых важных сторон в мыслительной деятельности руководителя. Другими словами, мышление руководителя позволяет видеть одновременно целое и детали, движение и статику. В этой связи подлинное мышление руководителя — это синтетическая (обобщающая) сила ума, выражающаяся в конкретности представлений. У руководителя должны быть одинаково сильны ум и воля, интеллект и характер. Хотя на практике, мы знаем, на первый план порой выходит то один, то другой компонент. Но ум и воля всегда должны выступать в единстве. Только тогда руководитель будет в состоянии проявить гибкость в отношении уже принятого решения и одновременно упорство и твердость в достижении поставленной цели, что обеспечивает процесс управления. v Под процессом управления понимают ход реализации функций управления или деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленную на достижение постав, ленных целей путем реализации определенных функций и применения соответствуюгцих принци-пов и методов управления. Процесс управления характеризует динамику управления и носит циклический, относительно замкнутый характер. Он начинается с постановки целей и задач и заканчивается их выполнением, достижением определенного (желаемого) результата. После оценки результата и внесенных руководителем (работником) изменений в справку об обстановке весь управленческий цикл повторяется. В центре управленческого цикла находится управленческое решение. Оно определяет общие цели и задачи, а затем пронизывает все управленческие функции от начала и до завершения управленческого цикла. При этом общее управленческое решение поддерживается частными и локальными решениями в ходе организации, корректирования и координации действий исполнителей, контроля и оценки конечных результатов работы. Каждое управленческое решение содержит предписание о будущих действиях субъекта и объекта управления на основе переработки информации в целях разрешения конкретной проблемы в сфере деятельности организации. Все управленческие решения призваны обеспечить успешную реализацию последовательно возникающих проблем или частных задач, относящихся к служебной деятельности в целом и относительно различных ее аспектов. Содержание управленческого решения, таким образом, можно представить в виде модели предстоящих практических действий, которая вначале умозрительно, а затем документально закрепляет ответы на вопросы: что делать? как делать? кому делать? в какие сроки делать? какое необходимо материально-техническое и финансовое обеспечение этих действий? При этом в зависимости от стадии управленческого цикла решения могут быть: начальные (исходные), регулирующие, корректирующие и контрольные. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, четко обозначены в требованиях формальной 273 структуры. Однако круг лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью. Следует особо остановиться еще на одной особенности процесса принятия управленческих решений, обусловленной тем обстоятельством, что принятие решения всецело строится и зависит от полноты информации о состоянии обстановки на конкретном участке деятельности. Именно она диктует условия принятия управленческих решений, которые вырабатываются в условиях либо определенности, либо неопределенности и риска. Поэтому в зависимости от степени неопределенности можно выделить решения: стандартные (наработанные варианты); малой неопределенности; значительной неопределенности и большой неопределенности. В каждом из этих случаев необходимо оценивать фактор риска и ущерб от возможных неблагоприятных последствий. Все управленческие решения в организации могут быть также разделены на: • жестко обусловленные (детерминированные); • зависящие от субъекта решения. К первым обычно относят либо решения так называемой стандартизации (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя. Другой тип — инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся акты, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы из нескольких возможных вариантов, каждый из которых влечет ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции. Большое значение также придается проблеме надежности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних осо- Ч С. Н. Князев 274 бое внимание уделяется связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе ее прохождения от нижних ярусов организации до субъекта, принимающего решения. Наука управления в классификации управленческих решений применяет и такие термины, как программируемые и непрограммируемые решения, нашедшие применение в служебной практике. Из них преобладают непрограммируемые решения, требующие исключительно творческого подхода к поиску выхода в нестандартной ситуации, что, в свою очередь, развивает у руководящего состава и членов коллектива здравый смысл и интуицию. Для успешной реализации управленческих решений каждый субъект управления должен обеспечить выполнение определенных требований (принципов). Целесообразность заключается в том, что решение должно увязываться с общими целями и задачами, решаемыми организацией, с принятыми концепциями стратегических интересов. Иными словами, необходимо учитывать конкретную социально-политическую, экономическую ситуацию (в регионе, стране, на определенной административной территории). Оптимальность обеспечивает выбор из нескольких вариантов решения именно того, которое кратчайшим путем и с наименьшими затратами приведет к максимально желаемому результату. При этом просчитывается степень воздействия и предполагаемый не только положительный, но и отрицательный эффект от реализации принятого решения. Своевременность призвана обеспечить адекватное реагирование субъекта и объектов управления на динамично изменяющуюся обстановку. Искусство руководителя в реализации этого требования заключается в том, чтобы уловить момент принятия и реализации управленческого решения. В этом ему помогают не только общие профессиональные знания, но и личный опыт в должности руководителя. Следует помнить, что даже правильно подготовленное и выверенное решение может нанести вред, если оно принято и реализовано преждевременно или с запозданием. Объективность базируется на точном знании и правильной оценке руководителем (работником) обстановки. В свою оче- 275 редь, это знание опирается на применение научной методологии в изучении и оценке всех обстоятельств, формирующих управленческое решение. Конкретность предполагает, что в действиях субъекта управления должен присутствовать выбор вполне определенного варианта действий, а также четкая формулировка в описании этих действий, распределение ролевых обязанностей исполнителей решения, определение пространственных и временных рамок принятого варианта действий. Гибкость обеспечивает возможность внесения в готовый вариант управленческого решения соответствующих изменений, которые, как правило, учитывают общие и частные тенденции развития обстановки. Поэтому гибкость включает в себя результаты динамического прогноза. Учет первичных и производных последствий принятого и реализованного решения, которые сказываются даже через годы. Как показывает практика, одно из самых трудных, но необходимых для соблюдения требований. Рассчитывать первичные и вторичные последствия принято в любой сфере деятельности, иначе рушатся построенные дома, взрываются атомные электростанции и т.п.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.014 с.) |