Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективное представление задачи с рискомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В деятельности по принятию решений, связанных с риском, можно выделить четыре главных процесса (называемые иногда этапами): • создание субъективного представления о задаче; • оценка последствий альтернатив; • прогнозирование условий, определяющих последствия; • выбор альтернативы. Создание субъективного представления основано на конструировании мысленной модели задачи с риском. Целью про- _J _ 313 цесса является оценка субъективной ценности, т.е. полезности последствий. Эта оценка основана на приписывании этим последствиям определенных действительных чисел. В процессе прогнозирования лицо, принимающее решение, оценивает субъективную вероятность выполнения определенных условий или состояний, определяющих последствия данной альтернативы. На конечной стадии оно осуществляет выбор альтернативы в соответствии со своими целями. Поэтому первые три процесса (этапа) можно назвать процессами предрешения, а последний процесс — собственно решением. Выбор же альтернативы представляет собой собственно разрешение задачи. Процессы принятия решений имеют интериоризованный характер. Они образуют цепь мысленных операций, которые не поддаются непосредственному наблюдению. Вполне возможно, что эти операции происходят преимущественно в кратковременной (оперативной) памяти (СТМ). Всякая система имеет один или несколько входов (рецепторов), по которым из окружающей среды и из долговременной памяти поступает информация. В этих процессах перерабатывается только та информация, которая была предварительно введена в решающую систему через ее входы. Окончательное решение и остальная информация выводятся из решающей системы через выходы (эффекторы). По меньшей мере, один выход передает информацию обратно на вход системы. Таким образом, мы имеем дело с самовозбуждающейся системой. В процессе запоминания люди создают себе внутренний образ окружающей среды, называемый схемой. Схема является не копией действовавших ранее внешних стимулов, а их активной организацией. В процессе решения задач у субъекта возникают так называемые динамические схемы, которые управляют его действиями. Субъективное представление является мысленным образом задачи, обладающим несколькими характерными чертами, из которых особенно важны следующие. • Представление зависит от структуры задачи, а не является ее обычной копией. Человек создает это представление путем активной организации поступающей информации. В связи с этим люди могут в одной и той же ситуации формировать несколько различных образов задачи. 314 • Представление является динамическим образом. В про • Процесс решения задачи в большей степени зависит от • Успех в решении задач зависит от выработанного данной Вероятностное представление. Задача с риском складывается из совокупности лотерей. Одно из ее возможных субъективных представлений — это вероятностное представление, в котором решающий расценивает каждую из лотерей как случайную переменную с известным распределением вероятностей исходов. Иначе говоря, лотерея понимается как распределение вероятностей на совокупности исходов. Вероятностное представление весьма близко к объективному описанию задачи с риском. Эвристическое представление. Описывая задачи с риском, люди редко используют такие термины, как «распределение вероятностей», «случайная переменная» или «случайность». Чаще всего они пользуются такими понятиями, как «шансы на успех» и «возможность неудачи», «лотерея» или «степень риска». Задача трактуется как совокупность относительно независимых факторов (черт). Среди последних особенно важны следующие: • вероятность выигрыша (шансы на успех) — ВВ, • размер выигрыша (успех) — РВ; • вероятность проигрыша (шансы на успех) — ВП; • размер проигрыша (лотерея) — РП. Особое значение имеет также степень риска Человек иерар-хизирует факторы по степени важности. В связи с этим он создает для себя представление каждой системы, являющейся упорядоченным списком факторов. Образ задачи с риском, вое- 315 принимаемой как упорядоченный список факторов, называется эвристическим представлением. Создавая эвристическое представление, субъект воспринимает каждую ставку не как случайную переменную с известным распределением вероятностей, а как совокупность факторов. Детерминистское представление. Формулируя детерминистское представление задачи с риском, лицо, принимающее решение, допускает, что представление, которое он строит, не содержит случайных переменных. Это значит, что последствия принятия решения зависят от строго определенных правил. Располагая такими правилами, можно с полной определенностью предвидеть эти последствия. Поэтому, принимая определенное решение, субъект относится к задаче с риском как к проблеме, разрешение которой основано на нахождении совокупности правил, порождающих некие последствия. Поскольку эмпирические данные по этому вопросу весьма скудны, изложенные соображения следует считать совокупностью гипотез, подлежащих дальнейшей проверке. Принцип иерархизации. Человек кодирует опыт главным образом с помощью иерархических структур. Эти общие утверждения относятся и к классу задач, требующих принятия решений. Лицо, их принимающее, может иерархизировать альтернативы или их последствия. Возникает вопрос о цели, которой должна служить иерар-хизация. Предполагается, что лицо, решающее задачу, создает иерархические представления главным образом для того, чтобы уменьшить познавательные усилия и облегчить себе решение. Возможности человека относительно ограничены: он способен одновременно обрабатывать лишь несколько элементов. Иерархизация же упрощает процесс принятия решений. Чем больше множество альтернатив, тем более важную роль играет его иерархизация. Принцип редукции сложного к простому. Предполагается, что люди, решающие задачу, уменьшают ее сложность исключительно в тех случаях, когда они не имеют возможности пользоваться внешней памятью (ЕМ) или когда время на решение сильно ограничено. J16_ Принцип конкретизации. В задачах, требующих принятия решений, часть информации задается в явном виде, а часть — в неявном. Принцип конкретизации основан на том, что человек включает в представление задачи лишь ту информацию, которая задана непосредственно, в явном виде, игнорируя остальную. Конкретизацию можно охарактеризовать как рациональность, в которой исходным пунктом оценки является не объективная задача, сформулированная, например, экспериментатором (работником), а субъективное представление об этой задаче. В соответствии с этим оптимальной является та альтернатива, которая максимизирует целевую функцию решающего на множестве альтернатив, закодированных в представлении о задаче. Это понятие сходно с понятием ограниченной рациональности. С точки зрения этой модели человек поступает рационально. Однако его поведение не является приближением к оптимальному реагированию, которого требует действительная ситуация. Чтобы иметь возможность предвидеть подобное поведение, мы должны установить способ построения этой упрощенной модели. Не подлежит сомнению, что модель ситуации зависит от таких психологических переменных, как наблюдение, мышление и обучение. Понятие действительной рациональности применимо тогда, когда известно, что решающий задачу располагает верной информацией и комплексными знаниями о соответствующем фрагменте действительности. При оценке же методологической рациональности исходным пунктом является структура задачи, т.е. информация, которую она в действительности содержит. Наконец, в исследованиях необходимо принимать во внимание субъективную рациональность, которая оценивается путем ее сопоставления с субъективным представлением о задаче — ее мысленным образом. Ввиду того, что человек производит выбор альтернатив, заключенных в представлении о задаче, исследователю нужны критерии, позволяющие оценить, является ли выбор, осуществленный данным лицом, рациональным с точки зрения созданного им образа задания, т.е. максимизирует ли человек свою целевую функцию. _ 317
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.23 (0.011 с.) |