Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное представление задачи с риском

Поиск

В деятельности по принятию решений, связанных с рис­ком, можно выделить четыре главных процесса (называемые иногда этапами):

• создание субъективного представления о задаче;

• оценка последствий альтернатив;

• прогнозирование условий, определяющих последствия;

• выбор альтернативы.

Создание субъективного представления основано на кон­струировании мысленной модели задачи с риском. Целью про-

_J


_ 313

цесса является оценка субъективной ценности, т.е. полезности последствий. Эта оценка основана на приписывании этим последствиям определенных действительных чисел. В процес­се прогнозирования лицо, принимающее решение, оценивает субъективную вероятность выполнения определенных условий или состояний, определяющих последствия данной альтерна­тивы. На конечной стадии оно осуществляет выбор альтерна­тивы в соответствии со своими целями. Поэтому первые три процесса (этапа) можно назвать процессами предрешения, а последний процесс — собственно решением. Выбор же аль­тернативы представляет собой собственно разрешение задачи.

Процессы принятия решений имеют интериоризованный характер. Они образуют цепь мысленных операций, которые не поддаются непосредственному наблюдению. Вполне воз­можно, что эти операции происходят преимущественно в крат­ковременной (оперативной) памяти (СТМ).

Всякая система имеет один или несколько входов (рецепто­ров), по которым из окружающей среды и из долговременной памяти поступает информация. В этих процессах перерабаты­вается только та информация, которая была предварительно введена в решающую систему через ее входы. Окончательное решение и остальная информация выводятся из решающей системы через выходы (эффекторы). По меньшей мере, один выход передает информацию обратно на вход системы. Таким образом, мы имеем дело с самовозбуждающейся системой.

В процессе запоминания люди создают себе внутренний образ окружающей среды, называемый схемой. Схема являет­ся не копией действовавших ранее внешних стимулов, а их ак­тивной организацией. В процессе решения задач у субъекта воз­никают так называемые динамические схемы, которые управ­ляют его действиями.

Субъективное представление является мысленным образом задачи, обладающим несколькими характерными чер­тами, из которых особенно важны следующие.

• Представление зависит от структуры задачи, а не являет­ся ее обычной копией. Человек создает это представление пу­тем активной организации поступающей информации. В связи с этим люди могут в одной и той же ситуации формировать не­сколько различных образов задачи.


314

• Представление является динамическим образом. В про­
цессе деятельности оно может подвергаться изменению Если
окажется, что оно ошибочно или слишком трудно, субъект, ре­
шающий задачу, может изменить его.

• Процесс решения задачи в большей степени зависит от
вида представления. Тот, кто воспринимает задачу как сово­
купность уравнений, должен решать ее, используя алгебраи­
ческие методы. Структура представления задачи определяет
программу ее решения.

• Успех в решении задач зависит от выработанного данной
личностью субъективного представления. Создание субъектом,
решающим задачу, ее адекватного образа — половина успеха.

Вероятностное представление. Задача с риском скла­дывается из совокупности лотерей. Одно из ее возможных субъективных представлений — это вероятностное представ­ление, в котором решающий расценивает каждую из лотерей как случайную переменную с известным распределением веро­ятностей исходов. Иначе говоря, лотерея понимается как рас­пределение вероятностей на совокупности исходов.

Вероятностное представление весьма близко к объективно­му описанию задачи с риском.

Эвристическое представление. Описывая задачи с риском, люди редко используют такие термины, как «распре­деление вероятностей», «случайная переменная» или «случай­ность». Чаще всего они пользуются такими понятиями, как «шансы на успех» и «возможность неудачи», «лотерея» или «степень риска».

Задача трактуется как совокупность относительно незави­симых факторов (черт). Среди последних особенно важны следующие:

• вероятность выигрыша (шансы на успех) — ВВ,

• размер выигрыша (успех) — РВ;

• вероятность проигрыша (шансы на успех) — ВП;

• размер проигрыша (лотерея) — РП.

Особое значение имеет также степень риска Человек иерар-хизирует факторы по степени важности. В связи с этим он создает для себя представление каждой системы, являющейся упорядоченным списком факторов. Образ задачи с риском, вое-


315

принимаемой как упорядоченный список факторов, называет­ся эвристическим представлением.

Создавая эвристическое представление, субъект восприни­мает каждую ставку не как случайную переменную с известным распределением вероятностей, а как совокупность факторов.

Детерминистское представление. Формулируя де­терминистское представление задачи с риском, лицо, прини­мающее решение, допускает, что представление, которое он строит, не содержит случайных переменных. Это значит, что последствия принятия решения зависят от строго определен­ных правил. Располагая такими правилами, можно с полной определенностью предвидеть эти последствия. Поэтому, при­нимая определенное решение, субъект относится к задаче с риском как к проблеме, разрешение которой основано на на­хождении совокупности правил, порождающих некие послед­ствия.

Поскольку эмпирические данные по этому вопросу весьма скудны, изложенные соображения следует считать совокуп­ностью гипотез, подлежащих дальнейшей проверке.

Принцип иерархизации. Человек кодирует опыт глав­ным образом с помощью иерархических структур. Эти общие утверждения относятся и к классу задач, требующих принятия решений. Лицо, их принимающее, может иерархизировать альтернативы или их последствия.

Возникает вопрос о цели, которой должна служить иерар-хизация. Предполагается, что лицо, решающее задачу, создает иерархические представления главным образом для того, что­бы уменьшить познавательные усилия и облегчить себе реше­ние. Возможности человека относительно ограничены: он спо­собен одновременно обрабатывать лишь несколько элементов. Иерархизация же упрощает процесс принятия решений. Чем больше множество альтернатив, тем более важную роль играет его иерархизация.

Принцип редукции сложного к простому. Предпола­гается, что люди, решающие задачу, уменьшают ее сложность исключительно в тех случаях, когда они не имеют возможнос­ти пользоваться внешней памятью (ЕМ) или когда время на решение сильно ограничено.


J16_

Принцип конкретизации. В задачах, требующих приня­тия решений, часть информации задается в явном виде, а часть — в неявном.

Принцип конкретизации основан на том, что человек вклю­чает в представление задачи лишь ту информацию, которая задана непосредственно, в явном виде, игнорируя остальную.

Конкретизацию можно охарактеризовать как рациональ­ность, в которой исходным пунктом оценки является не объек­тивная задача, сформулированная, например, экспериментато­ром (работником), а субъективное представление об этой за­даче. В соответствии с этим оптимальной является та альтер­натива, которая максимизирует целевую функцию решающего на множестве альтернатив, закодированных в представлении о задаче.

Это понятие сходно с понятием ограниченной рациональ­ности. С точки зрения этой модели человек поступает рацио­нально. Однако его поведение не является приближением к оптимальному реагированию, которого требует действительная ситуация. Чтобы иметь возможность предвидеть подобное по­ведение, мы должны установить способ построения этой упро­щенной модели. Не подлежит сомнению, что модель ситуации зависит от таких психологических переменных, как наблюде­ние, мышление и обучение.

Понятие действительной рациональности применимо тогда, когда известно, что решающий задачу располагает верной информацией и комплексными знаниями о соответствующем фрагменте действительности. При оценке же методологичес­кой рациональности исходным пунктом является структура задачи, т.е. информация, которую она в действительности со­держит.

Наконец, в исследованиях необходимо принимать во вни­мание субъективную рациональность, которая оценивается пу­тем ее сопоставления с субъективным представлением о зада­че — ее мысленным образом.

Ввиду того, что человек производит выбор альтернатив, заключенных в представлении о задаче, исследователю нужны критерии, позволяющие оценить, является ли выбор, осущест­вленный данным лицом, рациональным с точки зрения соз­данного им образа задания, т.е. максимизирует ли человек свою целевую функцию.


_ 317



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.23 (0.011 с.)