Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические подходы к принятию управленческих решенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современных динамичных и сложных общественных системах все более трудным и ответственным становится процесс принятия решений, который играет ключевую роль в руководстве и управлении социальными процессами. Чтобы принять рациональное решение, руководителю нужно проанализировать десятки переменных, относящихся к: 294 затратам сил и средств при получении информации; влиянию используемых сил и средств на установки и поведение людей; надежности источников информации; уровню риска и т.п. Анализ и обобщение этой информации часто превосходят компетенцию и интеллектуальные возможности отдельного человека, и поэтому, что особенно важно, стратегические решения нередко принимаются группой лиц, которая, в свою очередь, пользуется при этом рекомендациями экспертов и советников. Ни интуиция, ни здравый смысл, ни врожденный ум не гарантируют в таких случаях правильного выбора из возможных альтернативных решений, относящихся к политике, экономике, культуре, служебной деятельности. Практика показывает, что если руководитель опирается только на опыт или так называемую житейскую мудрость, то принимаемые им управленческие решения часто бывают ошибочными и могут привести к фатальным последствиям, провалам. Поэтому, чтобы иметь возможность принимать рациональные решения как организационные, так и личностные, нужно шире использовать научные знания. Наука — это мощный инструмент познания, позволяющий изучать и объяснять процессы принятия решений, а также управлять ими. Принятие решений стало предметом научного исследования лишь во время Второй мировой войны. Сегодня оно является подлинной межнаучной проблемой, которой интересуются математики, социологи и психологи. В результате этих исследований возникли два вида теории решений. • Первая из них, созданная главным образом математика как принимать решения рационально? какие из альтернатив оптимальны? • Вторая теория, часто называемая поведенческой теорией как принимать личностные и организационные решения; какие ошибки при этом совершаются. Опираясь на некоторые постулаты рациональности, первая теория формулирует рациональные, оптимальные методы ре- 295 шения отдельных типов задач. Важнейшим и одновременно самым трудным из вопросов, которыми занимается данная теория, является описание условий, обязательное выполнение которых обеспечивает рациональность решения. Пользуясь техническими терминами, формулирование постулатов рациональности (критериев рациональности) может быть выполнено следующим образом: что значит поступать рационально? как отличить оптимальное решение от ошибочного? В некоторой степени ответ на эти вопросы дают обиходные представления. Согласно им, человек решает свои проблемы рационально, если он, следуя принципам логики, анализирует все варианты действий и выбирает наилучший из них, действуя хладнокровно в стрессовых ситуациях, т.е. на его решение не оказывают влияния ни эмоциональные процессы, ни догматически принимаемые принципы, ни предрассудки. Психологическая теория принятия решений, когда исследователь ищет точно описываемые постулаты рациональности, которые могли бы получить всеобщее одобрение, не может опираться на рациональность в обиходном понимании этого слова. Для объяснения данного положения приведем два постулата, называемых постулатами последовательности и максимизации. Постулат последовательности гласит, что для принятия рационального решения следует упорядочить совокупность альтернатив с точки зрения предпочтений лица, прини мающего решение. В данном случае имеется в виду, что упорядочение альтернатив должно обладать следующими свойствами: рефлективностью, связностью, транзитивностью (особенно важны два последних). Связность означает, что альтернативы X и Y сравнимы для лица, принимающего решение, т.е. это лицо в состоянии либо сказать, какая из альтернатив лучше, либо установить, что они одинаково привлекательны. Транзитивность означает согласованность предпочтений, относящихся к альтернативам. Психологические исследования показывают, что человеческие предпочтения зачастую не транзитивны. Постулат максимизации утверждает, что окончательным условием рационального решения является выбор такого йствия, которое максимизирует целевую функцию того, кто 296 решает задачу. Или, менее формально, человек принимает ту альтернативу, которая в описанной ситуации является для него наилучшей. Однако описанных постулатов рациональности решений недостаточно. На практике часто разумная модификация предпочтения или применение вполне хороших стратегий приводит к непоследовательному поведению, которое при этом нельзя назвать иррациональным. Второй постулат, который на первый взгляд кажется вполне очевидным, является предметом дискуссий. У Я. Корнай: «Рекомендация, согласно которой лица, принимающие решения, должны максимизировать свои функции полезности, — это совет, лишенный содержания. Он напоминает популярную поговор ку: «Если ты спрашиваешь у меня совета, то я со ветую тебе, поступай, как хочешь». И хотя упомянутые постулаты далеко не совершенны, до сих пор не выдвинуто никаких конкурирующих предложений. И здесь следует иметь в виду, что, опираясь на эту теорию, формулируются директивы, касающиеся оптимальных средств достижения целей, а не оптимальных целей. Иными словами, сторонники теории интересуются проблемой «как?», а не проблемой «что?». Иными словами, теория принятия рациональных решений рекомендует, чтобы лицо, принимающее решение, выбирало те методы, которые максимально соответствуют его стремлениям, вместо того чтобы интересоваться, конструктивны ли эти стремления для личности и общества или деструктивны. Различают инструментальную и аксиологическую (целевую) рациональность. Инструментальная рациональность характеризует нормативную теорию принятия решений Целевая же рациональность должна содержать императивы относительно того, как выбирать конструктивные цели. Однако надо иметь в виду, что формализация понятия аксиологической рациональности очень трудна. Опираясь на постулаты (критерии) инструментальной рациональности, формулируются рациональные методы разре- _ 297 шения задач принятия решений, т.е. алгоритмов, позволяющих за конечное число шагов найти среди альтернатив оптимальный вариант. Поиск решений складывается из нескольких этапов, среди которых особенно важны два следующих. > Анализируется задание по принятию решения, устанав • детерминистский, при котором каждая альтернатива при • вероятностный, в котором участвуют случайные перемен > Формулируется рациональное решение. Метод решения Таким образом, теория принятия рациональных решений — один из вариантов поведенческой теории типа С —Р, согласно которой структура заданий (или стимулов, С) определяет структуру решения (или реакции, Р). Поведенческий характер описанной теории, а именно тот факт, что она не учитывает в достаточной мере психологических переменных, таких, как скорость переработки информации индивидуумом или индивидуальные черты его характера, в большой степени ограничивает ее практическую ценность. В итоге такое положение приводит к тому, что многие из предлагаемых данной теорией рациональных решений вызывают принципиальные возражения пользователей. Однако без знания этой теории сегодня невозможно проводить какие бы то ни были серьезные эмпирические исследования с целью познания процесса принятия решений. Теория рациональных решений и главным образом работы, развивающие эту теорию в сфере статистической и экономической проблематики, оказали принципиальное влияние на развитие психологических исследований процессов принятия решений. Но в отличие от теории рациональных решений психологическая теория решений представляет собой систему мотивированных утверждений того, как люди разрешают задачи, 298 требующие принятия решений. Поэтому она стремится выявить и предсказать характер процессов принятия решений. V Субъект управления (руководитель, сотрудник, психолог), который хочет предвидеть и объяснить любого рода деятельность, должен познать как структуру задач, требующих решения, так и черты характера того, кто принимает эти реше ния, ибо последние будут всецело зависеть от индивидуальных особенностей личности. Известно, что задачи, требующие решения (ЗР), отличаются типовой разнородностью. К ним принадлежат и сравнительно простые ситуации (вроде игры «орел» или «решка»), и сложные, такие как проблема использования сил и средств и др. Тем не менее, можно выделить общие черты ЗР: • в каждой корректно описанной задаче, требующей реше • каждая альтернатива (или вариант решения задачи) • в задаче должны описываться условия (состояние дел), Психологи все чаще исследуют поведение людей в неструктурированных ситуациях, в которых большая часть информации плохо описана или плохо поддается измерению. Психологу приходится также раскрывать и некоторые черты личности, способные играть важную роль в процессе принятия решений. Все это важно в той мере, в какой известные различия между людьми, принимающими решения, обусловлены их личностными чертами. Одной из самых важных среди них является постоянная направленность на достижение определенных целей (стремление к реализации некоторого желательного положения дел). Кроме того, лицо, принимающее решение, обладает определенными познавательными качествами, такими как кратковременная и долговременная память или достаточно определенная скорость переработки информации. Эти не- _ 299 изменные черты лиц, принимающих решение, играют основную роль при разрешении ЗР. Наряду с изложенным следует отметить, что психологическая теория принятия решений — это еще и система общих утверждений о разрешении задач по принятию решений. Эти утверждения принадлежат к типу логических предложений, описывающих соотношения между независимыми переменными, такими как вид задачи или свойства личности принимающего решение, и зависимыми переменными, т.е. его поведение в ситуации, допускающей выбор. Теория выделяет несколько классов таких утверждений. Первый класс утверждений касается того, как у людей возникает представление о задаче по принятию решений — понимание которой является ее субъективным образом. Так, например, психологи обнаружили, что очень часто решающий объективно стоящую задачу субъект управления добивается ее упрощения, забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия. Второй класс утверждений описывает процесс оценки субъективной ценности (полезности) исходов. Это, скорее всего, самый важный класс утверждений, поскольку полезность исходов (последствий) альтернатив в значительной степени определяет решение человека. В качестве примера такого утверждения можно назвать тезис, согласно которому полезность денег есть монотонная функция их объективного количества. К третьему классу принадлежат утверждения, касающиеся субъективной вероятности обстоятельств, определяющих исходы (последствия) принятого решения. Так, психологи утверждают, что люди переоценивают вероятности малоправдоподобных и, напротив, недооценивают вероятности очень правдоподобных событий. Четвертый класс определяет ведущую роль некоторых утверждений о стратегиях выбора поведения. Последние раскрывают, как лица, принимающие решение (ЛПР), интегрируют информацию о полезности исходов и их вероятности, и какие правила выбора альтернатив они при этом используют. Психологи считают, что в простых задачах, связанных с риском, ЛПР часто выбирают стратегии, максимизирующие субъективно ожидаемую полезность (СОП). 300 Наконец, пятый класс утверждений описывает факторы, которые управляют процессом решения. К их числу принадлежат: влияние окружающей среды, организация ЛПР и влияние социальной группы. В качестве примера назовем следующие утверждения: • чем сильнее у субъекта агрессивные установки и потреб • решения, принимаемые коллегиально, более рискован
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.011 с.) |