Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс коммуникаций в управленииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
6.1. Виды управленческих отношений и формы их реализации Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить достижение целей организации, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют ни работать вместе, ни формулировать цели, ни достигать их. Коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из которых нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Согласно исследованиям, руководители тратят на процесс коммуникации от 50 до 90% всего рабочего времени. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свою роль в межличностных отношениях, информационном обмене, процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией «встроен» во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации являются их связующим процессом. Поскольку основные функции руководителя направлены на то, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации данных целей. Это значит, что для успеха организации работы индивидов и предприятий необходимы эффективные коммуникации. 2.'JQ Хотя роль коммуникаций общепризнана, опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организаций. Эти данные говорят о том, что обмен информацией представляет собой одну из самых сложных проблем в организациях. Эффективно работающие руководители хорошо представляют себе суть коммуникационного процесса, обладают навыками устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Говоря о коммуникациях в организации, обычно имеют в виду процесс личного общения сотрудников или на собраниях, разговоры по телефону или чтение и составление записок, писем и отчетов. Хотя на эти случаи действительно приходится основная часть обмена информацией в организации, коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс. Начнем с определения того, где внутри и вне организации требуются эффективные коммуникации. В социологии и теории управления выделяют две нодснс темы регуляции в рамках социальной организации — формальную и неформальную. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается специфической природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя единую систему. Формальная организация — костяк административной структуры — представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) — отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном _ 231 и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой — статусом. Система безличных требований фиксируется нормами и образцами поведения в ролевых предписаниях, которые представляют собой основные элементы культуры. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной деятельности. Поскольку ее цель — сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. v Формальная структура образует каркас отногие ний в организации, придает необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс достижения цели. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики. Неформальная организация базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от предыдущей неформальная организация основана на принципах саморегуляции и самоорганизации. Она не является жестко структурированной, вектор ее направленности меняется. При этом ее направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся неформальная организация строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. 232 _ Y Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная — отношениями чежду живыми людьми в процессе их совместной деятельности. Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами: • невозможность стандартизировать всю совокупность • неизбежность возникновения в организации непредви • необходимость отработки новых стандартов поведения, • невозможность сведения отношений между людьми толь Именно последнее условие дало специалистам возможность разделить неформальную организацию на два блока: неформальную организацию, возникающую по поводу трудовой деятельности, и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей. Характеризуя роль неформальной организации внепроиз-водственной сферы, они отмечают ее роль в поддержании социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой формальной организацией. Она проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплоченности и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение. Соотношение формальных и неформальных отношений меняется в зависимости от уровня управленческого звена. Чем ниже этот уровень, тем шире сфера неформальных отношений, и, наоборот, чем выше этот уровень, тем больше отноше- 233 ния приобретают формальный характер. Однако при любых условиях согласованность и слаженность работы коллектива, его успехи определяются разумным сочетанием формальных и неформальных связей. Перед любой организационной структурой стоят конкретные цели, для достижения которых создана система управления. Органы управления как структурные элементы единой системы находятся между собой в соподчинении. При этом особенность системы прямых связей и заключается в том, что решения вышестоящих инстанций идут сверху вниз, опускаясь строго последовательно по уровням управлений и обязательны для исполнения. Каждая организация имеет структурные звенья управления: • руководство управления (первый уровень); • руководители отделов (второй уровень управления); • руководство направлений и отделений (третий уровень • сотрудники (четвертый уровень управления). непосредственно занимаются исполнительской деятельностью на порученном участке, т.е. являются организаторами и исполнителями решений, принимаемых на вышестоящих уровнях управления. Перед каждым сотрудником стоят конкретные цели. При организации работы, направленной на достижение поставленной цели, у работника могут возникать различные потребности, для удовлетворения которых он вынужден всту-пать в отношения с теми подразделениями и органами, которые имеют реальные возможности в оказании ему соответствующей помощи. Организационно по отношению к цели работники могут занимать различные положения, которые формируют соответствующие виды управленческих отношений. Внутри организации информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Наиболее очевидным примером обмена информацией по вертикали является такой компонент коммуникации в органи- 2J4 зации, как отношения между руководителем и подчиненным. Этот вид обмена информацией составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Обмен информацией между руководителем и подчиненным связан с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов, с вовлечением в решение задач отдела, с обсуждением проблем эффективности работы, достижения признания и вознаграждения с целью мотивации, с совершенствованием и развитием способностей подчиненных, со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме, с оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также с получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях. Организация нуждается также в коммуникациях по восходящей — передаче информации с низших уровней на высшие. Рассмотрим указанные выше виды управленческих отношений более подробно с точки зрения их содержания и внешних форм проявления в коллективе. Субординационные отношения представляют собой взаимоотношения между высшими и низшими звеньями управления, между управляющими и управляемыми, между теми, кто принимает решения, и теми, кто их выполняет. Иными словами, это есть отношения по вертикали. Субординационные отношения возникают после подачи руководителем команд управления (приказов, устных или письменных указаний) и действий исполнителей, направленных на выполнение этих команд. Отношения субординации строятся между сотрудниками на основе принципа соподчиненности. Система соподчиненнос-ти строится таким образом, чтобы центральные органы были освобождены от текущих дел и занимались преимущественно вопросами стратегического характера, а низшие звенья сосредоточивали бы свое внимание на решении текущих, тактических вопросов. Реализация субординационных отношений во многом зависит и определяется руководителем. От его авторитета, компетентности, стиля работы, понимания управленческой ситуации зависит качество отношений с подчиненными, степень согласованности усилий для решения задач, поставленных перед организацией. Однако общий климат взаимоотношений по вертика- 235 ли в не меньшей степени зависит и от подчиненного. Чаще всего отношения субординации складываются как чисто формальные отношения между соподчиненными друг другу лицами. По видам субординационные отношения могут быть разделены на линейные и функциональные. Суть линейных отношений состоит в том, что у руководителя много подчиненных, а у подчиненных только один руководитель. При этой разновидности субординационных отношений связи приобретают преимущественно властный характер, с полным подчинением сотрудника руководителям — начальникам отделения, направления, отдела и органа. При этом виде отношений подчиненный обязан согласовать и получить санкцию (разрешение) на осуществление служебных действий посредством обращения в установленном порядке к соответствующим руководителям. Функциональный вид субординационных отношений строится на основе специализации по осуществлению определенных функций управления. В организациях выделяются подразделения, сотрудники которых специализируются на выполнении конкретных функций управления, например: • подразделения, которые выполняют учетные и контроль • инспекторские подразделения — контрольно-наблюдатель • кадровые подразделения — функции по приему, переме • хозяйственно-финансовые подразделения — функции по В то же время руководитель функционального подразделения более ограничен в своих правах, нежели линейный руководитель. Если в полномочия линейного руководителя входят общие вопросы по распоряжению силами и средствами, принятие решений по всем вопросам деятельности организации, то на руководителей функциональных подразделений возлагается руководство реализацией лишь той функции управления, которая за ними закреплена руководителем органа. Функциональные руководители не могут воздействовать на деятельность коллектива напрямую, минуя линейного руководителя. 236_________________________________________________________ Аналогично сотрудник непосредственно не подчиняется руководителям функциональных подразделений, но обязан выполнять их указания по вопросам соблюдения требований нормативных актов, относящихся к компетенции этих руководителей. При этом, как правило, он должен согласовать свои действия с линейным руководителем. Наряду с отношениями субординации важное место в системе управленческих отношений занимают отношения координации. Координационные отношения предполагают согласованность действий сотрудников (руководителей органов, подразделений), неподчиненных друг другу, принадлежащих к одному уровню управления и осуществляющих совместную деятельность по достижению общей цели. В отличие от субординационных отношений (по вертикали), координационные — это отношения по горизонтали. В качестве примера можно назвать отношения между начальниками двух и более органов структуры, начальниками отделов одного или нескольких органов, начальниками направлений (отделений) одного отдела и т.п. Эти взаимосвязи не являются административными. Связующим звеном между органами, подразделениями, отдельными лицами в данном случае является общая цель их деятельности. При отсутствии общей цели основания для возникновения координационных отношений нет. Коммуникационные потребности организации зависят от факторов внешней среды. Если проанализировать, о чем говорят, пишут, читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на вопросах, которые связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. Управление коммуникационным Процессом Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми. Но он не всегда так эффективен, как следовало бы, т.е. на деле люди общаются между собой менее эффективно, чем им это кажется. J __ 237 Для примера возьмем факт, проиллюстрированный Ренси-сом Лайкерто при изучении работы мастеров и их подчиненных на одном из предприятий коммунального обслуживания. В то время как 85% мастеров считали, что их подчиненные чувствуют себя свободно при обсуждении деловых вопросов, в действительности только у 51% подчиненных присутствовало это чувство свободы. В другом исследовании начальник отдела зарегистрировал инструкции или передаваемые подчиненным решения по 165 специальным поводам. Судя по записям подчиненных, они были осведомлены только о 84 таких сообщениях. Кроме того, во многих случаях передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и, следовательно, обмен информацией — неэффективным. Джон Майнер, выдающийся исследователь в области управления, указывает, что, как правило, лишь 50% обмена информацией приводит к обоюдному согласию общающихся. Чаще всего причина низкой эффективности состоит в забвении того факта, что коммуникация — это обмен. В ходе обмена обе стороны играют огромную активную роль. К примеру, если вы как управляющий описываете одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало обмена. Чтобы обмен информацией стал эффективным, ваш подчиненный должен сообщить вам, как он понимает вашу задачу и ожидания в отношении результатов его деятельности. Настоящий обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в этом обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента. > Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собира > Сообщение — собственно информация, закодированная > Канал — средство передачи информации. > Получатель — лицо, которому предназначена инфор При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов: • Зарождение идеи. • Кодирование и выбор канала. • Передача. • Декодирование. Необходимо составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. На рис. 6.1 эти этапы проиллюстрированы в виде простой модели процесса коммуникаций. Форму тирует или отбирает ' ОТПРАВИТЕЛЬ ИДЕЯ Кодирует и выбирает канал Передает по каналу ПОЛУЧАТЕЛЬ СООБЩЕНИЕ ПОНЯТА ЛИ ИДЕЯ Рис. 6.1. Простая модель процесса обмена информацией Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, проанализируем эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникнуть в разных точках. ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом же этапе, поскольку отправитель не тратит достаточного времени на обдумывание идеи. У Кит Девис: «Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Леймотив этапа — не начинайте говорить, не начав думать». Нужно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить процесс эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных. Этот пример отражает также связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего найдутся дельные позитивные идеи обмена информацией по существу темы. Еще один пример потенциальных проблем на этапе зарождения идеи дает нам начальник цеха, только что принявший сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно на 6% повысить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха направит подчиненным это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы. Если же ру- 240 ководитель обдумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям: Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения — прирост объема производства на 6% без дополнительных сверхурочных. Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать из них побольше, а платить поменьше, и взбунтоваться. Рабочие должны понять, каким образом следует осуществить изменения — качество продукции и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своем сообщении высшее руководство. Руководители неудовлетворительно обмениваются информацией, поскольку по отношению к ним именно так действует высшее руководство. Дело в том, что руководители высшего звена часто служат ролевой моделью для поведения подчиненных. Однако вы находитесь в ином положении, чем ваше начальство. Поэтому вовсе необязательно действовать в том же духе, даже если это достаточно эффективно. Что в действительности необходимо, так это осознать, какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и быть уверенным в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели. КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты («язык тела»). Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель также должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал не пригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону. Под об- 241 ным образом может быть неосуществимым одновременный разговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки, предваряющие собрания небольших групп, для обеспечения понимания сообщения и приобщения к проблеме. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективным. Например, руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущенных последним серьезных нарушений мер безопасности. Во время беседы за чашкой кофе или послав ему записку по случаю, вероятно, не удастся передать идею серьезности нарушения столь же эффективно, как официальным письмом или на совещании. Подобным образом, направление подчиненному записки об исключительности его достижения не передаст идею о том, насколько важен сделанный им вклад в работу, и не будет в той же мере эффективным, как прямой разговор с последующим официальным письмом с выражением благодарности (премией). Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Желательно использовать два или больше средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Обсуждая результаты этого исследования, проф. Терренс Митчел указывает: «Главный вывод этой работы в том, что устное плюс письменное сообщение делают обмен информацией более эффективным в большей части случаев». Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации. Однако никоим образом каждый информационный обмен не должен быть письменным, иначе потоки бумаг станут неуправляемыми. (Этап станет более понятным, если представить его себе как операцию упаковки. Многие действительно хорошие продукты не находят сбыта, пока не обретут такой упаковки, кото-j,, рую потребитель сочтет функциональной и привлекательной С. Н. Князев 242 одновременно. Подобным образом многие люди с прекрасными идеями не в состоянии упаковать их с помощью символов и вложить в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будь она даже распрекрасной, зачастую не находит сбыта. ПЕРЕДАЧА На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которые многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица. ДЕКОДИРОВАНИЕ После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если не требуется реакции на идею, процесс обмена информацией на этом завершается.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.012 с.) |