Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы руководства и управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) в общем смысле означает путь к цели, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. У Метод — это совокупность приемов или операции практического или теоретического освоения (познания) действительности. В теории управления сложились два подхода к трактовке методов руководства. Первый подход основан на отождествлении методов руководства и методов управления. Они рассмат- 97 риваются как способы организующего воздействия субъектов управления (неопределенный круг управляющих систем) на объекты управления, на процесс служебной деятельности, силы и средства. Второй подход рассматривает методы руководства в качестве способов воздействия конкретной управляющей системы (руководителя любого уровня) на отдельных подчиненных или коллективы в целом в процессе управления. Отличие этих подходов связано с различными взглядами на оценку их функционального предназначения. Так как руководство является составной частью управления, встречающееся в литературе отождествление методов управления с методами руководства следует признать не совсем верным. Система методов управления (управляющего воздействия) наряду с методами руководства включает в себя и так называемые способы осуществления процесса управления или, точнее, функциональные методы управления, к которым относятся методы анализа и оценки обстановки, планирования служебной деятельности и т.д. Другими словами, методами руководства могут пользоваться не все участники управленческого процесса, а лишь руководители, т.е. для применения многих методов руководства необходимы соответствующие полномочия, которыми наделены только руководители (например, отдание приказов, указаний, распоряжений и пр.). В числе основных методов руководства выделяют методы убеждения и методы принуждения, которые реализуются целым рядом производных от них частных методов руководства. В экономической литературе можно встретить и деление методов руководства на методы стимулирования и распорядительства. При этом методы стимулирования по воздействию на субъект управления могут быть прямыми и косвенными: • прямое стимулирование: поощрение, наказание, крити • косвенное стимулирование: личный пример руководите Различие между этими методами заключается в наличии или отсутствии ясно выраженной оценки действий подчиненного (подразделения, сотрудника). С. Н Князев 98 Методы распорядительства (организационно-распорядительного воздействия) базируются на использовании «обязы-вания», т.е. разрешения или запрета на определенные действия или нормы поведения субъекта. Эти методы представляют собой инструмент, посредством которого развивается и конкретизируется, облекается в определенную форму управленческое воздействие субъекта. Они достаточно широко используются в организаторской деятельности руководителя на всех уровнях управления и реализуются в форме приказа, указания, установки, предписания, распоряжения. Успех использования этих методов определяется тем, что применяемое воздействие должно: • быть правомочным, предельно ясно и четко сформулиро • не подавлять активности подчиненных, не сковывать их • учитывать предел загрузки сотрудника, не допуская • не оставлять сомнений в правильности отдаваемого рас • не противоречить ранее данным по тому же вопросу ука • подвергаться своевременной корректировке, если отдан В этой же группе можно рассматривать и делегирование руководителем своих полномочий подчиненному. В любом случае указанные методы дают ощутимый результат только при соблюдении общих для них требований: • объективности (с точки зрения объекта управления); • научной обоснованности; • конкретности (для объекта управления); • системности; • соответствия правовым и морально-нравственным нор • воспитательной направленности. 99 У Таким образом, сущность любого метода управления составляет характер воздействия руководи теля на подчиненных или интеграционное образование, обусловленное диалектическим, взаимодействием, конкретных целей руководства и используемых для их достижения средств. Здесь выражается противоречие между потребностью и разумной достаточностью мер воздействия на подчиненных. Понимание и правильная реализация этого противоречия формирует эффективный стиль управленческой деятельности и работы руководителя. Данные методы на практике чаще всего применяются комплексно, образуя достаточно устойчивые группы, в числе которых выделяются следующие. Методы централизованного планового руководства. Начиная от современных концептуальных разработок стратегических интересов и до их реального воплощения в жизнь прослеживается стремление четко определить цели и задачи организации на каждом этапе проведения экономических и политических реформ в Беларуси. В последнее время централизации управления придается серьезное значение исходя из особенностей реформирования системы всех органов госуправления. Методы установления нормативных показателей. Эти методы позволяют не только регулировать и организовывать процесс государственного управления, но также справедливо оценивать вклад каждого сотрудника и подразделения в достижение конечного результата. Методы коллегиальной выработки основополагающих решений и персональной ответственности руководителей за их реализацию. К ним относятся методы, развивающие творчество и привлекающие интеллектуальный потенциал сотрудников к заинтересованному участию в решении поставленных перед коллективом задач. Эти методы развивают стремление к профессиональному росту сотрудников. f{< Методы оптимального соответствия организаци- Фнноы структуры решаемым задачам. Реформы и динамика преобразований в обществе постоянно отражаются на построении структуры любой организации. При этом основная 100 сложность заключается в правильной оценке и прогнозе изменений, чтобы сохранить в арсенале сил и средств все самое ценное, накопленное годами работы. Данные методы определяют возможности для своевременного изменения организационно-штатной структуры организации и заложены в принципах построения системы управления. Методы волевого воздействия субъекта управления на объекты. Разум, энергия и заинтересованность руководителей и руководимых в решении общих задач формируют отношения подчиненности. Они создают основу для участия всех членов коллектива в созидательной работе. Не насилие, а воздействие на сознание подчиненных определяет пределы применения методов волевого руководства. Методы личного примера руководителя в организации работы и достижении конечного результата. Только личное участие в выполнении наиболее сложных мероприятий позволяет руководителю вести за собой весь коллектив, от формального лидерства переходить к неформальному. Такое участие регулируется личным опытом и оценкой ситуации каждым руководителем. Необходимость и пределы допустимого участия определяются важностью задач, обстановкой в коллективе, уровнем подготовки исполнителей и многими другими параметрами. Но руководитель должен не подменять исполнителя, а вести его за собой и учить в ходе совместной работы. Организационные методы. Это — набор приемов и способов практической реализации планов и плановых решений. Его чаще определяют особенности личности управляющего и управляемых, их знания и практический опыт, а также соответствующая оценка ситуации. Организация собственного рабочего времени, а затем и работы всего коллектива требует умения и воли субъекта управления. Именно поэтому организационные методы тесно связаны с индивидуальным стилем работы любого руководителя, но они изменяются в зависимости от уровня управленческой деятельности. Правовые методы опираются на Конституцию РБ и законы, подзаконные нормативные акты, уточняющие и регламентирующие деятельность подразделений министерств (ведомств) по решению поставленных перед ними задач. _ 101 Методы стимулирования широко известны, весьма разнообразны и учитывают практически все социально-психологические аспекты управления. Не только поощрение и наказание формируют мотивацию подчиненного к действию. Известно, что духовная и материальная сфера жизни человека тесно соприкасаются. Необходимо, чтобы идеалы и ценностная ориентация в обществе и отдельно взятом коллективе совпадали. Кроме того, должны учитываться устремления личности к реализации заложенных в нее природой и воспитанием возможностей, а также к материальной обеспеченности. Поэтому опытный руководитель умело использует любой повод и ситуацию для стимулирования добросовестной работы своих подчиненных. Искусство применения методов управления подразумевает постоянный поиск руководителем новых возможностей и пристальное внимание к отклонениям в функционировании управляемого объекта. Самой распространенной ошибкой является шаблонность и стереотипность методов руководства, в результате чего возникает так называемый эффект накопления погрешностей, или эффект привыкания. Длительное использование одного и того же метода, пусть даже полезного первоначально, постепенно ведет к тому, что управляемый объект адаптируется к нему и утрачивает нужную реакцию на управляющее воздействие. Поэтому только та система управления является эффективной, которая постоянно развивается и совершенствуется на основе использования накопленного опыта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.110.150 (0.011 с.) |