Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-аналитические службы — инструмент информатизации

Поиск

Системы руководства

Под информатизацией понимается организационный, со­циально-экономический и научно-технический процесс созда­ния оптимальных условий для развития и удовлетворения информационных потребностей всех категорий пользователей (органов государственной власти и управления, экономичес­ких агентов, частных лиц) на основе формирования и исполь­зования информационных ресурсов.

Современные информационные технологии, основанные на применении высокопроизводительных компьютеров и высо­коскоростных сетей передачи данных, позволяют собирать, накапливать и обрабатывать огромные объемы информации, причем не только текстовой, но и графической, аудио-, видео. Объединение отдельных компьютеров в локальные и террито­риально распределенные сети, создание и постоянное расши­рение глобальной сети Internet сделали доступными практи­чески неограниченные объемы информации, создали возмож­ности для оперативного обмена деловой, культурной, общест­венно-политической и личной информацией.

Количественные изменения в информационной сфере при­вели к качественным изменениям во всех сферах жизни об­щества: экономике, культуре, социально-политической, обра­зовательной.

Однако на сегодняшний день использование информацион­ных технологий и информационных ресурсов в Республике Беларусь не приносит тех потенциальных выгод, которые они могли бы дать. Это связано с тем, что эффективное использо­вание огромных объемов доступных информационных ресур­сов для решения задач управления на общегосударственном, отраслевом, территориальном и более низких уровнях управ-


451

ления требует разработки специальных информационно-ана­литических технологий и создания информационно-аналити­ческих служб (ИАС), обеспечивающих результативное ис­пользование информации и знаний для поддержки принятия управленческих решений (УПР).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИАС

Процессы управления любыми объектами или системами, начиная от технических и кончая сложными социально-эконо­мическими системами (СЭС), охватывающими целые отрасли, регионы и народное хозяйство в целом, основываются на:

• мониторинге состояния объекта управления (определе­
ние набора параметров состояния и создание сети сбора инфор­
мации об их значениях);

• анализе состояния и выработке управляющих воздейст­
вий, ориентированных на изменение состояния объекта управле­
ния в соответствии с некоторой заранее определенной целевой
функцией (системой более или менее формализованных целей).

Базой для выработки управляющих воздействий (решений) служат опыт, теория, методы (или алгоритмы) управления. Основные элементы схемы управления:

• цели, задачи управления;

• теория, методы и алгоритмы управления;

• состояние объекта управления и управляющие воздей­
ствия (управленческие решения);

• внешние воздействия со стороны взаимодействующих
СЭС.

Возможность формализации описания этих элементов и построения адекватных математических моделей определяет степень автоматизации процессов управления, которая зависит от сложности управляемого объекта и колеблется от полностью автоматических систем управления техническими объектами до практически не формализуемых систем государственного управления.

В отношении технических систем интерфейс взаимодейст­вия системы управления и управляемого объекта, так же как и поведение (взаимодействие с внешней средой) управляемого объекта, могут быть полностью заданы на специальных язы­ках описания поведения, промоделированы и реализованы с


помощью программно-аппаратных комплексов, которые ис­полняют алгоритмы управления и анализа состояния как объ­екта управления, так и внешней среды.

В социально-экономических системах невозможна форма­лизация ни одного из элементов контура управления, возмож­но только создание эффективной системы поддержки приня­тия управленческих решений, основанной на использовании разной степени формальности информационно-логических мо­делей управляемой СЭС. Качество принятия управленческих решений и, как следствие, качество функционирования управ­ляемой СЭС во многом зависит от такой поддержки. Как уже отмечалось, эти функции в современных системах (органах) управления выполняют И АС.

Важнейшими задачами И АС являются:

• постоянный анализ информационных потребностей орга­
нов управления и эффективности управленческой структуры;

• построение информационно-логических моделей системы
управления и управляемого объекта;

• развитие и совершенствование средств информационной
поддержки принятия решений на всех уровнях руководства СЭС.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАС

ИАС классифицируют по множеству разнообразных при­знаков. Выберем наиболее существенные для базовых принци­пов функционирования. На верхнем уровне классификации они подразделяются на ИАС в органах управления и так на­зываемые независимые ИАС, не входящие в состав конкрет­ного органа управления и предоставляющие свои коммерчес­кие услуги на рынке информационных продуктов.

В свою очередь ИАС в органах управления подразделяют­ся на ИАС высших органов государственной власти и управ пения, отраслевые, территориальные, предприятий.

Коммерческие ИАС классифицируются по предметным областям (видам рынков), которые они обслуживают: социаль­но-политический, финансовый, малое и среднее предпринима­тельство, инжиниринг (усовершенствование) бизнеса и т.д.

В социально-политическом секторе можно выделить анали­тические службы специализированных изданий (типа «Ком-


453

мерсантъ», «Деловой мир» и др.) и различных специализиро­ванных центров, фондов, институтов, которые во многих слу­чаях ориентированы на обслуживание определенных полити­ческих кругов.

Коммерческие И АС создаются при крупных банках, фи­нансовых, страховых, инвестиционных и других компаниях, которые используют их для исследования сфер вложения средств и разработки многовариантных прогнозов.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой боль­шое внимание уделяется информационно-аналитической под­держке малого бизнеса, где этой категорией предприятий про­изводится до 80% ВВП. Малый и средний бизнес нуждается в маркетинговой и правовой информации, анализе финансово-кредитного рынка, рынка недвижимости и рабочей силы. Осо­бо отметим потребность таких предприятий в научно-техничес­кой информации и инновациях, так как именно в этой сфере осуществляется венчурное финансирование и реализация но­вых идей и технологий. Самостоятельное проведение аналити­ческих исследований, создание собственной И АС не под силу небольшому предприятию, поэтому их обслуживание строится на базе региональных центров, создаваемых на долевой осно­ве со значительным участием государства.

НАС В ВЫСШИХ ОРГАНАХ. ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И УПРАВЛЕНИЯ

Объектом управления на данном уровне является общего­сударственная социально-экономическая система. Опыт функционирования ИАС в аппаратах высших должностных лиц США, государств Западной Европы и России позволяет выделить ряд характерных особенностей, определяемых слож­ностью и ответственностью принимаемых стратегических УПР.

Сфера государственного управления подразделяется на ряд проблемных направлений (внешнеполитическая, социаль­ная, общественно-политическая, экономическая, кредитно-де­нежная сфера, безопасность государства и т.д.), и структура ИАС строится в соответствии с принятой классификацией. За каждое направление, как правило, отвечает высококвалифи­цированный специалист в данной области. Руководители на­правлений составляют вершину иерархической системы подго-


454

товки решений в своей области. Обязательным условием эф­фективного функционирования ИАС является участие руково­дителей направлений в подготовке и принятии государствен­ных решений, начиная от постановки проблем и кончая подго­товкой и оформлением соответствующих государственных до­кументов. В своей работе руководитель направления исполь­зует институт независимых экспертов и результаты специаль­ных научных исследований, инициируемых ИАС.

Для обеспечения эффективной информационно-аналити­ческой деятельности должна быть детально регламентирована процедура подготовки стратегических решений, включающая формирование рабочих групп, перечней должностных лиц ап­парата ЛПР и заинтересованных министерств и ведомств, списков сторонних экспертов, источников информации, поряд­ка согласования и юридического оформления документов и т.д. Должен быть также определен перечень регулярно представля­емых аналитических материалов, их структура и периодичность.

Основой деятельности ИАС является информационный мо­ниторинг состояния СЭС и внешнего окружения, включая экономику, общественно-политическую сферу, геополитичес­кое окружение. Систему информационного обеспечения выс­ших органов государственной власти и управления целесооб­разно строить путем объединения на информационном, логи­ческом и техническом уровне территориальных, отраслевых и ведомственных информационно-аналитических служб. Сеть ИАС нижнего уровня наряду с обслуживанием органов управ­ления соответствующего уровня позволит обеспечить инфор­мационную поддержку принятия общегосударственных реше­ний и взаимного информационного обмена между различными отраслями и регионами. Достижение этой цели требует коор­динации работ по созданию и функционированию ИАС из единого центра — государственного органа управления ин­форматизацией.

ОТРАСЛЕВЫЕ ИАС

В условиях перехода к рыночной экономике отраслевые ИАС должны обеспечить:

> Информационно-аналитическую поддержку принятия решений по стратегическому и оперативному управлению


__ 455

отраслью в целом и отдельными предприятиями и организаци-| ями путем:

? • обеспечения всех уровней руководства отрасли аналити-

? ческой и прогнозной информацией о состоянии управляемых

предприятий и организаций;
*; • сбора, обработки и анализа информации о мировых

тенденциях развития отрасли, составления прогнозов;

• подготовки аналитических записок и обзоров для руко­
водства отрасли;

• обзора официальных документов Республики Беларусь и
других стран СНГ, Европейского Союза, специализированных
международных организаций, ведения баз данных междуна­
родных официальных документов;

• сбора, обработки и представления руководству в удобной
для анализа форме оперативной информации о функциониро­
вании отрасли;

• обеспечения оперативного мониторинга состояния отрас­
ли, создания и ведения отраслевой геоинформационной систе­
мы, в рамках которой на основе цифровых электронных карт
представлено размещение предприятий, различного рода ком­
муникаций, состояние окружающей среды и другие простран­
ственно-распределенные данные;

• анализа эффективности отраслевой структуры управле­
ния и выработки рекомендаций по ее совершенствованию;

• взаимодействия с информационными сетями и аналити­
ческими центрами других отраслей и высших органов государ­
ственной власти (обмен информацией, представление отчетнос­
ти, справочных материалов);

• обеспечения руководства отрасли и предприятий опера­
тивной информацией об уровне цен и поставщиках топливо-
энергетических ресурсов, материалов, сырья и комплектующих
изделий;

• подготовки обзоров и рекомендаций по освоению новых
видов продукции, товаров и услуг.

> Информационно-аналитическое обеспечение техническо­го прогресса, внедрения передовых технологий и оборудова­ния посредством:

I

* • мониторинга научно-технической информации, ведения

рубрикаторов, классификаторов, составления аналитических


456

обзоров по тематическим направлениям, определяемым руково­дителями отрасли;

• ведения специализированных отраслевых баз и банков
данных НТД, правовых и других документов;

• создания информационной базы (включая полнотексто­
вые документы) и отраслевой информационно-поисковой си­
стемы, обеспечения удаленного доступа к ней для предприятий
отрасли и других заинтересованных министерств и ведомств;

• информационного обеспечения НИОКР, ведения регис­
тра НИР и ОКР, выполненных в интересах отрасли, проведе­
ния экспертизы технического уровня санируемых НИОКР.

 

> Предоставление информации об отрасли в мировых ин­
формационных сетях, создание отраслевого сервера в сети
Internet, обеспечение информацией отраслевой пресс-службы,
взаимодействие со СМИ.

> Информационное обеспечение современного уровня
подготовки и переподготовки кадров для нужд отрасли, разра­
ботка методических, информационных и аналитических мате­
риалов.

Основными пользователями отраслевой ИАС являются: руководство и аппарат министерства, руководство и аппарат областных структурных подразделений, руководители и инже­нерно-технические работники предприятий данной отрасли и других отраслей, предприятия и организации всех форм собственности, занятые видами деятельности, подлежащими лицензированию в данном министерстве, преподаватели и сту­денты учебных заведений республики, информационно-анали­тические центры других отраслей, регионов и государств, международные союзы и организации.

Для создания отраслевой ИАС необходимо выполнить:

• разработку концепции информатизации отрасли;

• системный анализ информационных потребностей всех
категорий пользователей отрасли, инженерно-технического
персонала, системы подготовки и переподготовки кадров;

• системный анализ информационных ресурсов, необходи­
мых для аналитической работы и информационного обеспече­
ния (печатные издания, официальные документы, стандарты,
нормативные документы, специализированные базы и банки
данных);


457

• разработку необходимого лингвистического обеспечения,
включая рубрикаторы и классификаторы тематических облас­
тей, тезаурусы, языки запросов;

• разработку технологий формирования полнотекстовых
баз данных и информационно-поисковых систем;

• разработку технологий экспертизы и подготовки анали­
тических материалов;

• разработку структуры ИАС с выделением подсистем и
определением правил взаимодействия между ними при выпол­
нении пользовательских запросов;

• формирование требований к программно-техническому
обеспечению ИАС.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИАС

Функции и принципы построения территориальных и отраслевых ИАС во многом схожи. Основная задача террито­риальных ИАС — информационно-аналитическая поддержка принятия решений по стратегическому и оперативному управ­лению регионом, включая мониторинг, анализ и прогнозиро вание состояния основных ресурсов:

• населения (занятость, культурно-образовательный уро­
вень, уровень доходов и потребления, уровень преступности,
общественно-политическая ориентация);

• природных ресурсов (земельный, водный и лесной кадас­
тры, мониторинг состояния окружающей среды);

• производительных сил (реестр предприятий всех форм
собственности, кадастр недвижимости, включая транспортные
и другие виды коммуникаций);

• денежно-финансовых ресурсов (налоги, выполнение бюд­
жета, ценные бумаги);

• информационных ресурсов (реестры информационных
ресурсов и научно-технических разработок, новые технологии,
изобретения, патенты).

Основой для управления ресурсами региона служит регио нальная геоинформационная система, позволяющая наглядно представить пространственно-распределенные данные и ис­пользовать дистанционные методы зондирования (аэро-, космо-, фотосъемку) для оперативного сбора и отображения информа-


458

ции по территории региона. Для сбора динамической инфор­мации используются социологические опросы населения. Территориальные НАС осуществляют:

• информационно-аналитическое обеспечение развития
экономики региона, создание условий для развития производ­
ства и притока инвестиций;

• представление информации о регионе в мировых инфор­
мационных сетях, взаимодействие со СМИ.


НАС ПРЕДПРИЯТИЙ

Относительная простота задач управления на этом уровне позволяет достичь большей степени формализации и автома­тизации принятия управленческих решений. В 90-х годах прошлого века начала развиваться теория бизнес-систем, про­цессов и функций, на основе которой строится модель пред­приятия и его системы управления с использованием фор­мальных математических моделей теории автоматов, сетей Петри и других, используемых ранее для управления техни­ческими системами, а также методов объектно-ориентирован­ного программирования. Разработка бизнес-моделей служит основой для реинжиниринга бизнеса и создания необходимых информационных систем поддержки. Одной из задач И АС предприятия является построение и анализ бизнес-моделей и их усовершенствование в связи с изменением рыночной среды.

В современных системах управления основной тенденцией является передача управленческих функций и функций при­нятия решений на максимально низкий уровень. Важнейшей целью современного производства является не просто удовлет­ворение запросов потребителя, а формирование их. Основной движущей силой развития производства являются инновации и знания, поэтому И АС предприятия должны взаимодейство­вать с отраслевыми и другими НАС, обеспечивать постоянный рост квалификации работников предприятия.

На основании опыта их функционирования можно выде­лить основные виды обеспечения ИАС и сформулировать на­бор требований к ним.

Лингвистическое обеспечение

Классификаторы и рубрикаторы проблемных областей, словари, тезаурусы, позволяющие описать основные понятия


459

(объекты проблемной области) и организовать автоматический анализ текстовых документов, языки запросов, обеспечиваю­щие наглядность, простоту и эффективность взаимодействия пользователей с НАС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.008 с.)