![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно-аналитические службы — инструмент информатизации
Системы руководства Под информатизацией понимается организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для развития и удовлетворения информационных потребностей всех категорий пользователей (органов государственной власти и управления, экономических агентов, частных лиц) на основе формирования и использования информационных ресурсов. Современные информационные технологии, основанные на применении высокопроизводительных компьютеров и высокоскоростных сетей передачи данных, позволяют собирать, накапливать и обрабатывать огромные объемы информации, причем не только текстовой, но и графической, аудио-, видео. Объединение отдельных компьютеров в локальные и территориально распределенные сети, создание и постоянное расширение глобальной сети Internet сделали доступными практически неограниченные объемы информации, создали возможности для оперативного обмена деловой, культурной, общественно-политической и личной информацией. Количественные изменения в информационной сфере привели к качественным изменениям во всех сферах жизни общества: экономике, культуре, социально-политической, образовательной. Однако на сегодняшний день использование информационных технологий и информационных ресурсов в Республике Беларусь не приносит тех потенциальных выгод, которые они могли бы дать. Это связано с тем, что эффективное использование огромных объемов доступных информационных ресурсов для решения задач управления на общегосударственном, отраслевом, территориальном и более низких уровнях управ- 451 ления требует разработки специальных информационно-аналитических технологий и создания информационно-аналитических служб (ИАС), обеспечивающих результативное использование информации и знаний для поддержки принятия управленческих решений (УПР). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИАС Процессы управления любыми объектами или системами, начиная от технических и кончая сложными социально-экономическими системами (СЭС), охватывающими целые отрасли, регионы и народное хозяйство в целом, основываются на: • мониторинге состояния объекта управления (определе • анализе состояния и выработке управляющих воздейст Базой для выработки управляющих воздействий (решений) служат опыт, теория, методы (или алгоритмы) управления. Основные элементы схемы управления: • цели, задачи управления; • теория, методы и алгоритмы управления; • состояние объекта управления и управляющие воздей • внешние воздействия со стороны взаимодействующих Возможность формализации описания этих элементов и построения адекватных математических моделей определяет степень автоматизации процессов управления, которая зависит от сложности управляемого объекта и колеблется от полностью автоматических систем управления техническими объектами до практически не формализуемых систем государственного управления. В отношении технических систем интерфейс взаимодействия системы управления и управляемого объекта, так же как и поведение (взаимодействие с внешней средой) управляемого объекта, могут быть полностью заданы на специальных языках описания поведения, промоделированы и реализованы с помощью программно-аппаратных комплексов, которые исполняют алгоритмы управления и анализа состояния как объекта управления, так и внешней среды. В социально-экономических системах невозможна формализация ни одного из элементов контура управления, возможно только создание эффективной системы поддержки принятия управленческих решений, основанной на использовании разной степени формальности информационно-логических моделей управляемой СЭС. Качество принятия управленческих решений и, как следствие, качество функционирования управляемой СЭС во многом зависит от такой поддержки. Как уже отмечалось, эти функции в современных системах (органах) управления выполняют И АС. Важнейшими задачами И АС являются: • постоянный анализ информационных потребностей орга • построение информационно-логических моделей системы • развитие и совершенствование средств информационной КЛАССИФИКАЦИЯ НАС ИАС классифицируют по множеству разнообразных признаков. Выберем наиболее существенные для базовых принципов функционирования. На верхнем уровне классификации они подразделяются на ИАС в органах управления и так называемые независимые ИАС, не входящие в состав конкретного органа управления и предоставляющие свои коммерческие услуги на рынке информационных продуктов. В свою очередь ИАС в органах управления подразделяются на ИАС высших органов государственной власти и управ пения, отраслевые, территориальные, предприятий. Коммерческие ИАС классифицируются по предметным областям (видам рынков), которые они обслуживают: социально-политический, финансовый, малое и среднее предпринимательство, инжиниринг (усовершенствование) бизнеса и т.д. В социально-политическом секторе можно выделить аналитические службы специализированных изданий (типа «Ком- 453 мерсантъ», «Деловой мир» и др.) и различных специализированных центров, фондов, институтов, которые во многих случаях ориентированы на обслуживание определенных политических кругов. Коммерческие И АС создаются при крупных банках, финансовых, страховых, инвестиционных и других компаниях, которые используют их для исследования сфер вложения средств и разработки многовариантных прогнозов. Во всех странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется информационно-аналитической поддержке малого бизнеса, где этой категорией предприятий производится до 80% ВВП. Малый и средний бизнес нуждается в маркетинговой и правовой информации, анализе финансово-кредитного рынка, рынка недвижимости и рабочей силы. Особо отметим потребность таких предприятий в научно-технической информации и инновациях, так как именно в этой сфере осуществляется венчурное финансирование и реализация новых идей и технологий. Самостоятельное проведение аналитических исследований, создание собственной И АС не под силу небольшому предприятию, поэтому их обслуживание строится на базе региональных центров, создаваемых на долевой основе со значительным участием государства. НАС В ВЫСШИХ ОРГАНАХ. ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Объектом управления на данном уровне является общегосударственная социально-экономическая система. Опыт функционирования ИАС в аппаратах высших должностных лиц США, государств Западной Европы и России позволяет выделить ряд характерных особенностей, определяемых сложностью и ответственностью принимаемых стратегических УПР. Сфера государственного управления подразделяется на ряд проблемных направлений (внешнеполитическая, социальная, общественно-политическая, экономическая, кредитно-денежная сфера, безопасность государства и т.д.), и структура ИАС строится в соответствии с принятой классификацией. За каждое направление, как правило, отвечает высококвалифицированный специалист в данной области. Руководители направлений составляют вершину иерархической системы подго- 454 товки решений в своей области. Обязательным условием эффективного функционирования ИАС является участие руководителей направлений в подготовке и принятии государственных решений, начиная от постановки проблем и кончая подготовкой и оформлением соответствующих государственных документов. В своей работе руководитель направления использует институт независимых экспертов и результаты специальных научных исследований, инициируемых ИАС. Для обеспечения эффективной информационно-аналитической деятельности должна быть детально регламентирована процедура подготовки стратегических решений, включающая формирование рабочих групп, перечней должностных лиц аппарата ЛПР и заинтересованных министерств и ведомств, списков сторонних экспертов, источников информации, порядка согласования и юридического оформления документов и т.д. Должен быть также определен перечень регулярно представляемых аналитических материалов, их структура и периодичность. Основой деятельности ИАС является информационный мониторинг состояния СЭС и внешнего окружения, включая экономику, общественно-политическую сферу, геополитическое окружение. Систему информационного обеспечения высших органов государственной власти и управления целесообразно строить путем объединения на информационном, логическом и техническом уровне территориальных, отраслевых и ведомственных информационно-аналитических служб. Сеть ИАС нижнего уровня наряду с обслуживанием органов управления соответствующего уровня позволит обеспечить информационную поддержку принятия общегосударственных решений и взаимного информационного обмена между различными отраслями и регионами. Достижение этой цели требует координации работ по созданию и функционированию ИАС из единого центра — государственного органа управления информатизацией. ОТРАСЛЕВЫЕ ИАС В условиях перехода к рыночной экономике отраслевые ИАС должны обеспечить: > Информационно-аналитическую поддержку принятия решений по стратегическому и оперативному управлению __ 455 отраслью в целом и отдельными предприятиями и организаци-| ями путем: ? • обеспечения всех уровней руководства отрасли аналити- ? ческой и прогнозной информацией о состоянии управляемых предприятий и организаций; тенденциях развития отрасли, составления прогнозов; • подготовки аналитических записок и обзоров для руко • обзора официальных документов Республики Беларусь и • сбора, обработки и представления руководству в удобной • обеспечения оперативного мониторинга состояния отрас • анализа эффективности отраслевой структуры управле • взаимодействия с информационными сетями и аналити • обеспечения руководства отрасли и предприятий опера • подготовки обзоров и рекомендаций по освоению новых > Информационно-аналитическое обеспечение технического прогресса, внедрения передовых технологий и оборудования посредством:
* • мониторинга научно-технической информации, ведения рубрикаторов, классификаторов, составления аналитических 456 обзоров по тематическим направлениям, определяемым руководителями отрасли; • ведения специализированных отраслевых баз и банков • создания информационной базы (включая полнотексто • информационного обеспечения НИОКР, ведения регис
> Предоставление информации об отрасли в мировых ин > Информационное обеспечение современного уровня Основными пользователями отраслевой ИАС являются: руководство и аппарат министерства, руководство и аппарат областных структурных подразделений, руководители и инженерно-технические работники предприятий данной отрасли и других отраслей, предприятия и организации всех форм собственности, занятые видами деятельности, подлежащими лицензированию в данном министерстве, преподаватели и студенты учебных заведений республики, информационно-аналитические центры других отраслей, регионов и государств, международные союзы и организации. Для создания отраслевой ИАС необходимо выполнить: • разработку концепции информатизации отрасли; • системный анализ информационных потребностей всех • системный анализ информационных ресурсов, необходи 457 • разработку необходимого лингвистического обеспечения, • разработку технологий формирования полнотекстовых • разработку технологий экспертизы и подготовки анали • разработку структуры ИАС с выделением подсистем и • формирование требований к программно-техническому ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИАС Функции и принципы построения территориальных и отраслевых ИАС во многом схожи. Основная задача территориальных ИАС — информационно-аналитическая поддержка принятия решений по стратегическому и оперативному управлению регионом, включая мониторинг, анализ и прогнозиро вание состояния основных ресурсов: • населения (занятость, культурно-образовательный уро • природных ресурсов (земельный, водный и лесной кадас • производительных сил (реестр предприятий всех форм • денежно-финансовых ресурсов (налоги, выполнение бюд • информационных ресурсов (реестры информационных Основой для управления ресурсами региона служит регио нальная геоинформационная система, позволяющая наглядно представить пространственно-распределенные данные и использовать дистанционные методы зондирования (аэро-, космо-, фотосъемку) для оперативного сбора и отображения информа- 458 ции по территории региона. Для сбора динамической информации используются социологические опросы населения. Территориальные НАС осуществляют: • информационно-аналитическое обеспечение развития • представление информации о регионе в мировых инфор НАС ПРЕДПРИЯТИЙ Относительная простота задач управления на этом уровне позволяет достичь большей степени формализации и автоматизации принятия управленческих решений. В 90-х годах прошлого века начала развиваться теория бизнес-систем, процессов и функций, на основе которой строится модель предприятия и его системы управления с использованием формальных математических моделей теории автоматов, сетей Петри и других, используемых ранее для управления техническими системами, а также методов объектно-ориентированного программирования. Разработка бизнес-моделей служит основой для реинжиниринга бизнеса и создания необходимых информационных систем поддержки. Одной из задач И АС предприятия является построение и анализ бизнес-моделей и их усовершенствование в связи с изменением рыночной среды. В современных системах управления основной тенденцией является передача управленческих функций и функций принятия решений на максимально низкий уровень. Важнейшей целью современного производства является не просто удовлетворение запросов потребителя, а формирование их. Основной движущей силой развития производства являются инновации и знания, поэтому И АС предприятия должны взаимодействовать с отраслевыми и другими НАС, обеспечивать постоянный рост квалификации работников предприятия. На основании опыта их функционирования можно выделить основные виды обеспечения ИАС и сформулировать набор требований к ним. Лингвистическое обеспечение
459 (объекты проблемной области) и организовать автоматический анализ текстовых документов, языки запросов, обеспечивающие наглядность, простоту и эффективность взаимодействия пользователей с НАС. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.012 с.) |