Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно-аналитические службы — инструмент информатизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Системы руководства Под информатизацией понимается организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для развития и удовлетворения информационных потребностей всех категорий пользователей (органов государственной власти и управления, экономических агентов, частных лиц) на основе формирования и использования информационных ресурсов. Современные информационные технологии, основанные на применении высокопроизводительных компьютеров и высокоскоростных сетей передачи данных, позволяют собирать, накапливать и обрабатывать огромные объемы информации, причем не только текстовой, но и графической, аудио-, видео. Объединение отдельных компьютеров в локальные и территориально распределенные сети, создание и постоянное расширение глобальной сети Internet сделали доступными практически неограниченные объемы информации, создали возможности для оперативного обмена деловой, культурной, общественно-политической и личной информацией. Количественные изменения в информационной сфере привели к качественным изменениям во всех сферах жизни общества: экономике, культуре, социально-политической, образовательной. Однако на сегодняшний день использование информационных технологий и информационных ресурсов в Республике Беларусь не приносит тех потенциальных выгод, которые они могли бы дать. Это связано с тем, что эффективное использование огромных объемов доступных информационных ресурсов для решения задач управления на общегосударственном, отраслевом, территориальном и более низких уровнях управ- 451 ления требует разработки специальных информационно-аналитических технологий и создания информационно-аналитических служб (ИАС), обеспечивающих результативное использование информации и знаний для поддержки принятия управленческих решений (УПР). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИАС Процессы управления любыми объектами или системами, начиная от технических и кончая сложными социально-экономическими системами (СЭС), охватывающими целые отрасли, регионы и народное хозяйство в целом, основываются на: • мониторинге состояния объекта управления (определе • анализе состояния и выработке управляющих воздейст Базой для выработки управляющих воздействий (решений) служат опыт, теория, методы (или алгоритмы) управления. Основные элементы схемы управления: • цели, задачи управления; • теория, методы и алгоритмы управления; • состояние объекта управления и управляющие воздей • внешние воздействия со стороны взаимодействующих Возможность формализации описания этих элементов и построения адекватных математических моделей определяет степень автоматизации процессов управления, которая зависит от сложности управляемого объекта и колеблется от полностью автоматических систем управления техническими объектами до практически не формализуемых систем государственного управления. В отношении технических систем интерфейс взаимодействия системы управления и управляемого объекта, так же как и поведение (взаимодействие с внешней средой) управляемого объекта, могут быть полностью заданы на специальных языках описания поведения, промоделированы и реализованы с помощью программно-аппаратных комплексов, которые исполняют алгоритмы управления и анализа состояния как объекта управления, так и внешней среды. В социально-экономических системах невозможна формализация ни одного из элементов контура управления, возможно только создание эффективной системы поддержки принятия управленческих решений, основанной на использовании разной степени формальности информационно-логических моделей управляемой СЭС. Качество принятия управленческих решений и, как следствие, качество функционирования управляемой СЭС во многом зависит от такой поддержки. Как уже отмечалось, эти функции в современных системах (органах) управления выполняют И АС. Важнейшими задачами И АС являются: • постоянный анализ информационных потребностей орга • построение информационно-логических моделей системы • развитие и совершенствование средств информационной КЛАССИФИКАЦИЯ НАС ИАС классифицируют по множеству разнообразных признаков. Выберем наиболее существенные для базовых принципов функционирования. На верхнем уровне классификации они подразделяются на ИАС в органах управления и так называемые независимые ИАС, не входящие в состав конкретного органа управления и предоставляющие свои коммерческие услуги на рынке информационных продуктов. В свою очередь ИАС в органах управления подразделяются на ИАС высших органов государственной власти и управ пения, отраслевые, территориальные, предприятий. Коммерческие ИАС классифицируются по предметным областям (видам рынков), которые они обслуживают: социально-политический, финансовый, малое и среднее предпринимательство, инжиниринг (усовершенствование) бизнеса и т.д. В социально-политическом секторе можно выделить аналитические службы специализированных изданий (типа «Ком- 453 мерсантъ», «Деловой мир» и др.) и различных специализированных центров, фондов, институтов, которые во многих случаях ориентированы на обслуживание определенных политических кругов. Коммерческие И АС создаются при крупных банках, финансовых, страховых, инвестиционных и других компаниях, которые используют их для исследования сфер вложения средств и разработки многовариантных прогнозов. Во всех странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется информационно-аналитической поддержке малого бизнеса, где этой категорией предприятий производится до 80% ВВП. Малый и средний бизнес нуждается в маркетинговой и правовой информации, анализе финансово-кредитного рынка, рынка недвижимости и рабочей силы. Особо отметим потребность таких предприятий в научно-технической информации и инновациях, так как именно в этой сфере осуществляется венчурное финансирование и реализация новых идей и технологий. Самостоятельное проведение аналитических исследований, создание собственной И АС не под силу небольшому предприятию, поэтому их обслуживание строится на базе региональных центров, создаваемых на долевой основе со значительным участием государства. НАС В ВЫСШИХ ОРГАНАХ. ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Объектом управления на данном уровне является общегосударственная социально-экономическая система. Опыт функционирования ИАС в аппаратах высших должностных лиц США, государств Западной Европы и России позволяет выделить ряд характерных особенностей, определяемых сложностью и ответственностью принимаемых стратегических УПР. Сфера государственного управления подразделяется на ряд проблемных направлений (внешнеполитическая, социальная, общественно-политическая, экономическая, кредитно-денежная сфера, безопасность государства и т.д.), и структура ИАС строится в соответствии с принятой классификацией. За каждое направление, как правило, отвечает высококвалифицированный специалист в данной области. Руководители направлений составляют вершину иерархической системы подго- 454 товки решений в своей области. Обязательным условием эффективного функционирования ИАС является участие руководителей направлений в подготовке и принятии государственных решений, начиная от постановки проблем и кончая подготовкой и оформлением соответствующих государственных документов. В своей работе руководитель направления использует институт независимых экспертов и результаты специальных научных исследований, инициируемых ИАС. Для обеспечения эффективной информационно-аналитической деятельности должна быть детально регламентирована процедура подготовки стратегических решений, включающая формирование рабочих групп, перечней должностных лиц аппарата ЛПР и заинтересованных министерств и ведомств, списков сторонних экспертов, источников информации, порядка согласования и юридического оформления документов и т.д. Должен быть также определен перечень регулярно представляемых аналитических материалов, их структура и периодичность. Основой деятельности ИАС является информационный мониторинг состояния СЭС и внешнего окружения, включая экономику, общественно-политическую сферу, геополитическое окружение. Систему информационного обеспечения высших органов государственной власти и управления целесообразно строить путем объединения на информационном, логическом и техническом уровне территориальных, отраслевых и ведомственных информационно-аналитических служб. Сеть ИАС нижнего уровня наряду с обслуживанием органов управления соответствующего уровня позволит обеспечить информационную поддержку принятия общегосударственных решений и взаимного информационного обмена между различными отраслями и регионами. Достижение этой цели требует координации работ по созданию и функционированию ИАС из единого центра — государственного органа управления информатизацией. ОТРАСЛЕВЫЕ ИАС В условиях перехода к рыночной экономике отраслевые ИАС должны обеспечить: > Информационно-аналитическую поддержку принятия решений по стратегическому и оперативному управлению __ 455 отраслью в целом и отдельными предприятиями и организаци-| ями путем: ? • обеспечения всех уровней руководства отрасли аналити- ? ческой и прогнозной информацией о состоянии управляемых предприятий и организаций; тенденциях развития отрасли, составления прогнозов; • подготовки аналитических записок и обзоров для руко • обзора официальных документов Республики Беларусь и • сбора, обработки и представления руководству в удобной • обеспечения оперативного мониторинга состояния отрас • анализа эффективности отраслевой структуры управле • взаимодействия с информационными сетями и аналити • обеспечения руководства отрасли и предприятий опера • подготовки обзоров и рекомендаций по освоению новых > Информационно-аналитическое обеспечение технического прогресса, внедрения передовых технологий и оборудования посредством:
* • мониторинга научно-технической информации, ведения рубрикаторов, классификаторов, составления аналитических 456 обзоров по тематическим направлениям, определяемым руководителями отрасли; • ведения специализированных отраслевых баз и банков • создания информационной базы (включая полнотексто • информационного обеспечения НИОКР, ведения регис
> Предоставление информации об отрасли в мировых ин > Информационное обеспечение современного уровня Основными пользователями отраслевой ИАС являются: руководство и аппарат министерства, руководство и аппарат областных структурных подразделений, руководители и инженерно-технические работники предприятий данной отрасли и других отраслей, предприятия и организации всех форм собственности, занятые видами деятельности, подлежащими лицензированию в данном министерстве, преподаватели и студенты учебных заведений республики, информационно-аналитические центры других отраслей, регионов и государств, международные союзы и организации. Для создания отраслевой ИАС необходимо выполнить: • разработку концепции информатизации отрасли; • системный анализ информационных потребностей всех • системный анализ информационных ресурсов, необходи 457 • разработку необходимого лингвистического обеспечения, • разработку технологий формирования полнотекстовых • разработку технологий экспертизы и подготовки анали • разработку структуры ИАС с выделением подсистем и • формирование требований к программно-техническому ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИАС Функции и принципы построения территориальных и отраслевых ИАС во многом схожи. Основная задача территориальных ИАС — информационно-аналитическая поддержка принятия решений по стратегическому и оперативному управлению регионом, включая мониторинг, анализ и прогнозиро вание состояния основных ресурсов: • населения (занятость, культурно-образовательный уро • природных ресурсов (земельный, водный и лесной кадас • производительных сил (реестр предприятий всех форм • денежно-финансовых ресурсов (налоги, выполнение бюд • информационных ресурсов (реестры информационных Основой для управления ресурсами региона служит регио нальная геоинформационная система, позволяющая наглядно представить пространственно-распределенные данные и использовать дистанционные методы зондирования (аэро-, космо-, фотосъемку) для оперативного сбора и отображения информа- 458 ции по территории региона. Для сбора динамической информации используются социологические опросы населения. Территориальные НАС осуществляют: • информационно-аналитическое обеспечение развития • представление информации о регионе в мировых инфор НАС ПРЕДПРИЯТИЙ Относительная простота задач управления на этом уровне позволяет достичь большей степени формализации и автоматизации принятия управленческих решений. В 90-х годах прошлого века начала развиваться теория бизнес-систем, процессов и функций, на основе которой строится модель предприятия и его системы управления с использованием формальных математических моделей теории автоматов, сетей Петри и других, используемых ранее для управления техническими системами, а также методов объектно-ориентированного программирования. Разработка бизнес-моделей служит основой для реинжиниринга бизнеса и создания необходимых информационных систем поддержки. Одной из задач И АС предприятия является построение и анализ бизнес-моделей и их усовершенствование в связи с изменением рыночной среды. В современных системах управления основной тенденцией является передача управленческих функций и функций принятия решений на максимально низкий уровень. Важнейшей целью современного производства является не просто удовлетворение запросов потребителя, а формирование их. Основной движущей силой развития производства являются инновации и знания, поэтому И АС предприятия должны взаимодействовать с отраслевыми и другими НАС, обеспечивать постоянный рост квалификации работников предприятия. На основании опыта их функционирования можно выделить основные виды обеспечения ИАС и сформулировать набор требований к ним. Лингвистическое обеспечение Классификаторы и рубрикаторы проблемных областей, словари, тезаурусы, позволяющие описать основные понятия 459 (объекты проблемной области) и организовать автоматический анализ текстовых документов, языки запросов, обеспечивающие наглядность, простоту и эффективность взаимодействия пользователей с НАС.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.008 с.) |