Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление и оперативная документалистика↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросам документации до последнего времени уделялось явно недостаточное внимание. Если не считать очень редко издававшихся сборников с образцами некоторых документов, нет ни одной цельной работы, специально посвященной данному вопросу. Необходимость дальнейшего совершенствования документации с использованием научных достижений, большая практическая значимость научной разработки ее проблем, наконец, совершенствование подготовки будущих сотрудников обусловливают настоятельную необходимость выделения специального раздела знаний — документалистики. Предметом изучения данной отрасли знаний является: документация (совокупность документов по какому-либо объекту или направлению деятельности организации), а также работа по созданию документов, или документирование (в широком смысле). Остановимся на следующих наиболее важных и принципиальных положениях документалистики: • виды внутриведомственных документов, предъявляемые • создание внутриведомственных документов; • некоторые вопросы совершенствования документации и др. V Известно, что термин «документ» происходит от латинского слова dokumentum, означающего до казателъство, свидетельство. В русском языке этот термин получил распространение при Пет ре I, который, как утверждали современники, собственноручно сделал и перевод его — «письмен нов свидетельство». С появлением, новых техни ческих средств общения (телефон, радио, кино, телевидение и др.) приобрел новые функции и документ. В современном словоупотреблении, в различных областях науки и общественной практики этот термин имеет более ши- 470 рокое значение, причем специалисты каждой области вкладывают в него самое различное содержание. Так, большая часть юристов полагает, что к числу документов относятся только такие акты, которые своим содержанием удостоверяют какие-либо факты или подтверждают какие-либо права. Обязательным атрибутом документа они считают письменность. Специалисты в области делопроизводства под документом понимают не только письменные акты, удостоверяющие или подтверждающие что-либо, но и акты, содержащие указания, распоряжения о производстве каких-либо действий и т.д. В США документом признается любой вид записанной информации, независимо от физической формы или характеристик записи, исключая механизмы, аппаратуру, оборудование и другие виды техники, на которых запись информации производилась. Данное понятие включает (но не ограничивается только этим) все написанные от руки или напечатанные материалы, магнитные записи, все фотографии, негативы, отснятые и отпечатанные пленки и кадры или кинофильмы, все перфорированные карты и ленты, все репродукции вышеперечисленных материалов, каким бы способом они ни воспроизводились. Наиболее четко и полно, на наш взгляд, определено понятие документа в информатике — области знаний, изучающей закономерности сбора, переработки, хранения, поиска, выдачи и распространения запечатленной в документах информации, где документом признается любой материальный объ ект, который фиксирует какие-либо знания и который мо жет быть включен в определенное собрание ему подобных объектов. Для того чтобы стать документом, материальный объект, как считают специалисты информатики, должен не только отображать какое-то информационное воздействие, позволять осуществлять фиксацию этого отображения в виде сообщения с помощью определенной системы знаков, но и использоваться в общественной практике для включения в какие-либо собрания подобных ему материальных объектов. На основании сказанного документами могут быть признаны не только письменные акты (протоколы, справки, рукописи и т.д.), но и графические изображения (чертежи, схемы, планы, карты и J 471 т.п.), а также различные носители информации типа магнитных лент, кинофильмов, диапозитивов, криптограмм и др. Документ — это материальный объект, фиксирующий информацию о фактах, событиях, явлениях, а также мыслительной деятельности работников в процессе осуществления ими своих служебных обязанностей. Из общей массы документов выделяются, прежде всего, письменные документы. Письменный документ был, продолжает и еще долго будет оставаться, несмотря на интенсивное развитие средств информационной техники, наиболее важным и распространенным носителем и источником информации. Да и на практике чаще всего приходится встречаться с письменными документами (печатными или рукописными). Живучесть и распространенность письменных оперативных документов предопределяется рядом факторов. Прежде всего, составление таких документов является общедоступным, надежным и сравнительно простым способом фиксации информации. Значительная часть проводимых руководителем мероприятий подлежит обязательному письменному документальному оформлению. Внутриведомственное письменное документирование выступает как одно из средств укрепления законности, контроля исполнения, повышения дисциплинированности руководителей и подчиненных. Письменные внутриведомственные документы широко используются как средство связи и общения. И, наконец, они являются наиболее ценным материалом для изучения и научного обобщения практики работы. При всем многообразии документы можно подразделить на три основные группы: • содержащие первичную информацию; • содержащие вторичную (выводную) информацию; • содержащие первичную и вторичную информацию (сме В документах первой группы содержится информация, полученная на основе непосредственного восприятия фактов и событий реальной действительности или их следов. В документах второй группы фиксируются результаты аналитической и иного рода логической переработки информации, содержащейся в документах первой группы. 472 В документах третьей группы содержится информация, полученная на основе непосредственного восприятия фактов, событий реальной действительности. По отношению к тому или иному органу документы можно подразделить на: • входящие (поступающие из других органов, учреждений); • исходящие (направленные из данного органа); • внутренние документы (обращающиеся внутри органа, По способу фиксирования информации документы можно подразделить на рукописные и печатные. В зависимости от статуса документального источника можно выделить документы официальные и неофициальные. Создание документов включает в себя множество разнообразных операций, выполняемых, как правило, несколькими сотрудниками. Например, определение вида документа, составление его плана, подбор материалов, подготовка текста, правка, согласование и визирование, подписание и т.д. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА Создание документов — сложный и весьма трудоемкий процесс. Однако до последнего времени фактически не предпринималось попыток его теоретического освещения, разработки более эффективных приемов и методов составления документов, которые позволили бы улучшить их качество, снизить трудовые затраты на составление и обработку. Для решения этих задач потребуется проведение глубоких исследований психологии и технологии труда руководителей и подчиненных по созданию документов, изучение их потребностей в информации на различных этапах работы по созданию документов, выявление хорошо зарекомендовавших себя приемов и методов их составления, а также поиск новых. Эти вопросы требуют большого внимания практических и научных работников. Исходным пунктом составления документа является решение вопроса о виде подготавливаемого документа. От вида документа зависят особенности дальнейшей работы над ним, так как каждому виду документа предъявляются свои требования, которые следует выполнять. 473 Довольно часто руководителю приходится самому выбирать вид документа для фиксации информации, полученной им в ходе выполнения функциональных обязанностей. Для определения этого надо четко установить, о ком или о чем предстоит писать, что именно писать и, наконец, для чего писать. Только ответив на поставленные вопросы и зная виды документов (их характеристики), можно будет принять обоснованное решение. Очень важно, чтобы вид документа соответствовал его содержанию и предназначению. После определения вида документа следует составить его план, т.е. установить все основные положения, которые должны быть отражены в готовящемся документе. Нечеткость мысли в данном вопросе, отсутствие строгого плана неминуемо приводят к неясности и запутанности в изложении содержания документа. В то же время правильно построенный план документа служит хорошим организующим началом и руководством в работе по подбору и оптимизации необходимых сведений, обеспечивает последовательность изложения текста, способствует повышению качественных характеристик документа. Чем сложнее и ответственнее подготавливаемый сотрудником документ, тем значительнее роль плана. В свою очередь, план документа составляется на основе глубокого изучения разнообразных по своему характеру исходных материалов, лежащих в основе будущего документа. Как правило, при подготовке документов изучаются относящиеся к излагаемым вопросам нормативные акты, руководящие и другие документы. Это делается для того, чтобы достаточно полно осветить затрагиваемые вопросы и при этом не допустить противоречий действующему законодательству, а также дублирования оперативных документов, уже циркулирующих в документообороте Для того чтобы процесс составления плана документа был эффективным, он должен складываться из нескольких операций: • изучение исходного материала; • определение объема информации, которую должен со • деление текста документа на смысловые части (каждая • выделение смыслового опорного пункта в каждой части, • определение среди этих частей главных и второстепен Таким образом рождается схема будущего документа. Иногда используются уже сложившиеся, проверенные на практике типовые или аналогичные схемы, но в большинстве случаев составителю приходится самому формировать схему создаваемого документа. Конечно, план документа составляется, в основном, мысленно и не является специальной операцией, фиксируемой на бумаге. Однако при составлении сложных и ответственных документов желательно разрабатывать письменный план и согласовывать его с тем, кто будет подписывать документ, или с непосредственным начальником. Это позволит повысить качество будущего документа и избавит исполнителя от непроизводительного расхода времени на его переработку. В последнем случае целесообразно составлять не только план самого документа, но и план работы над ним, в котором указываются основные этапы подготовки документа: • сбор фактического, оценочного и другого исходного мате • его систематизация, анализ и обобщение; • формулировка основных выводов, рекомендаций, • постановка вопроса или просьба; • составление текста, печатание документа, редактирование; • согласование, визирование, размножение и т.д.; • время начала и окончания работы на каждом этапе, ис Хорошим подспорьем в организации работы может быть построение ленточных или сетевых графиков поэтапного выполнения перечисленных мероприятий. В процессе работы над документом и план документа, и план его подготовки могут претерпевать некоторые изменения, связанные с уточнением и проработкой материалов, сокращением сроков его подготовки и т.д. Но важно, чтобы эти изме- _J 475 нения не уводили автора документа от основной цели, не нарушали главного замысла. Составив план документа (а в необходимых случаях и план работы над документом), сотрудник может перейти к написанию его текста. Различают два основных способа изложения материалов в документе (содержания): логический и исторический, которые находят широкое применение в подготовке документов. Основой исторического способа изложения содержания документа является сам объективный процесс существования и развития факта, явления, цепи событий, которые последовательно описываются в тексте. Как правило, этот способ изложения материалов в документе в чистом виде употребляется редко. Исключение составляют лишь документы, в которых излагаются какие-то важные события или факты, и где требуется точное отражение последовательности самого события без выводов (например, в первичном сообщении о чрезвычайном происшествии, подозрительном на диверсию). Логический способ заключается в том, что имевший место факт, событие, явление описывается в документе путем анализа его результата, раскрытия того, как конкретное «историческое» событие отложилось, запечатлелось в закономерном соотношении сторон развитого явления, события или факта. Этот способ изложения документов находится в тесном единстве и взаимосвязи со способом историческим. Как правило, они дополняют друг друга, и в любом развернутом документе может выделяться лишь преобладание одного из них. Выбор автором конкретного способа изложения материала в документе предопределяется рядом условий: • уровнем познания описываемого события или явления; • характером этого события; • предназначением документа (т.е. целью, ради которой При написании текста документа было бы неверным рассчитывать, что любой документ сразу же приобретает все необходимые качества и свойства. Такого можно добиться при составлении кратких, типичных документов. Сложные документы, как правило, рождаются только в результате кропотливой работы, что не исключает (более того, предполагает) их переделку. Многие же руководители с раздражением относят- ся к мысли о необходимости переделки (иногда и неоднократной) документов. Естественно, речь идет не о каком-либо запросе, а о сложных документах. Несколько слов о внешнем виде документов. Конечно, ценность документа определяется, прежде всего, его информационным содержанием. Но не меньшее значение имеет и его внешний вид, поскольку документ с хорошим внешним видом позволяет лучше и быстрее усвоить содержащуюся в нем информацию. Неблагоприятное впечатление создается о руководителе (работнике), небрежно (неразборчиво) подготовившем документ или исполнившем его с нарушениями компоновки (без учета требований к размещению заголовка, подписи, текста и других реквизитов). Важным элементом внешнего вида документа является рубрикация (использование разделов, граф). Но в отличие от научной или художественной литературы, где текст подразделяется на разделы, главы, параграфы и т.п., в документах чаще всего используются в качестве средств рубрикации абзацы. Строгих правил применения абзацев не существует, но это не означает, что они должны применяться беспорядочно. Каждый абзац должен служить задаче отделения одной микротемы документа от другой. В этой связи не рекомендуется разбивка текста на многочисленные абзацы, когда предложение, начатое с абзаца, разрывает незаконченную мысль, а также и на длинные абзацы, когда сплошной текст занимает одну-две страницы и состоит из отдельных положений, хотя и логически связанных между собой. Для нужд рубрикации в документах могут широко использоваться, например, вводные слова («с одной стороны», «с другой стороны», «во-первых», «во-вторых» и т.п.). Они, играя роль невыделенной рубрикации, позволяют разъяснить внутреннюю последовательность изложения материала (информации). После того как исполнитель написал документ, его, как правило, просматривает лицо, которому предстоит его подписать (в результате документ нередко подвергается правке). В ходе такой работы документ оценивается руководителем (лицом, которое будет подписывать документ) с точки зрения: • объективности, достоверности, своевременности, полноты изложения сведений; 477 • логики изложения фактов и событий, отражаемых в до • соблюдения требований делопроизводства; • языково-стилистических качеств текста; • внешнего вида документа. После выполнения этой работы исполнитель получает право перейти к внесению изменений в документ, правке его текста и т.д., причем делать это надо предельно осторожно, обдуманно и корректно. Конечно, строгих принципов правки документов, сведенных в инструкцию, не существует. Но все же приняты некоторые правила, проверенные практикой и используемые многими вдумчивыми руководителями и сотрудниками. Прежде всего, не следует приступать к правке текста, не ознакомившись с документом полностью. Поэтому первое чтение — это лишь ознакомление с замыслом документа, его внешним видом и т.д. Для последующей работы с текстом на данном этапе лучше всего по ходу чтения делать карандашом пометки, например: • подчеркнуть ошибки стилистического характера; • обратить внимание на дополнительную проверку факти • подчеркнуть неудачно выбранное слово, неправильно • пометить абзац, в котором недостаточно ясно или полно • отметить фразы, а может быть, и целые абзацы, которые Следующая ступенька — определение дальнейшей работы над документом и порядок ее осуществления. Для этого надо внимательно просмотреть сделанные пометки, еще раз прочитать материал, чтобы проверить создавшееся впечатление. Лучше всего доработку документа поручать самому исполнителю, подробно разъяснив ему необходимость внесения изменений и дополнений. Опытные руководители умело используют такую беседу (особенно с молодыми работниками) для обучения их составлению документов. Очень важно, чтобы автор документа сумел посмотреть на свой материал со сто- 478 роны, глазами руководителя. Однако на практике вполне возможно исправление документа и без участия исполнителя. Такая необходимость возникает при подготовке срочного документа, когда вносимые изменения не имеют принципиального характера или совершенно очевидны и т.д. После правки документ печатается, визируется, подписывается, регистрируется в секретариате. Часто одинаковые по своему назначению документы различными работниками исполняются по-разному (по форме, структуре и т.д.), что значительно затрудняет их изучение, ввод в информационные системы, регистрацию и учет. Устранение отмеченных недостатков может быть выполнено только путем дальнейшей стандартизации документации, т.е. разработки таких образцов, которым должны удовлетворять документы по своим признакам, свойствам, качествам и единообразной системе документирования всех основных аспектов деятельности. Стандартизация служебной документации достаточно трудоемкий процесс, но рассматривается он современной наукой как одно из эффективных средств повышения культуры деловой письменной речи, устранения из нее неопределенной информационной избыточности, а также повышения эффективности труда управленческого персонала. Объективная предпосылка стандартизации документации объясняется тем, что несмотря на огромное количество документов, обращающихся в системе управления любым видом деятельности, все они отображают сравнительно небольшое количество типичных или внешне сходных ситуаций. УНИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ Стандартизация в области управления предполагает унификацию документации, или приведение ее к единообразию. Унификации подлежат: • виды документов, фиксирующих однотипные элементы • тексты типичных документов, правила их составления и • формы документов. 479 Унификация видов документов предполагает разработку перечня документов, необходимых и достаточных для документирования управленческой деятельности. Унификация текстов документов заключается в выработке «языковых трафаретов», стандартизованных словесных формул и оборотов для документов, содержащих идентичную и постоянно повторяющуюся информацию. И, наконец, унификация форм документов заключается в разработке формуляра-образца, служащего основой для составления определенных типов документов. Важнейшим направлением унификации документов является их формализация. Под формализацией документов понимается описание их содержания по заранее установленной системе однородных признаков. Формализация позволяет устранить из документов несущественные детали и произвести так называемую «компрессию» информации, т.е. выделить из всей массы сведений об объекте документального оформления только те, которые необходимы в качестве основания для принятия определенных решений. Кроме того, фиксация информации в формализованном виде требует значительно меньше времени, чем при произвольном описании. Составление формализованного документа дисциплинирует составителя документа, делает процесс его мышления более четким и внутренне организованным. Формализованный документ читается значительно легче, чем неформализованный, информация, содержащаяся в нем, усваивается пользователями значительно быстрее, что позволяет экономить время на его обработку. Читающий, не просматривая иногда всего документа, но зная правила его составления, всегда может быстро найти интересующие его сведения. И самое главное — формализация документов в значительной мере способствует решению ряда проблем в использовании средств механизации и автоматизации информационных процессов для накопления и поиска информации в электронных базах данных, а также проведения аналитических исследований. В связи с постановкой проблемы формализации документов возникает необходимость осуществления их классификации по степени наличной или возможной формализации. Все 480 документы в этом случае могут быть подразделены на четыре основные группы: • документы, содержание которых уже, как правило, явля • документы, часть содержания которых уже отражается в • документы не формализованные, но поддающиеся фор • документы, основное содержание которых следует при С точки зрения формализации изучение состояния документов первой группы (формализованных) должно проводиться с позиций оценки соответствия уровня проведенной ранее формализации требованиям, предъявляемым к такого рода документам в настоящее время. Эти требования, в связи с возросшими потребностями практики, совершенствованием информационно-аналитической работы, внедрением в ее практику средств механизации и автоматизации информационного поиска, значительно ужесточились. Основное направление в работе с документами второй группы (частично формализованными) заключается в поиске путей дальнейшей, более полной их формализации. И, наконец, наиболее пристального внимания требуют документы третьей группы, формализацию которых еще предстоит осуществить. В науке известно несколько способов формализации, из которых с учетом специфики документов и накопленного в этом направлении опыта выделяется анкетирование. Под анкетированием в данном случае следует понимать процесс фиксирования информации по системе заранее определенных вопросов. В таком случае формализованный документ представляет собой анкету (перечень вопросов), которую 481 необходимо заполнить исполнителю. При составлении подобных анкет могут использоваться: • закрытые вопросы, т.е. вопросы, поставленные в форме • открытые вопросы, на которые ответ может быть дан в • вопросы с веером ответов, т. е. вопросы, на которые мо Содержание анкеты зависит, прежде всего, от назначения и характера формализованного документа. При этом число вопросов анкеты определяется необходимой полнотой информации об объекте документирования. Вопросы могут распределяться по разделам, которые в свою очередь делятся на подразделы, группы и т.д. Однако важно, чтобы их размещение в анкете было логически последовательным. Логическое начало формализованного документа — не что-то привнесенное извне, а отражение логики самого описываемого события, явления, структуры объекта. Поэтому формулировки вопросов должны быть просты и понятны заполняющему анкету без дополнительной расшифровки. Они не должны содержать элементов предвзятости, внушения определенного ответа, случайных ударений на отдельных словах, двусмысленностей и т.д. С учетом этого одним из направлений в разработке формализованной документации является разработка унифицированных форм документов с определенной структурой изложения, удовлетворяющих требованиям автоматизированной обработки. Совершенствование документации предполагает большую и кропотливую исследовательскую работу, включающую проектирование системы документов и основных видов документов, входящих в такую систему. Документооборот (процесс прохождения документов внутри аппарата управления с момента их получения или создания до завершения исполнения и отправки либо помещения для С Н Князев 482 хранения в архиве или деле) исследуется как в количественном, так и в качественном отношении. Количественная оценка документооборота представляет собой определение числа входящих, исходящих и внутренних документов органа (подразделения) в целом и по видам документов за определенный отрезок времени. Это позволит выделить наиболее употребляемые виды документов, которые и подлежат первоочередному усовершенствованию. Качественная оценка документооборота состоит в определении быстроты и последовательности прохождения документов, в выявлении свойств и качеств основных видов документов. Такая оценка позволяет выделить подлежащие стандартизации отдельные фразы, части текста и даже текст в целом. Документы, в которых стандартизовано до 2/3 объема информации, называются трафаретными. Трафаретизации обычно подвергаются наиболее часто употребляемые оперативные документы. Выявление в документах повторяющейся информации проводится отдельно по каждому виду документа. Затем полученные данные сводятся в специальную таблицу, на основании которой и составляется трафаретный текст для унифицируемой группы документов. Трафаретные документы изготовляются в виде специальных бланков с готовым текстом (частями текста), в виде сборников образцов документов и т.п. Необходимо помнить, что в любом документе содержатся такие сведения, которые или сейчас или спустя какое-то время, в совокупности с другими сведениями или самостоятельно, могут явиться основой для принятия решения. Поэтому изучение основных положений оперативной документалистики, твердое и последовательное продвижение этих положений в практику работы является одним из важных направлений научного подхода к организации труда и управления. Другой важной проблемой, которую нельзя не учитывать при создании документов, является проблема информационной деятельности. Она включает в себя необходимость создания соответствующих информационно-поисковых систем и в связи с этим надлежащей подготовки документов, приспособленных для использования в таких системах, создания необходимых предпосылок для удобства анализа документов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сколько людей — столько и жизненных миров. Организовать их продуктивное взаимодействие — удел мудрости. С. Паркинсон, М. Рустомджи (менеджеры) Представленные в данной работе взгляды и выводы о перспективах развития искусства, науки и практики управления в свете новой информационной техники, конечно, не смогли отразить всего многообразия проблем. Несмотря на различия в прогнозах, для большинства оценок было характерно признание огромного влияния достижений науки и техники на все стороны деятельности по управлению. Это неизбежно повлечет за собой глубокие качественные изменения нашей жизни. Совершенствование управления — это не просто внедрение новейшего оборудования, управляющих и информационных машин, а комплексная система мероприятий, объединяющая специалистов, технику и информацию. Мощные компьютеры и автоматические агрегаты, современные методы программирования и математического анализа признаются необходимыми, но далеко не достаточными условиями для четкого функционирования системы управления в масштабах всего общества, государства, конкретных трудовых коллективов. Теорией и практикой социального управления установлена еще одна закономерность — прямая зависимость эффективности данного управления от субъективных качеств руководителя, его организаторских способностей. Именно от руководителя во многом, если не в решающей степени (по разным данным, от 70 до 80%), зависят качество и эффективность деятельности возглавляемого коллектива, воспитание и профессиональная подготовка подчиненных, морально-психологический климат в коллективе и т.д. Установлено также, что небла- 484 гоприятные условия общественного развития существенно повышают роль и значение организаторской деятельности руководителя. Поэтому проблема совершенствования руководства во всех сферах жизнедеятельности нашего общества становится одной из ключевых, в значительной мере определяющей дальнейшую судьбу и развитие Беларуси. Естественно, что организаторская деятельность руководителей в разных сферах деятельности, в государственных и негосударственных структурах имеет свои особенности. Но есть в ней много общего в основном, определяющем главное в содержании этой деятельности — достижение высокой эффективности возглавляемой организации. Именно этому и посвящено предлагаемое учебное пособие, в котором освещаются основные положения названной теории. Пользуясь случаем, автор выражает искреннюю признательность всем, кто способствовал выходу в свет данной работы и с большой благодарностью примет отзывы, замечания и предложения по ее совершенствованию, примеры поучительных управленческих ситуаций, иллюстрирующие как позитивный, так и негативный опыт организаторской деятельности руководителей в современных условиях и любой другой материал, который может оказаться полезным в дальнейшей работе по данной тематике. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Автоматизированные методы управления // Большаков А. С., 2. Аганбегян А. Г. Опыт работы директората российских 3. Адаптивный менеджмент и развитие организации // Смол- 4. Административная теория // Кравченко А. И. История ме 5. Административные методы управления // Вермеенко Т. Д. 6. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Борисов Д. А. Послед 7. Акулич М. В., Грищенко М. Ф. Практикум по маркетингу: 8. Александрович Я. М. Модели на экономическом «подиу 9. Анализ и управление оборотными средствами // Введение в
10. Анализ и формирование организационных структур уп 11. Анализ теории и практики управления качеством на зару 486 шин В. М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 24 -27. 12. Анализ теории и практики управления качеством на оте 13. Андрианов В. В. Интеллектуальная модель управления в 14. Андрианов В. В. Стратегия управления бизнесом // Эко 15. Антикризисное управление: Общие основы и особенности 16. Антикризисное управление: Учебник / Э. М. Короткое, 17. Ассэль Генри. Маркетинг в коммерческих организациях: 18. Атаманчук Г. В. Сущность советского государственного 19. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом: Моног 20. Бабешко Л. О. Коллокационные модели прогнозирования 21. Балацкий Е. В. Государственный сектор в системе макро 22. Балацкий Е. В., Свистунов В. Н. Прогнозирование 23. Балдин И. В. Основные тенденции в современном менед 24. Басовский Л. Е. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — 25. Белоусов А. Р. Эффективный экономический рост в 487 26. Беляцкий Н. II. Менеджмен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.013 с.) |