Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка должностной инструкцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Столь любимые в советское время должностные инструкции, пылившиеся в столах работников, продолжали пребывать балластовым документом и в организациях постперестроечного периода. О них продолжают вспоминать только при необходимости сведения счетов, сокращения штатов и юридических конфликтах. В большинстве случаев их продолжают 356 писать сами работники «под самих себя», а не под цели подразделения и более глобально — под цели организации. Однако уже накоплен опыт написания должностных инструкций с критериями эффективности труда работников. Стандарта на должностные инструкции не существует. Он, возможно, и не нужен. Ведь каждая организация имеет право на свое видение описания рабочего места. Однако общие подходы к разработке должностной инструкции существуют, ибо главной целью должностной инструкции является описание того, что от работника требует и хочет получить организация. Производная цель — четко отличить хороших работников от плохих на основе критериев эффективности труда и специального формата построения должностных инструкций. Ниже приведена структура этого формата в виде внутрифирменного документа «Порядок разработки должностной инструкции». Это пример разумной бюрократии в лучшем смысле этого слова, а противникам данного подхода предлагается найти альтернативный метод обоснованного отделения хороших работников от плохих. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Разрабатываются должностные инструкции руководителями подразделений для своих непосредственных подчиненных. Утверждает должностные инструкции первый руководитель организации на должности, находящиеся непосредственно в его компетенции. На остальные должности инструкции утверждаются соответствующими заместителями по функции. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника. Разрабатывать должностные инструкции необходимо в соответствии с положением о подразделении. Качественно подготовленный комплект должностных инструкций перекрывает все функции подразделения и равномерно распределяет нагрузку между работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция должна давать ясное представление о том, чем дан- "IT 357 нал работа отличается от всех других работ. Ответственность за полноту наполнения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров. Исходной точкой обновления должностных инструкций в коммерческих структурах является стратегический план фирмы и/или его корректировки, а в государственных учреждениях — стратегические и регламентирующие нормативно-правовые документы, включая Положения о соответствующем министерстве или ведомстве. Качественно подготовленная должностная инструкция содержит информацию, которая необходима в процессе управления персоналом. Во-первых, должностная инструкция — это руководство к действию для самого работника: она дает знание того, каких действий от него ожидают и по каким критериям будут оценивать результаты труда, представляет ориентиры для повышения уровня квалификации работника в рамках данной должности. Участие в обсуждении должностной инструкции представляет возможность работнику влиять на условия, организацию, критерии оценки его труда. Во-вторых, должностная инструкция — основа для проведения оценки результатов трудовой деятельности работника, принятия решения о его дальнейшем внутреннем движении и переподготовке (повышении, перемещении, увольнении, зачислении в резерв руководящих кадров, направлении на дополнительное обучение и т.п.). В третьих, должностная инструкция содержит информацию для проведения обоснованного отбора работников при найме, оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности. В-четвертых, должностные инструкции в коммерческом секторе используются при ранжировании работ (должностей) и последующей разработке внутрифирменных систем оплаты труда. В государственных структурах имеются в виду другие виды поощрения работников — предоставление путевок в санатории и дома отдыха, частичное или полное возмещение стоимости туристических путевок, направление на курсы повышения квалификации, включая зарубежные стажировки, участие в представительских компаниях, взаимодействие с зарубежными партнерами и т.д. 358 В-пятых, анализ должностных инструкций (обязанностей, полномочий и т.п.) — один из источников информации для совершенствования организационной структуры, планирования мероприятий по повышению производительности труда. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ Должностная инструкция разрабатывается на основе положения о работе подразделения. Обязанности работников должны вытекать из основных задач, решаемых подразделением. Должностная инструкция должна: содержать совокупность всех основных выполняемых работником функций; быть написана простым, понятным языком. Все пункты должны быть максимально конкретными; иметь гриф утверждения, дату, подпись работника об ознакомлении. Для того чтобы должностная инструкция была не формальным документом, а действительно работала, она должна содержать информацию по следующим вопросам: название должности; наименование структурного подразделения; цель должности (зачем она существует); подотчетность, место должности в рамках организационной структуры фирмы (кем руководит, кому подчиняется); перечень должностных обязанностей, сгруппированных по функциональным блокам; критерии эффективности труда (количественные и/или качественные). Цель должности целесообразно, по возможности, сформулировать одним предложением, и в своем подтексте она должна содержать ответ на вопрос «за что работнику платится заработная плата». Стандарта на количество функциональных блоков и должностных обязанностей внутри каждого функционального блока не существует, однако на практике должностная инструкция считается содержательно наполненной, если выдерживается рамка из 6 —7 функциональных блоков, внутри каждого из которых приведены 6 — 7 должностных обязанностей. 359 Должности, по которым можно разрабатывать критерии эффективности труда работников коммерческих предприятий, можно разделить на три категории: доходоприносящие, за-тратноприносящие (или обслуживающие) и гибридные. Критерии эффективности труда для доходоприносящих должностей вытекают из показателей работы подразделений. Это фактически плановые показатели по доходам, прибыли, снижению затрат подразделения, разложенные по конкретным работникам. Критерии эффективности труда работников по затратноп-риносящим должностям — это фактически показатели выполнения мероприятий стратегического плана по срокам, детализированные до уровней планов действий конкретных исполнителей, или показатели качества обслуживания клиентов или работников других функциональных отделов. Последняя группа показателей связана с внедрением в организации системы тотального клиентского обслуживания, когда каждый работник считает своим клиентом не только внешнего клиента, но и коллегу из соседнего отдела. Именно этот работник ежемесячно оценивает работу своего коллеги, а достижение соответствующего уровня оценки закладывается в критерии эффективности труда работника. Гибридные должности объединяют критерии указанных выше двух групп. Для государственных учреждений, таких как министерства и ведомства, необходима разработка других критериев оценки эффективности труда работников, связанных с изменением состояния объекта управления данного министерства и ведомства — реализацией проектов и программ, оказанием методической и информационной помощи, распределением ресурсов и пр. В качестве примера ниже приводится должностная инструкция, разработанная в соответствии с данным методическим подходом для коммерческой структуры. В государственных учреждениях современные методы управления персоналом, включая пересмотр подходов к разработке должностных инструкций, пока не внедрены, используются прежние схемы управления, сложившиеся в период командно-административной системы. Утверждаю» 2001 г. Должностная инструкция Общие положения. 1.1. Должность: Начальник отдела учета, отчетности и 1.2. Подразделение'. Отдел учета, отчетности и оформления 1.3. Цель должности: Организация и контроль ведения 1.4. Подчинен: Заместителю Главного бухгалтера банка, отве 1.5 .Руководит: Ведущими экономистами отдела (__ чел.) Экономистами 1 категории (___ чел.) Экономистами 2 категории (___ чел.) Методологические функции. 2.1.1. Участвует в определении порядка ведения бухгалтер 2.1.2. Проводит текущий мониторинг действующего порядка 2.1.3. Участвует в подготовке запросов в ЦБ РФ по вопро 2.1.4. Организует и участвует в постановке задач по автоматиза 2.1.5. Участвует совместно со специалистами Финансового 361 2.1.6. Подает предложения руководителю об изменении (модернизации) порядка проведения и оформления операций отдела и их перспективному развитию. 2.2. Контролирующие функции. 2.2.1. Проверяет правильность направляемой в ЦБ отчетности 2.2.2. Осуществляет оперативный контроль выполняемых 2.2.3. Осуществляет последующий контроль документов для 2.3- Административные функции и кадровая работа. 2.3.1. Организует процесс повышения квалификации сотруд 2.3.2. Участвует в решении (урегулировании) спорных вопро 2.3.3. Разрабатывает и поддерживает в актуальном состоянии 2.3.4. Вносит предложения по назначению и увольнению со 2.3.5. Осуществляет контроль за исполнением поставленных 2.3.6. Осуществляет контроль производственной дисциплины 2.3.7. Участвует в организации мотивации труда сотрудников 2.4. Бюджетирование. Составляет проект бюджета отдела и представляет на рассмотрение руководителя. Контролирует выполнение бюджета и подает предложения по его корректированию. 362 Отчитывается перед руководителем по результатам выполнения бюджета. Предоставляет бухгалтерии плановые показатели по счетам, формирующим финансовый результат банка. 2.5. Другие функции. Выполняет отдельные задания по поручению Заместителя Главного бухгалтера, отвечающего за финансовые операции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.012 с.) |