Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные аспекты системы руководстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
5.1. Руководитель — подчиненные Руководитель является главным звеном в системе управления. Труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер. Единство воли и действий руководителя обеспечивает ритмичность и слаженность работы больших групп различных по подготовке, опыту и личным качествам людей. V Руководи тво — это направляющая, организующая и регулирующая управленческая деятельность руководителя. Это вид управления подразделениями (органами), при котором руководитель обеспечивает взаимодействие с подчиненными в сознагпелъ ном стремлении к достижению единой цели. Иными словами, руководство — это личное, персональное воздействие одного работника на другого, закрепленное административно-правовыми средствами. Оно всегда имеет нормативно обозначенные пределы воздействия на людей и предпо-дагает сознательность и активность руководимых во взаимодействии с руководителями. * Руководство — это, с одной стороны, искусство управле кия, проявление природных качеств, организаторского талан- ta человека, его способностей предвидеть развитие ситуации и своевременно принимать правильные решения, налаживать ЙЬвместный труд подчиненных ему людей, мобилизовывать их j|tol решение стоящих перед коллективом подразделения (орга-0 задач. С другой стороны, руководство — это наука управления, "солъку здесь существуют вполне определенные закономер-общие формы и методы, правила и приемы, знание ко- торых «огранивает» талант руководителя, во многом предопределяя успех его деятельности и уровень его профессионализма. Вместе с тем руководство — это еще и огромное поле пред четно-практической деятельности. Другими словами, и наука управления, и управленческое искусство руководителя сами по себе ничего не стоят, если они не реализуются в практической деятельности. Все это приводит к пониманию руковод ства как искусства использования руководителе ч научных знаний об управлении этой деятельностью для достижения возглавляемым подразделением (органом) поставленных це лей и задач на порученном участке. Следовательно, цель руководства сводится к тому, чтобы вызвать заинтересованную и продуктивную деятельность подчиненного в соответствии с замыслами руководителя. В связи с этим остро встает двуединая по своей сути задача, определяющая и два важнейших направления совершенствования руководства: а) поиск и выявление среди сотрудников прирожденных б) научная подготовка их как организаторов служебной де В теории и практике управления различаются три вида руководства. Общее руководство — осуществляемое по отношению ко всему коллективу в целом или направленное на решение вопросов, имеющих общий характер, в том числе: осуществляемое совместно, имеющее коллегиальный характер; неконкретное, отвлеченное, далекое от содержания насущных задач. Линейное руководство — осуществляемое вышестоящим руководителем через нижестоящих, т. е. строго по вертикали организационной структуры управления. Функциональное — руководство функциональными участками деятельности, осуществляемое специализированным выполнением определенных функций управления. 169 Руководитель — должностное лицо, имеющее в своем распоряжении коллектив сотрудников, наделенное правами и полномочиями по принятию решений, касающихся объекта руководства и подчиненного ему коллектива. Руководитель несет юридическую ответственность перед назначившей (утвердившей) его инстанцией; располагает строго нормированными санкциями по отношению к подчиненным; представляет возглавляемый коллектив в вышестоящих инстанциях, других организациях. В составе руководителей в организации выделяют начальников органов (подразделений) и их заместителей. В зависимости от уровня управления все руководители делятся на: руководителей низшего, среднего, верхнего и высшего уровня. Руководитель по сравнению с другими сотрудниками обладает большей организационной свободой и самостоятельностью. Однако эта самостоятельность руководителя не беспредельна. Он ограничен в своих действиях существующим законодательством, условиями созданной системы, личными взаимоотношениями с вышестоящими начальниками и даже своими подчиненными. Но и эти ограничения оставляют достаточный простор для инициативы и творчества при осуществлении должностных обязанностей. Руководитель — это не только должность. Подчиненные в руководителе воспринимают, прежде всего, человека, который является или не является лидером в своем коллективе. Важно умение руководителя подчинять себе других людей, не подавляя их волю. Руководитель должен быть сдержанным в проявлении властных полномочий, мудрым в профессиональной и житейской ситуации. Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений. У Достойную внимания заповедь можно встретить у Заратуштры, Конфуция и библейских пророков. Суть этой заповеди проста: «Во всем, как хоти те, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Подчиненный — должностное лицо, которое в служебном отношении подчиняется лицу, старшему по должности (руководителю). 170 Руководитель и подчиненный образуют в системе управления простейшую организационную группу. В ее рамках: > руководитель имеет право устанавливать и поддержи > подчиненный обязан добросовестно их исполнять, но Обязанности подчиненного, как и обязанности руководителя, бывают официальными и неофициальными. В органах управления официальные обязанности подчиненного излагаются обычно в должностных инструкциях (приказах, указаниях) и в общем виде сводятся к следующему: • принимать в пределах своей компетенции самостоятель • постоянно заниматься поиском путей улучшения своей • регулярно информировать руководителя о своей деятель • соблюдать интересы органа (подразделения), отстаивать • самокритично относиться к себе, честно признавать Неофициальные обязанности подчиненного, которых он должен придерживаться, чтобы сохранить нормальные отношения со своим руководителем, при условии, что тот будет действовать надлежащим образом, предполагают необходимость: • строго соблюдать границу между собой и руководителем, __ 171 наоборот, стирать ее нежелательно, и в случае нарушения «демаркационной линии» руководитель вправе напомнить подчиненному об этом; • не принимать серьезных решений без предварительной • не вмешиваться в дела руководителя, даже если они на • рассматривать результаты своей деятельности с точки • в случае необходимости без особой на то просьбы со сто • ценить время руководителя, не отвлекать его по пустя В системе «руководитель —подчиненный» основным содержанием является управленческое общение. В деятельности подразделений любой организации присутствуют три обязательные функции управленческого общения, характеризующие взаимосвязь отношений в этой первичной социальной иерархии: • выдача распорядительной информации подчиненному; • получение обратной информации (реагирование) от под • выдача оценочной информации о действиях подчиненного. В практической деятельности отмечается, что любой руководитель, отдавая распоряжение, не каждый раз контролирует его исполнение и не всегда дает ему оценку, что в последую- 172 щем может негативно сказаться на исполнительской дисциплине. Таким образом, первая из названных функций управленческого общения осуществляется наиболее часто. Она же в итоге оказывает самое действенное влияние на процесс и результаты труда коллектива. Несмотря на то, что служебные обязанности подчиненных определяются соответствующими нормативными документами, их деятельность достаточно часто регулируется информацией, исходящей от непосредственного руководителя. А в отдельных случаях она практически полностью определяется распоряжениями руководителя, например при значительных изменениях обстановки. Форма распоряжения может меняться в зависимости от межличностных отношений руководителя и подчиненного, оставляя неизменным содержание самого распоряжения. То, как прозвучало и как воспринято распоряжение, сказывается на качестве исполнительской деятельности подчиненного. Следовательно, результат выполнения правильно выбранного решения во многом зависит даже от интонаций, с которыми обращается руководитель к своим подчиненным. Практика показывает, что так называемые локальные конфликты внутри коллектива чаще носят скрытый (латентный) характер и зарождаются на первой стадии управленческого общения, когда подчиненному ставится конкретная задача. Ибо на этой стадии руководитель изменяет вид деятельности, поведения другого человека, что практически всегда вызывает внутренний протест, который необходимо умело и своевременно локализовать. Стиль руководства, характер общения в коллективе формирует руководитель. Он же определяет этим силу скрытого влияния на подчиненных, которое подготавливает конечный результат работы. Легко обмануть себя и других мнимым благополучием отношений в подразделении. Но следует иметь в виду, что при этом незаметно для руководителя произойдет подмена мотивов исполнительской дисциплины. Мотив в переводе с французского — «побудительная причина». Эти причины могут быть как внешними (приказ), так и внутренними (собственное желание). Выполнение служебных мероприятий только по обязанности (приказу) и без желания не способствует творчеству и совершенствованию профессиональных качеств подчиненных. Они будут делать одно, а думать о другом. В итоге руко- ш водитель остается в одиночестве с нерешенными проблемами и неутешительной перспективой открытого неповиновения подчиненных при обострении ситуации, когда не обязанность, а авторитет руководителя может стать основным побудительным мотивом к действию подразделения. Руководитель, стремящийся к вершинам профессионализма, должен знать, что еще во времена Аристотеля зародилась и с тех пор успешно развивается риторика — наука о способах убеждающей речи. Она способна породить определенные эмоции и ощущения, приводящие в итоге к формированию новых стереотипов восприятия и поведения человека. Умение руководителя убеждать создает в подразделении атмосферу взаимопонимания и веры в любых, в том числе и экстремальных ситуациях. А если подчиненные поверили в руководителя, то они, как правило, верят ему до конца. Там же, где руководитель жалуется на отсутствие взаимопонимания с подчиненными, чаще всего имеется скрытый конфликт и налицо слабые личные качества начальника. Для понимания команды или распоряжения должны выдерживаться следующие условия: • единство профессиональных терминов, используемых • учет уровня интеллекта подчиненного; • полнота информации для подчиненного в команде или • логичность изложения информации в команде или распо • концентрация внимания руководителя и подчиненного на Однако эти условия оказываются недостаточными, если не принимать во внимание личные отношения между отдающим распоряжение и исполнителем. В механизме влияния на личные отношения с подчиненными можно выделить следующие элементы: • уважительное отношение к сотруднику при всех обстоя • внимание к его личности, проблемам и заботам; • удовлетворение его потребности утвердиться как личность; 174 _ Если мы хотим понять природу человека, то должны рассматривать личность сотрудника в целом, со всеми положительными и отрицательными качествами, присущими каждому человеку. Невозможно добиться, чтобы человек участвовал в работе по частям или использовались только его положительные качества. Поэтому искусство руководителя будет заключаться в том, чтобы найти дело или поручение сотруднику, где бы объемно раскрывались все его качества и принесли успех общему делу. Однако следует иметь в виду, что личные контакты руководителя и подчиненного развиваются в сфере волевого противодействия, которое руководитель не имеет права игнорировать. В литературе по проблемам управления выделяют семь основных групп волевых качеств, которые определяют взаимоотношения руководителя и подчиненного. Это — целенаправленность, настойчивость и упорство, инициатива и самостоятельность, решительность и смелость, сдержан ностъ и самообладание, дисциплинированность, уверенность в своих силах. При этом и у руководителя, и у подчиненного одинаково должны быть развиты целеустремленность и дисциплинированность. Вместе с тем в основании волевых качеств руководителя чаще лежит самостоятельность и инициатива, а подчиненные делают ставку на решительность и смелость или настойчивость и упорство. Практика управления организацией показывает, что чем теснее руководитель взаимодействует с подчиненным, тем важнее для него обладать сдержанностью и самообладанием. Чем выше должность занимает руководитель, тем больше он должен проявлять инициативы и самостоятельности, уверенности в правильности принимаемых и реализуемых решений. В то же время волевое воздействие на людей неразрывно связано с такими качествами руководителя, как доступность и свободное общение с подчиненными. Умение варьировать отношения в сфере официальных и неофициальных контактов расширяет возможности любого руководителя в удержании прочного лидерства в своем коллективе. Разграничение служебного и неслужебного общения в ролевом поведении руководителя снимает напряженность и стрессовые ситуации у подчиненных, предупреждает возникновение конфликтов в коллективе. Следует, однако, помнить, что длительное и непре- 175 рывное подчиненное состояние сотрудника в атмосфере жесткой требовательности только в начальный период помогает повышению работоспособности. Затем у него появляется состояние угнетенности и депрессии, теряется интерес к работе, составляющий основу работоспособности. Разумное чередование приемов и способов волевого воздействия, официального и неофициального общения, требовательности и заботы о человеке сохраняют равновесие мотивов и желаний, потребностей и необходимости. Многое в отношениях руководитель — подчиненный формирует продуманная и налаженная система поощрений. Внимательное отношение руководителя к подчиненным выражается в его умении даже в мелочах найти возможность для благодарности в адрес сотрудника, высказанной лично, в присутствии коллег на совещании и т.д. Особенно ценной может стать благодарность, имеющая материальное выражение (поздравительное письмо по случаю юбилея и т.п.). Эта небольшая деталь поддерживает авторитет сотрудника в семье, вызывает у него прилив положительных эмоций и формирование мотива на результативную работу. Из таких небольших фрагментов складывается общая картина формирования благоприятной атмосферы в коллективе. Роль человеческого фактора В управлении Теория и практика управленческой деятельности подчеркивают, что человеческий фактор оказывает значительное влияние на результаты работы в любой системе, но особенно важен он в интеллектуальной деятельности по управлению коллективами людей. Это движущая сила управленческой деятельности, и проблема каждого руководителя заключается в том, как эту силу использовать. Вопрос «человеческого фактора» в профессиональной деятельности вообще и в организации труда в частности возник, по сути своей, еще на рубеже XIX и XX веков. Внимание к нему особенно обострилось в 20-х годах XX столетия как в отечест-1, так и в зарубежной научной литературе — в контексте 176 проблем психологической профессиографии, психологического профотбора (психотехники) и научной организации труда. В 30-е годы прошлого века в связи с необходимостью перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в индустриально развитых странах начали формироваться новые подходы к управлению, основывающиеся на учете и использовании психологических и социологических факторов, оказывающих влияние и на деятельность коллективов, и на деятельность отдельных работников. В этот период выдвигается проблема преодоления деперсоналифицированных, бюрократических отношений в управляемых коллективах и утверждения отношений сотрудничества с подчиненными, более эффективно мотивирующих их к труду, к самовыражению в процессе труда. В эти годы американскими теоретиками менеджмента (Ч. Доусон и др.) и формируется относительно самостоятельная и целостная проблема «человеческого фактора» в управлении, стоящая в одном ряду с чисто производственными факторами — технологическим, техническим, экономическим и пр. «Люди больше не потерпят, — пишет Р. Уотермен, — чтобы управление ими немногим отличалось от управления машинами, ибо они являются личностями и нужно стимулировать их самовыражение». В 40-х годах Ф. Ротлисбергер отмечает, что если «индустриализация хочет выжить», то необходимо искать новое понимание мотивации к труду, поскольку «обширнейшая часть человеческого поведения» мотивируется не фактами и логикой, а чувствами. У Ф. Ротлисбергер четко сформулировал принципиально важный тезис: «Организация, где работает человек, это не только средство для достижения экономических целей (т.е. получения зарплаты, за счет которой можно жить, учить детей и т.д.), но это и организация людей, в которой их надежды и воодушевление стремятся найти свое воплощение». Лидер так называемой школы отношений в промышленности, известный американский психолог и социолог Э. Мэйо 177 подчеркивал как несомненное достижение управленческой мысли утверждение, что «промышленная организация — это такая социальная система, где люди есть нечто большее, чем просто работники. Каждый из них является личностью и участником других социальных групп». С 60-х годов наблюдается новый подъем науки управления, в том числе и исследований ее психологических аспектов. Ежегодно выходят сотни книг и статей по этой проблематике (работы В. И. Михеева, Л. Г. Ковалева, А. Л. Свенцицкого, Л. И. Уманского, А. И. Китова, В. Зигерта, Л. Ланга, Г. Кун-ца и С. О'Доннела и многих других). Американские ученые Г. Кунц и С. О'Доннел отмечали, что, руководствуясь только сухими правилами, подчиненные отдают лишь 60 — 65 % своих возможностей, а чтобы их использовать полностью, необходимо учитывать человеческие потребности работников и пробудить их собственный внутренний отклик на нужды дела, производства. В. Зигерт и Л. Ланг (Германия) утверждали, что «управлять сейчас организациями без учета социально-психологических факторов — значит пытаться заставить сегодняшних людей работать во вчерашних организациях. Незаинтересованность в людях, их неготовность к взаимопониманию, отсутствие их искренней включенности в общее дело, порой озлобленность и агрессивность приводят предприятия к миллионным потерям». V Немецкому изданию своего труда по проблемам управления В. Зигерт и Л. Ланг предпосылают эпиграф: «Руководить — значит приводить сотрудников к успехам и самореализации». Но для реализации отмеченного необходимо обеспечение Достаточно высокого уровня мотивации сотрудников на работу в данной организации вообще и на успешную работу в част-|Юсти, что принципиально невозможно без учета индивидуаль-|р-психологических особенностей каждого сотрудника и общего психологического настроя трудового коллектива. Умелое использование человеческого фактора открывает руководителю дополнительные резервы в управлении коллек- Р* С. Н. Кнчзев 178 тивом, в мобилизации его творческих возможностей. И с этой точки зрения руководителю необходимо, как минимум, знать: • индивидуально-психологические особенности подчиненных • социально-психологических особенности коллектива; • требования к личности самого руководителя. Современная наука об управлении немыслима без научных сведений о психологии человека. А управлять организацией в достаточной степени эффективно руководитель может только при максимальном учете индивидуальных особенностей своих подчиненных. В этой связи естественно возникает вопрос: а что следует изучать в личности подчиненного, чтобы постигнуть ее всесторонне? Иными словами, какой должна быть программа изучения личности подчиненного? Ведь если в данном вопросе не руководствоваться никакой программой, изучение будет заведомо обречено на однобокость, фрагментарность, так как внимание будет обращено лишь на более «выпуклые», более яркие проявления личности, причем без четкого понимания их природы. v Как отмечал известный советский философ и психолог С. Л. Рубинштейн: «Если вы хотите изи читъ и охарактеризовать человека, ответьте на три основных вопроса: чего он хочет? что он может? что он есть?». Первый из этих вопросов предполагает определение мо-тивационной сферы поведения человека и направленности личности. Второй — профессиональной квалификации личности и ее способностей. Третий — ее типологических, характерологических и других социально (в том числе профессионально) значимых личностных качеств. Мотивационная сфера личности включает в себя ряд компонентов, где исходным является система потребностей человека, каждая из которых есть внутренняя нужда личности (а некоторые из них — и организма) в тех или иных условиях, необходимых для жизнедеятельности. Вообще, мотив — осознанное побуждение человека, обусловливающее его действия для удовлетворения каких-либо 179 собственных потребностей под воздействием определенных стимулов. В этой связи в системе потребностей следует различать: > естественные по происхождению (иногда их называют > социальные по природе, «культурные», или специфи
• материальные — потребности в орудиях труда, предме • духовные — познавательные, эстетические, потребности в • функциональные — потребности в труде и общении. развитие всех этих видов потребностей, тем более что они удовлетворяются не в отдельности, а совокупно (человеку недостаточно иметь просто согревающую его одежду, ему нужен красивый, модный костюм, чтобы выйти в свет и т.д.). Гипертрофированное развитие одного какого-либо вида потребностей за счет других ведет к одностороннему формированию личности, ее деформации. Потребность личности всегда предметна, т.е. для ее удовлетворения необходимо получение вполне определенного предмета, что предполагает соответствующее действие со стороны индивида по достижению желаемого. Так образуется внутреннее побуждение к действию (деятельности) — мотив, непосредственной формой проявления которого выступает желание, или хотение. Но желания, как и лежащие в их основе потребности, избирательны. Это означает, что для их удовлетворения не берется какой-либо любой предмет. Интересующий предмет именно избирается личностью в соответствии с ее ценностными ориентирами, т.е. с тем, что с ее точки зрения является хорошим или плохим, современным или устаревшим, полезным или вредным, соответствующим ее социальному положению или нет и т.д. В то же время ценностные ориентации личности органически связаны с уровнем образования и общей системой ее взгля- 180 дов и убеждений — философских, политических, экономических, правовых, религиозных, этических, эстетических и др., т.е. с ее мировоззрением, которое характеризуется уровнем обоснованности (научной и житейской), последовательности (непротиворечивости) реализации и действенности — проявления в реальных делах и поступках личности. Например, некоторые люди, даже не считающие себя суеверными и вроде бы не верящие в магическую силу числа 13, повстречавшейся на улице черной кошки, рассыпанной соли и т.п., предпочитают на всякий случай исполнить «обряд противодействия», дабы не испытывать судьбу. На основе отмеченных выше духовных ценностей формируется доминирующая направленность личности, т.е. совокупность устремлений, ставших в ее жизнедеятельности руководящими или основными. Такая доминирующая направленность личности проецируется и на ее профессиональную деятельность, поведение в трудовом коллективе и может проявляться в трех следующих вариантах ориентации личности. > Ориентация на решение стоящих перед коллективом > Ориентация на себя, на свой индивидуальный личный > Ориентация на формирование и поддержание благо 181 либо это, что называется, «рубаха-парень», либо — «стратег», человек не очень уверенный в своих деловых успехах и пытающийся подстраховать свое положение в коллективе хорошими межличностными отношениями (по принципу: «в случае чего друзья не выдадут, поддержат, хотя бы, как минимум, не будут критиковать»). Естественно, с одной стороны, руководитель должен всячески противостоять отрицательным проявлениям второго и третьего вариантов мотивационной ориентации сотрудников, открыто проявляя и формируя в коллективе чувство нетерпимости к индивидуализму и подмене истинной деловой активности активностью в формировании отношений. Но, с другой стороны, это не означает, что внимание к собственному успеху у сотрудников и к формированию их отношений в коллективе следует стремиться свести к нулю. Нет, конечно, они должны быть, но не в ущерб и не взамен внимания к общему делу, а во имя достижения успеха в общем деле. Экспериментально установлено, что коллективы с «чистой» (однородной) ориентацией по одному из трех отмеченных выше вариантов бесперспективны. Здесь необходим разумный баланс с учетом того, что важнейший способ мотивировать человека к труду — это дать ему почувствовать или помочь почувствовать радость труда. А для этого сотрудник должен иметь возможность узнать себя в результатах труда и на этой основе ощущать свою значимость. В этих положениях, как настаивают В. Зигерт и Л. Ланг, и заключаются основные тезисы управленческой деятельности в области мотивации сотрудников к успешному труду. у Мотивирование как метод психологического воз * Для руководителя совершенно недостаточно ограничиваться критикой недостатков и поощрением, похвалой лишь Отдельных сотрудников и то лишь за «наиболее выдающиеся» результаты. Некоторые руководители, во имя мнимой строгости и требовательности, скупы на похвалу, тем более за «рядо-I вые» рабочие успехи. Дескать, незачем баловать, это их рабо- 182 та, за которую они получают зарплату, так и должно быть. В то же время эти руководители ожидают (порой даже требуют) от подчиненных таких результатов, о которых можно доложить по инстанциям, отразить их в отчете. По-видимому, данная позиция ошибочна, поскольку похвалы могут быть достойны не только «верхние» результаты, но и обычные качественно выполненные задания. Кроме того, не только сами результаты, но и путь к ним, творческий подход к делу, находчивость, добросовестность, оперативность заслуживают иногда большего внимания руководителя. Словом, всегда можно найти, за что похвалить сотрудника (а если решительно не за что, то уместно задаться вопросом, место ли ему в данной организации). Руководителю не следует забывать, что духовная потребность в признании присуща каждому психически нормальному человеку, и ее удовлетворение — важнейший элемент мотивации к труду. Словом, руководитель должен умело и гибко пользоваться так называемыми социальными санкциями: • положительными (похвала, поощрение, награда) и отри • официальными (приказ, доклад) и неофициальными Понятно, что в этой связи недопустимы оценки работы сотрудников лишь по формальным признакам (количество и объем отчетов, полученных сообщений и т.п.). Общеизвестно, что иное одно сообщение бывает ценнее нескольких. И «обезличка» в этом плане может быть истолкована подчиненными либо как несправедливость, либо как формализм со стороны руководителя, либо, что еще хуже, как незнание им дела. В любом случае такой подход отнюдь не способствует повышению мотивации сотрудников к труду. Квалификация — это степень и вид профессиональной обученности; профессиональные качества, необходимые для выполнения конкретного вида работ. У Иными словами, квалификация сотрудника есть уровень его подготовленности к профессионально му труду, что предполагает наличие соответст-вуюгцих знаний, навыков и даже привычек и тесно связано со способностями личности. I 183 Знания как совокупность понятий и представлений об объективной действительности бывают общими и профессиональными, научными, усваиваемыми в процессе обучения и самообразования, а также эмпирическими, получаемыми из жизненного опыта и профессиональной практики. Они также могут быть обширными и локальными, глубокими и поверхностными (дилетантскими), систематизированными и фрагментарными. Навыки — это высокоавтоматизированные способы выполнения действий, доведенные в процессе тренировки до определенной степени совершенства. Совокупность смежных навыков и профессиональных знаний образует умение как основу профессионального мастерства. Последнее, как правило, сопряжено с выработкой профессиональных привычек, например, соблюдать требования инструкций организации, содержать в должном порядке свое рабочее место и т.п. Уровень квалификации сотрудника прямо пропорционален его способностям, т.е. совокупности таких свойств, которые обусловливают продуктивность его деятельности. Способности подразделяют на: • общие — наблюдательность, прочность памяти, сила во • специальные — музыкальные, артистические, художест Между ними находится некоторое промежуточное звено, к которому относятся столь важные для работника и руководителя организаторские и педагогические способности. Руководителю, разумеется, необходимо знать и учитывать г' уровень квалификации и степень развития способностей своих |у подчиненных, чтобы не вслепую решать вопросы расстановки
кадров, а также их типологические и характерологические свойства, которые весьма существенно «окрашивают» тип их ** деятельности и поведения в коллективе и за его пределами. И, наконец, рассмотрим индивиду ально-психологичес- Щь кие особенности личности. v Классическим и широко известным стало выделение (по И. П. Павлову) четырех типов нервной системы и соответствующих им темпераментов — сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. 184 «Чистых» темпераментов, как известно, нет. Есть ярко или достаточно выраженные, с большим или меньшим преобладанием свойств какого-то одного из них, но встречается и усредненный тип, в котором трудно выделить преобладающие черты. Тем не менее, небесполезно учитывать «рабочий почерк» и поведенческое своеобразие каждого темперамента. Сан |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.100 (0.014 с.) |