ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ



служб в российской федерации

Вопросам информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления в Российской Федера­ции уделяется большое внимание как со стороны руководите­лей всех рангов, так и со стороны ученых и специалистов. Про­цесс формирования системы информационно-аналитических служб в Российской Федерации начался с образования анали­тического центра при Президенте РФ, взявшего на себя функ­ции научно-методического руководства аналитическими служ-



бами в органах исполнительной власти. Аналитический центр при Президенте РФ регулярно организует совещания предста­вителей информационно-аналитических служб, органов испол­нительной власти, проводит всероссийские конференции «Аналитические и экспертные службы России, стран СНГ и зарубежных фирм». Российской Академией государственной службы при Президенте РФ организован постоянно действую­щий научно-практический семинар «Информационные техно­логии в принятии решений».

В Российской Федерации наблюдается активизация про­цесса создания новых ИАС и развитие уже имеющихся. В настоящее время ИАС созданы практически во всех субъектах Федерации, в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других городах. По уровню информационно-аналитической поддерж­ки управления городским хозяйством такие города, как Таган­рог, Обнинск, Томск, Красноярск, даже опережают Москву и Санкт-Петербург.

Следует отметить, что созданию информационно-аналити­ческих служб в регионах обычно сопутствует разработка и ре­ализация проектов региональной информатизации. Это очень важно для успешного внедрения информационных техноло­гий, поскольку информатизация начинает осуществляться не под диктовку технических специалистов, а исходя из требова­ний реальных потребителей информации. В отличие от чисто технических специалистов ИАС производят системный анализ структуры управления территорией или отраслью (определя­ют информационные потребности, соответствующие информа­ционные ресурсы и потоки; уточняют характер, частоту по­ступления, объемы и формы представления информации для всех уровней управления; конкретизируют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений). Такой подход к информатизации позволяет достаточно быстро полу­чить результаты, выражающиеся в повышении качества и эффективности управления, и, как следствие, рост экономи­ческих показателей региона или отрасли. Статистические по­казатели подтверждают наличие взаимосвязи между качеством информационно-аналитических служб и уровнем экономичес­кого развития региона.


461

Развитие негосударственного сектора экономики привело к созданию различного рода информационных, аналитических и консалтинговых служб, которые изучают состояние различ­ных рынков, сложившихся в России: товаров, сырья, рабочей силы, недвижимости, ценных бумаг, валюты и т.п.

Изменения функций отраслевых министерств и ведомств в условиях рыночной экономики способстовали активизации ра­бот по созданию ведомственных информационных систем и аналитических служб, причем, так же как и в регионах, созда­ние отраслевых ИАС сопровождается разработкой отраслевых (ведомственных) программ информатизации, ориентирован­ных на удовлетворение информационных потребностей как руководства отрасли, так и подведомственных предприятий. Отраслевые ведомственные информационно-аналитические службы и сети в Российской Федерации созданы практически во всех министерствах и ведомствах — от силовых МО, МВД, ФАСИ, ФСБ до здравоохранения и архивного дела.

ИАС в республике беларусь

В рамках 4-го Белорусского Конгресса по телекоммуникаци­ям, информационным и банковским технологиям (май 1997 г.) работала специальная секция по информационно-аналитичес­ким службам. Анализ работы секции позволил сделать следую­щие выводы.

Информационно-аналитическая деятельность в Республике Беларусь находится в начальной стадии развития: подавляю­щее большинство отраслевых министерств, исполкомов, других органов госуправления не имеют подразделений, выполняющих функции ИАС. Не имеют также развитых аналитических служб высшие органы государственной власти и управления.

Информационно-аналитическую работу в области экономи­ки и финансово-кредитной политики выполняют НИИ ЭЙ Министерства экономики и Национальный банк Республики Беларусь.

Эффективные специальные исследовательские и аналити­ческие центры по вопросам внешней политики и торговли, гео­политики, социально-политическим исследованиям, система НТИ, имевшиеся в бывшем Советском Союзе, в настоящее время в Республике Беларусь только начинают создаваться. В


462

1997 г. образован Институт социально-политических исследо­ваний при Администрации Президента и Белорусский инсти­тут системного анализа и информационного обеспечения на­учно-технической сферы ГКНТ.

Наибольшую активность в экспертно-аналитической дея­тельности проявляют негосударственные организации и СМИ.

Создание системы информационно-аналитических служб в Республике Беларусь является неотложной проблемой, реше­ние которой должно существенно улучшить функционирова­ние всех отраслей народного хозяйства, повысить эффектив­ность и сделать процессы информатизации в Республике Бе­ларусь целенаправленными.

Построенная по единой методологии сеть отраслевых и территориальных И АС, а также других специализированных аналитических служб образует фундамент, на основе которого достаточно просто и эффективно строится информационная сеть для высших органов государственной власти и управле­ния, предусмотренная Президентской программой «Информа­тизация». В настоящее время ряд ведущих отраслей экономи­ки Республики Беларусь (например, «Энергетика» и «Связь») приступили к созданию современных И АС. Накопленный опыт может быть использован и в других отраслях.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.005 с.)