Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этап развития конф такта Возможность переговоров Напряженность Несогласие Соперничество, враждебность Агрессивность Насилие Военные действия Переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились Переговоры рациональны Переговоры с участием третьей стороны Переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте: Первичные группы. Затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров. Вторичные группы. Затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые. Примером существования множества сил за внешним проявлением одного конфликта является «югославский кризис». Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий: • подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров); • предварительный отбор позиции (первоначальные за • поиск взаимоприемлемого решения (психологическая • завершение (выход из возникшего кризиса или перего > Подготовка к началу переговоров. Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют. Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель участия в переговорах. В этой связи следует ответить на следующие вопросы: В чем состоит основная цель проведения переговоров? Какие имеются в распоряжении альтернативы? Реально переговоры проводятся для достижения результатов, которые были бы наиболее желательными и допустимыми. Если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон? В чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне? Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры? какая атмосфера ожидается на переговорах? важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом? Опытные переговорщики считают, что от данной стадии, если она правильно организована, на 50% зависит успех всей дальнейшей деятельности (табл. 10.3). Таблица 10.3 Возможные цели и результаты участия в переговорах
421 > Вторая стадия переговоров — первоначальный отбор Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации («задачи компании», «общий интерес») стороны пытаются укрепить свои позиции. Если переговоры проходят с участием посредника (ведущего «переговорщика»), то он должен дать каждой стороне возможность высказаться и следить, чтобы оппоненты не перебивали друг друга. Кроме того, ведущий определяет факторы сдерживания сторон и управляет ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от невозможности прийти к компромиссу; предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус; определяет процедурные вопросы. > Третий этап переговоров состоит в поиске взаимоприем Задача посредника на данном этапе — увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают приобретать резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения и направить их в нужное русло. 422 > Четвертый этап — завершение переговоров или выход из тупика. К этому этапу уже известно значительное количество различных вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели (см. табл. 10.3), а какие сводят на нет всю предыдущую работу. Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему. • Признать существование конфликта. Это значит — • Определить возможность переговоров. После призна • Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, • Выявить круг вопросов, составляющих предмет конф 423 определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций. • Разработать варианты решений. Стороны при совмест • Принять согласованное решение. После рассмотрения • Реализовать принятое решение на практике. Если про Представляется интересным и подход к разрешению конфликта, заложенный в поведенческой модели. Суть этой модели, в основе которой лежат идеи Д. и Р. Джонсонов, получившие затем распространение в работе Е. Мелибруды, заключается в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов: 1) адекватность восприятия конфликта; 2) открытость и эффективность общения; 3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; 4) определение сущности конфликта. Под адекватностью восприятия конфликта имеется в виду достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка как собственных действий, намерений, позиций, так и поступков, намерений, позиций оппонентов. А получить такую оценку нелегко. В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противной стороны, проявляющейся в предвзятости оценки другого. В нем, в его поведении видится и чувствуется только враждебность. По мнению Е.Мелибруды, это может привести к так называемому самоподтверждающе- лущению: «Допуская, что ваш партнер настроен , ^правильным, немедленно подтверждается». Из этого 1ЛО лто мы должны быть максимально терпимыми в сво-следует, ^ других людей, особенно если речь идет о конф- ликте с /ющий фактор конструктивного разрешения конф- открытость и эффективность общения противо- , „ лшилс сторон. Специалисты обращают внимание на действие „, „ лественныи момент, связанный с разрешением конф-
К открытое обсуждение проблемы, в ходе которого не стесняясь и не сдерживая эмоций, честно выска- ' лое понимание происходящего. Подобная конфронта-зывают су, рбствует прекращению циркуляции всевозможных ^/ередко открытое выражение взглядов и чувств закла- ' х,нову для построения в дальнейшем доверительных дывает о^, &. между оппонентами. R л с тем, каким бы острым не было столкновение, оно ^шительно исключать проявления хамства, п /хьку открытость общения — это не только бурное чувств, но и организация конструктивного поиска ИЗЛИЯНИе, т- х>г г? * лроблемы, то, по мнению h. M. Ьабосова, «хорошо , бы каждый из противников мог сообщить другому бы, если .,, л е: что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конф- J fix реакции я жду со стороны другого? что я собира- лринять, если партнер поведет себя не так, как я
~ яа какие последствия я надеюсь, если будет достиг-ожидаю.'1 г
_J Для определения сущности конфликта его участники должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Предполагается, что их действия, нося пошаговый характер, разворачиваются в следующем направлении: Шаг 1. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно, чтобы противники осознавали своеобразие видения проблемы как собственного, так и оппонента, а также имеющиеся здесь сходства и различия. Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта. Обычно они служат поводом для возникновения конфликта, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтных его деталей. Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта. Он может быть выражен, в частности, следующими вопросами, которые следует задать себе участникам конфликта: а) Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт? б) Что мог бы для этого сделать мой партнер? в) Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта, вызывающее обоюдное удовлетворение соперников. Шаг 5. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта. Здесь конфликтующим сторонам очень важно, придерживаясь намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких-либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт. Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости дальнейшей работы над 426 ней, иногда вновь повторяя описанную выше последовательность шагов. Следует добавить, что пошаговое движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно без одновременного действия таких элементов (факторов) данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений и наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и люди со стороны — посредники. Причем иногда им удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит? Проанализировав ряд исследований этого вопроса, американские психологи Д. Черткофф и Д. Эссер пришли к следующему любопытному заключению. Оказывается, для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника важно скорее всего в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, «сохранить лицо». Из экспериментальных данных, приводимых этими авторами, был сделан вывод о зависимости между делаемыми человеком уступками другим людям и его представлением о себе как о «сильной личности». Эффект такой зависимости удается, однако, нейтрализовать, если в процесс разрешения конфликта включается посредник. В этом случае возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок стороны идут на них, адресуясь не друг к другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается «одолжение» в ответ на соответствующую просьбу (обычно в форме совета, рекомендации), но отнюдь не противной стороне. Таким образом часто психологические шаги противоборствующих сторон, участников конфликта, навстречу посреднику означают не уступку ему, а скорее декларацию готовности сотрудничать с ним в решении общей проблемы, следуя при этом некоторым «правилам игры». Главное, не ошибиться в выборе посредника и определении круга его полномочий. 427 М. Инглер предлагает следующие рекомендации, определенным образом регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника: • 1. Конфликтующие стороны должны рассматривать • 2. Посредник должен являться нейтральным лицом, не • 3. Конфликтующим сторонам следует согласиться с при • 4. Посредник может быть более всего полезен, если он • 5. Основная задача посредника — сбор информации и • 6. Если в силу своего служебного положения посредник • 7. Посредник должен стремиться поддерживать каждую • 8. Посреднику следует помочь конфликтующим сторонам В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует с головой втягиваться во всевозможные внутриколлективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны. Разумнее всего ему находиться как бы «над схваткой». Однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнений, пытающегося влиять на происходящие процессы. В завершение приведем перечень ошибок с тяжелыми последствиями. Вы можете и «выиграть», если не будете на них обращать внимания. Но это будет ложная победа, конфликт, как раковая опухоль, появится в другом месте. Дело, 428 кстати говоря, не в том, чтобы «победить». Ведь в этом случае ваш партнер окажется проигравшим, и, глядишь, следующий конфликт уже стучится в вашу дверь. Какой же проигравший будет действительно мотивирован в работе на победителя? К серьезным ошибкам в обсуждении конфликта следует отнести: • партнер выдвигает в качестве ошибки другого собствен • партнер не выражает полностью свои потребности; • партнер принимает «боевую стойку»; • партнер уходит в оборону; • поведение партнера диктуется исключительно тактичес • партнер укрывается за «производственной необходи • партнер настаивает на признании своей власти; • в ход идет знание самых уязвимых мест партнера; • припоминаются старые обиды; • в конце концов, выявляются явный победитель и побеж
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.46 (0.01 с.) |