ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА



Руководство как управление деятельностью других — это, с одной стороны, искусство, проявление природных качеств, организаторского таланта человека, его способности предви­деть развитие ситуации и своевременно принимать правиль­ные решения, налаживать совместный труд подчиненных, мо­билизовывать их на решение стоящих задач. С другой сторо­ны, руководство, как и управление — это наука.

Управление — это процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздей­ствия на объект управления с целью изменения его состояния. Руководство представляет собой ведущую, направляющую, организующую и регулирующую управленческую деятельность руководителя как субъекта управления. Таким образом, поня­тие «управление» шире понятия «руководство», т.е. руковод­ство можно рассматривать как составную часть управления.

При этом мы должны принять во внимание, что термины «управление» и «руководство» достаточно близко соприкасают­ся по смыслу и различаются только функциональным уровнем.

Теория управления имеет свой предмет изучения, вполне определенные закономерности, общие формы и методы, пра­вила и приемы, знание которых во многом предопределяет успех деятельности руководителя, уровень его управленческо­го профессионализма.

Чтобы эффективно управлять деятельностью других, даже обладающему организаторским талантом руководителю нужно овладеть научными основами социального управления — тео рией управления и уметь творчески ее применять на практике, т.е. владеть искусством управления. Причем по мере роста ранга руководителей требования к их управленческим знаниям, организаторским способностям повышаются.


Вместе с тем руководство — это не только наука и искус­ство, но и огромное поле предметной практической деятель­ности (в прямом смысле — руководства). Организаторские способности, научные управленческие знания сами по себе не стоят ничего, если не уметь их использовать в интересах дела на практике. Грамотное руководство — есть искусство приме­нения руководителем на практике законов и закономерностей науки управления, принципов, функций и методов управлен­ческого процесса для достижения возглавляемым коллективом поставленных целей и задач.

Такой подход к пониманию руководства предопределяет и основные направления его совершенствования: улучшение под­бора руководителей; повышение эффективности использова­ния руководящих кадров путем управления их движением (рас­становка, ротация — выдвижение на вышестоящие должности, увольнение и т.д.); создание и совершенствование инфра­структуры деятельности руководителей; развитие системы непрерывного профессионального образования руководящих кадров и др.

Важнейшим среди этих направлений является подготовка (дополнительное профессиональное образование) руководящих кадров. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функ­ции, руководители должны иметь специальные знания, форми­ровать умения и навыки, развивать личные качества, необходи­мые для эффективного руководства деятельностью возглавляе­мого коллектива, воспитания и обучения подчиненных.

Повышение профессиональной компетенции руководителя предполагает:

повышение уровня профессионализма с учетом специа­
лизации и предъявляемых квалификационных требований;

повышение правовой культуры ~ овладение знаниями, не­
обходимыми для обеспечения законности в деятельности возглав­
ляемой организации (подразделения), умением грамотно исполь­
зовать нормы права, управляя деятельностью подчиненных;

психолого-педагогическую подготовку, развитие личност­
ных качеств для формирования сплоченного коллектива, уме­
лого использования психолого-педагогических методов и
средств управляющего воздействия;


развитие общей культуры, углубление знаний по
проблемам и перспективам экономического и социально-поли­
тического развития страны, способности учитывать их при
организации управления деятельностью подчиненных;

фундаментальную управленческую подготовку, освое­
ние способов достижения целей и повышение эффективности
работы возглавляемого органа (подразделения).

Управление существует столько, сколько существует чело­вечество, и опыт управленческой деятельности накапливался тысячелетиями. Но управление как наука насчитывает всего лишь несколько десятилетий. Не случайно говорят, что управ­ление — древнейшая профессия, но молодая наука.

Наука управления в современном понимании — это специ­фическая отрасль научного знания, которая, в отличие от ки­бернетики — науки об общих чертах управления любыми системами (биологическими, техническими, социальными), за­нимается изучением процессов и явлений, возникающих в со­циальном управлении, в ходе организованного взаимодей­ствия людей в целях достижения наиболее эффективных ре­зультатов совместного труда. Она имеет свои границы в изу­чении этих процессов и явлений, устанавливает и согласует с другими науками (кибернетикой, социологией, психологией, юриспруденцией и т.д.) пределы своей области исследования, пограничные (стыковые) области, имеет свой, строго очерчен­ный объект и свой предмет исследования.

Очевидно, что объектом, этой теории является организатор­ская деятельность руководителя которая представляет собой главное звено, сердцевину всей его управленческой деятель­ности, включая исполнение им функций администратора, про­фессионала служебной деятельности организации, обучения и воспитания подчиненных.

Предмет данной теории составляют законы и закономер­ности, принципы, формы, методы, функции, этапы управлен­ческого цикла организаторской деятельности руководителя.

Опыт показывает, что в сфере организаторской деятель­ности руководителей можно выявить принципы, правила, примеры мастерства управления, которые, хотя по природе своей эмпиричны, а потому достаточно условны, все же могут оказаться полезными при разрешении большинства управлен­ческих ситуаций. Поэтому в предмет данной теории входит и искусство управления (организаторской деятельности руково-


дителя). Причем изучение этого искусства должно включать не только освоение положительного опыта руководства, но и анализ неудач, ошибок.

Таким образом, организаторская деятельность руководите­ля, рассматриваемая в качестве объекта данного курса, явля­ется основой управленческого труда. Этим и обусловлена тес­ная связь курса с научными дисциплинами, изучающими со­ответствующие аспекты деятельности руководителей, - пра­ва, психологии, педагогики, социологии и др.

Управленческие (и теоретического, и прикладного харак­тера) знания руководителя должны быть комплексными, охва­тывать все многообразие закономерностей функционирования объектов и субъектов управления, а также связей между ни­ми, характер решаемых задач и условия их решения. Поэтому необходим комплексный подход к подготовке руководящих

кадров.

Только при таком подходе можно создать прочный на­учный фундамент управленческой культуры и организатор­ской деятельности руководителей, обеспечить рациональное сочетание фундаментальной и прикладной направленности их профессионального образования.

Основной целью изучения предложенного курса является подготовка будущих руководителей к исполнению роли орга­низаторов служебной деятельности подчиненных, повышение уровня их управленческого профессионализма, управленчес­кой культуры, развитие творческих качеств.

Автор надеется, что предлагаемая книга поможет читателю:

• сформировать четкое представление о сущности, целях и
задачах руководства, о месте и основных ролях руководителя в
системе управления;

• углублять представление о содержании, принципах и ме­
тодах организаторской деятельности руководителя и их
практическом применении;

• раскрыть возможности различных форм организаторской
деятельности руководителя, технологии их эффективного
использования;

• усвоить основные функции руководителя и пути их реа­
лизации на различных этапах управленческого цикла;

• повысить уровень профессиональной управленческой
культуры.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ


1.1. Содержание науки управления

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Управление существует всегда в системе. Под системой по­нимается такая совокупность взаимодействующих элементов, которая имеет новые свойства, отличные от свойств самих эле­ментов. В системе главное не элементы, а взаимосвязи между ними, их взаимодействие, взаимоотношения. Взаимодействие элементой системы обеспечивается управлением.

Выдающийся итальянский политик XV века Никколо Ма­киавелли считал, что «управлять — значит заставить ис­полнителя верить». Достижение такого эффекта в управле­нии является одной из важнейших задач любого руководите­ля. Известно, что само слово «руководитель» буквально озна­чает «ведущий за руку». А по мере развития и усложнения деятельности организаций (подразделений) все более насущ­ной становится потребность иметь среди руководителей таких людей, которые осуществляли бы «надзор» над всеми подраз­делениями (сотрудниками) в целом, а не только выполняли узкоспециализированные функции.

Наши знания об управлении постоянно развиваются — из­меняются представления, уточняются понятия. В них находит отражение сущность и содержание управления, которые в лю­бой сфере деятельности определяются прежде всего системой отношений и решаемыми задачами, для которых создаются коллективы людей.


Y В широком смысле слова управление это про цесс перевода системы из одного состояния в ору гое посредством целенаправленного воздействия на кого-либо (что-либо) с целью изменения (сохра­нения) его состояния, поведения или действия, осуществляемого в рамках определенной системы отношений, именуемых системой управления.

V Управление по своей сути сводится к управляюще­му воздействию субъекта на объект, цель которо го — упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями су­ществования и развития данной системы.

Целенаправленное упорядочивающее воздействие реализу­ется в связях между субъектом и объектом и осуществляется непосредственно субъектом управления.

В философском понимании управление является специфи­ческой, присущей только социальной системе, формой взаи­мосвязи элементов системы.

Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов.

> Управление есть функция организованных систем раз­
личной природы (биологических, технических, социальных),
обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих пе­
ред ними задач при сохранении структуры и поддержании ре­
жима их деятельности.

> Управление служит интересам взаимодействия составля­
ющих ту или иную систему элементов, которые представляют
единое целое и имеют общие для всех элементов задачи.

^ Управление — внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляю­щий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправ­ления).

> Существует множество взаимодействующих целостных
систем различного иерархического уровня, что предполагает
осуществление управленческих функций как внутрисистемно­
го, так и межсистемного характера. В последнем случае систе-


10

ма высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

>• Управление реально, когда налицо известное подчине­ние объекта субъекту управления, управляемого элемента си­стемы ее управляющему элементу. Следовательно, управляю­щее (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управления.

Основные черты, характеризующие общее понятие управ­ления, полностью приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объеди­нения (государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизвод­ственные объекты, семья и т.п.).

Важнейшей особенностью социальной сферы является то, что управленческие связи в ней реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Общая связь и единство социальных процессов, обеспечивает­ся социальным управлением. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни характеризуется признаками, предопределенными общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наи­более существенное значение имеют следующие из них. Итак, социальное управление:

> есть только там, где проявляется совместная деятель­
ность людей. Сама по себе такого рода деятельность (произ­
водственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходи­
мое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффектив­
ное выполнение стоящих перед ними общих задач, достиже­
ние единой цели. Управление организует людей для совмест­
ной деятельности в определенные коллективы и организацион­
но их оформляет;

> призвано упорядочить совместную деятельность участ­
ников, придать взаимодействию людей организованность, обес-


и

печивая согласованность индивидуальных действий, а также выполнение общих функций, необходимых для регулирования такой деятельности и прямо вытекающих из ее природы (пла­нирование, координация, контроль и т.п.);

> в качестве главного объекта воздействия имеет поведе­
ние (действия) участников совместной деятельности, их взаимо­
отношения. Это критерии сознательно-волевого характера, в
которых опосредствуется руководство поведением людей;

> выступая в роли регулятора поведения людей, достигает
этой цели в рамках общественных связей, являющихся по су­
ти управленческими отношениями. Возникают они, прежде все­
го, между субъектом и объектом в связи с практической реа­
лизацией функций социального управления;

> базируется на определенной соподчиненности воли лю­
дей — участников управленческих отношений, так как их от­
ношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля
управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых.
Отсюда — властность социального управления, означающая,
что субъект управления формирует и реализует «господствую­
щую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается власт­
но-волевой момент социального управления. Следовательно,
власть есть специфическое средство, обеспечивающее следова­
ние воли управляемых воле управляющих. Волевое регулиро­
вание поведения людей в условиях государственной организа­
ции общественной жизни обеспечивает необходимое «вмеша­
тельство» государственной власти в социальные отношения.

Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, органи­зационно оформленная в виде соответствующих органов уп­равления (общественных либо государственных), или же от­дельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, име­ющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление социумом многообразно. В самом широком смысле это организации общественных связей, его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также обществен­ные объединения. В качестве объекта управления выступает


12

все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей. Элементом системы социального управ­ления является также и местное самоуправление.

Социальное управление характеризуют также как государ­ственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающийся от ее иных проявлений (законодательная, судебная, прокурорская дея­тельность), а также от управленческой деятельности общест­венных объединений и других негосударственных формирова­ний (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

В системе управления присутствует определенная упорядо­ченность в виде иерархической структуры органов управле­ния. К ним тесно примыкают структуры информационного обеспечения служебного процесса, вспомогательные техничес­кие, а также хозяйственные подразделения.

Одновременно в системе управления необходимо выделять подсистему подбора, обучения и воспитания, расстановки кадров.

Работа с кадрами способствует воспроизводству системы управления. Именно в процессе этой работы формируются подходы к совершенствованию управления, складывается ка­чественный уровень управленческой деятельности.

Важное место в системе управления занимает процесс уп­равленческой деятельности, состоящий из конкретных дейст­вий субъекта управления по упорядочению работы управляе­мого объекта. Этот процесс включает:

• концептуальную разработку целей и задач организации
на определенном этапе развития общества;

• оценку складывающейся обстановки;

• выработку, принятие и реализацию управленческих ре­
шений;

• анализ и планирование;

• координацию и взаимодействие внутри организационной
системы и с иными органами государственной власти и управ­
ления;

• контроль и помощь;

• информационное обеспечение потребностей;

• работу с кадрами.


13

Управление в организации строится на основе централизо­ванного регулирования, носит комплексный характер и вклю­чает в себя государственно-правовой, социальный, информа­ционный, организационный, психологический и иные аспекты. Управляющее воздействие направлено на сознание и волю лю­дей (руководителей и подчиненных) в целях упорядочения их коллективной деятельности, повышения уровня организован­ности и оптимального функционирования подразделений орга­низации.

Как отмечалось ранее, управление является процессом воз­действия на кого-либо (что-либо) с целью приведения системы в нужное состояние. Поэтому ведущим элементом системы уп­равления является субъект управления, в качестве которого в организации выступают руководители разных уровней или коллегиальные органы. Второй элемент системы — объект уп­равления (управление, отдел, направление, отделение или конкретный исполнитель).

Теоретической основой управления служат общественные науки (философия, право и др.), а также кибернетика, теория информатики и теория систем.

Достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее об­щие закономерности управления, творчески, с учетом их вспо­могательного характера используются наукой и практикой в деятельности организации. Кибернетика не всегда способна решать проблемы управления во всем многообразии и слож­ности социальных систем. В то же время ее методы незамени­мы там, где возникает необходимость обработки количествен­ных показателей. Кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе общественных явле­ний с их специфичными закономерностями. Алгоритмами пока невозможно определить пульсирующее массовое сознание.

У Содержание науки управления — выявление зако­номерностей, разработка принципов, функций и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Названные элементы образуют определенную группу общест­венных отношений, складывающихся в ходе распорядитель-


14

ной и исполнительной деятельности органов власти и их пред­ставителей.

Эти общественные отношения составляют предмет регули­рования административного права.

V Искусство управления всегда проявляется в конкретной ситуации. Оно состоит в том, чтобы точно знать, в какое время, в каком месте, какие средства нужно задействовать для достижения успеха.

Искусство управления включает в себя знание стратегии, владение гибкой тактикой деятельности, верное определение проблем и очередности их разрешения, умение концентрировать имеющиеся силы и средства на главных направлениях деятель­ности, где можно получить наибольший и быстрый эффект.

Управление можно рассматривать в статике — как струк­туру и в динамике — как процесс.

Структура представляет определенную последователь­ность органов управления, в зависимости от предназначения и иерархии в системе.

Так, в государственном управлении организации структу­рируют органы управления:

общей компетенции — руководство организации со своим центральным аппаратом;

межотраслевые — выполняющие координирующие функ­ции. Их называют еще функциональными, реализующими определенную функцию (функции) управления служебной де­ятельностью или ее обеспечение;

отраслевые — управления и самостоятельные отделы ор­ганизации, которые осуществляют в пределах установленной компетенции служебную деятельность по определенной линии (направлению) и управляют аналогичной деятельностью подчиненных органов управления;

территориальные — решающие в пределах установленной компетенции задачи управления деятельностью организации на определенной территории.

Известно, что каждая целостная система имеет определен­ный диапазон функционирования и развития, ограниченный


двумя критическими точками. При достижении верхней систе­ма начинает оптимально функционировать. Нижняя точка — предельная, за которой следует разрушение системы.

Одновременно процесс управления можно охарактеризо­вать с точки зрения содержания, организации и технологии.

Содержание управления определяется его целями, функ­циями, методами и т.д. и связано с особенностями направле­ний и участков деятельности различных структурных подраз­делений организации. Общие принципы и подходы к работе обязательно корректируются, исходя из специфики линий служебной деятельности.

Выделяются следующие стадии организации процесса управления:

« сбор, обработка и накопление информации;

• прогнозирование развития событий и принятие на его
основе управленческих решений;

• анализ и планирование мероприятий;

• организация исполнения и координация усилий исполни­
телей на достижение цели;

• контроль за исполнением принятых решений и отчет­
ность о результатах выполнения поставленных задач;

• обеспечение (материально-техническое, информацион­
ное, правовое и др.) деятельности исполнителей.

Технология управления представляет собой прежде чсего процесс получения, хранения и переработки различной информации, поступающей в ходе исполнения принятых управленческих решений.

Управление можно также представить в виде системы четко отлаженных прямых и обратных связей.

Прямые связи выражаются в форме управленческих реше­ний, идущих от субъекта управления к объекту.

Обратные связи выражаются в форме информационных сообщений, отражающих ход выполнения решений.

Желаемое достижимое состояние объекта и его отдельных параметров выражают цели управления. В своей основе они объективны, в них отражаются требования экономического, социально-политического и правового развития, а также инди­видуальные особенности конкретного объекта управления.


16

У Целью управления в служебной деятельности яв ляется решение стоящих перед организацией задач при рациональных затратах сил, средств и време­ни (сделать то и только то, что необходимо для решения поставленных задач).

Цели всегда должны быть осознанны. Они формулируют­ся конкретными людьми. Очень важна правильная постановка целей управления, так как именно они определяют содержа­ние основных видов управленческой деятельности (функций), выбор методов управления, структуру управления, подбор и расстановку кадров и т.д.

Для целей характерны такие свойства, как соподчинен-ность, развертываемость и соотносительная важность.

Соподчиненность выражается в том, что установление со­циально-политических целей предшествует выбору и опреде­лению производственно-технологических задач. Стратегичес­кие цели обусловливают тактические, а перспективные цели предшествуют средне- и краткосрочным целям.

Развертываемость проявляется в том, что более общая цель (по содержанию, времени или уровню) конкретизируется в нескольких локальных, частных целях, которые по отноше­нию к данной общей цели являются подцелями. Народнохо­зяйственная цель развертывается в цели отраслей, производ­ственных комплексов и территорий.

Соотносительная важность целей выражается в том, что отдельные цели имеют неодинаковое значение, «разную оцен­ку». Это позволяет ранжировать цели, устанавливать приоритет, выделять наиболее важные, относительно менее важные и т.д.

Соподчиненность, развертываемость и ранжирование це­лей положены в основу особого метода упорядочения целей, который получил название «дерево целей'».

Задачи— конкретный рубеж в достижении цели. Их осу­ществление желательно к определенному моменту в пределах жизненного цикла проекта, например «создать собственную систему сбыта к какому-то сроку» или «увеличить долю про­даж на рынке на 10% за 10 лет» — это задачи.

Цели могут быть недостижимы в пределах жизненного цик­ла проекта, но приближение к ним за это время должно быть возможным, например «выпускать только бездефектную про-


__ 17

дукцию». Задачи должны быть в принципе осуществимыми за период планирования, хотя не всегда можно требовать их бе­зусловного осуществления. Цель, которой никогда нельзя до­стичь, но к которой можно неограниченно приблизиться, назы­вают идеалом.

Основой построения любого «дерева целей» является си­стемный подход, представляющий собой образ мышления и методологию любых изменений, в том числе и на макроэконо­мическом уровне. При использовании системного подхода осо­бого внимания заслуживают четыре важные проблемы:

• определение границ системы и границ внешней среды;

• установление целей системы и перевод их на язык задач
(в результате получится график выполнения задач);

• определение структуры программы действий и разложе­
ние программы по элементам (матрица действий);

• описание управления системами.

Решению этих проблем подчинено деление метода «дерева целей» на этапы.

1. Определение границ исследования — формулируется
проблема, уточняется генеральная цель и объекты исследования.

2. Подготовка перечня факторов, влияющих на объект ис­
следования, — выделяются внутренние и внешние факторы.

3. Разработка сценариев будущего развития в терминах
целей.

4. Построение первого варианта «дерева целей».

5. Определение результатов в виде показателей степени
достижения целей.

6. Количественное определение потребности в ресурсах
для достижения поставленных целей.

7. Определение альтернатив использования ресурсов, обес­
печивающих достижение целей.

8. Итеративная корректировка сценариев, «дерева целей»,
ресурсов и предварительная оценка результатов.

9. Составление окончательного варианта «дерева целей» и
матрицы структурно-логического подхода.

Цели управления можно классифицировать по их содержа­нию, которое вбирает в себя всю сложность и многообразие деятельности субъекта управления.

С. Н. Князев


18 __ ^

Цели различаются не только по содержанию, но и по уров­ням управления. Например, уровень государственного управ­ления непосредственно связан с властными полномочиями и компетенцией и определяется в нормативных документах, регламентирующих деятельность организации на уровнях:

• руководства;

• областных управлений;

• городских и районных аппаратов;

• работника на участке служебной деятельности.

Цели нижестоящего уровня выступают в качестве средств для достижения целей вышестоящего уровня управления. При формировании комплекса целей управления (организации в целом или ее подразделения) выделяют из общих целей част­ные, конкретизирующие их в различных нижестоящих звень­ях управления. Создается иерархия целей управления в раз­личных условиях, в зависимости от деятельности субъекта и объекта управления. В каждой подсистеме (на каждом уровне управления) возникают собственные цели, которые не сводят­ся к автоматическому выполнению поставленных свыше за­дач, а конкретизируются с учетом всех особенностей субъекта и объекта управления и условий среды их функционирования.

Не менее важен и временной аспект целей, которые под­разделяются на:

• долгосрочные (стратегические) цели (на 5 — 25 лет);

• среднесрочные (на 1—5 лет);

• краткосрочные (тактические) цели (до года).

Их реализация в практической деятельности выражается осуществлением перспективного (долгосрочного и среднесроч­ного) и текущего планирования.

Для успешного выполнения долгосрочные и среднесроч­ные цели должны быть конкретизированы в четкой последова­тельности краткосрочных задач, опираться на реальные дей­ствия по их достижению. В то же время отсутствие научно обоснованной перспективы при подготовке текущих планов и принятии плановых решений на тактическом уровне может привести к несоответствию, а в отдельных случаях и противо­речию с долгосрочными целями.


19 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Принципы управления — это наиболее общие положения и правила, в соответствии с которыми осуществляется управлен­ческая деятельность.

Наука управления любыми системами, известная как ки­бернетика, является постоянной составляющей управления каждой системы. Вклад кибернетики в любую систему управ­ления состоит прежде всего в разработке общих принципов уп­равления:

• иерархичности;

• контроля;

• необходимого разнообразия между объектом и субъектом
управления;

• системности;

• управления по целям.

Фундаментальные принципы управления, которые опреде­лила кибернетика, применимы во всех сложных системах (мозг, компьютер), а также в социальных системах, элементами ко­торых являются люди или группы людей. Управление в этих системах основано на действующих в них законах.

В числе общих принципов управления социальными систе­мами обычно называют эффективность, плановость, опера­тивность, объективность, конкретность, оптимальность, разделение труда, выделение главных задач.

Эффективность один из принципов формирования организационной структуры управления. Она считается эф­фективной, если обеспечивает достижение людьми целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках. Причем «издержки» понимаются шире, чем обычно поддаю­щиеся измерению затраты в рублях, человеко-часах и т.п. В данном случае имеется в виду такая организационная структу­ра, которая:

• имеет четкие линии подчинения и распределения ответ­
ственности;

• позволяет исполнителям принимать участие в решении
проблем;

• не допускает потерь или ошибок и обеспечивает удовлет­
ворение от работы;


20

• придает уверенность в будущем;

• предоставляет определенный статус и возможности для
служебного роста;

• обеспечивает престижный уровень заработной платы.
Эффективность может рассматриваться и как принцип

планирования, в соответствии с которым план должен в максимальной степени способствовать осуществлению приня­тых решений, намеченных целей и задач. Далеко не всегда по­лученный результат адекватен затратам сил и времени на со­ставление и отработку плана. Планы будут неэффективны, если они не соответствуют интересам коллектива или даже отдельных исполнителей, не восприняты или не поняты ими, нереальны. Вместе с тем данный принцип отражает целесооб­разность разработки самого плана, особенно его документаль­ного оформления, на основе оценки возможной эффективности.

Плановость как принцип управления обусловливает по­стоянное совершенствование механизма управления, т.е. обес­печивает соответствие организации и содержания управлен­ческой деятельности постоянно изменяющейся обстановке, а также стоящим (и возникающим) задачам.

Данный принцип формирует также определенную зависи­мость между планомерным развитием системы и организаци­онной структурой управления такой деятельностью. Необхо­димость данного принципа в управлении обусловливается не­однородностью коллективов по степени общности (от руковод­ства организацией в целом до отдельного подразделения).

. Оперативность качество системы управления, харак­теризующее ее способность быстро включаться в решение поставленных задач, легко переходить от выполнения одного вида работ к другому, принимать решения и действовать в из­меняющихся условиях.

Как вид данного положения может быть рассмотрено поня­тие оперативности решения, т.е. своевременность разработки и реализации управляющего воздействия на систему или отдельные ее элементы с учетом изменяющейся обстановки.

Объективность свойство человеческих знаний, кото­рое отражает их независимость от воли и желания субъекта про­цесса познания. Как принцип обеспечения эффективного функ­ционирования системы управления (научность управления)


21

объективность означает необходимость познания внутренних закономерностей самой управленческой деятельности, тенден­ций развития обстановки, в которой приходится осуществлять эту деятельность, умение управлять ею в соответствии с уста­новленными закономерностями, принципами управления, на­правляя и координируя усилия исполнителей на решение по­ставленных задач.

Например, в оценке служебной обстановки объективность означает непредвзятость, строгое соответствие выводов и оце­нок объективной реальности, обусловливает необходимость постоянного слежения за развитием обстановки и изучения ее влияния на положение дел в органе (подразделении) организации.

Принцип объективности имеет большое значение и в оцен­ке руководителем деятельности подчиненных, требует строго­го соответствия выводов и оценок реальному положению дел, ибо только объективная оценка мобилизует сотрудника, спо­собствует росту его профессионального мастерства, тогда как необъективная, несправедливая — деморализует, расхолажи­вает, отрицательно сказывается на коллективе и авторитете его руководителя.

Как принцип выработки и принятия решения в организа­ции управления объективность отражает беспристрастную, не зависящую от воли и желания субъекта управления этой дея­тельностью необходимость принятия решения, адекватного из­менениям обстановки или возникшей управленческой ситуации.

В организации контроля принцип объективности означает, что:

• контроль должен быть непредвзятым, изначально ориенти­
рованным на действительно объективную оценку положения дел;

• контроль должен способствовать выявлению не только
негативных, но и позитивных отклонений в контролируемом
процессе, отражению нового, передового, прогрессивного; уче­
ту тенденций, а не случайных фактов;





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.031 с.)