Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2. Пояснительная записка 3. Содержание дисциплины 4. Тематический план 5. Планы семинарских занятий 6. Тестовые задания 7. Темы рефератов 8. Примерные вопросы к экзамену (зачету) 9. Литература 9.1. Нормативные правовые акты 9.2. Специальная литература 9.3. Дополнительная литература 10. Глоссарий
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов неюридических факультетов, изучающих дисциплину «Правоведение», и разработаны на основании требований, предъявляемых федеральным компонентом цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, с учетом материально-технического, кадрового, методического и научного обеспечения вуза. Предлагаемые методические указания ориентируют студентов на усвоение минимума знаний по юриспруденции, необходимых для понимания юридических норм, знание законов и осознанное их выполнение. Курс «Правоведение» предусматривает рассмотрение наиболее важных правовых понятий, раскрывает их структуру и содержание, характеризует общие вопросы и особенности отраслей современного права России, способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, что отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права, сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми. Методические указания по дисциплине «Правоведение» включают тематический план, задания для работы на семинарских занятиях и методические указания к ним, контрольные вопросы и задачи, рекомендуемую литературу, перечень нормативно-правовых актов, необходимых для изучения дисциплины, темы для реферативных работ, тесты, а также вопросы к экзамену (зачету). Преподавание курса осуществляется в рамках лекций и семинарских занятий. Форма контроля – экзамен (зачет). При изложении учебного материала рекомендуется знакомить студентов с текстами нормативно-правовых актов, учитывать динамичное обновление законодательства, а при изучении отдельных тем курса желательно решение практических задач.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса состоит в овладении студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении общих вопросов отраслей права и применении полученных знаний в профессиональной сфере. Задачи курса состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Студент, завершивший изучение данной дисциплины, должен: - понимать взаимодействие смежных отраслей права и их институтов; - обладать теоретическими знаниями о происхождении государства и права, о формировании правовых систем современности; - ориентироваться в системе российского права и его отраслях; - приобрести навыки работы с нормативными актами и их применения в практических целях; - обладать уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; - уметь понимать сущность и характер взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы по дисциплине «Правоведение»:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки. Система юридических наук. Место и роль правоведения в общей системе наук. Система основных категорий и понятий правоведения. Общенаучные, логические и частнонаучные методы исследования. Задачи курса «Правоведение» в формировании личности студента.
Тема 2. Основы теории государства и права Роль и значение власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России. Понятие права, его признаки. Соотношение права и государства. Функции права и сферы его применения. Формы (источники) права. Закон и подзаконные акты. Норма права, ее структура. Система права. Отрасли права: понятие и общая характеристика. Понятие и структура правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура.
Тема 3. Основы конституционного права Российской Федерации Конституция как основной закон государства и ее юридические признаки. Общая характеристика основ российского конституционного строя и конституционного строя Республики Татарстан. Конституция России и Татарстана о правах и свободах человека. Основы правового статуса общественных объединений. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие основ правового статуса человека и гражданина. Гражданство. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Международные стандарты прав и свобод человека. Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина.
Тема 4. Основы гражданского права Российской Федерации Понятие и основные источники гражданского права. Общая характеристика Гражданского кодекса РФ. Гражданское правоотношение. Субъекты гражданского права. Объекты гражданского права. Понятие и формы права собственности. Сделки: понятие и виды. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Наследственное право. Очереди наследования. Защита прав потребителей. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Понятие права интеллектуальной собственности. Субъекты и объекты права интеллектуальной собственности. Авторские и исключительные права.
Тема 10. Основы экологического права и земельного В Российской Федерации Общая характеристика законов РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Международно-правовые нормы в сфере образования. Правовые основы организации и деятельности студента, механизмы реализации и защиты его прав, исполнения обязанностей.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Проводимые семинарские занятия позволяют закрепить пройденный на лекциях теоретический материал. При этом важна индивидуальная подготовка студентов к выступлению, обсуждение, с участием преподавателя, изученного материала, что позволяет закрепить навык индивидуального юридического мышления студента, оценить степень его подготовленности и указать на те пробелы в знаниях, которые он должен заполнить путем самостоятельного исследования материала по дисциплине. Дополнительная литература по теме избирается студентом по его усмотрению и с учетом наличия в читальном зале или абонементе библиотеки КГУ и библиотеки филиала КГУ в г. Набережные Челны. Сформулированные в планах занятий по соответствующей теме вопросы коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости в ходе занятий преподаватель может формулировать другие вопросы, которые не нашли отражения в плане семинара.
Тема 1. Общие положения теории государства и права 1. Понятие и признаки государства. Форма государства. 2. Правовое государство и гражданское общество. 3. Механизм государства. 4. Понятие и признаки права. Система права. 5. Правоотношения: понятие и виды. 6. Правонарушения и юридическая ответственность. 7. Правосознание и правовая культура. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Назовите основные признаки права. 2. Раскройте понятие и классификацию функций государства. 3. Определите структуру правоотношения. 4. Охарактеризуйте виды юридической ответственности.
Методические указания Данная тема посвящена изучению основ теории государства и права. При подготовке к семинарскому занятию необходимо использовать учебную литературу по теории государства и права. При рассмотрении первого вопроса необходимо сформулировать понятие государства. Определить признаки государства. Раскрыть содержание формы государства, охарактеризовать форму правления, форму государственного устройства и виды государственно-политического режима. При изложении второго вопроса следует коротко охарактеризовать предпосылки формирования концепции гражданского общества и правового государства. Охарактеризовать признаки правового государства, соотношение с гражданским обществом. Отвечая на третий вопрос, следует сформулировать понятие механизма государства и отразить характерные черты. В четвертом вопросе необходимо раскрыть понятие и признаки права. Особое внимание следует обратить на понятие системы права и характеристику ее элементного состава. Пятый вопрос следует посвятить анализу объекта, субъекта, содержания правоотношения. При ответе на шестой вопрос необходимо дать определение понятия правонарушения и юридической ответственности, выделить основные признаки правонарушения. Необходимо внимательно разобраться в содержании состава правонарушения. Раскрывая седьмой вопрос, следует охарактеризовать понятие и структуру правосознания, определить понятие и элементы правовой культуры. Литература 1. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник для вузов / Л. А. Морозова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСМО, 2005. – 448с. 2. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова; авт. предисл. С. С. Алексеев / – 2-е изд., изм. и доп. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000. – 616с. 3. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. – 672с. 4. Правоведение: учебник для вузов / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Б. И. Пугинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2008. – 462с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Определите структуру Конституции РФ. 2. Чем обеспечивается верховенство Конституции РФ? 3. Назовите политические права и свободы гражданина. 4. Охарактеризуйте полномочия Президента РФ.
Задачи 1. Следователь Невского РУВД Иванов Н.В. вызвал для дачи показаний супругу задержанного по подозрению в совершении преступления Смирнову Л.В., потребовав от нее дать свидетельские показания против своего мужа, предупредив об ответственности за отказ или дачу ложных показаний. Правомерны ли в данном случае действия следователя Иванова Н.В.? Вправе ли в данном случае отказаться супруга подозреваемого отказаться от дачи показаний? 2. Отдельными положениями Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми установлено, что совокупностью избирательных прав и правом на участие в референдуме в Республике Коми наделены не граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Коми, а граждане Республики Коми, т.е. фактически предусмотрено собственное гражданство Республики Коми.В чем заключается принцип единого гражданства? Возможно ли установление собственного гражданства республик в составе РФ, и каковы правовые последствия принятия такого решения? Соответствуют ли указанные нормы Кодекса Республики Коми Конституции РФ и федеральному законодательству?Методические указания Данная тема семинарского занятия посвящена изучению основ конституционного права Российской Федерации. При подготовке к занятию необходимо использовать учебный материал по конституционному праву России, а также нормативно-правовые акты. Необходимо ознакомиться с текстом Конституции РФ, Конституции РТ. При рассмотрении первого вопроса особое внимание следует обратить на главу 1 Конституции РФ, раздел 1 Конституции РТ. Излагая второй вопрос, необходимо изучить главу 2 Конституции РФ, следует сформулировать понятие прав и свобод человека и гражданина, определить основания, по которым осуществляется классификация прав и свобод человека и гражданина. Сформулировать и дать общую характеристику личных (гражданских), политических, социально - экономических, культурных прав и свобод. Рассматривая третий вопрос, нужно использовать главу 3 Конституции РФ. Охарактеризовать принципы федеративного устройства, виды субъектов РФ. Четвертый вопрос следует начать с рассмотрения понятия системы органов государственной власти. При подготовке к семинарскому занятию важно проанализировать главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ. Рассмотреть конституционно-правовой статус Президента РФ, Правительства РФ, а также определить структуру и полномочия Федерального Собрания РФ, выявить конституционные основы судебной власти. При решении задачи №1 следует сначала определить, какое право было нарушено следователем, затем нужно обратиться к главе 2 Конституции РФ и определить вправе ли гр. Смирнова не свидетельствовать против своего мужа. Излагая ответ на задачу № 2, необходимо проанализировать ст.32 Конституции РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Литература 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 декабря. 2. Конституция Республики Татарстан. Принята всенародным голосованием 6 ноября 1992 г. // Советская Татария. – 1992. – 12 декабря. 3. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. М. В. Баглая. – М.: НОРМА, 2004. – 667с. 4. Правоведение: учебник для вузов / под ред. О. Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 408с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Что является предметом гражданского права? 2. Охарактеризуйте гражданское правоотношение. 3.Назовите признаки юридического лица. Определите классификацию юридических лиц. 4.Назовите условия недействительности сделок, а также последствия несоблюдения этих условий.
Задачи 1. Алексей Серегин, 24 года, проживающий отдельно от родителей, находящихся в трудоспособном возрасте, значительную часть своего заработка тратит на спиртные напитки, после чего приходит к родителям занимать деньги на питание. Родители, желая лишить сына возможности тратить деньги на спиртное, обратились в суд с просьбой об ограничении его дееспособности в части распоряжения заработком. Они просили назначить отца попечителем Алексея и уполномочить его на получение зарплаты сына. Какое решение должен вынести суд? Обоснуйте ответ, ссылаясь на законодательство РФ. 2. 10 августа покупательница М.С. Петрова купила в магазине 20 м красной атласной ленты шириной 18 мм. Через день М.С.Петрова пришла в магазин и попросила обменять красную ленту на голубую, так ей посоветовали в ателье, где она заказала комплект постельного белья. Однако заведующая секцией отказалась удовлетворить требование М.С.Петровой. Права ли заведующая секцией? Обоснуйте ответ, ссылаясь на законодательство РФ.
Методические указания Данное семинарское занятие направлено на изучение основ гражданского права России. При подготовке необходимо использовать Гражданский кодекс РФ, ряд нормативно-правовых актов, а также учебную литературу по гражданскому праву РФ. Отвечая на первый вопрос, нужно дать определение понятия гражданского правоотношения, охарактеризовать структуру, субъекты, объекты и содержание гражданских правоотношений. При ответе на второй вопрос необходимо использовать ст.17, 18, 21, 22, 26, 27-29 главы 3, части 1 Гражданского кодекса РФ. Следует обратить внимание на понятие, возникновение и содержание гражданской правоспособности, на порядок и причины ограничения дееспособности гражданина. Ответ на третий вопрос следует начать с характеристики понятия и основных черт сделок. Применяя гл.9 части 1 Гражданского кодекса РФ, важно определить основные виды сделок. Особое внимание следует уделить форме сделок. Затем необходимо рассмотреть условия действительности сделок. Четвертый вопрос посвящен праву собственности, нормативное регулирование осуществляется разделом II части 1 Гражданского кодекса РФ. Следует раскрыть такие понятия как право владения, право пользования, право распоряжения, а также основания приобретения и прекращения права собственности. Отвечая на пятый вопрос, нужно применить главу 21 Гражданского кодекса РФ, определить понятие и виды обязательства, раскрыть основания возникновения: договоры и иные сделки, судебные решения, причинение вреда и ряд других, а также прекращения обязательств. Шестой вопрос посвящен защите прав потребителей. При подготовке нужно применить главу 30 части 2 Гражданского кодекса РФ, а также Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Следует рассмотреть такие понятия как потребитель, продавец, недостаток товара, безопасность товара. Особое внимание следует уделить защите прав потребителей при продаже, возврате и обмене товаров. При ответе на задачу №1 следует рассмотреть вопросы ограничения дееспособности гражданина. В данном случае ст.30 главы 3 части 1 Гражданского кодекса РФ. Вторая задача рассматривает ситуацию обмена товара надлежащего качества, но не подошедшего по расцветке. При решении применяем ст. 25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Литература 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 декабря. 2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301. 3. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410. 4. Гражданский кодекс РФ. Часть 3. // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4552. 5. Гражданский кодекс РФ. Часть 4. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №52 (1 ч.). – Ст. 5496. 11. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. 23 июля 2008 г.). // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №3. – Ст. 140. 12. Гражданское право: учебник для вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Е. А. Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 4 т. 13. Правоведение: учебник для вузов / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Б. И. Пугинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2008. – 462с. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. В каком возрасте возникает трудовая правосубъектность? 2. Назовите перечень документов, необходимых при трудоустройстве. 3. Что является предметом трудового договора и чем он отличается от гражданско-правового договора в сфере труда? 4. В какой срок работник обязан предупредить администрацию о расторжении трудового договора по собственному желанию?
Задачи 1. Водитель грузовика Иванов, разъезжаясь со встречной автомашиной в тесном заводском дворе, наехал на стальную конструкцию и повредил свой автомобиль. Стоимость его ремонта по калькуляции составляет 16 тысяч рублей. Месячный заработок Дмитриева составляет 12 тысяч рублей. Администрация предъявила к нему требование о возмещении ущерба в полном размере. Правильно ли требование администрации? Какие гарантии при определении размеров материальной ответственности установлены законодательством? 2. В конце рабочего дня на строительную площадку прибыло два грузовика с кирпичом. Единственный кран в тот день не работал из-за неисправности. Старший прораб приказал всем находящимся на строительной площадке рабочим разгружать прибывшие машины. Двое рабочих отказались принять участие в разгрузке, сказав, что это не их дело. Имел ли право старший прораб при возникших обстоятельствах перевести рабочих на другую работу без их согласия? Методические указания Данная тема посвящена основным вопросам трудового права Российской Федерации. При их рассмотрении следует, прежде всего, опираться на Трудовой кодекс РФ. Раскрывая первый вопрос, необходимо, опираясь на раздел III Трудового кодекса РФ, охарактеризовать понятие трудового договора и его особенности, правовое положение сторон (работника и работодателя), описать порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, содержание трудового договора. Отвечая на второй вопрос, следует опираться на разделы IV и V Трудового кодекса. При этом требуется указать понятие рабочего времени, охарактеризовать нормальную и сокращенную продолжительность рабочего времени, а также условия регулирования работы в ночное и сверхурочное время. Особое внимание следует уделить характеристике времени отдыха отдельных категорий работников, указанных в части IV Трудового кодекса. В третьем вопросе, опираясь на раздел VI Трудового кодекса, требуется указать понятие норм труда. Особое внимание уделить регулированию оплаты труда отдельным категориям работников или за работу в специфических условиях (ст. 144 – 158). Четвертый вопрос посвящен характеристике двух видов юридической ответственности, предусмотренных трудовым законодательством – дисциплинарной и материальной. В качестве основной нормативной базы следует использовать разделы VIII и XI Трудового кодекса. В пятом вопросе следует с опорой на раздел X Трудового кодекса освятить понятие и способы охраны труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. Более подробно следует охарактеризовать особенности охраны труда отдельных категорий работников. При ответе на последний вопрос данной темы следует опираться на главы 60 и 61 Трудового кодекса, содержащие нормы, регулирующие порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. При решении задач опираться следует, прежде всего, на Трудовой кодекс РФ, первой с использованием статей, содержащихся в главе 39, второй – главы 12. Литература 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. –1993. – 25 декабря. 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 17 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 3. 3. Правоведение: учебник для вузов / отв. ред.д-р юрид. наук, проф. Б. И. Пугинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2008. – 462с. 4. Трудовое право: учебник для вузов / Акад. труда и социальных отношений; под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 608с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Допускается ли расторжение брака без взаимного согласия супругов? 2. Назовите основные права и обязанности супругов. 3. Каковы основания и последствия признания брака недействительным? 4. Каковы пропорции материального содержания несовершеннолетних детей (размер алиментов)?
Задачи 1. Новиков и Сомова решили зарегистрировать брак и подали заявление в загс. В назначенный для регистрации брака день Новиков явился в загс один и просил зарегистрировать брак, пояснив, что невеста внезапно заболела и явиться в загс не может. Новиков предъявил заявление Сомовой, в котором она просила зарегистрировать брак в ее отсутствие, поскольку она лежит в больнице. Должен ли загс зарегистрировать брак Новикова и Сомовой? 2. Гр. А. Ю. Петров-Володкин и гр. Радимова А.В. подали в органы загса заявление о заключении брака. При этом гр. Радимова пожелала оставить после регистрации девичью фамилию. Гр. Петров-Водкин заявил о желании присоединить к своей фамилии фамилию будущей жены. Органы загса отказали гр. Петрову-Володкину. Правомерен ли отказ органов загса? Методические указания При подготовке к семинарскому занятию следует дать понятие семьи, указать на ту роль, которую семья играет в жизни общества и государства. Необходимо дать понятие брака, указать его важнейшие характеристики, освятить вопросы, связанные с порядком заключения и расторжения брака. В третьем вопросе требуется охарактеризовать права и обязанности супругов, связанные как с личными отношениями, так и с имущественными (законный режим имущества). Особое внимание следует уделить брачному договору. Последний вопрос требует раскрытия личных и имущественных отношений между родителями и детьми. Этим вопросам посвящен раздел IV Семейного кодекса РФ. Следует также остановиться на характеристике алиментных отношений между родителями и детьми и между супругами и бывшими супругами. При ответе на первую задачу необходимо обратиться к ст. 11 главы 3 Семейного кодекса РФ. Решая вторую задачу, следует рассмотреть ст. 32 главы 6 Семейного кодекса РФ. Литература 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. –1993. – 25 декабря. 2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2008 г.). // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №1. – Ст. 16. 3. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп. от 23 июля 2008г.). // Рос. газета. – 1997. – 20 ноября. 4. Правоведение: учебник для вузов / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Б. И. Пугинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2008. – с. 5. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. – 5-е изд., перераб. – М.: НОРМА, 2008. – 704с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Назовите предмет и метод правового регулирования административного права. 2. Назовите методы государственного управления. 3. Раскройте понятие административного правонарушения. 4. Перечислите основные виды административных взысканий.
Задачи 1. Начальником ОВД на гражданина С. наложен административный штраф за нарушение правил охоты. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье оружие. С. обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота – единственный источник средств к существованию. Дайте юридический анализ этой ситуации. 2. Сидоров, будучи в нетрезвом состоянии, выражался нецензурной бранью в помещении вокзального буфета. В качестве наказания Сидорову был назначен штраф в размере 500 рублей. Охарактеризуйте правонарушение, совершенное гражданином Сидоровым. Методические указания При подготовке к данному семинарскому занятию следует дать определение государственному управлению, указать признаки, сущность, методы и основные принципы государственного управления, дать определение административного проступка, указать его признаки, отличия от преступления, охарактеризовать состав административного правонарушения. Характеризуя административное наказание, следует указать определение, цели и конкретные виды административных наказаний, перечисленных в главе 3 Кодекса Российской Федерации об административных наказаниях. При решении первой задачи следует обратиться к ст. 8.37 главы 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, затем к ст. 3.7 КоАП. При ответе на вторую задачу следует рассмотреть ст. 20.1 главы 20 КоАП. Литература 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. (с изм. и доп. от 17 июля 2009 г.) – 2002. – №1. (ч. 1). – Ст. 1. 2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. от 1 декабря 2007 г.). // Рос. газета. – 2003. – 31 мая. 3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 декабря 2008 г.). // Рос. газета. – 2004. – 31 июля. 5. Федеральный закон от 2 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25. декабря 2008 г.). // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №10. – Ст. 1152. 6. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 7 октября 2008 г.). // Рос. газета. – 2004. – 12 марта. 7. Алехин А. П. Административное право России: учебник для вузов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, юрид. фак; отв. ред. А. П. Алехин. – М.: Зерцало-М, 2005. – 712с. 8. Гришковец А. А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) / А. А. Гришковец // Государство и право. – 2004. – №1. – С. 24 – 36. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Назовите цели уголовной ответственности. 2. Какие обстоятельства, исключающие преступность деяния предусмотрены Уголовным кодексом РФ? 3. Определите понятие субъекта преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. 4. Перечислите виды уголовных наказаний по Уголовному кодексу РФ.
Задачи 1. 14-летний Сидоров проник в помещение аптеки, рассчитывая похитить наркосодержащие медпрепараты. Найдя коробку с надписями не на русском языке и думая, что в ней находятся наркотики, Сидоров захватил ее с собой. В коробке находилось обычное импортное жаропонижающее. Подлежит ли привлечению к уголовной ответственности Сидоров? Определите, какое преступление совершил Сидоров? 2. В период избирательной кампании во время теледебатов кандидат Волков, желая очернить своего соперника Леденцова, сказал, что Леденцов берет взятки в крупных размерах, назвал его «грязным взяточником» и плеснул в лицо водой из стакана. Есть ли основание для привлечения Волкова к уголовной ответственности? Обоснуйте ответ, ссылаясь на законодательство РФ.
Методические указания Семинарское занятие направлено на изучение основ уголовного права России. При подготовке следует использовать Уголовный кодекс РФ, ряд нормативно-правовых актов, а также учебную литературу по уголовному праву РФ. При ответе на первый вопрос следует дать определение уголовного закона и выявить его специфические черты. Затем следует определить функции уголовного закона. Применяя Уголовный кодекс РФ, рассмотреть структуру и содержание. При изложении второго вопроса следует дать определение уголовной ответственности и ее отличия от иных видов юридической ответственности. Третий вопрос посвящен характеристике понятия, видов и состава преступления. Необходимо применить раздел II Уголовного кодекса РФ. Особое внимание уделить ст.14, 15 УК РФ. При освещении четвертого вопроса нужно дать определение понятия наказания. Применяем в данном вопросе раздел III УК РФ. Цели наказания установлены в ч.2 ст.43 УК РФ. Перечень видов наказаний рассматривается ст. 44 УК РФ. При ответе на первую задачу необходимо сначала определить подлежит ли Сидоров привлечению к уголовной ответственности, применяя гл. 4 УК РФ. Затем изучить ст. 158 гл. 21 УК РФ, определить, какое преступление совершил Сидоров. Вторая задача предполагает работу со ст. 130 особенной части УК РФ. На примере данной задачи необходимо разобрать состав преступления, а именно: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Литература 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. –1993. – 25 декабря. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954. 3. Уголовное право России: общая часть: учеб. пособие для вузов / С. А. Балеев [и др.]; под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ф. Р. Сундурова. – Казань: Изд-во КГУ, 2007. – 658 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Что такое экологический мониторинг и контроль? 2. Раскройте понятие экологической экспертизы. 3. Дайте общую характеристику Земельного кодекса РФ. 4. Дайте понятие и общую характеристику экологических прав граждан. Задачи 1. В ходе прокурорских проверок, проведенных областной прокуратурой, совместно с районными прокурорами в агрофирмах области и иных сельскохозяйственных предприятий были выявлены следующие нарушения в большинстве из проверенных хозяйств: сточные воды животноводческих и птицеводческих ферм поступают в водоемы, загрязняя их; отсутствуют специальные навозохранилища и очистные сооружения; навоз накапливается в зонах водозабора и попадает с его стоками в водоемы; ядохимикаты и удобрения хранятся под открытым небом, отчего в период дождей попадают в водоемы. В результате этого в воде резко возросло число болезнетворных микробов и концентрация разного рода вредных веществ, представляющих опасность для здоровья людей. Нормы какого законодательства нарушены в данном случае? 2. В период экологической катастрофы общественное объединение «Оазис» обратилось в органы местного самоуправления за получением полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Но обществу было отказано. Правомерен ли отказ органов местного самоуправления?
Методические указания При подготовке к семинарскому занятию необходимо дать понятие экологического права, охарактеризовать его систему, методы и источники, а также основные принципы и методы охраны окружающей среды. Раскрыть понятие и особенности экологических правонарушений. Охарактеризовать понятие земельных правоотношений. Особое внимание следует уделить видам ответственности за совершение экологических правонарушений. При решении первой задачи следует рассмотреть ст. 42 Конституции РФ, а также ст.42
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.77 (0.012 с.) |