Взаимодействие организационной структуры с другими ведомствами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие организационной структуры с другими ведомствами



i Научное объяснение взаимодействия как философской кате­гории сводится к тому, что оно является результатом углубля­ющегося понимания всеобщей связи конкретных проявлений А!атерии. Взаимодействие — первое, что выступает перед нами, рвогда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки «рения сегодняшнего естествознания. Оно охватывает все фор-*яа социального бытия, выступает интегрирующим фактором, посредством которого происходит объединение частей в опреде-Яенный тип целостности, в структуру или систему.


102

Уровни взаимодействия в обществе формируются во мно­гом сознательно и целенаправленно, при волевом воздействии отдельных личностей или социальных групп. Однако, не ра­зобравшись в сути взаимосвязей низкого уровня, нельзя обосновать или обеспечить их более высокую ступень, так как по мере подъема существенно усложняются составляющие его внутренние взаимосвязи. Подобная обусловленность присуща всем уровням управления и взаимодействия организации.

У Без взаимодействия отдельных элементов нет си­стемы. Но взаимодействия между отдельными элементами системы и между системами могут быть различными: постоянными и переменными, необходимыми и случайными, устойчивыми и не­устойчивыми, слабыми и сильными, разрушающи­ми и созидающими, а также объединяющими, взаи­мостимулирующими.

По мнению многих философов, взаимодействие мертвых тел природы включает гармонию и коллизию, а взаимодей­ствие живых существ включает сознательное и бессознатель­ное сотрудничество, сознательную и бессознательную борьбу.

V Отмечая взаимодействие как всеобщую форму связи тел и явлений, философская наука дает ему следующее определение: взаимодействие есть одна из основных философских категорий, отражаю­щая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Как видно из приведенного определения, взаимодействие в общем виде — это взаимная связь явлений и процессов. Она отражает не только совместные и согласованные действия, но еще и тип отношений или связей объектов между собой. Имен­но поэтому следует различать два противоположных вида вза­имодействия: кооперацию и конфронтацию. Если кооперация способствует организации совместной деятельности, то кон­фронтация — расшатывает совместную деятельность, создает препятствия для нее. Типичный пример конфронтационного взаимодействия — конкурентная борьба (например, за рынки


103

сбыта товаров и услуг или за продвижение по служебной лестнице).

Таким образом, любое взаимодействие состоит из двух компонентов: единства и борьбы взаимодействующих сто­рон либо их содействия, которое является формой единства, но не сводится полностью к нему. Единство проявляется в динамической связи нейтральных по определенным парамет­рам систем и, наконец, как процесс, объединяющий, укрепля­ющий взаимосвязь, взаимодополнение, взаимопомощь одних систем в противодействии с другими. Последнее в философии определяется как содействие.

В мире нет социальной системы, единственным видом взаимо­действия которой с другими было бы только содействие. Ок­ружающий нас мир имеет многообразные системы с различны­ми формами взаимодействия — от борьбы до содействия, ко­торое отражает активный, динамический процесс взаимодейст­вия особой формы. При этом содействие, как и борьба, может быть внутренним и внешним, проявляться в одной системе и возникать между различными системами.

В природе и в обществе существуют различные виды, со­действия, которые могут быть сведены к трем наиболее ти­пичным: комменсализм, мутуализм и кооперация.

Примером комменсализма является вид взаимоотношений, при котором один из элементов системы извлекает пользу из совместного существования.

Достаточно широко распространены мутуалистические (взаимовыгодные) отношения. Они отнюдь не сводятся к слу­чайным контактам, а представляют собой устойчивые взаимо­связи.

Кооперация — такой вид содействия, в результате которо­го две и более взаимодействующие системы извлекают обоюд­ную пользу. В общественной жизни люди кооперируются, по­могают друг другу как при выполнении простейших трудовых операций, так и сложнейших общественных задач. * Установление связей взаимодействия идет сверху вниз: от вйратегического к тактическому уровню. Чтобы не утонуть в мас-бе деталей, немаловажно для совместных действий сразу же Определить на каждом из этих уровней вид взаимодействия:. ^оперативный, мутуалистический или комменсальный.


104

Первый наиболее сложный и требует согласования деталей на всех уровнях, второй — односторонних действий по объек­там, времени и результатам, третий действует лишь по резуль­татам. Такое распределение может не только упростить, но и целенаправленно уточнить принципы, объемы и содержание взаимодействия в каждом из этих видов. Опыт показывает, что вся нежизненность, перегруженность лишней информаци­ей документов взаимодействия, которые невозможно практи­чески применить в процессе управления, заключается в сме­шении видов взаимодействия в одном или нескольких доку­ментах. К таким документам относятся:

• планы взаимодействия;

• другие документы, регламентирующие или разъясняю­
щие процесс совместного проведения мероприятий.

Из множества форм взаимодействия содействие играет основополагающую роль в развитии природы и общества, так как улучшает условия совершенствования систем и сообществ, расширяет их возможности, способствует эволюционным изменениям, закрепляя полезные для их развития свойства.

Выделяя содействие из множества видов взаимодействия, важно подчеркнуть его объективную закономерность и роль в сложной системе взаимосвязей на любом уровне существования природы и общества. Если взаимодействие как объективная ре­альность существует независимо от воли и желания людей, в том числе и руководителей в системе государственного управ­ления (взаимное влияние, взаимное воздействие подразделений министерств и ведомств, решающих задачи на одном направле­нии, есть всегда), то содействие — планируется. От организа­ции планирования и искусства реализации процесса содействия во многом зависят результаты деятельности коллектива.

Если взаимодействие в природе и обществе отражает объ­ективные, существенные, повторяющиеся связи и отношения, то содействие дает прямую установку на действия, учит, как надо поступать с учетом выявленных связей и отношений.

Совместное участие подразделений различных министерств и ведомств позволяет их руководителям увеличивать возмож­ности одних структур за счет других и добиваться поставлен­ной цели с максимальной реализацией этих возможностей и минимальными затратами.


_ 105

V Взаимодействие можно определить как взаимоот­ношения различных министерств, ведомств, орга­низаций и их подразделений, объединенные единым замыслом (планом) и согласованные по задачам (объектам), направлениям (линиям работы, рай­онам), времени и способам действий в интересах достижения общей цели.

Итак, взаимодействие является конечной причиной многих происходящих изменений, перехода от простого к сложному, от низшего к высшему и из множества взаимодействий содей­ствие является основополагающим не только в деятельности организации, но и в жизни человеческого общества.

В деятельности любых органов проявляются экономические, политические, социальные и иные связи, многостороннее ин­формационно-духовное взаимодействие. Каждая организация оказывает воздействие на другие структуры и органы, форми­рует их представление о складывающейся ситуации, предлага­ет варианты решений и действий.

Поэтому процесс разрешения противоречий при организа­ции взаимодействия министерств и ведомств, организаций и подразделений других структур осуществляется несколькими путями:

• проведение совместных мероприятий по решению стоя­
щих задач;

• совместная разработка правовых актов, регулирующих
функции учреждений и отдельных должностных лиц;

• совместная работа по информированию граждан о дея­
тельности и взаимодействии министерств и ведомств, органов
(организаций) и подразделений.

Кроме того, в ходе взаимодействия осуществляется устра­нение противоречий — как внешних, так и внутренних, как по вертикали, так и по горизонтали.

Следует назвать следующие принципы содействия. ft' Принцип сохранения компетенции предполагает, что Ёваимодействие различных органов ни в коем случае не Явлжно приводить к подмене одного органа другим, к смеше-полномочий их сотрудников.

Принцип регламентации задач и функций, прав и от-•тственности означает, что перед организацией взаимодей-


106

ствия в целях согласования усилий подразделений и отдельных сотрудников необходимо прежде всего уточнить их компетен­цию, т.е. детально разграничить задачи и функции, а также права и пределы ответственности каждого из них (при необхо­димости закрепить их в соответствующем документе).

Принцип делегирования полномочий заключается в пе­редаче определенной части прав и обязанностей на более низ­кий уровень управления. Основное условие этого принципа — верное определение объема делегируемых прав и связанных с ними обязанностей.

Принцип взаимодополнения и концентрации усилий заинтересованных органов подразумевает использование возможностей взаимодействующих подразделений таким обра­зом, чтобы недостающие возможности одних выполнить возможностями других, тем самым повысить эффективность и сократить сроки решения поставленных задач на избранном направлении.

Взаимодействие позволяет объединить усилия органов, ра­циональнее и экономичнее использовать их силы и средства, подчинить ведомственные интересы решению общегосудар­ственных задач. В то же время оно может строиться на основе взаимных обязательств сторон в их совместной деятельнос­ти, которые бывают формальными (т.е. официально закреп­ленными соответствующими нормативными актами) и нефор­мальными (установленными на основе межличностных отно­шений). Формальное взаимодействие организует, как прави­ло, руководитель, принявший решение. Порядок взаимодейст­вия он определяет при доведении принятого решения до ис­полнителей.

В зависимости от положения органа (подразделения) в иерархии управления взаимодействие может быть вертикаль ным (взаимодействие разных уровней управления, которое определяется степенью централизации и децентрализации уп­равления) или горизонтальным (взаимодействие разных звень­ев одного уровня управления, характеризующее их организа­ционную согласованность, развитие горизонтальных связей).

По характеру взаимодействия различают:

информационное (простой обмен информацией);


107

методическое (взаимные консультации и согласование
методов решения совместных задач);

функциональное (совместное выполнение тех или иных
функций управления, например, планирования);

организационное (установление регламентов, нормати­
вов выполнения общей работы и т.п.).

Взаимодействие бывает также прямым и косвенным; эпизо дическим, систематическим и постоянным; односторонним и двусторонним; кратковременным и долговременным; не посредственным и опосредованным.

При этом теория и практика выделяют различные формы взаимодействия, под которыми понимают отражение поряд­ка реализации согласованных действий, обусловленных ха­рактером применяемых способов и средств деятельности.

Основные формы взаимодействия:

• обмен информацией;

• совместное планирование;

• совместное осуществление различных мероприятий и
операций, в том числе:

• взаимное использование сил и средств;

• совместное исследование;

• совместная разработка нормативных актов, регулирую­
щих функции взаимодействующих сторон в сфере их деятель­
ности;

• совместная работа по предотвращению и устранению
причин и условий, мешающих плановой работе;

• совместное изучение служебной обстановки;
* • обмен опытом.

Перечень форм взаимодействия свидетельствует о том, что совершенствование его вопросов требует организационного упо­рядочения этой функции управления по видам, формам, време-ta, объему работ и постоянного внимания со стороны руково­дителя, четкого распределения обязанностей в руководящем Я&ре. Хорошо налаженное взаимодействие, как и координация, яйособствует устранению паразитарных проявлений паралле­лизма и дублирования, ведомственности и местничества.

Практическая деятельность по поддержанию и осуществле-взаимодействия раскрывается через методы содейст- (координации), применяемые в процессе служебной дея-


108

тельности. В настоящее время в практике широкое распрост­ранение нашли следующие методы:

• проведение совместных совещаний и рабочих встреч;

• обсуждение вопросов на коллегиях министерств и ве­
домств и т.д.

• совместные выезды представителей вышестоящих орга­
нов на места для организации взаимодействия;

• создание из представителей заинтересованных органов
рабочих (оперативных) групп, бригад при проведении слож­
ных мероприятий;

• совместная проверка, рассмотрение отчетности, заслуши­
вание, изучение конкретных материалов, распространение по­
ложительного опыта, подведение итогов.

Координационные отношения возникают между не под­чиненными друг другу субъектами управления. Этот вид отно­шений, как правило, регулируется соответствующими норма­тивными актами (приказами, указаниями).

Координационные отношения могут быть эффективными, если взаимодействующие стороны будут соблюдать следую­щие правила.

>• Первое правило. При совместном проведении меропри ятий необходимо устанавливать конкретного координата ра, т.е. лицо, на которое следует возложить общее руковод­ство. В практической деятельности общее руководство обыч­но возлагается на представителя той стороны, которая играет основную роль в проведении скоординированных мероприя­тий. Вопрос об установлении координатора должен решаться во всех случаях конкретно и базироваться на компетенции взаимодействующих сторон.

> Второе правило. В процессе реализации координацион­
ных отношений необходимо четко устанавливать пределы
компетенции для взаимодействующих сторон.
Это делается
для того, чтобы не допускать подмены друг друга и не исполь­
зовать права взаимодействующей стороны. Подмена прав мо­
жет привести к неквалифицированному выполнению меропри­
ятий, неэффективному использованию сил и средств.

> Третье правило. В процессе реализации координацион
них отношений необходимо установить объем и характер
информации, подлежащей обмену между взаимодействующи


109

ми сторонами. Порядок обмена предполагает разработку спо­собов бесперебойной и своевременной связи между координи­рующими сторонами.

Четкое выполнение этих правил способствует качественно­му осуществлению координационных отношений между не подчиненными друг другу руководителями органов, подразде­лений органов, сотрудниками той или иной структуры.

Одним из видов управленческих отношений является взаи­мопомощь. Суть этих отношений состоит в том, что субъект управления (руководитель органа, подразделения либо сотруд­ник) для достижения поставленной перед ним цели деятельнос­ти может обращаться за помощью к другим субъектам управле­ния (руководителям органа, подразделений, сотрудникам), ко­торые обладают реальными возможностями для удовлетворе­ния служебных потребностей первого.

Практика выделяет следующие ситуации, формирующие потребность вступления в отношения взаимопомощи:

• отсутствие или недостаточность собственных сил и
средств, способных своевременно и полно решить конкретную
задачу;

• наличие у взаимодействующей стороны лучших позиций
в интересующей работника (орган, подразделение) среде;

• экономическая или иная целесообразность взаимного
использования возможных средств.

В свою очередь, взаимодействие по совместному использо­ванию оперативных сил и средств может осуществляться в различных формах, например:

( передача сил и средств в постоянное или временное поль­зование взаимодействующей стороне на период выполнения за­дания;

• постановка задания (поручения) перед взаимодействую­
щей стороной без передачи сил и средств для его выполнения;

• взаимный обмен информацией между взаимодействую­
щими сторонами о характеристиках сил и средств, практике их
Использования в процессе руководства ими на время выполне­
ния задания либо обмен информацией о результатах выполне­
ния задания (поручения).

Для успешной деятельности при формировании и под-Держании отношений взаимопомощи неукоснительно должны i соблюдаться следующие правила.


110

> Взаимодействующие стороны должны представлять толь­
ко те силы и средства, которые обладают реальными возмож­
ностями в выполнении заданий (поручений), а также доста­
точный объем сведений об их возможностях и рекомендации о
порядке их использования.

> Взаимодействующая сторона, получившая силы и сред­
ства от другой взаимодействующей стороны для выполнения
конкретного задания, обязана профессионально грамотно обес­
печить их исполнительскую деятельность и создать для них
благоприятные условия.

> При обмене информацией взаимодействующие стороны
обязаны установить пределы и порядок ее использования в
процессе выполнения задания.

> Сторона, получившая во временное пользование допол­
нительные силы и средства, обязана организовать действен­
ный контроль над их использованием в течение всего периода
выполнения задания (поручения).

Невыполнение перечисленных выше правил может повлечь за собой ошибки и негативные последствия для взаимодей­ствующих сторон, сказаться на самом характере отношений взаимопомощи в последующем.

Отношения субординации, координации и взаимопомощи по своему характеру индивидуальны и требуют от участников взаимодействия соблюдения определенных правил поведения. Однако общим обстоятельством для управленческих отноше­ний является то, что каждый их вид формируется и реализу­ется всегда для достижений единой цели — удовлетворения служебных потребностей, возникающих в процессе решения задач.

Изложенные выше некоторые аспекты могут помочь при организации мероприятий по вопросам взаимодействия, а также упростить и повысить качество планирования таких ме­роприятий.

-J



НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


3.1. Угрозы национальной безопасности

Центральным вопросом государственного управле­ния является определение целей государства, достижение ко­торых призваны обеспечивать все структуры государственного аппарата. В настоящее время в обществе уже сложилось еди­ное представление о главной цели развития государства — обеспечении национальной безопасности, хотя конкретизация и разукрупнение этой цели является пока вопросом дискусси­онным. С этим, в частности, связан тот факт, что на уровне законодательной власти еще не приняты основополагающие законы и другие стратегические документы (доктрины, кон­цепции), конкретизирующие цели национальной безопасности и предусматривающие реализацию механизма достижений этих целей. Определенный опыт в создании нормативно-пра­вовой базы по определению главных целей государственного управления накоплен в Российской Федерации. Этот опыт заслуживает, безусловно, внимания при подготовке аналогич­ных документов в Беларуси, хотя и в России работа по опре­делению целей и эффективных механизмов государственного управления пока не закончена.

к

У Национальная безопасность — состояние защи щенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.


112 _

V Жизненно важные интересысовокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и го­сударства.

К объектам безопасности относятся:

личность — ее права и свободы;

общество — его материальные и духовные ценности;

государство — его конституционный строй, суверенитет
и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности яв­ляется государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Безопасность достигается проведением единой госу­дарственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организацион­ного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защи­щенности объектов безопасности в Республике Беларусь разра­батывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определены основные направления дея­тельности органов государственной власти и управления в данной области, сформированы или преобразованы органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспече­нию безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образованы государственные органы обеспечения безопасности.

Угроза национальной безопасности совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутрен­ней и внешней безопасности.


из

V Состояние отечественной экономики, несовершен­ство системы организации государственной влас­ти и гражданского общества, социально-полити­ческая поляризация белорусского общества и кри­минализация общественных отношений, рост орга­низованной преступности, обострение межнацио­нальных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности Беларуси.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный харак­тер и обусловлены прежде всего сокращением внутреннего ва­лового продукта, снижением инвестиционной, предпринима­тельской активности и научно-технического потенциала, раз-балансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, зависимостью от импорта топливно-энергетических ресурсов при отрицательном платеж­ном балансе.

Ослабление научно-технического и технологического по­тенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угро­жают Беларуси деградацией наукоемких производств, усиле­нием внешней технологической зависимости и подрывом обо­роноспособности.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциа­ция общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу социально-экономическому укладу республики.

Этноэгоизм, этноцентризм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политическо­го и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Остается угроза криминализации общественных отноше­ний, складывающихся в процессе реформирования социаль­но-политического устройства и экономической деятельности. Реформы в экономической, военной, правоохранительной и

|Р* С. Н. Князев


114

иных областях государственной деятельности требуют усиле­ния системы государственного регулирования и контроля, со­вершенствования правовой базы и сильной государственной политики в социальной сфере. Наращивание духовно-нравст­венного потенциала общества является основным фактором, способствующим снижению роста преступности, особенно ее организованных форм.

При ослаблении правового контроля за ситуацией в стране появляется опасность сращивания отдельных элементов испол­нительной и законодательной власти с криминальными струк­турами, проникновения их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организация­ми и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с орга­низованной преступностью и коррупцией имеет не только пра­вовой, но и политический характер.

На новом историческом этапе нашего развития нельзя до­пустить снижения эффективности системы социальной профи­лактики правонарушений, правовой и материально-техничес­кой обеспеченности деятельности по предупреждению терро­ризма и организованной преступности. Иначе правовой ниги­лизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифици­рованных кадров увеличивают степень воздействия этой угро­зы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности Беларуси в социаль­ной сфере создает постепенное расслоение общества на бога­тых и малообеспеченных граждан.

Угрозой физическому здоровью нации является, в том числе, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Беспокоит сокращение рождаемости и средней продолжи­тельности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к ослаблению демократичес­кой структуры общества.


115

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

• стремление отдельных государств и межгосударственных
объединений принизить роль существующих механизмов обес­
печения международной безопасности, прежде всего ООН и
ОБСЕ;

• укрепление военно-политических блоков и союзов, в пер­
вую очередь расширение НАТО на восток;

• возможность появления в непосредственной близости от
белорусских границ иностранных военных баз и крупных во­
инских контингентов;

• распространение оружия массового уничтожения и средств
его доставки;

• ослабление интеграционных процессов в Содружестве
Независимых Государств;

• возникновение и эскалация конфликтов вблизи государ­
ственной границы Республики Беларусь и внешних границ го­
сударств—участников Содружества Независимых Государств.

Угрозы национальной безопасности Республики Беларусь в международной сфере проявляются в попытках других госу­дарств противодействовать укреплению Беларуси, помешать реализации национальных интересов.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Респуб­лики Беларусь в информационной сфере. Серьезную опас­ность представляют собой стремление ряда стран к доминиро­ванию в мировом информационном пространстве, вытеснению Беларуси с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нор­мального функционирования информационных и телекомму­никационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. *Й Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ^ветственности блока и без санкции Совета Безопасности РОН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической об-^ановки в мире.


116

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию воору­жений и военной техники нового поколения создают предпо­сылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Остаются негативные тенденции в военной сфере, влияю­щие на процесс реформирования военной организации и обо­ронного промышленного комплекса Республики Беларусь. Сказываются недостаточное финансирование национальной обороны и медленное совершенствование нормативной право­вой базы. На современном этапе это проявляется в недостаточ­ном уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил РБ, других войск, воинских формирований и органов, в снижении укомплектованности войск (сил) современным во­оружением, военной и специальной техникой, в остроте соци­альных проблем и приводит к ослаблению военной безопас­ности страны в целом.

Угрозы национальной безопасности в пограничной сфе­ре обусловлены:

• экономической, демографической и культурно-религиоз­
ной экспансией сопредельных государств на белорусскую
территорию;

• активизацией деятельности трансграничной организован­
ной преступности, а также зарубежных террористических орга­
низаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и ис­тощения ее природных ресурсов находится в прямой зависи­мости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для Беларуси эта угроза особенно велика из-за последствий Чернобыля, нераз­витости законодательной основы природоохранной деятель­ности, отсутствия или ограниченного использования приро­досберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории Беларуси в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, не­достаточная эффективность правовых и экономических меха­низмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа-


117

ций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.076 с.)