Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы взаимодействия в конфликтной ситуации и определение ситуации как конфликтной

Поиск

При изучении взаимодействия людей в конфликтной ситу­ации необходимо выделить те точки, или переломные момен­ты, которые становятся важными, ведущими детерминантами форм последующих наборов поведения. По-видимому, осо­знанно или бессознательно каждый из участников взаимодей­ствия фиксирует в развитии отношений какие-то определен­ные ключевые аспекты, которые образуют для него ту объек­тивную систему «координат», с которой он соотносит свои возможные будущие наборы действий, или «стратегии» и «тактики» поведения.

Анализ данных показывает, что целесообразно выделить три фазы, стадии или этапа, определяющих развитие отноше­ний в конфликтной ситуации.

1. Определение, осознание участниками ситуации как кон­фликтной.

Конфликтное состояние системы взаимодействия людей определяется объективными факторами. Конфликтная ситуа­ция выступает как реальное проявление этих объективных факторов в конкретных условиях взаимодействия. Однако та­кое определение представляется недостаточным. Необходимо осознание ситуации как конфликтной по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Таким образом, под конфликтной ситуацией будет пони­маться конкретное воплощение в ситуации взаимодействия «лицом к лицу» конфликтного состояния данной системы диадических отношений, воспринятого или осознанного как та­ковое по крайней мере одним из участников этих отношений. Момент осознания или восприятия ситуации как конфликт­ной чрезвычайно важен. Сама по себе конфликтная ситуация несет в себе угрозу для того или иного участника взаимодей­ствия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы либо: а) добиться желаемой цели, если речь идет о стороне, выступающей как активное начало, либо б) обеспечить максимальную возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия.

Определение участником ситуации как конфликтной само по себе становится механизмом, отсекающим все «стратегии» поведения, не соответствующие этому состоянию системы и «включающим» те альтернативы, которые могут нужным об­разом структурировать взаимодействие при данном состоя­нии. Это приводит ко второй фазе взаимодействия.

2. Выбор «стратегии», структурирующей ход взаимодей­ствия в конфликтной ситуации.

Конкретное сочетание объективных и субъективных фак­торов, определяющих конфликтную ситуацию, побуждает участников взаимодействия к тем или иным действиям.

Однако эти действия в совокупности своей служат для до­стижения определенной цели, и потому каждый из участников взаимодействия обычно соотносит отдельные свои действия или наборы с тем, насколько они приближают его к желаемой цели. В этой фазе взаимодействия каждый из участников на­мечает определенную линию поведения, которая несколько позже оформляется как общая «стратегия».

В самой общей форме можно говорить о трех уже упомяну­тых направлениях поведения. Во-первых, осознав ситуацию как конфликтную, один из двух участников взаимодействия может принять решение о выходе из системы отношений, и таким образом, конфликтная ситуация будет элиминирована за счет распада системы. Во-вторых, одна из сторон (или обе) может выбрать способ структурирования конфликтной ситуа­ции в форме «переговоров» или «торга», когда каждая из сто­рон получает не все, к чему она стремится, но ту часть, которая способна удовлетворить ее в какой-то мере. Наконец, система взаимодействия может структурироваться в соответствии с «конфликтной» стратегией, когда каждая из сторон с помо­щью всех имеющихся у нее средств действует таким образом, чтобы получить максимум желаемого. Этот момент в развитии отношений между участниками взаимодействия является так­же весьма важным. Именно здесь принимается решение отно­сительно того, в каком направлении будут структурироваться действия каждой из сторон. Иными словами, выбор одной из общих «стратегий» налагает существенные ограничения на отдельные действия и комбинации действий каждого из участников взаимодействия, устанавливая своего рода пределы поля поведения.

3. Выбор действия в рамках общей «стратегии» взаимодей­ствия.

Если выше речь шла о выборе участниками «стратегии» взаимодействия или установлении некоторых общих принци­пов или негласных правил, направляющих взаимодействие по тому или иному руслу, то третья стадия, или фаза взаимодей­ствия в конфликтной ситуации характеризуется столкновени­ем «стратегий» и «тактик» индивидуального поведения. (Ра­зумеется, об этой фазе имеет смысл говорить только в том слу­чае, если выбраны два из трех вариантов поведения: либо переговоры, либо конфликтное взаимодействие, борьба.) На этой стадии выясняется, какая из сторон достигнет цели.

Вероятно, следует отметить, что конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы, внутреннее восприятие того, что ситуация может угрожать безопасности одной из сто­рон взаимодействия. Один из участников взаимодействия мо­жет почувствовать, что проблематичным становится его пра­во занимать определенную позицию в рамках данной диадической системы отношений, что уменьшился приток ресурсов, обеспечивающих правильное функционирование его в данной роли или же что возникли известные затруднения при комму­никации с другой стороной. Когда распределение позиций обусловливает такое функционирование системы взаимодей­ствия, которое протекает в определенных пределах без затруд­нений, ощущение угрозы может вызываться тем, что ситуация приобретает черты неопределенности в отношении распреде­ления позиций в ситуации по крайней мере для одного из уча­стников взаимодействия.

Ощущение угрозы может возникнуть и при других обстоя­тельствах. Само по себе наличие системы взаимодействия не означает, что действия ее участников определены только целя­ми, для достижения или решения которых была создана си­стема. В ее рамках каждый из участников, обладая в известной степени независимостью, автономией от системы, может стре­миться к достижению собственных индивидуальных целей. В конфликтной ситуации может у одного из участников возникнуть представление, что другая сторона станет источни­ком блокировки его собственных целей, намерений, предпоч­тений или средств для достижения цели1. Можно предполо­жить, что ощущение угрозы вызовет желание одной из сторон расширить сферу своих прав или сузить сферу своих обязан­ностей по отношению к другой стороне; понуждение одним из участников другого вкладывать во взаимодействие больше ресурсов, чем вкладывает он сам; знание одним из участников того, что степень его обычной автономии по отношению к си­стеме существенно уменьшилась; осознание того, что распре­деление прав и обязанностей между участниками взаимодейст­вия является несправедливым, и т. п.

Так или иначе, многие авторы указывают на то, что ощуще­ние угрозы есть свидетельство восприятия ситуации как кон­фликтной[80].

Важным внутриличностным показателем конфликтной ситуации может служить понимание, осознание или знание «о несовместимости потенциальных будущих позиций при ин­тенсивном стремлении занять позицию, не совместимую с вос­принимаемыми интересами другого». Иными словами, здесь важным является восприятие человеком двух аспектов ситуа­ции. Во-первых, ситуаций воспринимается как важная, потен­циально способная обеспечить достижение желаемой цели. Во-вторых, по крайней мере один из участников взаимодей­ствия понимает или же знает о том, что достижение желаемой цели возможно лишь при условии, если он займет некоторую ключевую позицию, которая не может одновременно принад­лежать обоим участникам, т. е. представление о взаимной не­совместимости при достижении индивидуальных целей в про­цессе взаимодействия становится своего рода сигналом кон­фликтности ситуации.

Значимым фактором, позволяющим человеку определить ситуацию как конфликтную, можно считать превышение уровня личностной «толерантности (терпимости) к фрустра­ции». Как известно, в процессе любого межличностного взаи­модействия каждый из участников реализует далеко не все индивидуальные цели и удовлетворяет лишь часть собствен­ных потребностей. В конфликтной ситуации это обусловлено также и объективными причинами. Однако до известного пре­дела каждый из участников взаимодействия может продол­жать действовать в соответствии с установившейся системой отношений до тех пор, пока степень неудовлетворенности по­требностей или же фрустрация целей и намерений остается в пределах личностного «порога чувствительности» к этим яв­лениям. Как только этот порог оказывается перейденным хотя бы у одного из участников взаимодействия, последний вос­принимает ситуацию как конфликтную.

Все описанные выше внутриличностные показатели кон­фликтной ситуации могут присутствовать в ходе взаимодей­ствия отдельно или в определенных сочетаниях. Поиск их приобретает значение при изучении так называемых «реалис­тических» конфликтов.

Как известно, Л. Козер вслед за Г. Зиммелем разделил кон­фликты по типам на «реалистические» и «нереалистические». «Реалистические конфликты, — пишет он, — возникают, ког­да столкновения между людьми происходят по поводу требо­ваний или ожиданий. Они рассматриваются людьми как сред­ство для достижения специфической цели, средство, которое можно будет оставить, если удастся найти другое, более эф­фективное»2. Иными словами, указанные выше внутрилично­стные показатели выполняют по крайней мере две функции: во-первых, они сигнализируют человеку о том, что имеется экстремальная проблемная ситуация, требующая возможно более эффективного решения; во-вторых, они мобилизуют человека на определение, конкретизацию проблемы и на поиск возможных путей ее решения.

Совсем иной характер носят так называемые «нереалисти­ческие» конфликты. «Нереалистические конфликты, — пишет Л. Козер, — возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта; они не имеют функ­циональных альтернатив в смысле средств, поскольку они не направлены на достижение конкретного результата, но суть выражения агрессивных импульсов»1. Развитие этого рода конфликтных отношений заслуживает специального анализа, но в данной статье оно не будет предметом рассмотрения, и в дальнейшем речь пойдет о взаимодействии людей в ситуации «реалистического» конфликта.

Анализ литературы и некоторые эмпирические данные по­зволяют выдвинуть предположение, что осознание или вос­приятие ситуации как конфликтной сопровождается целым рядом эмоциональных переживаний, которые являются спе­цифичными: это повышенная тревожность, страх, враж­дебные чувства, желание сопротивляться, предубежденность, агрессивность и т. п. Подобного рода чувства составляют эмо­циональный фон, характерный для всего процесса взаимодей­ствия в конфликтной ситуации, однако на каждой стадии раз­вития отношений эти чувства выполняют свою функцию, т. е. значимость их различна.

На первой стадии, когда хотя бы один из участников взаи­модействия осознал ситуацию как конфликтную, по-видимо­му, можно говорить о двух функциях этих чувств.

Во-первых, появляясь у человека, они неизбежно влияют на его внешнее поведение. Изменение поведения одного из участников взаимодействия заставляет другого участника в свою очередь обратить внимание на ситуацию, считать ее предметом рассмотрения. Поведение, окрашенное названны­ми выше чувствами, заставит другого участника взаимодей­ствия принять определение ситуации как конфликтной. Это происходит, по-видимому, потому, что конфликтная ситуация подразумевает опасность, и реакция на нее как на таковую должна быть достаточно выраженной. Таким образом, на пер­вой стадии конфликтной ситуации названные чувства, окра­шивая соответствующим образом поведение участников вза­имодействия, позволяют сигнализировать другому, что ситу­ация воспринята как конфликтная.

Во-вторых, эти чувства выполняют и мобилизационную функцию для того, кто их испытывает. Они как бы включают в сферу внимания и зону ресурсов, которая требуется для уча­стия в конфликтной ситуации, и человек оценивает, насколь­ко он готов действовать в этой ситуации и какого характера действия он может реализовать. Именно здесь можно гово­рить о том, что наступает переход ко второй стадии разверты­вания конфликтной ситуации — выбору типа взаимодействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.007 с.)