Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фазы взаимодействия в конфликтной ситуации и определение ситуации как конфликтнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При изучении взаимодействия людей в конфликтной ситуации необходимо выделить те точки, или переломные моменты, которые становятся важными, ведущими детерминантами форм последующих наборов поведения. По-видимому, осознанно или бессознательно каждый из участников взаимодействия фиксирует в развитии отношений какие-то определенные ключевые аспекты, которые образуют для него ту объективную систему «координат», с которой он соотносит свои возможные будущие наборы действий, или «стратегии» и «тактики» поведения. Анализ данных показывает, что целесообразно выделить три фазы, стадии или этапа, определяющих развитие отношений в конфликтной ситуации. 1. Определение, осознание участниками ситуации как конфликтной. Конфликтное состояние системы взаимодействия людей определяется объективными факторами. Конфликтная ситуация выступает как реальное проявление этих объективных факторов в конкретных условиях взаимодействия. Однако такое определение представляется недостаточным. Необходимо осознание ситуации как конфликтной по крайней мере одним из участников взаимодействия. Таким образом, под конфликтной ситуацией будет пониматься конкретное воплощение в ситуации взаимодействия «лицом к лицу» конфликтного состояния данной системы диадических отношений, воспринятого или осознанного как таковое по крайней мере одним из участников этих отношений. Момент осознания или восприятия ситуации как конфликтной чрезвычайно важен. Сама по себе конфликтная ситуация несет в себе угрозу для того или иного участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы либо: а) добиться желаемой цели, если речь идет о стороне, выступающей как активное начало, либо б) обеспечить максимальную возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия. Определение участником ситуации как конфликтной само по себе становится механизмом, отсекающим все «стратегии» поведения, не соответствующие этому состоянию системы и «включающим» те альтернативы, которые могут нужным образом структурировать взаимодействие при данном состоянии. Это приводит ко второй фазе взаимодействия. 2. Выбор «стратегии», структурирующей ход взаимодействия в конфликтной ситуации. Конкретное сочетание объективных и субъективных факторов, определяющих конфликтную ситуацию, побуждает участников взаимодействия к тем или иным действиям. Однако эти действия в совокупности своей служат для достижения определенной цели, и потому каждый из участников взаимодействия обычно соотносит отдельные свои действия или наборы с тем, насколько они приближают его к желаемой цели. В этой фазе взаимодействия каждый из участников намечает определенную линию поведения, которая несколько позже оформляется как общая «стратегия». В самой общей форме можно говорить о трех уже упомянутых направлениях поведения. Во-первых, осознав ситуацию как конфликтную, один из двух участников взаимодействия может принять решение о выходе из системы отношений, и таким образом, конфликтная ситуация будет элиминирована за счет распада системы. Во-вторых, одна из сторон (или обе) может выбрать способ структурирования конфликтной ситуации в форме «переговоров» или «торга», когда каждая из сторон получает не все, к чему она стремится, но ту часть, которая способна удовлетворить ее в какой-то мере. Наконец, система взаимодействия может структурироваться в соответствии с «конфликтной» стратегией, когда каждая из сторон с помощью всех имеющихся у нее средств действует таким образом, чтобы получить максимум желаемого. Этот момент в развитии отношений между участниками взаимодействия является также весьма важным. Именно здесь принимается решение относительно того, в каком направлении будут структурироваться действия каждой из сторон. Иными словами, выбор одной из общих «стратегий» налагает существенные ограничения на отдельные действия и комбинации действий каждого из участников взаимодействия, устанавливая своего рода пределы поля поведения. 3. Выбор действия в рамках общей «стратегии» взаимодействия. Если выше речь шла о выборе участниками «стратегии» взаимодействия или установлении некоторых общих принципов или негласных правил, направляющих взаимодействие по тому или иному руслу, то третья стадия, или фаза взаимодействия в конфликтной ситуации характеризуется столкновением «стратегий» и «тактик» индивидуального поведения. (Разумеется, об этой фазе имеет смысл говорить только в том случае, если выбраны два из трех вариантов поведения: либо переговоры, либо конфликтное взаимодействие, борьба.) На этой стадии выясняется, какая из сторон достигнет цели. Вероятно, следует отметить, что конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы, внутреннее восприятие того, что ситуация может угрожать безопасности одной из сторон взаимодействия. Один из участников взаимодействия может почувствовать, что проблематичным становится его право занимать определенную позицию в рамках данной диадической системы отношений, что уменьшился приток ресурсов, обеспечивающих правильное функционирование его в данной роли или же что возникли известные затруднения при коммуникации с другой стороной. Когда распределение позиций обусловливает такое функционирование системы взаимодействия, которое протекает в определенных пределах без затруднений, ощущение угрозы может вызываться тем, что ситуация приобретает черты неопределенности в отношении распределения позиций в ситуации по крайней мере для одного из участников взаимодействия. Ощущение угрозы может возникнуть и при других обстоятельствах. Само по себе наличие системы взаимодействия не означает, что действия ее участников определены только целями, для достижения или решения которых была создана система. В ее рамках каждый из участников, обладая в известной степени независимостью, автономией от системы, может стремиться к достижению собственных индивидуальных целей. В конфликтной ситуации может у одного из участников возникнуть представление, что другая сторона станет источником блокировки его собственных целей, намерений, предпочтений или средств для достижения цели1. Можно предположить, что ощущение угрозы вызовет желание одной из сторон расширить сферу своих прав или сузить сферу своих обязанностей по отношению к другой стороне; понуждение одним из участников другого вкладывать во взаимодействие больше ресурсов, чем вкладывает он сам; знание одним из участников того, что степень его обычной автономии по отношению к системе существенно уменьшилась; осознание того, что распределение прав и обязанностей между участниками взаимодействия является несправедливым, и т. п. Так или иначе, многие авторы указывают на то, что ощущение угрозы есть свидетельство восприятия ситуации как конфликтной[80]. Важным внутриличностным показателем конфликтной ситуации может служить понимание, осознание или знание «о несовместимости потенциальных будущих позиций при интенсивном стремлении занять позицию, не совместимую с воспринимаемыми интересами другого». Иными словами, здесь важным является восприятие человеком двух аспектов ситуации. Во-первых, ситуаций воспринимается как важная, потенциально способная обеспечить достижение желаемой цели. Во-вторых, по крайней мере один из участников взаимодействия понимает или же знает о том, что достижение желаемой цели возможно лишь при условии, если он займет некоторую ключевую позицию, которая не может одновременно принадлежать обоим участникам, т. е. представление о взаимной несовместимости при достижении индивидуальных целей в процессе взаимодействия становится своего рода сигналом конфликтности ситуации. Значимым фактором, позволяющим человеку определить ситуацию как конфликтную, можно считать превышение уровня личностной «толерантности (терпимости) к фрустрации». Как известно, в процессе любого межличностного взаимодействия каждый из участников реализует далеко не все индивидуальные цели и удовлетворяет лишь часть собственных потребностей. В конфликтной ситуации это обусловлено также и объективными причинами. Однако до известного предела каждый из участников взаимодействия может продолжать действовать в соответствии с установившейся системой отношений до тех пор, пока степень неудовлетворенности потребностей или же фрустрация целей и намерений остается в пределах личностного «порога чувствительности» к этим явлениям. Как только этот порог оказывается перейденным хотя бы у одного из участников взаимодействия, последний воспринимает ситуацию как конфликтную. Все описанные выше внутриличностные показатели конфликтной ситуации могут присутствовать в ходе взаимодействия отдельно или в определенных сочетаниях. Поиск их приобретает значение при изучении так называемых «реалистических» конфликтов. Как известно, Л. Козер вслед за Г. Зиммелем разделил конфликты по типам на «реалистические» и «нереалистические». «Реалистические конфликты, — пишет он, — возникают, когда столкновения между людьми происходят по поводу требований или ожиданий. Они рассматриваются людьми как средство для достижения специфической цели, средство, которое можно будет оставить, если удастся найти другое, более эффективное»2. Иными словами, указанные выше внутриличностные показатели выполняют по крайней мере две функции: во-первых, они сигнализируют человеку о том, что имеется экстремальная проблемная ситуация, требующая возможно более эффективного решения; во-вторых, они мобилизуют человека на определение, конкретизацию проблемы и на поиск возможных путей ее решения. Совсем иной характер носят так называемые «нереалистические» конфликты. «Нереалистические конфликты, — пишет Л. Козер, — возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта; они не имеют функциональных альтернатив в смысле средств, поскольку они не направлены на достижение конкретного результата, но суть выражения агрессивных импульсов»1. Развитие этого рода конфликтных отношений заслуживает специального анализа, но в данной статье оно не будет предметом рассмотрения, и в дальнейшем речь пойдет о взаимодействии людей в ситуации «реалистического» конфликта. Анализ литературы и некоторые эмпирические данные позволяют выдвинуть предположение, что осознание или восприятие ситуации как конфликтной сопровождается целым рядом эмоциональных переживаний, которые являются специфичными: это повышенная тревожность, страх, враждебные чувства, желание сопротивляться, предубежденность, агрессивность и т. п. Подобного рода чувства составляют эмоциональный фон, характерный для всего процесса взаимодействия в конфликтной ситуации, однако на каждой стадии развития отношений эти чувства выполняют свою функцию, т. е. значимость их различна. На первой стадии, когда хотя бы один из участников взаимодействия осознал ситуацию как конфликтную, по-видимому, можно говорить о двух функциях этих чувств. Во-первых, появляясь у человека, они неизбежно влияют на его внешнее поведение. Изменение поведения одного из участников взаимодействия заставляет другого участника в свою очередь обратить внимание на ситуацию, считать ее предметом рассмотрения. Поведение, окрашенное названными выше чувствами, заставит другого участника взаимодействия принять определение ситуации как конфликтной. Это происходит, по-видимому, потому, что конфликтная ситуация подразумевает опасность, и реакция на нее как на таковую должна быть достаточно выраженной. Таким образом, на первой стадии конфликтной ситуации названные чувства, окрашивая соответствующим образом поведение участников взаимодействия, позволяют сигнализировать другому, что ситуация воспринята как конфликтная. Во-вторых, эти чувства выполняют и мобилизационную функцию для того, кто их испытывает. Они как бы включают в сферу внимания и зону ресурсов, которая требуется для участия в конфликтной ситуации, и человек оценивает, насколько он готов действовать в этой ситуации и какого характера действия он может реализовать. Именно здесь можно говорить о том, что наступает переход ко второй стадии развертывания конфликтной ситуации — выбору типа взаимодействия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.007 с.) |