Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентация сторон в отношении конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Модель мотивационной ориентации «двойной интерес» описывалась многими учеными (например, Blake & Mouton, 1984; Cosier & Ruble, 1981; Pruitt & Rubin, 1986; Thomas, 1976). Двойной интерес — это «свой интерес» и «интерес другого», они рассматриваются как независимые, причем каждый из них может варьировать от «низкого» до «высокого». Кооперативность связана с сильной заинтересованностью в реализации как собственных интересов, так и интересов другого; приспособление — с низким собственным интересом и приданием большого значения интересам другого; конкурентность — с сильной ориентацией на реализацию собственных интересов и низкой ориентацией в отношении интересов другого; избегание конфликта—с низкой заинтересованностью в реализации и собственных интересов, и интересов другого. По-видимому, существует достаточно мало конфликтов, для которых характерна невысокая ориентация на реализацию собственных интересов (как при «избегании» и «приспособлении»), поэтому двумя важнейшими ориентациями на конфликт в модели «двойного интереса» будут кооперативность и конкурентность. Я выделил три основных типа мотивационной ориентации в конфликте (Deutsch, 1973): кооперативная — сторона заинтере; сована в благополучии другого, как и своем собственном; индивидуалистическая — сторона стремится к максимальной собственной выгоде и мало озабочена благополучием другого; конкурентная — сторона стремится добиться как можно большего для себя и при этом получить больше, чем другой. Поскольку каждая из сторон может иметь любую из трех основных ориентации, теоретически может быть девять (3x3) комбинаций. Однако как эмпирические (Deutsch, 1973; Kelley & Stahelski, 1970), так и теоретические (Deutsch, 1982) исследования показывают, что стабильными являются только реципрокные комбинации. тогда как нереципрокные имеют тенденцию развиваться в направлении взаимной конкуренции, если хотя бы одна из сторон имеет конкурентную ориентацию. Исследования также приводят к выводу, что будет ли индивидуалистически ориентированная диада двигаться в сторону обоюдной кооперации или взаимной конкуренции, зависит от внешних обстоятельств и способствующих ситуационных факторов. В результате многочисленных исследований, проведенных моими учениками и мною (Deutsch, 1973,1985), я развил гипотезу относительно того, что дает толчок кооперации и конкуренции. Я назвал ее «гипотетический закон социальных отношений Дойча»: характерные процессы и эффекты, вызываемые данным типом социальных отношений (кооперативным или конкурентным), также имеют тенденцию вызывать данный тип социальных отношений. Таким образом, кооперация может быть вызвана кажущимся подобием в представлениях и установках, готовностью помогать, открытостью коммуникации, доверяющими и дружественными установками, восприимчивостью к общим интересам и стремлением не демонстрировать оппозиционные интересы, ориентацией на усиление общих возможностей, а не на различия в силе и т. д., а также сама вызывает эти эффекты. Аналогично конкуренция может быть вызвана использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости, попытками увеличить различия в силе между собой и другим, ограничениями коммуникации, минимизацией в осознании сходства в ценностях и усилении восприимчивости к противоположности интересов, подозрительными и враждебными установками, значимостью, жесткостью и величиной проблем в конфликте и т. д., а также сама вызывает эти эффекты. Другими словами, наличие систематических представлений об эффектах кооперативных и конкурентных процессов обеспечивает и систематизированное знание об условиях, которые типично вызывают такие процессы, а также об условиях, которые определяют, примет ли конфликт конструктивный или деструктивный характер. Моя ранняя теория кооперации и конкуренции (Deutsch, 1949) является теорией эффектов кооперативных и конкурентных процессов. Из закона социальных отношений, сформулированного ранее, следует, что эта теория обеспечивает возможность понимания условий, которые вызывают кооперативные и конкурентные процессы. Понимание условий, которые детерминируют кооперативные или конкурентные социальные процессы, так же как и их характеристики, является центральным в понимании обстоятельств, которые определяют конструктивные или деструктивные способы разрешения конфликтов. Конструктивный способ разрешения конфликта, в сущности, подобен эффективному кооперативному процессу, тогда как деструктивный способ подобен конкурентному взаимодействию. С тех пор как благодаря моим работам и работам других ученых (Deutsch, 1973, 1985; Johnson & Johnson, 1989) стало многое известно о природе кооперативного и конкурентного процессов и условиях, которые их вызывают, значительная часть этого знания может быть использована для понимания факторов, которые определяют, примет ли конфликт конструктивный или деструктивный характер. Личность в конфликте Социальные ученые много писали об особенностях конфликтующих сторон, которые определяют их склонность испытывать предрассудки или иметь непредубежденный взгляд и входить в деструктивные или просоциальные формы социального поведения. Эта литература слишком объемна, чтобы быть обобщенной здесь. Однако мы представим краткий обзор, чтобы продемонстрировать растущее согласие среди психологов, изучающих взаимосвязи между личностью и социальным поведением (Snyder & Iskes, 1985). Первоначально доминировавший диспозиционный подход, который стремился объяснить социальное поведение в терминах относительно стабильных черт, диспозиций и других склонностей, присущих индивиду, сейчас рассматривается как ограниченно полезный. Такой подход типично фокусируется на одной или более постоянных диспозициях следующего типа: мотивационные тенденции (например, агрессия, власть, чувство собственного достоинства, страх), черты характера (например, авторитаризм, маккиавелизм, локус контроля, догматизм), когнитивные тенденции (например, когнитивная простота или сложность, «открытая» или «закрытая» система), ценности и идеологии (например, равенство—нерач венство, кооперативность—конкурентность, традиционализм-модернизм), «Я-концепция» и основы самооценки, усвоенные привычки и навыки преодоления трудностей. Таким образом, одни исследователи пытались объяснить деструктивный конфликт в терминах врожденной или приобретенной потребности в агрессии, другие подчеркивали силу мотива или чувство собственного достоинства, третьи ссылались на «черно-белое» мышление, а четвертые использовали в качестве основы своих объяснений понятия «идеология» или «Я-концепция». Сейчас в объяснении социального поведения доминирует подход, в рамках которого закономерности этого поведения рассматриваются в терминах взаимодействия, реципрокного влияния, вклада и ситуационных, и диспозиционных детерминант. В этом подходе существует несколько хорошо подкрепленных тезисов (Snyder & Ickes, 1985), которые могут быть кратко изложены следующим образом: 1. Индивиды заметно отличаются друг от друга по степени проявления последовательности личностных черт в социальном поведении в различных ситуациях, например те, кто контролирует и регулирует свой поведенческий выбор на основе ситуационной информации, демонстрируют относительно низкую последовательность (Snyder & Ickes, 1985), так же как и те, кто проявляет низкую степень личного самосознания (Schier, Buss & Buss, 1978). 2. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками, и в них, несмотря на различия в индивидуальных особенностях, проявляются незначительные индивидуальные вариации в поведении (Ickes, 1982; Mischel, 1977), тогда как ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий. 3. Некоторые ситуации провоцируют диспозиции, поскольку они рассматриваются как релевантные этим ситуациям и, усиливая их, делают их руководством к действию и допускают такие способы поведения, которые различаются в зависимости от индивидуальных особенностей (Bern & Lenney, 1976); ситуации же, лишенные таких характеристик, не будут усиливать проявление диспозиций. 4. Некоторые ситуации провоцируют тенденции фокусирования на себе, которые усиливают предиспозиции, ориентированные на себя, и, как следствие, делают их более сильными детерминантами поведения, чем в ситуациях, которые не провоцируют фокусирование на себе (Duval & Wickland, 1972, 1973; Schier, Carver & Gibbons, 1981). 5. По-видимому, существует тенденция к конгруэнтности между личностными диспозициями и ситуационными стратегиями (Deutsch, 1982), приводящая к тому, что люди с определенными типами диспозиций будут выбирать определенные типы социальных ситуаций, соответствующие их диспозициям, и иметь тенденцию формировать свои диспозиции так, чтобы они соответствовали ситуациям, из которых трудно выйти или которые трудно изменить (Snyder & Ickes, 1985). (Характеристику природы когниций, мотиваций и ориентации или диспозиций, которые конгруэнтны базисным типам социальных отношений — определенным их положением в следующих четырех измерениях: кооперативные—конкурентные, равенство—неравенство, социально-ориентированные и ориентированные на решение задачи, формальные—неформальные — ем. Deutsch, 1982,1985.) Эта более комплексная модель реципрокного влияния взаимодействующих вкладов ситуационных и диспозиционных детерминант социального поведения предполагает постоянное взаимовлияние между внутренними состояниями и характеристиками участников конфликта и их внешним конфликтом. Таким образом, причинная связь действует скорее в обоих направлениях между внутренними характеристиками и внешним конфликтом, чем просто от внутренних характеристик к природе конфликтного процесса. Именно поэтому участники продолжительного конфликтного процесса, кооперативного или конкурентного, часто имеют тенденцию в некоторых отношениях становиться зеркальными образами друг друга. Внутренние потребности участников конфликта могут порождать конфликтные отношения, и, в свою очередь, конфликтные отношения могут генерировать потребности сторон, которые в дальнейшем будут способствовать сохранению конфликта. Существует множество видов внутренних потребностей, которые могут найти выход во враждебных внешних отношениях: • Они могут обеспечивать оправдание внутренних проблем, которые рассматриваются как созданные соперником или необходимостью защищаться от него. • Они отвлекают внимание, так что внутренние проблемы кажутся менее явными. • Они дают возможность иметь цель, чувствовать возбуждение, сплоченность и единство, которых иногда не хватает в жизни. Конфликт, особенно если он содержит оттенок опасности, может нейтрализовать чувства бессмысленности, скуки и усталости. • Они могут давать возможность проявлять сдерживаемую враждебность, вызываемую внутренним конфликтом, через борьбу с внешним противником. • Они создают возможность проецировать неодобряемые части себя (которые не признаются сознанием) на соперника и бороться с ними через атаку на противника. • Они могут позволить важным частям своего «я» (включая установки, навыки и защиты, развиваемые во время конфликтных отношений на созидательных стадиях) быть выраженными и оцененными через отношения с теперешним соперником, напоминающие более ранние конфликтные отношения, и т. д. Кроме того, стороны часто остаются вовлеченными в конфликт благодаря тому, что они уже сделали в ходе конфликта; также те, кто приобрел особую власть, выгоду, престиж, работу, знание или навыки в ходе конфликта, могут чувствовать угрозу от уменьшения или окончания конфликта. Спорные вопросы в конфликте Существует множество проблем, которые могут быть в центре конфликта, и могут быть предложены разные типологии для классификации содержания этих проблем (например, связан ли конфликт с ресурсами, правами или помехами, убеждениями, ценностями или природой отношений) (Deutsch, 1973). Здесь я сосредоточу внимание, прежде всего, на некоторых формальных характеристиках проблем, а не на их содержании, поскольку именно ими в большей степени определяется вероятность того, что конфликт примет конструктивный или деструктивный характер. Ниже будут рассмотрены такие особенности проблем, как их тип, величина и жесткость. Тип проблемы. Некоторые типы проблем менее способствуют конструктивному разрешению конфликта, чем другие; они заставляют участников определять конфликт как строгое соперничество или конфликт типа «выигрыш—проигрыш». Такие проблемы, как «власть или контроль над другим», «больший статус, чем у другого», «победа или поражение», «исключительное обладание чем-то, чему не существует замены или возможной компенсации» являются типами проблем, которые ведут к определению конфликта в понятиях выигрыша—проигрыша. Величина. Одной из характеристик деструктивных конфликтов является то, что они имеют тенденцию к увеличению в размерах или эскалации. Обратное тоже представляется верным: небольшие конфликты легче разрешаются конструктивно, чем большие (Deutsch, 1973; Fisher, 1964). Конфликт увеличивается, если рассматривать его как конфликт между большими единицами (расовый конфликт, а не конфликт между двумя индивидами разных рас), как конфликт по большому, самостоятельному вопросу, а не по незначительному (рассматриваемому как справедливость или как несправедливость в конкретном случае), как конфликт по поводу принципов, а не по поводу их приложения, как конфликт, решение которого создает скорее большой, чем малый прецедент по существу вопроса или по процедуре. Могут быть названы и многие другие детерминанты величины конфликта. Например, проблемы, которые касаются самооценки или изменений во власти или статусе, потенциально более важны, чем те, которые не затрагивают эти вопросы. Необоснованные угрозы или попытки принуждения способствуют увеличению конфликта и, таким образом, увеличивают вероятность деструктивного процесса. Величина конфликта может быть определена как ожидаемые различия в стоимости результата, который получит сторона, если выиграет, в сравнении с тем, что она получит, если выиграет другой. Сторона «выигрывает» конфликт, если она получает результаты, которые ее удовлетворяют; чем более они удовлетворяют ее, тем более она выигрывает. Это определение предполагает, что величина конфликта будет невелика для участника, который считает, что обе стороны могут выиграть, и велика, если он думает, что одна сторона может проиграть (получить не удовлетворяющий ее результат), если другая выиграет. Это определение также означает, что величина данного конфликта может быть больше для одной стороны, чем для другой. Одна сторона может считать, что ее результат будет совершенно удовлетворительным, даже если выиграет другой, тогда как вторая сторона может считать, что на ее результатах неблагоприятно отразится, если другой выиграет. Удивительно, что в литературе, посвященной управлению конфликтами, мало внимания уделяется тому, что Фишер (Fisher, 1964) называет контролем проблемы. Контроль над значением того, что воспринимается как поставленное на карту в конфликте, может помешать конфликту принять деструктивное развитие. Многие конфликты могут восприниматься таким образом, что это преувеличит или преуменьшит размер! спорных вопросов. В общем, конфликты «здесь-и-сейчас», которые относятся к конкретным, ограниченным действиям и и» последствиям, намного легче разрешаются конструктивно* чем конфликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, проблемы которых выходят за рамки конкретного времени и места и за специфическими действиями личностей, групп, рас или других больших социальных единиц или категорий восходят к общим законам. Жесткость проблемы. Отсутствие видимых удовлетворительных альтернатив или заменителей для реализации поставленных на карту интересов порождает жесткость проблемы. Иногда мотивационные и интеллектуальные ограничения могут вести стороны к восприятию проблем как более жестких» чем диктует реальность, так что они «затвердевают» на своих «позициях» (Fisher & Ury, 1981). Однако, очевидно также, чтв суровая реальность может чрезвычайно ограничивать возмож- • ность нахождения приемлемых заменителей и сужает возможности, открытые перед конфликтующими сторонами. Если существует недостаток в пище, крове, одежде, медицине или чем-то еще, требуемом для физического и психологического выживания, конфликт по поводу таких нужд будет принимать особо острый характер. Социокультурный контекст Индивиды, группы или страны, принадлежащие к разным культурам, часто вынуждены вступать в переговоры об их конфликтных интересах, убеждениях или ценностях, и нередко им приходится тесно взаимодействовать друг с другом при совместной работе в организациях. Их культурные различия могут создавать барьеры во взаимодействии, взаимонепонимание, предубеждения и порождать поведение, которое невольно оказывается обидным и может уменьшать шансы, что переговоры будут конструктивными. Внутригрупповой этноцентризм снижает вероятность того, что взаимодействие между членами различных групп будет характеризоваться продуктивным процессом решения проблемы. Внутригрупповой этноцентризм может быть не столь универсален, как утверждал Самнер (Sumner, 1906), но он повсеместен (см.: Brewer, 1986; LeVme & Campbell, 1972) и явно создает препятствия к конструктивному взаимодействию между людьми разных культуральных групп. Самнер характеризовал этноцентризм как «точку зрения, в соответствии с которой своя собственная группа является центром всего, а все остальные сравниваются и оцениваются относительно нее. Народные обычаи соответствуют этому и включают как внутреннее, так и внешнее отношение. Каждая группа лелеет свою собственную гордость и тщеславие, хвастаясь своим превосходством, возвеличивая свою собственную божественность и глядя с презрением на других. Каждая группа думает, что только ее собственные обычаи правильны, и если она видит, что другая группа имеет другие обычаи, это вызывает ее насмешки. Эти различия дают основания оскорбительным эпитетам» (Sumner, 1906, pp. 12-13). Как указывает Тэдж-фел (Tajfel, 1982), самоидентичность индивидов тесно связана с характеристиками групп, с которыми они себя идентифицируют, — с теми характеристиками, которые помогают определить их социальную идентичность. Ожидания, убеждения, язык, привычки, ритуалы, нормы и ценности, являющиеся общими для членов группы, определяют их общую культуру. Культура, в свою очередь, создает символическое значение действий, определяя, какое действие является уместным или неуместным, вежливым или невежливым, дружественным или враждебным, заслуживающим одобрения или порицания и т. д. Культуральные различия возникают рано, и соответствующие предпочтения усваиваются в детстве, часто сильно эмоционально нагруженные коннотациями добра и зла. Поэтому этноцентрическая ориентация на культуральные различия, вероятно, будет проявляться в сильных эмоциональных реакциях. Хотя термин этноцентризм обычно используется в отношении этнических и национальных групп, надо признать, что аналогичный процесс может происходить в отношениях между различными социальными категориями, например основанными на тендерных, возрастных, расовых, религиозных, классовых, профессиональных особенностях, физических недостатках или сексуальной ориентации. Каждая социальная категория имеет свою собственную субкультуру, и различия между субкультурами (в ожиданиях, обычаях, языке, нормах, ценностях и т. д.) могут вести к взаимонепониманию, стереотипам и предрассудкам, что влияет на способность людей из разных категорий успешно решать конфликты между собой. Этноцентризм способствует возникновению конфликта, но не способствует их конструктивному разрешению. Каковы некоторые из факторов, влияющих на возникновение и интенсивность этноцентризма? И какие методы эффективны в разрешении конфликта, основанного на этноцентризме? Левайн и Кэмпбелл (LeVine, Campbell, 1972) рассмотрели, как отвечали на первый вопрос ученые, исследовавшие развитие межгрупповых предрассудков (например, Brewer, 1986; Brewer & Kramer, 1985; Stephan, 1985). Обзор попыток ответить на второй вопрос, предпринятых учеными (Stephan, 1985; Wilder, 1986; Worchel & Austin, 1986), которые интересовались уменьшением деструктивного межгруппового конфликта, сделан Шерифом (Sherif, 1966). Есть несколько хорошо обоснованных тезисов, связанных с возникновением и интенсивностью этноцентризма, которые поддерживаются теоретическим анализом (LeVine & Campbell, 1972) и существующими исследованиями (Brewer, 1986). 1. Этноцентрическое внутригрупповое искажение возникает наиболее последовательно относительно таких моральных черт, как «надежность», «честность», «миролюбие», «добродетельность» и «послушание». Как предложил Брейер (Brewer, 1986), все эти черты могут быть определены в терминах нормативных предписаний, которые прикладываются к внутри-групповому в противоположность внешнегрупповому поведению — то есть предполагается, что моральное поведение проявляется по отношению к членам своей группы, но не является необходимым по отношению к членам других групп. Когда две взаимодействующие группы ограничивают свое «моральное сообщество» (Deutsch, 1985) собственной группой, они, вероятно, будут иметь реципрокные стереотипы (Campbell, 1967), такие, как «мы лояльны, они привержены своим», «мы самые честные и миролюбивые среди своих, они враждебны и вероломны». 2. Чем интенсивнее соперничество между группами, тем больше будет тенденция к этноцентризму в их отношениях; чем более сильная кооперация существует между группами, тем меньше этноцентризм (Blake, Shepard, & Mouton, 1964; Brewer, 1986; Deutsch, 1973; Sherif, 1966; Turner, 1975; Worchel, 1986). 3. Существует тенденция к возникновению между взаимодействующими группами реципрокных отношений, т. е. группы будут отвечать внешним группам теми же установками, которые те (внешние группы) относят к ним самим, так что их реципрокные установки (позитивные или негативные) будут иметь тенденцию соответствовать друг другу. 4. Воспринимаемые различия между своей и другой группами будут в целом соответствовать поддержке позитивной самооценки (Turner, 1975). В тех случаях, когда положение собственной группы объективно менее благоприятно, чем другой (например, она проигрывает в соревновании), можно ожидать, что воспринимаемые различия будут скорее минимизироваться, чем преувеличиваться, и объясняться таким образом, чтобы ослабить их влияние на самоуважение. С другой стороны, следует ожидать, что реальные различия будут проявляться в стереотипных представлениях о другой группе в преувеличенных формах. 5. Пирамидально-сегментарный тип организации общества, по сравнению с поперечно-пересекающимся, более способствует внутригрупповому этноцентризму и деструктивной межгрупповой борьбе в обществе (LeVine & Campbell, 1972). При пирамидально-сегментарном типе каждая наименьшая единица, к которой принадлежит индивид, выступает в качестве сегмента большей группы, членом которой он является. При пересекающемся типе общественного устройства группы, к которым принадлежит человек, скорее пересекают друг друга, чем включены одна в другую. Группа его проживания не обязательно включает его родственные группы, а его рабочая группа может состоять из людей из разных этнических групп. Изучено несколько разных подходов к изменению межгрупповых предрассудков, стереотипов и дискриминационного поведения (Allport, 1954; Sherif, 1966; Stephan, 1985; Wor-chel & Austin, 1986): межгрупповой контакт, информирование и образование, тренинг сензитивности или рабочие группы по разрешению проблем, переговоры между групповыми лидерами и использование кооперативных процедур. Исследования (в качестве резюме см.: Stephan, 1985) слишком пространны и позволяют больше, чем несколько коротких замечаний. Во-первых, показано, что наиболее глубокие и продолжительные позитивные изменения в межгрупповых отношениях происходили, когда поддерживалась успешная кооперация в достижении общей или высшей цели (Cook, 1984, 1985; Johnson & Johnson, 1989; Sherif, 1966). Социальный контекст кооперации усиливает эффективность каждого из других подходов, и без кооперативного контекста они могут иметь лишь кратковременный эффект. Второй фактор, усиливающий эффективность каждого из других подходов, — это благоприятный нормативный контекст, в котором признанный авторитет или влиятельная третья сторона сильно способствуют позитивным отношениям между группами. Межгрупповой контакт сам по себе может быть позитивным или негативным в своем влиянии на межгрупповые отношения, в зависимости от контекста, в рамках которого он возникает, и от природы контакта. Контакты более вероятно будут иметь позитивный эффект, если они равного статуса, продолжительны, происходят в разных ситуациях, допускают индивидуализацию членов группы, создают хорошие возможности для знакомства и имеют позитивный фон и результаты. В дополнение контакты имеют более позитивные результаты, когда члены одной и другой групп имеют сходство по базисным убеждениям и ценностям, равную компетентность и схожи по численности. Исследования влияния информации, лекций, фильмов, пропаганды и т. д. в целом демонстрируют позитивные результаты (Stephan, 1985; Williams, 1947), но большинство таких исследований не велись продолжительное время и не включали поведенческие данные. Межгрупповые рабочие группы, группы для тренинга сензитивности из представителей разных рас и т. п., похоже, имеют быстрый позитивный эффект (Stephan, 1985), и эти групповые техники демонстрируют некоторые возможности в разрешении межобщинных и международных конфликтов (Burton, 1969; Doob, 1970; Kelman & Cohen, 1979).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.014 с.) |