Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы восстановления системы мотивов

Поиск

Рассмотрим динамику развития конфликтов. В психологи­ческом конфликте типа фрустрации неудовлетворение систе­мы мотивов приводит к дезинтеграции всей психической деятельности. Наоборот, восстановление системы мотивов и разрешение психологического конфликта связано с последу­ющей реинтеграцией деятельности. Несмотря на чрезвычайно многообразные различия, существуют некоторые общие зако­номерности в ходе восстановления деятельности. Восстанов­ление всегда имеет фазный, стадиальный характер.

Фазный, стадиальный характер восстановления проявля­ется в физиологических особенностях высшей нервной дея­тельности, о чем речь будет ниже. Но помимо этих физиологи­ческих признаков существует и характерные психологические симптомы процесса восстановления. Каждая фаза восстанов­ления отличается своеобразием задач, целей и мотивов.

Существует, по крайней мере, два вполне объективных критерия для различения психологических фаз восстановле­ния. Один из них — характер реакции на психотерапевтиче­ское воздействие. Один и тот же больной совершенно различно реагирует на одни и те же советы психотерапевта в зависимо­сти от фазы восстановления. Так, например, в ниже приведен­ном случае в самом начале возникновения конфликта психо­терапевт совершенно безуспешно советует больной А. Д. П. закрыть бюллетень и выйти на работу, чтобы отвлечься от пси­хической травмы, не сосредоточиваться на ней.

Через полторы недели А. Д. П. охотно соглашается выпол­нить этот совет. Но она не откликается на совет психотерапев­та не переходить на другую работу, а добиваться восстановле­ния своей репутации на прежнем месте работы в глазах того же коллектива. Вопреки этому совету она упорно ищет новую работу. Через полтора месяца после начала конфликта она принимает тот же совет и следует ему.

Другой объективный критерий стадии восстановления — организация деятельности больного — соотношение объектив­ных требований, целей и мотивов деятельности. Конкретное содержание этих объективных требований, целей и мотивов может быть очень различно в зависимости от объективной си­туации и истории личности. Но при определенном типе направ­ленности личности мы наблюдаем на каждой стадии восстанов­ления типичное и своеобразное соотношение объективных тре­бований, целей и мотивов. Лучше всего они прослеживаются при преобладании идейных мотивов. При наиболее развернутом течении процесса можно различать следующие фазы.

1-я фаза — отсутствие целенаправленной деятельности, связанное с наиболее острыми реакциями фрустрации и не­вротическими реакциями и невротическим состоянием.

В исследованиях психологических конфликтов этот этап был единственным, подвергавшимся пристальному изучению. Поэтому в литературе можно найти целый ряд иризнаков, сходных или тождественных с описываемыми явлениями. Сюда относятся выше описанные исследования фрустрации. Приведу иллюстрацию 1-й фазы.

А. Д. П., женщина 46 лет, образование среднее. Психогенная депрессия с реактивным невротическим со­стоянием.

Наблюдаемую несправедливо обвинили в пользовании об­щественными деньгами. Наблюдаемая жалуется на невралги­ческие боли, состояние оцепенения, полнейшую апатию и без­различие ко всему, отсутствие каких бы то ни было интересов. Перестала читать даже газеты, которыми всегда интересова­лась. Свободное время лежит в кровати, ничего не делая. «Не находит себе места» от тоски. Беспокойно ходит часами из угла в угол или бродит по улицам. Никуда не ходит, хотя рань­ше часто посещала знакомых. Не в состоянии заставить себя предпринять какие бы то ни было шаги для своей реабилита­ции. Утверждает, что ей теперь все равно, все ее старания ни к чему не приведут; отношение к ней сослуживцев не может из­мениться.

В приведенном случае в 1-й фазе наиболее отчетливо вы­ражены депрессивные реакции. Однако на этом этапе можно наблюдать и все остальные формы реакций фрустрации — агрессивные реакции, досаду и озлобленность по отношению к мнимым или реальным «виновникам зла», тревожность и беспокойство и т. п. В каких именно реакциях проявится 1-я фаза конфликта, зависит, как выше указывалось, и от свойств темперамента, и от условий развития и воспитания.

Следующий этап — этап процессуальной деятельности. Его можно условно обозначить как этап занятия. Приведу описание этого этапа у той же наблюдаемой А. Д. П.

Через неделю после возникновения конфликта начала за­ниматься домашним хозяйством. При этом в ее поведении не видно никакой планомерности и последовательности. Поведе­ние хаотично и бессвязно. Она то принимается за починку бе­лья, то начинает убирать комнату, то принимается за стирку. Она стремится лишь к тому, чтобы день был чем-нибудь за­полнен и чтобы время прошло по возможности незаметно. Она ищет поэтому возможно большего разнообразия занятий. Она не может долго заниматься одним и тем же делом, «ей не си­дится на месте». Раньше до конфликта все домашние занятия ее мало интересовали. Домашнее хозяйство у нее всегда было заброшено. Точно так же и впоследствии после разрешения конфликта она снова забросила хозяйство и ушла почти цели­ком в работу на производстве. Вместе с тем наблюдаемая стре­мится развлечься именно трудовым занятием, имеющим ка­кой-то объективно ценный результат, а не игрой. Она не отзы­вается на приглашение соседей сыграть в карты. Она не ходит в кино. Ей хочется «заняться чем-нибудь нужным по дому». Хотя она ищет возможно большего разнообразия занятий, она не бросает ни одного из них, не докончив. За время пользова­ния бюллетенем она перештопала все белье, перешила все пла­тья, убрала все по дому. Когда бюллетень кончился и Анф. вер­нулась на производство, она принимается за работу с большой энергией и активностью, но мотивирует она это тем, что ста­рается забыться в работе и меньше обращать внимания на со­служивцев, которые ее бойкотируют.

Каковы характерные особенности «занятия»? Прежде всего «занятие» всегда мотивировано стремлени­ем отвлечься от травмы, «забыться», «развлечься». Конечный результат для наблюдаемого имеет второстепенное значение. Следовательно, удовлетворение здесь приносит не столько достижение конечного результата, сколько самый процесс выполнения. В этом отношении «занятие» сходно с игрой. Так же, как и в игре, цели и мотивы «занятия» имеют временный, неустойчивый характер. Предмет «занятия» не интересует наших наблюдаемых ни до возникновения конфликта, ни.по-сле его разрешения. Формальная сторона занятия имеет для наблюдаемого большее значение, чем содержание достигнутого результата. Наблюдаемый ищет в «занятиях» разнообразия или завершения начатого дела. К числу чисто формальных особенностей, делающих «занятие» привлекательным для больного, относится также легкость, привычность, автоматич­ность выполнения. Так, например, наблюдаемая Ан-ва (слу­чай 3-й) выбирает в качестве «занятия» наиболее привычный для нее домашний бытовой труд.

В первых двух фазах конфликта наиболее ярко выражены невротические реакции и реакции фрустрации. Невротиче­ские реакции определяют тип нервного заболевания — это депрессивное состояние или истерические реакции или невра­стеническое состояние, ипохондрические жалобы или навяз­чивые реакции, характерные для психастении, и т. п. Все эти явления представляют предмет психопатологического иссле­дования. Эмоциональные реакции фрустрации были описаны выше — депрессивные реакции, самообвинения, сознание вины, агрессивные реакции против воображаемых или реаль­ных «виновников зла». Характер этих реакций, как выше го­ворилось, обусловлен типом темперамента и условиями вос­питания.

Точно так же в первых двух фазах наиболее отчетливо про­является индивидуально своеобразная система образов, сим­волизирующая блокированную систему мотивов. Все эти про­явления: невротические реакции, реакции фрустрации, систе­ма мотивов характеризуют индивидуальное своеобразие психологического конфликта. Они определяются свойствами темперамента, условиями воспитания, событиями раннего детства, — всей истории личности человека. Индивидуальные различия в течение конфликта и условия их определяющие — представляют особую задачу исследования. Наша задача за­ключается лишь в раскрытии общих закономерностей дина­мики конфликта.

Во всех описанных явлениях, наиболее характерных для первых двух фаз, выражаются существенные закономерные его стороны. Во-первых, на начальных стадиях психологиче­ского конфликта происходит снижение уровня приспособи­тельной деятельности. Больной стремится найти удовлетворе­ние при помощи более простых форм реакций и действий, чем это было ему присуще в предконфликтном состоянии. Так, неадекватные агрессивные реакции, направленные на совер­шенно случайные объекты, служат разрядом нервно-психи­ческого напряжения. Очень типична для этих первых фаз кон­фликта потребность в покровительстве или подчеркнутом участии, сочувствии. Если психотерапевт (им может быть не только врач) пользуется достаточным авторитетом, то человек успокаивается от одного только ласкового его обращения и заботливых расспросов. Мы наблюдали несколько случаев, когда в этой фазе конфликта человек легко попадал под влия­ние религиозных проповедников, пользующихся этими при­емами. Такое снижение функционального уровня приспособ­ления обозначается в психиатрии и психологии как регрессия. Этот термин имеет определенный подтекст. Предполагается, что мы имеем здесь дело с возвращанием к формам приспособ­ления раннего детства. В действительности, однако, снижение функционального уровня приспособления, как будет показа­но дальше, имеет совершенно иную физиологическую основу. Поэтому термином регрессия для его обозначения мы вправе пользоваться лишь в условном смысле.

Во-вторых, на этой стадии наблюдается удовлетворение блокированного мотива косвенным образом, при помощи об­ходных путей. Это замещающие способы удовлетворения. Например, навязчивое действие мытья рук выражает симво­лическое удовлетворение стремления к очищению от нрав­ственного проступка. Истерическая немота (мутизм) может быть косвенным выражением стремлением избавиться от му­чительных расспросов. Поэтому такие проявления в психоло­гических конфликтах обозначаются как перверсии, т. е. извра­щенные формы удовлетворения.

Следующий этап — ступень действия. Она характеризует­ся тем, что основным мотивом деятельности здесь является ценность достигнутого результата. В зависимости от направ­ленности личности ценность результата выступает в мотива­ции в различной функции. Если господствует социально-нравственные, идейные мотивы деятельности, то объективная социальная ценность имеет для больного стимулирующее зна­чение сама по себе. Если же господствует мотив заработка или другие «личные» мотивы, то объективная ценность продукта стимулирует деятельность не сама по себе, а только как сред­ство удовлетворения этих «узко личных мотивов». Так, наша наблюдаемая А. Д. П. через 10 дней после начала конфликта ставит перед собой задачу добиться того, чтобы у нее каждый день были полностью проведены по книгам все финансовые документы, чтобы отчетность была в «ажуре». С большим удовлетворением она сообщает психологу, что это ей хорошо удается, не в пример некоторым ее сослуживцам. Иногда она задерживается на полчала или час после работы, чтобы выпол­нить эту задачу. Подчеркивает, какое значение имеет такая «ажурная» отчетность для бухгалтерии. Вместе с тем утверж­дает, что работать больше в этом учреждении и вообще счето­водом не будет. У нее отсутствует перспектива деятельности.

Следующий, последний этап — поступок. Поступок харак­теризуется тем, что человек здесь не только ставит перед собой конкретную цель данного действия, но выбирает определенное направление деятельности, определенную перспективу. Так, наша наблюдаемая А. Д. П. через полтора месяца после начала конфликта не только решает остаться на прежней работе, но и поступает на вечерние курсы повышения квалификации. Основной мотив заключается в том, что она хочет добиться пре­жнего авторитета и признания со стороны коллектива.

Все описанные фазы далеко не всегда имеются у каждого наблюдаемого. В ряде случаев отдельные фазы выпадают. Так, например, 1-я фаза полного отсутствия целенаправленной де­ятельности выпадает в тех случаях, когда психологический конфликт переживается менее остро, резкие невротические реакции отсутствуют и больной сохраняет трудоспособность. 2-я фаза процессуальной деятельности (занятий) выпадает в двоякого рода случаях: или так же, как и 1-я, при меньшей остроте конфликта, или, наоборот, в случае очень длительной 1-й фазы, когда после длительной бездеятельности больной сразу переходит к продуктивному труду, мотивированному объективной ценностью продукта. 3-я фаза действий никогда не выпадает. Наконец, 4-я фаза поступка выпадает чаще всего, когда у больного вообще в жизни отсутствовала какая-либо ясная жизненная перспектива. Количественно наличие каждои из этих фаз представлены в следующей таблице. (Взяты только конфликты в трудовой деятельности).

Таблица 3.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.013 с.)