Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критические ситуация жизненных миров

Поиск
Жизненный мир
Внутренний Внешний
  Легкий Трудный
Простой Стресс (- кризис) Стресс Фрустрация (=• кризис)
Сложный Стресс Конфликт (-кризис) Стресс Фрустрация Конфликт Кризис

3. Но не только одни и те же объективные обстоятельства превращаются в разных жизненных мирах в ситуации разного типа, но и сам тип критических ситуаций приобретает разные черты в зависимости от того, в каком жизненном мире мы его встречаем.

Например, стресс в ценностном мире отличается от стрес­са реалистического мира и по своей структуре, и по сдержива­ющим его механизмам. Разумеется, стресс инфантильного мира, субъективно воспринимаемый как кризис, вовсе не идентичен стрессу трудного и сложного жизненного мира. Значит, существует несколько вариантов стресса.

Это справедливо и для любой другой критической ситуа­ции: в различных жизненных мирах она приобретает разный характер. Данный вывод важен с психотерапевтической точки зрения, особенно по отношению к ситуации кризиса. С одной стороны, всегда нужно помнить, что даже инфантильный кри­зис, вызванный объективно ничтожными причинами, ощуща­ется, быть может, как всеобъемлющая катастрофа, т. е. субъек­тивно реален именно как кризис. С другой стороны, нельзя забывать и того, что кризис может быть результатом временного «соскальзывания» в «слабый» жизненный мир. Возвра­щаясь в исходный, более «сильный» жизненный мир, человек перестает воспринимать ситуацию как кризисную.

Такие маятниковые движения порождают феномен, кото­рый можно назвать «мерцающим кризисом». «У меня случи­лись некоторые обстоятельства, — жалуется пациентка, — и сейчас бывают минуты, когда все кажется ужасным, запутан­ным и невыносимым, а потом, наоборот, думаю — да это же сущая ерунда». Случившиеся события, еще не полностью пе­реработанные переживанием; попеременно воспринимаются в контексте разных жизненных миров и соответственно то при­обретают ранг кризиса, то лишаются его.

Нужно особо отметить, что могут быть две различные при­чины появления «мерцающего кризиса». Во-первых, общее психосоматическое ослабление, например в случае заболева­ния, утомления и т. д., когда повышается вклад инфантильных механизмов в формирование мироощущения человека. В этом случае достаточно небольшого повода, чтобы возникло состояние глобального дискомфорта. Однако оно может быть быст­ро купировано волевым усилием, устранением повода, отды­хом или утешением с большой долей интонаций родительской заботы в голосе. Во-вторых, состояние кризиса, вызванного объективно тяжелыми событиями, может на время сменяться ощущением безмятежности или безразличия, и такое «мерца­ние» должно быть истолковано как временное защитное со­скальзывание жизненного мира к инфантильному состоянию, где всю глубину и серьезность события нельзя оценить.

4. Это наблюдение подводит нас к важному выводу: сам сдвиг жизненного мира без содержательной переработки со­бытий может быть механизмом как возникновения критичес­кой ситуации, так и ее переживания.

5. И наконец, последний вывод: возможны переходы одной критической ситуации в другую; эти переходы опосредованы сдвигом жизненного мира.

 

 

Л. А. Петровская

О ПОНЯТИЙНОЙ СХЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОНФЛИКТА [58]

<...> Важным методологическим ориентиром всякого ис­следования служит адекватная понятийная схема изучаемого явления. В данной статье предпринимается попытка вычлене­ния круга понятий, важного для социально-психологического исследования конфликта. Упомянутый круг понятий мы рас­смотрим в рамках четырех основных категориальных групп: структура конфликта, его динамика, функции и типология.

Структура конфликта. Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (уча­стники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников кон­фликта, исходы конфликтных действий. Рассмотрим перечис­ленные понятия по порядку.

Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, кон­фликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психоло­гии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные) и межгрупповые (ин­тергрупповые) конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты лич­ности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности —аспект личности, личность —личность, личность — группа, группа — группа. Участники конфликта характеризу­ются, вообще говоря, широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего кон­текста, в котором он возникает и развивается. Важной состав­ной частью этого контекста выступает социально-психологи­ческая среда, представленная обычно различными социальны­ми группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д. При этом важно подчеркнуть, что социально-групповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением лич­ности. Тенденция к такому сужению понятия среды характер­на для большинства буржуазных авторов. Типичным приме­ром в этом отношении может служить позиция сторонников интеракционизма в социальной психологии. Последние по су­ществу ограничивают понятие среды контекстом малой груп­пы. Для марксистских исследований характерно значительно более широкое понимание социальной среды личности, суще­ственно включающее в себя помимо малых групп большие со­циальные группы, такие, как классы, нации, профессиональ­ные группы и т. д. Без учета влияния этого более широкого контекста невозможно понять содержательную сторону моти­вов, ценностей, норм и других социально-психологических ас­пектов социальных процессов вообще и конфликта в частности.

Образы конфликтной ситуации. Характеристики участни­ков конфликта и особенности условий его протекания опреде­ляют конфликтное поведение сторон. Однако указанное опре­деляющее влияние никогда не осуществляется непосредствен­но. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из уча­стников конфликта. Эти внутренние картины ситуации вклю­чают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представление о про­тивостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, воз­можностях и т. п.) и представление о среде, в которой склады­ваются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеаль­ные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представля­ется принципиально важным с точки зрения социально-пси­хологических исследований конфликта. Оно обнаруживает, возможно, наиболее существенный срез социального кон­фликта как объекта социально-психологического анализа.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуа­ции порождаются и обусловливаются объективной реально­стью. Однако отношения образов и реальности весьма слож­ны, и они допускают, в частности, случаи серьезного расхож­дения. Ниже мы еще остановимся на этом вопросе.

Возможные действия участников конфликта. Образы кон­фликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степе­ни влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. Заме­тим, кстати, что в теории игр, исследующей формальные мо­дели конфликта, существует специальный термин для описа­ния действия, учитывающего все возможные ответные реак­ции противостоящей стороны. Мы имеем в виду термин «стратегия», играющий ключевую роль в случае матричного представления конфликта. Существенно отметить, что поми­мо своей непосредственной функции, например способство­вать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противостоящей стороны и т. п., действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.

Как отмечает Т. Шеллинг (Schelling T. The Strategy of Conflict. — Cambridge, 1963.), имея в виду конфликтную ситу­ацию, слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сто­рон в первую очередь не по их словам, а по их действиям. Ана­логичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей стороне свои намере­ния, оценки и демонстрировать свои возможности.

Исходы конфликтных действий. Исходы (или, иными сло­вами, последствия, результаты конфликтных действий) не представляют собой нечто, лежащее за пределами самого кон­фликта. Напротив, они органично вплетены в самый кон­фликт. Во-первых, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некото­рый образ возможных исходов и в соответствии с этим обра­зом выбирают свое поведение. Не менее существенно, однако, что и сами реальные последствия конфликтных действий ока­зываются составным элементом процесса конфликтного взаи­модействия. Как правило, в конфликте действия предприни­маются по частям и поэтому перемежаются с их результатами. Осознание этих результатов, коррекция участниками своих представлений о конфликтной ситуации на основе такого осознания — важный момент конфликтного взаимодействия.

Динамика конфликта. Всякий реальный конфликт пред-*' ставляет собой процесс. Рассмотрение конфликта в динамике предполагает вычленение стадий конфликта. К их числу мож­но отнести следующие: а) возникновение объективной кон­фликтной ситуации; б) осознание объективной конфликтной ситуации; в) переход к конфликтному поведению; г) разреше­ние конфликта.

Возникновение объективной конфликтной ситуации. В боль­шинстве случаев конфликт порождается определенной объективной конфликтной ситуацией. Существо последней в общем и схематичном виде можно представить следующим образом. Стороны А и Б оказываются участниками объективной кон­фликтной ситуации, если стремление стороны А к достиже­нию некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной Б некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. В частных случаях С и Д могут совпадать. Это, например, имеет место, когда оба участ­ника, А и Б, стремятся к одной и той же цели, но при этом дос­тижение этой цели одним из них исключает достижение ее другим. Кроме того, А и В могут оказаться сторонами одной и той же личности, в этом случае мы имеем дело с внутриличностным конфликтом.

Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами. Эту стадию поэтому можно назвать стадией потенциального конфликта, ибо подлинным кон­фликтом он становится лишь после восприятия, осознания объективной ситуации ее участниками.

Осознание объективной конфликтной ситуации. Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сло­жившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает кон­фликтное поведение. Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сло­жившегося объективного противоречия интересов, стремле­ний. Однако нередко конфликтность образов возникает в слу­чае, когда объективная основа конфликта отсутствует. Более детально возможны следующие варианты отношений между идеальными картинами и реальностью:

1. Объективная конфликтная ситуация существует, и сто­роны считают, что структура их целей, интересов конфликт­на, и правильно понимают существо реального конфликта, т. е. правильно оценивают себя, друг друга и ситуацию в целом. В этом случае перед нами адекватно понятый конфликт.

2. Объективная конфликтная ситуация существует, и сто­роны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действи­тельности. Это случай неадекватно понятого конфликта.

3. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не осознается сторонами. В этом случае мы по сути не имеем дело с конфликтом как социально-психологическим явлени­ем, поскольку психологически он не существует для сторон и они конфликтным образом не взаимодействуют.

4. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные.

В этом случае мы имеем дело с так называемым ложным конфликтом.

5. Конфликтность отсутствует и объективно, и на уровне осознания.

Для социально-психологического анализа, по-видимому, особенно интересны случаи неадекватно понятого и ложного конфликта. Поскольку именно внутренняя картина ситуации, имеющаяся у участников, определяет их непосредственное по­ведение в конфликте, важно тщательно исследовать, с одной стороны, факторы, определяющие ее отклонение от реальности (например, уровень информированности участников, структу­ра их коммуникаций и т. д.), и, с другой — механизм влияния самих этих отклонений на течение конфликта (его продолжи­тельность, интенсивность, характер разрешения и т. п.).

Кроме того, осознание ситуации как конфликтной всегда сопровождается эмоциональным окрашиванием. Возникаю­щие эмоциональные состояния оказываются включенными в динамику любого конфликта, активно влияя на его течение и исход. Механизм возникновения и влияния эмоциональных состояний участников конфликта на его развитие также явля­ется специфической проблемой социально-психологического анализа.

Переход к конфликтному поведению. Помимо эмоциональ­ного окрашивания, осознание конфликтной ситуации может сопровождаться переходом к конфликтному поведению сто­рон. Конфликтное поведение можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и так далее. Заметим, что необходимым условием, необходимым признаком конфликтного поведения является его осознание сторонами в качестве именно конфликтного. Если, например, сторона А предпринимает действия, блокирующие достиже­ние стороной Б ее целей, но при этом ни А, ни Б не сознают, что эти действия препятствуют Б, то поведение А нельзя на­звать конфликтным.

Конфликтное поведение одной стороны по отношению к другой не обязательно является результатом осознания кон­фликтной ситуации между этими сторонами. Конфликтное поведение А по отношению к Б может быть, например, формой снятия внутренних напряжений А. В этом случае мы обычно имеем дело с переходом внутреннего конфликта во внешний.

Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоции же, в свою очередь, стиму­лируют конфликтное поведение. Вообще существенно, что взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привно­ся новые стимулы для дальнейших действий. Таким образом, стадия конфликтного поведения порождает тенденции к эскалированию, дестабилизации конфликта.

Вместе с тем этой же стадии свойственны и тенденции про­тивоположного характера. Дело в том, что конфликтные дей­ствия выполняют в известном смысле познавательную функ­цию. Стороны вступают в конфликт с некоторыми гипотетиче­скими, априорными картинами своих интересов, возможностей и т. п., намерений, ценностей другой стороны и определенны­ми предположительными оценками среды. В ходе конфликт­ных действий стороны сталкиваются с самой действительно­стью, которая корректирует их первоначальные априорные картины. Эта коррекция приводит к более адекватному пони­манию сторонами имеющейся ситуации, что, в свою очередь, обычно способствует разрешению конфликта по крайней мере в форме прекращения конфликтных действий.

Нередко конфликт отождествляют со стадией конфликт­ного поведения. Такое отождествление представляется оши­бочным: конфликт — значительно более сложное, многогран­ное явление. Однако справедливо, что переход к конфликтному поведению означает вступление конфликта в свою открытую, явную и обычно наиболее острую стадию. И поэтому, естественно, что в первую очередь на устранение конфликтного поведения бывают направлены различные способы разреше­ния конфликта.

Разрешение конфликта. Разрешение — заключительная стадия эволюции конфликта. Разрешение конфликта возмож­но, во-первых, за счет преобразования самой объективной кон­фликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования об­разов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем и в том и в другом случаях возможно двоякое разрешение конфликта: ча­стичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к, конфликту у сторон, и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне. Полное устранение конфликта за счет преобразования объек­тивной конфликтной ситуации мы имеем, например, когда посредством разведения сторон они лишаются возможности и необходимости контакта, и, следовательно, конфликтного вза­имодействия (перевод одного из конфликтующих сотрудни­ков в другое подразделение). К тому же типу относится разре­шение конфликта, состоящего в борьбе сторон за некоторые ограниченные ресурсы, посредством изыскания дополнитель­ных ресурсов и полного удовлетворения ими обеих сторон. (Покупка второго телевизора в семье, если два ее члена жела­ют одновременно смотреть разные программы.)

Частичное разрешение конфликта на объективном уровне имеет место, когда посредством соответствующей модифика­ции реальных условий среды конфликтная ситуация преобра­зуется таким образом, что стороны оказываются незаинтере­сованными в продолжении конфликтных действий, хотя стремление достичь первоначальной цели у сторон остается. К этому типу относятся, например, многие чисто администра­тивные решения конфликта, вводящие определенные запреты и санкции на случай их нарушения.

Разрешение конфликта посредством изменения образов, имеющихся у сторон, — особенно интересный для социально­го психолога случай. Подобное разрешение конфликта (пол­ное или частичное) предполагает прежде всего переструктури­рование имеющихся ценностей, мотивов, установок, а также принятие новых, и поэтому здесь уместен весь арсенал средств, разрабатываемых социальной психологией для этих целей.

Заключая рассмотрение динамики конфликта, уместно отметить также следующее. Во-первых, все сказанное выше относительно динамики конфликта не следует понимать в том смысле, что всякий конфликт непременно проходит каждую из перечисленных стадий. Например, сложившаяся объектив­ная конфликтная ситуация может остаться незамеченной, не воспринятой сторонами. В этом случае конфликт ограничит­ся своей первой стадией и останется на уровне потенциально­го. С другой стороны, стадия восприятия ситуации как кон­фликтной может наступить в условиях, когда объективная конфликтная ситуация отсутствует. Далее, разрешение кон­фликта может последовать непосредственно за его восприяти­ем, прежде чем стороны предпримут какие-то конфликтные действия в отношении друг друга. Исследования социально-психологических факторов, влияющих на тот или иной вариант течения конфликта, — одна из задач социального психолога.

Во-вторых, важным моментом динамики конфликта явля­ются его возможные переходы из одних форм в другие. Диа­пазон таких переходов весьма широк. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может пе­реходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и вне­шний — во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направ­ленное вовне (на противостоящую сторону), но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напря­жение, внутренний конфликт. Далее, упоминавшийся нами ложный конфликт, т. е. конфликт, возникающий при отсут­ствии объективной конфликтной ситуации в силу ошибочно­го взаимного восприятия сторон, может трансформироваться в истинный, подлинный. Аналогичным образом истинный (ложный) конфликт по одному поводу может перейти в истин­ный (ложный) конфликт по другому поводу и т. д. Последнее, например, происходит, когда конфликт, возникший на личной почве, перерастает в деловой, и обратно.

При исследовании взаимоотношений в различных группах социальному психологу довольно часто также приходится сталкиваться с серией частных, на первый взгляд, неоправдан­ных конфликтов, которые на самом деле репрезентируют ка­кой-то глубокий, серьезный конфликт. Последний, являясь базовым, иррадиирует, обрастая совокупностью внешних, бо­лее мелких конфликтов.

Функции конфликта. Если исходить из большого числа со­циально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгруп­повых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь де­структивную функцию. В действительности, однако, соци­альный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявле­ний противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. При выяснении роли конфликта принципиально важен конкрет­ный подход. Один и тот же конфликт может быть деструктив­ным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкрет­ных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в дру­гой конкретной ситуации.

Деструктивная функция конфликта. Проявления деструк­тивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутри-личностный конфликт, например, порождает состояние пси­хологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случа­ях может привести к разрушению личности. На уровне груп­пы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаи­мосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффек­тивность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктив­ное влияние конфликта может иметь место на каждом из эта­пов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро де­структивные воздействия конфликта обнаруживаются обыч­но на стадии конфликтного поведения, конфликтных дей­ствий.

Конструктивная функция конфликта. Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, об­щеизвестно, что внутриличностный конфликт не только спо­собен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершен­ствования[59] (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появление но­вых целей, норм, ценностей и т. п.). Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, кон­фликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно так­же, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. Как это видно отчасти из вышесказанного, конструктивные функции конфликта, подобно его деструк­тивным функциям, могут проявлять себя на всех этапах эво­люции конфликта. <...>

Помимо затронутых выше аспектов: структуры, динамики, функций и типологии конфликта — имеется еще одна весьма существенная сторона рассматриваемой проблемы, заключа­ющаяся в практическом отношении к конфликту. В рамках это­го аспекта можно выделить целый ряд важных понятий: помимо упоминавшегося ранее разрешения конфликта, можно, напри­мер, назвать предотвращение конфликта, его профилактику, ослабление и т. п. Однако, как уже отмечалось, конфликт не является безусловно негативным и нежелательным, названные понятия являются частным случаем более общей позиции по отношению к конфликту, а именно позиции управления им. В плане управления конфликтом наряду с его разрешением, предотвращением, ослаблением и т. д. следует также назвать симптоматику, диагностику, прогнозирование и контролиро­вание конфликта. Рассмотрение этого круга категорий, отно­сящихся уже не к самому исследованию конфликта, а к прак­тическому использованию результатов такого исследования, является большой самостоятельной проблемой и выходит за рамки настоящей статьи. Тем не менее хотелось бы подчерк­нуть в заключение огромную значимость только что затрону­того круга вопросов, поскольку именно практическим целям управления конфликтом во всех его аспектах служит соб­ственно исследование конфликта, выявление его социально-психологических механизмов и закономерностей.

 

 


IV.

Отдельные виды конфликтов

Основные темы и понятия раздела

• Анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности

• Проблема конфликта в подростковом возрасте

• Представления о семейных конфликтах в подростковой культуре

• Внутригрупповой конфликт

• Межличностный конфликт

• Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов

• Психологические особенности внутриличностных противоречий учителей

Обычными основаниями для вычленения отдельных видов конфликтов в психологии являются либо стороны конфликта (представленные малыми группами, отдельными личностями или разными личностными образованиями), либо сферы раз­ворачивания отдельных видов конфликтных ситуаций. В со­ответствии с первым основанием в психологии различаются межгрупповые, межличностные или внутриличностные (или просто личностные) конфликты. Изучение конфликтов в рам­ках определенных отношений или социальных образований порождает их отдельные описания в виде, например, выделе­ния организационных или семейных конфликтов. Еще одно измерение, с позиций которого описываются конфликтные явления, — это возрастной срез, в соответствии с которым пси­хологи пишут о конфликтах и кризисах разных возрастных периодов. Безусловно, эти или иные классификации и систе­матизации обычно страдают определенной уязвимостью с точ­ки зрения нечеткости лежащих в их основе критериев, пересе­чения отдельных вычленяемых категорий и других возникаю­щих при построении типологий проблем.

Задача данного раздела, однако, состоит не в полном опи­сании всех возможных видов конфликтов на основе их стро­гой систематизации, а в отражении тех представлений об этих конфликтах, которые являются результатом их теоретическо­го или эмпирического изучения и создают необходимую осно­ву для продолжения их исследования.

Ограниченные рамки и обзорный характер материалов, за­данный жанром хрестоматии, неизбежно приводит к неполно­те их представления. Ощущение фрагментарности или даже отрывочности, которое легко может возникнуть при знаком­стве с этим разделом, связано, однако, не только с этим. Нема­лые проблемы связаны с тем известным фактом, что разные возрастные периоды или сферы жизни человека изучены в психологии далеко неравномерно. Прежде всего, и тому есть свои исторические и методологические причины, это большее внимание к детскому периоду жизни человека, а если говорить о конфликтах, то и более конкретно, к подростковому возрасту. И по сей день психологии больше известно о противоречи­ях, конфликтах и кризисах в ранние возрастные периоды, чем в зрелые годы жизни человека В той же мере можно говорить и о неравномерности наших представлений о разных сферах жиз­ни и жизнедеятельности человека. Тематика исследования ма­лых групп, внутри- и межгрупповых отношений десятилетия­ми была в большей мере ориентирована на описание и изучение позитивных явлений, чем на конфликты и иные «негативные» явления. Поэтому несмотря на устойчивые традиции исследо­вания групп в отечественной психологии внутригрупповым и межгрупповым конфликтам уделялось незаслуженно мало внимания, а прикладные исследования конфликтов, напри­мер, в организационной сфере, в области изучения трудовых групп и коллективов нередко подменялись выявлением тех или иных недостатков и рекомендациями по их устранению. Тем не менее, и в этой области отечественная психология име­ет определенный накопленный опыт, о чем свидетельствуют и работы, помещенные в этом разделе. При их отборе мы руко­водствовались желанием по возможности осветить разные виды конфликтов, с другой стороны — продемонстрировать разные подходы к их описанию, которые в то же время харак­терны именно для отечественно» психологии.

Начинается раздел «Отдельные виды конфликтов» с рабо­ты Я. Л. Коломинского. и Б. И. Жизневского, посвященной конфликтам детского возраста. Исследования такого рода не­многочисленны и, в противоположность описанию дегакях конфликтов в психоаналитической традиции, рассматривают проблемы детей в живом контексте их отношений. Статья Т. В. Драгуновой анализирует проблемы конфликта в подрост­ковом возрасте и, несмотря на то, что она была опубликована достаточно давно, обзор и сравнение разных подходов к пони­манию подростковых проблем придают ей фундаментальный характер. Невольно дополняет эту работу следующая за ней статья М. В. Розина, которая описывает проблемы современ­ных подростков через изучение их неформальной групповой культуры, в которой, как оказывается, проблемы с родителя­ми занимают немалое место. Описание «взрослых» конфлик­тов начинается с фрагмента работы известного отечественного

исследователя в области групп и коллективов А. И. Донцова, посвященного внутригрупповому конфликту, пожалуй, наи­более «трудноуловимому» из конфликтных явлений, анализ которого нередко уходит из группового контекста и подменяет­ся рассмотрением отдельных межличностных напряженностей. Следующий фрагмент относится к работе Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской и посвящен межличностному конфликту и подходам к его пониманию. Тему интерперсонального конф­ликта продолжает статья Э. А. Орловой и Л. Б. Филонова, по­священная конфликтному взаимодействию. Межгрупповые конфликты и разные подходы к пониманию их природы и про­исхождения описываются по работе В. С. Агеева, посвящен­ной социально-психологическим проблемам межгруппового взаимодействия. Это описание дополнено единственной рабо­той зарубежного автора в этом разделе — фрагментом статьи Д. Кэмпбелла, в тезисной форме освещающим реалистиче­скую теорию групповых конфликтов. Более частные, практи­чески ориентированные исследования конфликтов представ­лены двумя работами — В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой по семейным конфликтам и Л. М. Митиной и О. В. Кузьменковой по внутриличностным проблемам учителей. Семейные кон­фликты являются, пожалуй, наиболее популярным объектом изучения из всех видов конфликтов, и представленная в этом разделе работа отражает довольно распространенный подход к их изучению в социальной психологии. Работа Л. М. Мити­ной и О. В. Кузьменковой, напротив, довольно необычна ори­ентацией на изучение глубинных внутриличностных проблем в сочетании с практическими задачами и изучением професси­ональной сферы деятельности личности. Безусловно, данный раздел мог бы быть значительно расширен за счет многих других работ, не вошедших сюда только из-за неизбежной ограни­ченности его объема.

 

 

Я. А. Коломинский, Б. П. Жизневский

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [60]

Проблема конфликта в последнее время привлекает к себе все большее внимание исследователей. И если раньше кон­фликты различного рода — межгрупповые, межличностные и внутриличностные — рассматривались главным образом как явление негативное, то сегодня все чаще предметом изучения становятся позитивные последствия конфликта в отношени­ях между членами группы, семьи, в процессе творческой дея­тельности личности. В качестве очередного этапа исследова­ний следует говорить о той роли, которую играет конфликт в процессе психического развития в целом и формирования личности.

В этой связи представляется важным обращение к идеям Л. С. Выготского о развитии высших психических функций, которые он рассматривал именно в плане формирования лич­ности: «Культурные формы поведения суть именно реакции личности. Изучая их, мы имеем дело не с отдельными процес­сами, взятыми in abstracto и разыгрывающимися в личности, но с личностью в целом... Прослеживая культурное развитие психических функций, мы прочерчиваем путь развития лич­ности ребенка»[61].

Как известно, основной особенностью высших психиче­ских функций является их опосредованность знаками, искус­ственными стимулами — средствами, которые вырабатывают­ся человеком в процессе сигнификационной деятельности и используются для управления своим поведением. В свою оче­редь, возникновение знаков изначально происходит в ситуа­ции столкновения различных побуждений, что, по сути дела, и есть конфликт. Другими словами, знаки не возникают как некое дополнение к поведению человека, их появление обусловлено известной необходимостью в ситуации, когда че­ловек должен сделать выбор между различными побуждения­ми; функция знака как раз и состоит в преодолении этой кон­фликтной ситуации.

Но неясно, как непосредственно это происходит. Л. С. Вы­готский указывал на две предпосылки к возникновению знаков: это, во-первых, возможность образования новых условных реф­лексов у человека как высшего биологического существа и, во-вторых, это сам факт «социальной жизни и взаимодействия людей»[62].

Следует отметить, что в отношении к первой предпосылке на сегодняшний день уже имеется ряд исследований, хотя и выполненных с иных теоретических позиций и главным обра­зом на животных. Результаты этих исследований показывают определенные закономерности возникновения у животных новых форм поведения в ситуации сшибки стимулов, которые при известном стечении обстоятельств позволяют им преодо­леть подобные затруднительные ситуации. В то же время роль общения между людьми в процессе возникновения знаков как средств управления поведением изучена явно недостаточно.

Исходя из сказанного, мы обратились к анализу особенно­стей конфликтов на ранних стадиях онтогенеза — у детей от 1-2 до 5-6 лет. Было собрано и проанализировано 397 прото­колов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр, преимущественно сюжетно-ролевых, а также подвижных, строительных, настольных и др., т. е. в ходе тех игр, которые дети организовывали самостоятельно в период пребывания в детском саду. Выбор конфликтов именно в игре был обуслов­лен тем, что для детей игра является наиболее значимым ви­дом деятельности и здесь чаще всего возникают конфликты между ними.

При этом необходимо отметить, что если при внутриличнос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.015 с.)