Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При изменении расстояния от района цели у четырех групп животныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В зависимости от степени интенсивности одного из двух влечений (Brown, 1948, р. 457,459)
Г. Лейтц РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ [41] Ролевые конфликты являются одними из основных причин психических расстройств и недугов. Поэтому они занимают в теории и практике психодрамы центральное место. Ролевой конфликт может переживаться в форме интраролевого конфликта в рамках одной роли, существовать в виде интерролевого конфликта между различными ролями, зафиксироваться в виде интраперсонального конфликта, возникшего внутри одного человека, или разыгрываться в виде интерперсонального ролевого конфликта между разными людьми. Интраролевой конфликт Определенная роль, например роль матери или роль врача, может быть отягощена конфликтом, то есть переживаться в виде интраролевого конфликта. Как показал проведенный Морено анализ ролей, в его основе лежит кластерный эффект. Кластерный эффект возникает из-за того, что не существует практически ни одной роли, которая бы не подразделялась на несколько ролей или которая не представляла бы собой ролевой кластер, или ролевой конгломерат, состоящий из нескольких ролей. К примеру, роль матери состоит не только из роли роженицы, она складывается из нескольких различных ролей, таких, как роль кормилицы, любящей, опекунши, попечительницы, воспитательницы детей. Как правило, отдельные роли такого ролевого кластера не актуализируются одновременно. В то время как одни из них проявляются, другие остаются латентными. Тем не менее латентные роли кластера оказывают влияние на роли актуализированные. Этот феномен Морено и называет кластерным эффектом. В виде интраролевого конфликта кластерный эффект проявляется, однако, только в том случае, если отдельные роли, принадлежащие к одному и тому же ролевому кластеру, например роли матери, принимаются ею в разной степени или частично даже отвергаются. Женщина, исполняющая роль матери, может, например, принять роли роженицы и любящей своих детей, но зато отвергнуть роли кормилицы и воспитательницы. Этот интраролевой конфликт становится конкретной проблемой, если другой человек не берет на себя парциальные роли ролевого кластера «мать», отвергнутые данной женщиной. Если мать, основываясь на своих ценностных представлениях, с осуждением относится к своему отвержению определенных парциальных ролей, составляющих роль матери, то ее интраролевой конфликт превращается в интрапсихический, который может отрицательно сказаться на ее самочувствии. Возможно, она все же попытается исполнить эти роли, но будет делать это столь незаинтересованно, что вряд ли достигнет в них успеха, а неудачи еще более усилят ее антипатию к ним и ее страдания. Говоря об интраролевом конфликте, следует иметь в виду не только болезненные переживания индивида, но и социальные последствия конфликта, например пренебрежение детьми. Последнее имеет место также тогда, когда из-за отсутствия соответствующих ценностных представлений интраролевой конфликт не становится интрапсихическим. При терапии интраролевого конфликта, проводимой с позиции изучения круга взаимодействия человека с миром, наряду с недугом индивида должно учитываться страдание людей, обусловленное его ролевым конфликтом. Мгновенную разрядку и устранение затруднений может принести взятие на себя отвергнутых ролей другим лицом. Поэтому страдающему от интраролевого конфликта человеку в зависимости от имеющихся условий должна быть предоставлена возможность либо попытаться в ролевых играх сформировать новое отношение к этим ролям и в своего рода методе наверстывания упущенного научиться их адекватно актуализировать (симптоматическая ролевая терапия), либо тут же попытаться переработать интраролевой конфликт в психодраме (расширяющая сознание психодраматерапия и каузальная психодраматерапия). В первом случае у клиента, в нашем примере у матери, воспринимающей благодаря психодраматическому обмену ролями с позиции ребенка свойственный ей индивидуальный стиль поведения, происходит расширение переживания, чувства и сознания, которое в будущем вследствие истинного сопереживания со своими детьми превратит исполнение отвергавшихся доныне ролей во внутреннюю потребность. Коррекция поведения совершается сама собой. Если таким путем достичь ее невозможно или же эффект оказывается нестойким, то с помощью раскрывающей психодрамы необходимо выяснить причины отвержения парциальных ролей, которые, возможно, следует искать в раннем детстве клиентки. Психодраматическая переработка вытесненных конфликтов способна оживить интраролевой конфликт клиентки в том смысле, что позволяет ей почувствовать внутреннюю свободу для исполнения отверженной роли или учит ее принимать свою неспособность к исполнению парциальных ролей, которые она теперь может передать другим людям. В целом мы можем предположить, что еще до того, как стала приниматься в расчет ролевая эффективность (то есть полезный эффект, который достигается одним или разными людьми в парциальных ролях ролевого кластера), интрароле-вые конфликты послужили непосредственным поводом к разделению ролей и тем самым к разделению труда и появлению специализации. Интерролевой конфликт Интерролевые конфликты возникают в том случае, если дивергируют, а иногда и исключают друг друга две или несколько ролей. Возможна такая ситуация, что молодой человек обладает двумя талантами и интересами, например к музыке и к естествознанию, занятия которыми взаимно исключаются. При благоприятных условиях, таких, как хорошее здоровье (3), нормальные межчеловеческие отношения (МО), благоприятные внешние условия (ВУ) и внутренняя безопасность (ВБ), акциональный голод молодого человека может быть достаточно велик, чтобы на протяжении длительного времени позволять ему добиваться хороших результатов в обеих сферах. Но если на освоение программы по музыке и по естествознанию не хватает времени суток, то возникает интерролевой конфликт, который нарушает психическое равновесие вовлеченного в него человека. Психодраматерапию интерролевого конфликта целесообразнее всего начинать с исследования амбивалентности клиента с помощью психодраматической техники множественного дублирования. Молодой человек располагается на сцене, один дубль садится справа сзади него, другой слева. Протагонист начинает рассуждать вслух о своем интерролевом конфликте. Когда он делает паузу, один дубль выражает его склонность к естествознанию, другой — тягу клиента к музыке. После каждого приведенного дублем аргумента, 'прежде чем другой дубль выскажется о противоположной роли и ее следствиях, дожидаются реакции протагониста. Сепаратное и однозначное формулирование дублем аргументов в пользу каждой из конфликтующих ролей и их последствий нередко полностью доводит до сознания протагониста его эмоциональную амбивалентность. Благодаря дублированию и четкому осмыслению при сепаратном переживании дивергирующих тенденций может обнаружиться, что амбивалентность была всего лишь поверхностной. В таком случае, подобно стрелке манометра, позитивные реакции протагониста все чаще отклоняются в направлении аргументов одного дубля, тогда как негативные реакции — в направлении аргументов второго. Выражающееся таким образом решение сразу же приносит протагонисту облегчение, тем более что это решение возникло целиком в нем самом. Путем множественного дублирования стремятся не оказать влияние на протагониста, а только лишь помочь ему прояснить и осознать свои собственные внутренние стремления. Дублирование может привести, однако, и к противоположному результату. То, что раньше казалось нерешительностью, при затянувшемся множественном дублировании может оказаться стойкой амбивалентностью. Протагонист соглашается с аргументами одного дубля столь же спонтанно, как и с аргументами другого, и в конце концов обнаруживает симптомы растущей психической подавленности, например чувство растерянности, состояние головокружения или склонность к коллапсу. Следует предостеречь от прерывания занятия в этой фазе! В таком случае психодраматическая терапия амбивалентности происходит в форме непосредственного проигрывания клиентом конфликтных ролей, ибо действие, как показывает опыт, сразу же приносит облегчение. «Действовать целебнее, чем говорить!» Поскольку протагонисту предоставляется право самому решать, в какой из двух ролей он будет играть в первую очередь, он вынужден хотя бы на мгновение преодолеть свою амбивалентность и решить для себя, какую роль или ситуацию он будет изображать сначала. Игра должна показать, разрешится ли амбивалентность фактически сразу, или же, скорее, следует стремиться не к выжидательному спокойствию, а к как можно более быстрому решению. Если выжидать нельзя, то благодаря инсценировке своих проекций будущего — например, каким бы протагонист хотел видеть себя на следующий год, через пять лет или десять — он становится способным более четко представить себе свои сокровенные желания и как следствие — разрешить актуальный ролевой конфликт.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.006 с.) |