Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При изменении расстояния от района цели у четырех групп животных

Поиск

В зависимости от степени интенсивности одного из двух влечений

(Brown, 1948, р. 457,459)

 

Г. Лейтц

РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ [41]

Ролевые конфликты являются одними из основных при­чин психических расстройств и недугов. Поэтому они занима­ют в теории и практике психодрамы центральное место. Роле­вой конфликт может переживаться в форме интраролевого конфликта в рамках одной роли, существовать в виде интер­ролевого конфликта между различными ролями, зафиксиро­ваться в виде интраперсонального конфликта, возникшего внутри одного человека, или разыгрываться в виде интерпер­сонального ролевого конфликта между разными людьми.

Интраролевой конфликт

Определенная роль, например роль матери или роль врача, может быть отягощена конфликтом, то есть переживаться в виде интраролевого конфликта. Как показал проведенный Морено анализ ролей, в его основе лежит кластерный эффект. Кластерный эффект возникает из-за того, что не существует практически ни одной роли, которая бы не подразделялась на несколько ролей или которая не представляла бы собой роле­вой кластер, или ролевой конгломерат, состоящий из несколь­ких ролей. К примеру, роль матери состоит не только из роли роженицы, она складывается из нескольких различных ролей, таких, как роль кормилицы, любящей, опекунши, попечитель­ницы, воспитательницы детей. Как правило, отдельные роли такого ролевого кластера не актуализируются одновременно. В то время как одни из них проявляются, другие остаются ла­тентными. Тем не менее латентные роли кластера оказывают влияние на роли актуализированные. Этот феномен Морено и называет кластерным эффектом.

В виде интраролевого конфликта кластерный эффект про­является, однако, только в том случае, если отдельные роли, принадлежащие к одному и тому же ролевому кластеру, на­пример роли матери, принимаются ею в разной степени или частично даже отвергаются. Женщина, исполняющая роль матери, может, например, принять роли роженицы и любящей своих детей, но зато отвергнуть роли кормилицы и воспита­тельницы. Этот интраролевой конфликт становится конкрет­ной проблемой, если другой человек не берет на себя парци­альные роли ролевого кластера «мать», отвергнутые данной женщиной. Если мать, основываясь на своих ценностных представлениях, с осуждением относится к своему отверже­нию определенных парциальных ролей, составляющих роль матери, то ее интраролевой конфликт превращается в интрапсихический, который может отрицательно сказаться на ее са­мочувствии. Возможно, она все же попытается исполнить эти роли, но будет делать это столь незаинтересованно, что вряд ли достигнет в них успеха, а неудачи еще более усилят ее антипатию к ним и ее страдания. Говоря об интраролевом кон­фликте, следует иметь в виду не только болезненные пережи­вания индивида, но и социальные последствия конфликта, например пренебрежение детьми. Последнее имеет место так­же тогда, когда из-за отсутствия соответствующих ценност­ных представлений интраролевой конфликт не становится интрапсихическим.

При терапии интраролевого конфликта, проводимой с по­зиции изучения круга взаимодействия человека с миром, на­ряду с недугом индивида должно учитываться страдание лю­дей, обусловленное его ролевым конфликтом. Мгновенную разрядку и устранение затруднений может принести взятие на себя отвергнутых ролей другим лицом. Поэтому страдающему от интраролевого конфликта человеку в зависимости от име­ющихся условий должна быть предоставлена возможность либо попытаться в ролевых играх сформировать новое отно­шение к этим ролям и в своего рода методе наверстывания упущенного научиться их адекватно актуализировать (сим­птоматическая ролевая терапия), либо тут же попытаться пе­реработать интраролевой конфликт в психодраме (расширяю­щая сознание психодраматерапия и каузальная психодраматерапия). В первом случае у клиента, в нашем примере у матери, воспринимающей благодаря психодраматическому обмену ролями с позиции ребенка свойственный ей индивидуальный стиль поведения, происходит расширение переживания, чув­ства и сознания, которое в будущем вследствие истинного со­переживания со своими детьми превратит исполнение отвер­гавшихся доныне ролей во внутреннюю потребность. Коррек­ция поведения совершается сама собой.

Если таким путем достичь ее невозможно или же эффект оказывается нестойким, то с помощью раскрывающей психо­драмы необходимо выяснить причины отвержения парциаль­ных ролей, которые, возможно, следует искать в раннем дет­стве клиентки. Психодраматическая переработка вытеснен­ных конфликтов способна оживить интраролевой конфликт клиентки в том смысле, что позволяет ей почувствовать внут­реннюю свободу для исполнения отверженной роли или учит ее принимать свою неспособность к исполнению парциальных ролей, которые она теперь может передать другим людям.

В целом мы можем предположить, что еще до того, как ста­ла приниматься в расчет ролевая эффективность (то есть по­лезный эффект, который достигается одним или разными людьми в парциальных ролях ролевого кластера), интрароле-вые конфликты послужили непосредственным поводом к раз­делению ролей и тем самым к разделению труда и появлению специализации.

Интерролевой конфликт

Интерролевые конфликты возникают в том случае, если дивергируют, а иногда и исключают друг друга две или не­сколько ролей. Возможна такая ситуация, что молодой чело­век обладает двумя талантами и интересами, например к му­зыке и к естествознанию, занятия которыми взаимно исклю­чаются. При благоприятных условиях, таких, как хорошее здоровье (3), нормальные межчеловеческие отношения (МО), благоприятные внешние условия (ВУ) и внутренняя безопас­ность (ВБ), акциональный голод молодого человека может быть достаточно велик, чтобы на протяжении длительного времени позволять ему добиваться хороших результатов в обеих сферах. Но если на освоение программы по музыке и по естествознанию не хватает времени суток, то возникает интер­ролевой конфликт, который нарушает психическое равнове­сие вовлеченного в него человека.

Психодраматерапию интерролевого конфликта целесооб­разнее всего начинать с исследования амбивалентности клиен­та с помощью психодраматической техники множественного дублирования. Молодой человек располагается на сцене, один дубль садится справа сзади него, другой слева. Протагонист на­чинает рассуждать вслух о своем интерролевом конфликте. Когда он делает паузу, один дубль выражает его склонность к естествознанию, другой — тягу клиента к музыке. После каждо­го приведенного дублем аргумента, 'прежде чем другой дубль выскажется о противоположной роли и ее следствиях, дожида­ются реакции протагониста. Сепаратное и однозначное форму­лирование дублем аргументов в пользу каждой из конфликту­ющих ролей и их последствий нередко полностью доводит до сознания протагониста его эмоциональную амбивалентность. Благодаря дублированию и четкому осмыслению при сепарат­ном переживании дивергирующих тенденций может обнару­житься, что амбивалентность была всего лишь поверхностной. В таком случае, подобно стрелке манометра, позитивные реак­ции протагониста все чаще отклоняются в направлении аргу­ментов одного дубля, тогда как негативные реакции — в направ­лении аргументов второго. Выражающееся таким образом ре­шение сразу же приносит протагонисту облегчение, тем более что это решение возникло целиком в нем самом. Путем множе­ственного дублирования стремятся не оказать влияние на про­тагониста, а только лишь помочь ему прояснить и осознать свои собственные внутренние стремления.

Дублирование может привести, однако, и к противополож­ному результату. То, что раньше казалось нерешительностью, при затянувшемся множественном дублировании может ока­заться стойкой амбивалентностью. Протагонист соглашается с аргументами одного дубля столь же спонтанно, как и с аргумен­тами другого, и в конце концов обнаруживает симптомы расту­щей психической подавленности, например чувство растерян­ности, состояние головокружения или склонность к коллапсу.

Следует предостеречь от прерывания занятия в этой фазе! В таком случае психодраматическая терапия амбивалентно­сти происходит в форме непосредственного проигрывания клиентом конфликтных ролей, ибо действие, как показывает опыт, сразу же приносит облегчение. «Действовать целебнее, чем говорить!» Поскольку протагонисту предоставляется пра­во самому решать, в какой из двух ролей он будет играть в пер­вую очередь, он вынужден хотя бы на мгновение преодолеть свою амбивалентность и решить для себя, какую роль или си­туацию он будет изображать сначала. Игра должна показать, разрешится ли амбивалентность фактически сразу, или же, скорее, следует стремиться не к выжидательному спокой­ствию, а к как можно более быстрому решению. Если выжи­дать нельзя, то благодаря инсценировке своих проекций буду­щего — например, каким бы протагонист хотел видеть себя на следующий год, через пять лет или десять — он становится способным более четко представить себе свои сокровенные желания и как следствие — разрешить актуальный ролевой конфликт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.006 с.)