Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Философско-социологическая «конфликтная парадигма↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К критике политической экономии. К. Маркс Ключевые тезисы Маркса. Дж. Тернер Кризис культуры. Г. Зиммель Человек как враг. Г. Зиммель Ключевые положения Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов. Дж. Тернер Функции социального конфликта по отношению к участвующим в нем сторонам [по Зиммелю]. Дж. Тернер Функции конфликта по отношению к социальному целому [по Зиммелю]. Дж. Тернер Элементы теории социального конфликта. Р.Дарендорф Положения схемы Дарендорфа. Дж. Тернер Функции социального конфликта. Л. А. Козер Завершение конфликта. Л. А. Козер Реалистический и нереалистический конфликт. Л. А. Козер Причины конфликта [по Козеру]. Дж. Тернер Острота конфликта [по Козеру]. Дж. Тернер Длительность конфликта [по Козеру]. Дж. Тернер Функции конфликта [по Козеру]. Дж. Тернер Раздел II. Описание конфликта В классической психологии «Я» и «Оно». 3. Фрейд О конфликтах детской души. К. Юнг Культура и невроз. К. Хорни Конфликты материнства. К. Хорни Типы конфликтов. К.Левин Супружеские конфликты. К.Левин Разрешение затяжного производственного конфликта. К. Левин Миллеровская модель конфликта. X. Хекхаузен Ролевые конфликты. Г. Лейтц Источник духовности. Р. Мэй [Различные подходы к пониманию индивидуального внутреннего конфликта]. И. Ялом Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования. М. Дойч Раздел III. Проблема конфликта в отечественной психологии Исследование конфликтов в психологии. А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов [Критические периоды детского развития]. Л. С. Выготский Личность и неврозы. В. Н. Мясищев Психологические конфликты. В. С. Мерлин Конфликтный личностный смысл — единица самосознания личности. В. В. Сталин Трудные ситуации в жизнедеятельности человека. А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов Конфликт. Ф. Е. Василюк Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций. Ф. Е. Василюк О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Л. А. Петровская Раздел IV. Отдельные виды конфликтов Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский Проблема конфликта в подростковом возрасте. Т. В.Драгунова Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре. М. В, Разин [Внутригрупповой конфликт]. А. И.Донцов Межличностный конфликт. Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская Взаимодействие в конфликтной ситуации. Э. А. Орлова, Л. Б. Филонов [Межгрупповые конфликты]. В. С.Агеев Реалистическая теория межгруппового конфликта. Д. Кэмпбелл Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. В. П. Левкович, О. Э. Зуськова Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова
От составителя Исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся в последние годы области психологии. И хотя в этом бесспорно сказывается влияние социальных факторов, роста конфликтности во всех сферах общественной жизни и взаимодействия людей, усиление интереса к конфликтной проблематике не может быть объяснено только внешними по отношению к науке влияниями. Конфликт — это не просто модная проблема, хотя сегодня она и привлекает к себе внимание гораздо большего числа специалистов, чем это было еще совсем недавно. Интерес к конфликтной феноменологии не будет временным или преходящим, которому в свою очередь предстоит уступить место другой, более актуальной теме. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психологического благополучия — фундаментальной проблемой всей психологической науки. И хотя исследование конфликта оказалось в какой-то мере «поделенным» между разными психологическими дисциплинами — прежде всего, общей психологией, психологией личности, социальной психологией — понятие конфликта принадлежит всей психологической науке и относится к ее фундаментальным основам. По сути сейчас мы в какой-то мере восстанавливаем справедливость, возвращая явлению конфликта подобающее ему место в психологической феноменологии, утраченное и по причинам, не имеющим к науке никакого отношения. Немалую роль в этом сыграло и интенсивное развитие в нашей стране практической психологии; прежде всего в форме непосредственной психологической помощи людям. За обращением к психологу почти всегда стоит та или иная критическая жизненная ситуация человека, переживаемые им трудности, конфликты, кризисы. Потребность в психологической помощи в этих ситуациях резко контрастирует с явно недостаточно развитыми представлениями современной психологии об этих явлениях. Ответом на эту потребность стало не только введение курсов по конфликтологии, социологии и психологии конфликта в образовательные программы подготовки специалистов самого разного направления, но и появление в последние годы немалого числа работ, в том числе учебного, научно-популярного, просветительского характера. И хотя интерес к такого рода литературе вполне закономерен, она далеко не всегда может удовлетворить запросы тех, кто ориентирован на профессиональное знание в области конфликтов. Один из моих коллег, читая лекции по зарубежным теориям личности еще тогда, когда их названиями не пестрели обложки книг, часто рассказывал студентам старый анекдот о том, как человек недоумевает по поводу шумной славы популярного когда-то певца: «Все говорят — Робертино Лоретти, Робертино Лоретти! А мне сосед напел — ничего особенного!». Он добавлял при этом, что любые лекции не могут заменить чтения психологической литературы, ее классиков и «первоисточников». К сожалению, в прошлом мы вынуждены были знакомиться со многими из них лишь в пересказах — в учебниках или на тех же лекциях, и возникал тот самый эффект, против которого предостерегал мой коллега — «ничего особенного». Сегодня ситуация кардинальным образом переменилась, и мы действительно получили возможность знакомиться с лучшими образцами психологической литературы из «первых рук». Однако это неизбежно породило проблемы выбора литературы и систематизации психологического знания. Один из способов решения этой проблемы — это подготовка и выпуск специальных изданий, посвященных тем или иным проблемам. Одним из лучших видов этого жанра является хрестоматия. Данная хрестоматия содержит тексты как зарубежных, так и отечественных авторов, знакомство с которыми позволит читателю составить общее представление о проблеме конфликта, понимании и интерпретации конфликтных явлений разными направлениями психологической науки. Выбор этих текстов был непростым делом. Значительные трудности были связаны с тем, что интерес многих психологов к глубинным проблемам человека и переживаемым им трудностям, выразившийся, например, в многочисленных психодинамических теориях личности, далеко не всегда проявлялся в оформлении их представлений о конфликтах в специально посвященных этой теме работах. Именно это привело к отсутствию в данной хрестоматии имен, которые вполне достойны того, чтобы быть записанными в историю развития идей в области психологии конфликтов. В противном случае пришлось бы либо публиковать здесь огромные тексты, либо оказываться перед необходимостью их пересказывания. Кроме того, огромный пласт современной психологической литературы остался здесь в какой-то степени невостребованным, так как она посвящена не столько самому явлению конфликта, его феноменологии или описанию, сколько практической работе с конфликтами в разных современных психологических и психотерапевтических школах. Соединить все это в одном издании оказалось невозможным, это задача будущих изданий. Особое внимание читателя хочется обратить на работы отечественных авторов. К сожалению, сейчас они нередко оказываются начинающим психологам менее доступными, чем работы их западных коллег. Вместе с тем, по моему глубокому убеждению, отечественная психология имеет свой, чрезвычайно мощный, самобытный и перспективный потенциал, использование которого принесет плоды не только отечественной, но и мировой науке. Это относится ко многим областям психологии и к психологии конфликта в том числе. В заключение напомню оригинальное значение греческого слова «хрестоматия» — «изучать хорошее, полезное». Надеюсь, что ощущение интереса и пользы будет сопутствовать вам и при чтении этой книги. I
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.220 (0.007 с.) |