![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины возникновения конфликтов между детьми в игровой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При выявлении причин возникновения конфликтов мы исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др. Мы предположили, что конфликты между детьми будут возникать именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач. Были выделены семь основных причин возникновения конфликтов: 1. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — например разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации. 2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети. 3. «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить. 4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль. 5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами. 6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей. 7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре. Количественные данные о видах конфликтов приведены в табл. 4.1. Как показывают эти данные, у детей 1-2 года жизни наибольшее количество конфликтов возникает из-за обладания игрушками — 75 %, а также из-за разрушения игры — 25 %. У детей следующей возрастной группы (2-3 года) это соотношение сохраняется примерно на том же уровне. Но здесь уже появляются и конфликты «из-за распределения ролей» — 6 %. В данном случае, конечно, название достаточно условно, поскольку ролевые игры возникают у детей несколько позднее. Поэтому здесь речь идет, скорее, о так называемой «роли в действии».
Таблица 4.1 Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, %
В 3-4 года причины конфликтов уже более разнообразны: больше всего конфликтов по-прежнему из-за игрушек — 38 %; на том же уровне остается количество конфликтов из-за разрушения игры; в то же время резко возрастает число конфликтов из-за ролей — до 23 %, т. е. почти в четыре раза, что как раз и отражает процесс становления сюжетно-ролевой игры в этом возрасте; здесь же отмечаются и новые виды конфликтов, такие, как конфликты при выборе общей темы игры — 2 %, при определении игрового сюжета — 3%, а также конфликты по поводу правильности игровых действий — 10 %. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) наибольшее число конфликтов составляют конфликты из-за ролей — 32 %. Затем идут конфликты по поводу правильности игровых действий — 26%, число которых возрастает более чем в два раза по сравнению с предыдущим возрастом. Одновременно более чем в два раза уменьшается количество конфликтов из-за игрушек — до 17%. Здесь же появляются конфликты по поводу состава участников игры — 10 % и увеличивается число конфликтов по поводу сюжета — до 8 %. Наконец, очень резко, почти в четыре раза, сокращается число конфликтов из-за разрушения игры — до 6 %. Примерно то же соотношение сохраняется у старших дошкольников (5-6 лет), за исключением того, что больше всего конфликтов здесь отмечено по поводу правильности игровых действии (26 %). Чуть меньше здесь конфликтов из-за ролей — 24 %, затем идут конфликты из-за игрушек, число которых даже несколько повышается по сравнению с предыдущим возрастом — до 21 %. Это объясняется, по-видимому, измене--нием смысла подобных конфликтов: если раньше спор возникал из-за игрушки как таковой, то теперь игрушка чаще выступает уже как атрибут определенной роли. Число остальных конфликтов остается в этом возрасте примерно на том же уровне.
Если рассмотреть отдельные виды конфликтов, в частности наиболее часто встречающиеся, то их возрастная динамика будет выглядеть следующим образом (см. рис. 4.1). На рис. 4.1 видно, как с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Так же существенно снижается число конфликтов из-за разрушения игры. Переломным здесь является возраст 4-5 лет. Одновременно этот возраст является пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей, число которых здесь достигает своего максимума, а затем начинает снижаться. Наконец, конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем числе конфликтов.
В целом можно отметить два особых возрастных периода: во-первых, это возраст 3-4 лет, когда дети начинают активно обсуждать такие вопросы, как распределение ролей, правильность игровых действий, выбор общей темы игры, что свидетельствует, по нашему мнению, об интенсивном развитии игры как совместной деятельности; и во-вторых, это средний дошкольный возраст (4-5 лет), где, в добавление к предыдущим, начинает специально обсуждаться и вопрос о том, - кто с кем будет играть, т. е. определяется состав участников игры. Это, в свою очередь, отражает дальнейшее развитие совместной игры в направлении формирования определенных, достаточно устойчивых взаимоотношений между детьми внутри дошкольной группы. Необходимо также отметить и следующее обстоятельство: в свое время Д. Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры (Эльконин, 1978). Как показали полученные нами данные, до 75 % конфликтов у младших детей возникает из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста. Вместе с тем полученные данные показывают и то, что конфликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у старших дошкольников. Они сосуществуют вместе с новыми видами конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, определения состава участников, уточнения игрового сюжета. Более того, в возрасте 5-6 лет наблюдается определенный регресс, т. е. новое повторное увеличение числа таких конфликтов, как конфликты из-за разрушения игры и из-за игрушек. Возможно, это связано с недостаточным уровнем развития игры, ослаблением внимания к ней в современной практике работы детских садов, что отмечается в соответствующей литературе («Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста», 1975).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.38.233 (0.01 с.) |