Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии поведения в условиях социально-политического конфликта.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конфликт - это особый вид социального взаимодействия, который характеризуется следующими чертами. - явно выраженная противоположность интересов конфликтующих сторон - отсутствие коммуникации между участниками - нарушение целостности социальных институтов, аномальное функционирование всей социальной системы. Процесс разрешения конфликта невозможно понять, не учитывая различные стратегии участников конфликта. Стратегия страуса. Суть ее состоит в том, чтобы не признавать наличие конфликта. Последователи такого рода стратегии предпочитают не замечать доведенные до предельной остроты столкновения интересов конфликтующих сторон. Когда они слышат крики о помощи из зоны конфликта, они призывают не драматизировать ситуацию, полагая собственными призывами к мирному решению проблем действительно их решить. Самое большое на что способен "страус" это признать существование конфликта, но это видимое признание не является основанием для реальных действий по его разрешению. Стратегия голубя. Она характеризуется социально-психологической позицией подчиненного по отношению к начальнику. Основная цель этой стратегии достичь соглашения любыми средствами, даже ценой уступок и односторонних потерь. "Голубь" легко меняет свою позицию под давлением соперника, подчиняясь его воле. Стратегия голубя является вынужденной и, как правило, используется в ситуации поражения. Разрешение конфликта в рамках этой позиции часто бывает непродолжительным. Стратегия ястреба. Основная цель этой стратегии - это победа над противником. "Ястреб" твердо придерживается своей позиции и постоянно требует от других участников конфликта уступок в обмен на продолжение с ним отношений. Для него характерны силовые методы разрешения конфликтных ситуаций. На переговорах "ястреб" заставляет других участников принять единственный ответ на проблему - тот, который предложен им самим. Наиболее перспективна (по Амелину) предложенная Р.Фишером и У.Юри стратегия согласия. Суть данной модели поведения в конфликтной ситуации состоит в том, чтобы убедить участников конфликта выработать общий подход к проблеме с тем, чтобы достичь решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны. В рамках этой стратегии целесообразно концентрировать внимание на интересах, а не на позициях, скрупулезно подсчитывая соотношение негативных и позитивных последствий для каждой из заинтересованной сторон при том или ином варианте решения проблемы. Стратегия согласия предлагает отказаться от образа соперника как врага, акцентируя внимание на том, что он такой же социальный субъект, но со своими специфическими интересами. В рамках этой стратегии одной из высших ценностей являются сами переговоры, которые продолжаются независимо от степени доверия между их участниками. При этом уступка в ответ на рациональные доводы участника переговоров воспринимается не как поражение, а как решение проблемы. Для разрешения конфликта необходима такая социальная фигура как посредник, выступающий носителем и генератором социальности, восстанавливающий порванные связи между социальными субъектами.
49. Технологии разрешения социально-политического конфликта. Конфликт - это особый вид социального взаимодействия, который характеризуется следующими чертами. - явно выраженная противоположность интересов конфликтующих сторон - отсутствие коммуникации между участниками - нарушение целостности социальных институтов, аномальное функционирование всей социальной системы. Разрешение конфликтной ситуации можно разделить на три стадии: Подготовительный этап. Подготовительный этап требует проведения следующих видов работ. 1. Определить диагноз конфликтной ситуации, а именно: - определить тип конфликта; - оценить степень его остроты; - выяснить причины конфликта и его глубину; - исследовать динамику конфликта и охарактеризовать его стадию на момент исследования; - изучить намерения, цели, ориентации участников конфликта, а также ресурсы, которыми они располагают и возможные действия, которые они готовы предпринять; - оценить влияние на конфликт внешних факторов (органов власти, средств массовой информации и т.п.). 2. Построить модели развития конфликтной ситуации и спрогнозироватъ ее последствия, а именно, осуществить: - построение различных вариантов развития конфликта с точки зрения удовлетворения интересов каждой из сторон; - прогноз позитивных и негативных последствий возможных вариантов развития конфликта для каждого из участников конфликта; - определение цены "победы", "поражения" и "согласия" каждого из участников конфликта и выявление на этой основе наиболее приемлемых вариантов решения конфликта. 3. На основе полученной информации необходимо осуществить специальную подготовку переговоров: - определение посредником стратегии и тактики переговоров; - оказание помощи каждой из сторон в осмыслении сложившейся ситуации; - переформулирование (с учетом законов и нового видения ситуации) требований конфликтующих сторон друг к другу; - создание атмосферы доверия между участниками переговоров; - формирование повестки дня (определение приоритетов и порядка их обсуждения). Одним из результатов предварительного этапа должно быть понимание каждым из участников конфликта отличия того, что может быть реально достигнуто от того, чего они желают достичь. Целью переговоров должно стать достижимое, а не желательное. Результаты переговоров будут прочны тогда, когда они основаны на реальности, а не на фантазиях, пусть даже и пользующиеся поддержкой народа. Переговоры. Эта стадия может быть довольно длительной и трудной, так как она предполагает непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц. Постоянное психологическое напряжение отнюдь не способствует активизации интеллектуальных усилий и повышению конструктивности решений. На этой стадии в обязанности посредника входит: 1) устранить давление на участников переговоров извне (как по административной линии, так и со стороны прессы, общественных организаций и т.п.); 2) постоянно поддерживать у участников переговоров установку на разрешение конфликта, атмосферу доверия и доброжелательности; 3) концентрировать внимание участников обсуждения на необходимости анализа приоритетных вопросов, включенных в согласованную повестку дня; 4) нейтрализовать "крайние" позиции, указывая на их негативные последствия, слабости аргументации и т.п.; 5) инициировать собственные аргументы и предложения, обеспечивая достижение приемлемых для каждой из сторон решений; 6) следить за тем, чтобы каждый участник обсуждения имел возможность высказать свои суждения по затронутым вопросам; 7) участвовать в подготовке итогового документа по результатам переговоров. Успех переговоров зависит от двух факторов: во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии; а во-вторых, умения посредника создать из участников конфликта коллектив, способный к решению задач, к совместной работе. Выход из конфликта и контроль за согласованными решениями. На этой стадии посредник должен: 1) побудить участников конфликта донести друг до друга свое удовлетворение по поводу принятых решений, а также свои позитивные оценки сотрудничества друг с другом; 2) признать выработанные правила и процедуры решения конфликта в качестве основы для разрешения будущих конфликтных ситуаций, если таковые появятся; 3) утвердить объективные методы контроля за реализацией принятых решений; 4) участвовать в контроле за реализацией решений (в качестве эксперта). С психологической точки зрения третья стадия означает признание нового типа отношений между прежними участниками конфликта; понимание того, что отношения соперничества превратились в отношения сотрудничества. Анализ основных узлов технологии разрешения конфликта показывает, что для посредника свойственны по меньшей мере три функции: коммуникативная, исследовательская и организационная. Реализуя первую функцию посредник: 1) поддерживает каналы связи между участниками конфликта; 2) побуждает их к коммуникации; 3) устанавливает связи с органами власти, представителями средств массовой информации и другими социальными субъектами. Реализуя исследовательскую функцию посредник: 1) проводит политологические, социологические, психологические и другие необходимые исследования; 2) проектирует различные модели решения конфликта; 3) прогнозирует возможные последствия различных решений; 4) планирует переговорный процесс; 5) разрабатывает стратегию и тактику своей деятельности. Реализация организационной функции предполагает осуществление посредником следующих видов работ: 1) организация собраний, совещаний и обсуждений с участием заинтересованных сторон и экспертов; 2) использование накопленного опыта разрешения подобных конфликтов; 3) распределение функций среди помощников; 4) организация интеллектуальных видов деятельности по решению проблем. Многообразие функций посредника лишний раз подчеркивает сложность этой деятельности, невозможность свести ее к одному принципу. Понятно, что для реализации этих функций посредник должен обладать уникальным сочетанием способностей: от интеллектуальных (созерцание, размышление) до организационных (решительность и воля). У.Симкин в своей книге "Посредничество и динамика коллективных договоров" выделяет следующие качества хорошего посредника: терпение; искренность и бульдожья хватка; находчивость; физическая выносливость марафонца; беговые способности футбольного хавбека; макиавеллевская хитрость; личность, способности хорошего психиатра; способность сохранять уверенность; толстокожесть носорога; мудрость Соломона, а если более реалистично; демонстративная цельность и беспристрастность
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.117.57 (0.007 с.) |