ТОП 10:

Понятие и основные функции политического лидерства.



Политическое лидерство – система отношений, в рамках которой представитель общества приобретает особый статус и особую роль, определяя политический курс страны или социальной общности.

Политический лидер – представитель, за которым следуют другие люди, сплачиваясь вокруг его инициатив, программ и имиджа.

Функции политического лидерства:

1. Интегративная - лидер из разрозненной группы людей формирует

социальную общность. Он преобразует потребности людей в интересы и далее в социальные цели, организует совместную деятельность, создает нормы социального поведения. Интегративная функция особенно важна в условиях социальных изменений, когда старые социальные институты и связи разрушились, не контролируются политической системой, в обществе царит хаос и дезорганизация. Политический лидер создает новые связи и отношения, выступая информационным и организационным центром, объединяющим людей (так как разнородность политических позиций, занимаемых гражданами велика).

2. Функция персонификации политических отношений - лидер

персонифицирует институт или общность, которую он представляет, персонифицирует определенные политические позиции (пример, в 1989-1991 гг. Б.Ельцина общественное мнение совершенно определенно ассоциировала с “демократами”), лидер персонифицирует принимаемые политические решения. Благодаря лидеру политика приобретает человеческое лицо, становится доступной здравому смыслу.

3. Политический лидер является образцом для подражания – лидер

указывает на то, как следует поступать. В ситуации неопределенности, лидер принимает такие решения, которые не под силу рядовым членам общности. (Пример: поведение Ельцина во время августовского путча 1991 г.) Именно в этом исток харизмы лидера, который умеет делать нечто такое для всех, на что никто из членов общности не способен.

4. Функция социализации – эта функция предполагает «подключение»

людей к политике. Пример: политический лидер своей непосредственной деятельностью приобщает подрастающее поколение к основным ценностям и образцам поведения, обеспечивающих нормальное функционирование политических институтов.

Политическое поведение, представляет собой совокупность внеш­не наблюдаемых человеческих действий (поступков) в сфере рас­пределения и осуществления власти. В нем проявляются и реали­зуются политические установки. Политическое лидерство является одним из проявлений влас­ти — преобладания одних людей над другими. Политическим ли­дером можно считать человека, который оказывает определяющее влияние на людей, занимает ведущее положение в сфере власти и пользуется авторитетом у граждан [Блондель, 10]. Различают фор­мальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен властными полномочиями (правом принимать общеобязательные решения) и выполняет функцию руководства. Неформальный лидер пользуется доверием граждан и служит для них образцом полити­ческого поведения. Лидеры появляются в обществе благодаря не только личным качествам, но и возникновению необходимых условий.

Для изучения лидерства используют несколько теорий: «теория черт», «теория ситуаций», «теория последователей». В «теории черт» главное внимание уделяется качествам (психологическим ха­рактеристикам) лидера. На превращение обычного человека в ли­дера влияют такие его свойства, как ум, воля, энергичность, целе­устремленность, общительность, умение нравиться людям, готов­ность брать на себя ответственность, чувство юмора, такт, умение предвидеть ситуации и множество других. Считается, что лидер должен иметь превосходство над остальными людьми по этим ка­чествам. В действительности формальными лидерами становятся люди, не во всем отвечающие перечисленным выше личностным характеристикам.

Поэтому в политической социологии и политологии наряду с «теорией черт» используется «теория ситуаций». Согласно этой теории, причиной превращения обычного человека в политическо­го лидера служат не столько его персональные качества, сколько стечение обстоятельств. В отдельной группе людей или в обществе в целом должна возникнуть ситуация, в которой появится необхо­димость в личностях, обладающих определенными качествами и способных решить возникшие социальные проблемы. В данном случае лидером становится тот, кто лучше всего выполнит соци­альный запрос. Ситуации формируют лидеров, а не наоборот.

Дополнением «теории ситуаций» служит «теория последовате­лей». В этой теории человек становится лидером в том случае, если у него есть сторонники (приверженцы) в обществе. Круг пос­ледователей тем шире, чем больше личные качества лидера соот­ветствуют ожиданиям людей. В то же время лидеры могут менять состав своих последователей, приспосабливаясь к этим ожиданиям.

В зависимости от стиля выделяют авторитарное и либеральное лидерство. Первый тип основан на единоличном принятии реше­ний и принудительном подчинении последователей лидеру, второй — на участии последователей в принятии решений и их добровольном подчинении лидеру. В зависимости от способа об­щественного признания (легитимации) различают, согласно М. Ве-беру, традиционное, рациональное и харизматическое лидерство. Основой легитимации в первом случае служит элитарное проис­хождение, во втором — административный статус, в третьем — личное превосходство.

В зависимости от масштабов и характера деятельности различают несколько типов лидеров (табл. 21).

Таблица 21 Типология политических лидеров

 

Сфера деятельности Сохранение существующего положения Умеренные изменения Широкомасштаб­ные изменения
Широкая «Спасатели» (Черчилль, де Голль) «Патерналисты» (Бисмарк, Сталин) «Идеологи» (Гитлер, Мао Цзэдун)
Умеренная «Успокоители» (Эйзенхауэр) «Пересмотрщики» (Рейган, Тэтчер) «Реформисты» (Рузвельт)
Узкая «Менеджеры» (министры, которые занимаются каждодневными проблемами) «Улучшатели» (министры, которые модифицируют какой-либо аспект политики) «Новаторы» (люди, которые кладут начало новой политике)

 

Самым распространенным направлением изучения политичес­кого лидерства является измерение рейтингов (от англ. rating — оценка) ведущих политиков: рейтинга популярности (знание имен политиков), рейтинга эмпатии (ощущение близости взглядов поли­тика), рейтинга доверия, положительного и отрицательного элек­торального рейтинга (твердое намерение голосовать или не голосо­вать за политика на выборах). Наряду с количественными методами при исследовании лидер­ства используются качественные методы, такие как анализ биогра­фий и фокусированные (глубинные) интервью.

Типология политического лидерства.

Рассмотрим II типологии: I. М. Вебера; II. Ж. Блонделя:

I. Макс Вебер

Критерием выделения типов лидерства является характер властных отношений, реализуемых политическим деятелем.
Вебер выделяет следующие типы:

1. Традиционное господство – основано на силе традиций (власть передается от

отца к сыну). Примерами такого типа лидерства является власть царя, патриарха, удельного князя.

2. Харизматическое господство – (харизма - это некоторые качества лидера,

выделенные и возведенные в символ самим населением); «авторитет внеобыденного личного дара»; лидер в правоту своих идей и непоколебимо верит в собственную миссию. Феномен харизматического лидерства возникает, как правило, в кризисной ситуации, разрешить которую невозможно ни на основе традиций, ни на основе законов. В условиях деградации политических и государственных институтов высший авторитет лидера обеспечивает возможность сохранения общественного порядка и общенационального консенсуса необходимого для выхода из кризиса. Взаимодействие харизматического лидера и его сторонников носит личный, даже интимный характер. Оно строится на эмоциональной основе: неприятии общих врагов, личной преданности спасителю и вере в его уникальную миссию. Основная проблема для харизматического лидера – передача власти своим последователям (последователи могут не обладать уникальность и авторитетностью).

3. Легальное лидерство – строится на основании законов и подчинения

населения установленным правилам. Характерен для развитых демократических обществ. Отношение к лидеру со стороны населения рациональное, предполагает соотнесение гражданами возможных выигрышей и потерь от деятельности того или иного политика. Должность, занимаемая лидером определяется не его личные качествами, а законами и правилами, принятыми в политическом сообществе. Должность дает в руки лидера доступ к необходимым ресурсам и вместе с тем ограничивает его своеволие. Лидер этого типа теснейшим образом связан с бюрократией, которая является проводником его политического курса.

Следовательно, для каждого типа общества и этапа социально-экономического развития наблюдается доминирование определенной системы политического лидерства. Достоинство веберовской типологии состоит в том, что она позволяет выявить доминирующие типы лидерства. Каждый из этих типов порождает имеющиеся у лидера качества, отношение к нему со стороны населения и характер нормативной системы, в рамках которой функционирует лидер.

II. Жан Блондель

Типология Блонделя строится на базе 2-х критериев: выдвигаемые политическим лидером цели и характер воздействия на социальную среду.

Цели: 1. поддержание статус кво; 2. умеренные изменения; 3. крупные изменения.

3 степени воздействия на среду: 1.трансформация всего общества в целом; 2. изменения в нескольких секторах общества; 3. модификация одного сектора.

Вставка

Первая ситуация, довольно редко встречающаяся в истории - гармония внутри общества и в его отношениях с другими странами. Этой ситуации соответствуют лидеры типа “Управляющие” или “Наладчики”. Первые поддерживают статус кво в обществе, вторые предлагают умеренные изменения. Но деятельность тех и других не выходит за рамки одного из секторов общественной жизни, например, финансовая система, сельское хозяйство или сфера образования.

Вторая ситуация характеризуется единством общества при внешнем давлении на него. В том случае, если это давление осуществляется насильственными методами, то обществу требуется “Спаситель”, который мобилизует общество против внешнего врага или же в случае поражения “Утешитель”.

В третьей ситуации, когда общество испытывает острую необходимость в модернизации, на политическую сцену выдвигаются “Новаторы”, которые начинают активно проводить назревшие преобразования. “Реформаторы”, вынуждены проводить реформы в масштабах всего общества. “Восстановители”, реконструируют прежнюю систему социальных отношений на новой основе.

Достоинство этой типологии состоит в том, что она опирается на объективные критерии оценки политического лидерства - преследуемые лидерами цели и достигнутые ими результаты.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.011 с.)