Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология политических конфликтов

Поиск

Подход к анализу конфликта возможен не только со сторо­ны исследования взаимодействия социальных субъектов. Он может рассматриваться как рассогласование различных элементов официальной структуры0. Предположим, что социальная структу­ра состоит из совокупности социальных мест. Социальное место схематически можно изобразить следующим образом.

Социальное место представляет сложную систему взаимосвя­зей, имеющую по крайней мере три уровня. Во-первых, уровень соответствия социальной роли общепринятым нормам, на основе которых данная роль может быть реализована. Например, депу­тат обязан помогать людям решить их проблемы. Во-вторых, уро­вень соответствия прав и обязанностей, в рамках которого сог­ласуются взаимные ожидания людей, т.е. люди знают чего друг от друга ожидать, благодаря чему поддерживается общественный порядок. Например, у депутата должны быть рычаги воздействия на исполнительные органы власти, тогда он сможет оправдать имеющиеся у населения ожидания. И, наконец, уровень соответ­ствия власти и ответственности за принимаемые решения. Понят­но, что народный депутат может быть не избран на следующий срок, если принимаемые им решения не отвечают интересам изби­рателей; таков один из механизмов его ответственности перед населением.

В соответствии со структурой социального места мы можем выделить основные типы конфликто в. Прежде всего это роле­вые конфликты. Их источник - несовпадение при­нятой роли (добровольно или под давлением) социальным субъек­том установившимся в обществе нормам и правилам. Так, напри­мер, социальная роль народного депутата предполагает такие качества как компетентность, юридическая грамотность, способ­ность к нормотворческой работе и т.п. Однако избирателей мало интересуют принимаемые депутатами нормы и законы, они обес­покоены борьбой за существование и видят в депутате своего рода "толкача", обязанного оказать им конкретную помощь. На­лицо рассогласование социальной роли и социальных норм. Боль­шое количество конфликтов между избирателями и населением кроется в несовпадении ожиданий людей и реальными возможнос­тями депутатов. Источником этих конфликтов, повторим, явля­ется нормативно-ролевое рассогласование.

Второй тип конфликта имеет в качестве источника рассог­ласование прав и обязанностей. Назовем его админист­ративным, так как и права и обязанности предполагают их четкую фиксацию в рамках оргструктур. В процессе деятель­ности органов власти неизбежно возникают новые ситуации, пе­ред ними встают новые задачи и соответственно меняется круг обязанностей. Возможности же реализовать их остаются подчас неизмененными. От них ожидают выполнения поставленных задач, они же будучи не в состоянии этого сделать, тем самым обманы­вает ожидания, возбуждает недовольство, что разрушает устано­вившиеся социальные связи.

Например, в законе о земельной реформе оговариваются права и обязанности колхозов и совхозов, органов власти и отдельных граждан. Однако в силу недостатка ресурсов и от­сутствия равного доступа к их распределению начинают действо­вать такие факторы как статус социального субъекта, родствен­ные связи, взятки и т.п. Естественно, это подрывает автори­тет органов власти и сам ход земельной реформы. Недостаток материальных ресурсов, таким образом, резко сужает круг прав органов власти и нарушает соотношение их прав и обязанностей, что является' причиной

Конфликты, где источником рассогласования является не­соответствие власти и ответственности, мы будем называть политическими. В этом смысле в любом социаль­ном конфликте есть политическое измерение. Такого рода кон­фликты существуют на всех ступенях социальной иерархии, свой­ственны каждому социальному месту. Часто органы власти (и на уровне предприятия, и на уровне территории) действуют не учи­тывая социальных последствий своих решений, т.е. предприни­мая действия, ответственность за их результаты на себя не принимают. Все это ведет к дискредитации власти, а в конеч­ном итоге к неподчинению ее органам. Происходит дезинтегра­ция всего социального места: нарушения прав, распад социаль­ных норм, аномальное социальное поведение и т.п. Наиболее яр­ким примером такого рода социального конфликта является реше­ние руководством страны провести антиалкогольную кампанию, результатом которой помимо нарушения денежного обращения и падения авторитета союзных органов власти явилось социальное недовольство и рост напряженности в обществе.

Предложенная типология описывает формы рассогласования элементов социального места. Вместе с тем следует различать типы конфликтов на основании характера взаимодействий между различными социальными субъектами. Так, можно выделить межличностные конфликты, когда стал­киваются интересы отдельных личностей. Не следует преумень­шать значение такого рода конфликтов, при их накоплении мо­гут разрушаться социальные места, деформироваться их эле­менты. Более серьезными являются конфликты меж­ду социальными группами. В данном случае зона конфликтов расширяется настолько, что захватыва­ет множество социальных мест, в результате чего происходит деградация социальной структуры. И, наконец, разрушительны для социальной структуры конфликты между организациями и институтами - институциональные кон­фликты, которые потрясают основы социальной структу­ры. Пересечение двух типологий социальных конфликтов дает следующую картину типов конфликтов.

С точки зрения области проявления делятся на:

  • Внутри политической системы
  • Внешнеполитический

По характеру норматичной регуляции:

  • Институционализированные(любой конфликт, который в рамках власти (конфликт внутри правящей элиты))
  • Неинституционализированные (неснкционированные акции протеста; стихийные выступления групп интересов)

По интенсивности протекания конфликта:

  • Эскалированные
  • Низкой интенсивности

Речь идет об остроте конфликта, об остроте его протекания

Публичность конфликта:

  • Открытые (доступны для оценки широкому кругу наблюдателей)
  • Латентные (чаще разворачиваются внутри правящей элиты: о конфликте знают непосредственно участники конфликта)

По временным характеристикам:

  • Кратковременные
  • Длительные (могут идти годами, десятилетиями, несколько поколений (арабо-израильский конфликт))

В зависимости от масштаба:

  • Могут протекать на макроуровне (затрагивают интересы и вовлекаются большие группы людей)
  • Микроуровне (на уровне 1 социальной общности. Могут быть и межличностные конфликты (конфликт внутри партии, когда начинают делить должности и статусы)

Место в структуре госорганизации:

  • Вертикальные (развиваются в рамках федеральной власти (между правительством России и к-л региона; с органами местного самоуправления)
  • Горизонтальные (субъекты находятся на 1 статусе)

Характер конфликта:

  • Конфликты с нулевой суммой (позиции субъектов противоположны)
  • С ненулевой (существует хотя бы 1 способ достижения согласия; если возможно удовлетворение той/иной стороны полностью или частично)
  • С отрицательной суммой (все стороны конфликта в проигрыше)

Любой конфликт нуждается в разрешении. Если конфликт не находит своего решения, то такие конфликты могут породить качественно иное состояние (состояние политического кризиса)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.242 (0.008 с.)