Построение стратегии как формальный процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение стратегии как формальный процесс

Поиск



Глава 3


Лежал я себе в теплой постели, как вдруг оказался частью какого-то плана.

Вуди Аллеи, «Тени и туман*

В

1970-е гг. в академических изданиях и популярной литературе произошел буквально взрыв публикаций. Появились тысячи статей, в которых на все лады превозносились достоинства формальной школы «стратегического пла­нирования». В определенном смысле эта кампания имела успех, поскольку заронила в сознание менеджеров своего рода императив: стратегическое планирование есть нечто современное и прогрессивное, чем они (руководители различных рангов) не­пременно бы занялись, будь у них побольше времени.

Основные идеи школы планирования прекрасно сочетались с преобладавшей как в обучении менеджеров и большом бизнесе, так и в государственной практике общей тенденцией: формальные процедуры, формальное обучение, формальный анализ, множество цифр. Выработка стратегического курса была прерогативой высококвалифицированных плановиков, входящих в состав специализированных отделов стратегического планирования, имеющих прямой выход на высшее руко­водство организаций. Появление в университетах и бизнес-школах нового учебно­го курса «стратегический менеджмент», проведение научных конференций той же тематики придало этой деятельности вполне официальный характер.

Фактически даты «рождения» школы планирования и школы дизайна совпадают. Оказавшая наибольшее влияние на приверженцев школы стратегического планиро­вания работа Игоря Ансоффа «Корпоративная стратегия» {Ansoff, 1965) была опуб­ликована в то же самое время, что и рассматривавшееся нами издание Гарвардской школы — в 1965 г. Но вот вниманием фортуны школа планирования оказалась обде­лена. Период ее сильного воздействия на практику стратегического менеджмента в 1970-х гг. сменился «эпохой застоя», задержкой в развитии, существенным обра­зом подорвавшей ее влияние. В наши дни школа планирования едва влачит суще­ствование, являя собой бледную тень былого величия.

Все дело в том, что, хотя количество литературы на тему стратегического планиро­вания впечатляюще возрастало, какие-либо качественные прорывы отсутствовали. Во всех публикациях «перепевались» на авторский лад идеи, заложенные в базовой моде­ли дизайн-школы. В свободное от пропаганды этой концепции время энтузиасты от планирования либо вещали о том, что стратегическое планирование есть своего рода обязанность каждой организации, либо рассказывали о встречающихся в ходе осуще­ствления столь нужного дела «подводных камнях», указывая прежде всего на высшее руководство организации, которое уделяет стратегическому процессу явно недоста­точное внимание. И никому не приходило в голову, что все как раз наоборот: руковод­ство уделяет планированию гораздо большее, чем оно того заслуживает, внимание.

Слишком многие авторы воспринимали планирование не как научный подход к формированию стратегии, а как своеобразную религию, которую должны нести в массы толпы миссионеров. В то же время едва ли в каком исследовании задава­лись вопросом о реальном процессе планирования в организациях. Питер Лоранж, предпринявший попытку провести «обзор эмпирически обоснованных исследова­ний долговременных формальных процессов планирования при разработке кор­поративной стратегии» {Lorange,1979:226), смог процитировать в своей работе не


Школа планирования



более тридцати источников, в которых рассматривался практический опыт (при­чем большая их часть представляла из себя заочные анкетные опросы, призванные лишь продемонстрировать «окупаемость» планирования). Представители данной школы, при всей их многочисленности, выполнили весьма ограниченное число по-настоящему глубоких исследований стратегического планирования.

Мы начнем наш анализ с рассмотрения основной модели стратегического пла­нирования, а затем обсудим основные исходные положения школы планирования. После обзора ее более поздних достижений мы перейдем к критическому анализу, а также к оценке вклада школы в развитие стратегического управления.

Основная модель стратегического планирования

Нам известны сотни различных моделей стратегического планирования. В каждом учебнике, и тем более у каждой уважающей себя фирмы, специализирующейся на консультациях по вопросам стратегического планирования, имеется своя собственная модель. Но большинство из них, как правило, сводятся к одним и тем же основным идеям: берем модель ССВУ, разбиваем ее на составные части, обсуждаем каждую из них, снабжая комментарии массой методик и контрольных таблиц, затем чуть более подробно рассматриваем постановку задач, с одной стороны, и разработку бюджета и операционных планов—с другой. И, конечно же, нельзя забывать о диаграммах — чем их больше, тем более яркое впечатление мы производим на читателей или клиентов. В качестве примера на рис. 3.1 мы приводим итоговую диаграмму из книги Джорджа Стейнера «Планирование для высшего руководства» (Steiner, 1969). А теперь давайте по очереди рассмотрим основные шаги стратегического планирования.

СТАДИЯ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ. Если приверженцы школы дизайна значительное внимание уделяют проблеме ценностей, то «любимый конек» школы планирования — разработка обширных процедур, призванных разъяснять и, там где это возможно, коли­чественно представить цели организации (которые в таких случаях принято называть задачами). К сожалению, здесь наблюдается изрядная путаница. В известной книге «Стратегический менеджмент» Шендель и Хофер поднимают тему отличия «тех [мо­делей], в которых разделяются цель и задачи формулирования стратегии..., и тех, в которых они объединяются» {Schendel and Hofer, 1979:16). Как это нередко бывает, почти сразу же появились сторонники школы планирования, которые попытались от­делить цель от стратегии, тогда как приверженцы школы дизайна делают это крайне редко. Не очень воодушевляет, когда такой известный автор школы планирования, как И. Ансофф (Ansoff, 1965), выносит за рамки списка задач такие пункты, как «расшире­ние товарных линий» и «слияния», в то время как не менее известный в рамках своей школы П. Лоранж использует слово «задачи» для обозначения «стратегии»*.

Ценности, или цели, как это поспешат разъяснить вам «ученики» и «преподава­тели» школы дизайна, чересчур сложны для формализации. Возможно, именно

*«На первой стадии, т. е. в процессе постановки задач, как правило, происходит иденти­фикация важнейших альтернативных стратегий: куда или, иначе говоря, в каком страте­гическом направлении должна двигаться фирма в целом и ее подразделения» (Lorange, 1980:31).


О)


-Предпосылки-


Планирование-


_Осуществление_ и проверка


Стадии планирования


Фундаментальная

социально-экономическая

цель

организации

А

Т

Ценности

высших

менеджеров

А

Оценка

внешних и внутренних

возможностей

и проблем

Сильные и слабые

стороны компании


<-►


Стратегическое

планирование

и планы

Миссия

компании

Долгосрочные

задачи Политика Стратегии


<->


Среднесрочные програм­мирование и программы

Субзадачи Субполитика Субстратегии


<-*-


Краткосрочные

планирование

и планы

Цели/Задачи Процедуры Тактические

планы Программные

планы


•*-»


Организация

выполнения

планов


«-►


Проверка и оценка планов


 



Проверка выполнимости


 


Рис. 3.1. Модель стратегического планирования Дж. Штейнера. Источник: G. Steiner (1969:33)


ш

Го ш

со


Школа планирования



поэтому очень многие элементы так называемого стратегического планирования сводятся в конечном итоге к количественной оценке целей как средства контроля.

СТАДИЯ ВНЕШНЕГО АУДИТА. Коль скоро задачи определены, то в соответ­ствии с моделью школы дизайна наступает черед следующих двух стадий: оценки внешних и внутренних условий организации. В духе более формализованного под­хода школы планирования мы будем говорить о них как об аудите.

Главным элементом аудита внешней среды организации является ряд прогнозов о ее будущем состоянии. Приверженцы школы планирования уделяют подобным прогнозам большое внимание, поскольку в случае невозможности контроля над сре­дой невозможно и прогнозирование — а значит, планирование становится бессмыс­ленным. Девизом школы планирования стали слова «предвидеть и готовиться» (Ackoff, 1983:59). Для того чтобы учесть все мыслимые факторы внешней среды, ее привер­женцы составляли огромные таблицы, разрабатывались мириады различных мето­дов — от самых простых до самых изощренных. В более поздние годы популярность приобрела разработка различного рода сценариев, в которых делались попытки спрогнозировать возможный ход развития событий в организации. В 1980-е гг. спе­циалисты обратили свое внимание на отраслевой или конкурентный анализ, интерес к которому в значительной степени был подогрет книгой Майкла Портера «Конку­рентная стратегия» (мы рассмотрим эту работу в следующей главе).

СТАДИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА. В полном соответствии с плановым подхо­дом тщательной декомпозиции подвергались и методы изучения сильных и слабых сторон организации. Но здесь — быть может, потому что оценка отличительных особенностей неизбежно поверхностна — использование формализованных мето­дов обычно ограничивалось лишь приведением различного рода таблиц, или, по выражению М. Йелинек и Д. Амара, носило форму «корпоративной стратегии на «простынях»» (Jelinek and Amar, 1983:1).

СТАДИЯ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИИ. На этой стадии школа планирования подбирала «потерянное» на предыдущих. Процесс оценки стратегии служит задачам развития и совершенствования, и в нем используется множество методов — от простых и прове­ренных, таких, например, как самые первые варианты расчета прибыльности инвести­ций, до самых современных, таких как «оценка конкурентных стратегий», «анализ рисков», «стоимостная кривая», и многих других, связанных с расчетом «акционерной стоимости». Как следует уже из названия, большая часть этих методов имеет дело с финансовым анализом. «Формирование стоимости» превратилось в ключевой тер­мин для всего сообщества плановиков, озабоченного такими проблемами, как отноше­ние рыночной цены акции к ее бухгалтерской оценке и размеры собственного капитала компании. В основе такой позиции лежит одна важная предпосылка: основная задача компании состоит в управлении деньгами с целью приумножения их количества. На стадии оценки стратегии (как и в школе дизайна) в сознании возникает еще одно пред­положение: стратегии не вычисляются и не формируются, а чаще всего в определенный момент времени очерчиваются, когда вырисовывается даже не одна, а сразу несколько стратегий, так что впоследствии их можно оценить и выбрать наилучшую.



Глава 3


СТАДИЯ ОПЕРАЦИОН АЛ ИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ. Именно на этой стадии про­являются детали большинства моделей. Создается впечатление, что процесс плани­рования, миновав наконец-то узкое горлышко «аэродинамической трубы» форму­лирования стратегии, устремился в открытое пространство ее осуществления. На самом же деле все может быть с точностью наоборот: если процесс формулирова­ния стратегии может быть неограниченным во времени и дивергентным (что пред­полагает творческий полет воображения), то процесс осуществления лимитирован во времени и конвергентен (для того, чтобы подвергнуть новые стратегии давлению операционализации). Но так как школа планирования предпочитает формализа­цию, наибольшими ограничениями характеризуется как раз процесс формулиро­вания стратегий, тогда как на этапе реализации допускается определенная свобода декомпозиции, совершенствования и рационализации, повсеместное ослабление иерархии. Отсюда следует неизбежная ассоциация планирования с контролем.

Декомпозиция, вне всякого сомнения, — важнеший момент данной стадии. Как утверждал Дж. Стейнер, «успешная реализация любой стратегии предполагает ее раз­биение на субстратегии» (Steiner, 1979:177). Операциоиализация стратегий влечет за собой установку целого ряда иерархий, что предполагает наличие различных уров­ней с разными временными перспективами. На вершине пирамиды — всесторонние долгосрочные стратегические планы (как правило, пятилетние), под ними — средне­срочные планы, а еще ниже — краткосрочные (годовые) операционные планы. Парал­лельно иерархии планирования существует иерархия задач, иерархия бюджетов, иерархия подстратегий (корпоративных, коммерческих и функциональных, ко­торые в рамках данной школы рассматриваются не как перспективы, а, скорее, как позиции) и иерархия программ действий.

И наконец, все названные виды работ — задачи, бюджеты, стратегии, программы — сводятся в систему операционых планов, которую иногда называют «мастер-планом». Очевидно, что вся эта система может разрастись до невероятных размеров (см. рис. 3.2, на котором представлена широко известная «система планов» Стэнфордского иссле­довательского института).

Все усилия, связанные с операционализацией, называются планированием, но, как мы уже отмечали выше, на самом деле они, скорее, относятся к контролю. Лю­бой бюджет, задачи второго уровня, операционные планы и программы действий привязываются к определенной структурной единице организации — подразделе­нию, отделу, отрасли или индивиду — и определяются для них как установочные.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА В ЦЕЛОМ. Программирование распрост­раняется не только на определенные шаги стратегического процесса, но и его вре­менной распорядок. В работе Дж. Штейнера в качестве первоначального шага реализации модели стратегического планирования предлагается «планирование планирования» {Steiner, 1979). На рис. 3.3 схематически представлен реальный процесс планирования компании General Electric (1880 г.), организация страте­гического процесса в которой рассматривалась в то время как одна из образцовых. Ежегодный цикл планирования начинался 3 января и заканчивался 6 декабря. «К середине июня руководство компании готовило завершающий отчет по кор­поративной стратегии и достижению намеченных целей» {Lorange and Vancil, 1977:31).


Школа планирования



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЛАН РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИИ


ЮРИСДИКЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ КОРПОРАЦИИ


Штриховые

линии

обозначают

множество

полуавтономных

подразделений


План дивестиций

(реализации

собственности

корпорации)

План диверсификации

План слияний и поглощений

Решение

о диверсификации

на основе

исследования

и развития

±±£ _

План исследований и разработок

(ИИР)


Основной

исследовательский

план

План по ИИР продукции

План по ИИР рынка


ЮРИСДИКЦИЯ

ОПЕРАЦИОННОГО

МЕНЕДЖМЕНТА


Финансовый план ИИР

Административный план ИИР


 


ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН

Планы реализации проектов


 

 

 

 

 

 

  Производственный план  
   
     
  Маркетинговый план  
   
     
  Финансовый план  
   
Административный план  
   

Рис. 3.2. «Система планов» Стэнфордского исследовательского института

Источник: Stewart (1963м)

В 11 часов 14 июня собравшиеся за круглым столом руководители корпорации знакомились с общей картиной, после чего с особым рвением приступали к завер­шающему этапу разработки стратегических планов.

«Рассортировка» иерархий

Объединение рассмотренных нами элементов позволяет получить всеобъемлющую модель стратегического планирования. Но годится ли такая модель для чего-либо, кро-


Г'Поративныи

план развития


Долгосрочный экономический прогноз


План

международной

интеграции


Черновой

корпоративный

план


Официально одобренные

план корпорации

и планирование

особо сложных задач


 


(январь, 30)


(октябрь, 18)


(ноябрь, 14)


(декабрь, 6)


 


                       
         
     
 
 

Кратко­срочные цели

План развития сектора


Общее

собрание

менеджеров

корпорации

(3-5 января) 4

Развитие стратегии


Анализ

перспектив

«эрпораци^

(25 июня)


Анализ

стратегии

сектора

(9-16 июля)


 

Анализ ресурсов корпорации Анализ бюджета сектора Анализ бюджета корпорации

(1 августа)

(24 октября) (5-7 ноября) (3 декабря)

Планирование

особо сложных

задач

___ i_*

Распределение ресурсов


 


Анализ сложных проблем планирования


Итоговые бюджеты


 


План развития стратегической бизнес-единицы_ (СБЕ)


Развитие стратегии


Распределение ресурсов/бюджетирование


Рис. 3.3. Ежегодный цикл планирования в компании General Electric Источник: Rothschild (1980:13).


Школа планирования



ме как для собственной декомпозиции? На рис. 3.4 представлены ее основные состав­ные части, четыре уровня иерархии — задачи, бюджеты, стратегии и программы. Жир­ная линия посередине таблицы знаменует собой «великое разделение» планирования.

На одной стороне оказываются стратегии и программы под общим заголовком планирование действий, которые касаются решений, принятых до того, как разви­тие событий начинает зависеть от действий организации. По другую сторону — задачи и бюджеты, все вместе озаглавленные как контроль над исполнением, по­скольку их целью является выяснение результатов действий post factum.

В полностью разработанной модели задачи обусловливают формулировку стра­тегии, которая, в свою очередь, «порождает» программы, пе только оказывающие определяющее воздействие на бюджет, но и впоследствии являющиеся одним из средств контроля над его исполнением. Такие двунаправленные воздействия имеют место по обе стороны разделительной черты. Прекрасная модель! Но напрашивается вопрос: кому, где и когда в действительности удавалось установить подобные связи?


КОНТРОЛЬ НАД ИСПОЛНЕНИЕМ
Иерархия Иерархия

бюджетов задач


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
Иерархия Иерархия

стратегий программ


Генеральные задачи,

Заявление о планируемых доходах и т. д.
Менеджмент корпорации
Корпоративные стратегии (портфель)

(к примеру показатель

нормы возврата

инвестиций (ЯО/)

II
1МГ

II

Заявления о доходе подразделений, фондовых потоках и т. д. Ш1 Функциональные бюджеты и операционные планы
Бизнес-менеджмент
Бизнес-стратегии Программы бизнеса(позиции) по капиталу

Субзадачи (т. е. показатели роста, прибыли)

III
ТУТТ Функциональные стратегии

ИИ

Программы по капиталу и операционные программы ИИ Программы по капиталу и операционые программы
Суб-субзадачи (т. е. валовой доход, затраты) дат Суб-суб-субзадачи (т. е. целевые

Функциона­льный менеджмент

дат

Операционный Бюджеты мвнрпжмент субъединиц

^ и операционные продажи продукции

ООООООООООС

Предпринимаемые организацией действия

Рис. 3.4. Четыре уровня иерархии планирования Источник: Mintzberg, 1994.



Глава 3


Грубо говоря, не сводится ли «стратегическое планирование» к обычному «жонгли­рованию цифрами» на «стороне исполнения», а экономический анализ намечаемых капиталовложений к принятию решений ad hoc на «стороне действий»?

Исходные положения школы планирования

Школа планирования признает многие исходные положения школы дизайна (пожа­луй, на все 150 %). Но именно в этом и заключается разница. Во-первых, несмотря на всю схожесть принятых моделей, школа планирования рассматривает практическую реализацию модели предельно формально — почти на грани автоматизма. Простая неформальная модель школы дизайна, таким образом, превращается здесь в строго определенную последовательность шагов.

В основе всех действий лежит механическое по своей сути допущение: поработай, как предписано, с каждой из составных частей, затем собери их по инструкции — и вот он результат — корпоративная стратегия. Короче говоря, анализ обеспечивает синтез. В своем исследовании по стратегическому планированию в компании Texas Instruments М. Йелинек (Jelinec, 1979) провела параллель между современным программировани­ем стратегии и практикой Фредерика Тейлора и его «экспертов по эффективности» — и те, и другие работали под лозунгом: «инновации» могут быть «институционализиро­ваны».

Что же касается исходного положения о том, что высшее руководство компании должно оставаться главным «архитектором» стратегии, оно, в принципе, остается в силе. Нона практике на долю такого архитектора выпадает, скорее всего, лишь одобрение, но никак не «выстраивание» стратегий. Именно поэтому вместе с планированием появил­ся и плановик — с точки зрения школы планирования центральная фигура страте­гического процесса. В одной из публикаций плановиков призывали «задействовать высшее руководство только в ключевых моментах» (к примеру, в сталелитейной ком­пании — всего четыре дня в году!) (Pennington, 1972:3).

Акцент на декомпозиции и формализации означает, что основное внимание плано­виков направлено на операционные виды деятельности — и в первую очередь на состав­ление расписаний, программ и бюджетов. И напротив, практически ничего не говорит­ся о действительном процессе построения стратегий. Как следствие, стратегическое планирование сводится просто к «игре цифр» при контроле за исполнением — что, согласитесь, имеет мало рбщего со стратегией.

А теперь коротко еще раз перечислим исходные положения школы планирова­ния:

1. Стратегии есть результат контролируемого, осознанного процесса формаль­ного планирования, разбиваемого на отдельные шаги, схематически изобра­женные в виде контрольных таблиц и поддерживаемые соответствующими методами.

2. Ответственность за принципиальную сторону всего стратегического процесса возлагается на высшее руководство компании; ответственность же эа практи­ческую сторону ложится на плечи кадровых плановиков.

3. При завершении процесса стратегии предстают перед нами полностью гото­выми, когда мы четко видим их практические приложения.


Школа планирования



Последние достижения школы планирования

Большая часть публикаций школы планирования по-преимуществу вращается вокруг рассмотренных выше моделей. Однако в последнее время появились работы, которые, в целом находясь в русле прежних предпосылок, в большей степени ориентированы на практические приложения. Мы кратко проанализируем здесь два таких новых подхода — сценарное планирование и стратегический контроль, а также приведем не­сколько обзорных замечаний одного из авторов этой книги о роли плановиков. (Дру­гие результаты, касающиеся акционерного планирования и культурного планирова­ния, обсудим позже, при анализе школы власти и школы культуры соответственно.)

СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Сценарии — один из важнейших инструмен­тов планирования, позаимствованный, по выражению М. Портера {Potter, 1985:481), из «стратегического арсенала». В его основе лежит следующее предположение: пусть мы неспособны предсказать будущее, но умозрительное рассмотрение различных вариантов развития событий означает, что мы открываем разум всему новому — быть может, его посетит и правильное решение.

Особый интерес к данному инструменту вызвало появление статьи Пьера Вака (Wack, 1985), в которой рассказывалось о практике построения различных сценариев в компании Royal Dutch Shell, плановикам которой удалось предсказать характер (если не точное время) известного драматического роста цен на нефть в 1973 г. П. Вак описывает всю сложность и тонкость проведенного ритуала, который основывался на суждениях, не поддающихся формальному анализу и, по словам автора, базировался «в меньшей степени на цифрах, в большей — на внутреннем озарении» (84).

Плановики всегда так или иначе ограничены во времени, поэтому они нуждаются в достаточном количестве перекрывающих собою все мыслимые варианты сценари­ев (необходимо быть готовыми к любому непредвиденному развитию событий). Но в то же время число подобных сценариев должно быть ограничено, иначе с ними было бы просто невозможно работать. Но тут встает вопрос, а что вообще делать с этими сценариями? На что делать ставку: на сценарии более вероятные, более выгодные, более защищенные, более гибкие или уже имевшие прецеденты (Porter, 1985)? Возникает еще одна проблема, которой П. Вак уделяет много внимания: как убедить менеджеров действовать в соответствии с представляющимся наилуч­шим сценарием? Изменение мировоззрения менеджеров — задача гораздо более трудная, чем само построение сценариев (Wack, 1985:84). Но она стоит затраченных усилий:

Изменение окружающего мира предполагает соответствующие перемены в отношении к нему менеджеров. В противном случае децентрализованное принятие стратегических решений будет лишь «подбрасывть» поленья в «пожар» анархии. Сценарии отражают общий взгляд на новые реалии всех частей организации (89).

Сценарии также раскрывают новые перспективы, так что подобный мысленный эксперимент может рассматриваться как стимулирование творческой активности — даже в тех случаях, когда ни один из сценариев не «ложится» в полной мере на ситуа­цию. В этом отношении построение сценариев представляет собой звездный час плано­виков, оказываясь даже более значимым, чем планирование как таковое, поскольку



Глава 3


намерение состоит, скорее, не в формализации процесса создания стратегии, а в усо­вершенствовании того, что менеджеры со всем этим делают.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ. Возрастает интерес приверженцев школы к проблемам стратегического контроля. Наиболее очевидное звено здесь — конт­роль непосредственно за стратегией, смысл которого состоит в поддержании посто­янной нацеленности организации на выполнение стратегических задач — то, что Роберт Саймоне {Simons, 1988:2) назвал «кибернетическим подходом». В самом деле, значительная часть того, что называется стратегическим планированием, по нашему мнению, представляет собой именно стратегический контроль. Кроме того, словосочетание «стратегический контроль» можно рассматривать в значении пере­смотра и принятия предложенных стратегий.

Именно так трактуют в книге «Стратегии и стили: роль центра в управлении раз­ветвленными корпорациями» термин «стратегический контроль» ее авторы, М. Гулд и Э. Кэмпбелл (Goold and Campbell, 1987), — как один из трех стилей создания страте­гий, пригодный для управления многоплановыми разветвленными компаниями:

1. Стратегическое планирование. Руководящий состав участвует в принятии большого числа стратегических решений, относящихся к деятельности того или иного подразделения (во имя процветания корпорации в целом). Этот стиль в наибольшей степени согласуется с позицией школы планирования, когда центр выступает как организатор плановой деятельности, включающей в себя тщательный анализ ситуации, осуществление общей координации и распределения ресурсов.

2. Финансовый контроль. Данный стиль характеризуется минимальным учас­тием центра или высшего руководства корпорации в формировании страте­гии. Ответственность за все действия в рамках корпорации возлагается на подразделения. Задача центра — принципиальный общий контроль через краткосрочные бюджеты.

3. Стратегический контроль. Это некий гибрид, предполагающий как достаточ­ную автономию подразделений, так и соблюдение интересов корпорации в це­лом. Ответственность за стратегию ложится на подразделения, но предложен­ные стратегии должны быть одобрены центральным руководством. Центр «просматривает планы, оценивая их логичность, их слабые и сильные стороны и уровень стратегического мышления своих подчиненных» (74). Коль скоро центральное руководство одобряет предложенные план и бюджет (финансо­вые показатели задаются в ходе отдельного процесса бюджетирования), оно же и отслеживает порядок выполнения намеченного, сопоставляя сделанное с таки­ми стратегическими вехами, как доля рынка и бюджетные показатели (75).

Позже, в 1994 г., в развитие темы многопрофильных стратегий, М. Гулд, Э. Кэмпбелл и М. Александер предложили рассматривать их через призму метафоры «воспитания» {Goold, Campbell and Alexander, 199'4): члены семьи исполняют различные роли, одни — родителей (центральное руководство корпорации), другие — детей (от­дельные подразделения). Безусловно, эту метафору можно с легкостью расшифро­вать: она содержит в себе очевидный подтекст, касающийся контроля за подразде­лениями со стороны центра.


Школа планирования



«Родители» должны соблюдать баланс между советами и поощрениями, с одной сторо­ны, и контролем и дисциплиной — с другой. Им приходится мириться с той истиной, что подразделения («дети»), взрослея, меняются, а потому не исключено, что безоблач­ные отношения с течением времени должны будут подвергнуться пересмотру. Подраз­деления («дети») хотят знать, как к ним относятся родители, что такое хорошо и что такое плохо... «Родители» играют важную роль при формировании климата в «семье», в котором дружественные отношения между подразделениями («детьми») поощряют­ся, а взаимный антагонизм — осуждается (47).

Но М. Гулд и Дж. Куинн сообщают, что «на практике... очень немногие компании... занимаются формальными и имплицитными измерениями стратегического контро­ля [отслеживая ход стратегического процесса и контролируя осуществление страте­гических планов] и вводят его в свои системы контроля» (Goold and Quinn, 1990:43). Авторы высказываются в пользу «более широкой концепции стратегического конт­роля, в которой рассогласование между запланированными и реально имевшими место событиями ведет не только к изменению характера действий, но и к пересмот­ру лежащих в основе плана в целом базовых предпосылок» (46). Обследование более 200 крупнейших британских компаний «показало, что лишь немногие из них (11%) претендуют на использование систем стратегического контроля того типа», который авторы называют «вполне зрелым» (47).

Да, потребность в успешном осуществлении намеченных стратегий очевидна, ибо только так мы можем убедиться в их действенности в реальных условиях. Но как быть с теми стратегиями, которые никак не отнесешь к числу заранее разрабо­танных (так называемые спонтанные стратегии)?

В этих случаях масштабы стратегического контроля значительно расширяются и выходят за пределы стратегического планирования. Предначертанность отнюдь не является обязательным условием высокой эффективности стратегии. Как сле­дует из приведенной на рис. 3.5 матрицы, осуществление многих заранее планируе-


Да
Успешной ли оказалась реализованная стратегия?
Нет

Была ли реализованная стратегия предначертанной?
Да Нет

Запланированный успех (триумф рациональности) Спонтанный успех (триумф обучения)
Провал заранее намеченного подхода (действуют, но не эффективны) Полный провал (попробуйте еще раз)

Рис. 3.5. Расширение границ стратегического контроля Источник: Mintzberg (1994:360).



Глава 3


мых стратегий приводит к катастрофе. В конечном счете решающая роль принадле­жит не организации планирования, а реальному поведению организации.

Наиболее последовательно данный подход проводится в одной из недавних книг Р. Саймонса, в которой автор определяет системы контроля менеджмента как «формальные, основанные на информации шаблонные процедуры, используемые менеджментом для сохранения неизменными схем организационной деятельности, или, напротив, их видоизменения» (Simons, 1995:5). Автор рассматривает четыре уровня контроля: системы убеждений, предназначенные для «формирования цен­ностей, постановки цели и задания курса деятельности организации» (34), системы ограничения, устанавливающие пределы дозволяемой деятельности, системы диаг­ностического контроля, близкие к традиционным системам обратной связи, пред­назначенным «для гарантированного достижения поставленных целей» (59), к «сред­ствам реализации стратегии» (90), и системы интерактивного контроля.

Несмотря на, казалось бы, повсеместное распространение диагностических сис­тем контроля, Р. Саймоне утверждает, что менеджеры обычно уделяют им недоста­точное внимание, в большей степени концентрируясь на интерактивных системах контроля. В отличие от диагностических, интерактивные системы контроля «сти­мулируют исследования и обучение, создают благоприятные возможности для по­явления новых стратегий — через ответные реакции организации на возникающие благоприятные возможности и опасности» (91). Старшие менеджеры склонны вы­бирать интерактивную систему контроля, чтобы «с


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.023 с.)