Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешний контроль со стороны организацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В своей пионерской работе «Внешний контроль над организациями» Дж. Пфеф-фер и Г. Салансик набросали «эскиз» теории макровласти (которую было бы точнее назвать, пожалуй, «внеиппгм контролем со стороны организаций»). Авторы утверждают, что организации «могут адаптироваться в соответствии с требованиями внешней среды или... могут попытаться изменить окружение так, чтобы уже оно соответствовало их способностям» (Pfeffer arid Salancik, 1978:106). Первого взгляда придерживается школа внешней среды, второго — школа макровласти. Позиция последней состоит в акцепте на активные воздействия или переговоры с субъектами внешнего окружения. Такая постановка вопроса позволяет Дж. Пфефферу и Г. Салансику перейти к описанию тех способов, при помощи которых организация может осуществлять ясные, осознанные стратегии политического характера. Действительно, значительная часть обсуждаемых ими стратегий никак не менее генерическая, чем стратегии школы позиционирования. А в некоторых случаях они просто совпадают! Например, если слияние рассматривается школой позиционирования как экономическая стратегия, здесь оно считается политическим инструментом, реализующим политические цели — власть и контроль. У. Мултон и Г. Томас обсуждают как преднамеренную стратегию даже банкротство (Moulton and Thomas, 1978). Различия школ состоят в том, кого и как Дж. Пфеффер и Г. Салансик включают в сопоставимый с точкой зрения М. Портера и других авторов школы позиционирования внешний контекст организаций. Так, они «объединяют» заинтересованные Глава 8 группы компании и ее акционеров, а термин «рынок» заменяют термином «внешняя среда». Таким образом, число действующих лиц и сил на «горизонте» организации существенно возрастает. Дж. Пфеффер и Г. Салаисик полагают, что традиционная картина рынка как открытой «арены», на которой, по выражению М. Портера, организации «не стесняются в борьбе за свои позиции», в развитых экономиках вытесняется организационными, регулятивными и профессиональными системами, связанными между собой достаточно сложными отношениями. В данных обстоятельствах первоочередной организационной проблемой становится: ...управление обменом и взаимоотношениями с разнообразными группами, интересы которых затрагиваются действиями компании. Растущая взаимозависимость компаний определяет положение, когда организационные и межоргапизацпонные эффекты опосредуются не столько безличными силами рынка, сколько регулированием и политическими переговорами... Переговоры, политические стратегии, управление институциональными отношениями организации, — именно эти вопросы приобретают псе большее значение (Pfeffer and Salancik, 1978:94). Как следствие, организации имеют в своем распоряжении три базовые стратегии: • Решение каждой проблемы в отдельности по мере их возникновения. Данную стратегию можно трактовать как еще один вариант «последовательного внимания к целям» (Cyertand March, 1963), но теперь уже науровпе макровласти. Вместо того чтобы справиться с проблемами одним решительным усилием, организация преодолевает барьер за барьером, к примеру сначала пытается решить насущные финансовые проблемы, а затем уже предпринимает действия, направленные на укрепление рыночных позиций (96). • Руководствуясь стратегическими соображениями, организация регулирует информационные потоки. Данная стратегия позволяет ей манипулировать ожиданиями и влиять на итоговый результат. «Уровень удовлетворения или разочарования группы определяется ее ожиданиями, ее прошлыми приобретениями, а также успехами конкурирующей группы. Так, наемные работники могут отказаться от требования об увеличении заработной платы, если предприятие находится на грани банкротства, а поставщики, кредиторы и владельцы также терпят убытки. Однако если окажется, что их обманули и что собственники на самом деле тайно получают прибыли, возможем взрыв возмущения. В интересах организации сделать так, чтобы каждая группа или организация чувствовала, что она получает максимум из возможного. Конкретные же сведения о "приобретениях" той или иной группы — самая страшная тайна организации» (96). • Организация может восстанавливать одну группу против другой. Например, «требование муниципальных работников повысить заработную плату может быть противопоставлено требованиям жителей города о снижении налогов» (97). Некоторые организации стремятся к уменьшению внешних зависимостей или же по крайней мере к достижению соглашения со сторонними организациями для того, чтобы действовать в данной среде сообща. Современные стратегии предполагают адаптацию структуры и информационных систем, в то время как стратегии, направ- Школа власти ленные на сокращение зависимости и достижение контроля над внешними факторами, предполагают слияния (абсорбация внешних сил), лоббирование выгодных для себя действий правительства (например, тарифное или иного рода регулирование коммерческой деятельности) и т. д. Возможно и использование неформальных или закулисных методов. В начале XX в. довольно широкое распространение получили различные виды объединений нескольких организаций, что позволяло обратить их конкурентную взаимозависимость во взаимное же преимущество через соглашения о фиксированных ценах и разделе рынков. Впоследствии многие из этих методов были объявлены незаконными, однако большая часть их используется и поныне, хотя и в скрытой форме (что привело к тому, что они стали просто вездесущими). В целом, на одном из полюсов организационного континуума организация становится инструментом в руках внешних могущественных групп, когда ее деятельность определяется внешними по отношению к ней мотивами, например ее владельцем (Mintzberg, 1982). На противоположном полюсе группируются организации, сравнительно закрытые для внешних воздействий, — монополии, когда, к примеру, ни одна из заинтересованных групп не оказывает реального влияния. Таким образом, организация становится скорее источником, чем предметом влияния. Между полюсами находятся организации, которые испытывают на себе воздействие нескольких фокусированных групп влияния, а потому оказываются перед лицом довольно сложной, разделенной системы власти. В приводимом ранее примере с группами внутри пеницетарпого учреждения (а попросту тюрьмы) — это раскол между сотрудниками, которые рассматривают его как средство наказания, и служащими, воспринимающими его как инструмент социальной реабилитации заключенных. Или же это корпорация с концентрированным в одних руках управлением, которая сталкивается со столь же сильным профсоюзом или одним чрезвычайно влиятельным и важным клиентом. Главном задачей макровласти, конечно же, является достижение второго статуса, т. е. сравнительно высокой степени закрытости для внешних влияний. Ряд довольно популярных прикладных работ в области макровласти посвящен главным образом анализу заинтересованных групп, стратегическому маневрированию и выработке кооперативных стратегий. Ниже мы более подробно обсудим каждую из них. Сейчас же отметим, что все три концепции тесно связаны с теориями рассматривавшихся нами школ, а потому излагать их мы будем в терминах неких гибридных взглядов на стратегический процесс. Анализ заинтересованных групп Анализ поведения заинтересованных групп — это попытка совладать с политическими силами на основе рационального подхода и в определенной мере — стремление школы планирования избавиться от сопутствующей политике грязи. Некоторые из этих идей обобщаются в предложенной Р. Фрименом модели «Процесс формулирования стратегии заинтересованных групп», которую мы и приводим ниже. 1. Анализ поведения заинтересованных групп. «Первый шаг в создании стратегических программ для заинтересованных групп — анализ поведения... Мы выделяем по крайней мере три категории поведения любой из заинтересованных групп по каждому вопросу... Это актуальное, или наблюдаемое, Глава 8 поведение..., потенциальная кооперация..., которая может иметь место в будущем и которая позволит организации достичь положительных результатов в данном вопросе.., (и) конкурентная угроза..., которая генерирует помехи пли препятствует достижении) целен организации» (Freeman, 1984:131-132). 2. Объяснение поведения заинтересованных групп. «Следующая задача — логическое объяснение поведения заинтересованных групп... Ее решение предполагает, что менеджер пытается представить себя па месте их представителей, старается вжиться в эту роль...» (133). 3. Анализ коалиции. «И последний аналитический! шаг при построении стратегических программ для заинтересованных групп — попек возможных коалиций среди себе подобных» (131-135). По мнению Р. Фрпмепа, процесс формулирования стратегии для заинтересованных групп определяет четыре геперическне стратегии: наступательную (попытка повлиять на цели других групп), защитную (попыткаувязать решение спорного вопроса с уступками в других, более значимых для группы), направленную на сохранение позиции и направленную на изменение правил игры. Хотя подобный подход должен импонировать склонным к планированию индивидам, мы не можем представить себе, что менеджмент корпорации будет анализировать позиции групп, оказывающих влияние па ее деятельность, а затем в соответствии со строгой процедурой пытаться уравновесить оказываемое на них давление. Более реалистичной нам представляется концепция стратегического маневрирования. Стратегическое маневрирование Поскольку наиболее эффективным способом контроля над внешними игроками является постоянное наблюдение за их действиями, внимание многих исследователей привлекают различные способы стратегического маневрирования организаций. Такого рода усилия были стимулированы работами М. Портера (прежде всего «Конкурентной стратегией», 1980), который уделяет значительное внимание этим вопросам (вот как звучат некоторые названия глав его книг: «Рыночные сигналы», «Конкурентные шаги»). Обсуждение данных проблем, конечно, можно было бы включить и в раздел, посвященный школе позиционирования (анализ направленных па защиту рыночных позиции организации конкурентных шагов). Однако в пей они могли попросту затеряться. И не только потому, что глава эта и так слишком длинна, но и в силу ее направленности. К. Клаузевиц писал о том, что «война — это продолжение политики другими средствами». Задача политики состоит в том, чтобы добиться определенных результатов без деструктивной физической конфронтации. Перечисляемые М. Портером меры и контрмеры адресованы преимущественно фирмам, которые закрепились па выгодных для них позициях и стремятся к сохранению равновесия, из которого они нзвлекаютзначптельпые выгоды. Маневрирование используется для того, чтобы подать соперникам сигнал о том, что «худой мир лучше доброй ссоры». Такова обратная сторона дипломатии: сочетание угроз и посулов, и псе для того, чтобы добиться желаемого. Щкола власти Соответственно стратегия здесь более хитроумие, чем позиция, причем предпринимаемые действия (ложные выпады и другие ходы, зачастую ориентированные па обман конкурентов, введение их в заблуждение) направлены против установленных в прошлом оспой порядка. В посвященной данной проблеме литературе часто рассматриваются ситуации, когда компании начинают «подавлять соперников своим авторитетом>>. М. Портер в своих работах не использует термин «политика», однако, несмотря па то что те или иные действия могут иметь и экономические мотивы, они, вне всяких сомнении, родом из политического арсенала (т. е. мы имеем дело с политической стороной позиционирования). Но процесс создания стратегий имеет ряд особенностей, которые, к сожалению, не рассматриваются ни в других разделах школы позиционирования, ни в работах М. Портера. Если в рамках школы позиционирования акцепт делается на систематическом анализе, получении научных данных, тщательной разработке стратегии, то здесь успех в большей степени зависит от непосредственных впечатлений, быстроты реакции и хорошего чутья, прогнозирования будущих действий конкурентов. Вот почему мы рассматриваем этот материал в данном разделе. Стратегическое маневрирование и в самом деле может затеряться в школе позиционирования! По это отнюдь не означает, что стратегическое маневрирование не может иногда рядиться в одежды анализа. Обратите внимание на слова М. Портера по поводу тех шагов, которые, по его мнению, доступны фирме в ситуации олигополии (см. вставку «М. Портер о стратегических маневрах»), А затем спросите себя, способна ли фирма реально осуществить столь подробно расписанные ходы. Аналогичные проблемы стратегического маневрирования (возможно, несколько более агрессивного) анализировал и основатель Бостонской консультационной группы Б. Хепдерсоп, Исследователь акцентировал внимание иа двух моментах: «Во-первых, руководство компании должно вынудить каждого из конкурентов немедленно отказаться от приложения максимальных усилий по привлечению клиентов и получению прибылен. Во-вторых, такое принуждение основывается не столько на применении аналитических методов и дедукции, сколько на эмоциональных и интуитивных факторах» (Henderson, 1979:27). С другой стороны, предлагаемые Б. Хендерсопом правила разумного кошеурентиого маневрирования в значительной мере опираются па аналитические методы: 1. Вы должны, насколько это возможно, знать ставки готового к столкновению конкурента. Особенно важно не то, что теряете пли приобретаете вы, но то, что теряет или приобретает ваш конкурент, поскольку именно это является фактором, определяющим его склонность к компромиссу. 2. Чем меньше конкурент знает о ваших ставках, тем меньше у пего преимуществ. В огсу гствин точки отсчета он не имеет возможности определить вероятные пределы вашего рационального поведения. 3. Для того чтобы получить преимущество при переговорах с конкурентом, совершенно необходимо знать его характер, ценности, мотивы п привычный образ действии. 4. Чем более случайный характер будут носить ваши требования, тем сравнительно сильнее будет ваша позиция — при условии, что это не вызывает у конкурента эмоциональной реакции. Глава8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.215 (0.012 с.) |