Спонтанное появление политических стратегий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спонтанное появление политических стратегий



Новые заранее планируемые стратегии не являются непосредственным руковод­ством к действию, они всего лишь сигнализируют об изменении конфигурации власти. Чем более значительна стратегия и чем более децентрализовано управле­ние организацией, тем более вероятно, что подобные стратегии будут сопровож­даться политическими маневрами, что существенно затрудняет выработку орга­низацией плана действий вообще.



Глава 8


Появление заранее планируемой стратегии означает коллективное осознание имеющегося намерения всеми членами организации. Но как такое возможно, если восприятие ситуации и интересы участников скорее оспариваются, чем разделя­ются? Что же касается спонтанных стратегий, то как можно говорить о последова­тельности действий, если выработка стратегии зависит от множества случайных поворотов н изгибов процесса поиска компромиссов? Интересную интепретацию данной ситуации дают Р. Кайерт и Дж. Марч, предложившие понятие «последо­вательного внимания к целям»:

Конфликт между различными целями довольно часто разрешается и форме их ранжи­рования во времени. Как политические организации, которых постоянно толкают то вправо, то влево, выходят из положения тем, что в зависимости от ситуации и колеб­лются то вправо, то влево, точно так же и коммерческие фирмы разрешают конфликт между требованиями «расширять производство» и «заботиться о клиенте» тем, что одновременно делают то одно, то другое (СуеП and March, 1963:118).

Иными словами, получается, что организации могут принимать решения, но пе способны разрабатывать стратегии.

Тем не менее, но нашему глубокому убеждению, стратегии могут и должны воз­никать и развиваться, и происходит это в ходе политического процесса. Иногда даже одно-единственное найденное политическими средствами решение может послу­жить прецедентом и основой для схемы деятельности. Например, отдел продаж ре­шает свою проблему посредством предоставления скидок одному определенному покупателю. Следующим шагом, как и следовало ожидать, будет общее снижение цеп (что напоминает открывающий возможности разработки стратегии метод «ноги в дверях») (см. гл. 7). Или же некоторые группы, официально не входящие в состав руководства, могут оказаться в достаточной мере влиятельными, чтобы навязать свою волю организации в целом. Например, от способностей группы исследователей в фармацевтической компании найти еще одну загадочную молекулу зависит буду­щее всей организации. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда по поводу стратегических перемен сталкиваются два соперничающих лагеря, к примеру «мла­дотурки», выступающие за внедрение новых технологий, и сопротивляющаяся им «старая гвардия». Те, кому удается одержать верх, и устанавливают свою стратегию.

Складывается впечатление, что возникающие в ходе политического процесса стратегии носят скорее спонтанный, нежели предначертанный характер, и форму­лируются скорее в терминах позиций, нежели перспектив. Выработка стратегии по­литическими методами обычно предполагает приближение к ней шаг за шагом в про­цессе переговоров и компромиссов или что-то в этом роде. Отдельные участники могут иметь и какие-то свои, вполне определенные и осознанные намерения, однако общий результат (для организации) выглядит непреднамеренным, хотя для каждо­го из се членов с занимаемых ими позиций это может быть и не очень заметно. Более того, если спонтанное возникновение стратегических позиций еще как-то можно себе представить (сопутствующие цели последовательны и каждая группировка имеет по этому поводу свою позицию), то выработка единой интегрированной, раз­деляемой всеми членами организации участниками стратегии в ходе политического процесса выглядит крайне маловероятной. И тем не менее даже в таких обстоятель­ствах недостатка в стратегиях не наблюдается.


Школа власти



Достоинства политики

Но до того как мы начнем дегустировать «мед», рассмотрим неблагоприятное воз­действие политических «игр» на организации. Политические методы часто связа­ны с распрями и конфликтами, которые приводят к аберрациям, ведь поддержка устаревших центров власти или создание новых, еще не имеющих оснований для руководства, требует огромного количества энергии. Следствием подобных абер­раций может быть паралич системы, поскольку предназначение любой коммер­ческой фирмы в конечном итоге — производство товаров и услуг, а не политиче­ских интриг и конфликтов.

Остановимся более подробно на анализе функциональной роли политических методов. Практически в каждой организации имеются три легитимные, т. е. офици­ально признанные, системы: формальное руководство, укоренившаяся культура и сертифицированная экспертиза. Но в определенных ситуациях используемые ими средства направлены на достижение нелегитимиых целей (например, сопротивление назревшим переменам). В тоже время четвертая система — политика, средства кото­рой нельзя назвать в полной мере легитимными (в соответствии с нашим определе­нием), может использоваться для реализации однозначно законных задач. (Особен­но хорошо это заметно в играх в «свистульки» и «младотурки», когда политическое давление направлено на коррекцию неэффективного поведения официального ру­ководства.) Рассмотрим более тщательно четыре конкретных момента.

Во-первых, политика как система влияния может действовать на манер дар­виновского отбора, обеспечивая занятие лидерских позиций наиболее сильными чле­нами организации. Официальное руководство покровительствует единственной командной цепочке, что позволяет слабым лидерам подавлять сильных подчинен­ных. Политические игры, с другой стороны, способствуют формированию альтер­нативных каналов информации и влияния, как это происходит в игре «спонсор», когда оказывается возможным перескочить через голову слабого начальника. Бо­лее того, поскольку эффективные лидеры рвутся к власти, они получают возмож­ность продемонстрировать в «игре» свой потенциал. Игроки второго состава мо­гут удовлетвориться просто потасовкой, по лишь настоящим звездам (лидерам) позволено заявлять претензии на власть. Политические игры не только способ­ствуют идентификации таких лидеров, но и помогают вывести их на не отличаю­щихся мощью соперников.

Во-вторых, при использованииполитическихметодов, как правило, обсуждаются все существенные стороны проблемы, в то время как прочие системы влияния могут оказывать поддержку лишь какой-то одной из сторон. Получающее информацию по бюрократической цепочке официальное руководство склонно серьезно рассматри­вать лишь одну точку зрения, а именно ту, которой оно покровительствует. Точно так же действует и сильная культура, интерпретирующая любую ситуацию в терми­нах господствующей системы убеждений. Признанные же эксперты могут быть дос­таточно восприимчивы к новым идеям, особенно если последние появляются после прохождения ими переподготовки. Политические же игры, в которых индивиды отстаивают свое собственное мнение, способствуют тому, что при обсуждении лю­бой проблемы будут услышаны все голоса. Под атаками оппонентов каждый такой голос, вне зависимости от того чьи интересы он выражает, вынужден обосновывать



Глава 8


свою позицию потребностями организации в целом. Вот как комментирует подоб­ную ситуацию автор увлекательной книги «Инструкция для молодых политиков от науки»:

Все работы распадаются на два класса: Моя работа и Твоя работа. Моя работа вдохнов­ляется исключительно общественными интересами, что — так уж получается (часто, к моему сожалению) — требует продвижения вперед моего друга илн (к еще большему моему сожалению) меня самого. Твоя работа — это не более чем сторонние интриги, связанные со стремлением обеспечить тепленькими местечками тебя и твоих прияте­лей, и все это, конечно же, в ущерб общественным интересам (Cornford, 1993:39).

В-третьих, политические методы позволяют стимулировать назревшие пере­мены, которые могут блокироваться легитимными системами влияния. Сосредо­точение власти возрастает согласно иерархии, причем часто она оказывается в ру­ках тех же людей, которые ответственны за нынешнюю стратегию. Экспертная система также концентрирует власть в руках старших экспертов, тогда как носи­телями новых методов и навыков нередко выступают младшие эксперты. Анало­гичным образом культура имеет свои истоки в прошлом, в традиции, а потому может служить препятствием на пути перемен. Перед лицом подобного сопротив­ления политические методы могут выступать как своего рода подталкивающая к необходимым переменам «тайная невидимая рука».

В-четвертых, политические методы могут облегчить осуществление перемен. Для того чтобы добиться одобрения своих решений, старшие менеджеры, напри­мер, часто прибегают к помощи политических средств, заключая разного рода аль­янсы (см. гл. 7). Таким образом, политические методы могут раздражать нас, но в то же время они оказываются весьма полезными (см. конкретные советы во встав­ке «Политические методы принятия стратегий»).

Макровласть

Понятие «микровласти» характеризует взаимоотношения между индивидами и группами внутри организации. Напротив, «макровласть» имеет дело с взаимосвя­зями между организацией и внешней средой. Организации постоянно взаимодей­ствуют с поставщиками и покупателями, профсоюзами и конкурентами, банкира­ми-инвесторами и правительственными чиновниками, не говоря уже о постоянно

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЙ

(из: Macmillan and Guth, 1985:247-253)

А. Выявляйте политические реалии и управляйте ими

Такая политическая организационная деятельность, как образование коали­ций, является естественным и спонтанным результатом конкурентных требо­ваний, касающихся распределения ресурсов и исходящих как извне, так и изнутри системы... В своей работе Дж. Боуер анализирует ситуацию, когда коалиция менеджеров одного из подразделений компании, занижая объемы заказов запасных частей, без санкции руководства фактически ввела в строй


Школа власти



новое производство (Bower, 1970). Мотив? Они были уверены, что для поддер­жания позиции фирмы на региональном рынке требовались дополнительные мощности. Однако менеджеры были также уверены, что при прохождении предложения по официальным каналам они получат отказ... Поскольку в орга­низациях так или иначе существуют те или иные коалиции, постарайтесь идентифицировать эти процессы и научиться управлять ими.

Б. Оцените значимость поддержки со стороны менеджеров среднего звена

Высшее руководство не всесильно. В той или иной степени оно зависит от менеджеров среднего звена, от их технических знаний и функциональных навыков... Если руководство организации примет решение и будет неуклон­но проводить его, не обращая внимания на отношение менеджеров среднего звена, сопротивление со стороны образуемых последними коалиций может весьма существенно снизить эффективность подобного рода действий, а то и вовсе свести их на нет... Как показывает анализ опыта японских компаний, никогда не жалейте времени на создание позитивного отношения к своим начинаниям со стороны персонала компании — это лучший вид инвестиций.

В. Учитесь использовать политические средства

...Политический инструментарий управления формировался в течение мно­гих столетий, и анализ накопленного опыта может оказаться весьма полез­ным и для руководства коммерческой организацией...

1. Эквифинальность. Как правило, примерно одни и те же результаты могут быть получены при использовании различных методов. А потому руковод­ству необходимо осознать, что достигнутый результат важнее, чем мето­ды, которыми он достигается...

2. Выполнимость. Политики очень быстро поняли, что гораздо лучше согла­ситься на удовлетворительные результаты, чем потерпеть поражение при попытке добиться «оптимальных» результатов на основе непопулярной стратегии..

3. Генерализация. Переключение внимания с частных вопросов на более общие (например, со снижения цен на повышение качества продукции) помогает развязать руки руководству компании в поисках стратегии и со­ответствующих ей политических методов, в достаточной мере эффектив­ных и одновременно способствующих пониманию персоналом задач организации...

4. Фокус на первостепенные вопросы. Концентрация внимания на первосте­пенных вопросах позволяет отвлечься от текущих нужд в пользу долгосроч­ных, а потому и более фундаментальных интересов организации. Напри­мер, автомобильная и сталелитейная промышленность, фокусируя внимание на вопросах выживания, смогли склонить профсоюзы к уступкам в области политики заработной платы.

5. Прогноз поведения коалиций. Коалиции формируются вокруг текущих ор­ганизационных проблем. Руководство компании должно быть готово к то­му, чтобы уделять больше внимания анализу текущих вопросов, выявляя потенциальных участников коалиций, [а затем идентифицируя] возмож­ные причины, по которым те или иные индивиды готовы примкнуть к ним...



Глава 8


Г. Управляйте поведением коалиций

Что может сделать руководство компании в ситуации, когда оно столкнулось (или предвидит возникновение противоречий) с коалицией, оппозиционной по отношению к выбранной им стратегии? Есть два основных пути:

1. Научиться управлять коалиционной структурой организации с целью ог­раничить влияние оппозиции...

2. Пересмотреть стратегию и/или соответствующую ей политику таким об­разом, чтобы снять конфронтацию...

В распоряжении руководства имеется несколько возможностей:

1. Управление последовательностью решения вопросов. Этот путь может вы­звать образование самых различных коалиций...

2. Выделение важнейших вопросов. Во время деловых встреч, письменных об­ращений или церемоний необходимо постоянно подчеркивать значение от­дельных вопросов, что способствует образованию более управляемой коа­лиционной структуры. Коль скоро коалиции созданы и позиции определены, тем или иным их участникам будет весьма непросто «отречься» от первона­чально заявленных точек зрения...

3. Разбиение проблем на отдельные подвопросы. Разбиение способствует уменьшению противодействия оппозиционной коалиции по той простой причине, что для ее формирования и поддержания требуются время и силы. Чем менее значителен вопрос, тем меньше найдется охотников вступать в борьбу за то или иное его решение. Быстро сменяющие друг друга мелкие вопросы также могут затруднить поддержание стабильнос­ти коалиций.

А. Предпринимайте прямые действия против оппозиционной коалиции

1. Создавайте упреждающие коалиции. Если руководство компании предви­дит возникновение оппозиционной коалиции, оно само может организо­вать «группу поддержки» своей стратегии из менеджеров среднего звена, предварительно распространив в организации соответствующую инфор­мацию. Члены упреждающей коалиции вряд ли окажутся впоследствии в рядах активно действующей оппозиционной группы...

2. Если оппозиционная коалиция уже сформировалась, создайте контркоа­лицию. Инициатива первого шага в этом случае (со всеми ее преимуще­ствами) остается на стороне оппозиции.

3. Измените положение лидеров оппозиционной коалиции в организации... Информация, относящаяся к позиции организации, и связанные с ней стандартные схемы взаимодействий могут облегчить менеджеру созда­ние коалиции и управление ею... Так, перемещая или, в особых случаях, даже понижая в должности лидера оппозиционной коалиции, можно ока­зывать существенное воздействие на его потенциальную эффективность.

4. Кооптируйте членов коалиции. Назначение членов коалиции в советы ди­ректоров, комитеты или рабочие группы приблизит их к новой информа­ции о ситуации, а новые схемы социального влияния в итоге могут приве­сти к пересмотру взглядов, приведших их в стан оппозиции.


Школа власти



5. Усильте разъяснительную работу с членами коалиции... Данный метод особенно эффективен в тех организациях, руководство которых не под­держивает тесных связей с персоналом, т. е. общается преимуществен­но с отдельными, ключевыми фигурами из числа подчиненных, которые, возможно, не слишком эффективно информируют остальных работников о предлагаемой руководством стратегии (при том, что сами эти посред­ники сочувственно к ней относятся).

6. Избавление от лидеров коалиции. Лидеры оппозиционной коалиции час­то имеют достаточно сильную мотивацию для того, чтобы не принимать предлагаемую руководством стратегию. Ведь создание и руководство де­ятельностью коалиции требуют от лидера значительных энергетических затрат... А потому устранение лидеров коалиции часто является эффек­тивным способом борьбы с ней.

В том случае если при принятии решения руководство организации одержало верх над оппозиционной коалицией, ему необходимо подготовиться к серьез­ным трудностям при осуществлении стратегии, ведь у него нет полной под­держки среди сотрудников. В определенных ситуациях целесообразно при­знать поражение и изменить стратегию.

растущем числе ориентированных на ту или иную сферу их деятельности групп давления. Стратегия в перспективе макровласти заключается, во-первых, в уме­нии отвечать запросам внешних участников игры и, во-вторых, использовать по­следних на благо организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.031 с.)