Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спонтанное появление политических стратегийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новые заранее планируемые стратегии не являются непосредственным руководством к действию, они всего лишь сигнализируют об изменении конфигурации власти. Чем более значительна стратегия и чем более децентрализовано управление организацией, тем более вероятно, что подобные стратегии будут сопровождаться политическими маневрами, что существенно затрудняет выработку организацией плана действий вообще. Глава 8 Появление заранее планируемой стратегии означает коллективное осознание имеющегося намерения всеми членами организации. Но как такое возможно, если восприятие ситуации и интересы участников скорее оспариваются, чем разделяются? Что же касается спонтанных стратегий, то как можно говорить о последовательности действий, если выработка стратегии зависит от множества случайных поворотов н изгибов процесса поиска компромиссов? Интересную интепретацию данной ситуации дают Р. Кайерт и Дж. Марч, предложившие понятие «последовательного внимания к целям»: Конфликт между различными целями довольно часто разрешается и форме их ранжирования во времени. Как политические организации, которых постоянно толкают то вправо, то влево, выходят из положения тем, что в зависимости от ситуации и колеблются то вправо, то влево, точно так же и коммерческие фирмы разрешают конфликт между требованиями «расширять производство» и «заботиться о клиенте» тем, что одновременно делают то одно, то другое (СуеП and March, 1963:118). Иными словами, получается, что организации могут принимать решения, но пе способны разрабатывать стратегии. Тем не менее, но нашему глубокому убеждению, стратегии могут и должны возникать и развиваться, и происходит это в ходе политического процесса. Иногда даже одно-единственное найденное политическими средствами решение может послужить прецедентом и основой для схемы деятельности. Например, отдел продаж решает свою проблему посредством предоставления скидок одному определенному покупателю. Следующим шагом, как и следовало ожидать, будет общее снижение цеп (что напоминает открывающий возможности разработки стратегии метод «ноги в дверях») (см. гл. 7). Или же некоторые группы, официально не входящие в состав руководства, могут оказаться в достаточной мере влиятельными, чтобы навязать свою волю организации в целом. Например, от способностей группы исследователей в фармацевтической компании найти еще одну загадочную молекулу зависит будущее всей организации. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда по поводу стратегических перемен сталкиваются два соперничающих лагеря, к примеру «младотурки», выступающие за внедрение новых технологий, и сопротивляющаяся им «старая гвардия». Те, кому удается одержать верх, и устанавливают свою стратегию. Складывается впечатление, что возникающие в ходе политического процесса стратегии носят скорее спонтанный, нежели предначертанный характер, и формулируются скорее в терминах позиций, нежели перспектив. Выработка стратегии политическими методами обычно предполагает приближение к ней шаг за шагом в процессе переговоров и компромиссов или что-то в этом роде. Отдельные участники могут иметь и какие-то свои, вполне определенные и осознанные намерения, однако общий результат (для организации) выглядит непреднамеренным, хотя для каждого из се членов с занимаемых ими позиций это может быть и не очень заметно. Более того, если спонтанное возникновение стратегических позиций еще как-то можно себе представить (сопутствующие цели последовательны и каждая группировка имеет по этому поводу свою позицию), то выработка единой интегрированной, разделяемой всеми членами организации участниками стратегии в ходе политического процесса выглядит крайне маловероятной. И тем не менее даже в таких обстоятельствах недостатка в стратегиях не наблюдается. Школа власти Достоинства политики Но до того как мы начнем дегустировать «мед», рассмотрим неблагоприятное воздействие политических «игр» на организации. Политические методы часто связаны с распрями и конфликтами, которые приводят к аберрациям, ведь поддержка устаревших центров власти или создание новых, еще не имеющих оснований для руководства, требует огромного количества энергии. Следствием подобных аберраций может быть паралич системы, поскольку предназначение любой коммерческой фирмы в конечном итоге — производство товаров и услуг, а не политических интриг и конфликтов. Остановимся более подробно на анализе функциональной роли политических методов. Практически в каждой организации имеются три легитимные, т. е. официально признанные, системы: формальное руководство, укоренившаяся культура и сертифицированная экспертиза. Но в определенных ситуациях используемые ими средства направлены на достижение нелегитимиых целей (например, сопротивление назревшим переменам). В тоже время четвертая система — политика, средства которой нельзя назвать в полной мере легитимными (в соответствии с нашим определением), может использоваться для реализации однозначно законных задач. (Особенно хорошо это заметно в играх в «свистульки» и «младотурки», когда политическое давление направлено на коррекцию неэффективного поведения официального руководства.) Рассмотрим более тщательно четыре конкретных момента. Во-первых, политика как система влияния может действовать на манер дарвиновского отбора, обеспечивая занятие лидерских позиций наиболее сильными членами организации. Официальное руководство покровительствует единственной командной цепочке, что позволяет слабым лидерам подавлять сильных подчиненных. Политические игры, с другой стороны, способствуют формированию альтернативных каналов информации и влияния, как это происходит в игре «спонсор», когда оказывается возможным перескочить через голову слабого начальника. Более того, поскольку эффективные лидеры рвутся к власти, они получают возможность продемонстрировать в «игре» свой потенциал. Игроки второго состава могут удовлетвориться просто потасовкой, по лишь настоящим звездам (лидерам) позволено заявлять претензии на власть. Политические игры не только способствуют идентификации таких лидеров, но и помогают вывести их на не отличающихся мощью соперников. Во-вторых, при использованииполитическихметодов, как правило, обсуждаются все существенные стороны проблемы, в то время как прочие системы влияния могут оказывать поддержку лишь какой-то одной из сторон. Получающее информацию по бюрократической цепочке официальное руководство склонно серьезно рассматривать лишь одну точку зрения, а именно ту, которой оно покровительствует. Точно так же действует и сильная культура, интерпретирующая любую ситуацию в терминах господствующей системы убеждений. Признанные же эксперты могут быть достаточно восприимчивы к новым идеям, особенно если последние появляются после прохождения ими переподготовки. Политические же игры, в которых индивиды отстаивают свое собственное мнение, способствуют тому, что при обсуждении любой проблемы будут услышаны все голоса. Под атаками оппонентов каждый такой голос, вне зависимости от того чьи интересы он выражает, вынужден обосновывать Глава 8 свою позицию потребностями организации в целом. Вот как комментирует подобную ситуацию автор увлекательной книги «Инструкция для молодых политиков от науки»: Все работы распадаются на два класса: Моя работа и Твоя работа. Моя работа вдохновляется исключительно общественными интересами, что — так уж получается (часто, к моему сожалению) — требует продвижения вперед моего друга илн (к еще большему моему сожалению) меня самого. Твоя работа — это не более чем сторонние интриги, связанные со стремлением обеспечить тепленькими местечками тебя и твоих приятелей, и все это, конечно же, в ущерб общественным интересам (Cornford, 1993:39). В-третьих, политические методы позволяют стимулировать назревшие перемены, которые могут блокироваться легитимными системами влияния. Сосредоточение власти возрастает согласно иерархии, причем часто она оказывается в руках тех же людей, которые ответственны за нынешнюю стратегию. Экспертная система также концентрирует власть в руках старших экспертов, тогда как носителями новых методов и навыков нередко выступают младшие эксперты. Аналогичным образом культура имеет свои истоки в прошлом, в традиции, а потому может служить препятствием на пути перемен. Перед лицом подобного сопротивления политические методы могут выступать как своего рода подталкивающая к необходимым переменам «тайная невидимая рука». В-четвертых, политические методы могут облегчить осуществление перемен. Для того чтобы добиться одобрения своих решений, старшие менеджеры, например, часто прибегают к помощи политических средств, заключая разного рода альянсы (см. гл. 7). Таким образом, политические методы могут раздражать нас, но в то же время они оказываются весьма полезными (см. конкретные советы во вставке «Политические методы принятия стратегий»). Макровласть Понятие «микровласти» характеризует взаимоотношения между индивидами и группами внутри организации. Напротив, «макровласть» имеет дело с взаимосвязями между организацией и внешней средой. Организации постоянно взаимодействуют с поставщиками и покупателями, профсоюзами и конкурентами, банкирами-инвесторами и правительственными чиновниками, не говоря уже о постоянно ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЙ (из: Macmillan and Guth, 1985:247-253) А. Выявляйте политические реалии и управляйте ими Такая политическая организационная деятельность, как образование коалиций, является естественным и спонтанным результатом конкурентных требований, касающихся распределения ресурсов и исходящих как извне, так и изнутри системы... В своей работе Дж. Боуер анализирует ситуацию, когда коалиция менеджеров одного из подразделений компании, занижая объемы заказов запасных частей, без санкции руководства фактически ввела в строй Школа власти новое производство (Bower, 1970). Мотив? Они были уверены, что для поддержания позиции фирмы на региональном рынке требовались дополнительные мощности. Однако менеджеры были также уверены, что при прохождении предложения по официальным каналам они получат отказ... Поскольку в организациях так или иначе существуют те или иные коалиции, постарайтесь идентифицировать эти процессы и научиться управлять ими. Б. Оцените значимость поддержки со стороны менеджеров среднего звена Высшее руководство не всесильно. В той или иной степени оно зависит от менеджеров среднего звена, от их технических знаний и функциональных навыков... Если руководство организации примет решение и будет неуклонно проводить его, не обращая внимания на отношение менеджеров среднего звена, сопротивление со стороны образуемых последними коалиций может весьма существенно снизить эффективность подобного рода действий, а то и вовсе свести их на нет... Как показывает анализ опыта японских компаний, никогда не жалейте времени на создание позитивного отношения к своим начинаниям со стороны персонала компании — это лучший вид инвестиций. В. Учитесь использовать политические средства ...Политический инструментарий управления формировался в течение многих столетий, и анализ накопленного опыта может оказаться весьма полезным и для руководства коммерческой организацией... 1. Эквифинальность. Как правило, примерно одни и те же результаты могут быть получены при использовании различных методов. А потому руководству необходимо осознать, что достигнутый результат важнее, чем методы, которыми он достигается... 2. Выполнимость. Политики очень быстро поняли, что гораздо лучше согласиться на удовлетворительные результаты, чем потерпеть поражение при попытке добиться «оптимальных» результатов на основе непопулярной стратегии.. 3. Генерализация. Переключение внимания с частных вопросов на более общие (например, со снижения цен на повышение качества продукции) помогает развязать руки руководству компании в поисках стратегии и соответствующих ей политических методов, в достаточной мере эффективных и одновременно способствующих пониманию персоналом задач организации... 4. Фокус на первостепенные вопросы. Концентрация внимания на первостепенных вопросах позволяет отвлечься от текущих нужд в пользу долгосрочных, а потому и более фундаментальных интересов организации. Например, автомобильная и сталелитейная промышленность, фокусируя внимание на вопросах выживания, смогли склонить профсоюзы к уступкам в области политики заработной платы. 5. Прогноз поведения коалиций. Коалиции формируются вокруг текущих организационных проблем. Руководство компании должно быть готово к тому, чтобы уделять больше внимания анализу текущих вопросов, выявляя потенциальных участников коалиций, [а затем идентифицируя] возможные причины, по которым те или иные индивиды готовы примкнуть к ним... Глава 8 Г. Управляйте поведением коалиций Что может сделать руководство компании в ситуации, когда оно столкнулось (или предвидит возникновение противоречий) с коалицией, оппозиционной по отношению к выбранной им стратегии? Есть два основных пути: 1. Научиться управлять коалиционной структурой организации с целью ограничить влияние оппозиции... 2. Пересмотреть стратегию и/или соответствующую ей политику таким образом, чтобы снять конфронтацию... В распоряжении руководства имеется несколько возможностей: 1. Управление последовательностью решения вопросов. Этот путь может вызвать образование самых различных коалиций... 2. Выделение важнейших вопросов. Во время деловых встреч, письменных обращений или церемоний необходимо постоянно подчеркивать значение отдельных вопросов, что способствует образованию более управляемой коалиционной структуры. Коль скоро коалиции созданы и позиции определены, тем или иным их участникам будет весьма непросто «отречься» от первоначально заявленных точек зрения... 3. Разбиение проблем на отдельные подвопросы. Разбиение способствует уменьшению противодействия оппозиционной коалиции по той простой причине, что для ее формирования и поддержания требуются время и силы. Чем менее значителен вопрос, тем меньше найдется охотников вступать в борьбу за то или иное его решение. Быстро сменяющие друг друга мелкие вопросы также могут затруднить поддержание стабильности коалиций. А. Предпринимайте прямые действия против оппозиционной коалиции 1. Создавайте упреждающие коалиции. Если руководство компании предвидит возникновение оппозиционной коалиции, оно само может организовать «группу поддержки» своей стратегии из менеджеров среднего звена, предварительно распространив в организации соответствующую информацию. Члены упреждающей коалиции вряд ли окажутся впоследствии в рядах активно действующей оппозиционной группы... 2. Если оппозиционная коалиция уже сформировалась, создайте контркоалицию. Инициатива первого шага в этом случае (со всеми ее преимуществами) остается на стороне оппозиции. 3. Измените положение лидеров оппозиционной коалиции в организации... Информация, относящаяся к позиции организации, и связанные с ней стандартные схемы взаимодействий могут облегчить менеджеру создание коалиции и управление ею... Так, перемещая или, в особых случаях, даже понижая в должности лидера оппозиционной коалиции, можно оказывать существенное воздействие на его потенциальную эффективность. 4. Кооптируйте членов коалиции. Назначение членов коалиции в советы директоров, комитеты или рабочие группы приблизит их к новой информации о ситуации, а новые схемы социального влияния в итоге могут привести к пересмотру взглядов, приведших их в стан оппозиции. Школа власти 5. Усильте разъяснительную работу с членами коалиции... Данный метод особенно эффективен в тех организациях, руководство которых не поддерживает тесных связей с персоналом, т. е. общается преимущественно с отдельными, ключевыми фигурами из числа подчиненных, которые, возможно, не слишком эффективно информируют остальных работников о предлагаемой руководством стратегии (при том, что сами эти посредники сочувственно к ней относятся). 6. Избавление от лидеров коалиции. Лидеры оппозиционной коалиции часто имеют достаточно сильную мотивацию для того, чтобы не принимать предлагаемую руководством стратегию. Ведь создание и руководство деятельностью коалиции требуют от лидера значительных энергетических затрат... А потому устранение лидеров коалиции часто является эффективным способом борьбы с ней. В том случае если при принятии решения руководство организации одержало верх над оппозиционной коалицией, ему необходимо подготовиться к серьезным трудностям при осуществлении стратегии, ведь у него нет полной поддержки среди сотрудников. В определенных ситуациях целесообразно признать поражение и изменить стратегию. растущем числе ориентированных на ту или иную сферу их деятельности групп давления. Стратегия в перспективе макровласти заключается, во-первых, в умении отвечать запросам внешних участников игры и, во-вторых, использовать последних на благо организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.185 (0.015 с.) |