Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегическая стабильность времен холодной войныСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Широко распространено убеждение, будто наличие ядерного оружия предотвратило тотальное военное столкновение коммунистических государств с развитыми демократиями. Насколько оно справедливо, со стопроцентной точностью сказать нельзя. Важно, однако, что стабилизирующий эффект возник не в результате появления ядерного оружия, как такового, а благодаря способности обеих военно-политических коалиций к взаимному гарантированному уничтожению. Во-первых, размеры и структура стратегических потенциалов СССР и США, а также характер коалиционных отношений в противостоящих военно-политических союзах предопределяли практически автоматическую эскалацию военного столкновения между ними — вплоть до обмена массированными ядерными ударами по территориям СССР и США. Во-вторых, первый контрсиловой удар не мог лишить сторону, ставшую его жертвой, способности нанести ответный удар, который причинил бы агрессору неприемлемый ущерб. В этих условиях единственно разумным поведением на мировой арене, которое соответствовало бы здравому смыслу и инстинкту самосохранения, становилось предотвращение прямого столкновения вооруженных сил НАТО и стран — участниц Варшавского договора. Прекращение холодной войны породило ожидания (как оказалось, иллюзорные), что значение «ядерного фактора» в международной политике будет постепенно сокращаться и в конечном итоге мир станет безъядерным. События, однако, развиваются в ином направлении. США, Франция, Великобритания и Россия сокращают свои арсеналы ядерного оружия, но ни одно из этих государств от него не отказалось и не собирается сделать это в обозримом будущем. Более того, в России многие до сих пор видят в нем главное средство обеспечения национальной безопасности. Российско-американские отношения по-прежнему отягощены взаимным ядерным сдерживанием, сложившимся в условиях конфронтации. Однако механизмы контроля за стратегическими вооружениями, поддерживавшие это сдерживание во времена холодной войны, распадаются. Модернизирует и наращивает ядерные вооружения Китай. В начале нынешнего века впервые после Карибского кризиса обозначилась реальная перспектива ядерной войны: на грани ядерного столкновения оказались Индия и Пакистан. Есть основания предполагать, что ядерное оружие может попасть (или уже попало) в руки безответственных экстремистских режимов и террористических организаций. Возникают угрозы нового типа, а эффективных политических и правовых инструментов, позволяющих их нейтрализовать, пока не найдено. По оценкам МАГАТЭ, на сегодняшний день около 30 стран имеют технологическую возможность для разработки ядерного оружия, и с развитием технологического прогресса эта цифра будет только расти. Тем не менее, в случае с государствами существуют инструменты воздействий, направленных на недопущение появления у тех или иных государств ядерного оружия. Они дали положительные результаты в случае с ядерной программой Южно-Африканской Республики, которая в конце 1980-х - начале 1990-х годов по своей воле уничтожила свой ограниченный ядерный арсенал и присоединилась к ДНЯО. На сегодняшний день ЮАР первая и единственная страна в мире, добровольно отказавшаяся от обладания ядерным оружием. Сегодня ситуация с ролью ядерного фактора во обеспечении международной стабильности значительно усложняется, т.к. речь идет о возможном получении ядерного оружия негосударственными участниками международного общения, в частности террористическими группами. Во-первых, принцип ядерного сдерживания перестает работать. Террористы могут угрожать взрывом ядерного устройства на территории какого-либо государства вслучае невыполнения их требований, а государствам, ввиду отсутствия у террористов физического «обратного адреса», просто некуда будет направлять ответный удар. Во-вторых, для радикальных экстремистских группировок ядерное устройство будет тактическим, а не стратегическим оружием. По мнению большинства экспертов, если террористические организации, особенно экстремистские, получат как доступ к ядерному оружию, так и возможность его использовать, оно, с высокой долей вероятности, будет применено. Повышение роли силового фактора в международных отношениях побудило исследователей задуматься о наличии трех факторов, способных вызвать глобальный ядерный конфликт, в том числе с участием России и США. Во-первых, нельзя исключать возможность ядерного конфликта, направленного на силовое изменение нынешнего мирового порядка и бросающего вызов существующему соотношению сил в мире. Любые международные системы, построенные на равновесии сил, рано или поздно существенно трансформируются или даже рушатся в связи с изменением этих соотношений прежде всего среди великих держав. Новая система международных отношений, образовавшаяся в начале 1990-х годов на руинах биполярного порядка, не явилась результатом крупной войны с четким разделением на победителей и побежденных. Ее контуры остаются не до конца определенными и изменяются под воздействием международных обстоятельств. Основываясь на историческом опыте, можно предположить, что перестройка современной системы будет проходить в рамках конфликтного взаимодействия различных стран, сопоставляющих свои силовые, экономические и иные потенциалы. Если мир ждет напряженная борьба за лидерство, то теоретически она может перерасти в глобальный конфликт с использованием, помимо прочего, ядерного оружия — как минимум его некоторых видов. Если ядерное оружие действительно перестанет быть крайним средством, фактором, сдерживающим глобальный конфликт, и применение тактического ядерного оружия, например, будет приравнено к использованию обычных вооружений, то мир может оказаться на пороге глобальной катастрофы. Во-вторых, в высших эшелонах власти и в России, и в США произошла смена поколений политического руководства. И В. Путин, и Б. Обама начали свои политические карьеры уже после окончания холодной войны, и поэтому «ядерное табу» и связанная с ним культура ядерной стабильности может оказаться для них лишь анахронизмом времен биполярного противостояния. В принципе, Россия значительно понизила порог применения ядерного оружия еще в конце 1990-х годов, зафиксировав в Военной доктрине: «Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия... в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях». Выход США в 2002 г. из Договора о противоракетной обороне 1972 г., неопределенность в вопросах российско-американского взаимодействия в сфере контроля над вооружениями осложняют российско-американские отношения. Другим источником тревоги является распространение сферы военной ответственности НАТО на пояс государств, пограничных с Россией, не сопровождающееся пропорциональным военно-политическим сближением НАТО с Россией. В-третьих, возможность конфликта между США и Россией может быть связана с действиями официальных и неофициальных союзников Вашингтона, направленными на провоцирование конфликта с Москвой. Обязательства США по договору НАТО, в частности по отношению к прибалтийским государствам время от времени играют провоцирующую роль. Обретя теоретическую уверенность в военных гарантиях со стороны Вашингтона, эти страны нередко совершают политические и дипломатические действия в отношении России, которые в Москве рассматривают как провоцирующие вспышки довольно ощутимых трений. Грузия и, в меньшей степени, Украина тяготеют с соответствующими поправками к воспроизводству линии прибалтийских стран. Хотя Вашингтон и Москва до сих пор ни разу не позволили третьим странам втянуть себя в широкомасштабное противостояние, подобныйсценарий в современных условиях нельзя считать невероятным. №16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.007 с.) |