Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарубежная культура после второй мировой войны↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные тенденции развития культуры после второй мировой войны связаны с техническим развитием. Война дала толчок к развитию новых технологий, которые после войны естественно стали внедряться в мирную промышленность. Вследствие этого предметы довоенной роскоши (радио, телефон, проигрыватель, фотоаппарат) стали относительно общедоступны (новые технологии их производства удешевили их себестоимость). Появился новый дешевый вид транспорта на основе моторов с легких военных самолетов — мотороллер. Даже автомобиль пытаются сделать доступным для каждой семьи «среднего класса». Относительная дешевизна определенного минимума материальных благ стала необходимой предпосылкой независимости молодежи, что выразилось в появлении ярко выраженной молодежной культуры. Этот процесс происходил параллельно с формированием массовой культуры, вызванным следующими факторами: - развитие радио (позднее телевидения), массовый выпуск недорогих транзисторных радиоприемников; - развитие киноиндустрии и общедоступных по цене кинотеатров; - техническое совершенствование полиграфии, появление офсетной печати (фотоспособом) позволило тиражировать дешевое цветное изображение. Как следствие печать стала дешевле и красочнее, на нее увеличивался спрос, следовательно, увеличивалось количество периодических изданий и их тиражи. Формирование массовой культуры, с одной стороны, привело к развитию так называемых легких жанров во всех областях искусства, а с другой — резко разграничило демократическую и элитарную культуры. Центром массовой культуры второй половины ХХ века бесспорно является Америка. Этому способствовал тот факт, что Америка менее других стран пострадала во второй мировой войне. По американским законам призванным на войну по ее окончании полагалась денежная компенсация. Однако масштаб участия Америки во второй мировой войне оказался гораздо значительнее всех предыдущих кампаний, и правительство оказалось не готово к тому, чтобы выполнить свои обязательства перед демобилизующимися солдатами. Выход был найден в предложении замены денежных выплат бесплатным обучением в вузах, которым многие воспользовались. Более того, бывшие студенты стремились в будущем своим детям тоже дать высшее образование, хотя уже и платное. Помимо этого, благоприятные экономические условия привлекали в Америку большое количество эмигрантов из послевоенной не столь благополучной Европы. Разумеется, режимом наибольшего благоприятствования пользовались представители интеллектуальной и культурной элиты. (Не следует забывать, что многие деятели науки и культуры перебрались за океан еще в годы фашизма, боясь политических преследований.) Так Америка становится одной из наиболее интеллектуально развитых стран и начинает культурную экспансию в страны Западной Европы, что облегчается программами экономической помощи странам, пострадавшим от войны. Европейские государства, в противовес распространению американского культурного влияния, стремятся проводить политику поддержки отечественной культуры, в первую очередь кино и музыки. В искусстве европейских стран, большинство из которых были оккупированы фашистской Германией или имели собственные фашистские режимы, победа над фашизмом знаменовала победу свободы в искусстве, что приводит к развитию направлений, основанных на индивидуальном видении художника. В то же время, в противоположность реалистическому искусству фашистской Германии и социалистическому реализму, в Америке и Западной Европе возникает направление неореализма в русле демократического искусства. Если в условиях тоталитарной системы «реализм» выполнял государственный заказ, то в демократическом обществе реализм выполнял заказ «простого человека». В 50-е гг. ХХ в. в мире происходит резкая смена политического климата. Недавние союзники, обнимавшиеся на Эльбе, оказались вновь по разные стороны баррикад. Общий враг был побежден и объединяющий фактор устранен. Вновь всплывают противоречия в политических интересах США и СССР, и начинается борьба за мировое влияние. После войны формируется два лагеря: социалистический (страны Варшавского договора и СЭВ) и капиталистический (НАТО), которые начинают борьбу за влияние на так называемые неприсоединившиеся страны. Впервые столкновение интересов СССР и США открыто проявляется в их вмешательстве в гражданские войны в Китае и Корее и в вопросе о разделе Берлина. Результатом этих столкновений становится речь Уинстена Черчилля в Фултонском университете, явившаяся официальным призывом к крестовому походу против большевизма и точкой отсчета начала «Холодной войны». Примерно равный экономический и военный потенциал и наличие ядерного оружия у противостоящих сторон — вот причины, по которым не могло произойти прямого военного противоборства. Основным оружием в «Холодной войне» стала идеология, апеллирующая к культуре и духовной жизни общества, вследствие чего культура носила политизированный характер по обе стороны «железного занавеса», возводившегося обоюдно. Самым трагическим явлением в Америке этого периода стала так называемая «охота на ведьм» - преследование всех, кто был связан с коммунистическими партиями и Советским союзом и даже антифашистским движением. Все попадавшие в «черные списки» подвергались государственной обструкции. Для радиовещания на страны Восточной Европы и СССР создаются специализированные радиостанции: «Свобода» (США), «Свободная Европа» (США-ФРГ). Во время второй мировой войны главное место среди других видов искусств заняло кино, чему способствовали следующие причины: - легкость и пассивность восприятия; - фильм — произведение достаточно короткое по времени, что в условиях войны было важным фактором; - развитие кинотехнологий позволило превратить фильм в синтез различных видов искусства (драматургия, музыка, живопись). В годы войны по требованиям с фронта снимались веселые музыкальные комедии. Примером может служить фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор», высмеивавший Адольфа Гитлера и весь нацистский режим. Вторым предпочтительным в войну жанром стал исторический фильм, обращающийся к национальной истории. В Англии актер и режиссер Лоренц Оливье, получивший за свою деятельность звание лорда, в годы войны экранизировал Шекспира: - «Ричард I - история параноика, который приходит к власти, разруаiая все моральные, этические, национальные нормы. - «Генрих V» - героический образ короля, высаживающегося во Франции со своей армией и разбивающего врагов. (Снимался накануне высадки в Нормандии союзников и открытия второго фронта). - события отечественной истории показаны Оливье в фильме «Леди Гамильтон», основная идея которого — принесение личного счастья на алтарь отечества. В это же время зарождается киномелодрама. Первым фильмом в этом жанре может считаться «Мост Ватерлоо» - несмотря на трагический финал в целом зритель получает положительный заряд. После войны большую популярность приобретают фильмы легкого жанра — мюзиклы. В силу экономических причин в Европе снимать такое кино было трудно, поэтому мир завоевывает американская продукция «фабрики грез» - Голливуда. Производство фильмов ставится на поток и превращается в индустрию. Именно в Америке происходит техническая революция кино: появление цветной пленки и широкого экрана, позволявшего делать панорамные съемки. Последнее, в совокупности с наличием дешевой массовки (безработица и неразвитость профсоюзов), диктовало выбор сюжета. Стали снимать исторические эпопеи: «Семь заповедей», «Земля фараонов», «Клеопатра», «Закат империи», «Триста спартанцев», «Подвиги Геракла». Интерес Голливуда к мировой истории был обусловлен так же политикой мировой экспансии США, которые своей истории как таковой не имели. Из литературы в кино переходят жанр научно-популярной фантастики. Киносага Джорджа Лукаса «Звездные войны» и «Космическая одиссея 2000 года» Стенли Кублика на десятилетия вперед определяли рамки развития это го жанра. Творчество С. Кубрика заслуживает особого внимания, так как являет собой пример редкого для американского кинематографа элитарного психологического кино, пользующегося при этом массовой популярностью. Кубрик был родом из Англии, но карьеру сделал в Голливуде. Можно сказать, что он «ставил точки» на тех темах, за которые брался: - «Спартак» - последний исторический фильм с масштабными массовыми батальными сценами; - «Заводной апельсин» - самый значимый из череды фильмов о проблемах молодежной преступности; - «Цельнометаллический жилет» - наиболее глубокий фильм на тему войны во Вьетнаме. Так как кино в Америке превратилось в отрасль индустрии, среди актеров и режиссеров, как на производстве, произошла жесткая специализация по амплуа и жанрам. Однако из этого правила всегда были исключения, самыми яркими из которых являются Стивен Спилберг и Френсис Коппола. Их работа в любых жанрах — это всегда высокое произведение искусства и в то же время великолепное и увлекательное зрелище. Италия стала родоначальницей неореализма в кино. Темы из жизни современников, простых людей, рассказанные простым языком. Рамки этого стиля не помешали развиться таланту самых разных режиссеров: - Федерико Феллини (ранний период творчества) — «Они бродили по до рогам», «Сладкая жизнь»; - Паоло Пазалини начинал как неореалист, затем стал языком этого на правления экранизировать классические произведения — «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Тысяча и одна ночь», «Семь дней Содома»; - Франко Дзеферелли — так же языком неореализма экранизировал классику и даже оперы («Ромео и Джульетта», «Травиата»); Испания стала родоначальницей сюрреалистического направления в искусстве. Первым фильмом в этом стиле стал «Полуденный пес», снятый Бунюелем совместно с Дали еще до войны. Затем Дали полностью отдался живописи, а Бунюэль продолжал кинематографическую деятельность («Полуденная красавица», «Скромное обаяние буржуазии»). В Японии подлинно национальным гением, получившим международное признание стал Акиро Куросава. Он экранизировал мировую классику, перенося действие в Японию, при этом сохраняя дух произведений. Поражение Японии во второй мировой войне, вызвавшее духовный кризис нации, нашло отражение в экранизации романа Ф.М. Достоевского «Идиот». События фильма разворачивались в послевоенной Японии, а герой князя Мышкина превратился в контуженного во время войны самурая. Экранизация драмы «Макбет» получила первый приз на кинофестивале, посвященном Шекспиру, в Англии как самый шекспировский фильм. Обращался Куросава и к отечественной истории — фильмы «Семь самураев», «Тень воина». В Англии особо выделяется Питер Брук, являющийся одновременно и театральным и кинорежиссером. Его экранизации Шекспира «Король Лир», «Отелло» - это новый взгляд на классику, в котором главным является не антураж, а текст. Визитной карточкой кинематографа Швеции по праву является мастер психологического кино Ингмар Бергман. Он создает фильмы ни про что и про все одновременно. В его картинах чутко улавливается ментальность северных народов: сдержанность в открытом выражении своих чувств. («Фани и Александр», «Осенняя соната», «Пятая печать».) Во Франции Клод Люлюш своим фильмом «Мужчина и женщина» задал основное кредо французского кино: жизнь героя гораздо интереснее, чем сюжет. В странах Восточной Европы в области кино, как и в сфере культуры вообще, социалистические правительства проводили двойную политику: с одной стороны была жесткая система партийного контроля, с другой — «реверансы» в сторону Запада в виде идей демократической свободы в искусстве. Это способствовало развитию интересного самобытного кинематографа, получившего мировое признание. Особенно следует выделить кино Польши и Венгрии. В Польше выделяются своим творчеством Ежи Хофман, Анджей Вайда и Ян Поланский. Хофман экранизировал трилогию национального исторического романиста Генриха Сенкевича: «Пан Валдаевский», «Огнем и мечом», «Потоп», раскрывающие наиболее значимые моменты польской истории. Отечественным зрителям он так же знаком по мелодраме «Знахарь». Вайда обращался как к трагическим моментам отечественной истории, так и к современным проблемам: «Пепел и Алмаз» (Польша в наполеоновских войнах); «Канал» (Восстание в Варшаве 1944 г.); «Человек из мрамора» (социальные проблемы социалистической Польши). Вынужден был эмигрировать в Америку, что, к сожалению, негативно отразилось на его творчестве, которое было слишком тесно связано с национальными интересами Польши. Поланский эмигрировал в США достаточно рано, привнеся в американский кинематограф свежую струю. Он является создателем жанра «экшен» - интеллектуальный триллер. Самая знаменитая его работа — «Ребенок Розмари» - экранизация культового романа периода молодежной революции 60-х гг. ХХ века. Ярким представителем национального кинематографа Венгрии является Иштван Саббо, так же обращавшийся к отечественной истории, но используя в качестве сюжетов не кульминационные ее моменты, а предшествующую каким-либо значительным событиям ситуацию: «Полковник Редли» - судьба героя, кадрового офицера, разворачивается накануне первой мировой войны; «Мефисто» - о судьбе актера в нацистской Германии. Рост популярности кино повлиял на театральное искусство. Чтобы привлечь зрителя в театр начался поиск новых выразительных средств: динамика, эксцентрика, высокое эмоциональное напряжение. В ГДР Бертольд Брехт создал новый вид спектакля, основанный на драматических песнях (зонгах). В отличие от оперетты, где первичной была музыка, в подобных постановках основной акцент делался на тексты песен. Высокая динамичность, постоянная смена действия привела к предельному упрощению декораций и костюмов. Если кинематограф по преимуществу стремился к максимально точной детальной передачи реальности, то театр — это в первую очередь условность, которая в постановках Брехта стала выдвигаться на первое место. Это театральное направление завоевало в 70-х гг. ХХ в. мировую популярность и подобные театры появились во многих странах. В России постановки в стиле Брехта осуществлял театр на Таганке под руководством Юрия Любимова («Антимиры», «Десять дней, которые потрясли мир» и т.п.). В Италии Эдуардо де Филиппе стал использовать формы традиционной итальянской театральной комедии Дель Арто, где каждый образ — «маска» определенного характера, в постановках на современные темы: «Фелумена Мартурано», «Миллион в брачной корзине». В Ирландии Самуэль Беккет создал новое направление — психологический театр абсурда. Эмоциональное напряжение и раскрытие образов и характеров строится на несоответствии текста, произносимого героями, действию. В Америке театральное действие превратилось в музыкальное шоу — мюзикл. Отличие от оперетты в том, что акцент с музыки переносится на саму постановку (хореография, декорации, костюмы, свет). Классикой в этом жанре стали мюзиклы («Кошки», «Чикаго»). В музыке развивается легкий вокально-инструментальный жанр. Американский джаз (смесь негритянской и «белой» музыки), сопровождавший американских солдат в Европе во время второй мировой войны, стал господствующим направлением. В противовес в европейских странах стали развивать музыкальные стили, основанные на национальных традициях: во Франции шансон (Эдит Пиаф, Шарль Азновур); в Италии неаполитанская музыкальная школа (репертуар Робертино Лоретти); в Англии шотландское балладное пение во многом стало источником творчества Beatles (именно за мировую популяризацию национальной музыки «ливерпульская четверка» получила ордена из рук королевы). Сочетание возможностей новых электронных инструментов с классическими формами привело к появлению нового музыкального жанра — рок-опера. Отцом-основателем этого жанра стал Эндрю Ллойд Вебер (Иисус Христос — супер звезда», «Волосы»). Синтез упрощенных литературы и рисунка создал новый жанр — комиксы. Одним из первых героев комиксов стал Супермен. Он появился еще до войны, но особую известность приобрел в военные годы, когда истории о Супермене были связаны с боевыми действиями. Тема войны была интернациональна и интересна всем, отсюда международная популярность. Жанр комикса прижился, и в каждой стране появились свои национальные герои (во Франции — Пиф и Геркулес, Астерикс и Обеликс, в Германиии — инспектор Варнеге).
Непосредственно в изобразительном искусстве стал преобладать стиль фотореализма как наиболее понятный массовому сознанию. Использование этого стиля для изображения сюжетов «фэнтези» создало новое популярное направление, наиболее ярким представителем которого является Борис Вальехо (Валеджио). В противоположность массовому искусству, элитарные направления в живописи все больше уходят от реалистического изображения и дробятся (абстрактный экспрессионизм, дадаизм, кинетическое искусство, концептуализм, минимализм, оп-арт и т.п.)
Литература: 1. Андреев, Л.Г. Сюрреализм/ Л.Г. Авдреев. — М., 2004. 2. Гоголев, К. Н. Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток/ К. Н. Гоголев. — М.,1999. 3. Готтенрот, Ф. Иллюстрированная история материальной культуры/ Ф. Гттенрот. — М., 2001. 4. Европейское просвещение и французская революция ХVIII в. - М., 1968. 5. Елизарова, М. Е. История зарубежной литературы ХIХ века/ М.Е. Елизарова. — М., 1961. 6. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура/ Л.Г. Емохонова — М., 2003. 7. Кожина, Е. Ф. Романтяческая битва/ Е.Ф. Кожина. — Л., 1969. 8. Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. М., 1988. 9. Толмачёв, В.М. Зарубежная литература конца ХIХ - начала ХХ века: учебное пособие/ В.М. Толмачёв, Г.К. Косиков, А.Ю. Зиновьева. — М., 2003 10.Чернокозов, А.И. Мировая художественная культура/ Чернокозов А. И. — М., 2004.
Учебное издание Санькова С. М.
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ЧАСТЬ II ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА ХIХ-ХХ ВВ.
Учебно-наглядное пособие
Редактор Моисеева В. Л. Технический редактор____________________________
Орловский государственный технический университет Лицензия № 00670 от 5.01.2000
Подписано к печати ___________ Формат ___________ Печать офсетная. Уч-изд. л. 1,7 Усл. печ. л. ____ Тираж 500 экз. Заказ № ________ Отпечатано с готового оригинал-макета на полиграфической базе ОрелГТУ, 302030 г. Орел, ул. Московская, 65.
С ОрелГТУ, 2006 С Санькова С. М., 2006
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 3839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.249 (0.011 с.) |