Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Американская культура XIX в,Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После завершения войны за независимость переходной ступенью на пути восстановления господства религиозной идеологии над умами была школа бостонских трансценденталистов1 во главе с Р.У. Эмерсоном (1803—1882). Революционный демократизм просветителей уступил место туманному гуманистическому романтизму, пантеистическому культу природы и апологии индивидуального самосовершенствования. К середине XIX в. в качестве наиболее влиятельной философской школы утвердилась так называемая «шотландская философия» — трезвая благонамеренная, консервативная, буржуазная философия «здравого смысла». Наиболее яркие ее представители Н. Портер (1811—1892), Дж. Мак Кош (1811—1894). По окончании гражданской войны между Севером и Югом значительное распространение получила умеренно либеральная философия эволюционизма — Дж. Фиске (1842—1901), Дж. Леконта (1823—1881), признававшая закономерность эволюционного процесса, но подводившая под нее религиозную основу. В борьбе против «реализма» шотландской школы и эволюционизма во второй трети XIX в. сложилась сент-луиская школа, возглавляемая У. Т. Гаррисом (1835—1909). Влияние немецкого классического идеализма здесь обнаружилось в полной мере. Этой школой было организовано первое в США философское общество и основан первый философский журнал. Самым влиятельным представителем объективного идеализма в американской философии XIX в. был Дж. Ройс (1855—1916). Его учение метафизично и теологично. По Ройсу, в основе всего существующего лежит абсолютный разум, который вместе с тем есть и целеполагающая абсолютная воля. Кроме того, Ройс стремился примирить бесконечный божественный дух с относительной самостоятельностью конечных духов (личностей). Вся официальная философия, преподававшаяся в колледжах, независимо от различия направлений была религиозной философией. Лишь в конце XIX в. происходит отмежевание философии от богословия. Появляются философские журналы европейского типа.
В американской литературе первой половины XIX в. господствующее положение занял романтизм. В США романтизм характеризовался критикой буржуазной цивилизации, идеализацией жизни, близкой к природе, в частности жизни индейцев, воспеванием мужественной борьбы человека с грозными силами природы и т. д. Один из крупнейших представителей романтизма в США Фенимор Купер (1789—1851). Его произведения — исторические и приключенческие романы о войне за независимость в Северной Америке, эпохе фронтира1, морских путешествиях, пенталогия2 о Кожаном Чулке (в том числе «Последний из могикан», «Зверобой» и др.), «Лоцман»; социально-политическая сатира — роман «Моникины», публицистика — памфлетный трактат «Американский демократ». Он первый из американских романтиков завоевал широкую популярность не только в Америке, но и в Европе. Помимо их популярности как приключенческих романов они привлекают значимостью моральных и социальных вопросов, поставленных автором.
Родоначальником американской новеллистики стал писатель-романтик Вашингтон Ирвинг (1783—1859). Его произведения: сборник «Книга эскизов» (1819— 1820), «Рассказы путешественника», «Альгамбра». Юмористическая трактовка американской «старины» дана в хронике «История Нью-Йорка»; автор жизнеописаний X. Колумба, Дж. Вашингтона и др. Для лучших произведений Ирвинга характерно сатирическое осмеяние буржуазных нравов, пренебрежительно-ироническое отношение к делячеству и торгашескому духу американской буржуазии. Одним из первых в американской литературе Ирвинг обратился к сокровищнице американского фольклора. Зачинателем романтической традиции в американской поэзии стал У.К. Брайант (1794—1878). В поэме «Танатопсис» (1811), сборниках «Стихотворения» (1832), «Гимны» (1864) он ярко выражает соответствие между «храмом» поэтической души и гармонией природы. Так усилиями публицистов Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна, поэтов Ф. Френо, У.К. Брайанта, романиста Ф. Купера, новеллиста В. Ирвинга формировалась национальная американская литература. Для литературы позднего американского романтизма характерно усиление мрачных настроений, отражающих растущее разочарование в буржуазной действительности. Мистические мотивы присущи поэзии и новеллистике Эдгара По (1809—1849), ставшего родоначальником детективного жанра («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843). Для поздней лирики По («Ворон» и другие стихотворения, 1845) характерна тема трагических поисков красоты и ее смысла. Он выступает как предшественник упадочнических и эстетских течений в американской литературе не только в своей творческой практике, но и литературно-критических статьях. Его стихи, наполненные лирической красотой, оказали влияние на символистов. В творчестве Натаниэла Хоторна (1804—1864) осуждаются пуританское морализаторство, стяжательский дух современной ему Америки (романы «Алая буква», «Дом о семи шпилях» и др.). Острое социальное звучание имеет творчество Германа Мелвилла (1819— 1891), противопоставляющего в первых своих романах «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847) капиталистической Америке мир туземцев. Национальной эпопеей стал философский роман «Моби Дик» (1851) о трагической судьбе сильной личности, бросившей вызов року. К романтизму относятся также произведения трансценденталистов. Родоначальник трансцендентализма Р.У. Эмерсон (1803—1882) проповедовал идею самоусовершенствования, стремление к простой жизни, близкой к природе и т.п. Представителем этого направления был Г.Д. Торо (1817—1862), автор широко известной философской книги «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854) о жизни человека в мире природы по законам собственного «естества» как возможности спасения личности от современной цивилизации. Торо создал также замечательные образцы страстной аболиционистской1 публицистики (памфлет «Гражданское неповиновение»2, речи «Рабство в Массачусетс», 1854, «В защиту капитана Джона Брауна», 1850 и др.). Подъем движения за освобождение негров и за аграрное преобразование в 30-е гг. XIX в. способствовал росту демократических тенденций в американской литературе и усилению реалистической струи в творчестве писателей-романтиков. В 1835 г. был издан первый антирабовладельческий роман «Раб, или Воспоминания Арчи Мура». Его автор — писатель, историк и публицист Ричард Хилдреет (1807—1865), известен как активный борец против рабства. Аболиционизмом проникнута поэзия поэта-романтика Дж. Г. Уитьера (1807—1892) — сборник стихов «Голоса свободы», «Песни труда», поэма «Занесенные снегом». Антирабовладельческими мотивами проникнуты «Песни о рабстве» (1842) выдающегося американского поэта Г.У. Лонгфелло (1807—1882), сатирическая повесть» «Бумаги Биглоу» Дж. Р. Лоуэлла (1819—1891), роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу (1811—1896). В борьбе против рабства возмужало творчество великого народного поэта Америки Уолта Уитмена (1819—1892), отошедшего от канонов романтизма и проложившего путь к реализму в поэзии США. Наиболее известна его книга стихов «Листья травы» (1855), написанная свободным стихом с большой длиной строки. Важным явлением литературной жизни середины XIX в. был рост свободолюбивых мотивов в устном народном творчестве. Многие американские писатели обогащают свое творчество, обращаясь к фольклору. Народную речь воспроизводит в «Бумагах Биглоу» Дж. Р. Лоуэлл, в духе народного эпоса написал эпическую поэму «Песнь о Гайавате» Г.У. Лонгфелло. Более тесно связано с традициями американского фольклора творчество писателей-юмористов времен Гражданской войны Ч.Ф. Брауна (1834—1867), печатавшегося под псевдонимом Артемус Уорд: Д.Р. Локка (1833—1888) — псевдоним Петролеум и др. Расчистив дорогу реализму, они подготовили почву для творчества великого писателя-реалиста Марка Твена (1835—1910). Опираясь в своем творчестве на богатейшие традиции американского фольклора, Марк Твен (собст. Сэмюэль Ленгхорн Клеменс) стал основоположником самобытных традиций реалистической литературы в США. Он резко осудил коррупцию и мошенничество монополий в романе «Позолоченный век» (1873), показал реалистическую картину американской жизни в романе «Приключения Гекльберри Финна» (1884), считающемся его самым блестящим произведением за живые, яркие описания характеров и событий. Обличением пороков буржуазной цивилизации и феодального мира замечателен публицистический сатирический роман «Янки при дворе короля Артура» (1889). В книге путевых заметок «По экватору» (1897) Твен разоблачает американский империализм и захватнические войны. Твен — автор одного из шедевров юмористической литературы — «Простаки за границей». М. Твену принадлежит множество афоризмов. Один из них: Существует три вида лжи: ложь, отвратительная ложь и статистика. Одновременно с Твеном вступил в литературу Френсис Брет-Гарт (1836— 1902), показавший будни простых людей на Дальнем Западе США, их мужество и находчивость (роман «Габриел Конрой» и др.) В 60—70-е гг. реалистические книги создали писательница Р.Г. Дэвис (1831— 1910), описавшая в романе «Маргарет Хаут» жизнь промышленного города, и писатель — участник гражданской войны Д.У. Форест (1826—1906). Эстетскими и космополитическими настроениями проникнуто творчество одного из родоначальников американского модернизма Генри Джеймса (1843— 1916), автора социально-психологических романов «Дейзи Миллер», «Женский портрет» и др. Многие американские писатели конца XIX — начала XX вв. резко выступили против эстетства в литературе. Правдивые рассказы об американской деревне («Главные проезжие дороги») создал Гамлин Гарленд (1860—1940), реалистическую повесть «Мегги — дитя улицы» (1893) опубликовал Стивен Крейн (1871—1900). Правда, в их творчестве присутствуют черты натурализма.
К началу XIX в. относятся первые опыты в пейзажной и жанровой живописи, а также в скульптуре, где под влиянием выдающегося французского скульптора Гудона начала складываться национальная школа США. Высокий подъем американской живописи продолжался до 1815—1820 гг. и связан с именем портретиста Томаса Салли (1783—18.72), ранние работы которого («Т. Джефферсон», «Рваная шляпа») отличаются правдивостью и демократизмом. Затем до периода Гражданской войны наступила долгая полоса упадка в искусстве. Гражданская война (1861—1865) способствовала бурному развитию прогрессивного реалистического искусства. 60—90-е гг. XIX в. — наибольший расцвет искусства США. Однако он проходит в обстановке резкого обострения художественной борьбы, так как официальное и господствующее положение продолжало оставаться за «салонным» искусством, подражавшим иноземным образцам и не выдвинувшим ни одного значительного художника. Передовые мастера У. Хомер (1836—1910), Т. Икинс (1844—1916), Д.М. Уистлер (1834— 1903) подвергались грубой травле, в печати. Хартина Хомера «Пленные с фронта» — глубоко реалистична, гуманистична, проникнута духом патриотизма. Художник создал целую галерею простых людей страны — белых и черных. Его работы оказали большое влияние на реалистических художников XX в. Творчество Т. Икинса — вершина американского реализма XIX в. Он изобразил в психологически глубоких портретах лучших представителей американской интеллигенции («Доктор Гросс в клинике», «Уолт Уитмен», «Мод Кук», «Мыслитель», «Виолончелист» и др.). Писал также жанровые картины, неразрывно связанные с жизнью народа и трудом народа. Искусство Икинса оказало решающее воздействие на развитие критического реализма XX в. Расцвет творчества Уистлера приходится на 60—70-е гг. XIX в. Портрет матери художника, портрет мисс С. Александер и другие его картины отличаются глубиной и тонкостью психологической характеристики человеческих образов и поэтическим чувством природы. В 80—90-е гг. в творчестве Уистлера появляются мотивы импрессионизма. Признанными мастерами реализма был Дж.С. Сарджент (1856—1925), создавший наряду с виртуозными светскими портретами психологически содержательные образы. Позднеромантическое творчество А.П. Райдера (1847—1917) — мир фантастических видений («Летучий голландец»). Во второй половине XIX в. оформилась политическая графика. К этому же времени относятся и высшие достижения американской скульптуры: в творчестве такого большого мастера, как О. Сент-Годенс (1848—1907), высокие гуманистические идеалы нашли сильное и совершенное выражение. Его памятник Аврааму Линкольну в Чикаго получил признание как лучшее изображение выдающегося государственного деятеля США. Стрем-
ление скульптора к драматизму нашло сильнейшее выражение в статуе «Мир господень» (1891). Сент-Годенс много работал над чеканной ясностью силуэта в своих скульптурах и их целостном декоративном решении (позолоченная конная статуя генерала Шермана в Нью-Йорке, медная статуя бегущей Дианы-охотницы и т.д.). Им сделаны прекрасные скульптурные портреты («Роберт Стивенсон», 1887).
В начале XIX в. в США работали композиторы-полупрофессионалы, сочинявшие главным образом песни, церковные гимны и небольшие инструментальные пьесы. Исключительную роль в становлении песенного национального искусства США сыграл композитор-самоучка С. Фостер (1826—1864), создавший за свою недолгую жизнь 200 песен и баллад, в основном на собственные тексты. Лучшие из них до настоящего времени любимы американским народом («Мой старый дом в Кентукки», «О, Сюзанна» и др.) В XIX в. в крупнейших городах возникли концертные и хоровые объединения. В 1820 г. в Филадельфии начало работать музыкальное общество, а в 1842 г. в Нью-Йорке — филармоническое общество, одно из старейших филармонических обществ мира, существующее и поныне. Появились первые музыкальные учебные заведения. Большинство музыкантов и педагогов были выходцами из Европы, утверждавшими на американской почве европейские, главным образом немецкие, музыкальные традиции. Важный вклад в развитие музыкальной национальной культуры США внесли композитор, педагог и общественный деятель Л. Мейсон (1792—1872), а также композитор и хоровой дирижер Т. Гастингс (1784—1872), композиторы Д.Д. Уэбб (1803-1887), У. Бредбюри (1816-1868), Г.К. Оливер (1800—1885). Со второй половины XIX в. усилился приток европейских музыкантов. В городах были организованы симфонические оркестры, хоровые коллективы. В 1883 г. в Нью-Йорке открылся постоянный оперный театр «Метрополитен-опера». В это же время стал известен композитор и пианист Л.М. Гонтшалл (1829— 1869). Он не только написал множество фортепьянных пьес изящного салонного стиля, но часто обращался в своем творчестве к музыкальному фольклору креолов и индейцев. Его музыку отличали выразительность и колористические эффекты. Среди композиторов следующего поколения — Д. Пейн (1839—1906), Чадвик (1854—1931), Ф. Глисон (1848—1903). Заметное место в истории американской музыки занимает композитор Ч. Лефлер (1861—1935). Особенно интересны его оркестровая сюита «Воспоминания детства» и «Языческая поэма» для оркестра.
С 1885 г. стал быстро распространяться театр. Большое развитие получают странствующие по стране, как по суше, так и по рекам, труппы, состоящие часто из целых актерских семей. Наряду с произведениями английской драматургии эти труппы исполняли пьесы американских авторов Г. Годфри (1736—1763), Р. Тайлера (1757—1826), У. Данлепа (1766-1839), написанных на материале американской жизни и выражавших просветительские тенденции. Развитию романтического направления в театрах США способствовали драматурги, образовавшие так называемую Филадельфийскую школу, — Р. Берд (1806—1854) и др. Во второй половине XIX в. в городах возникли стационарные театры с постоянным репертуаром. Широкую известность получил возглавлявшийся актрисой Л. Дрю театр на Арч-стрит в Филадельфии, отличавшийся обширным репертуаром, высокохудожественными спектаклями, сыгранностью труппы. Стационарные театры способствовали развитию американской реалистической драматургии, исполняя пьесы Б. Хоуарда (1842—1908), Дж. Херна (1839— 1901), Ф. Брет-Гарта. Большой популярностью пользовались выдающиеся американские актеры-трагики Э. Форрест (1806-1872), Э. Бутс (1833-1903), выступавшие преимущественно в шекспировском репертуаре. Развитию американского театрального искусства этого периода способствовала деятельность драматургов и режиссеров-постановщиков: -В. Данлепа (1766—1839), Д. Бусико (1822—1890), переводчика и драматурга О. Дэли (1838— 1899), режиссеров и драматургов Д. С. Мак-Кея (1842—1894) иД. Беласко (1859— В конце XIX в. начал получать распространение новый тип театра —труппы-гастролеры, показывавшие быстро поставленные, роскошно оформленные копии наиболее популярных спектаклей Нью-Йорка.
Начало архитектуры послеколониального периода знаменует здание Капитолия в Ричмонде, построенное еще в 1789 г. по проекту автора Декларации Независимости США Т. Джефферсона (1743—1826), ставшего затем третьим президентом США (1801—1809). Из других произведений Джефферсона известен комплекс Виргинского университета.
Капитолий. Вашингтон. 1793—1865
Этот период характеризуется прежде всего переходом к пропорциям, приближающимся к пропорциям памятников Древнего Рима и Франции конца XVIII и начала XIX вв. Греческий стиль был завезен в Америку Б. Латробом, построившим в США в 1799—1801 гг. первое в этом стиле здание — Пенсильванский банк в Филадельфии. В это время впервые в архитектуре США общественные сооружения выступают на первый план. Почти все правительственные здания и Капитолии штатов построены в греческом стиле. К числу самых значительных зданий этого типа относятся Капитолий в Вашингтоне (архитектор Ч. Балфинч), Государственное казначейство в Вашингтоне (архитектор Р. Миллз). Видным архитектором периода возрождения греческого стиля был Т. Вальтер, создавший в 1831 г. шедевр этого стиля — Джирард-колледж. В период 1860— 1880 гг. в США развивались и внедрялись идеи индустриализации строительства, наиболее ярко выраженные в архитектуре павильона Филадельфийской выставки 1876 г., представлявшей собой ранний пример так называемого фабричного стиля. Появились здания со стандартными деталями. Этот период ознаменовался еще одним событием в области строительства — появлением нового материала — железобетона. Одно из первых зданий Америки из железобетона было построено в 1873 — 1876 гг. по проекту инженера Уорда. Ярким представителем романского стиля в архитектуре США был Г.Р. Ричардсон, самой значительной работой которого является построенная в Бостоне в 1877 г. церковь св. Троицы. Период возрождения романского стиля сопровождался бурным развитием технологии и инженерной техники, что нашло широкое отражение в архитектуре. Во второй половине XIX в. в архитектуру входят железный и чугунный каркас и такой ценный в силу своей легкости и прочности металл, как алюминий. Появление каркаса привело к созданию небоскреба, родиной которого является Чикаго1. Большую роль в истории американской архитектуры сыграла Всемирная выставка 1893 г. в Чикаго, посвященная четырехсотлетиюОткрытия Америки. Почти весь комплекс выставки был построен в классическом стиле. Наиболее интересным было Здание транспорта, построенное по проекту Л. Салливена (1856—1924) — родоначальника современной архитектуры США. Это здание характерно для современной тенденции в американской архитектуре — его форма соответствовала его функции. К числу наиболее выдающихся сооружений, построенных по проектам Салливена, принадлежат Вейнрайт-билдинг в Сент Луисе, небоскреб Гаранти-билдинг в Буффало, универмаг в Чикаго. Талантливым учеником Салливена был ФЛ. Райт (1869—1959), создавший концепцию органической архитектуры — здания функциональны и связаны с окружающим их ландшафтом. В конце XIX в. центр тяжести с точки зрения архитектурной мысли и практики переносится из Чикаго в Нью-Йорк и признанным вождем в архитектуре периода эклектики становится Ч. Мак-Ким. За основу своего творчества Мак-Ким и его партнеры принимали архитектуру Ренессанса и классическую архитектуру, включая в свои здания живопись и скульптуру. Большое внимание на эстетику эклектической архитектуры оказали также Р.А. Крам и Б.Г. Гудхью, творчество которых характеризуется стремлением возродить готическую архитектуру и революционизировать ее технику. Это стремление четко выражено в таких зданиях, как церковь Всех святых в Бруклине, церковь Троицы в Гаване и церковь св. Андрея в Чикаго. В период эклектики были разработаны типы зданий, доведенных до степени стандартизации. Новый тип чисто инженерных архитектурных конструкций нашел свое выражение в Бруклинском мосту, построенном в Нью-Йорке отцом и сыном Реблингами (Реблинг Джон Огастес, 1806—1869; Реблинг Вашингтон Огастес, 1837-1926).
Историко-экономические особенности страны, ее колониальное прошлое, обусловившее приток сюда негров из Африки; значительного числе» переселенцев из Европы, а также быстрые темпы утверждения здесь капиталистических отношений оказали определяющее влияние на развитие и формирование американской национальной культуры. Оно прослеживается и в последовательности качественно различных этапов становления всех сфер культуры, а также в видах, стилях, жанрах, направлениях литературы, архитектуры, музыки и изобразительного искусства. Произведения колониального периода, будь то литературное сочинение или живописный портрет, нельзя спутать с творчеством художников периода борьбы за независимость, отмеченного высоким уровнем. В XIX в. все виды американской культуры достигли успеха — здесь не только разнообразно направление новых стилей, зародившихся в этом столетии (романтизм, реализм, модернизм), но и обращение к стилям прошлых эпох (греческому, древнеримскому, романскому), а также появление совсем новых (фабричного стиля в архитектуре, строительство небоскребов, распространение так называемой органической архитектуры). Ярко выраженной тенденцией в развитии американской культуры является тема борьбы с рабством, предопределившая демократическое направление и с наибольшей глубиной нашедшая отражение в литературном творчестве. Таким образом в XVII—XIX вв. сформировалась и получила развитие американская национальная культура, переработав как в «тигле» культуры многих народов.
IV
Новейшее время
Культура Западной Европы В XX веке
Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции (слияния), стали две НТР, которые не только необычайно увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне — цивилизаций Запада, Востока и Юга. Тенденция к сближению пробивалась через драматические военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные кофликты, блоковое противостояние), жесточайшие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины нашего столетия сближение становится необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в таких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной войны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Сегодня все страны мира поставлены перед глобальными проблемами, от эффективного решения которых зависит само выживание человеческой цивилизации. Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направлений. Однако это вовсе не дает основания для вывода о деградации культуры в целом, об отсутствии всякой перспективы в направлении духовного самоусовершенствования человечества. Действительно, появление новых отраслей творчества, усиление его диверсификации, что также связанно с достижениями НТР, вовсе не свидетельствует о забвении вечных гуманистических ценностей культуры, созданных человеком. Напротив, традиционными, а также и новыми средствами культура призвана сегодня противодействовать вполне реальным глобальным угрозам жизни на планете. При этом мы убеждены, что только в опоре на вечные гуманистические ценности человечество способно решить глобальные проблемы, такие, как в отдаленном и недавнем прошлом оно оказалось в состоянии преодолеть негативные последствия собственного развития. Индустриальная Цивилизация И проблемы культуры
XIX в. был веком формирования индустриальной цивилизации. Конец XIX — начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения науки и техники. Безусловно, все эти и другие технические новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру. Вторая НТР обусловила существенные изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому. Социально-экономические факторы в любую эпоху имели важное значение для развития культуры, в свою очередь уровень развития культуры влиял на экономику, политику. На вопрос о том, каким должно быть это взаимовлияние, ученые отвечают по-разному. Так, Макс Вебер (1864—1920) в работе «Протестантская этика и дух предпринимательства» и в других выразил свой взгляд на природу западноевропейского капитализма. Вебер доказывал, что современный развитый капитализм возник не на притоке новых денег, а в результате «притока нового духа», т. е. особой психологической настроенности людей и специфических этических правил, которые родились вместе в протестантством. С этим тезисом ученого можно согласиться. В то же время Вебер предлагает вовсе выйти из сферы экономики и политики, что нам представляется невозможным. Поэтому необходимо рассмотреть, как осуществлялось взаимодействие, взаимовлияние фактора хозяйственной сферы с иными сферами человеческих отношений, совокупность которых и представляет социокультурный процесс в западноевропейских странах в XX в. Уходящее столетие было периодом существенных изменений в культурной жизни народов стран Западной Европы. Уже в последние десятилетия XIX в. на смену классическому капитализму, основанному на принципе максимально полной свободы действий хозяйственного субъекта в его стремлении увеличить прибыль (режим совершенного рынка), приходит капитализм монополистический, характеризующийся сокращением свободы хозяйственного субъекта, диктатом монополий, существенным усилением государственного регулирования (режим несовершенного рынка). При этом принцип максимизации прибыли остался неизменным, но процесс реализации этого принципа был поставлен под контроль монополий и государства, и эпоха экономического либерализма сменилась периодом господства монополий и этатизма1, которая растянулась вплоть до конца 60-х годов XX в. Таким образом вступление западноевропейских стран в XX в. совпало с кризисом системы экономического либерализма. Это было связано с существенными изменениями в сфере материальной культуры прежде всего под влиянием феномена научно-технической революции конца XIX — начала XX вв. Новые открытия в области различных отраслей научных знаний нашли применение в технике и технологии производства, сфере повседневного быта и т. д. НТР являлась прямым продолжением бурного развития науки, технического прогресса XIX в., индустриализации производства, придания ему все более массового, стандартизированного характера. В свою очередь прогресс в индустрии сопровождался известными изменениями в области организации производства, финансово-кредитной сферы, социальной структуры общества и др. Тенденция в сторону монополизации противоречила распространенным в то время представлениям о свободном характере хозяйственной жизни, о неограниченных творческих потенциях индивида. Эти представления уходили корнями в эпоху западноевропейского Ренессанса и Просвещения. Кризис либерализма в экономической сфере был частным, хотя и весьма важным фактором общего кризиса либерализма как мировоззренческой основы культурологических западноевропейских концепций. Главным образом это касается гуманистического представления о роли индивида, о свободе личности, демократии, возможностях научно-технического прогресса.
Охарактеризуем наиболее яркие культурологические концепции рассматриваемого периода. Крупнейший немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900) одним из первых уловил кризисные явления в западноевропейской культуре, констатировав, что она «как бы направляется к катастрофе». По его мнению, борьба двух начал — аполлонического (критического и рационального) и дионисийского (чувственного, иррационального) в искусстве привела в XIX в. к упадку духовной жизни, к нигилизму. Нигилизм же — прямой продукт критического, рационалистического мышления. Отсюда Ницше негативно относится к науке, считая ее источником заблуждений. Воля, как основа жизни, познается лишь с помощью искусства (т. е. чувственного, иррационального). Однако на пути воли (свободы личности) стоит мораль. По мнению философа, следует освободиться от морали и прежде всего от коллективистских ее элементов, порожденных рациональным началом. Освобожденный от общественного влияния и морали сверхчеловек — идеал Ницше. Таким образом данная концепция не только затрагивает проблему двойственности научно-технического прогресса, но и отстаивает принципы индивидуализма, свободы личности, как основных ценностей цивилизованного общества. Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в работах экзистенциалистов, полагающих, что техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека, присущей ему от рождения. Кризис гуманизма, принципа свободы личности, кризис буржуазной демократии ярко обнаружили себя в годы Первой мировой войны. Некоторые взгляды Ницше получили развитие в концепции его соотечественника О. Шпенглера (1880—1936). Наиболее известный труд философа с весьма симптоматичным названием «Закат Европы (очерки морфологии мировой истории)» увидел свет в мае 1918 г. От Шпенглера ведется отсчет развития пессимистического взгляда на будущее западной культуры. В его работе обосновывается тезис об умирании западноевропейской цивилизации как результате победы техники над духовностью. При этом философ различает понятия культуры и цивилизации. По Шпенглеру, цивилизация — последняя фаза всякой культуры, фаза умирания (по аналогии с человеческим организмом). Вдобавок, Шпенглер одним из первым подвергает сомнению европоцентристскую концепцию как универсальную для мировой культуры. Ученый оценивает схему европоцентризма «Древний мир — Средние века — Новое время» как бессмысленную. В творчестве Шпенглера обозначилась одна из мегатенденций в культуре XX в., а именно: понимание исторической относительности культуры. Весьма прозорливым было отношение Шпенглера к феномену формировавшегося в то время массового духовного производства цивилизации (массовой культуры), враждебного, по его мнению, культуре. Изгнанный из Советской России в 1922 г. крупнейший русский философ' Н. А. Бердяев (1874—1948) еще в 20-е гг., как и Шпенглер, констатировал глубочайший кризис западной культуры. В частности, он писал: Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира... Все привычные категории мысли и формы самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы. Машины, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фанатизм, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения.1 Не менее тяжелый диагноз опасного кризиса ставил для западной культуры русский эмигрант, крупнейший мыслитель П. А. Сорокин (1889—1968). Обнаруживая те же причины кризиса, Сорокин тем не менее полагал, что культура не погибнет до тех пор, пока жив человек. Критикуя пессимистов, Сорокин доказывал, что «мнимая смертная агония (имеется в виду кризис западной культуры—авт.) была не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил»1. Рождение новой формы культуры (идеальной культуры), по Сорокину, возможно на основе бескорыстной любви и социальной солидарности. Большую роль в анализе кризиса западной культуры сыграли концепции испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который видел ее спасение в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре. Известное распространение среди исследователей левой ориентации получает марксистско-ленинская концепция кризиса буржуазной культуры, основанная на принципах классового подхода к оценке всех явлений жизни общества. В. И. Ленин (1870—1924) накануне Первой мировой войны высказал предположение о фактическом распаде каждой национальной культуры империалистических стран на «две культуры» — господствующую буржуазно-аристократическую и демократическую, которая содержит более или менее развитые социалистические элементы2. По сути своей данная концепция при всех ее недостатках выявила наличие не только глубокого кризиса европейской культуры, но и рассматривала его как переход к новой форме культуры. Однако ленинская концепция кризиса носила не столько научный, аналитический характер, сколько политический — выявление противников и союзников пролетариата в будущей революции, что предопределило ее ограниченность. Таким образом
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.015 с.) |