Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З. Основные характеристики и представители эпохи романтизма

Поиск

Подобно тому, как Великая Французская революция низвергла феодальные отношения, романтики выступили борцами со старыми традициями классицизма. Холодному рассудку и рационализму классицизма романтики противопоставили чувства. Классицисты во главу мира ставили разум, а романтики — дух, причем дух индивидуальный. Вследствие этого характерной чертой романтического мировоззрения являлось резко выраженное субъективное осмысление действительности.

Если классицизм разъединял искусства, систематизируя их и отводя каждому свою роль, то романтизм вновь породил разностороннего художника (это, пожалуй, то из немногого, что не позаимствовано у Возрождения Просвещением). Вольфганг Гете написал трактат о музыке, Теодор Гофман был учителем музыки и знатоком изобразительного искусства, Виктор Гюго делал рисунки к своим произведениям.

Личность художника-романтика была продолжением его творчества. А. Дюма ходил на баррикады в средневековой кирасе и с алебардой. Лорд Джордж Гордон Байрон выступал в парламенте в защиту восставших ткачей, уехал воевать за освобождение Греции и умер в расцвете лет. Л. Бетховен большую часть своих произведений написал будучи глухим.

Исходя из самого духа романтизма становится совершенно очевидно, что «научить» романтика было нельзя, Выбор темы и ее трактовка обусловливались только собственной фантазией и интеллектом. Это приводило к трениям с академической школой и государством, стоявшим на ее защите. Наполеон I к примеру, не любил романтизм и даже выслал В. Гюго из Франции.

Публика и критика приняли романтизм не сразу. О живописи романтиков один из современников отзывался так: «эта картина написана пьяной метлой». Это было вызвано тем, что романтики, в отличие от классицистов, основное внимание уделяли не столько самому изображению, сколько тому впечатлению, которое оно должно было произвести: «Я пишу не саблю, - говорил Эжен Делакруа, - я пишу ее блеск». «Настоящий художник, - утверждали романтики, - должен уметь нарисовать человека, вывалившегося из окна, в полете».

Основные представители романтизма в различных областях искусства

Виды искус- ства Страны   Изобразительное искусство   Музыка   Литература
Франция · Т. Жерико - осмысление глубоких нравственных и философских проблем через изображаемый сюжет («Офицер, идущий в атаку», «Раненый кирасир», «Плот Медузы») · Ж-О-Д. Энгр — достижение высокой степени чувственного начала в изображении («Лежащая одалиска», «Купальщица») · Э. Делакруа — создание ярких исторических образов («Резня в Хиосе», «Свобода на баррикадах») · Г. Берлиоз — создатель романтических симфоний («Фантастическая», «Траурно-триумфальная») · А. Дюма-отец — романтизация реальных исторических событий («Королева Марго», «Три Мушкетера») · В. Гюго — психологический роман с романтическим сюжетом («Отверженные», «Собор парижской Богоматери») · Жорж Санд (А. Дюдеван) – женский приключенческий роман («Консуэлло»)  
Англия · У. Тернер – отказ от детальной прорисовки природы ради усиления впечатления. Введение в пейзаж индустриальных элементов («Дождь, пар и скорость», «Последний путь "Виктории"»)   · Д.Г. Байрон – создание образа романтического героя («Паломничество Чайлд Гарольда») · («Паломничество Чайлд Гарольда») · П.Б. Шелли — любовная лирика. В. Скоп—исторический роман («Айвенго», «Роб Рой»)
Германия · К. Фридрих - романтический пейзаж. Природа изображается не как самодостаточное явление, а как иллюстрация тех или иных человеческих чувств («"Надежда" во льдах», «Периоды жизни», «Кладбище в снегу») · Р. Вагнер — преобразователь оперы. Большинство его опер написаны на сюжеты из национальной мифологии: («Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», цикл опер «Кольцо нибелунгов») · Л. Бетховен - величайший симфонист. Его произведения наполнены огромной драматической и эмоциональной силой (Симфонии «Героическая», «Пятая» - ее девиз: «борьба с судьбой») · Братья Гримм — литературная обработка народных сказок. · Э.Т.А. Гофман - по вести, в которых реализм переплетается со сказочным действием («Щелкунчик», «Крошка Цахис» · В. Гауф — создание сказочных альманахов, напоминающих по форме «Тысячу и одну ночь» («Караван», «Александрийский шейх», «Харчевня в Шпессарте»)
Австро-Венгрия   · Ф. Шуберт — романтические романсы на слова Гете, Шиллера, Гейне · И. Штраус-отец — танцевальная музыка · Ф. Лист - основатель национальной венгерской музыкальной школы  
Польша   · Ф. Шопен — баллады для фортепиано. Возвысил до мирового признания национальные танцевальные жанры полонез и мазурку · А. Мицкевич — любовная лирика и романтизация польской истории в поэзии
Италия   · Д. Верди — демократизация оперы («Травиата», «Отелло», «Риголетто» · Н. Паганини — заложил основы современной техники игры на скрипке  
Испания · Ф.Х. Гойя - психологический портрет, попытка изобразить мир подсознательного (графические серии «Капричос», «Бедствия войны»    
Америка     · Ф. Купер – романтизация истории завоевания Америки колонистами («Зверобой», «Последний из могикан» · Э. По – психологические фантастические рассказы («Золотой жук», «Колодец и маятник»)

Искусство реализма

В результате революции 1848 г. во Франции ненадолго устанавливается Парижская Коммуна. Затем к власти пришел Наполеон III, который восстановил Французскую империю. В Италии в результате народного движения во главе с Гарибальди произошло объединение страны. В Германии в 1848 г. так же произошли революционные события, вскоре после которых Германские земли объединяются вокруг Пруссии, Австрия утрачивает свои позиции. В Америке - гражданская война севера и юга, заканчивается победой севера. Балканские народы освобождаются из-под власти Турции. Англия становится ведущей колониальной державой.

По мере стабилизации ситуации в Европе романтизм начинает вырождаться. Не случайно многие поздние романтики кончают жизнь самоубийством. К середине ХIХ в. в литературе формируется новое направление — критический реализм. Героями новых произведений становятся не герои в прямом смысле этого слова, а простые люди. Приключения в экстраординарных условиях уступают место семейно-социальным проблемам. Наиболее яркими представителями этого направления являются: во Франции — Фредерик Стендаль [ Анри Бейль] («Красное и черное»), Проспер Мериме («Кармен»), Оноре де Бальзак (цикл романов «Человеческая комедия»); в Англии — Чарльз Диккенс («Приключения Оливера Твиста», «Тяжелые времена»), Уильям Теккерей («Книга снобов», «Ярмарка тщеславия»), Шарлота Бронте («Джен Эйр»); в Америке реалистическое направление окрашивается выступлениями против рабства — Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома»), Марк Твен («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекельберри Финна»).

Продолжателем традиций критического реализма во второй половине ХIХ в. во Франции становится Гюстав Флобер («Мадам Бовари», «Воспитание чувств»). Именно здесь появляется новое реалистическое течение — натурализм. «Изображение странной эпохи безумия и позора», - так определил его цель один из основателей - Эмиль Золя («Чрево Парижа»).

Вследствие развития книгопечатания развивается книжная иллюстрация. Яркий пример «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса, являвшиеся изначально комментариями к рисункам известного в свое время художника.

Из иллюстраторов вышел один из основоположников реализма в живописи художник-самоучка — Анри Огюст Домье. Еще одним представителем реализма в живописи был Гюстав Курбе. Критик писал о нем: «Ему дано видеть природу глазами крестьянина, а писать ее кистью профессора». Реалистический пейзажи создавал Камиль Коро.


Если для классицистов пейзаж был деталью картины, а для романтиков — средством выражения чувств художника, то для реалистов он стал интересен сам по себе.

В музыке появляется более легкий жанр — оперетта («малая опера»). Она возникла в 50-е гг. ХIХ в. во Франции. Одна из первых оперетт «Орфей в аду» была написала Жаком Офенбахом. Сюжет был выбран не случайно, так как первые оперы, появившиеся еще в ХVII веке во Флоренции были посвящены именно этому античному сюжету. В конце 70-х гг. ХIХ в. центром опереточного искусства становится Вена. Наибольшую известность получили произведения Иоганна Штрауса-сына («Летучая мышь», «Сильва», «Цыганский барон»). Развитие легких музыкальных жанров связано так же с появлением с середины ХIХ в. театров-варьете, а в 80-х годах в Париже — кабаре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.007 с.)