Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неоромантизм. Р. Киплинг. Дж. Конрад.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема определения термина. Резонанс романтической традиции в период господства реализма; взаимодействие наследия классического романтизма и современных натуралистических и символических тенденций. Неоромантизм как признак культурологического сдвига в условиях «гибели богов», проблема обновления культуры; влияние философии Ницше. Основные признаки неоромантизма в литературе: элементы авантюрного романа, новая интерпретация «экзотической» темы и мотива путешествий, стоическая концепция личности. Преодоление временного хаоса как лейтмотив сюжета. Борьба против символической расплывчатости; экспрессивный, простой язык как основная черта неоромантического стиля. Неоромантизм в Англии и запросы имперской массовой культуры. Мотивы путешествия и «другой страны» и колониальная составляющая британской культуры. Р. Киплинг как «бард английского империализма». Образ белого человека как миссионера европейской цивилизации. Специфика характера героя: стоицизм, гражданственность, чувство изолированности в чужой стране. Оппозиция Восток-Запад в творчестве Киплинга и ее решение. Поэтика текстов Киплинга как сочетание романтизма и натурализма. Колониальное мировоззрение в творчестве Дж. Конрада. Понятие «пограничной ситуации» и психологический анализ в романе Конрада «Сердце тьмы». Различия в трактовке европоцентирческой позиции белого человека в творчестве Конрада и Киплинга.
О. Уайльд и декаданс в английской литературе
Условия формирования и формы проявления декадентского движения в Англии. Влияние философии Рескина и Пейтера – диалог между этическим и эстетическим принципами понимания красоты. Связь с французским символизмом и декадансом: влияние Бодлера. Феномен «желтых девяностых» в английской литературе. Английский декаданс в прозе и поэзии: основные сюжеты и мотивы. О. Уайльд как представитель английского эстетизма. Основные этапы жизни и творчества; Уайльд – литературный теоретик, критик, поэт, прозаик и драматург. Цикл эссе «Замыслы» и теория эстетизма Уайльда. Жизнь подражает искусству больше, чем искусство – жизни. Понимание искусства как «прекрасной лжи», идеала, созданного безграничной силой воображения, не думающего об этике и морали. Литература реализма как век «упадка лжи». Всеохватность искусства: любое проявление жизни должно стремиться к идеальной красоте формы. «Портрет Дориана Грея» как воплощение теоретических принципов Уайльда. Литературные и мифологические влияния в романе. Система персонажей и типы мировоззрения, связанные с ними. Судьба главного героя как воплощение предельной эстетизации собственной жизни. Грей как денди: сходства и различия в понимании дендизма у Уайльда и Бодлера. Драматургия Уайльда. Особая функция юмора и парадокса в решении противоречия между желаемым и реальным, видимым и сущным.
Регламентрованность и конвенциональность викторианства как основные причины возникновения «бессмысленной» литературы. Философские и логические положения нонсенса и его влияние на викторианское мировоззрение. Нонсенс в различных литературных жанрах: поэзия – Э. Лир, проза – Л. Кэрролл, Г.К. Честертон. Дилогия об Алисе Кэрролла как классическое произведение нонсенса. Характерные приемы, использованные для создания «бессмыслицы». Основные версии интерпретации текста. Влияние нонсенса на литературу последующих периодов. Викторианский нонсенс и театр абсурда XX в.
Новая драма» и викторианский театр. Дж.Б. Шоу.
Теоретическая работа "Квинтэссенция ибсенизма" как манифест творчества Б. Шоу. Основные задачи пьес-дискуссий: проблемный характер сюжетов, акцентирование социальных конфликтов, маскируемых свойственной викторианству конвенциональностью, отрицание традиционных канонов и форм. Противопоставление индивидуального характера и общественных условностей, «столкновение идей» как базовый принцип построения сюжета в пьесах Шоу. Роль иронии и парадокса в раскрытии внутренних противоречий в общественно-этических понятиях и принципах викторианского социума. ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ Роль парадокса в пьесах О. Уайльда и Б. Шоу. «Барсетширские хроники» Э. Троллопа и кризис религиозных институтов в Викторианской Англии. Традиции куртуазной литературы в творчестве Ф.А. Суинберна. «Strange modern disease» в поэзии М. Арнольда и А. Теннисона. Жанр сказки в творчестве О. Уайльда. Судьба женщины в викторианском романе рубежа веков: романы Э. Гаскелл, Дж. Элиот. В чём видел «квинтэссенцию ибсенизма» Б. Шоу. Темы и образы произведений Дж. Конрада.
ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ ΙΙΙ
Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература Х1Х века / Отв.ред. Михальская Н.П.; АН СССР. Ин-т мировой лит.им.А.М.Горького. - М.: Наука, 1986. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1998. Ахмечет Л.А. Рассказчик Марлоу в трех произведениях Джозефа Конрада // Проблема автора в художественной литературе. - Устинов, 1985. Беляева В.Е. Эволюция образа женщины от Викторианской эпохи до постмодернизма: (На примере произведений Теннисона, Пинтера, Брауна и Стоппарда) // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. - М., 2006. - N 2. Бочкарева Н.С. Интерпретация "Леди из Шалотта" А.Теннисона в картинах Дж.У. Уотерхауза, У.Х.Ханта и С.Х.Метьярда // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М., 2002. Бурцев А.А., Семина Н.В. Английская литературная сказка конца ХIХ - начала ХХ века: Учеб. пособие / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск, 1991. Гиривенко А.Н. Альфред Теннисон в России: к истории восприятия // Материалы по истории русской культуры XIX-XX вв. - Брянск, 1993. Гражданская З.Т. Бернард Шоу. - М., 1979. Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой…» - М., Изд-во УРАО, 2000. Демурова Н. М. Томас Гарди, прозаик и поэт // Гарди Т. Избран. произведения: В 3-х т. - М., 1988. Долинин А. Редьярд Киплинг и английская литература XIX в. – Л., 1984. Миловидов В.А. Дж. Китс и прерафаэлиты // Проблемы поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. - М., 1989. Новиков К. Неординарность как норма // Шоу Б. Избр. произведения. - М., 1993 Образцова О.Г. От натурализма к символизму в европейском театре на рубеже XIX и ХХ веков // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. - М., 1996. Образцова А.Г. Бернард Шоу: Учеб. пособие. - М.: РКХ РИЦ, 1997. Пальцев Н. Художник как критик. Критика как художество. Эстетика Оскара Уайльда. // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 тт. – М., 1993. Пирсон Х. Бернард Шоу / Пер. с англ. Харитонова В., Марецкой М. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 1998. Половинкина О.И. Викторианская эпоха в "Королевских идиллиях" А.Теннисона // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков: Пробл. романтизма. - Иваново, 1996. Проскурнин Б.М. Английская литература 1900-1914 годов: (Дж.Р.Киплинг, Дж.Конрад, Д.Г. Лоуренс). Текст лекций / Перм. гос. ун-т им. А.М.Горького. - Пермь, 1993. Тишунина Н.В. Трансформация романтических идей в эстетических взглядах Джона Рескина и прерафаэлитов // Модификации художественных систем в историко-литературном процессе. - Свердловск, 1990. Тугушева М.П. В надежде правды и добра: Портр. писательниц. - М.: Худож. лит., 1990. Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. - М., 1970. Урнов М.В. Оскар Уайльд и его творчество. // О. Уайльд. Избранные произведения. – М., 1979, т.1. Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества. - М., 1969. Федоров А.А. Идейно-эстетические искания в английской литературе 80-90-х годов XIX в. и драматургия Г.Ибсена: Учеб. пособие / Башк. гос.ун-т им. 40-летия Октября. - Уфа, 1987. Федоров А.А. Зарубежная литература XIX-XX веков: Эстетика и худож. творчество / Ред.-сост. Цурганова Е.А. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1989. Хорольский В.В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX-XX веков. – Киев, 1991. Хорольский В.В. Эстетизм в английской поэзии конца XIX в: (К проблеме типологии лититературных направлений) // Типологические аспекты литературоведческого анализа. - Тюмень, 1987. Яковлев Д.Е. Моралисты и эстеты: (Англ. неоромантическая эстетика и современность). - М.: Знание, 1988.
МОДУЛЬ IV Американская литература Темы данного модуля призваны охарактеризовать своеобразие литературного процесса в США на рубеже веков, обусловленного спецификой социально-политического и культурно-исторического развития американского общества, познакомить студентов с основными тенденциями в развитии философско-эстетической и художественной мысли США в период конца ХIX – начала XX вв. Исторически обоснованные нюансы развития американской литературы в XIX в. Роль романтизма в национальном самоопределении – причина позднего перехода к реалистической литературе. Судьба романтического «наследия» в реализме второй половины XIX в.: стереотип национального героя, эволюция философии и мировоззрения. Значение гражданской войны для преодоления романтизма. Социо-культурное развитие страны в послевоенное время: индустриальный прогресс, философия прагматизма и материального преуспеяния. Значение литературы «местного колорита» для становления национальной культуры. Заимствования и оппозиция по отношению к европейской культуре.
Г. Джеймс
Основные вехи в жизни писателя. Космополитизм Джеймса: американец, впитавший в себя культуру Европы. Личное решение оппозиции «Америка – Европа» - принятие британского гражданства как протест против американской политики невмешательства. Образ Британии как страны-компромисса между двумя крайностями. Ранние работы Джеймса как исследование возможностей романтизма, натурализма, викторианской литературы. Значение темы экспатрианства для творчества Джеймса. Роман «Женский портрет» - результат поисков новых путей в литературе. Г. Джеймс и теория психологической прозы. Автор как режиссер, комбинирующий сознания героев для создания многомерной картины. Внешнее действие как катализатор для развернутой картины духовной жизни героя. Система персонажей: обыгрывание стереотипов американского и европейского характеров. «Поворот винта» как образец зрелого творчества Джеймса. Новаторские приемы прозы: игра точек зрения, прием эллипсиса (умолчания), мистификация и принцип недостоверного повествования. Структурные особенности текста. Роль автора и читателя в романе, построенном по принципам рецептивной эстетики.
М. Твен.
Основные этапы творчества М. Твена (Самюэль Клеменс). Особенности интерпретации романтического понятия «фронтир» в произведениях Твена. Отражение экономической и культурной оппозиции «Восток-Запад» в американской литературе. Функции и способы создания «местного колорита»: его влияние на специфику характера героев и манеру повествования. «Приключения Тома Сойера» и характерные темы творчества Твена. Элементы жанра приключенческого романа и их преодоление. Система персонажей и моделирование социальной структуры в условиях изолированного общества. Значение темы детства для произведений Твена. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и особенности мировоззрения Твена в поздний период творчества. Объект и цель сатирического пародирования в романе.
ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ Просветительский идеал "естественного бытия" в романах "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна". Марк Твен - псевдоним, маска, образ? Примеры новых повествовательных приемов в прозе Г. Джеймса.
ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ ΙV
Анцыферова О. Художественные поиски Генри Джеймса и французская литература второй половины XIX века // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. - Иваново, 1985. Анцыферова О.Ю. Повести и рассказы Генри Джеймса: от истоков к свершениям / Иван. гос. ун-т. - Иваново, 1998. Башмакова Л.П. О твеновском этапе в американском реализме // Американская литература: проблема развития методов и жанров. - Краснодар, 1990. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М., 2004. Балдицын П.В. Система жанров в творчестве Твена: На границах традиции и новации, факта и вымысла // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - М., 2004. - N 5. Лозовская И. У истоков романа XX века: (К вопросу об экспериментальной прозе Генри Джеймса) // Некоторые вопросы изучения славянских языков и литератур. - Минск, 1990. Ненарочкина А.Г. Текст художественного произведения: восприятие и интерпретация (Г. Джеймс "Поворот винта") / Донец. гос. ун-т. - Донецк, 1986. Селитрина Т.Л. Статьи Генри Джеймса об искусстве в свете его эстетических взглядов // Россия и мир: вызовы времени. - Уфа, 2005. - Ч. 3. Солодовник В.И. История литературы США: нравственный идеал через века / Кубан. гос. ун-т. - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1997. Урнов Д.М. Англо-американский вариант: (К пробл. определений) // Контекст, 1985. - М., 1986.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.008 с.) |