Неоромантизм. Р. Киплинг. Дж. Конрад. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неоромантизм. Р. Киплинг. Дж. Конрад.



 

Проблема определения термина. Резонанс романтической традиции в период господства реализма; взаимодействие наследия классического романтизма и современных натуралистических и символических тенденций. Неоромантизм как признак культурологического сдвига в условиях «гибели богов», проблема обновления культуры; влияние философии Ницше.

Основные признаки неоромантизма в литературе: элементы авантюрного романа, новая интерпретация «экзотической» темы и мотива путешествий, стоическая концепция личности. Преодоление временного хаоса как лейтмотив сюжета. Борьба против символической расплывчатости; экспрессивный, простой язык как основная черта неоромантического стиля.

Неоромантизм в Англии и запросы имперской массовой культуры. Мотивы путешествия и «другой страны» и колониальная составляющая британской культуры. Р. Киплинг как «бард английского империализма». Образ белого человека как миссионера европейской цивилизации. Специфика характера героя: стоицизм, гражданственность, чувство изолированности в чужой стране. Оппозиция Восток-Запад в творчестве Киплинга и ее решение. Поэтика текстов Киплинга как сочетание романтизма и натурализма.

Колониальное мировоззрение в творчестве Дж. Конрада. Понятие «пограничной ситуации» и психологический анализ в романе Конрада «Сердце тьмы». Различия в трактовке европоцентирческой позиции белого человека в творчестве Конрада и Киплинга.

 

О. Уайльд и декаданс в английской литературе

 

Условия формирования и формы проявления декадентского движения в Англии. Влияние философии Рескина и Пейтера – диалог между этическим и эстетическим принципами понимания красоты. Связь с французским символизмом и декадансом: влияние Бодлера. Феномен «желтых девяностых» в английской литературе. Английский декаданс в прозе и поэзии: основные сюжеты и мотивы.

О. Уайльд как представитель английского эстетизма. Основные этапы жизни и творчества; Уайльд – литературный теоретик, критик, поэт, прозаик и драматург.

Цикл эссе «Замыслы» и теория эстетизма Уайльда. Жизнь подражает искусству больше, чем искусство – жизни. Понимание искусства как «прекрасной лжи», идеала, созданного безграничной силой воображения, не думающего об этике и морали. Литература реализма как век «упадка лжи». Всеохватность искусства: любое проявление жизни должно стремиться к идеальной красоте формы.

«Портрет Дориана Грея» как воплощение теоретических принципов Уайльда. Литературные и мифологические влияния в романе. Система персонажей и типы мировоззрения, связанные с ними. Судьба главного героя как воплощение предельной эстетизации собственной жизни. Грей как денди: сходства и различия в понимании дендизма у Уайльда и Бодлера.

Драматургия Уайльда. Особая функция юмора и парадокса в решении противоречия между желаемым и реальным, видимым и сущным.

 


3.9. Литература нонсенса. Л. Кэрролл

 

Регламентрованность и конвенциональность викторианства как основные причины возникновения «бессмысленной» литературы. Философские и логические положения нонсенса и его влияние на викторианское мировоззрение. Нонсенс в различных литературных жанрах: поэзия – Э. Лир, проза – Л. Кэрролл, Г.К. Честертон.

Дилогия об Алисе Кэрролла как классическое произведение нонсенса. Характерные приемы, использованные для создания «бессмыслицы». Основные версии интерпретации текста.

Влияние нонсенса на литературу последующих периодов. Викторианский нонсенс и театр абсурда XX в.

 

Новая драма» и викторианский театр. Дж.Б. Шоу.

 

Теоретическая работа "Квинтэссенция ибсенизма" как манифест творчества Б. Шоу. Основные задачи пьес-дискуссий: проблемный характер сюжетов, акцентирование социальных конфликтов, маскируемых свойственной викторианству конвенциональностью, отрицание традиционных канонов и форм. Противопоставление индивидуального характера и общественных условностей, «столкновение идей» как базовый принцип построения сюжета в пьесах Шоу. Роль иронии и парадокса в раскрытии внутренних противоречий в общественно-этических понятиях и принципах викторианского социума.

ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

 

ЗАДАНИЯ БАЛЛЫ
Какие историко-культурные черты характеризуют Викторианский период в истории Великобритании? 3 балл
Философия Г. Спенсера и английский натурализм. 3 балла
Какие романы Т. Гарди относятся к «романам характера и обстоятельств»? Почему цикл получил такое название? 1 балла
В чем заключается философия агностицизма и каким образом она отражена в характере Тэсс Дейберфильд? 2 балла
Что такое «драматический монолог» и в творчестве каких писателей использован этот прием? 2 балла
Как можно интерпретировать финал романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»? 3 балла
Что такое «нонсенс»? 2 балла
Как отражена концепция сверхчеловека Ницше в творчестве Киплинга? 3 балла
Какая историческая оппозиция представлена в романе Э. Гаскелл «Север и Юг»? 2 балла
Что объединяет романы «Барсетширских хроник» Э. Троллопа в один цикл? 1 балл
Как решается проблема смерти в поэме Теннисона «In memoriam»? 2 балла
Почему структуру романа Дж. Элиот принято определять как полицентрическую? 2 балла
Перечислите основные принципы эстетики прерафаэлитов. 3 балла
Почему Р. Киплинга называют «бардом английского империализма»? 2 балла
В чем заключается «пограничная ситуация», обрисованная в романе Дж. Конрада «Сердце тьмы»? 3 балла
Что вкладывает О. Уайльд в понятие «искусство лжи»? 3 балла
Сходство и отличие характеров Доротеи Брук («Миддлмарч») и Эммы Бовари («Госпожа Бовари») 2 балла
0 –23 баллов - «неудовлетворительно»; 24 - 29 баллов – «удовлетворительно»; 30 – 35 баллов – «хорошо»; 36 - 39 балла – «отлично».  

 

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Роль парадокса в пьесах О. Уайльда и Б. Шоу.

«Барсетширские хроники» Э. Троллопа и кризис религиозных институтов в Викторианской Англии.

Традиции куртуазной литературы в творчестве Ф.А. Суинберна.

«Strange modern disease» в поэзии М. Арнольда и А. Теннисона.

Жанр сказки в творчестве О. Уайльда.

Судьба женщины в викторианском романе рубежа веков: романы Э. Гаскелл, Дж. Элиот.

В чём видел «квинтэссенцию ибсенизма» Б. Шоу.

Темы и образы произведений Дж. Конрада.

 

ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ ΙΙΙ

 

Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература Х1Х века / Отв.ред. Михальская Н.П.; АН СССР. Ин-т мировой лит.им.А.М.Горького. - М.: Наука, 1986.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1998.

Ахмечет Л.А. Рассказчик Марлоу в трех произведениях Джозефа Конрада // Проблема автора в художественной литературе. - Устинов, 1985.

Беляева В.Е. Эволюция образа женщины от Викторианской эпохи до постмодернизма: (На примере произведений Теннисона, Пинтера, Брауна и Стоппарда) // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. - М., 2006. - N 2.

Бочкарева Н.С. Интерпретация "Леди из Шалотта" А.Теннисона в картинах Дж.У. Уотерхауза, У.Х.Ханта и С.Х.Метьярда // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М., 2002.

Бурцев А.А., Семина Н.В. Английская литературная сказка конца ХIХ - начала ХХ века: Учеб. пособие / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск, 1991.

Гиривенко А.Н. Альфред Теннисон в России: к истории восприятия // Материалы по истории русской культуры XIX-XX вв. - Брянск, 1993.

Гражданская З.Т. Бернард Шоу. - М., 1979.

Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой…» - М., Изд-во УРАО, 2000.

Демурова Н. М. Томас Гарди, прозаик и поэт // Гарди Т. Избран. произведения: В 3-х т. - М., 1988.

Долинин А. Редьярд Киплинг и английская литература XIX в. – Л., 1984.

Миловидов В.А. Дж. Китс и прерафаэлиты // Проблемы поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. - М., 1989.

Новиков К. Неординарность как норма // Шоу Б. Избр. произведения. - М., 1993

Образцова О.Г. От натурализма к символизму в европейском театре на рубеже XIX и ХХ веков // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. - М., 1996.

Образцова А.Г. Бернард Шоу: Учеб. пособие. - М.: РКХ РИЦ, 1997.

Пальцев Н. Художник как критик. Критика как художество. Эстетика Оскара Уайльда. // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 тт. – М., 1993.

Пирсон Х. Бернард Шоу / Пер. с англ. Харитонова В., Марецкой М. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 1998.

Половинкина О.И. Викторианская эпоха в "Королевских идиллиях" А.Теннисона // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков: Пробл. романтизма. - Иваново, 1996.

Проскурнин Б.М. Английская литература 1900-1914 годов: (Дж.Р.Киплинг, Дж.Конрад, Д.Г. Лоуренс). Текст лекций / Перм. гос. ун-т им. А.М.Горького. - Пермь, 1993.

Тишунина Н.В. Трансформация романтических идей в эстетических взглядах Джона Рескина и прерафаэлитов // Модификации художественных систем в историко-литературном процессе. - Свердловск, 1990.

Тугушева М.П. В надежде правды и добра: Портр. писательниц. - М.: Худож. лит., 1990.

Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. - М., 1970.

Урнов М.В. Оскар Уайльд и его творчество. // О. Уайльд. Избранные произведения. – М., 1979, т.1.

Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества. - М., 1969.

Федоров А.А. Идейно-эстетические искания в английской литературе 80-90-х годов XIX в. и драматургия Г.Ибсена: Учеб. пособие / Башк. гос.ун-т им. 40-летия Октября. - Уфа, 1987.

Федоров А.А. Зарубежная литература XIX-XX веков: Эстетика и худож. творчество / Ред.-сост. Цурганова Е.А. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1989.

Хорольский В.В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX-XX веков. – Киев, 1991.

Хорольский В.В. Эстетизм в английской поэзии конца XIX в: (К проблеме типологии лититературных направлений) // Типологические аспекты литературоведческого анализа. - Тюмень, 1987.

Яковлев Д.Е. Моралисты и эстеты: (Англ. неоромантическая эстетика и современность). - М.: Знание, 1988.

 

 

МОДУЛЬ IV Американская литература

Темы данного модуля призваны охарактеризовать своеобразие литературного процесса в США на рубеже веков, обусловленного спецификой социально-политического и культурно-исторического развития американского общества, познакомить студентов с основными тенденциями в развитии философско-эстетической и художественной мысли США в период конца ХIX – начала XX вв.

Исторически обоснованные нюансы развития американской литературы в XIX в. Роль романтизма в национальном самоопределении – причина позднего перехода к реалистической литературе. Судьба романтического «наследия» в реализме второй половины XIX в.: стереотип национального героя, эволюция философии и мировоззрения.

Значение гражданской войны для преодоления романтизма. Социо-культурное развитие страны в послевоенное время: индустриальный прогресс, философия прагматизма и материального преуспеяния. Значение литературы «местного колорита» для становления национальной культуры. Заимствования и оппозиция по отношению к европейской культуре.

 

Г. Джеймс

 

Основные вехи в жизни писателя. Космополитизм Джеймса: американец, впитавший в себя культуру Европы. Личное решение оппозиции «Америка – Европа» - принятие британского гражданства как протест против американской политики невмешательства. Образ Британии как страны-компромисса между двумя крайностями.

Ранние работы Джеймса как исследование возможностей романтизма, натурализма, викторианской литературы. Значение темы экспатрианства для творчества Джеймса.

Роман «Женский портрет» - результат поисков новых путей в литературе. Г. Джеймс и теория психологической прозы. Автор как режиссер, комбинирующий сознания героев для создания многомерной картины. Внешнее действие как катализатор для развернутой картины духовной жизни героя. Система персонажей: обыгрывание стереотипов американского и европейского характеров.

«Поворот винта» как образец зрелого творчества Джеймса. Новаторские приемы прозы: игра точек зрения, прием эллипсиса (умолчания), мистификация и принцип недостоверного повествования. Структурные особенности текста. Роль автора и читателя в романе, построенном по принципам рецептивной эстетики.

 

М. Твен.

 

Основные этапы творчества М. Твена (Самюэль Клеменс).

Особенности интерпретации романтического понятия «фронтир» в произведениях Твена. Отражение экономической и культурной оппозиции «Восток-Запад» в американской литературе. Функции и способы создания «местного колорита»: его влияние на специфику характера героев и манеру повествования.

«Приключения Тома Сойера» и характерные темы творчества Твена. Элементы жанра приключенческого романа и их преодоление. Система персонажей и моделирование социальной структуры в условиях изолированного общества. Значение темы детства для произведений Твена.

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и особенности мировоззрения Твена в поздний период творчества. Объект и цель сатирического пародирования в романе.

 

 

ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

 

ЗАДАНИЯ БАЛЛЫ
Основные особенности социо-культурного развития США на рубеже веков 3 балл
Как меняется понятие «фронтира» в творчестве М. Твена? 2 балла
Каким образом и в каких романах Г. Джеймс противопоставляет культуры США и Европы? 3 балла
Какие признаки позволяют причислить роман М. Твена «Янки при дворе короля Артура» к антиутопии? 3 балла
У. Джеймс, брат Генри Джеймса, сформулировал принцип приема, сыгравшего огромную роль в литературе XX в.; что это за прием? 2 балла
В чем смысл противопоставления характеров Т. Сойера и Г. Финна в романах М. Твена? 2 балла
В чем заключается прием «недостоверного повествования» и в творчестве какого автора он использован? 3 балла
Почему переход от романтизма к реализму в СШа произошел позднее, чем в Европе? 2 балла
Какие принципы психологического реализма сформулировал Г. Джеймс? 3 балла
0 –10 баллов - «неудовлетворительно»; 11 - 16 баллов – «удовлетворительно»; 17 – 19 баллов – «хорошо»; 20 - 23 балла – «отлично».  

 

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Просветительский идеал "естественного бытия" в романах "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна".

Марк Твен - псевдоним, маска, образ?

Примеры новых повествовательных приемов в прозе Г. Джеймса.

 

ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ ΙV

 

Анцыферова О. Художественные поиски Генри Джеймса и французская литература второй половины XIX века // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. - Иваново, 1985.

Анцыферова О.Ю. Повести и рассказы Генри Джеймса: от истоков к свершениям / Иван. гос. ун-т. - Иваново, 1998.

Башмакова Л.П. О твеновском этапе в американском реализме // Американская литература: проблема развития методов и жанров. - Краснодар, 1990.

Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М., 2004.

Балдицын П.В. Система жанров в творчестве Твена: На границах традиции и новации, факта и вымысла // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - М., 2004. - N 5.

Лозовская И. У истоков романа XX века: (К вопросу об экспериментальной прозе Генри Джеймса) // Некоторые вопросы изучения славянских языков и литератур. - Минск, 1990.

Ненарочкина А.Г. Текст художественного произведения: восприятие и интерпретация (Г. Джеймс "Поворот винта") / Донец. гос. ун-т. - Донецк, 1986.

Селитрина Т.Л. Статьи Генри Джеймса об искусстве в свете его эстетических взглядов // Россия и мир: вызовы времени. - Уфа, 2005. - Ч. 3.

Солодовник В.И. История литературы США: нравственный идеал через века / Кубан. гос. ун-т. - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1997.

Урнов Д.М. Англо-американский вариант: (К пробл. определений) // Контекст, 1985. - М., 1986.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.054 с.)