Тесты рубежного контроля к модулю I. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты рубежного контроля к модулю I.



ЗАДАНИЯ Количество баллов
1. Охарактеризуйте экономическую и культурную ситуацию в Западной Европе на рубеже XIX- XX вв. 3 балла
2. Укажите основные различия между критическим реализмом и натурализмом. 3 балла
3. Чьи философские идеи оставили наиболее глубокий след в интеллектуальной атмосфере эпохи? 2 балла
4. Что олицетворяют Аполлон и Дионис в философии Ф. Ницше? 2 балла
5. Основные положения философии А. Шопенгауэра. 2 балла
6. Дайте определение философии позитивизма. 2 балла
7. В чем заключается натуралистическая теория истории литературы И. Тэна? 3 балла
8. По каким принципам строится экспериментальный роман? 2 балла
9. Основные положения философии С. Кьеркегора. 2 балла
10. Какой комплекс культурных явлений обозначен термином fin de sieçle? 2 балла
0 – 13 баллов – «неудовлетворительно»; 14 - 16 баллов – «удовлетворительно»; 17 – 19 баллов – «хорошо»; 20 - 23 балла – «отлично».  

 

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Основные положения иррационалистической философии Ф. Ницше.

Образ Сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

Образы-символы Аполлона и Диониса в трактате Ф. Ницше "Рождение трагедии из духа музыки".

Основные идеи «Мира как воли и представления» А. Шопенгауэра.

Теистический экзистенциализм С. Кьеркегора.

Факторы, определяющие надиндивидуальные формы культуры в теории истории литературы И. Тэна.

 

 

Литература к модулю I.

Учебники.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. / Под ред. В.М. Толмачева. – М., ACADEMIA, 2003.

История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Г.Н.Храповицкой. М., 2007.

История зарубежной литературы XIX в. / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., «Высшая школа», 2000.

История западно-европейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / Под редакцией Т.В. Соколовой. – М.: Высшая школа, 2003.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.

История зарубежной литературы XX века (1871-1917)/ Под ред. В.Н. Богославского, З.Т. Гражданской. - М., 1989.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., «Высшая школа», 2001.

Зарубежная литература XX века (1871-1917): Хрестоматия/Сост. Н.П. Михальская, Б.И. Пурищев. - М, 1981.

 

Дополнительная литература.

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. - М.-СПб., Университетская книга, 2000.

Батай Ж. Литература и зло. – М., Изд-во МГУ, 1994.

Гинзбург Л. Литература в поисках реальности // Вопр. лит. - М., 1986. - N 2.

Ингарден Р. Очерки по философии литературы. – Благовещенск, 1999.

Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. – М., 1990.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки.1870-1917.-М., 1987.

Миловидов В.А. Натурализм: метод, поэтика, стиль: (Пробл. сравн. литературоведения). Учеб. пособие по спецкурсу / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 1993.

Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. // Самосознание культуры и искусства XX века. – М.-СПб: Университетская книга, 2000.

Реализм в зарубежных литературах XIX-XX вв. К пробл. творч. взаимосвязей и лит. преемственности. / Под ред. Петровой Е.А., Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.

Русская и зарубежная литература конца ХIХ - начала ХХ века: основные течения: Реализм. Натурализм. Символизм. Импрессионизм. Неоромантизм. Эстетизм. Неореализм. Демокр. и пролет. лит.: Кн. для учителя / Арсентьева Н.Н., Волков Е.М., Драгунова Ю.А. и др. Орл. гос. ун-т. Каф. рус. лит. ХХ в. и истории зарубеж лит. - Орел, 1998. Ч. 1.

Толмачёв В. М. Где искать XIX век? //Зарубежная литература второго тысячелетия / Под ред. Андреева Л.Г. – М., 2001.

 

МОДУЛЬ II. Литература Франции.

Темы данного модуля призваны определить особенности культурно - исторического развития Франции в конце XIХ – первом десятилетии XX века и охарактеризовать основные направления во французской литературе изучаемого периода. Особое внимание будет уделено теоретическим вопросам, связанным с формированием философско-эстетических воззрений натурализма, символизма и декаданса.

Натурализм.

Общественно-политические события 1870–1913 годов (франко-прусская война, Парижская коммуна, становление III Республики, дело Дрейфуса и т. д.), их отражение в литературе.

Значение романа «Госпожа Бовари» и флоберовской эстетики творчества для французской прозы 1860–1890-х годов. Неприятие и преодоление романтизма поколения Гюго и Ж. Санд. Влияние живописи (Курбе, Мане, импрессионисты, постимпрессионисты, Сезанн) как фактора литературного мышления.

Золя - основоположник натурализма. Место Золя в культурной жизни Франции: реакция общества на произведения, связь с импрессионистами. Совмещение науки и искусства как основа творческого метода. Теоретические сочинения Золя. Новое понимание задач автора. Тезис об экспериментальном романе. Автор – ученый-естествоиспытатель. Беспристрастность, фактографичность, научность как основные составляющие творческого метода натурализма. Социальный биологизм: роль наследственности, социального бессознательного, художественное воплощение идей И. Тэна. Мотив общественного организма и социальной болезни.

Творчество братьев Гонкур и внимание к биологический природе человека. Понятие невроза как особого состояния души, вызванного противоречием душевного склада героя и окружающей его среды. Признание за героем из низших слоев права на эмоциональную жизнь – важный вклад братьев Гонкур в демократизацию романа.

«Меданская группа» писателей. Трансформация идей Золя в позднем натурализме: повышенное внимание к стилистике, психологизм, элементы импрессионизма. Влияние философии Шопенгауэра, реализация некоторых философских идей в творчестве Мопассана. Противопоставление «бытия» и «сознания», творчество как искусство иллюзии.

Влияние поэтики натурализма на прочие литературные стили; натуралистические тенденции в символизме и импрессионизме.

 

Символизм.

Этапы становления символизма: первый импульс к символическому мировосприятию как реакция на крайности натурализма; 1870 - 1880-е гг., в которые закладывались его художественные основы в творчестве П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме; и конец 1880 - 1890-х гг., когда символизм превратился в литературное направление. Роль Парнасской школы в формировании эстетики символизма, основные концепции парнасцев и их реализация в символическом искусстве: тезис «искусства ради искусства». Противопоставление поэта и толпы как вызов буржуазному утилитаризму и господству «среднего» вкуса. Бегство от реальности: увлечение древностью, экзотикой. Борьба за чистоту искусства, не связанного с реальностью. Форма становится важнее содержания и правдоподобия. Особая роль художника как создателя идеальной, абстрактной красоты. Значение Парнасской школы в становлении творческого метода Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.

Символизм в контексте других направлений и стилей литературного процесса во Франции. Связь с натуралистическим видением мира, символическая проза Ж.-К. Гюисманса и его роман «Наоборот». Символизм и декаданс: сходство и различие эстетических принципов. Творчество А. Франса как соединение натуралистических и символических тенденций. Отношение к культуре как к театру и релятивизм в оценке различных философских систем отражают общий кризис традиционных идеологий, характерный для рубежа веков. Исторический роман в трактовке Франса, авторское исследование «интеллектуальной мифологии» европейской цивилизации. Основные мотивы в романе «Боги жаждут»: цикличность истории и отрицание идеи линейного прогресса, театрализация истории, влияние философских систем античности (Эпикур, Лукреций Кар). Мифологическая символика в романе.

 

Декаданс.

 

Этимология понятия «декаданс» и его универсальность. Декаданс как духовное состояние, отмечающее любую переходную эпоху; связь понятия с христианской идеей линейного времени и эсхатологией. Понятие «болезни конца века» во второй половине XIX в. Влияние философии Шопенгауэра и Ницше на формирование декадентской эстетики. «Ожидание гибели» и поиск путей обновления искусства через его максимальную эстетизацию.

Характерные стилистические признаки декадентского искусства. Отказ от всего естественного ради искусственного. Бунт против исчерпавших себя форм выражения. О сознание автором себя как носителя высокой, но гибнущей культуры; утонченность и усложненность формы, призванные сделать произведение недоступным для профанов. Основные литературные эмблемы декаданса (демон, сфинкс, Прометей, Нерон и т.д.).

2.2.1. П. Верлен.

Биография поэта. Дружба с А. Рембо и ее влияние на жизнь и творчество Верлена. «Томление» как программное стихотворение декаданса. «Проклятые поэты». Основные мотивы поэзии Верлена. Импрессионистский элемент: фиксация непосредственных впечатлений взамен рациональной четкости, использование фонетико-синтаксических приемов и суггестивной силы слова. Полифоничность и полихромность стиха как средство создать настроение вместо конкретного называния предметов. Новаторство Верлена в области стихосложения.

 

А. Рембо.

Нонконформизм как основа творчества Рембо. Страдание, бунт и бегство - мотивы стихов, где «слова выпущены на свободу». «Пьяный корабль» и поэмы-фантасмагории. Разрыв пространственно-временных и логических связей как способ создать новый тип сравнений. Сакральная роль поэзии в разрушении привычных форм и возвращении к «первоматерии». «Лето в аду» - авторское саморазоблачение. Неразрешимое противоречие между прорывом в бессознательное и его материальной, натуралистической природой. Новаторство Рембо в стихосложении. Верлибр. Принципы суггестивной поэзии, внушение образа вместо его описания. Влияние Рембо на поэтов-символистов и декадентов.

С. Малларме.

Малларме как создатель французского символизма. Аналитическая основа поэзии Малларме; стихотворение как головоломка, шифр. Цель поэта – проникнуть в первопричину материального мира. Стихотворение «Демон аналогии» как выражение принципов «материалистической метафизики». Задача поэта – обнаружить скрытое сходство между предметами, проникнуть в их истинную сущность. Обоснование необходимости реформы поэтического языка. Новое понимание поэтического слова как способа «развеществить» реальность. Определение нового идеала красоты и сомнение в способности человека достичь его. Поэзия молчания.

 

Ш. Бодлер.

 

Основные этапы биографии. Ж.-П. Сартр о Бодлере. Основные произведения; Бодлер как поэт, переводчик и литературный критик. Суд над «Цветами зла»: значение для литературной жизни Франции и для кристаллизации творческой философии Бодлера. Цель автора – воспеть привлекательность добра на контрастном фоне зла. Тезис о двух моралях; мораль искусства несопоставима с моралью повседневности. Элитарный характер творчества.

Дендизм как философия: «последняя вспышка героики в мире упадка». Превращение собственной жизни в произведение искусства; денди как представитель современного стоицизма. Представление о человеческом характере у Бодлера: спор с Руссо. Понятие сплина – врожденная порочность человека делает идеалы недостижимыми. Мотив потерянности человека во вселенной без бога: «ужас бессильной свободы».

Основные темы и мотивы в творчестве Бодлера. Безвыходность и цикличность земной жизни. Ницшеанская идея сверхчеловека; поэт как избранный, способный видеть мир во всей полноте борьбы добра и зла. Тезис о двух Венерах. Поиск красоты и мотив искупления греховной природы человека.

Бодлер в контексте истории литературы. Основные влияния (Вийон, Гофман, де Квинси, Э. По).

 

Лотреамон.

 

Особое место Лотреамона (Исидор Дюкасс) в истории французской литературы XIX-XX вв.

«Песни Мальдорора» - центральное произведение писателя. Этимология названия. Тотальный протест как философия жизни; бунт против культуры, основанной на принуждении. Связь с тезисом Бодлера об изначальном несовершенстве человека. Образ бога-антропофага: человек ужасен, так как создан по подобию безжалостного бога. Решимость героя признать свое одиночество, отказавшись от веры: бог, допускающий зло, не заслуживает поклонения.

Образ главного героя. Мальдорор как маска автора, универсальное обобщение. Стилистические особенности «Песен»: новые способы создания метафор и олицетворений на основе метонимического стыка. Осознание игровой, условной природы искусства и элемент пародирования в «Песнях».

«Открытие» творчества Лотреамона сюрреалистами. Созвучие бунтарского порыва Мальдорора и протеста против «принципа реальности» в литературном авангарде 1910-1920х гг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.015 с.)