ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ I.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ I.



ЗАДАНИЯ Количество баллов
1. Охарактеризуйте экономическую и культурную ситуацию в Западной Европе на рубеже XIX- XX вв. 3 балла
2. Укажите основные различия между критическим реализмом и натурализмом. 3 балла
3. Чьи философские идеи оставили наиболее глубокий след в интеллектуальной атмосфере эпохи? 2 балла
4. Что олицетворяют Аполлон и Дионис в философии Ф. Ницше? 2 балла
5. Основные положения философии А. Шопенгауэра. 2 балла
6. Дайте определение философии позитивизма. 2 балла
7. В чем заключается натуралистическая теория истории литературы И. Тэна? 3 балла
8. По каким принципам строится экспериментальный роман? 2 балла
9. Основные положения философии С. Кьеркегора. 2 балла
10. Какой комплекс культурных явлений обозначен термином fin de sieçle? 2 балла
0 – 13 баллов – «неудовлетворительно»; 14 - 16 баллов – «удовлетворительно»; 17 – 19 баллов – «хорошо»; 20 - 23 балла – «отлично».  

 

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Основные положения иррационалистической философии Ф. Ницше.

Образ Сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

Образы-символы Аполлона и Диониса в трактате Ф. Ницше "Рождение трагедии из духа музыки".

Основные идеи «Мира как воли и представления» А. Шопенгауэра.

Теистический экзистенциализм С. Кьеркегора.

Факторы, определяющие надиндивидуальные формы культуры в теории истории литературы И. Тэна.

 

 

Литература к модулю I.

Учебники.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. / Под ред. В.М. Толмачева. – М., ACADEMIA, 2003.

История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Г.Н.Храповицкой. М., 2007.

История зарубежной литературы XIX в. / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., «Высшая школа», 2000.

История западно-европейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / Под редакцией Т.В. Соколовой. – М.: Высшая школа, 2003.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.

История зарубежной литературы XX века (1871-1917)/ Под ред. В.Н. Богославского, З.Т. Гражданской. - М., 1989.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., «Высшая школа», 2001.

Зарубежная литература XX века (1871-1917): Хрестоматия/Сост. Н.П. Михальская, Б.И. Пурищев. - М, 1981.

 

Дополнительная литература.

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. - М.-СПб., Университетская книга, 2000.

Батай Ж. Литература и зло. – М., Изд-во МГУ, 1994.

Гинзбург Л. Литература в поисках реальности // Вопр. лит. - М., 1986. - N 2.

Ингарден Р. Очерки по философии литературы. – Благовещенск, 1999.

Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. – М., 1990.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки.1870-1917.-М., 1987.

Миловидов В.А. Натурализм: метод, поэтика, стиль: (Пробл. сравн. литературоведения). Учеб. пособие по спецкурсу / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 1993.

Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. // Самосознание культуры и искусства XX века. – М.-СПб: Университетская книга, 2000.

Реализм в зарубежных литературах XIX-XX вв. К пробл. творч. взаимосвязей и лит. преемственности. / Под ред. Петровой Е.А., Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.

Русская и зарубежная литература конца ХIХ - начала ХХ века: основные течения: Реализм. Натурализм. Символизм. Импрессионизм. Неоромантизм. Эстетизм. Неореализм. Демокр. и пролет. лит. : Кн. для учителя / Арсентьева Н.Н., Волков Е.М., Драгунова Ю.А. и др. Орл. гос. ун-т. Каф. рус. лит. ХХ в. и истории зарубеж лит. - Орел, 1998. Ч. 1.

Толмачёв В. М. Где искать XIX век? //Зарубежная литература второго тысячелетия / Под ред. Андреева Л.Г. – М., 2001.

 

МОДУЛЬ II. Литература Франции.

Темы данного модуля призваны определить особенности культурно - исторического развития Франции в конце XIХ – первом десятилетии XX века и охарактеризовать основные направления во французской литературе изучаемого периода. Особое внимание будет уделено теоретическим вопросам, связанным с формированием философско-эстетических воззрений натурализма, символизма и декаданса.

Натурализм.

Общественно-политические события 1870–1913 годов (франко-прусская война, Парижская коммуна, становление III Республики, дело Дрейфуса и т. д.), их отражение в литературе.

Значение романа «Госпожа Бовари» и флоберовской эстетики творчества для французской прозы 1860–1890-х годов. Неприятие и преодоление романтизма поколения Гюго и Ж. Санд. Влияние живописи (Курбе, Мане, импрессионисты, постимпрессионисты, Сезанн) как фактора литературного мышления.

Золя - основоположник натурализма. Место Золя в культурной жизни Франции: реакция общества на произведения, связь с импрессионистами. Совмещение науки и искусства как основа творческого метода. Теоретические сочинения Золя. Новое понимание задач автора. Тезис об экспериментальном романе. Автор – ученый-естествоиспытатель. Беспристрастность, фактографичность, научность как основные составляющие творческого метода натурализма. Социальный биологизм: роль наследственности, социального бессознательного, художественное воплощение идей И. Тэна. Мотив общественного организма и социальной болезни.

Творчество братьев Гонкур и внимание к биологический природе человека. Понятие невроза как особого состояния души, вызванного противоречием душевного склада героя и окружающей его среды. Признание за героем из низших слоев права на эмоциональную жизнь – важный вклад братьев Гонкур в демократизацию романа.

«Меданская группа» писателей. Трансформация идей Золя в позднем натурализме: повышенное внимание к стилистике, психологизм, элементы импрессионизма. Влияние философии Шопенгауэра, реализация некоторых философских идей в творчестве Мопассана. Противопоставление «бытия» и «сознания», творчество как искусство иллюзии.

Влияние поэтики натурализма на прочие литературные стили; натуралистические тенденции в символизме и импрессионизме.

 

Символизм.

Этапы становления символизма: первый импульс к символическому мировосприятию как реакция на крайности натурализма; 1870 - 1880-е гг., в которые закладывались его художественные основы в творчестве П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме; и конец 1880 - 1890-х гг., когда символизм превратился в литературное направление. Роль Парнасской школы в формировании эстетики символизма, основные концепции парнасцев и их реализация в символическом искусстве: тезис «искусства ради искусства». Противопоставление поэта и толпы как вызов буржуазному утилитаризму и господству «среднего» вкуса. Бегство от реальности: увлечение древностью, экзотикой. Борьба за чистоту искусства, не связанного с реальностью. Форма становится важнее содержания и правдоподобия. Особая роль художника как создателя идеальной, абстрактной красоты. Значение Парнасской школы в становлении творческого метода Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.

Символизм в контексте других направлений и стилей литературного процесса во Франции. Связь с натуралистическим видением мира, символическая проза Ж.-К. Гюисманса и его роман «Наоборот». Символизм и декаданс: сходство и различие эстетических принципов. Творчество А. Франса как соединение натуралистических и символических тенденций. Отношение к культуре как к театру и релятивизм в оценке различных философских систем отражают общий кризис традиционных идеологий, характерный для рубежа веков. Исторический роман в трактовке Франса, авторское исследование «интеллектуальной мифологии» европейской цивилизации. Основные мотивы в романе «Боги жаждут»: цикличность истории и отрицание идеи линейного прогресса, театрализация истории, влияние философских систем античности (Эпикур, Лукреций Кар). Мифологическая символика в романе.

 

Декаданс.

 

Этимология понятия «декаданс» и его универсальность. Декаданс как духовное состояние, отмечающее любую переходную эпоху; связь понятия с христианской идеей линейного времени и эсхатологией. Понятие «болезни конца века» во второй половине XIX в. Влияние философии Шопенгауэра и Ницше на формирование декадентской эстетики. «Ожидание гибели» и поиск путей обновления искусства через его максимальную эстетизацию.

Характерные стилистические признаки декадентского искусства. Отказ от всего естественного ради искусственного. Бунт против исчерпавших себя форм выражения. Осознание автором себя как носителя высокой, но гибнущей культуры; утонченность и усложненность формы, призванные сделать произведение недоступным для профанов. Основные литературные эмблемы декаданса (демон, сфинкс, Прометей, Нерон и т.д.).

2.2.1. П. Верлен.

Биография поэта. Дружба с А. Рембо и ее влияние на жизнь и творчество Верлена. «Томление» как программное стихотворение декаданса. «Проклятые поэты». Основные мотивы поэзии Верлена. Импрессионистский элемент: фиксация непосредственных впечатлений взамен рациональной четкости, использование фонетико-синтаксических приемов и суггестивной силы слова. Полифоничность и полихромность стиха как средство создать настроение вместо конкретного называния предметов. Новаторство Верлена в области стихосложения.

 

А. Рембо.

Нонконформизм как основа творчества Рембо. Страдание, бунт и бегство - мотивы стихов, где «слова выпущены на свободу». «Пьяный корабль» и поэмы-фантасмагории. Разрыв пространственно-временных и логических связей как способ создать новый тип сравнений. Сакральная роль поэзии в разрушении привычных форм и возвращении к «первоматерии». «Лето в аду» - авторское саморазоблачение. Неразрешимое противоречие между прорывом в бессознательное и его материальной, натуралистической природой. Новаторство Рембо в стихосложении. Верлибр. Принципы суггестивной поэзии, внушение образа вместо его описания. Влияние Рембо на поэтов-символистов и декадентов.

С. Малларме.

Малларме как создатель французского символизма. Аналитическая основа поэзии Малларме; стихотворение как головоломка, шифр. Цель поэта – проникнуть в первопричину материального мира. Стихотворение «Демон аналогии» как выражение принципов «материалистической метафизики». Задача поэта – обнаружить скрытое сходство между предметами, проникнуть в их истинную сущность. Обоснование необходимости реформы поэтического языка. Новое понимание поэтического слова как способа «развеществить» реальность. Определение нового идеала красоты и сомнение в способности человека достичь его. Поэзия молчания.

 

Ш. Бодлер.

 

Основные этапы биографии. Ж.-П. Сартр о Бодлере. Основные произведения; Бодлер как поэт, переводчик и литературный критик. Суд над «Цветами зла»: значение для литературной жизни Франции и для кристаллизации творческой философии Бодлера. Цель автора – воспеть привлекательность добра на контрастном фоне зла. Тезис о двух моралях; мораль искусства несопоставима с моралью повседневности. Элитарный характер творчества.

Дендизм как философия: «последняя вспышка героики в мире упадка». Превращение собственной жизни в произведение искусства; денди как представитель современного стоицизма. Представление о человеческом характере у Бодлера: спор с Руссо. Понятие сплина – врожденная порочность человека делает идеалы недостижимыми. Мотив потерянности человека во вселенной без бога: «ужас бессильной свободы».

Основные темы и мотивы в творчестве Бодлера. Безвыходность и цикличность земной жизни. Ницшеанская идея сверхчеловека; поэт как избранный, способный видеть мир во всей полноте борьбы добра и зла. Тезис о двух Венерах. Поиск красоты и мотив искупления греховной природы человека.

Бодлер в контексте истории литературы. Основные влияния (Вийон, Гофман, де Квинси, Э. По).

 

Лотреамон.

 

Особое место Лотреамона (Исидор Дюкасс) в истории французской литературы XIX-XX вв.

«Песни Мальдорора» - центральное произведение писателя. Этимология названия. Тотальный протест как философия жизни; бунт против культуры, основанной на принуждении. Связь с тезисом Бодлера об изначальном несовершенстве человека. Образ бога-антропофага: человек ужасен, так как создан по подобию безжалостного бога. Решимость героя признать свое одиночество, отказавшись от веры: бог, допускающий зло, не заслуживает поклонения.

Образ главного героя. Мальдорор как маска автора, универсальное обобщение. Стилистические особенности «Песен»: новые способы создания метафор и олицетворений на основе метонимического стыка. Осознание игровой, условной природы искусства и элемент пародирования в «Песнях».

«Открытие» творчества Лотреамона сюрреалистами. Созвучие бунтарского порыва Мальдорора и протеста против «принципа реальности» в литературном авангарде 1910-1920х гг.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.011 с.)