Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГТУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГТУ



Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГТУ

В качестве учебно-наглядного пособия.

 

Орел 2005

удк 008 (075)

ББК 71я

С18

 

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук,

заведующий кафедрой философии и истории ОрелГТУ

А.И. Еремин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры

всеобщей истории ОГУ

А.А. Захаров

 

С 18 Санькова С.М. Введение в историю мировой художественной куль туры: Учебно-наглядное пособие. Часть 2. Зарубежная культура ХIХ-ХХ вв. / С.М. Санькова— Орел: ОрелГТУ, 2006.

 

 

В данном учебно-наглядном пособии в рамках авторской историко искусствоведческой концепции рассматривается единство культурного и исто рического процессов на базе художественного творческого наследия. В работе анализируется процесс возникновения и развития основных направлений за падно-европейского искусства в период ХIХ-ХХ вв. При сохранении научно- сти изложения материал дается в доступной для понимания и лаконичной по изложению форме. Издание ориентировано в первую очередь на студентов технических вузов, где гуманитарные дисциплины не являются профильными и читаются в рамках небольшого количества часов. Пособие может быть по лезно преподавателям и аспирантам при подготовке лекций по дисциплинам «История мировой и отечественной культуры» и «Культурология», а также всем интересующимся вопросами истории и теории культуры.

 

удк 008 (075)

ББК 71я

 

 

С ОрелГТУ, 2006

С Санькова С.М., 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Особенности культуры эпохи просвещения …………………………………5

2. Предпосылки возникновения романтизма …………………………………..7

3. Основные характеристики и представители эпохи романтизма………….. 11

4. Искусство реализма …………………………………………………………..15

5. Импрессионизм и пост импрессионизм …………………………………….17

6. Модерн…………………………………………………………………………20

7. Влияние первой мировой войны на мировоззрение и культуру…………...24

8. Зарубежная культура после второй мировой войны………………………. 30

Литература ………………………………………………………………………43

 

Особенности культуры эпохи просвещения

Гуманистические идеалы эпохи Возрождения и Реформации, религиозные войны и происходившие в то же время первые буржуазные революции — все это привело к глубокой секуляризации общественного сознания (отделения религии от светской жизни). Религия перестает быть абсолютным авторитетом для разума. Начинают доминировать идеи веротерпимости. Характер мироощущения Нового времени определяет научная рациональность.

В общественной жизни провозглашается новый политико-правовой идеал, в котором человек по мысли английского философа Джона Локка признается «независимым — тружеником — собственником».

Еще начиная с эпохи Возрождения человек занял место Бога в качестве творца и создателя. Наиболее ярко это проявилось в культуре «Века разума» или эпохи Просвещения (сам термин появился в ХУIII в.).

Научные знания, ранее бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь выходят за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона. Наука и философия становятся предметом обсуждения литераторов и публицистов, популяризирующих новые достижения и знания.

В 1874 г. немецкий философ Кант в статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение» определил его как историческую эпоху, сущность которой заключается в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. То есть улучшение жизни человека, преодоление всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человечества.

На знамени просветителей написано два главных слова: наука и прогресс. Просветители апеллируют к разуму, опирающемуся на научный опыт и свободному от авторитетов и традиций (в первую очередь религиозных). Существование Бога большинством не отрицается, но он рассматривается как разумная первопричина мира, не связанная с догматами какой-либо религии. Всю историю человечества и в частности историю христианства просветители подвергают «суду разума и здравого смысла». В Англии это были — Джон Локк, во Франции — Жан-Жак Руссо, Франсуа-Мари-Аруэ Вольтер, Дени Дидро).

Главное действующее лицо и в научных и в литературных работах просветителей — человек. Он предстает с одной стороны как отдельный изолированный индивид, действующий исходя из своих частных интересов. С другой — он часть юридической всеобщности, перед которой все индивиды равны. Следствием этого становится необходимость упразднения конфессиональных и сословных различий.

В этом отношении характерно творчество немецких просветителей (Фридрих Шиллер, Иоганн Гете). В их произведениях появляется новый герой «гражданин мира», носитель «чистого разума», он не привязан к «своему мирку», он находит «хороших людей» в любом народе, любом сословии и вероисповедании. Литература эпохи Просвещения в художественной форме пытается разрешить противоречие, которое состоит в несовместимости «частного человека» и «человека вообще» - носителя разума и справедливости. Образы героев в литературе Просвещения часто имеют неживой, нереальный (плакатный) характер. Ярким примером может служить роман Ж.-Ж. Руссо «“Эмиль” или “О воспитании”», повествующий об идеальной с точки зрения автора форме воспитания, когда ребенок младенцем забирается от своих родителей и растет в деревне под надзором опытного наставника. Язык произведений высокопарен и далек от простого народного языка. Думая о человечестве в целом, просветители были понятны, знакомы и интересны лишь узкому светскому кругу.

В искусстве классицизм так же вышел из рационалистической философии и веры во всемогущество разума и просвещения, которые могут не только переродить каждого человека и все общество, но и привести искусство к небывалым высотам. Жак Луи Давид писал: «Лишь светоч разума может указывать путь гению искусства... гений искусства обязан идти рука об руку с философией, которая будет внушать ему великие идеи».

Художник-классицист на каждом шагу поверяет свое творчество этими непреложными в его глазах законами разума. Как следствие, он видит свою цель не в том, чтобы затрагивать человеческие чувства, а обращаться к рассудку. «Художник обязан быть моралистом, и не о воплощении своих впечатлений от действительности он должен думать, но о создании идеального возвышенного мира, где все не таково, как оно есть, но таково, каким оно могло бы или должно было быть. И самый этот идеал должен быть достигнут лишь разумом и прийти к нему можно лишь с помощью рационального анализа». Античность становится международным языком искусства.

Для своего времени эта система была полна глубокого и благородного пафоса. Но когда основы философии просвещения заколебались в ходе исторических событий, то и ее отражению в искусстве пришлось испытать сокрушительный натиск со стороны новых веяний.

Искусство реализма

В результате революции 1848 г. во Франции ненадолго устанавливается Парижская Коммуна. Затем к власти пришел Наполеон III, который восстановил Французскую империю. В Италии в результате народного движения во главе с Гарибальди произошло объединение страны. В Германии в 1848 г. так же произошли революционные события, вскоре после которых Германские земли объединяются вокруг Пруссии, Австрия утрачивает свои позиции. В Америке - гражданская война севера и юга, заканчивается победой севера. Балканские народы освобождаются из-под власти Турции. Англия становится ведущей колониальной державой.

По мере стабилизации ситуации в Европе романтизм начинает вырождаться. Не случайно многие поздние романтики кончают жизнь самоубийством. К середине ХIХ в. в литературе формируется новое направление — критический реализм. Героями новых произведений становятся не герои в прямом смысле этого слова, а простые люди. Приключения в экстраординарных условиях уступают место семейно-социальным проблемам. Наиболее яркими представителями этого направления являются: во Франции — Фредерик Стендаль [ Анри Бейль] («Красное и черное»), Проспер Мериме («Кармен»), Оноре де Бальзак (цикл романов «Человеческая комедия»); в Англии — Чарльз Диккенс («Приключения Оливера Твиста», «Тяжелые времена»), Уильям Теккерей («Книга снобов», «Ярмарка тщеславия»), Шарлота Бронте («Джен Эйр»); в Америке реалистическое направление окрашивается выступлениями против рабства — Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома»), Марк Твен («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекельберри Финна»).

Продолжателем традиций критического реализма во второй половине ХIХ в. во Франции становится Гюстав Флобер («Мадам Бовари», «Воспитание чувств»). Именно здесь появляется новое реалистическое течение — натурализм. «Изображение странной эпохи безумия и позора», - так определил его цель один из основателей - Эмиль Золя («Чрево Парижа»).

Вследствие развития книгопечатания развивается книжная иллюстрация. Яркий пример «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса, являвшиеся изначально комментариями к рисункам известного в свое время художника.

Из иллюстраторов вышел один из основоположников реализма в живописи художник-самоучка — Анри Огюст Домье. Еще одним представителем реализма в живописи был Гюстав Курбе. Критик писал о нем: «Ему дано видеть природу глазами крестьянина, а писать ее кистью профессора». Реалистический пейзажи создавал Камиль Коро.


Если для классицистов пейзаж был деталью картины, а для романтиков — средством выражения чувств художника, то для реалистов он стал интересен сам по себе.

В музыке появляется более легкий жанр — оперетта («малая опера»). Она возникла в 50-е гг. ХIХ в. во Франции. Одна из первых оперетт «Орфей в аду» была написала Жаком Офенбахом. Сюжет был выбран не случайно, так как первые оперы, появившиеся еще в ХVII веке во Флоренции были посвящены именно этому античному сюжету. В конце 70-х гг. ХIХ в. центром опереточного искусства становится Вена. Наибольшую известность получили произведения Иоганна Штрауса-сына («Летучая мышь», «Сильва», «Цыганский барон»). Развитие легких музыкальных жанров связано так же с появлением с середины ХIХ в. театров-варьете, а в 80-х годах в Париже — кабаре.

Модерн

К концу ХIХ в. в искусстве и в быту стала господствовать «эклектика» - смешение стилей. Возникла масса течений и направлений, ни одно из которых не охватывало глобально всей культурной жизни. Этому способствовали такие явления, как поточное производство, формирование среднего класса, развитие многоквартирного строительства.

Появляется большое количество людей, имеющих стабильный доход и собственную квартиру и желающих обустроить быт. Достижения техники стали позволять выполнять различные подделки под вещи того или иного времени и стиля довольно дешевые по цене. Отсюда типичным становилось смещение в одной квартире и даже в одной комнате различных стилей — рококо, барокко, ренессанс, восточный и т.п. Потребность в украшении небольших интерьеров квартир вызвала широкое производство мелкой пластики (фарфоровой, чугунной, бронзовой, серебряной) — настольные украшения, статуэтки, канделябры, чернильные приборы. Здесь так же соединялись различные стили. В результате в обществе стала настоятельно ощущаться потребность в новом глобальном, всеобъемлющем стиле. Так на рубеже ХIХ-ХХ вв. появился стиль «модерн»

Необходимость нового стиля стала ощущаться одновременно во многих странах параллельно. В России он возникает под именем «модерн», что означает «современный» (центрами его формирования стали журналы «Аполлон» и «Мир искусства»); во Франции — «Ар-ново» («новый») - по названию парижского антикварного магазина; в Германии - «Югендстиль» («юный стиль») — его проповедником стал выходивший с 1896 г. журнал «Югент»; в Австрии и Польше — «Сецессион» (от лат. Secessio - «отход», «отделение») - название объединения художников, возникшего с 1897 г.; в Италии — «либерти» («свобода»).

Модерн — уникальное явление в истории культуры и искусства, когда новый художественный стиль был задуман и осуществлен как последовательная программа. Насущные задачи хорошо были ясны создателям нового стиля. Один из них писал: «Когда мы достигли самого конечного пункта ХIХ в., нам нельзя было уже терять времени, и те, кто был занят идеей нового стиля, были чрезвычайно взволнованы и возбуждены». Главной задачей было исходя из новой техники, материалов и конструкций привести материально-бытовую среду в соответствие с новым пониманием комфорта. Вот почему в стиле модерн едва ли не главным лицом становится дизайнер. Например, основоположник модерна в изобразительном искусстве Альфонс Муха превратил театральный плакат из однодневки в произведение искусства. Они даже стали визитной кар точкой стиля модерн. Для модернистов не существовало «чистого искусства», они находили применение своему таланту в различных утилитарных областях.

Основная идея модерна — соразмерность нового искусства «человеку в пиджаке», то есть стилю приватной (неофициальной) жизни. Отсюда особая комфортность модерна, красота предметов быта, «избыточный» эстетизм. От сюда его женственность (хрупко-изнеженная или демоническая), культ прекрасной дамы, насыщенность загадочными образами-символами (лилия, орхидея, водоросли, змеи). Изобразительное искусство модерна ориентировано на замедленное рассматривание, любование, «смакование» художественного приема, в первую очередь линии. «Линия невероятно важна, - полагали модернисты, - поэтому художнику следовало бы делать линию мерилом своего искусства». Линия в модерне стелется, изнеженно вяло распластывается, подобно ленивой, грациозной домашней кошке. Искусство словно утомлено самим собой.

Истоки нового стиля:

1. Искусство Востока питало формы модерна:

- японская гравюра и дизайн;

- геометрический узор и сочетание цветов, характерное для искусства Ирана, Турции и Индии.

2. Французская комедия Дель-арто — источник образов. Маска сама по себе стала одним из знаковых символов модерна, а образ Пьеро как символ печальной неразделенной любви был многократно воплощен во всех видах искусства.

3. Средневековье дало модерну содержательную сторону. Но средневековье не реальное, а легендарное, преломленное через призму искусства романтизма. Модернистов интересовала не историческая достоверность, а дух той эпохи, точнее даже отдельные его проявления. В первую очередь это образ прекрасной и недоступной дамы, но ее спутником становится не рыцарь, а поэт.

В модерне национальные элементы культуры органично вписываются в единый интернациональный стиль. Примером может служить удачное сотворчество ирландца Бернарда Шоу, писавшего пьесы для француженки Сары Бернар, красовавшейся по всей Европе на плакатах чеха А. Мухи. Модерн мог соединять казалось бы несовместимое, например в знакомых всем с детства иллюстрациях художника Ивана Билибина к сказкам А.С. Пушкина элементы из японских гравюр Хокусая вплетены столь органично, что воспринимаются как традиционные русские мотивы.

В литературе основным течением становится декаданс. Его начало связывают с появлением сборника стихов Шарля Бодлера «Цветы зла», посвященного Теофилю Готье. Последний в предисловии к его посмертному изданию сформулировал основную идею литературы декаданса - разочарование. Наступает закат цивилизации. Но закат, сумерки, умирание имеют свою пре лесть, свои особые краски, и мастерство поэта в том, чтобы уметь передать эффект того часа, в который он живет.

Чертог моей души безбожно осквернен;

Кощунство, оргия и смерть - со всех сторон...

(Из стихотворения Ш. Бодлера «Разговор»)

Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГТУ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.011 с.)