Импрессионизм и пост импрессионизм



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Импрессионизм и пост импрессионизм



В годы Парижской коммуны во Франции (187 1-1872) была отменена прежняя Академия. Новыми академиками стали Г. Курбе и О. Домье. По мере демократизации общества, центр художественной жизни из светских салонов перемещается в кафе, где во второй половине ХIХ в. зарождается новое на правление в искусстве — импрессионизм (от французского impression — впечатление). Название этому направлению дала картина Клода Моне, изображающая восход солнца, названная им «Впечатление», выставленная в салоне 1874 г. Под этим случайным названием объединились независимые художники, различавшиеся по творческой манере, но одинаково отрицавшие школу Академии, одинаково бедные и официально не признанные (Эдуард Мале, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро). Они стали интуитивно искать новые художественные выразительные средства.

Основные идеи импрессионизма можно сформулировать следующим образом:

1. В природе ни один цвет не существует сам по себе.

2. Окраска предметов — иллюзия, созданная солнечным светом и потому в течение дня меняется (поэтому импрессионисты никогда не писали пейзажей с натуры).

3. Форма и цвет неразделимы. Цветом рисуется форма.

4. Теория разложения тонов: в природе лишь семь цветов спектра, которые, соединяясь в хрусталике человеческого глаза, образуют новые цвета. Но смешивание красок на палитре не дает такого же цвета как в жизни, смешанные цвета становятся приглушенными («грязными»). Следовательно, необходимо писать несмешанными (открытыми) цветами, размещая их на картине как в жизни, а глаз зрителя сам их смешает. Отсюда на полотнах импрессионистов такие чистые и яркие цвета.

Реакция против романтизма совпала с реакцией против «темной» живописи. Импрессионисты, заботясь об изгнании с палитры «грязи», которой злоупотребляла Академия, и пытаясь изучать природу предпочтительно при ярком свете, стремились в изображении фигур отделаться от законов красоты классической школы. В этом отношении взгляды импрессионистов совпадали с представлениями литераторов того времени. Любовь к правде, отвращение к напыщенности и ложному идеализму, парализовавшим литературу и живопись, привели импрессионистов к замене понятия красоты понятием характера. Основной задачей в литературе и живописи становится изучение характера, присущего человеку или пейзажу.

Появление фотографии вызвало изменение композиции. Реалисты, изображая сцену из реальной жизни, четко выстраивали композицию. Первые фотографии были такими же, отчего сохранялась некая неестественность. Импрессионисты строили композицию по принципу «как в жизни», то есть как бы случайно. Если в академизме фигуры на полотне располагались в зависимости от их значимости в сюжете, то импрессионисты строили композицию по «цветовым пятнам». «Главное лицо в картине, - говорили они, — свет».

В скульптуре импрессионизма наибольшую известность получили работы Огюста Родена «Мыслитель», «Поцелуй».

В конце ХIХ века появляется ряд неординарных художников, развивших идеи импрессионизма до крайности — постимпрессионисты. Пуантилисты (Жорж Сера и Поль Синьяк) применяя на практике теорию оптического смешения цветов, изобрели оригинальную технику нанесения краски небольшими мазками. Отсюда и название направления, происходящее от слова «точка». Поль Сезанн основное внимание в изображаемом уделял форме («природу посредством шара, куба, конуса»). Поль Гоген и Винсент Ван Гог, несмотря на различия в творческой манере, на первое место выводили цвет, почти полностью отказываясь от объемности изображения.

В музыке импрессионизм выразился в большом внимании к форме, поиске необычных комбинаций инструментов, импровизационности. Наиболее ярко эти характеристики проявились в произведениях следующих композиторов: Клод Дебюсси («Затонувший собор», Лунный свет»), Морис Равель («Болеро», балет «Дафнис и Хлоя» для труппы Сергея Дягилева).

Модерн

К концу ХIХ в. в искусстве и в быту стала господствовать «эклектика» - смешение стилей. Возникла масса течений и направлений, ни одно из которых не охватывало глобально всей культурной жизни. Этому способствовали такие явления, как поточное производство, формирование среднего класса, развитие многоквартирного строительства.

Появляется большое количество людей, имеющих стабильный доход и собственную квартиру и желающих обустроить быт. Достижения техники стали позволять выполнять различные подделки под вещи того или иного времени и стиля довольно дешевые по цене. Отсюда типичным становилось смещение в одной квартире и даже в одной комнате различных стилей — рококо, барокко, ренессанс, восточный и т.п. Потребность в украшении небольших интерьеров квартир вызвала широкое производство мелкой пластики (фарфоровой, чугунной, бронзовой, серебряной) — настольные украшения, статуэтки, канделябры, чернильные приборы. Здесь так же соединялись различные стили. В результате в обществе стала настоятельно ощущаться потребность в новом глобальном, всеобъемлющем стиле. Так на рубеже ХIХ-ХХ вв. появился стиль «модерн»

Необходимость нового стиля стала ощущаться одновременно во многих странах параллельно. В России он возникает под именем «модерн», что означает «современный» (центрами его формирования стали журналы «Аполлон» и «Мир искусства»); во Франции — «Ар-ново» («новый») - по названию парижского антикварного магазина; в Германии - «Югендстиль» («юный стиль») — его проповедником стал выходивший с 1896 г. журнал «Югент»; в Австрии и Польше — «Сецессион» (от лат. Secessio - «отход», «отделение») - название объединения художников, возникшего с 1897 г.; в Италии — «либерти» («свобода»).

Модерн — уникальное явление в истории культуры и искусства, когда новый художественный стиль был задуман и осуществлен как последовательная программа. Насущные задачи хорошо были ясны создателям нового стиля. Один из них писал: «Когда мы достигли самого конечного пункта ХIХ в., нам нельзя было уже терять времени, и те, кто был занят идеей нового стиля, были чрезвычайно взволнованы и возбуждены». Главной задачей было исходя из новой техники, материалов и конструкций привести материально-бытовую среду в соответствие с новым пониманием комфорта. Вот почему в стиле модерн едва ли не главным лицом становится дизайнер. Например, основоположник модерна в изобразительном искусстве Альфонс Муха превратил театральный плакат из однодневки в произведение искусства. Они даже стали визитной кар точкой стиля модерн. Для модернистов не существовало «чистого искусства», они находили применение своему таланту в различных утилитарных областях.

Основная идея модерна — соразмерность нового искусства «человеку в пиджаке», то есть стилю приватной (неофициальной) жизни. Отсюда особая комфортность модерна, красота предметов быта, «избыточный» эстетизм. От сюда его женственность (хрупко-изнеженная или демоническая), культ прекрасной дамы, насыщенность загадочными образами-символами (лилия, орхидея, водоросли, змеи). Изобразительное искусство модерна ориентировано на замедленное рассматривание, любование, «смакование» художественного приема, в первую очередь линии. «Линия невероятно важна, - полагали модернисты, - поэтому художнику следовало бы делать линию мерилом своего искусства». Линия в модерне стелется, изнеженно вяло распластывается, подобно ленивой, грациозной домашней кошке. Искусство словно утомлено самим собой.

Истоки нового стиля:

1. Искусство Востока питало формы модерна:

- японская гравюра и дизайн;

- геометрический узор и сочетание цветов, характерное для искусства Ирана, Турции и Индии.

2. Французская комедия Дель-арто — источник образов. Маска сама по себе стала одним из знаковых символов модерна, а образ Пьеро как символ печальной неразделенной любви был многократно воплощен во всех видах искусства.

3. Средневековье дало модерну содержательную сторону. Но средневековье не реальное, а легендарное, преломленное через призму искусства романтизма. Модернистов интересовала не историческая достоверность, а дух той эпохи, точнее даже отдельные его проявления. В первую очередь это образ прекрасной и недоступной дамы, но ее спутником становится не рыцарь, а поэт.

В модерне национальные элементы культуры органично вписываются в единый интернациональный стиль. Примером может служить удачное сотворчество ирландца Бернарда Шоу, писавшего пьесы для француженки Сары Бернар, красовавшейся по всей Европе на плакатах чеха А. Мухи. Модерн мог соединять казалось бы несовместимое, например в знакомых всем с детства иллюстрациях художника Ивана Билибина к сказкам А.С. Пушкина элементы из японских гравюр Хокусая вплетены столь органично, что воспринимаются как традиционные русские мотивы.

В литературе основным течением становится декаданс. Его начало связывают с появлением сборника стихов Шарля Бодлера «Цветы зла», посвященного Теофилю Готье. Последний в предисловии к его посмертному изданию сформулировал основную идею литературы декаданса - разочарование. Наступает закат цивилизации. Но закат, сумерки, умирание имеют свою пре лесть, свои особые краски, и мастерство поэта в том, чтобы уметь передать эффект того часа, в который он живет.

Чертог моей души безбожно осквернен;

Кощунство, оргия и смерть - со всех сторон...

(Из стихотворения Ш. Бодлера «Разговор»)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.007 с.)