Импрессионизм. Впечатление эпохи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Импрессионизм. Впечатление эпохи



Пожалуй, что одним из наиболее значительных направлений в изобразительном искусстве XIX (и отчасти начала XX) века стал импрессионизм. Определивший во многом направлении дальнейшего развития искусства, импрессионизм в живописи произвел настоящую революцию в чувственном восприятии мира и в художественной технике.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) – это направление в искусстве, зародившееся во второй половине XIX века во Франции. В живописи импрессионизм — это движущийся, эфемерный и ускользающий мир, поэтому основной акцент делается на это уходящее мгновение, на настоящее. Стиль импрессионизма предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.

Стоит отметить, что такое направление, как импрессионизм, в искусстве не могло возникнуть на пустом месте. Художники-импрессионисты во многом опирались на работы мастеров Древней Греции и Рима, особенно – на мастеров так называемого «фаюмского портрета». Помимо этого, говоря об истории импрессионизма, нельзя не упомянуть таких мастеров эпохи Возрождения, как Франческа, Тициан, Веронезе, Лотто и Тинторетто, которые решали те же задачи передачи света и цвета, и выработали оригинальную импровизационную технику. Кроме того, предтечами импрессионизма в голландской живописи были такие художники, как Франс Халс и Ян Вермеер Делфтский (который во многом был заново открыт благодаря художникам-импрессионистам). Помимо этого, можно найти черты стиля импрессионизма в работах испанских живописцев – Диего Веласкеса и Эль Греко.

Рисунок 1. Фаюмский портрет.

Кроме того, нельзя не отметить другие факторы, оказавшие влияние на историю импрессионизма в живописи. Одним из них стало изобретение фотографии. Ускользающие, не замечаемые жесты, новый ритм, крупные планы и точки зрения – все это поразило художников и стало основой импрессионизма, как стиля. К тому же большое влияние на творчество таких представителей импрессионизма, как Эдуар Мане, Эдгар Дега и Клод Моне оказали работы японских мастеров – таких, как Кацусика Хокусай, Хиросигэ и Утамаро.

Рисунок 2. Большая волна в Канагава, Хацусика Хокусай.

Основные особенности импрессионизма лежат в ином отношении к действительности. Представители импрессионизма в живописи старались запечатлеть ускользающий момент, обратить внимание на то, что мы не замечаем в повседневной жизни – на прекрасные мимолетные образы, время существования которых измеряется мгновениями. Кроме того, особенностью импрессионизма является тот факт, что художники-импрессионисты стараются донести не только статичный образ, но и впечатление, которое они испытали, наблюдая его.

Кроме того, импрессионизм в искусстве совершил переворот в технике живописи – в 1869 г. в Бужевале К. Моне и О.Ренуар спонтанно открывают принцип разделения цветов в атмосфере, который станет основой грядущей революции в способе живописи.

Век импрессионизма можно начать отсчитывать с первой важной выставки картин импрессионистов, которая прошла в период с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. На этой выставке было представлено 165 картин импрессионистов. Именно тогда появился сам термин «импрессионизм» – его рождение было обусловлено названием одной из работ, представленных на первой выставке импрессионистских картин, – «Впечатление.

Восходящее солнце» Клода Моне, которая по-французски называлась «Impression, soleil levant». Один из враждебных критиков для смеха обозвал группу художников «импрессионистами». Художники, из вызова, решили принять это название, и впоследствии он прижился и потерял свой первоначальный отрицательный смысл.

Рисунок 3. Впечатление. Восходящее Солнце, Клод Моне.

У импрессионистов не было программы, но были большие амбиции: понимание роли света, который влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом импрессионизма в живописи. Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёлем; цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов; цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других и изображение формируется из множества цветных осколков.

Основными художниками импрессионизма XIX века стали Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль, и Берта Моризо. Хотя век импрессионизма был недолог (регулярные выставки импрессионистов продлились до 1886г.), импрессионизм XIX века оказал огромное влияние на изобразительное искусство. Более того, импрессионизм в искусстве оказал влияние не только на живопись – одним из направлений музыкального модерна стал импрессионизм в музыке.

Искусство импрессионистов позволило по-новому посмотреть на многие проблемы и, несмотря на то, что формальная история импрессионизма завершена, это течение оказывает положительное влияние на искусство.

Рисунок 4. Гавань, Клод Моне.

Кроме классического, не стоит забывать и о русском импрессионизме XX века. Работы русских импрессионистов – от Игоря Грабаря, Константина Коровина и Паоло Трубецкого до плеяды менее именитых художников – сегодня пользуются любовью зрителей и спросом покупателей. Однако многие наверняка не помнят или не знают о мрачном периоде советской истории, когда русский импрессионизм XX века был объявлен "формалистическим течением" и говорить об этом методе в творчестве того или иного художника означало обвинить его в опасной ереси. Тем не менее, традиции московской школы живописи, в начале 20 столетия ставшей колыбелью русского импрессионизма, сохраняло не одно поколение отечественных художников. Работа в таком ключе, с интересом к цвету и фактурной живописи, стала "знаком максимально возможной в то время творческой свободы и независимости", отметил Морозов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.007 с.)