Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Импрессионизм и постимпрессионизм как живописные школы.

Поиск

Весной 1874 года группа молодых художников-живописцев, включающая Моне, Ренуара, Сислея, Дега, Сезана и Берту Моризо, пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку. Подобный поступок уже сам по себе был революционным и рвал с вековыми устоями, картины же этих художников на первый взгляд казались еще более враждебными традиции. Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. Они обвиняли художников в том, что те пишут просто для того, чтобы привлечь внимание публики, а не так, как признанные мастера. Наиболее снисходительные рассматривали их работы как насмешку, как попытку подшутить над честными людьми. Потребовались годы жесточайшей борьбы, прежде чем эти, впоследствии признанные, классики живописи смогли убедить публику не только в своей искренности, но и в своем таланте. Всех этих очень разных художников объединила общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве. [3] Импрессионисты провели восемь выставок, последнюю - в 1886 году. На этом собственно и заканчивается история импрессионизма как течения в живописи, после чего каждый из художников пошел своей собственной дорогой.

Одна из картин, представленных на первой выставке "независимых”, как себя сами предпочитали называть художники, принадлежала Клоду Моне и называлась "Впечатление. Восход солнца”. В появившемся на следующий день газетном отзыве на выставку критик Л. Леруа всячески издевался над отсутствием "сделанности формы" в картинах, иронически склоняя на все лады слово "впечатление" (impression), будто бы заменяющее в работах молодых художников подлинное искусство. Против ожидания, новое слово, произнесенное в насмешку, прижилось и послужило названием всего течения, поскольку оно как нельзя лучше выражало то общее, что объединяло всех участников выставки - субъективное переживание цвета, света, пространства. Стараясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, художники освободились от традиционных правил и создали новый метод живописи.

Импрессионисты выдвинули собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира. Они стерли грань между главными предметами, достойными высокого искусства, и предметами второстепенными, установили между ними прямую и обратную связь. Импрессионистический метод стал, таким образом, максимальным выражением самого принципа живописности. Живописный подход к изображению как раз и предполагает выявление связей предмета с окружающим его миром. Новый метод заставил зрителя расшифровывать не столько перипетии сюжета, сколько тайны самой живописи. Сущность импрессионистического видения природы и ее изображения заключается в ослаблении активного, аналитического восприятия трехмерного пространства и сведения его к исконной двухмерности холста, определяемой плоскостной зрительной установкой, по выражению А. Хильдебранда, "далевым смотрением на натуру”, что приводит к отвлечению изображаемого предмета от его материальных качеств, слиянию со средой, почти полного превращения его в "видимость”, внешность, растворяющуюся в свете и воздухе. Не случайно П. Сезанн позднее называл лидера французских импрессионистов Клода Моне "только глазом”. Эта "отстраненность” зрительного восприятия приводила также к подавлению "цвета памяти”, т.е. связи цвета с привычными предметными представлениями и ассоциациями, согласно которым небо всегда синее, а трава зеленая. Импрессионисты могли в зависимости от своего видения небо написать зеленым, а траву синей. "Объективная правдоподобность” приносилась в жертву законам зрительного восприятия. Например, Ж. Сера с восторгом рассказывал всем, как он открыл для себя, что оранжевый прибрежный песок в тени - ярко синий. Так в основу живописного метода был положен принцип контрастного восприятия дополнительных цветов.

Для художника - импрессиониста по большей части важно не то, что он изображает, а важно "как”. Объект становится только поводом для решений чисто живописных, "зрительных” задач. Поэтому импрессионизм первоначально имеет еще одно, позднее забытое название - "хромантизм” (от греч. Chroma - цвет). Импрессионисты обновили колорит, они отказались от темных, земляных красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Натурализм импрессионизма заключался в том, что самое неинтересное, обыденное, прозаическое превращалось в прекрасное, стоило только художнику увидеть там тонкие нюансы серого и голубого.

Характерна краткость, этюдность творческого метода импрессионизма. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Импрессионисты были первыми, кто порвал с традиционными принципами пространственного построения картины, восходящими к Возрождению и Барокко. Они использовали ассиметричные композиции, чтобы лучше выделить заинтересовавших их действующих лиц и предметы. Но парадокс состоял в том, что, отказавшись от натурализма академического искусства, разрушив его каноны и декларировав эстетическую ценность фиксирования всего мимолетного, случайного, импрессионисты остались в плену натуралистического мышления и даже, более того, во многом это было шагом назад. Можно вспомнить слова О. Шпенглера о том, что "пейзаж Рембрандта лежит где-то в бесконечных пространствах мира, тогда как пейзаж Клода Моне - поблизости от железнодорожной станции”.

С конца XIX - начала XX вв. разнообразные новые течения во французской живописи объединились под названием постимпрессионизм, который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма. Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации (П. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген). К постимпрессионизму относится творчество А. Тулуз-Лотрека, который изображал на своих полотнах жизнь актеров, циркачей, певиц, танцовщиц.

Художники, которых в истории искусства именуют постимпрессионистами - Сезанн, Ван Гог и Гоген, - не были объединены ни общей программой, ни общим методом. Они начали работать параллельно с импрессионистами и испытали их влияние. В действительности же каждый из них представляет собой яркую творческую индивидуальность, каждый оставил свой собственный след в искусстве.

Одновременно с импрессионистами в 80-х гг. Во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван Гог (1853-1890), искусство которого теснейшим образом связано с развитием французской живописи. Обладая яркой самобытной индивидуальностью, Ван Гог выработал свою собственную живописную манеру. Человек напряженной внутренней жизни, обостренных чувств, художник не мог смириться с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. Любой портрет, пейзаж или натюрморт наполнен у Ван-Гога теми беспокойными чувствами, которые обуревали и его самого. Он достиг небывалого до сих пор в искусстве эмоционального воздействия цвета, динамичности мазка и линий, острой выразительности форм. При жизни Ван-Гога его картины не встретили признания и были высоко оценены лишь впоследствии.

Позднее признание получило и творчество Поля Сезанна (1839-1906). Опираясь на отдельные завоевания импрессионистов, он во многом отходит от них, создав свою особую манеру. Художник стремился найти постоянный, не зависящий от освещения в данный момент цвет изображаемого предмета. Сущностью его исканий была передача формы соотношениями красочных тонов. 'Цвет лепит предметы', - говорил Сезанн. Так, в 'Натюрморте с персиками и грушами' форма каждого предмета передана тончайшими градациями цвета, а композиционное расположение продуманно во всех деталях. Всё кажется материально ощутимым и объемным. Но, завоевав эти качества, живопись Сезанна утратила, однако, конкретность в изображении реальных предметов. Часто в его произведениях нельзя понять, какие именно фрукты изображены, какие взяты ткани, из чего сделан тот или иной предмет.

Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903). Подобно Ван-Гогу, он тоже хотел протестовать своим искусством против окружающей действительности. Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. В1891 г. Гоген уезжает на Таити - один из островов Тихого океана. Художника пленяет экзотическая природа этого острова, а жизнь таитянских племен, нетронутых современной цивилизацией, привлекает его своей наивностью и чистотой. В картине 'Таитянка, держащая плод' силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя.

19. Архитектура западноевропейского модерна

Модерн считается начавшимся, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации "Glaspalast". Отсюда происходит и название стиля Sezession ("отделение"), которое привилось в Австрии. В Чехии наиболее распространено название Secese. В Германии и Латвии он именовался Jugendstil ("молодой стиль"). Название Jugendstil возникло в связи с названием мюнхенского литературно-художественного журнала "Jugend", вокруг которого объединялось молодое поколение. В Англии - Modern Style Floreale ("современный стиль", "стиль модерн"); Modernismo - в Испании Во Франции новое движение распространялось под названием Art Nouveau ("новое искусство"). Свое название стиль получил в 1895 году в Париже, на открытии галереи "Maison de l` Art Nouveau". Ряд других названий, которые получил новый стиль - Style Liberty или Floreale в Италии (по имени владельца одного из мебельных магазинов), стиль Metro, или, по именам художников, стиль Орта (Horta); и, наконец, стиль Мухи - что лишь подчеркивало его широкое распространение и популярность.

Этот стиль достиг своего расцвета в 1900 году и почти весь цикл его жизни - зарождение, развитие, упадок - уместился в два десятилетия. Новый стиль характеризуют в основном волнистые кривые линии, которые выражают динамику в плоскости. Ни одного резкого движения, наоборот, движение спокойное, легко текущее. В формах - подчеркнутая асимметрия. Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения.

Cвоим универсальным художественным рядом он охватил все разнообразные проявления современной жизни - от монументальной архитектуры, живопись, скульптуру, до всех видов прикладного искусства. Он проник в литературу, театр, танцы, музыку, овладел модой на одежду, прически и даже нашел отражение в жестах и формах общения людей.

В основе стиля - тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания. Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой "новой формы" стали природа и женщина. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий. Набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны.

Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни произведения модерна - от архитектурных сооружений до ювелирных изделий, афиш и поздравительных открыток - активно вторгались в окружающую человека среду, в обыденное сознание обитателей этой среды, не только отражая сложную духовную атмосферу времени, но и заметно влияя на нее.

Тecнo cвязaн c мoдepнoм cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Все произведения эпохи модерна являются ярким примером сочетания коммерции и творчества. В этот период практиковалось понятие элитарного стиля, который, будучи созданием художника, ставился на конвейер производства, и который пытались сделать доступным каждому. Общедоступность красоты оказывается лозунгом времени.

Модерн в архитектуре

Идея синтеза искусств пронизывала модерн. Его основой виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства - от живописи до моделей одежды. Согласно основной концепции - архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были составлять художественный единый ансамбль, зачастую осуществленный по проекту одного архитектора или художника.

Вместе с тем модерн наследует и развивает такие перспективные принципы архитектурной эклектики, как образование формы "изнутри наружу" со свободным ассиметричным построением плана и объема, чисто декоративную функцию декора, независимо от внутреннего пространства.

Фасады зданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные явления.

Основоположником модерна в архитектуре принято считать Генри Ван де Вельде. Он выразил основную тенденцию стиля, влечение к орнаментальности, которая не только имела функцию украшения, но и становилась самой сущностью нового искусства.

Модерн в изобразительном искусстве

В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре - рельефы. Для живописи модерна характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистической осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии.

Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства.

Примечательно, что среди лучших представителей этого стиля фактически нет широко известных художников. Модерн, в отличие от импрессионизма, стиль прежде всего дизайнерский. Он изначально направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, в первую очередь, мира вещей, его окружающих.

Интерьер в стиле модерн

Модерн ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам; также здесь поражает необыкновенная связность всех элементов (мебель, керамика, металл, текстиль) - принцип, который ляжет в основу интерьерного стиля.

На изготовляемой в это время мебели появляются изгибы завитков, перемешанные с растительными формами, женскими масками с длинными распущенными волнами волос и пр. Тон мебели или светло-желтый, натуральный, или же светло-зеленый. Лакировка не употребляется, но дерево отделывается под воск.

Прикладное и станковое искусство

Модерн вообще появился во всем, к чему было приложимо понятие дизайна - мода, ювелирные украшения, мебель, посуда, вазы.

Книжное дело

В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика, афиша и плакат. Выходило небывалое множество журналов и ревю в области искусства, которые пропагандировали стиль модерн: "Jugend" в Германии, "The Studio" в Англии, "Van Nu an Straks" в Бельгии, "Art et Decoration" во Франции, "Ver Sacrum" в Вене, "Juventut" в Барселоне и, наконец, "Volne srnery" в Праге.

Модерн закончился с началом Первой мировой войны в 1914 году. Крах всех положительных основ старого мира и всех надежд означал и конец этого стиля - последней попытки спасти мир с помощью красоты.

20. Течения в европейском искусстве XX века: фовизм, кубизм, абстракционизм

Фовизм

Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905,1906, 1907 гг. Однако вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.

Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см.: Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см.: Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя Ф. как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие».
Лит.: Chasse С. Les Fauves et leur temps. Lausanne, 1963; Diehl G. Les Fauves. P., 1975; Duthuit G. The Fauvist Painters. 1977, Giry M. Der Fauvismus. Wuerzburg, 1981. В.Б.

Фовизм (от фр. fauve – дикий) – название течения во французской живописи 1905-1907гг., которое представляли А.Матисс, А.Марке, А.Дерен, Р.Дюфи, Ж.Руо, М.Вламинк. Когда на парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков заклеймил авторов словом les fauves – “дикие звери”. Случайное высказывание вошло в историю, закрепившись как название за течением. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема.
Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись. Название направление отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок.
Картина Мориса де Вламинка “Цирк”, в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания. Стремительные широкие синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В 1907 году художник обращается к работам Поля Сезанна и под их впечатлением отказывается от яркого колорита, который становится теперь у Вламинка несколько приглушенным.
Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском "Салоне независимых" (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др.). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам, искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг.) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в "примитивном" творчестве, средневековом и восточном искусстве. Лепка объема, воссоздание пространства, воздушная линейная перспектива оттесняются у фовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочного пятна, звучными декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.

Художники: Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез, Жюль Фландрен, Кеес ван Донген

Кубизм

Бурная художественная жизнь начала XX века породила множество течений и стилей. Попытки переосмысления творческого наследия, которые предпринимались в это время, дали жизнь многим необычным и интересным направлениям. Одним из таких направлений стал кубизм.

Возникновение кубизма было во многом обусловлено тем, что классическое искусство испытывало кризис. Поиск новых форм для выражения чувств и эмоций позволил по новому посмотреть на творчество, и дал возможность найти новые способы и методы в живописи. Наряду с импрессионизмом и сюрреализмом, возникновение кубизма стало попыткой посмотреть на живопись под новым углом, найти новые грани и переосмыслить созданное до этого.

История кубизма тесно связан с именем Пабло Пикассо. Во многом, кубизм Пикассо был обусловлен интересом художника к примитивистской африканской скульптуре, которой он заинтересовался на рубеже 1907-1908 годов. Рубленные формы африканского искусства укрепили склонность Пикассо к абстрактной обобщенности образов, и с этой точки зрения его можно считать предтечей кубизма, как стиля. Первой картиной в стиле кубизма стали «Авиньонские девицы», написанные в 1907 году.

1. Пабло Пикассо, "Авиньонские девицы".

Это произведение стало первым воплощением основных принципов кубизма — создавая эту работу, Пикассо порвал с «условностями оптического реализма» и отбросил натуру, как предмет художественного творчества, а также отказался от перспективы и светотени.

Днем рождения кубизма в искусстве можно считать встречу Пикассо и молодого художника Жоржа Брака, которая произошла при участии поэта Гийома Аполинера, пригласившего Брака в мастерскую Пикассо. Пикассо и Брак становятся основоположниками кубизма, и вплоть до первой мировой войны активно сотрудничают друг с другом, творя историю кубизма.

Со временем к ним присоединяются многие другие молодые живописцы и поэты с Монмартра. Примерно в то время, недавно присоединившаяся к Пикассо и Браку группа, известная как «Бато-Лавуар», заявила о рождении нового течения в искусстве, которое вскоре и получило свое название. Термин «кубизм» предложил французский критик Луи Вексель, и вскоре он прижился.

2. Хуан Грис, "Человек в кафе".

В отличие от импрессионизма и постимпрессионизма, живопись кубизма старается осуществить творческие цели художников путем детальной проработки объемов и плоскостей, ограничиваясь в возможностях манипуляций с цветами. Кубизм в искусстве — это принципиально новый подход к формированию изображения на бумаге. Основоположники кубизма сделали основой своего творчества разложение объектов на плоскости, и различное комбинирование этих плоскостей в пространстве. Художники кубизма отказались от передачи действительности при помощи классической линейной перспективы и цветовоздушной среды, считая, что они смогут добиться интересного художественного эффекта, чередую плоскости. Представители кубизма исповедовали тот принцип, что аналитический путь постижения реальности позволяет полнее и глубже раскрыть суть тех или иных явлений. Многие художники кубизма применяли интересный подход создавая картины кубизма. Он заключался в том, что один и тот же предмет изображался одновременно с нескольких точек зрения — это позволяло добиться разностороннего анализа рассматриваемого предмета.

3. Хуан Грис, "Жалюзи".

Представители кубизма сознательно ограничивали используемую цветовую палитру. Картины кубизма действительно кажутся ограниченными в цветах, поскольку в основном тональность картин кубизма сводится к градациям охры, серым, черным и коричневым тонам. Помимо цветового строя, кубизм в искусстве отличался еще и тем, что полотна кубистов представляли собой сопоставления различных геометризированных поверхностей и плоскостей при достаточно отдаленном сходстве с оригиналом. Представители кубизма не считали, что художественная форма должна полностью соотносится с реальной и поэтому предметы на картинах кубизма выглядят более абстрактными и утрачивают связь со своими реальными прототипами.

Кубизм в искусстве — это не просто изображение предмета, это изображение предмета, мысленно разрушенного и вновь созданного в сознании художника. Зачастую предметы на картинах в стиле кубизма полностью утрачивают связь со своими реальными прототипами и превращаются в абстрактные символы, восприятие которых оказывается доступно лишь одному автору.

Кубизм в изобразительном искусстве нередко предстает в виде безжизненного конгломерата геометрически усложненных плоскостей, которые конструируют новую, иррациональную модель натуры, которая может быть принципиально противоположна ее оригинальному содержанию.

4. Пабло Пикассо, "Гитара и Скрипка".

Говоря о кубизме Пабло Пикассо, стоит отметить, что картины кубизма Пикасса не были единственным направлением в его творчестве. Кубизм Пабло Пикассо сменил в его творчестве интерес к импрессионизму (голубой» и «розовый» периоды) и позднее он трансформировался в сюрреалистическое видение мира.

Стиль кубизма оказал громадное влияние на развитие живописи, изменив представление художников о пространстве и способах передачи объема и фактуры.

Говоря о русском кубизме, стоит понимать, что развитие этого течения у нас в стране шло несколько другим путем, чем в Европе. И хотя к русскому кубизму часто относят творчество Малевича, Шагала, Архипенко, Лентулова, Альтмана, их работы так же можно воспринимать в качестве примеров других направлений в искусстве. Безусловно, кубизм в живописи произвел огромное потрясение. Именно кубизм открыл дорогу абстрактному искусству, дав зрителям возможностям самим трактовать символы, изображенные на произведениях кубистов. Кубизм в живописи подготовил массовое сознание художников и зрителей, и послужил основой для развития таких направлений абстрактного искусства, как супрематизм, футуризм. Конструктивизм и много другое.

Кубизм (фр.cubisme, от cube – куб) – художественное направление во французском искусстве начала ХХ века, основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам». Художественная концепция кубизма строилась на попытке найти простейшие пространственные модели и формы вещей и явлений, в которых выразились бы вся сложность и многообразие жизни.

По существу кубизм – это примитивизм, воспринимающий мир через формы геометрически правильных фигур. Свои истоки он брал в живописи П.Сезанна и африканской скульптуре, под влиянием которой появились знаменитые «Авиньонские девицы» П.Пикассо (1907), ознаменовавшие рождение кубизма.

В своем развитии кубизм пережил три периода: сезанновский, аналитический и синтетический.

Для первого периода (до 1909г.) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Второй период (1909 – 1912) отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы». Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж, и портрет). Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Художник не воспроизводил действительность, а зримо воплощал свои знания об изображаемом предмете, которые в воображении зрителя складывались в обозначенный сюжет.

Основные теоретические идеи кубизма были изложены самими участниками движения (А.Глез и Ж.Метценже «О кубизме», 1912) и симпатизировавшими движению критиками (Г. Аполлинер «Художники-кубисты», 1913). Русский философ Н.А. Бердяев назвал кубизм «самой полной и радикальной революцией со времен Ренессанса». Отвергая традиции фигуративной живописи и провозглашая создание самостоятельных живописных реалий, независимых от объективных, кубизм открыл путь многим художественным направлениям и эстетикам ХХ века и, прежде всего, абстракционизму, реди-мейд и дадаизму.

Мастера кубизма: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, Луи Маркуси, Фернан Леже, Альбер Глез, Жан Метценже, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Александр Архипченко, Жак Липшиц, Андре Лот.

Абстракционизм в живописи

Термин абстракционизм происходит от латинского abstraho — оттаскивать, отвлекать. Принято считать, будто это — направление, или даже стиль; абстракционизм — нечто совершенно иное, и те, кто трактуют это понятие подобным образом, невольно заблуждаются. Абстракционизм, художники и теоретики искусства понимают как способ постижения реальности средствами изобразительного искусства при условии полного отвлечения от формы видимых предметов самой реальности. Так же как фигуративное (предметное) искусство, абстракционизм распадается на множество стилей и направлений: геометрическая, лирическая, жестикуляционная, аналитическая абстракция, и более частные течения: супрематизм, аранформель, нюажизм, ташизм и т.д. Собственно, искания художников всех времен всегда были и будут ограничены только двумя этими ипостасями: фигуративного и абстрактного искусства. Третьего, как говорится, не дано.

Теоретическое обоснование традиционного фигуративного искусства восходит к учению Аристотеля о мимесисе — т.е. подражании природе. Первым теоретиком абстракционизма в искусстве можно считать Платона. В диалоге «Филеб» философ говорит о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимесиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, полагал Платон, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

Абстракционизм в живописи — итог непростого, подчас трагического пути модернизма от новаторских цветовых решений, предложенных импрессионистами II пол. XIX века, через символизм, экспрессионизм, через разложение футуризма и кубизма к экстремистскому отрицанию всякой изобразительности в изобразительном искусстве. Утверждая значение подсознательного, абстракционизм рассматривает творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, как автоматическую передачу художником собственных ощущений. Он исходит из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек не способен осознать мир, а тем более воплотить его в пластических образах уже в силу самого многообразия мира. Средства отображения смутного подсознательного образа дает абстракционизм. Картины могут быть созданы любыми средствами. Главное, чтобы сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, было оторвано от природной и социальной реальности.

Родоначальником абстракционизма в искусстве ХХ столетия принято считать Василия Кандинского (1866-1944), который в 1910 году, впервые в истории живописи выставил в Мюнхене свои абстрактные акварели и опубликовал трактат «О духовном искусстве», обосновывавший его творческий метод как «отход от натуры, от природы, к трансцендентным сущностям предметов и явлений». Первоначально избрав для себя юридическую карьеру, Кандинский в 1896 году приехал в Мюнхен: учился в школе А.Ажбе, в Академии художеств, у Ф.фон Штука, увлекался Гогеном, фовистами, народным лубком. В 1911 году Кандинский совместно с Ф.Марком создал объединение "Синий всадник", основным направлением которого стал т.н. лирический абстракционизм. Представители этого стиля абстракционизма развивали хроматические идеи Кандинского. Лирическая абстракция Кандинского представляет собой бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекающиеся кривыми или извилистыми линиями, иногда напоминающими иероглифы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.68 (0.022 с.)