Жорж Матье. «Абстрактная композиция».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жорж Матье. «Абстрактная композиция».



Ведь «Доказательством моего бытия», – по словам одного из представителей современного абстракционизма, – «является не мое имя, мое тело – они исчезнут в океане времени, а вымысел, создание видимости».

21. Течения в европейском искусстве XX века: футуризм, дадаизм, сюрреализм

Давайте в этот раз познакомимся с экзальтированным художественным стилем под названием футуризм. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Но на самом деле оказалось что это немного не так. Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями. Но это не утопичный мир будущего – это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Но, обо всем по порядку.

Футуризм – общее название художественных авангардистских движений начала 20 века в поэзии и живописи, главным образом в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех предшественников.

Футуристы были революционерами в искусстве. Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. В отличие от представителей других авангардистских течений, испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства.

Именно с футуризмом в европейском искусстве начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства. Футуристы находились в кипящем котле духовных, художественных, политических, исканий начала века, который просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать традиционную культуру ножом техницизма, урбанизма и новой науки.

Гоночный автомобиль, несущийся как шрапнель, представлялся им прекраснее любой античной статут. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях. Война – единственная гигиена мира. Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение.

Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Некоторое знакомство с теориями зрения, концепцией фиксации изображения на сетчатке глаза и т.п. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Они стремятся активизировать зрителя, как бы поместить его в центр своих работ и их динамизм перенести в психику зрителя. Знакомство с достижениями физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психические поля. Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов, именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии.

Еще одной важной особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами. Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, так очаровали футуристов, что они стремятся передать это их в своих работах. Мы хотим петь и кричать в наших картинах, звучать победными фанфарами, реветь паровозными гудками и клаксонами автомобилей, шуметь фабричными станками, мы видим звук и хотим передать это видение зрителям – говорили они. Поэтому даже названия картин стали содержать такие слова как скорость, гудок, сигнал клаксон и так далее.

Первая выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Везде она имела скандальный успех, но практически нигде футуристы не нашли серьезных последователей, кроме России, куда выставка не доехала. Русские художники сами в тот период часто бывали в Европе, и идеи и манифесты футуристов оказались во многом созвучны их собственным исканиям.

В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе, например творчество Маяковского и некоторых других поэтов. В изобразительном искусстве русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Этим термином скорее обозначались самые разные тенденции русского авангардизма – постсезаннизм, декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования. Однако, футуризм несколько вывел на первый план современную динамику и новые ритмы в связи с подчеркиванием характерных черт урбанизма.

Собственно сам футуризм как некое целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом Первой мировой войны. Уцелевшие после войны футуристы двигались в искусстве каждый в своем направлении. Но в основном, как художественное течение футуризм скоро исчерпал свои идеи и формальные возможности. Тем не менее, футуризм оказал определенное воздействие на многие виды искусства 20 века, в частности, на театр, кино, видео-арт.

Дадаизм — одно из направлений в искусстве, которое прошло пик развития в 1915-1922 годах. Берёт своё начало с середины I-й мировой войны, когда в швейцарском Цюрихе был открыт тихий и уютный кабачок «Cabaret Voltaire». Этот кабачок изначально задумывался как арена политических и художественных дискуссий, и вскоре в него со всей Европы начали съезжаться художники, не желавшие марать руки войной, небыдло-дезертиры из французской армии и персонажи при деньгах, которые их совсем не хотели терять, и прочая клоака общества.

И вот, объебавшись кокаином с героином, смесь которых на французском сленге как раз и зовётся dada, а потом заполировав эту смесь парой бутылок спиртного, все эти творческие личности извлекли на свет божий множество пустых умозаключений, одним из которых было, что весь мир катится в сраное говно, а основным фактором этого является логика. Тут же ей была объявлена война, а новому стилю дано название Dada (фр. деревянная лошадка, в переносном смысле — бессвязная речь). Сочувствующие, в свою очередь, стали наименоваться дадаистами.

Основателем дадаизм является Тристан Тцара, ЕРЖ-эмигрант из Румынии.

Отличительные особенности

Нарочитая бессмысленность и дефункциональность картин, скульптур, музыки и литературных произведений. Большинство произведений представляет собой коллажи из совершенно разных объектов.

Самый известный дадаист — Марсель Дюшан, художник и профи-шахматист в одном. Прославился, во-первых, тем, что покусился на самое святое, на священную корову Леонардо да Винчи - подрисовал усы и бороду репродукции Мона-Лизы, да еще и приделал к ней название L.H.O.O.Q. (буквы складываются во фразу "ей невтерпеж") и загнал ее за бешеные бабки нагло требовал за эту работу кругленькую сумму, а во-вторых, тем, что расписался на писсуаре со строительного рынка и выставил в серьезной галерее, представив как произведение искусства. Тоже самое он сделал и с вешалкой для шляп и прочим домашним хламом, что собрался у него в кладовке.

Но вначале, конечно, Дюшана беспощадно критиковали, ругали как бесстыдного тролля и вообще наглого недохудожника. Но у него оказались крепкие яйца чтобы и дальше гнуть свою линию, выступать перед падкой на скандалы, интриги и пресыщенной парижской и нью-йоркской публикой со своими идеями.

Курт Швиттерс, дойч проникшийся идеями дадаистов, решил что круто делать картины из различных отходов — проволочек, верёвочек, билетов, консервных крышек. Для этого Курт регулярно совершал походы на свалку, а также шарил в окрестных мусорных баках, так сказать в поисках вдохновения. Свои художественные объекты Швиттерс называл «мерцы» (сокращение немецкого слова Kommerzbank — «коммерческий банк»).

Значимость™

Дадаисты стали первыми, кто использовал искусство как площадку для откровенного троллинга. Также впервые начали использовать граффити в современном понимании этого слова, а также фактически они изобрели такую хрень как инсталяция. Порядочные бюргеры и мюсье не хотели ломать мозги над приколами дадаистов. А вот американские денежные мешки были не прочь поспекулировать на этом — в Нью-йорке в 1920-х дадаисты нашли кучу поклонников с тугими кошельками, которые не отличали Моне от Мане, но скупали каждый очередной писуар Дюшана или «Merz» Швиттерса.

Алсо, большинство работ дадаистов было показано на нацистской выставке «Дегенеративное искусство», которая колесила по всей Германии полтора года, и её успели посетить около трёх миллионов зрителей. Темой выставки были всякие модернистские течения в искусстве, а также творчество душевнобольных. Естественно, что великий художник и архитектор Адольф Гитлер искренне презирал дадаистов и желал их перевоспитать. Под раздачу попали все, благо дело большинство дадаистов успело засверкать пятками из Дойчлянда когда там запахло расово верным искусством.

др

Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию. Оставшись без родины и потеряв жизненные ориентиры, художники-дадаисты начали проповедовать антиискусство в котором нет ни морали, ни логики, ни традиций. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Ощущая собственную беспомощность, они советовали жить только сегодняшним днем, отрицая завтра. В техническом плане самым распространенным художественном приемом стал коллаж и его разновидности.

Дадаизм – авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Стиль существовал с 1916 по 1922 г. Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня – вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система – не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.

Первыми деятелями дадаизма были Тристан Цара (поэт, румын), Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Ганс Арп (художник, немец), Марсель Янко (художник, румын). Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран. Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.

Термин дадаизм придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж – технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: Случайный коллаж (Цюрих), Манифестационный коллаж (Берлин) и Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер).

В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).

Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий. Художники именуют себя «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий.
Третье направление – наделение коллажа свойствами поэтического произведения – реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии, как соединение двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде с появлением творческой искры от их соединения.

Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария).

Сюрреализм

Сюрреализм оказал громадное влияние на мировое искусство. Отчасти наметив тенденции развития, отчасти сам став их воплощением, стиль «сюрреализм» позволил пересмотреть отношение к искусству, и дал возможность увидеть привычное с необычных ракурсов. Причудливо переплетая реальность и вымысел, порожденный больным воображением (или лишь кажущийся больным) воображением, щедро приправленный аллюзиями и ремнисценциями, стиль «сюрреализм» представляет собой интереснейшее явление в искусстве в начале 20-го века.

Говоря об истории сюрреализма, нельзя не упомянуть о тех предтечах, которые лежали в основе живописи сюрреализма. Центральное место среди стилей, оказавших большое влияние на картины сюрреализма, был дадаизм.

Дадаизм (франц. dadaizme, от dada – "конёк", деревянная лошадка, в переносном смысле бессвязный детский лепет) – это модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922 гг. Художники-дадаисты воспринимали 1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль и эстетику – как их лицемерную маскировку. Возникшее в Швейцарии, это течение уделяло большое внимание случаю и художники-дадаисты пытались использовать случайные процессы в качестве рабочих инструментов. Так, художники дадаисты бросали краски на холсты, предоставляя красящему материалу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации, в то время как сам художник-творец, по мнению дадаистов, был всего лишь марионеткой в руках загадочных неведомых сил.

Именно в дадаизме живопись сюрреализма черпала идеи хаоса бессознательного и интерес к стихии хаоса. Однако в отличие от дадаизма, направленность творческой деятельности у представителей сюрреализма была иной – в отличие от чисто разрушительной идеи дадизма, сюрреалисты исповедовали принцип созидания через разрушение.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.012 с.)