Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скульптура социалистического реализмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 30-ые годы дает о себе знать тяготение советского искусства к монументализму В скульптуре тех лет наиболее интересны памятники великим деятелям русской культуры, истории При конструктивизме уделялось основное внимание социально-функциональным проблемам, приветствовалась «очищенная» от декора простота форм. Во второй половине 30-х годов происходит логический переход к новому этапу, когда всё большее значение приобретает использование в архитектуре традиционных, неоклассических форм, наиболее отвечавших идейно-художественным задачам, которые в то время ставились перед архитектурой. Творчество ведущих мастеров советской архитектуры И.Желтовского, А.Щусева, И.Фомина, С.Чернышева, Д.Чечулина, Л.Руднева, А.Бурова и других, во многом определило архитектурную направленность рассматриваемого периода. Особое внимание эти архитекторы уделяли ансамблевому характеру в декоративном убранстве сооружений. В это время возрастает интерес к монументальному искусству во всех его видах: скульптуре, рельефу, настенной росписи и мозаике, которым отводилась роль не только логического оформления здания, но и раскрытия идейно-тематического содержания, повествующее о экономических и трудовых достижениях страны, и её политической мощи. Автор научной работы исследует интересный и мало изученный период монументально-декоративной скульптуры Москвы второй половины 30-х - 50-х годов, связанный с такими известнейшими архитектурными постройками как станции метрополитена, высотные здания, ВДНХ. Именно в них решались проблемы синтеза искусств, делались попытки органической связи скульптуры с архитектурой. В своей работе, автор основное внимание уделяет искусству рельефа, как одному из самых распространённых видов пластики, активно применявшихся в декоративном оформлении архитектуры. О круглой, отдельно стоящей монументально-декоративной пластике, не связанной тесно с архитектурой, автор речь не ведёт, так как эта тема широко исследована искусствоведами и скульпторами. Скульптурные рельефы, украшающие общественное здание, арки, станции метрополитена, учебные и административные заведения, имели важное идейно-художественное значение, так как советское искусство тех лет было прежде всего искусством больших тем и монументальных образов. Взять хотя бы к примеру декоративные решения семи высотных зданий в Москве, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В скульптурном оформлении этих зданий утверждалась идея широкой поступи социализма в области науки, просвещения, техники, а также показывались трудовые успехи советских людей в различных областях трудовой деятельности. Для строительства этих сооружений был объявлен конкурс среди архитекторов, а для украшения были приглашены так же известные скульпторы, как: Н.В.Томский, М.Г.Манизер, Г.И.Мотовилов, М.Ф.Бабурин, В.И.Мухина, Е.А.Янсон-Манизер и другие. МУХИНА Вера Игнатьевна МУ́ХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953), российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам («Пламя революции», 1922-23), в 30-х гг. — символические (символы нового общественного строя) произведения («Рабочий и колхозница», 1937), в годы Великой Отечественной войны — сурово-правдивые образы воинов («Б. А. Юсупов», 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). * * * МУ́ХИНА Вера Игнатьевна [19 июня (1 июля) 1889, Рига — 6 октября 1953, Москва], российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы «Рабочий и колхозница», которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства. Начало пути Родилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (1909-11), Н. А. Синициной (1911), И. И. Мешкова (1911-12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, «Ла Палет», «Ла Гранд Шомьер») в 1912-14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.-А. Бурделя. От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма, особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (в 1922-23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн и кубизм составляют синтез, родственный ар деко. После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является «Пламя революции» (1922-23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую «вихрем» выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая «Крестьянка» (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934-35, мрамор, там же). «Рабочий и колхозница» Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа «Рабочий и колхозница» для возведенного по проекту Б. М. Иофана советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935-37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему «саморазрушителен», поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского «большого террора» в неосуществленных замыслах — например, в проекте памятника челюскинцам (1938), где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы. «Хлеб» Среди других известных монументальных работ художницы — декоративная группа «Хлеб» (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятник Максиму Горькому для города Горького (1938-39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу «Требуем мира» (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство — от достаточно виртуозного «Хлеба» до последней группы — в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант — помимо эскизов — проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935), а большой дар художника-экспериментатора — в опытах создания стеклянной, «полой» пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930-50-е гг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.192 (0.007 с.) |