Строительство Казанского собора (1801-1811)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строительство Казанского собора (1801-1811)



Воронихин получает заказ на строительство собора после победы в конкурсе, в котором участвовали также Ж. Тома де Томон и Ч. Камерон. Образцом для нового храма, согласно воле Павла I, становится ватиканский собор св. Петра. Казанский собор в плане имеет форму латинского креста. Своим протяженным северным фасадом он обращен к Невскому проспекту, но на линию сплошной застройки не выходит. В результате смещения собора с «красной линии» улицы образуется глубокая площадь, которую мощным полукольцом охватывает грандиозная дуга колоннады из четырех рядов коринфских каннелированных колонн, примыкающая к северному фасаду здания. Концы дуги завершены монументальными проездными порталами с аттиками. Над богатым антаблементом колоннады по всей длине высится парапет, зрительно усиливающий единство всех ее частей. Фасады западного, северного и южного рукавов креста акцентированы глубокими портиками с венчающими фронтонами. Особое значение имеет северный портик — центр композиции колоннады. Пространство перед собором, организованное на контрасте разрыва сплошной линии застройки с динамичным ритмом полукружия колоннады, создает очень выразительный градостроительный эффект. Проект предполагал сооружение с южной стороны симметричной колоннады, но недостаток средств помешал ее осуществлению.

Храм построен из натурального камня (известняка) и украшен многочисленными барельефами, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Его внутреннее пространство создано по типу зальных церквей — два ряда парных гранитных колонн образуют равные по высоте нефы. В интерьере зодчий также применяет коринфские колонны, но оставляет их стволы гладкими. Особую парадность интерьеру придают богато украшенные кессонированные коробовые своды центрального и поперечного нефов. Над средокрестием возвышается световой барабан, несущий оригинальный по конструкции купол, — одна из основных вертикальных доминант Петербурга. После окончания войны 1812 собор был превращен в мемориал: в нем хранились боевые знамена и трофеи, иконостас был отлит из серебра, награбленного французами из московских церквей. На площади установлены памятники М. И. Кутузову (1829-1835) и М. Б. Барклаю де Толли (1829-1836) работы скульптора Б. И. Орловского. В Казанском соборе похоронен фельдмаршал Кутузов.

В 1810-1812 Воронихин с западной стороны дополняет ансамбль собора знаменитой оградой, послужившей образцом для многих подобных малых архитектурных форм в Петербурге. Чугунная решетка украшена ромбовидными орнаментальными накладками и растительным узором. Ее линия строго ритмизованна мощными гранитными каннелированными колоннами, увенчанными шарами. Ограда завершает оригинальную, уникальную по силе художественного образа композицию всего сооружения.

Строительство Горного института (1806-1811)

Если Казанский собор в целом доводит до логического конца развитие зрелого классицизма, соприкасающегося с ампиром, Горный институт воплощает в себе основные тенденции ампира. Роль здания в градостроительном решении стрелки Васильевского острова очень велика: оно замыкает противоположный Бирже конец острова в устье Невы. Между двумя стилистически близкими ансамблями — Биржи и Горного института — развертывается вся его застройка. Сходство основывается не только на принадлежности к ампиру: Воронихин, вслед за Томоном, использует мощную пестумскую дорику для портика Института. Планировка предопределена корпусами пяти старых домов, которые зодчий включает в композицию, соединив их коридором и новой фасадной стеной. Протяженное двухэтажное здание следует изгибу Невы. Монументальный, очень красивый по пропорциям портик с фронтоном, который поддерживают 12 каннелированных дорических колонн, акцентирует фасад. На постаментах по сторонам широкой пологой лестницы размещены две скульптурные группы: «Геракл, удушающий Антея» (1809-1811) С. С. Пименова и «Похищение Прозерпины Плутоном» (1809-1811) В. И. Демут-Малиновского. Мифологическая тема Земли, звучащая в этих произведениях, через все пространство острова перекликается с аллегорической темой водной стихии в скульптурном убранстве ансамбля Биржи. От интерьеров, оформленных Воронихиным, сохранилась лишь парадная лестница.

Одновременно с осуществлением крупнейших проектов Воронихин строит и другие сооружения в окрестностях Петербурга: колоннады у подножия Большого каскада в Петергофе, Розовый павильон в Павловске (1811-1812), фонтан на Пулковской горе (1806). За проект Петергофских каскадов в 1800 он получает звание архитектора, а в 1802 — профессора архитектуры.

Воронихин работает и в области декоративно-прикладного искусства. Создавая проекты мебели, осветительных приборов, фарфоровых ваз и др., он стремится к органическому сочетанию интерьера с архитектурой.

Воронихин похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

РОССИ Карл Иванович

РО́ССИ Карл Иванович [18 (29) декабря 1775, Петербург — 6 (18) апреля 1849, там же], русский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города. Градостроительные идеи Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

Начало

Родился в артистической семье (мать — итальянская балерина Г. Росси). Архитектуре обучался в мастерской известного зодчего и декоратора В. Ф. Бренны, под начальством которого в чине сержанта работал в Ведомстве по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий (с 1796). Участвовал в строительстве Михайловского замка в Петербурге. После двухлетней поездки (1802-03) во Францию и Италию в 1804 был назначен художником на стекольные и фарфоровые императорские заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором «Кабинета его величества».

В 1809 Росси был переведен в Москву старшим архитектором «Экспедиции кремлевского строения», где преподавал в архитектурной школе и занимался реставрацией различных кремлевских сооружений. Его московские постройки не сохранились.

С 1811 короткое время работал в Твери, вернувшись в Петербург, получил назначение на должность главного архитектора Павловска.

Творческий расцвет

Расцвет творчества Росси начался с 1816 после поступления на службу в «Комитет для строения и гидравлических работ». Через два года Росси приступил к возведению живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (окончен в 1822), принесшего зодчему известность (разрушен во время Великой Отечественной войны, впоследствии восстановлен).

Другой крупнейшей работой, в которой проявился блестящий талант Росси-градостроителя, было создание Михайловского дворца (ныне Русский музей; 1819-1825) и всего ансамбля Михайловской площади (ныне площади Искусств). Перепланировке подвергся весь район от Невского проспекта до Невы. Здание Михайловского дворца эффектно замыкает перспективу Михайловской улицы от Невского проспекта и является одним из лучших произведений высокого классицизма. Великолепные дворцовые интерьеры (Белый зал и др.), выполненные по проектам Росси, свидетельствуют о высочайшем мастерстве декоратора.

В 1819-29 зодчий реконструирует Дворцовую площадь и возводит грандиозный ансамбль Главного штаба. В центре дугообразного здания Главного штаба зодчий поместил триумфальную арку, увенчанную колесницей Славы (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Росси мастерски встроил в новый комплекс ряд существовавших ранее зданий, образовав круговой фасад длиной более двух километров.

Строительство Александpинского театра — лучшего театра Европы того времени — приходится на 1828-32. Главный фасад театра решен в виде необыкновенно эффектной глубокой лоджии с шестью коринфскими колоннами, поднятыми на высокий цокольный этаж. Для перекрытия зала впервые были применены металлические конструкции, а само здание выполнено из несгораемых материалов.

В связи с постройкой Александринского театра Росси создает один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, включающий Театральную улицу (ныне ул. Зодчего Росси), Александринскую площадь (ныне площадь Островского) и Чернышев мост (ныне площадь Ломоносова).

Среди последних крупных работ Росси — комплекс зданий Сената и Синода, объединенных аркой (ныне Центральный исторический архив). Эти здания, как и Адмиралтейство, окаймляют Сенатскую площадь, в центре которой стоит знаменитый «Медный всадник».

Росси построил также: в Павловске дворцовую библиотеку (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838-41), в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826, после пожара 1837 восстановлены В. П. Стасовым).

Произведения Росси, одного из создателей русского ампира, отличаются как грандиозным размахом, так и ясностью, выразительностью и богатством ордерных композиций, гармоничным сочетанием архитектурных форм и скульптуры, новаторскими приемами (например, металлическими перекрытиями), а также подчеркнутой триумфальностью, связанной с идеей величия России — победительницы в Отечественной войне 1812 года.

Росси участвовал в разработке «Проекта каменных и деревянных строений в Петербурге», ставшего законодательным документом (утвержден в 1830).

Последние годы. Холера

После вынужденного выхода в отставку перебивался случайными заработками, жил в долг. Семья, в которой было девять детей, бедствовала. В ноябре 1841 внезапно скончалась младшая дочь Леонтин, а вскоре умерла и жена. В городе свирепствовала холера, в день умирало до тридцати человек. Весной 1849 заболел и Росси и вскоре скончался. Похоронен в Некрополе в Александро-Невской лавре.

ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич

ЗАХА́РОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич (8 (19) августа 1761, Петербург — 27 августа (8 сентября) 1811, там же) — русский архитектор, представитель ампира, создатель здания Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823).
Андреян Захаров родился в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии, учился в Петербургской академии художеств (1767-1782), ученик А.Ф. Кокоринова, И.Е. Старова, Ю.М. Фельтена, окончил академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную командировку, продолжил образование (1782-1886) в Париже у архитектора-классициста Ж. Шальгрена, который оказал на него большое влияние. С 1787 года Захаров преподавал в Петербургской академии художеств, с 1794 года был ее членом, еще через пять лет стал профессором. Среди его учеников был архитектор А. И. Мельников. С начала 19 века Захаров был архитектором Гатчины, где построил «Львиный мостик», «Ферму», «Птичник». Тогда же он разработал проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии наук (1803-1804), легший в основу существующей планировки. Единство ансамбля было достигнуто за счет общего ритма расстановки зданий и одинаковых архитектурных деталей, что характерно для французской градостроительной школы.
В 1805 ггоду А.Д. Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства в Петербурге. Адмиралтейскую верфь, заложенную в 1704 по чертежу Петра I, в 1727-1738 перестроил в камне архитектор И. К. Коробов. Захаров в своем проекте сохранил общую П-образную композицию здания с центральной башней, играющей важнейшую градообразующую роль для центра Петербурга.
Адмиралтейство Захарова и его центральная башня — уникальный образец высокого классицизма. Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф (22x2,4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов — гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека). Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.
А.Д. Захаров также создал проекты застройки Морских казарм и Морского госпиталя (1790-е годы), Провиантского острова близ устья реки Мойка (1806-1808), Галерного порта (1806-1809), ряд проектов для Кронштадта, в том числе проект Андреевского собора (1807-1817, не сохранился). В 1804-1806 годах для петрозаводского купца Мижуева он построил четырехэтажный многоквартирный жилой дом (набережная реки Фонтанка, 26). В обработке главного фасада наряду с традиционным шестиколонным портиком, несущим трехугольный фронтон, были использованы мотивы симметричных трехчастных окон в верхних этажах и закругление угла. Для губернских и уездных городов России архитектор проектировал подчеркнуто монументальные казенные строения и церкви. А.Д. Захаров похоронен на Смоленском кладбище, позже прах был перенесен в Александро-Невскую лавру в некрополь 18 века.

ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович

ЖИЛЯ́РДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий Иванович (Доменико) (1785, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария — 28 февраля 1845, Милан), архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России.

Потомственный архитектор

Родился в семье потомственного архитектора И. Д. Жилярди. Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру в Италии, после возвращения в Москву был зачислен в штат архитектора Воспитательного дома в качестве его помощника. Туда же на службу поступил и Афанасий Григорьев, с которым Жилярди связывала давняя дружба. В августе 1812, когда войска Наполеона подходили к Москве, Доменико Жилярди вместе со служителями и старшими детьми был эвакуирован в Казань, вернулся осенью того же года. Его отец оставался в захваченной французами Москве охранять Воспитательный дом и детей, которых не успели эвакуировать.

После отъезда в 1817 Жилярди-отца в Швейцарию Дементий Иванович становится старшим архитектором ведомства Московского Воспитательного дома. Работая по застройке послепожарной Москвы, создал ряд монументальных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших значительную роль в формировании архитектурного облика города.

С 1830 почетный член петербургской Академии художеств.

Основные постройки

Первой крупной работой Жилярди стал проект восстановления здания Московского университета (1817-19), обгорелый остов которого после Отечественной войны 1812 года пять лет стоял в центре Москвы. С исключительным мастерством выполнил зодчий актовый зал, в котором 5 июля 1819 состоялось торжественное открытие восстановленного здания, и главный портик с каннелированными колоннами дорического ордера. Работал над восстановлением также сгоревших во время войны зданий Вдовьего дома на Кудринской площади (1818-23) и Екатерининского института (1826-27).

В начале 1820-х гг. Жилярди было поручено проектирование и строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (ныне Президиум АМН России; 1823-26). Эта работа была выполнена совместно с А. Г. Григорьевым. Первоначально ансамбль состоял из главного здания и двух флигелей, но спустя 20 лет (в 1846) постройки были объединены в одно здание учеником Жилярди архитектором М. Д. Быковским.

Значительной работой Жилярди в эти годы была и перестройка усадьбы генерала П. М. Лунина на Никитском бульваре (1818-23). Зодчий создал изящную асимметричную композицию, состоящую из трех отдельных зданий, образующих единый живописный ансамбль.

Одновременно с работами по ведомству Воспитательного дома Жилярди строил Слободской дворец (1827-1830), дом С. С. Гагарина (1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачевых-Найденовых (1829-1831) и др.

К числу наиболее известных работ архитектора относится и усадьба Кузьминки под Москвой, где, кроме Жилярди, работали и другие зодчие. Среди множества построек выделяется Центральный павильон Конного завода (1820, при участии А. Г. Григорьева, скульпторы П. К. Клодт, Г. Т. Замараев), решенный в виде большой ниши-экседры, на фасаде которой установлен портик дорического ордера.

Последняя постройка Жилярди в России — усыпальница представителя знаменитого рода графов Орловых — В. Г. Орлова, который скончался в 1831 в родовом имении Отрада. Мавзолей решен в виде традиционного храма-ротонды, где устремленное ввысь торжественное центральное пространство сочетается с низкими обходными галереями. Строительство затянулось и было окончено только в 1835, после отъезда зодчего на родину.

Жилярди проявил себя и крупным мастером садово-парковой архитектуры.

В 1832 в надежде поправить здоровье вернулся в родную Швейцарию; умер в Милане в 1845, похоронен вблизи Монтаньолы.

БОВЕ Осип Иванович

 

 

Красная площадь после реконструкции

 

БОВЕ́ Осип Иванович (1784-1834), русский архитектор. Представитель ампира . Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная площадь (1815), создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Александровский сад (1820-22), Триумфальные ворота (1827-34), 1-я Градская больница (1828-32).

* * *

БОВЕ́ Осип (Иосиф) Иванович [24 октября (4 ноября) 1784, Санкт-Петербург — 17 (28) июня 1834, Москва], русский архитектор, представитель ампира. Внес огромный вклад в восстановление Москвы после опустошительного пожара 1812 года.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.018 с.)