Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 17: живопись и скульптура в XIX веке. Основные направления, представители.

Поиск

Живопись.

Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. Значительную роль классицизм играл в самом начале XIX века. Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства.
Основные представители
Карл Па́влович Брюлло́в (1799 - 1852г.г. произведения-Последний день Помпеи,Итальянский полдень(изображена девушка на фоне виноградных листьев с гроздью в руке)
Александр Андреевич Иванов (1806-1858г.г. произведения-Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, Явление воскресшего Христа Марии Магдалине,Явление Христа народу.)
В 20-30-е гг. в живописи, так же как и в других видах искусства, наблюдается отход от эстетических установок классицизма, что было связано с растущим интересом к человеческой личности, к внутреннему миру человека. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.Это нашло отражение в живописи романтического направления, ярким представителем которого был
О.А.Кипренский (1782-1836г.г. портретист,работы-Портрет Е.В. Давыдова,Молодой садовник, Портрет А.С. Пушкина)
Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776,— 3 (15) мая 1857, стили-романтизм,реализм.произведения-Портрет А.С. Пушкина,Кружевница,Портрет сына)
Сильвестр Феодосиевич Щедрин ((2 (13) февраля 1791— 27 октября (8 ноября) 1830.,произведения-Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега»)
Иван Константинович Айвазовский (17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года.,произведения-Девятый Вал,Лунная ночь в Босфоре,Черное море,Волна)его творчество выделяют в отдельное течение-маринизм.
В первой половине XIX века в русскую живопись входит бытовой сюжет. Рождение бытового жанра в русской живописи связано с именем А.Г.Венецианова (1780-1847). Картины Венецианова («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» и др.) явились новацией в русской живописи, поскольку их сюжетами стали обыденные явления крестьянской жизни: крестьяне за чисткой свеклы; помещица, дающая девушкам «урок» на день; пастушок, заснувший у дерева; сцены пахоты, жатвы и сенокоса.
В 30-40-е годы в русском изобразительном искусстве появляется и развивается новое художественное направление — реализм. Одним из основоположников реалистического направления стал П.А.Федотов (1815-1852)Его работы-Сватовство майора,Жена-модница,Вдовушка)
Вторая половина 19 века ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства.Утверждается реализм как истинное направление,появление которого связано с упорной борьбой между представителями академизма и передвиниками.Передвижники-творческое объединение русский художников в конце XIXв.14 человек,допущенных до соревнования за первую золотую медаль в Академии Художеств,отказались писать картины на сюжет скандинавской мифологии и покинули здание.Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати».После они и сформировали данное общество,основными направлениями которого стали реализм и импрессионизм.
представители-И.Е.Репин,И.И.Шишкин,А.И.Куинджи,И.И.Левитан(После дождя.Плес,Вечерний звон,Сумерки).

Скульптура.

Русская скульптура первой трети 19 века
Мартос И.П. – монументальная скульптура
Демут-Малиновский В.И., Пименов С.С. (монументально-декоративная скульптура, синтез с архитектурой)
Ф.Щедрин – монументальные скульптурные группы
Теребенев И.И. – монументально-декоративная скульптура
Гальберг С.И. – скульптурный портрет
Толстой Ф.П.- медальерное искусство
- период расцвета русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм).

- скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств. Академия являлась не только центром подготовки будущих ваятелей, но и средоточием наиболее видных скульпторов, чье творчество определило собой наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма.

- мастерам первой половины XIX века свойственно постоянное, упорное стремление изучать и познавать натуру.

- темы героики и национального торжества по случаю победы над врагом, посягнувшим на независимость России, надолго становятся ведущими в монументальной скульптуре.

- большой интерес к простолюдину, способствовавший усилению демократических начал в русской скульптуре (барельефы И. И. Теребенева для здания Адмиралтейства, статуя «Русский Сцевола" В. И. Демут-Малиновского)

- в скульптуре высокого классицизма происходит дальнейшее укрепление реалистических начал (постепенное расширение тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности, в тяготении скульпторов к более непосредственной передаче натуры).

- синтез скульптуры с архитектурой - органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач (при широком размахе строительства в начале XIX века приводит к тому, что из среды скульпторов выделяются. мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами (Демут-Малиновский и Пименов)).

- В творчестве скульпторов начала XIX века, которые работали в основном в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры, портрет занимал относительно второстепенное место.

- подъем русской скульптуры в начале XIX века нашел выражение и в так называемых малых формах, например, в медальерном искусстве (Ф. П.Толстой)
Русская скульптура второй трети 19 - начала 20 века
Развитие русской скульптуры тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве.
- утрата монументальности, потеря связи с архитектурой, преимущественное развитие станковой скульптуры.
- монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение.
- установка монементов личностям имеющим большое общественное занчение - деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям.
- в станковой скульптуре - подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки.
- 1851 г. - упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени "по части ваяния фигур и орнаментов".
- рождение скульптуры реалистического плана.
Каменский Ф.Ф. (1838-1913), бытовые сюжеты. "Мальчик-скульптор" (ГРМ, мрамор, 1866), "Первый шаг (ГРМ, мрамор), портретные бюсты
Иванов С.И. (1828-1903) - "Мальчик в бане" (мрамор, ГТГ),
Антокольский М.М. (1842-1902) - историческая тематика. "Иван Грозный, "Петр 1,созерцательная, философская направленность- "Христос перед народом", "Мефистофель",Умирающий Сократ»,
Микешин М.О. (1835-1896) - памятник 1000-летию России (Новгород), проект памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, памятник русским воинам в Ташкенте.
Шредер И.Н. (1835-1908) - памятник Петру 1 в Петрозаводске, Пржевальскому, Крузенштерну в СПб, Беллинсгаузену в Кронштадте, Корнилову, Тотлебену, Нахимову в Севастополе.
Опекушин А.М. (1841-1923) - памятник Пушкину в москве (1880), вариант - СПб на Пушкинской ул., Лермонтову в пятигорске, естествоиспытателю Бэру в Тарту, Александру 2 и Александру 3 в Москве.

БИЛЕТ 18. Наука и образование в XIX веке.

Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования.
Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. На тот момент в 1811 в самом крупнейшем Московском университете обучалось всего 215 чел-к.
В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет..
К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. При Николае I были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба. Инженерная академия и Артиллерийская академия.
Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью.
В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать “добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек”.
Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.
Наука в России.
Николай Иванович Лобачевский (1792—) построил новую, неевклидову геометрическую систему.
В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761—) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801—) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.
В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793—). Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.
Н.И.Пирогов-доклад об операциях под эфирным наркозом. Его имя стало известно благодаря его самоотверженной работе в осажденном Севастополе, где он спасал тысячи раненных.
вторая половина 19 века.
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.
Образование. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60 70, в уездных до 70 80, в деревне грамотность была редким явлением. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов- просветителей.Основой среднего образования стала классическая гимназия.. В конце XIX в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64. Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты.Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения.В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование
Продолжался рост высшей школы. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.

Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс.В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.
В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Позднее высшие женские курсы были открыты в Москве и ряде других городов.
наука
Пафнутий Львович Чебышев сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе
В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов.Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.
Александр Михайлович Бутлеров разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до настоящего времени.
Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев.Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки.
Василий Васильевич Докучаев положил начало современному почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв.
Иван Михайлович Сеченов- он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы Сеченова “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.
Илья Ильич Мечников-его деятельность была направлена на развитие микробиологии, бактериологии,медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института.

БИЛЕТ 19. Серебряный век

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в.

1.Образование и просвещение

К началу 19 века в России существовали двух и четырех классные училища и три гимназии - в Петербурге, Москве и Казани. Кроме этого были специальные учебные заведения - солдатские школы, кадетские корпуса. К началу века был открыт Московский университет.

К 1855 г. в империи действовали 6 университетов в Петербурге, Москве, Дерпте, Казани,Киеве, Харькове. Университетский устав 1804г. разрешил Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

Расширилась сеть учебных заведений: 20 кадетских корпусов, императорская военная академия, Артиллерийская и Инженерная академия, Горный, Земледельческая школа, Техническое училище, Строгановское училище декаротивно - прикладного искусства....

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства.

В1814 г. при Александре 1 начала функционировать Императорская публична библиотека.

1815-1825.. возникло 80 периодических изданий.

Появился первый цензурный устав.

Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835— 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина).

2. Наука

Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.

К.Э. Циолковский (1857—1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель — ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903).

П.Н. Лебедева (1866—1912) Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

И.П. Павлова (1849—1934) Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности.

И. И. Мечников (1845—1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским (1863—1945). Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

Математики: В.Я.Буняковский, Лобачевский, Остроградский.

Физики: Э.Х. Ленц, П.Л.Шилинг.

Химики: Амосов, Зинин,

Биологи: Пирогов, Филоматитский.

 

3. Литература

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, Чехов,Куприн.

В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство ([от позднелат. decadencia—упадок] явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьев,дивидуальных переживаний.

 

4.Театр и музыка

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К. С. Станиславским (1863—1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858—1943).

В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской (1864—1910), репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремления демократической интеллигенции.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873—1938), Л.В. Собинов (1872-1934 ), Н.В. Нежданова (1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880—1942) и балерина А.П. Павлова (1881—1931). Русское искусство получило мировое признание («Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909—12).

Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки («Садко», 1896; «Сказка о царе Салтане», 1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907).

5.Архитектура

Преобладал стиль- ампир. Главное внимание уделялось строительству северной столицы.

Петербургские архитектурные ансамбли К.И.Росси, Тома де Томона, Общественные сооружения Воронихина, Захарова, Стасова.

Строительство театров, бирж, триумфальных арок, соборов, храмов.

здание генерального штаба.

Александровская колонна(Монферан)

Штаб гвардейского корпуса (Брюллов)

Здание Сената и Синода.(Росси)

Казанский собор (Воронихин)

 

6.Скульптура

 

Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой. Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).

По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873— 1932), тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.

 

Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной (1864—1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа («Идущий», 1903; «Сидящий человек», 1912, ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями («Изергиль», 1904; «Старая», 1911 и др.).

 

7.Живопись

На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Не глобальные исторические события интересовали вдохновенного певца русской старины А.П. Рябушкина (1871—1924),

В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, ГРМ). Творчество М.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев («Видение отроку Варфоломею», 1889-90, ГТГ, «Великий постриг», 1898, ГРМ).

Ученик Саврасова И.И. Левитан (1860—1900), блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел к импрессионизму («Березовая роща», 1885—89) и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения»

Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир — М. Врубель и В. Борисов-Мусатов.

Творчество Н.К. Рериха (1874—1947) обращено к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», 1897, ГТГ; «Заморские гости», 1901, ГРМ; «Никола», 1916, КМРИ). Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. И это не случайно, ведь учителем Рериха в Академии художеств был известный пейзажист А.И. Куинджи. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн (использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные), так и с увлечением культурой древней Индии (противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.019 с.)