Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положение народной музыки до Петра↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Русская культура XVI века В конце XV и начале XVI веков Россия приглашала из Европы, особенно из Италии, выдающихся зодчих и других мастеров. Это заметно обогащало русскую культуру. Однако отмеченное стремление церкви противостоять «латинству» затрудняло приток свежих знаний и модернизацию культуры. Наиболее образованные и мыслящие люди пытались бороться с названными тенденциями, что проявилось в появлении демократических настроений и особенно религиозных «ересей». Однако эти явления были крайне слабы. Правление Ивана IV «Грозного», начавшееся в 1547 году, окончательно закрепило деспотично-самодержавный тип государства и особую роль бюрократии, основанную на насилии. Русская культура XVII века XVII век для русской культуры несет приметы перехода от средневековья к Новому времени, правда, перехода весьма своеобразного, поскольку крепостное право не отменялось, а укреплялось еще больше (Соборное уложение 1649 г.). Однако началось развитие товарного производства, появились признаки всероссийского рынка. Соответственно в России появились зародыши буржуазии, начали формироваться буржуазные общественные отношения. Собственно, это означало начало формирования русской нации.
Билет 9-10 архитектура первой половины 18 века. Выдающиеся зодчие Главное направление - барокко. Характерен пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах. Петровское барокко - более сдержанное, проще, четче. Приглашенные иностраныне архитекторы Петра I: Доменико Трезини - итальянец. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710—1711), Петровские ворота (деревянные — 1708, каменные — 1714—1717) и Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722—1734) — теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726—1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них (Гостиный Двор на Васильевском острове). Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли - итальянского происхождения. Деревянный летний дворец в СПб, не сохранился. Большой дворец в Петергофе (остальное творчество - вторая половина века, т.к. родился в 1700 г.) Джованни Мария Фонтанa - итальянец. Перестройка Лефортовского дворца в Москве, Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге, Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме, Дворец Гагарина на Тверской в Москве (не сохранился)Никола Микетти - итальянец. Летний сад, парк и фонтаны в ПетергофеЖан-Батист Леблон - француз. Автор Генерального плана СПб, с центром на Васильевском острове. Принимал участие в строительстве Петергофа, спроектировал «водный сад» в Стрельне.Занимался оформлением интерьеров Летнего дворца Петра I.Андреас Шлютер - немец. Работал над Летним дворцом, Петергофом, дворцами Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, Кикиными палатами. Георг Иоганн Маттарнови - немец. Единственное созранившееся здание - Кунтскамера.
Приезжие зодчие брали учеников, были и др. талантливые русские зодчие, напр. Михаил Земцов (Церковь Симеона и Анны, проект Аничкова Дворца), Иван Зарудный (Меншикова башня в Москве).
Архитектура второй половины 18 века. Выдающиеся зодчие.Характерно обращение к традициям античности.Русский классицизм. Постройки классицизма строго симметричны, монументальны, без изысков декора и архитектурных излишеств. Один из первых образцов - Академия художеств авторства Александра Кокоринова и француза Жан Батиста Мишеля Валлен-Деламота.Василий Баженов - Дом Пашкова, Царицынский дворцово-парковый ансамбль,проект Михайловского замка, Владимирская церковь в БыковоИван Старов - Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина-Таврического в Петербурге (1783— 1789 гг.), Колонный зал (или Большая галерея).Джакомо Кваренги - Здание Смольного института, Александровский дворец, Академия Наук, дрорец Юсуповых, деревянные Нарвские триумфальные ворота Чарлз Камерон - резиденция великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Фёдоровны в Павловске. Елизаветинское барокко = растреллиевскоеБартоломе́о Франче́ско Растре́лли - исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры. Основные - Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский Екатерининский дворец,Андреевская церковь в КиевеПри Екатерине один из фаворитов - Анто́нио Рина́льди (классицизм) - Большой Гатчинский дворец, Мраморный дворец, павильон «Катальная горка», Китайский дворец.
Билет №11. Живопись и скульптура 18 века.
Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности. Портретисты первой четверти 18 в. остро схватывают индивидуальный склад ума и характера человеческой личности, видя основное ее достоинство в активности, жизненной энергии. Портретисты начала столетия преодолевали ограниченность образного строя парсуны* (разновидность картины, характерная для переходного периода древнерусского искусства конца XVI—XVII в. Соединяет традиции иконописного мастерства и живописного портрета), так же как и условность ее художественного языка — относительную плоскостность изображения, статичность композиции, локальность колорита.
Развитие живописи 18 века. Иван Никитич Никитин (ок. 1690—1741), сын священника, преподавал арифметику и рисование, был послан Петром I в Италию с целью завершения его профессионального образования; по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист. Билет №12. Образование, просвещение и наука в 18 веке. Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Просвещение На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и ее отставание по сравнению с Западной Европой. В России в среднем училось лишь два человека из тысячи. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии. Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — училища для солдатских детей. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе. Второй тип школ - это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства. К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. В них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась. Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность. Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский. Крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. М. В. Ломоносов и русская наука Сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет. Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист. В это время русская наука, освобождалась от пут средневековья, переживала своеобразное Возрождение. Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но русская наука создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин — вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России. Ломоносов развил атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической химии. Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали правильное объяснение причин поднятия материков и горообразования, вековых колебательных движений Земли; ученый заложил основы сравнительно-исторического метода в геологии. Открытие Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой науки — астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб. Реформа русского стихосложения завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А. С. Пушкиным. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую. Основоположник русской минералогической школы, сын придворного музыканта В. М. Севергин много сделал для развития идей Ломоносова в минералогии и геологии. Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских языка. Имена С. И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались на географических картах Севера нашей Родины. Исследования выдающегося натуралиста, путешественника и этнографа И. И. Лепехина открыли для русской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири. Академик И. И. Лепехин участвовал в экспедициях, находил описание животного и растительного мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и сел, обычаев и быта народов. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же время исполнял в Академии наук ряд других обязанностей: он был членом комиссии для издания переводов, вел академическое издание сочинений Ломоносова, участвовал в составлении этимологического словаря. Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал — «Санкт-Петербургские врачебные ведомости». Во второй четверти XVIII в. крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев работает над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Российской истории» М. В. Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах XVIII в. свою «Историю Российскую от древнейших времен». «История» Щербатова проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и дворянские привилегии. Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.
БИЛЕТ 13. ТЕАТР, МУЗЫКА, ЖУРНАЛИСТИКА XVIII В. Театр: На первых порах театр представлял собою явление, занесенное иностранцами, начало его связано с именем царя Алексея Михайловича. После его смерти театр перестал развиваться до тех пор, пока к власти не пришёл Пётр I. 1702 – Петр I создал Публичный театр для массовой публики. В Москве на Красной площади специально построили здание – "Комедиальная храмина"→спектакли немецкой труппы Кунста: иностранные пьесы не имели успеха→1706 закрытие театра. Анна Иоановна→возобновление спектаклей и маскарадов; спектакли комического содержания ("крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно колотили друг друга"). Дворцовые спектакли с участием петербургской знати. Елизавета Петровна: начало становления профессионального театра, Петербург – изобилие и разнообразие зрелищ. Открытие театра в Шляхетском корпусе кадетов, 1749 впервые поставлена первая трагедия Сумарокова "Хорев". Екатерина II: придавала театру воспитательно-образовательное значение, но на самом деле театр оставался развлечением. При ней было 3 придворных труппы: итальянская оперная, балетная и русская драматическая + вольная немецкая. 1806 – открытие Императорского театра в Москве; любительские спектакли в Эрмитажном театре. В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актерах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных.
Музыка: Появление, возрождение, реформирование и взаимопроникновение многих музыкальных жанров, широкое распространение домашнего музицирования и использования в быту многих музыкальных инструментов, возникновение первых капелл, оркестров и оперных трупп, становление системы музыкального образования, большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, намечающийся размах концертной деятельности, созревание национальной школы композиторов подготовили расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке. Живопись. Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. Значительную роль классицизм играл в самом начале XIX века. Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства. Скульптура. Русская скульптура первой трети 19 века - скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств. Академия являлась не только центром подготовки будущих ваятелей, но и средоточием наиболее видных скульпторов, чье творчество определило собой наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма. - мастерам первой половины XIX века свойственно постоянное, упорное стремление изучать и познавать натуру. - темы героики и национального торжества по случаю победы над врагом, посягнувшим на независимость России, надолго становятся ведущими в монументальной скульптуре. - большой интерес к простолюдину, способствовавший усилению демократических начал в русской скульптуре (барельефы И. И. Теребенева для здания Адмиралтейства, статуя «Русский Сцевола" В. И. Демут-Малиновского) - в скульптуре высокого классицизма происходит дальнейшее укрепление реалистических начал (постепенное расширение тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности, в тяготении скульпторов к более непосредственной передаче натуры). - синтез скульптуры с архитектурой - органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач (при широком размахе строительства в начале XIX века приводит к тому, что из среды скульпторов выделяются. мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами (Демут-Малиновский и Пименов)). - В творчестве скульпторов начала XIX века, которые работали в основном в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры, портрет занимал относительно второстепенное место. - подъем русской скульптуры в начале XIX века нашел выражение и в так называемых малых формах, например, в медальерном искусстве (Ф. П.Толстой) БИЛЕТ 18. Наука и образование в XIX веке. Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования. Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс.В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.014 с.) |