Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монументальные формы фронтальных композиций: монументальная живопись, мозаика, витраж.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уже отмечалась большая роль декоративного искусства в объемно-пространственном решении современного интерьера. Декор прекрасно сочетается с современной архитектурой, существенно дополняя и повышая ее художественную выразительность. Широкое использование произведений декоративно-прикладного искусства в интерьерах общественных зданий свидетельствует о том, что синтез искусств в условиях типового строительства приобретает особенно важное значение. Ведь витраж, панно, декоративная решетка в каждом отдельном случае имеют индивидуальную тему, по-разному решенную художником, что связано с конкретным назначением здания или помещения. Декоративные панно выполняются в самой разнообразной технике, они могут быть живописными, ткаными, керамическими, мозаичными, чеканными и т. п. Их основное назначение — украсить помещение. Сюжет играет в них второстепенную роль, в отличие от произведений монументального искусства, для которых характерно глубокое идейное содержание. При создании сюжетного декоративного панно следует особенно внимательно отнестись к выбору темы, которая должна соответствовать назначению интерьера. Причем прямолинейный подход к тематике часто бывает неуместен. Так, в кабинете домоводства роспись, главными элементами которой являются изображения строчевышитых изделий, будет неудачным фоном для экспонирующихся тут же аналогичных вещей, выполненных школьницами. Как правило, приемлемым можно считать раскрытие темы в историческом плане: в кабинете домоводства это может быть панно на темы из истории костюма. Декоративные панно занимают ведущее положение среди элементов украшения интерьера, так как они располагаются обычно на стенах и привлекают внимание своей необычной фактурой. В современном интерьере декоративные панно решаются по-новому: исчезает обрамление и, как следствие этого, панно может занимать стену целиком; появляется многосюжетное раскрытие темы; разрабатываются новые приемы исполнения, позволяющие получить объемную мозаику, керамопластику, текстильные конструкции, созданные с одновременным использованием приемов ткачества и скульптуры и т. д.. Настенные декоративные панно не следует разбивать дверными или оконными проемами. Спецификой расположения панно в интерьере является и то, что часто они рассматриваются не только издали, но и с близкого расстояния, поэтому обобщенность композиции необходимо сочетать с высокой техникой исполнения, не допуская затеков краски, неровностей и зазоров. Хорошо смотрятся в современном интерьере пейзажные фотопанно. Они делаются большого размера и укрепляются на стене, двери или на поверхности стенного шкафа. В последние годы стали использоваться не только черно-белые, но и цветные фотопанно. Обычно они не обрамляются, что подчеркнуло бы их сходство с обычной фотографией, а либо наклеиваются во всю ширину стены или двери, либо, когда они занимают лишь часть пространства, укрепляются на щитах, что несколько выдвигает их по отношению к поверхности стены. При создании мозаичных и керамических панно, занимающих часть стены, следует избегать вертикальных срезов, придающих композиции незавершенный вид. Декор, создавая определенный художественный образ, может представлять собой ансамбль, включающий произведения нескольких видов декоративного искусства, выполненных в разных материалах. Но следует помнить, что иногда больший эффект достигается использованием лишь одного декоративного акцента, особенно если он органично связан с функциональным назначением интерьера. Анализ эмоционального воздействия произведения монументально-декоративного искусства в зависимости от расположения показал следующее. Размещение его в передней, подготовительной зоне интерьера здания перпендикулярно направлению движения зрителя является оптимальным для интерьеров библиотек, школ, институтов, то есть там, где необходимо создать определенный эмоциональный настрой до начала работы. Эмоциональное впечатление в данном случае возникает почти внезапно и с максимальной силой, а затем при переходе в другие зоны интерьера постепенно уменьшается. В зависимости от практического назначения интерьера произведение монументально-декоративного искусства может быть расположено на разной высоте по отношению к уровню пола. Оно может быть размещено на полу и занимать всю высоту помещения; ширина — во всю стену или часть ее. В таком случае произведение становится фоном для всего происходящего в интерьере, и здесь очень важно учесть условия его зрительного восприятия. Так как зритель видит объект в целом, находясь от него не ближе чем на расстоянии удвоенной высоты композиции, то подобное панно можно помещать лишь там, где интерьер позволяет отойти на необходимое расстояние. Произведение может быть также приподнято на высоту, рассчитанную на восприятие сидящего или стоящего человека. Этим вариантом пользуются тогда, когда нежелательно, чтобы мебель или люди загораживали произведение. Высота горизонта глаз сидящего человека принимается равной 1,2 м, стоящего — 1,7 м. Любое произведение декоративного искусства в интерьере должно быть подчинено месту расположения и времени восприятия. Фактор места имеет наибольшее значение. Он определяет вид изобразительного искусства, соответствующий назначению помещения, диктует выбор соответствующего материала. Так, тканое панно не годится для спортивного зала. Жанр и тема произведения также должны соответствовать месту. Натюрмортом не украшают трибуны стадиона, а портреты великих, людей не помещают в столовых. Размеры произведения должны быть соподчинены размерам интерьера. Фактор времени складывается из назначения помещения и времени, необходимого для восприятия изделия. На лестнице в школе нет возможности долго и внимательно рассматривать композицию, поэтому для помещенного там декоративного панно необходимы максимальная обобщенность и лаконичность. В рекреации или актовом зале может быть помещено произведение, надолго задерживающее внимание зрителей. Степень обобщенности композиции влияет в свою очередь на выбор материала, технологию изготовления. Как уже отмечалось, декор по цветовому решению обязательно должен быть связан с общим колоритом интерьера. Такая связь осуществляется благодаря нюансному или контрастному сочетанию. Контрастные отношения позволяют усилить, подчеркнуть наиболее выразительные качества интерьера. Использование принципа цветового контраста должно сочетаться с контрастом светлотным. Один предмет должен отчетливо выделяться на фоне другого, так как равная насыщенность контрастных цветов создаст нежелательное зрительное напряжение, вызовет ощущение неуравновешенности. При использовании принципа нюансности произведение почти не выделяется на фоне и, следовательно, не оказывает сильного эмоционального воздействия. Такая трактовка бывает вызвана функциональным назначением помещения. Часто необходимый эффект получают за счет разных фактур, одинаково окрашенных. Светлотный контраст вносит в нюансное решение некоторую декоративность и иллюзорность. Он часто достигается за счет бокового освещения, дающего тени, контрастирующие со светлой частью декора и подчеркивающие рельеф его поверхности. При соблюдении общего принципа нюансности удачно бывает введение незначительного контраста. Фон обычно играет подчиненную роль, выявляя и подчеркивая наиболее выразительные черты произведения, но, не привлекая к себе внимания. Большое по размерам изделие декоративно-прикладного искусства само превращается в фон, а потому между ним и стеной не должно быть сильного контраста. Уменьшение размеров произведения влечет, как правило, необходимость увеличения контраста между ним и фоном. Масштаб — одно из важных средств архитектурной композиции. С его помощью достигается художественная выразительность и гармоническое единство. Масштаб произведения влияет на степень идейно-художественного воздействия. Модулем, мерой масштаба в интерьере является человек, иногда за модуль принимаются основные элементы конструкций и оборудования, такие, как высота перил, ступени лестниц, размер мебели, но они в свою очередь подчинены пропорциям и размеру фигуры человека. Декоративная керамика находит широкое применение в современном интерьере. Это — панно, рельефы, объемные скульптуры, перегородки и, наконец, посуда. Наиболее распространенный вид керамики в интерьере — декоративное панно. Оно может быть рельефным или плоскостным, цельным или состоящим из отдельных элементов, чередующихся в определенном ритме. Широко используются для оформления настенные керамические блюда и тарелки. Часто можно видеть керамику в соединении с другими материалами: металлом, деревом, тканью. Большое количество объемной керамики делает панно тяжеловесным, введение же иного материала придает композиции легкость. Витраж — это произведение декоративного искусства, выполненное из стекла, на стекле или с применением другого материала, пропускающего свет. Тема композиции может иметь как изобразительный, так и орнаментальный характер. Витраж имеет многовековую историю. Витражное искусство было широко распространено у арабских народов. Часто из цветного стекла в храмах и жилых помещениях составлялись геометрические композиции. Наивысшего расцвета достигает этот вид декоративного искусства в XIII — XV веках в готической архитектуре. Цветное стекло витража органически продолжало декор стены и, кроме того, смягчало силу света внутри помещения. Своеобразный графический рисунок придают витражу свинцовые жилки, служащие для крепления стекол. Следует помнить, что днем витражи красивы внутри помещения, а снаружи смотрятся невзрачными и тусклыми, вечером же происходит обратное. Современные витражи в большинстве своем относятся к мои у ментальному искусству, так как ведущую роль в них играет тематика, и именно ей подчинено все декоративное и художественное решение. Витраж дал рождение новым формам декора, использующим прозрачность стекла. Появились стеклянные стены-перегородки и решетки-перегородки с включением стекла. Металл и дерево. Древние традиции кузнечного мастерства нашли в наши дни свое воплощение в декоративных изделиях из металла. Знание приемов работы народных мастеров позволило использовать металл в качестве декора современного интерьера. Художники не только возродили искусство обработки металла прошлого, но и, разработав новые технологические приемы, обратились к таким нетрадиционным материалам, как алюминий, железо. Их привлекает новое в пластике металла. Они используют не только его вязкость, но и жесткую линию стального листа, его полос. Дерево всегда привлекало человека своей фактурой, доступностью обработки, широкими возможностями применения. Оно служит прекрасным отделочным материалом. Каждая порода имеет свой рисунок древесины (текстуру), которая изменяется в зависимости от места распила, изгиба ствола, наличия сучков. Умелое использование текстуры дерева позволяет применять его без дополнительной художественной обработки. Путем подбора древесины разного цвета художники создают интересные тематические и орнаментальные панно. Создание резных декоративных панно и перегородок основано на древних традициях резьбы по дереву. При оформлении интерьера дерево легко, органично сочетается с другими материалами декора. Ткани в интерьере. В оформлении интерьеров общественных зданий ткани занимают значительное место. Их функция не ограничивается лишь защитой от солнца и звукоизоляцией. Все чаще можно встретить интерьеры, в которых главенствующую роль в создании художественного образа играют гобелены, занавесы, мебельная ткань, ковровые покрытия. Сочетание их цветовой гаммы с колористическим решением всего помещения возможно как нюансное, так и контрастное. Допустимо применение ткани, как части общего убранства интерьера, когда она по цвету и характеру рисунка дополняет другие, более выразительные элементы декора. Ткань может являться и фоном для других художественных элементов. Ее применяют для отделки встроенной мебели. В интерьерах общественных зданий иногда грубой, фактурной тканью обивают стены. В таком случае она служит фоном и заменяет отделочный материал. Финские архитекторы покрывают тканью тонкие акустические панели, используемые в кинозалах, театрах, гостиницах. Эти панели при необходимости быстро и легко заменяются. В помещениях, где нужно создать атмосферу торжественности и праздничности, применяют ткани более нарядные. Например, один из залов Большого Кремлевского дворца отделан муаром жемчужного цвета. В интерьерах гостиниц и детских садов используют ткани с раппортным рисунком, занимающим всю ширину стены и повторяющимся лишь по вертикали. Такие ткани по масштабу раппорта и его трактовке приближаются к ручной росписи и очень эффектна в интерьере. Конечно, у школы нет возможности использовать дорогие материалы, но часто желаемый эффект можно получить и применив простую мешковину или бортовку. Ручная роспись или использование трафарета на таких тканях не представляет большого труда так как не требуют специальной обработки материала. Самое широкое распространение получили сейчас гобелены. Родина гобеленов — Франция. Уже в XII — XIII веках здесь было развито ткачество из цветной шерсти. В XV веке к шерстяным нитям стали добавлять шелк. Королевская мануфактура, названная именем семьи красильщиков Гобеленов, выпускала изделия, которые и стали называть гобеленами. Классический гобелен был своего рода картиной, выполненной средствами ткачества. Создавался он по картонам живописцев, причем крупнейшие художники считали за честь создать картоны-образцы. Сохранились гобелены, выполненные по картонам Ш. Лебрена, Ф. Гойи, П. Рубенса. Постепенно совершенствовавшееся мастерство ткачества, позволявшее воспроизводить в коврах до нескольких сот оттенков цвета и тона, приводит к утере в XIX веке декоративного начала в гобелене. Он становится просто имитацией станковой живописи и перестает производиться. Возрождение искусства гобелена произошло в XX веке. Известный французский художник Жан Люрса и его соратники Леду и Сен Сане сумели воскресить к жизни ушедшее, казалось, навсегда искусство, раскрыв совершенно новые его возможности. Современный гобелен приобретает новые декоративные и функциональные качества. Он служит и декоративным панно на плоскости, и перегородкой, и потолком, и даже объемной трехмерной композицией. Некоторые приемы ручного ткачества могут быть использованы для кружковой работы в школе. Дети увлеченно ткут небольшие изделия, каждое из которых может быть и частью, общей работы (например, когда гобелен составляется из отдельных фрагментов). 2.11. Оформление интерьера. Художественное оформление тематических выставок, школьной сцены, праздников, вечеров, школьных помещений. Этот раздел включает рекомендации по организации интерьера, выбору определенного цветового решения, соответствующего функциональному назначению помещения, а также анализ украшающих его декоративных элементов и оборудования (мебель, светильники и др.). Здесь также рассматриваются вопросы организации и оформления выставок, средств наглядной агитации, стенной газеты, школьного спектакля и сцены к празднику; разбираются некоторые моменты решения пришкольной игровой площадки и территории пионерского лагеря. Интерьером называют внутреннее пространство здания или отдельного помещения. Искусство украшения жилища возникло на заре человечества. Наряду с украшением предметов быта оно являлось одной из важнейших сфер приложения эстетической деятельности человека. Первые образцы настенной живописи обнаружены в пещерах — жилище людей в доисторический период. Решение интерьера всегда было тесно связано с развитием технической мысли, экономическими возможностями, политическим строем и эстетическими требованиями времени. Вот несколько примеров. Дворцы и храмы Древнего Египта отличались грандиозностью и тяжеловесностью; этим утверждалась незыблемость власти фараона. Интерьеры храмов включали большие и малые замкнутые дворы и огромные залы, все пространство которых заполнялось лесом огромных колонн, грандиозность которых подавляла человека. В качестве декора широко использовался резной рельеф, пристенная и круглая скульптура, простая и поливная керамика, монументальные росписи, сочетавшие яркие цвета с монохромными изображениями. Совершенно иную картину представляет древнегреческий интерьер. Он отличается изысканностью и деликатностью форм, сдержанностью декора, его масштаб соразмерен человеку. Древнеримские интерьеры, хотя и подражают греческим, отличаются гигантскими размерами. Тяжеловесность форм олицетворяет воинский дух римлян, стремившихся к мировому господству. В архитектуре и декоре отсутствует чувство меры. Для них характерны вычурные формы и внешние эффекты. Мы остановились на основных чертах интерьеров Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, так как они явились источниками для формирования архитектурных стилей последующих эпох, Основные особенности современного интерьера. Современный интерьер начал складываться в 20-е годы XX века. Научно-технический прогресс открыл новые возможности в строительстве, которые отразились на архитектуре и интерьере. В странах Западной Европы и США это новое было тесно связано с бурным ростом капиталистической индустрии. В нашей стране успехи индустрии сочетались с подъемом творчества, вызванным революцией и теми новыми задачами, которые она поставила перед архитекторами и художниками. Ведь никогда раньше не существовало таких зданий, как Дворец культуры, Дом науки и техники и т. п. Большой вклад в формирование современного интерьера внес французский архитектор Ле Корбюзье. Используя широкие возможности новых строительных материалов, он разработал пять принципов современного интерьера. Раньше массивность сооружений рассматривалась как подтверждение их прочности. Это было связано с тем, что основными несущими конструкциями являлись стены здания, которые были его опорой. Появление железобетона позволило коренным образом изменить облик интерьера. Теперь несущей конструкцией стал легкий каркас с опорными столбами. Эта дало возможность проектировать здания с фасадом, далеко вынесенным за опоры. Появляются фасады, полностью застекленные. Отсутствие капитальных стен внутри здания дало возможность разработать принцип свободного планирования этажей, в то время как раньше планировка каждого последующего этажа была неразрывно связана с планировкой нижнего. Опоры-столбы позволили проектировать здания, как бы стоящие над землей, со свободным проходом или проездом под ними. До XX века здание четко делилось на две взаимосвязанные, но самостоятельные части: внешнюю—фасад и внутреннюю - интерьер. Современная архитектура отказалась от такого разделения. Произошло раскрытие интерьера изнутри наружу. Он часто является частью фасада. Это стало возможно благодаря широкому применению остекления фасадов. Отсутствие несущих стен открыло для глаз внутреннее пространство здания, позволив зрительно объединить ряд отдельных помещений. Достигается это за счет раздвижных или не доходящих до потолка перегородок, а также перегородок из стекла. Раскрытие пространства на первом этаже зданий достигается, помимо остекления, следующими средствами: единым уровнем пола и участка перед фасадом; устройством газонов и водоемов, зрительно проходящих сквозь стеклянную стену; включением кустов, и деревьев в интерьер здания; применением единого материала для внутреннего и наружного оформления здания. Остекление требует благоустройства участка вокруг здания. Оно широко применяется в архитектуре, но нуждается в безусловном соответствии функциональному назначению интерьера и неуместно для парикмахерских, закусочных и т. п. Раскрытие внутреннего пространства подчиняет себе расположение оборудования и мебели в интерьере. Например, помещение вдоль остекленной стены школьного вестибюля вешалок лишает раскрытие интерьера всякого смысла. Фасад и раньше рассматривался во взаимосвязи с окружающей природой, но интерьер был полностью изолирован. Делались попытки добиться этой связи с внешним пространством за счет живописи, создававшей иллюзию раскрытого пространства. Такие примеры мы встречаем в интерьерах барокко и классицизма. Кроме чисто утилитарных задач, то есть прямого использования интерьера по его назначению, он выполняет важную эстетическую функцию. Интерьер вызывает определенные эмоции, настроения, переживания. В нашей стране успешно решается проблема синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, поднимаются вопросы идейной и эстетической направленности декоративного искусства, особенно при оформлении таких зданий, как Дворцы культуры, школы, детские сады. Архитекторы и художники все чаще работают в содружестве над проектами зданий. Так создавалось здание МХАТа в Москве. Существуют три основных типа интерьеров: жилой, общественный и производственный. Принадлежность к одному из них определяется назначением сооружения, в которое входит данное помещение. К каждому типу интерьера предъявляются свои требования. Жилой интерьер должен быть максимально компактен и комфортабелен. К общественным, зданиям относятся театры, клубы, кинотеатры, спортивные сооружения, предприятия торговли и общественного питания, железнодорожные и автовокзалы, станции метро, предприятия бытового обслуживания, лечебные учреждения и т. д. Общественные интерьеры отличаются большим разнообразием архитектурных решений. Им присущ крупный масштаб, высокий уровень технического оснащения и комфорта. Промышленные здания предназначены для производственных процессов. Их интерьеры в первую очередь содержат производственное оборудование. Индивидуальный характер такому интерьеру в первую очередь придают произведения декоративно-прикладного искусства. Так как архитектурное решение современного интерьера типового здания предельно просто, декор здесь выполняет ведущую роль в эмоциональной выразительности помещения. Целесообразность применения произведений монументально-декоративного искусства обусловливается в первую очередь назначением интерьера. Как правило, они используются в общественных интерьерах — помещениях кинотеатров, клубов, предприятий общественного питания, залов ожидания. Интерьеры помещений школ, учебных и научно-исследовательских институтов, библиотек не требуют применения произведений монументально-декоративного искусства, так как они отвлекают внимание, мешают сосредоточиться. Помещения же, предназначенные для отдыха (фойе, холлы, коридоры), могут быть украшены. Психологический климат интерьера Интерьер — наиболее близкая человеку часть искусственной материальной среды. Он должен соответствовать определенным функционально-утилитарным и эмоционально-эстетическим требованиям. Для его правильного проектирования необходимо знать те условия, при которых интерьер наиболее эффективно будет влиять на жизнь человека, его труд и быт. Психологический климат интерьера складывается из таких компонентов, как: шум, запах, температура, свет, цвет, озеленение, комфорт, чистота. Важную роль играет высота помещения. Установлено, что хуже всего чувствует себя человек в очень высоком помещении; плохо — в низких помещениях большой площади. Из перечисленных выше компонентов нас особенно интересуют свет и цвет в интерьере, так как их правильный выбор часто зависит от мнения школьного учителя. Свет в интерьере является одним из важных средств выразительности архитектурного сооружения. Он позволяет организовать пространство, выделить композиционные акценты интерьера, зрительно дробить и расчленять помещение. Все многообразные существующие формы светильников можно разделить на две группы: подвесные (свободно размещенные в пространстве) и встроенные (спрятанные частично или полностью). Первая группа светильников традиционна, вторая же характерна для современной архитектуры, когда новые строительные материалы и световая аппаратура позволили широко пользоваться подсветами для получения помещений с отраженным светом. Основные приемы проектирования светильников в интерьере: единичный подвесной светильник; группа подвесных светильников; встроенные с прямым светом; встроенные с отраженным светом. Возможны также различные их сочетания. Подвесные светильники в интерьерах общественных зданий часто являются единственным или основным элементом декора, воплощая синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Интересное декоративное решение встроенных светильников нашли архитекторы В. Гельфрейх и И. Рожин в интерьере станции «Электрозаводская» Московского метрополитена. Примером использования отраженного света может служить станция «Кропоткинская» (архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг). Определяя расположение светильников, важно учесть не только их связь с общим решением интерьера (например, подвесные светильники, перекрывающие декоративное панно, мешают восприятию произведения), но и степень освещенности помещения и его частей. Освещенность производственного интерьера должна быть оптимальной для определенного вида деятельности, поэтому при освещении рабочих мест часто, помимо общего, пользуются и направленным светом. Свет активно влияет на восприятие цвета. Наиболее правильное представление о цвете поверхности мы получаем при солнечном свете в полдень. В свете лампы накаливания преобладают длины волн желтого и красного участков спектра, поэтому голубой, синий и фиолетовый темнеют, красный становится более насыщенным, голубой зеленеет, желтый и оранжевый обесцвечиваются. Более верную цветопередачу дают лампы дневного света. Цвет в интерьере. Цвет — один из основных компонентов работы по оформлению интерьера. Наряду с фактурой он широко используется в современной архитектуре. Цвета по-разному воспринимаются человеком. Например, время реакции человека на красный цвет почти на 10% меньше, чем на зеленый. Помимо психологического восприятия, существует традиционное представление о ряде цветов, вызывающее определенные ассоциации. Об этом подробно говорилось ранее. Приведенные ниже данные о психологическом восприятии цвета следует учитывать во всех оформительских работах в школе, и особенно при оформлении интерьера, так как в нем особенно велики окрашенные плоскости. Черный — мрачный, глубокий, подчеркивает пыль, применяется в основном как обрамление, хорошо сочетается с любыми цветами. Белый — строгий, благородный, незаменим в качестве фона, органично входит в любую гармонию цветов. Серый — деловой, унылый, дает гармонические сочетания с другими цветами. Красный — броский, горячий, побуждает к активной деятельности. Коричневый — располагает к мрачности, в сочетании с серым подавляет, тревожит. Оранжевый — горячий, бодрый, улучшает аппетит. Желтый — жизнерадостный, вызывает хорошее настроение. Зеленый — цвет покоя, свежести, действует успокаивающе, в сочетании с желтым приобретает мягкие тона, повышает настроение. Голубой — успокаивает, вызывает ощущение прохлады. Синий — снимает напряжение. Фиолетовый — вызывает беспокойство, взволнованность, утомляет. Цвет окружающих предметов оказывает постоянное воздействие на психическое состояние человека. Одни цвета успокаивают, другие раздражают, утомляют зрение, вызывают ослабление внимания. Установлено, что зеленые, голубые, желто-зеленые, желто-голубые наиболее благоприятны для глаз. Красный цвет увеличивает кровяное давление, временно повышает производительность труда. Цветовое решение интерьера общественных зданий должно отличаться от жилых и производственных помещений. Производительность труда, аккуратность, внимание снижаются при утомлении. Исследования влияния цвета на производительность труда позволили разработать ученым ряд рекомендаций по окраске производственного помещения. 1) Необходимую четкость наблюдения за объектом работы создают цвета, оттеняющие орудия и объекты труда. При этом снижается утомляемость глаз, возрастает темп работы. Например, в кабинете обслуживающего труда, где школьницы имеют дело с пестрыми тканями, должны быть столы с ахроматической поверхностью. Лента конвейера на предприятиях часто окрашивается чередующимися цветами, что позволяет рабочему легче следить за движением своей детали. Установлено, что черную нитку на черном фоне увидеть в 2100 раз сложнее, чем на белом. 2) Должны создаваться условия, в которых внимание не рассеивается на посторонние предметы. Последние окрашивают в цвет фона, устраняя видимость даже контуров. 3) Для создания рабочего настроения помещение и оборудование окрашивают в сочетания холодных и теплых цветов. В помещениях с повышенным шумом следует избегать резких цветовых сочетаний. 4) Измерительные приборы, требующие внимания, опасные места машин, движущееся оборудование окрашивают в яркие красные, оранжевые или желто-черные цвета. В интерьерах общественных зданий человек бывает периодически, а не постоянно, поэтому их эмоциональное воздействие может быть особенно сильным. Для современного интерьера характерно использование мягких, пастельных тонов, хорошо сочетающихся с природными материалами. Возможно применение из насыщенных контрастных сочетаний, создающих исключительные возможности для эмоционального воздействия на зрителя. Цветовое решение любого интерьера, особенно общественного, зависит от его общей композиции и художественного замысла. Это дает большую свободу в выборе цветовых отношений. При поисках колористического решения интерьера следует учитывать, что холодные цвета вызывают ощущение пониженной температуры в помещении (причем разница с температурой помещения, выкрашенного в теплые цвета, составляет 3—4°С, что весьма ощутимо). Именно поэтому «горячие» цеха рекомендуется красить в холодные цвета. Интерьеры, выходящие на северную сторону, в теплые. Помещение со слабым освещением желательно окрашивать в светло-желтые или светло-розовые тона. Белые поверхности уступают светло-желтым, так как кажутся в этом случае тусклыми и серыми. Белые и серые стены требуют особенно яркого освещения. Хорошо освещенные помещения, обращенные на юг, юго-запад и юго-восток, можно окрашивать в темные теплые или холодные тона. Отдельные цвета обладают свойством создавать впечатление удаления или приближения поверхностей. Как правило, теплые тона кажутся нам расположенными ближе, а холодные — дальше. Наибольшей способностью приближать поверхность обладают насыщенные оранжевый и желтый цвета, а удалять — синий и бирюзовый. При разбеливании эти свойства выступающих и отступающих цветов утрачиваются. Среди ахроматических тонов светлые —выступающие, темные — отступающие. Черный может быть использован для покраски потолка. Он зрительно вызывает ощущение глубины ночного неба. В выступающие цвета красят интерьер, когда необходимо зрительно уменьшить его пространство, и, наоборот, отступающие позволяют вызвать иллюзию увеличения объема помещения. Для художника важно знать еще одно свойство цветов, влияющее на эмоции людей. Все цвета делятся по своему восприятию на легкие и тяжелые. Легкие или воздушные — это холодные, светлые, слабонасыщенные, особенно синие и голубые, напоминающие цвет неба. Из ахроматических — светло-серые. К тяжелым относятся цвета теплые, темные, слабонасыщенные, коричневые, оливковые, черный и темно-серые. Восприятие цвета зависит и от возраста. Молодежь предпочитает яркие, насыщенные тона, люди пожилые — более мягкие, блеклые. О цвете в интерьере школьного здания. Учебный интерьер должен создавать наилучшие условия для занятий детей и в то же время развивать их эстетический вкус. В классных комнатах все должно быть целесообразно и функцианально оправдано. Шум резко снижает работоспособность человека. Правильно подобранное цветовое решение интерьера способно несколько «погасить» шум и повысить производительность труда на 10—18%. Дети обладают обостренной реакцией на цвет. Слуховая чувствительность их снижается в условиях красного цвета и повышается при зеленом. Поэтому в окраске помещения с повышенным уровнем шума следует применять теплые цвета. Зеленые, зеленовато-голубые и желто-зеленые цвета снижают утомляемость, приятны для глаз, обостряют слух — их следует использовать при окраске стен классов. Светлые цвета увеличивают освещенность помещения на 20—30%. Немаловажно знать, что темно-коричневая окраска пола снижает работоспбсобность учащихся. В местах кратковременного пребывания рекомендуется использовать яркие и контрастные тона. Различные цвета не одинаково быстро привлекают внимание. Наиболее броские — красный, оранжевый, синий при их максимальной насыщенности. Их используют, когда необходимо сделать акцент в цветовой композиции интерьера. При длительном воздействии цветовой контраст утомляет зрение. Желательно использовать сочетания родственных и родственно-контрастных цветов как более мягкое. Дополнительные цвета могут присутствовать, но лишь малой насыщенности. Не следует увлекаться многоцветностью, но и монохромная гармония при длительном воздействии утомляет зрение. Дети младшего возраста плохо различают цвета, близкие по светлоте, поэтому такую окраску помещений начальной школы применять не следует. Различные оттенки они лучше видят на ахроматических фонах. Значит, стены, находящиеся в поле зрения учеников, должны быть близки к ахроматическому цвету. На сером фоне они лучше, чем взрослые, различают оттенки цвета. Это облегчает восприятие цветных наглядных пособий. Школьная мебель должна состоять в нюансной гармонии с цветом стен. Лучше, если столы несколько отличны по окраске от доски, так как смена цветов снижает зрительное утомление. Интенсивно может быть окрашена лишь стена за спинами учеников. Цветной декор особенно важен в младших классах, но он не должен отвлекать внимания от доски, поэтому его не следует располагать на передней стене. Учеными установлено, что голубые цвета ухудшают настроение малышей, а желтый и бледно-зеленый ускоряют процесс обучения. Отмечен такой факт: желтые стены дети пачкают меньше. При цветовом решении помещений классов важно помнить, что внимание учеников, следует направлять на переднюю стену и фиксировать на доске. Она должна быть самым насыщенным и темным пятном в классе. От использования черных досок отказались, так как установлено, что белое на черном по легкости восприятия занимает одно из последних мест среди всевозможных сочетаний. Рекомендуемый цвет доски — темно-зеленый, особенно там, где изучаются технические дисциплины и доска постоянно используется, хуже — коричневый, так как он услыпляюще действует на учеников и вызывает депрессию. Эти нежелательные моменты можно исключить, добавив в коричневую краску желтый или оранжевый цвет. На зеленой доске в младших классах лучше всего писать желтым мелом (несколько хуже — оранжевым или светло-коричневым). В окраске учебных помещений для пятых — седьмых классов рекомендуется использовать тонкие светлотные отношения и сочетания цветов. В старших классах цветовая гармония может быть близкой к дополнительной, но слабой насыщенности. В кабинетах математики, физики, химии, где нужна глубокая сосредоточенность, следует использовать холодную гамму цветов. В кабинетах, где происходит живое обсуждение вопросов (кабинеты истории, ли<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.02 с.) |