Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура и монументальное искусство Новгорода XI-XIII вв.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Архитектура и монументальное искусство Новгорода XI-XIII вв.
Помимо Киевского княжества в Древней Руси очень влиятельным экономическим, политическим и религиозным центром был Великий Новгород. Упоминания о нём встречаются в летописях с IX в., а расцвет приходится на XII-XV вв., когда он выполнял функции столицы вечевой боярской республики. Вече было главным законодательным органом огромной территории княжества. Становлению величия Новгород обязан своим положением на реке Волхов – части торгового пути «из варяг в греки». В Европе известен как Хольмгард. Крепость в Новгороде была сначала земляной, затем деревянной и каменной, что традиционно для становления городов. Кремль назывался «детинец», т.к. его охраняли «дитяти» (воины). В XI в. новгородский князь Ярослав мудрый решил построить в центре детинца Софийский собор, что и было сделано в 1045-1055 гг. Кроме того, известны Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Полоцке. Размерами он меньше киевской Софии, отличается и архитектурой: - 5 глав (в киевской Софии 12); - 1 лестничная башня (-//- 2); - сложен из известняка тёмного розовато-сероватого цвета (-//- из плинфы); - 2 абсиды (-//- 2 абсиды); - 5 нефов; - галерея вокруг. Завершение стен под крышей полукруглое и треугольное щипцовое. Мозаик нет, только фрески, которых сохранилось немного из-за утрат в годы Великой Отечественной войны. Сохранились следующие фрески: - изображения Константина и Елены (эмоциональное выражение лиц, работа византийского мастера XI в.); - фрагменты фресок в барабане (изображения пророков, начало XII в.); - Деисусный чин (1144 г.) – древнейший деисусный чин из сохранившихся в русских храмах. Судя по почерку, исполнен местными мастерами (не линия, а пластика, размытость, объёмность, появление примитивности). Софийский собор был главным религиозным центром Новгорода. Он строился на деньги церкви, что не нравилось князю. Напротив, за рекой Волхов, в 1113 г. им был в пику воздвигнут Николо-Дворищенский собор (навание связано с тем, что на правой стороне Волхова был дворец князя). Цель – показать величие князя. По образу Софийского собора имеет 5 глав. Внутри фрагментарно сохранились фрески, в т.ч. жена Иова (эмоциональный выразительный взгляд, следы пуль). В Новгороде больше, чем в других древнерусских городах, сохранилось храмов XII в. Благовещенская церковь на Рюриковом городище не сохранилась. Была построена в 1103 г., погибла в годы великой Отечественной войны. Сохранились следующие храмы: - Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г.): трёхглавый, внутри фрески, в т.ч. фрагмент с изображением юноши-пастуха или рыбака; - георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.) трёхглавый. Культ святого Георгия начался именно с XII в. Кстати, первое конное (традиционное ныне) изображение Святого Георгия находится в Георгиевском соборе в Старой Ладоге. Автор всех этих храмов – один зодчий, некий Пётр (Благовещенский, Николо-Дворищенский, Георгиевский соборы схожи по архитектуре). Позже заказчики храмов мельчают, уменьшаются размеры возводимых церквей. Пример – церковь Благовещения в Аркажах (1170-е гг.). У неё один неф, одна глава, внутри только фрески. Это один из первых сохранившихся боярских храмов. Вслед за боярскими появляются уличатские храмы (т.е. возведённые на общие деньги жителей какой-либо улицы). Некоторые известные храмы не сохранились. Например, в 1198 г. на Рюриковом городище по заказу отца Александра Невского был построен храм Спаса на Нередице, а через год расписан фресками. Его одновременно расписывали несколько мастеров или даже бригад, и по этой причине фрески не совпадают по манере исполнения и местами не стыкуются композиционно. Храм был уничтожен фашистами, сохранились чёрно-белые фотографии. По количеству фресок XII в. он был на первом месте в СССР. В первой половине XIII в. продолжается храмовое строительство, но с началом татаро-монгольского нашествия оно сходит на нет. Хоть татары были остановлены у Торжка, культовое строительство в Новгороде замерло приблизительно на 100 лет. Храм Параскевы Пятницы на торговой стороне Новгорода: уникальность его в том, что он сложен из кирпича-плинфы с закруглениями на углах, чем похож на храм в Смоленске (делали одни мастера). Храм Рождества в Перыни (1230-е гг.).
Архитектура и монументальное искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
Владимиро-суздальское княжество появилось в итоге дробления Киевской Руси. Его расцвет начался с середины XII в. во времена правления Андрея Боголюбского. Он перенёс столицу из Киева во Владимир. Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Оно располагалось межу Окой и доном. Центр его, Владимир, стоит на берегу реки Клязьмы. В центре находилась крепость и Золотые ворота 1164 г. (в отличие от киевских, сохранились). Земляной вал, примыкавший к воротам, тоже сохранился. В центре крепости традиционно расположен главный храм – Успенский собор (1150-1160-е гг.). Он чуть выше «распластанных» киевского и новгородского. Особенность владимиро-суздальской архитектуры: - чувство гармонии и вытянутости вверх; - полуколонки на стенах, усиливающие ощущение вертикали (так называемый аркатурно-колончатый поясок); - перспективный портал (со множеством арочек и углублений); - высокий цоколь; - материал – местный белый известняк. Успенский собор трёхабсидный, пятиглавый. Со времени его постройки пятиглавие – самое распространённое решение в архитектуре. Боголюбов город – резиденция Боголюбского. На въезде в неё – храм Покрова на Нерли (1165 г.). Река Нерль пересохла, но перед храмом в её бывшем русле расположен пруд. Храм одноглавый, гармоничный. Внутри столпов нет. Архитектура характерна для владимиро-суздальского княжества. Высота цоколя 4 м (т.к. вокруг заливные луга). Внутри стены расписаны фресками, которых сохранилось мало. Выше аркатурно-колончатого пояска на стенах появляются рельефы: изображение царя Давида с гуслями, львы и птицы. В Боголюбовом городе была белокаменная церковь, в центре Рождественский собор и переходы, из которых сохранился только фрагмент башни и переход. Именно в этой башне по легенде был убит А. Боголюбский. Дмитриевский собор в г. Владимире (сохранился) построен в конце XII в. Напоминает храм Покрова на Нерли, но приземистее, плотнее, крупнее. Выше аркатурно-колончатого пояска низкий рельеф на библйские сюжеты, а также Александр Македонский, мифические птицы, деревья, животные. В отличие от высокого рельефа храма Покрова, рельеф невысокий и мелкий. Причина в том, что его делали на земле, до подъёма и установки на стену, поэтому старались избежать массивности. В первой половине XIII в. развитие архитектуры княжества идёт по двум направлениям: - совершенствуется владимиро-суздальская традиция, т.е. происходит дальнейшее усиление декоративизма; здания строят из известняка, они имеют аркатурно-колончатый поясок; со временем рельефы заполняют все стены; примеры – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (декор включает изображение слона), Рождественский собор во Владимире; - ростово-ярославская традиция – более аскетичная, храмы из кирпича, без рельефов, простых строгих форм. Этот стиль предпочитали сами представители церкви, которые избегали экспрессивных форм.
Творчество Феофана Грека
Феофан Грек – первый крупный мастер-иконописец на Руси. Имя упоминается в московских летописях в 1395, 1399, 1405 гг. Судя по всему, родился в середине XIV в., умер после 1405 г. В летописях восхваляются его мудрость, серьёзный подход к работе. Был приезжим из Византии. Работал в Константинополе, где был замечен новгородцами. Расписал около 40 храмов в Москве и Новгороде. Фрески его работы сохранились в храме Спаса Преображения на Ильине улице, но не полным ансамблем, а фрагментами в барабане, куполе, абсиде, на верхнем ярусе стен. Живописная манера характеризуется философско-религиозным подходом. Был последователем исихастов – философско-религиозного учения, призывавшего вернуться к истокам христианства. Исихасты утверждали, что главное – духовный мир. Феофан Грек передаёт эту идею через свечение фигур. Работы контрастные, почто монохромные, всегда сочетают 2-3 цвета, один из которых коричневый. На коричневом фоне белые штрихи (пробелá), создающие объём и делающие изображение внутренне напряжённым, экспрессивным. Феофану Греку явно помогали 2-3 человека (бригада), т.к. изображения чуть отличаются. В выборе персонажей много нехарактерных фигур, в частности, основоположников христианства Василия Великого, Иоанна Златоуста, изображённых держащими в руках книги. Знаменитая фреска – «Троица». Иконы: - «Богоматерь Донская» (1392 г., Третьяковская галарея) – двусторонняя, на обратной стороне изображено Успение. Не подписана, но по манере письма приписывается Феофану Греку. Называется Донская, т.к., по легенде, её брал на битву Дмитрий Донской. В действительности это неверно, т.к. битва случилась раньше (в 1380 г.), чем икона была написана. Тип «Умиление». - «Преображение» (конец XIV в., Третьяковская галерея) – разновременные портреты, иллюстрирующие различные этапы события и размещённые на одной плоскости. В 1405 г. Феофан Грек в качестве руководителя бригады занимался росписью стен и написанием икон иконостаса Благовещенского собора московского кремля. Фрески не сохранились из-за перестройки храма несколькими десятилетиями спустя. Сохранившийся Деисусный чин по манере письма приписывают Феофану Греку. Андрей Рублёв был учеником Феофана Грека и трудился в той же бригаде. Кроме того, Фоефан Грек занимался созданием иллюстраций к Священному Писанию.
Псковская школа иконописи
Псков и Новгород – города-соседи, но Псков – младший брат. Более прогрессивной и передовой была манера у новгородских художников, более отсталая – у псковичей. Сохранилось очень мало древних псковских икон. Период расцвета псковской иконописи – XV-XVI вв. Основной блок икон хранится в псковском музее-заповеднике. Как явление художественной жизни Древней Руси иконы псковской школы менее заметны, чем новгородская живопись, и как самобытная часть древнерусского искусства выделены сравнительно недавно. Особенности живописной манеры: - напряжённые драматичные образы, иногда близкие к экспрессивным (связано с пограничным статусом псоквского княжества, частыми войнами); - специфика местных почвенных пигментов обусловила тёмную цветовую гамму: тёмно-коричневый, тёмно-зелёный, синий цвета; - тёмно-коричневые лики; - нижняя часть глазниц в виде треугольников; - овальные вытянутые лица, выгнутый нос; - особо почитались местные святые: святая Ульяна и другие. Общее впечатление об иконах таково, что их писал дилетант или непрофессионал. Но т.к. школа включает несколько сот работ, можно говорить о ней именно как школе, а не как о манере конкретного художника. Псковские иконы: «Пророк Илия в денех» (с деяниями) – конец XIII в. Цветовая гамма характерна для псковской школы: оттенки коричневого и зеленоватый, кажущийся грязным. Камерное и непосредственное изложение сюжета: пророк сидит среди гор, правой рукой убирает волосы от уха, чтоб лучше слышать Глас Божий. Мастера не обращают внимания на диспропорции, отсутствие гармонии, невыдержанность цветовой гаммы. «Иисус Христос» – конец XIII–начало XIV в. «Сошествие во ад» – XIV в. «Архангел Гавриил» – XIV или XV в. Лик деформирован, преобладают коричневые и грязно-зелёные светотени, свободное обращение с каноном (объёмность), появление характерного признака псковских икон – изображения нижних век в виде треугольника вершиной вниз. «Святая Ульяна» – местночтимая святая, XIV в. «Святая Варвара» – местночтимая святая, XIV в. «Святой Георгий» – XVI в. «Оплакивание Христа» – непосредственность, у жён-мироносиц (второй и третьей слева) головные уборы в виде кики, т.е. в икону привнесены детали реальной жизни. «Огненное вознесение пророка Илии» – XVI в. Большинство сохранившихся икон относится к XVI–XVII вв. Наиболее известные иконы XV–XVII вв.: «Сретение» «Преображение» «Распятие» «Рождество» «Воскрешение Лазаря» «Омовение ног»
Творчество Андрея Рублёва
Андрей Рублев родился в 1360-е гг., скончался в 1430 г. Учение Феофана Грека. Жизнь Рублёва была связана с Москвой и Подмосковьем. Первое упоминание о нём в летописях относится к 1405 г. Умер, будучи иноком Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Считается, что похоронен в храме Спаса Преображения этого монастыря, но есть веские основания не доверять данной информации. Дело в том, что в послереволюционные годы, когда большевики намеревались снести храм, археолог объявил, что им в нём найдена доска с именем Рублёва, т.е. он там похоронен, и следовательно, храм является национальным достоянием и его сносить нельзя. Сама доска предъявлена так и не была, но храм был спасён. Рублев яляется основоположником московской школы иконописи. Самые ранние его работы – фрагмент фресок Успенской церкви на городке в Звенигороде и иллюстрации к Священному Писанию (вместе с Феофаном Греком оформил «Евангелие Хитрово»; название дано по фамилии владельца XVIII в.). Миниатюры к евангелию работы Рублёва очень лаконичные, нечего не отнять не прибавить. В изображении ангела впервые появляется голубой цвет («рублёвский голубец»), который далее использовался им повсеместно. Цветовая гамма не яркая, а приглушённая, ближе к естественным цветам в природе. Лик и локоны ангела, найденные в миниатюре, далее используются им везде. В 1405 г. совместно с Феофаном Греком расписывает Благовещенский храм московского кремля (не сохранившийся). Ему приписывается праздничный чин. На рубеже XIV–XV вв. создаёт иконы для Успенского собора Звенигорода, известные под названием «три иконы звенигородского чина» - «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Были случайно найдены в 1918 г. в сарае у храма в крайне плачевном состоянии, отреставрированы и в настоящее время хранятся в Третьяковской галерее. Рублёв. Апостол Павел.jpg Рублёв. Архангел Михаил.jpg Свои иконы Андрей Рублёв не подписывал, но по почерку их автор безусловно он. Его трактовка образов типична для русского понимания веры. В католической традиции распятый Христос изображался натуралистично и страшно, с вывернутыми руками, кровью, страданиями на лице, чем преследовалась назидательная цель – напомнить грешникам об ответственности за грехи. В православии нет изображения страданий, вместо них показывается идеал. В иконописи Рублева линии не резкие, а плавные, музыкальные, гармоничные, как и цвета. В 1408 г. Андрей Рублёв совместно с Даниилом Чёрным расписывает успенский собор во Владимире, построенный в XII в. по количеству сохранившихся фресок кисти Рублёва этот храм на первом месте. Ему принадлежат следующие фрески: 1) сцена Страшного суда, расположенная при входе в храм – многофигурное изображение святых и ангелов с ликами, напоминающими первого ангела из «Евангелия Хитрово». Лики повёрнуты так, что вся группа смотрится единым целым в своём молчании или беззвучном общении. 2) Вознесение Христа; 3) «шествие праведных в Рай» - изображение апостолов во главе с апостолом Петром. Также Рублёвым написаны иконы для иконостаса этого храма: 1) список иконы Богоматери Владимирской; 2) апостолы Пётр и Павел; 3) Сретение; 4) крещение Христа. Также Андрей Рублёв – автор иконы «Троица», написанной для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 1420-е гг., ныне хранящейся в Третьяковской галерее. Данная икона – собирательный образ красоты, любви, мира, актуальных в эпоху феодальной раздробленности и междоусобиц, которые наступили после освобождения от татаро-монгольского ига. Это то, чему учил Сергий Радонжский. Икона стояла над ракой с мощами Сергия Радонежского. Композиция круговая, заданная позами и поворотами голов. Минимализм: трапезу символизирует всего одна чаша на столе. Рублёв. Троица.jpg «Воскресение Лазаря» - ещё одна знаменитая икона кисти Рублёва.
Дионисий и его школа
Через 100 лет после Рублёва в Москве появился ещё один великий иконописец – Дионисий. Родился во второй половине XV в. и умер вскоре после 15022 г. У него было много учеников, в т.ч. собственные сыновья, что позволяет говорить о школе Дионисия. В XVII в. на смену иконописцам-одиночкам приходят иконописные школы, стирающие индивидуальный почерк художников. Дионисий был светским мастером, практически придворным художником, т.к. даже в религиозных изображениях воплощал идеи правителей России. Это было время Ивана III, который объединял русские земли вокруг Москвы. Его концепция – лидерство Москвы в православном мире, «Москва – третий Рим». В XV в. Византию захватили турки и она как главный центр православия погибла. У Московского царства появляется символика лидера – двуглавый орёл и др. Московия претендовала на внешнее и внутреннее признание себя наследницей Константинополя. В церкви стали появляться иконы предшественников Ивана III – князей владимиро-суздальских. Дионисий воплощал в живописи эти идеи. Сам он происходил из великокняжеского рода. Первые работы выполнил в качестве мастера артели в 1470-е гг.: роспись храмов в подмосковных Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях. В 1481 г. Иван III посетил один из них и всю бригаду (с особым выделением заслуг Дионисия) пригласил для работы в московский кремль. 1480-е гг. – роспись и иконы Успенского храма. Фрески сохранились только фрагментами. Таков фрагмент фрески Похвальского придела «Поклонение волхвов» (сюжет, не популярный в России, зато популярный на Западе). Характерные особенности: - вытянутые фигуры; - плоскостное изображение; - чистые цвета, заливающие поверхность, очерченную контуром. Плоскостной характер изображения характерен для русских икон, однако у Дионисия он приобретает наиболее ярко выраженные, можно сказать, орнаментальные черты. Иконы «Митрополит Пётр с житием» и «Митрполит Алексей с житием» похожи одна на другую, отличаясь только надписями. Это свидетельствует о рационалистическом подходе к иконописи, появлении художественных шаблонов. Цветовые пятна центральной фигуры перекликаются с пятнами на периферии, где в виде миниатюр представлены эпизоды жития (декоративный подход). Начиная с Дионисия, аскетично-духовное уходит из икон, исчезнув совершенно к XVII в. (Симон Ушаков). Кроме того, кисти Дионисия принадлежат иконы для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область) и фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская область). В последнем фрески, выполненные в 1502 г., полностью сохранились до нашего времени. Дионисий, его сыновья и ученики расписали фресками не только внутренние, но и наружные стены (они посвящены Рождеству Богородицы). Что касается фресок внутри храма, их цветовые пятна скомпанованы, благодаря чему представляют в масштабах всего храма единое целое, приобретают оркестровое звучание. Сюжеты фресок: 25 сцен из Акафиста Богородицы (т.е. из биографии), 15 евангельских сцен, 7 сюжетов по мотивам Вселенских соборов (Византия, IV – VIII вв.), десятки, если не сотни, портретов святых. Иконы Дионисия: - «Митрополит Пётр»: написана для главного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; росписи на наружной стороне западной стены храма (над входом в храм) принадлежат кисти самого Дионисия; росписи внутри храма сделаны его учениками. В каждом из трёх люнетов написано по одной многофигурной сцене с сюжетами из акафиста Богородицы: Покров Богородицы, Собор Богородицы, О тебе радуется. На столбах и в арках – медальоны с изображениями святых, на сводах сюжеты из жизни Христа. - «Поклонение волхвов» для Успенского собора московского кремля. Фрески работы Дионисия в этом соборе практически не сохранились, т.к. были сколоты при нанесении росписей последующими мастерами; эта фреска – одна из немногих уцелевших. Сюжет её не популярен на Руси, более характерен для Западной Европы. Мы видим характерные для Дионисия вытянутые фигуры, сложные оттенки разных цветов.
Шатровая архитектура В XVI в. в русской архитектуре утверждается шатёр как важный архитектурный элемент. Первая постройка с шатром – церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.). Коломенское служило загородной резиденцией Ивана IV Грозного. Иван Грозный совершал много походов, по завершении каждого из которых сооружался храм. Церковь напоминает обелиск, соединяя в себе храм и звонницу. Внизу высокий цоколь, выше по спирали поднимается высокое крыльцо, вверху «четверик» (квадрат), на нём «восьмерик» (восьмиугольник), затем шатёр, включающий вертикальные и спиральные линии, передающие и лёгкость, и сжатость объёма. Всё завершается декоративной главкой. Этот храм очень сильно отличался от прежних; его авторы предположительно итальянцы. Шатёр пришёл из западной традиции (готика) и русской деревянной архитектуры. Внутри шатра церкви Вознесения и других храмов XVI в. пустое пространство со сводом и иногда с росписью – изображением Христа. К началу XVII в. это пространство исчезает, появляется плоский потолок. Другой шатровый храм – храм Покрова на Рву (Василия Блаженного, 1555-1560 гг.). Архитекторы Постник и Барма. Внутреннее пространство включает центральный храм с шатром и восемь разновеликих храмов, посвящённых разным святым, соединённых с центральным тесными проходами. В XVI в. разноцветным был один шатёр; цветные изразцы появились только в XVII в. Храм представляет собой синтез каменной и деревянной архитектуры и знаменует переход от религиозного мировосприятия к мирскому (т.е. к «красивости»). Современники считали его вершиной человеческого творчества (по легенде, Иван III распорядился выколоть архитекторам глаза, чтобы они не построили ничего лучше). Храм Василия Блаженного в Москве.jpg
Русское искусство XVII в.
Со времён принятия христианства семь веков искусство было целиком религиозным. Рубежом стал XVII век, когда на Руси закончилась эпоха религиозного искусства и началась эпоха искусства светского. В Европе аналогичные перемены наступили гораздо раньше, в XV-XVI вв., когда там произошли религиозные революции и войны. Ереси и бунты на Руси были менее ярко выражены, но своеобразным аналогом европейской Реформации стал Раскол церкви в эпоху патриарха Никона. Объективно Реформация ускорила социально-экономическое развитие Европы. Русь подталкивал к переменам запад, но не напрямую, а опосредованно. К России были присоединены части Украины, Белоруссии, Прибалтики, испытавшие на себе влияние Реформации; усилился культурный с Западом (приезжали художники, привозились произведения искусства). Итак, XVII в. – век обмирщения русской культуры. Архитектура XVII в. Изменения в архитектуре выразились в том, что стало превалировать декоративное начало. Оно проявилось в многообразии форм, появлении мелкого орнамента, многоцветье в оформлении фасадов за счёт цветных изразцов, уложенных полосками или «ремнями». Изразцы присутствуют на стенах практически всех построенных в ту эпоху храмов. Изразцовые камины в домах русской знати начала XVIII в. ведут свою историю из традиций XVII в. Типична колокольня в Больших Вязёмах, построенная на рубеже XVI-XVII вв. даже её шатры превращены в декоративный элемент. Прежде подшатровое пространство расписывалось, а теперь под ним был плоский потолок, сами же шатры вследствие этого уменьшаются в размерах. Очень много шатровых колоколен XVII в. сохранилось до наших дней в Подмосковье. Именно такие изображены на картинах Саврасова. Бровка над окном, висящая «гантель» над крыльцом, кокошник, наличник – элементы мирского мировосприятия, где главное – не вера, а услаждение глаза. Оно пришло на смену прежнему аскетизму. Максимума эти традиции достигают в деревянном зодчестве, поскольку дерево даёт больше возможностей для реализации фантазий. Характерной постройкой в этом смысле был деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667-1668 гг. До наших дней он не сохранился, но сейчас заново отстроен. Здание напоминает современные театральные декорации к сказочным фильмам или былинам; нет симметрии, всё очень разнообразно и непохоже. Ещё один пример – ансамбли церквей и монастырских построек XVII в. в Коровниках и Толчкове (в Ярославле). В центре всегда пятиглавый собор (по примеру Успенского собора московского кремля), рядом 1-2 шатровые колокольни, одна из которых могла быть башней с лестницей на хоры. Стены украшены большим количеством декоративных элементов, заимствованных из деревянной архитектуры, и разноцветьем изразцов. К концу XVII в. декоративные тенденции в архитектуре начинают оформляться в единые стилистические рамки, напоминающие европейское барокко; стиль называется «нарышкинским барокко». Пример – храм Покрова в Филях конца XVII в. Архитектура и монументальное искусство Новгорода XI-XIII вв.
Помимо Киевского княжества в Древней Руси очень влиятельным экономическим, политическим и религиозным центром был Великий Новгород. Упоминания о нём встречаются в летописях с IX в., а расцвет приходится на XII-XV вв., когда он выполнял функции столицы вечевой боярской республики. Вече было главным законодательным органом огромной территории княжества. Становлению величия Новгород обязан своим положением на реке Волхов – части торгового пути «из варяг в греки». В Европе известен как Хольмгард. Крепость в Новгороде была сначала земляной, затем деревянной и каменной, что традиционно для становления городов. Кремль назывался «детинец», т.к. его охраняли «дитяти» (воины). В XI в. новгородский князь Ярослав мудрый решил построить в центре детинца Софийский собор, что и было сделано в 1045-1055 гг. Кроме того, известны Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Полоцке. Размерами он меньше киевской Софии, отличается и архитектурой: - 5 глав (в киевской Софии 12); - 1 лестничная башня (-//- 2); - сложен из известняка тёмного розовато-сероватого цвета (-//- из плинфы); - 2 абсиды (-//- 2 абсиды); - 5 нефов; - галерея вокруг. Завершение стен под крышей полукруглое и треугольное щипцовое. Мозаик нет, только фрески, которых сохранилось немного из-за утрат в годы Великой Отечественной войны. Сохранились следующие фрески: - изображения Константина и Елены (эмоциональное выражение лиц, работа византийского мастера XI в.); - фрагменты фресок в барабане (изображения пророков, начало XII в.); - Деисусный чин (1144 г.) – древнейший деисусный чин из сохранившихся в русских храмах. Судя по почерку, исполнен местными мастерами (не линия, а пластика, размытость, объёмность, появление примитивности). Софийский собор был главным религиозным центром Новгорода. Он строился на деньги церкви, что не нравилось князю. Напротив, за рекой Волхов, в 1113 г. им был в пику воздвигнут Николо-Дворищенский собор (навание связано с тем, что на правой стороне Волхова был дворец князя). Цель – показать величие князя. По образу Софийского собора имеет 5 глав. Внутри фрагментарно сохранились фрески, в т.ч. жена Иова (эмоциональный выразительный взгляд, следы пуль). В Новгороде больше, чем в других древнерусских городах, сохранилось храмов XII в. Благовещенская церковь на Рюриковом городище не сохранилась. Была построена в 1103 г., погибла в годы великой Отечественной войны. Сохранились следующие храмы: - Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г.): трёхглавый, внутри фрески, в т.ч. фрагмент с изображением юноши-пастуха или рыбака; - георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.) трёхглавый. Культ святого Георгия начался именно с XII в. Кстати, первое конное (традиционное ныне) изображение Святого Георгия находится в Георгиевском соборе в Старой Ладоге. Автор всех этих храмов – один зодчий, некий Пётр (Благовещенский, Николо-Дворищенский, Георгиевский соборы схожи по архитектуре). Позже заказчики храмов мельчают, уменьшаются размеры возводимых церквей. Пример – церковь Благовещения в Аркажах (1170-е гг.). У неё один неф, одна глава, внутри только фрески. Это один из первых сохранившихся боярских храмов. Вслед за боярскими появляются уличатские храмы (т.е. возведённые на общие деньги жителей какой-либо улицы). Некоторые известные храмы не сохранились. Например, в 1198 г. на Рюриковом городище по заказу отца Александра Невского был построен храм Спаса на Нередице, а через год расписан фресками. Его одновременно расписывали несколько мастеров или даже бригад, и по этой причине фрески не совпадают по манере исполнения и местами не стыкуются композиционно. Храм был уничтожен фашистами, сохранились чёрно-белые фотографии. По количеству фресок XII в. он был на первом месте в СССР. В первой половине XIII в. продолжается храмовое строительство, но с началом татаро-монгольского нашествия оно сходит на нет. Хоть татары были остановлены у Торжка, культовое строительство в Новгороде замерло приблизительно на 100 лет. Храм Параскевы Пятницы на торговой стороне Новгорода: уникальность его в том, что он сложен из кирпича-плинфы с закруглениями на углах, чем похож на храм в Смоленске (делали одни мастера). Храм Рождества в Перыни (1230-е гг.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.013 с.) |