Архитектура и монументальное искусство Новгорода XI-XIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и монументальное искусство Новгорода XI-XIII вв.



Архитектура и монументальное искусство Новгорода XI-XIII вв.

 

Помимо Киевского княжества в Древней Руси очень влиятельным экономическим, политическим и религиозным центром был Великий Новгород. Упоминания о нём встречаются в летописях с IX в., а расцвет приходится на XII-XV вв., когда он выполнял функции столицы вечевой боярской республики. Вече было главным законодательным органом огромной территории княжества.

Становлению величия Новгород обязан своим положением на реке Волхов – части торгового пути «из варяг в греки». В Европе известен как Хольмгард.

Крепость в Новгороде была сначала земляной, затем деревянной и каменной, что традиционно для становления городов. Кремль назывался «детинец», т.к. его охраняли «дитяти» (воины).

В XI в. новгородский князь Ярослав мудрый решил построить в центре детинца Софийский собор, что и было сделано в 1045-1055 гг. Кроме того, известны Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Полоцке.

Размерами он меньше киевской Софии, отличается и архитектурой:

- 5 глав (в киевской Софии 12);

- 1 лестничная башня (-//- 2);

- сложен из известняка тёмного розовато-сероватого цвета (-//- из плинфы);

- 2 абсиды (-//- 2 абсиды);

- 5 нефов;

- галерея вокруг.

Завершение стен под крышей полукруглое и треугольное щипцовое.

Мозаик нет, только фрески, которых сохранилось немного из-за утрат в годы Великой Отечественной войны. Сохранились следующие фрески:

- изображения Константина и Елены (эмоциональное выражение лиц, работа византийского мастера XI в.);

- фрагменты фресок в барабане (изображения пророков, начало XII в.);

- Деисусный чин (1144 г.) – древнейший деисусный чин из сохранившихся в русских храмах. Судя по почерку, исполнен местными мастерами (не линия, а пластика, размытость, объёмность, появление примитивности).

Софийский собор был главным религиозным центром Новгорода. Он строился на деньги церкви, что не нравилось князю. Напротив, за рекой Волхов, в 1113 г. им был в пику воздвигнут Николо-Дворищенский собор (навание связано с тем, что на правой стороне Волхова был дворец князя). Цель – показать величие князя. По образу Софийского собора имеет 5 глав. Внутри фрагментарно сохранились фрески, в т.ч. жена Иова (эмоциональный выразительный взгляд, следы пуль).

В Новгороде больше, чем в других древнерусских городах, сохранилось храмов XII в.

Благовещенская церковь на Рюриковом городище не сохранилась. Была построена в 1103 г., погибла в годы великой Отечественной войны.

Сохранились следующие храмы:

- Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г.): трёхглавый, внутри фрески, в т.ч. фрагмент с изображением юноши-пастуха или рыбака;

- георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.) трёхглавый. Культ святого Георгия начался именно с XII в. Кстати, первое конное (традиционное ныне) изображение Святого Георгия находится в Георгиевском соборе в Старой Ладоге.

Автор всех этих храмов – один зодчий, некий Пётр (Благовещенский, Николо-Дворищенский, Георгиевский соборы схожи по архитектуре).

Позже заказчики храмов мельчают, уменьшаются размеры возводимых церквей. Пример – церковь Благовещения в Аркажах (1170-е гг.). У неё один неф, одна глава, внутри только фрески. Это один из первых сохранившихся боярских храмов.

Вслед за боярскими появляются уличатские храмы (т.е. возведённые на общие деньги жителей какой-либо улицы).

Некоторые известные храмы не сохранились. Например, в 1198 г. на Рюриковом городище по заказу отца Александра Невского был построен храм Спаса на Нередице, а через год расписан фресками. Его одновременно расписывали несколько мастеров или даже бригад, и по этой причине фрески не совпадают по манере исполнения и местами не стыкуются композиционно. Храм был уничтожен фашистами, сохранились чёрно-белые фотографии. По количеству фресок XII в. он был на первом месте в СССР.

В первой половине XIII в. продолжается храмовое строительство, но с началом татаро-монгольского нашествия оно сходит на нет. Хоть татары были остановлены у Торжка, культовое строительство в Новгороде замерло приблизительно на 100 лет.

Храм Параскевы Пятницы на торговой стороне Новгорода: уникальность его в том, что он сложен из кирпича-плинфы с закруглениями на углах, чем похож на храм в Смоленске (делали одни мастера).

Храм Рождества в Перыни (1230-е гг.).

 

Архитектура и монументальное искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.

 

Владимиро-суздальское княжество появилось в итоге дробления Киевской Руси. Его расцвет начался с середины XII в. во времена правления Андрея Боголюбского. Он перенёс столицу из Киева во Владимир. Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Оно располагалось межу Окой и доном. Центр его, Владимир, стоит на берегу реки Клязьмы. В центре находилась крепость и Золотые ворота 1164 г. (в отличие от киевских, сохранились). Земляной вал, примыкавший к воротам, тоже сохранился.

В центре крепости традиционно расположен главный храм – Успенский собор (1150-1160-е гг.). Он чуть выше «распластанных» киевского и новгородского.

Особенность владимиро-суздальской архитектуры:

- чувство гармонии и вытянутости вверх;

- полуколонки на стенах, усиливающие ощущение вертикали (так называемый аркатурно-колончатый поясок);

- перспективный портал (со множеством арочек и углублений);

- высокий цоколь;

- материал – местный белый известняк.

Успенский собор трёхабсидный, пятиглавый. Со времени его постройки пятиглавие – самое распространённое решение в архитектуре.

Боголюбов город – резиденция Боголюбского. На въезде в неё – храм Покрова на Нерли (1165 г.). Река Нерль пересохла, но перед храмом в её бывшем русле расположен пруд. Храм одноглавый, гармоничный. Внутри столпов нет. Архитектура характерна для владимиро-суздальского княжества. Высота цоколя 4 м (т.к. вокруг заливные луга). Внутри стены расписаны фресками, которых сохранилось мало. Выше аркатурно-колончатого пояска на стенах появляются рельефы: изображение царя Давида с гуслями, львы и птицы.

В Боголюбовом городе была белокаменная церковь, в центре Рождественский собор и переходы, из которых сохранился только фрагмент башни и переход. Именно в этой башне по легенде был убит А. Боголюбский.

Дмитриевский собор в г. Владимире (сохранился) построен в конце XII в. Напоминает храм Покрова на Нерли, но приземистее, плотнее, крупнее. Выше аркатурно-колончатого пояска низкий рельеф на библйские сюжеты, а также Александр Македонский, мифические птицы, деревья, животные. В отличие от высокого рельефа храма Покрова, рельеф невысокий и мелкий. Причина в том, что его делали на земле, до подъёма и установки на стену, поэтому старались избежать массивности.

В первой половине XIII в. развитие архитектуры княжества идёт по двум направлениям:

- совершенствуется владимиро-суздальская традиция, т.е. происходит дальнейшее усиление декоративизма; здания строят из известняка, они имеют аркатурно-колончатый поясок; со временем рельефы заполняют все стены; примеры – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (декор включает изображение слона), Рождественский собор во Владимире;

- ростово-ярославская традиция – более аскетичная, храмы из кирпича, без рельефов, простых строгих форм. Этот стиль предпочитали сами представители церкви, которые избегали экспрессивных форм.

 

Творчество Феофана Грека

 

Феофан Грек – первый крупный мастер-иконописец на Руси. Имя упоминается в московских летописях в 1395, 1399, 1405 гг. Судя по всему, родился в середине XIV в., умер после 1405 г. В летописях восхваляются его мудрость, серьёзный подход к работе. Был приезжим из Византии. Работал в Константинополе, где был замечен новгородцами. Расписал около 40 храмов в Москве и Новгороде.

Фрески его работы сохранились в храме Спаса Преображения на Ильине улице, но не полным ансамблем, а фрагментами в барабане, куполе, абсиде, на верхнем ярусе стен.

Живописная манера характеризуется философско-религиозным подходом. Был последователем исихастов – философско-религиозного учения, призывавшего вернуться к истокам христианства. Исихасты утверждали, что главное – духовный мир. Феофан Грек передаёт эту идею через свечение фигур. Работы контрастные, почто монохромные, всегда сочетают 2-3 цвета, один из которых коричневый. На коричневом фоне белые штрихи (пробелá), создающие объём и делающие изображение внутренне напряжённым, экспрессивным.

Феофану Греку явно помогали 2-3 человека (бригада), т.к. изображения чуть отличаются.

В выборе персонажей много нехарактерных фигур, в частности, основоположников христианства Василия Великого, Иоанна Златоуста, изображённых держащими в руках книги.

Знаменитая фреска – «Троица».

Иконы:

- «Богоматерь Донская» (1392 г., Третьяковская галарея) – двусторонняя, на обратной стороне изображено Успение. Не подписана, но по манере письма приписывается Феофану Греку. Называется Донская, т.к., по легенде, её брал на битву Дмитрий Донской. В действительности это неверно, т.к. битва случилась раньше (в 1380 г.), чем икона была написана. Тип «Умиление».

- «Преображение» (конец XIV в., Третьяковская галерея) – разновременные портреты, иллюстрирующие различные этапы события и размещённые на одной плоскости.

В 1405 г. Феофан Грек в качестве руководителя бригады занимался росписью стен и написанием икон иконостаса Благовещенского собора московского кремля. Фрески не сохранились из-за перестройки храма несколькими десятилетиями спустя. Сохранившийся Деисусный чин по манере письма приписывают Феофану Греку. Андрей Рублёв был учеником Феофана Грека и трудился в той же бригаде.

Кроме того, Фоефан Грек занимался созданием иллюстраций к Священному Писанию.

 

Псковская школа иконописи

 

Псков и Новгород – города-соседи, но Псков – младший брат. Более прогрессивной и передовой была манера у новгородских художников, более отсталая – у псковичей. Сохранилось очень мало древних псковских икон. Период расцвета псковской иконописи – XV-XVI вв. Основной блок икон хранится в псковском музее-заповеднике.

Как явление художественной жизни Древней Руси иконы псковской школы менее заметны, чем новгородская живопись, и как самобытная часть древнерусского искусства выделены сравнительно недавно.

Особенности живописной манеры:

- напряжённые драматичные образы, иногда близкие к экспрессивным (связано с пограничным статусом псоквского княжества, частыми войнами);

- специфика местных почвенных пигментов обусловила тёмную цветовую гамму: тёмно-коричневый, тёмно-зелёный, синий цвета;

- тёмно-коричневые лики;

- нижняя часть глазниц в виде треугольников;

- овальные вытянутые лица, выгнутый нос;

- особо почитались местные святые: святая Ульяна и другие. Общее впечатление об иконах таково, что их писал дилетант или непрофессионал. Но т.к. школа включает несколько сот работ, можно говорить о ней именно как школе, а не как о манере конкретного художника.

Псковские иконы:

«Пророк Илия в денех» (с деяниями) – конец XIII в. Цветовая гамма характерна для псковской школы: оттенки коричневого и зеленоватый, кажущийся грязным. Камерное и непосредственное изложение сюжета: пророк сидит среди гор, правой рукой убирает волосы от уха, чтоб лучше слышать Глас Божий.

Мастера не обращают внимания на диспропорции, отсутствие гармонии, невыдержанность цветовой гаммы.

«Иисус Христос» – конец XIII–начало XIV в.

«Сошествие во ад» – XIV в.

«Архангел Гавриил» – XIV или XV в. Лик деформирован, преобладают коричневые и грязно-зелёные светотени, свободное обращение с каноном (объёмность), появление характерного признака псковских икон – изображения нижних век в виде треугольника вершиной вниз.

«Святая Ульяна» – местночтимая святая, XIV в.

«Святая Варвара» – местночтимая святая, XIV в.

«Святой Георгий» – XVI в.

«Оплакивание Христа» – непосредственность, у жён-мироносиц (второй и третьей слева) головные уборы в виде кики, т.е. в икону привнесены детали реальной жизни.

«Огненное вознесение пророка Илии» – XVI в.

Большинство сохранившихся икон относится к XVI–XVII вв. Наиболее известные иконы XV–XVII вв.:

«Сретение»

«Преображение»

«Распятие»

«Рождество»

«Воскрешение Лазаря»

«Омовение ног»

 

Творчество Андрея Рублёва

 

Андрей Рублев родился в 1360-е гг., скончался в 1430 г. Учение Феофана Грека. Жизнь Рублёва была связана с Москвой и Подмосковьем. Первое упоминание о нём в летописях относится к 1405 г. Умер, будучи иноком Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Считается, что похоронен в храме Спаса Преображения этого монастыря, но есть веские основания не доверять данной информации. Дело в том, что в послереволюционные годы, когда большевики намеревались снести храм, археолог объявил, что им в нём найдена доска с именем Рублёва, т.е. он там похоронен, и следовательно, храм является национальным достоянием и его сносить нельзя. Сама доска предъявлена так и не была, но храм был спасён.

Рублев яляется основоположником московской школы иконописи.

Самые ранние его работы – фрагмент фресок Успенской церкви на городке в Звенигороде и иллюстрации к Священному Писанию (вместе с Феофаном Греком оформил «Евангелие Хитрово»; название дано по фамилии владельца XVIII в.).

Миниатюры к евангелию работы Рублёва очень лаконичные, нечего не отнять не прибавить. В изображении ангела впервые появляется голубой цвет («рублёвский голубец»), который далее использовался им повсеместно. Цветовая гамма не яркая, а приглушённая, ближе к естественным цветам в природе. Лик и локоны ангела, найденные в миниатюре, далее используются им везде.

В 1405 г. совместно с Феофаном Греком расписывает Благовещенский храм московского кремля (не сохранившийся). Ему приписывается праздничный чин.

На рубеже XIV–XV вв. создаёт иконы для Успенского собора Звенигорода, известные под названием «три иконы звенигородского чина» - «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Были случайно найдены в 1918 г. в сарае у храма в крайне плачевном состоянии, отреставрированы и в настоящее время хранятся в Третьяковской галерее.

Рублёв. Апостол Павел.jpg

Рублёв. Архангел Михаил.jpg

Свои иконы Андрей Рублёв не подписывал, но по почерку их автор безусловно он. Его трактовка образов типична для русского понимания веры. В католической традиции распятый Христос изображался натуралистично и страшно, с вывернутыми руками, кровью, страданиями на лице, чем преследовалась назидательная цель – напомнить грешникам об ответственности за грехи. В православии нет изображения страданий, вместо них показывается идеал.

В иконописи Рублева линии не резкие, а плавные, музыкальные, гармоничные, как и цвета.

В 1408 г. Андрей Рублёв совместно с Даниилом Чёрным расписывает успенский собор во Владимире, построенный в XII в. по количеству сохранившихся фресок кисти Рублёва этот храм на первом месте.

Ему принадлежат следующие фрески:

1) сцена Страшного суда, расположенная при входе в храм – многофигурное изображение святых и ангелов с ликами, напоминающими первого ангела из «Евангелия Хитрово». Лики повёрнуты так, что вся группа смотрится единым целым в своём молчании или беззвучном общении.

2) Вознесение Христа;

3) «шествие праведных в Рай» - изображение апостолов во главе с апостолом Петром.

Также Рублёвым написаны иконы для иконостаса этого храма:

1) список иконы Богоматери Владимирской;

2) апостолы Пётр и Павел;

3) Сретение;

4) крещение Христа.

Также Андрей Рублёв – автор иконы «Троица», написанной для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 1420-е гг., ныне хранящейся в Третьяковской галерее. Данная икона – собирательный образ красоты, любви, мира, актуальных в эпоху феодальной раздробленности и междоусобиц, которые наступили после освобождения от татаро-монгольского ига. Это то, чему учил Сергий Радонжский. Икона стояла над ракой с мощами Сергия Радонежского.

Композиция круговая, заданная позами и поворотами голов. Минимализм: трапезу символизирует всего одна чаша на столе.

Рублёв. Троица.jpg

«Воскресение Лазаря» - ещё одна знаменитая икона кисти Рублёва.

 

Дионисий и его школа

 

Через 100 лет после Рублёва в Москве появился ещё один великий иконописец – Дионисий. Родился во второй половине XV в. и умер вскоре после 15022 г. У него было много учеников, в т.ч. собственные сыновья, что позволяет говорить о школе Дионисия. В XVII в. на смену иконописцам-одиночкам приходят иконописные школы, стирающие индивидуальный почерк художников.

Дионисий был светским мастером, практически придворным художником, т.к. даже в религиозных изображениях воплощал идеи правителей России. Это было время Ивана III, который объединял русские земли вокруг Москвы. Его концепция – лидерство Москвы в православном мире, «Москва – третий Рим». В XV в. Византию захватили турки и она как главный центр православия погибла. У Московского царства появляется символика лидера – двуглавый орёл и др. Московия претендовала на внешнее и внутреннее признание себя наследницей Константинополя. В церкви стали появляться иконы предшественников Ивана III – князей владимиро-суздальских. Дионисий воплощал в живописи эти идеи.

Сам он происходил из великокняжеского рода. Первые работы выполнил в качестве мастера артели в 1470-е гг.: роспись храмов в подмосковных Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях. В 1481 г. Иван III посетил один из них и всю бригаду (с особым выделением заслуг Дионисия) пригласил для работы в московский кремль.

1480-е гг. – роспись и иконы Успенского храма. Фрески сохранились только фрагментами. Таков фрагмент фрески Похвальского придела «Поклонение волхвов» (сюжет, не популярный в России, зато популярный на Западе). Характерные особенности:

- вытянутые фигуры;

- плоскостное изображение;

- чистые цвета, заливающие поверхность, очерченную контуром.

Плоскостной характер изображения характерен для русских икон, однако у Дионисия он приобретает наиболее ярко выраженные, можно сказать, орнаментальные черты.

Иконы «Митрополит Пётр с житием» и «Митрполит Алексей с житием» похожи одна на другую, отличаясь только надписями. Это свидетельствует о рационалистическом подходе к иконописи, появлении художественных шаблонов. Цветовые пятна центральной фигуры перекликаются с пятнами на периферии, где в виде миниатюр представлены эпизоды жития (декоративный подход). Начиная с Дионисия, аскетично-духовное уходит из икон, исчезнув совершенно к XVII в. (Симон Ушаков).

Кроме того, кисти Дионисия принадлежат иконы для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область) и фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская область). В последнем фрески, выполненные в 1502 г., полностью сохранились до нашего времени. Дионисий, его сыновья и ученики расписали фресками не только внутренние, но и наружные стены (они посвящены Рождеству Богородицы). Что касается фресок внутри храма, их цветовые пятна скомпанованы, благодаря чему представляют в масштабах всего храма единое целое, приобретают оркестровое звучание. Сюжеты фресок: 25 сцен из Акафиста Богородицы (т.е. из биографии), 15 евангельских сцен, 7 сюжетов по мотивам Вселенских соборов (Византия, IV – VIII вв.), десятки, если не сотни, портретов святых.

Иконы Дионисия:

- «Митрополит Пётр»: написана для главного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; росписи на наружной стороне западной стены храма (над входом в храм) принадлежат кисти самого Дионисия; росписи внутри храма сделаны его учениками. В каждом из трёх люнетов написано по одной многофигурной сцене с сюжетами из акафиста Богородицы: Покров Богородицы, Собор Богородицы, О тебе радуется. На столбах и в арках – медальоны с изображениями святых, на сводах сюжеты из жизни Христа.

- «Поклонение волхвов» для Успенского собора московского кремля. Фрески работы Дионисия в этом соборе практически не сохранились, т.к. были сколоты при нанесении росписей последующими мастерами; эта фреска – одна из немногих уцелевших. Сюжет её не популярен на Руси, более характерен для Западной Европы. Мы видим характерные для Дионисия вытянутые фигуры, сложные оттенки разных цветов.

 

Шатровая архитектура

В XVI в. в русской архитектуре утверждается шатёр как важный архитектурный элемент. Первая постройка с шатром – церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.). Коломенское служило загородной резиденцией Ивана IV Грозного. Иван Грозный совершал много походов, по завершении каждого из которых сооружался храм. Церковь напоминает обелиск, соединяя в себе храм и звонницу. Внизу высокий цоколь, выше по спирали поднимается высокое крыльцо, вверху «четверик» (квадрат), на нём «восьмерик» (восьмиугольник), затем шатёр, включающий вертикальные и спиральные линии, передающие и лёгкость, и сжатость объёма. Всё завершается декоративной главкой. Этот храм очень сильно отличался от прежних; его авторы предположительно итальянцы.

Шатёр пришёл из западной традиции (готика) и русской деревянной архитектуры.

Внутри шатра церкви Вознесения и других храмов XVI в. пустое пространство со сводом и иногда с росписью – изображением Христа. К началу XVII в. это пространство исчезает, появляется плоский потолок.

Другой шатровый храм – храм Покрова на Рву (Василия Блаженного, 1555-1560 гг.). Архитекторы Постник и Барма. Внутреннее пространство включает центральный храм с шатром и восемь разновеликих храмов, посвящённых разным святым, соединённых с центральным тесными проходами. В XVI в. разноцветным был один шатёр; цветные изразцы появились только в XVII в. Храм представляет собой синтез каменной и деревянной архитектуры и знаменует переход от религиозного мировосприятия к мирскому (т.е. к «красивости»). Современники считали его вершиной человеческого творчества (по легенде, Иван III распорядился выколоть архитекторам глаза, чтобы они не построили ничего лучше).

Храм Василия Блаженного в Москве.jpg

 

Русское искусство XVII в.

 

Со времён принятия христианства семь веков искусство было целиком религиозным. Рубежом стал XVII век, когда на Руси закончилась эпоха религиозного искусства и началась эпоха искусства светского. В Европе аналогичные перемены наступили гораздо раньше, в XV-XVI вв., когда там произошли религиозные революции и войны. Ереси и бунты на Руси были менее ярко выражены, но своеобразным аналогом европейской Реформации стал Раскол церкви в эпоху патриарха Никона. Объективно Реформация ускорила социально-экономическое развитие Европы. Русь подталкивал к переменам запад, но не напрямую, а опосредованно. К России были присоединены части Украины, Белоруссии, Прибалтики, испытавшие на себе влияние Реформации; усилился культурный с Западом (приезжали художники, привозились произведения искусства). Итак, XVII в. – век обмирщения русской культуры.

Архитектура XVII в.

Изменения в архитектуре выразились в том, что стало превалировать декоративное начало. Оно проявилось в многообразии форм, появлении мелкого орнамента, многоцветье в оформлении фасадов за счёт цветных изразцов, уложенных полосками или «ремнями». Изразцы присутствуют на стенах практически всех построенных в ту эпоху храмов. Изразцовые камины в домах русской знати начала XVIII в. ведут свою историю из традиций XVII в.

Типична колокольня в Больших Вязёмах, построенная на рубеже XVI-XVII вв. даже её шатры превращены в декоративный элемент. Прежде подшатровое пространство расписывалось, а теперь под ним был плоский потолок, сами же шатры вследствие этого уменьшаются в размерах.

Очень много шатровых колоколен XVII в. сохранилось до наших дней в Подмосковье. Именно такие изображены на картинах Саврасова.

Бровка над окном, висящая «гантель» над крыльцом, кокошник, наличник – элементы мирского мировосприятия, где главное – не вера, а услаждение глаза. Оно пришло на смену прежнему аскетизму.

Максимума эти традиции достигают в деревянном зодчестве, поскольку дерево даёт больше возможностей для реализации фантазий. Характерной постройкой в этом смысле был деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667-1668 гг. До наших дней он не сохранился, но сейчас заново отстроен. Здание напоминает современные театральные декорации к сказочным фильмам или былинам; нет симметрии, всё очень разнообразно и непохоже.

Ещё один пример – ансамбли церквей и монастырских построек XVII в. в Коровниках и Толчкове (в Ярославле). В центре всегда пятиглавый собор (по примеру Успенского собора московского кремля), рядом 1-2 шатровые колокольни, одна из которых могла быть башней с лестницей на хоры. Стены украшены большим количеством декоративных элементов, заимствованных из деревянной архитектуры, и разноцветьем изразцов.

К концу XVII в. декоративные тенденции в архитектуре начинают оформляться в единые стилистические рамки, напоминающие европейское барокко; стиль называется «нарышкинским барокко». Пример – храм Покрова в Филях конца XVII в.

Архитектура и монументальное искусство Новгорода XI-XIII вв.

 

Помимо Киевского княжества в Древней Руси очень влиятельным экономическим, политическим и религиозным центром был Великий Новгород. Упоминания о нём встречаются в летописях с IX в., а расцвет приходится на XII-XV вв., когда он выполнял функции столицы вечевой боярской республики. Вече было главным законодательным органом огромной территории княжества.

Становлению величия Новгород обязан своим положением на реке Волхов – части торгового пути «из варяг в греки». В Европе известен как Хольмгард.

Крепость в Новгороде была сначала земляной, затем деревянной и каменной, что традиционно для становления городов. Кремль назывался «детинец», т.к. его охраняли «дитяти» (воины).

В XI в. новгородский князь Ярослав мудрый решил построить в центре детинца Софийский собор, что и было сделано в 1045-1055 гг. Кроме того, известны Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Полоцке.

Размерами он меньше киевской Софии, отличается и архитектурой:

- 5 глав (в киевской Софии 12);

- 1 лестничная башня (-//- 2);

- сложен из известняка тёмного розовато-сероватого цвета (-//- из плинфы);

- 2 абсиды (-//- 2 абсиды);

- 5 нефов;

- галерея вокруг.

Завершение стен под крышей полукруглое и треугольное щипцовое.

Мозаик нет, только фрески, которых сохранилось немного из-за утрат в годы Великой Отечественной войны. Сохранились следующие фрески:

- изображения Константина и Елены (эмоциональное выражение лиц, работа византийского мастера XI в.);

- фрагменты фресок в барабане (изображения пророков, начало XII в.);

- Деисусный чин (1144 г.) – древнейший деисусный чин из сохранившихся в русских храмах. Судя по почерку, исполнен местными мастерами (не линия, а пластика, размытость, объёмность, появление примитивности).

Софийский собор был главным религиозным центром Новгорода. Он строился на деньги церкви, что не нравилось князю. Напротив, за рекой Волхов, в 1113 г. им был в пику воздвигнут Николо-Дворищенский собор (навание связано с тем, что на правой стороне Волхова был дворец князя). Цель – показать величие князя. По образу Софийского собора имеет 5 глав. Внутри фрагментарно сохранились фрески, в т.ч. жена Иова (эмоциональный выразительный взгляд, следы пуль).

В Новгороде больше, чем в других древнерусских городах, сохранилось храмов XII в.

Благовещенская церковь на Рюриковом городище не сохранилась. Была построена в 1103 г., погибла в годы великой Отечественной войны.

Сохранились следующие храмы:

- Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г.): трёхглавый, внутри фрески, в т.ч. фрагмент с изображением юноши-пастуха или рыбака;

- георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.) трёхглавый. Культ святого Георгия начался именно с XII в. Кстати, первое конное (традиционное ныне) изображение Святого Георгия находится в Георгиевском соборе в Старой Ладоге.

Автор всех этих храмов – один зодчий, некий Пётр (Благовещенский, Николо-Дворищенский, Георгиевский соборы схожи по архитектуре).

Позже заказчики храмов мельчают, уменьшаются размеры возводимых церквей. Пример – церковь Благовещения в Аркажах (1170-е гг.). У неё один неф, одна глава, внутри только фрески. Это один из первых сохранившихся боярских храмов.

Вслед за боярскими появляются уличатские храмы (т.е. возведённые на общие деньги жителей какой-либо улицы).

Некоторые известные храмы не сохранились. Например, в 1198 г. на Рюриковом городище по заказу отца Александра Невского был построен храм Спаса на Нередице, а через год расписан фресками. Его одновременно расписывали несколько мастеров или даже бригад, и по этой причине фрески не совпадают по манере исполнения и местами не стыкуются композиционно. Храм был уничтожен фашистами, сохранились чёрно-белые фотографии. По количеству фресок XII в. он был на первом месте в СССР.

В первой половине XIII в. продолжается храмовое строительство, но с началом татаро-монгольского нашествия оно сходит на нет. Хоть татары были остановлены у Торжка, культовое строительство в Новгороде замерло приблизительно на 100 лет.

Храм Параскевы Пятницы на торговой стороне Новгорода: уникальность его в том, что он сложен из кирпича-плинфы с закруглениями на углах, чем похож на храм в Смоленске (делали одни мастера).

Храм Рождества в Перыни (1230-е гг.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.087 с.)