Станковое и монументальное творчество Трубецкого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Станковое и монументальное творчество Трубецкого.



Импрессионист в рус. ск-ре.

Начинал учиться в Италии, где и была его 1-я выставка. В 1897 г. приезжает в Россию. Уже известен.

- активное использов. светотени

- пластика свободная, непринужденная, простая

- нет соц. заостренности

- портреты худож., писателей (портрт Левитана, Л.Н. Толстого)

- лицо лепит более гладко, тщательно, реалистично, а фигуру лепит более свободно

- камерность

- с одной стор., Трубецкой активно не принимал академизма, с др., стор. ясность форм относит нас к классицизму

- любимый мат-л: пластилин

- индивид. трактовка образа

- взаимодействие 2-х моделей (семейные группы: мать с ребенком на руках)

- внутренняя насыщенность

- за границей работал более рафинированно

- больш. внимание в мелкой пластике уделяет лицу

- Т. обращался к изображ. животных (Девочка с собакой)

- работы почти в размер натуры

- в детских образах: теплота, лиризм трактовки.

- живость изображения

Монумент. тв-во можно рассмотреть на памятнике Александру III в Петербурге (1909 г. окончат. был установлен)

Мат-л: бронза

- здесь Т. выходит почти на классич. модель конного памятника

- портретное сходство

- застылость коня и всадника

- монументальный, сильный образ

- тупой, приниженный прямоуг. постамент

- оч. образный цельный памятник

КОНЕНКОВ - умение работать в разных материалах: бронза, мрамор, дерево

- 1905 г. делает целую серию революц. работ, для которых характерна обобщенность форм (Ника, Рабочий и др.)

- бюст решается по-новому: нет шеи, незачищенный мрамор и отшлифованность мрамора на лице

Серия «Музыканты»: Паганини, Бах…

Мат-л: бронза либо мрамор

- горение в творч-х моментах.

Увлечение сказочной тематикой привело к созданию серии работ из дерева народ. образов «Стрибог» (инкрустирован с подсветкой), «Старичок-полевичок» и др.

Традиции рус. народ. пластики:

Портреты из дерева: «Дядя Григорий»

- образ простого человека

Мастер оч. много путешествует по Греции, и следоват. в своем тв-ве он обращается к античности, к иск-ву Возрождения:

- форма очищается

- пропорциональность, красота

- обнаженные женские фигуры

К. уникальный мастер по разнообразию стилистич. и жанровых форм. 1700 произвед. К. каталогизировано.

Гг. жизни – 1874 – 1971. «Самсон, разрывающий оковы» - самостоятельная работа по пластике и содержанию.

- народное начало;

- вывод своего прочтения народного творчества;

- работает с различными материалами (дерево – высвобождение из него того, что в нем заложено; мрамор – оставляет не зачищенную поверхность);

- обращение к античности (серия обнаженных женщин в Греции – ищет отголоски неоклас-ма, мраморные формы очищаются, обобщенность, мягкий характер, красота) и к ис-ву Возрождения, к традициям русской народной пластики;

- серия обобщенных портретных произведений («Ника», «Славянин»);

- сказочная тематика;

- серия «Музыканты»;

- образное восприятие природы («Стрибог», «Старичок – полевичо)

ГОЛУБКИНА (1864 - 1927)

Только в 25 лет приехала в Москву. У нее были конфликты в Академии художеств с преподавателями, конечно она ушла. И осталась сама собой. Ездила в Париж, где ее поддержал Роден.

"Идущий человек" - сложно по жанру охарактеризовать.

Ищет пластическую форму, где все заостренное, резкое, даже бунтарское. Это поиск нового содержания. У нее здесь появляются первые черты экспрессионизма. Но только черты.

Создает очень большие произведения.

Внутренняя тяжесть произведений, шаг человеческого духа к борьбе. В них содержится энергия потенциального развития. Здесь сказалось ощущение предреволюционных событий, некая готовность к действию.

"портрет Маркса", "старуха Изергиль". Это незаконченные произведения, но она их никогда и не пыталась закончить

  П. П. Трубецкой 1866-1938 С. Т. Конёнков 1874-1971   А. С. Голубкина 1864-1929 Н. А. Андреев 1873-1932 А. Т. Матвеев  
Сюжеты Портреты художников, писателей. Обращался к изображению животных («Девочка с собакой»), бытовых сценок («Московский извозчик»). Портреты музыкантов, выдающихся деятелей, сказочная тематика – народные образы («Стрибог»); обобщённые портретные произведения («Рабочий боевик Иван Чуркин»); аллегорические сюжеты. Портреты, как выдающихся деятелей эпохи, так и простых людей; аллегорические сцены, литературные персонажи. Характерен мотив идущего, движущегося человека. Обращался к библейским сюжетам, портретам деятелей искусства, представителей малых народностей. Создавал карикатуры, шаржи через народную игрушку («ваньки-встаньки»). Обращался и к бытовому, и к мифологическому жанру. Портреты современников, символические и аллегорические композиции; центральная тема – обнажённое человеческое тело.
Жанры, виды скульптуры Мелкая пластика, станковое и монументальное творчество. Портреты. Деревянная скульптура, скульптурный портрет, жанровая композиция, аллегория, автопортрет. Портрет, аллегория, есть горельефные работы. Портрет, жанровая скульптура, народная игрушка, монументальные памятники, мелкая пластика, керамика, станковая скульптура, надгробия. Монументально-декоративная скульптура, надгробия, портреты, автопортет.
Художественные приёмы Активное использование светотени; пластика свободная, непринужденная, простая. Лицо лепит более гладко, тщательно, реалистично, а фигуру лепит более свободно. Камерность. Индивидуальная трактовка образа. Взаимодействие 2-х моделей (семейные группы: мать с ребенком на руках) Работы почти в размер натуры. Большая степень обобщения. В фигурах нет натурности, гладкости. В трактовке женских фигур, как правило, лицо портретно, тело решается обобщённо. Делается акцент на самой пластической форме. В монументальном творчестве: цельность, портретные сходства, «застылость», устойчивость. Нет парадности, идеализации. Чёткий выразительный силуэт, прямолинейность. Самобытность. Работа в разных материалах: бронза, мрамор, дерево (много работ). Обобщённость, монументальность. Использует новые приёмы – моделирует только голову персонажа, незавершённость обработки пластической массы. Традиции русской народной деревянной пластики – образы простых людей. Появляется собственное прочтение народного искусства. Много путешествует по Греции, обращается к античной традиции - форма очищается, пропорциональность, красота, обнаженные женские фигуры. Обобщённость проявляется в каждом образе («Ники», «Славянин»).   Основные материалы - мрамор, дерево, глина. В произведениях остается виден процесс работы над материалом. Использовала импрессионистические приёмы. Фигуры пронизаны движением. Демонстрирует эмоциональное, целеустремлённое движение – связано с эпохой. Как правило, крупная лепка форм. Напряжение выражается в сложных позах, изогнутых линиях, в том, что фигуры буквально вырываются из камня. Её работам присуща символичность и аллегория («Волна (море житейское)»), которые появляются даже в портретных работах (Портрет Андрея Белого). Подобные портреты совмещают характерные черты конкретного человека с абстракцией, символическим выражением его внутреннего содержания. Аллегоричность присуща всем работам Голубкиной.   Активно экспериментировал с цветом, обращался к искусству Египта, Древнего Востока. В раннем творчестве – влияние передвижников («Жница с ребенком») и импрессионистов. Часто переходил от одной формы к другой. В памятниках графичность, точность натуры. В 1900-х работал в реалистической стилистике над проектами памятников М. И. Глинке, К. Д. Ушинскому, первопечатнику Ивану Федорову. Его творчество многообразно, и прежде всего по своим стилевым компонентам. В портрете он унаследовал многое от реализма XIX века, хотя при этом нередко пользовался и импрессионистическими приемами и методами. В монументальной пластике он гораздо ближе стоял к модерну. Из рассматриваемых скульпторов в творчестве Андреева наиболее сильна реалистическая составляющая.   Ученик П. Трубецкого и, как следствие, в ранний период есть черты импрессионистической пластики. Тяготеет к устойчивости, завершённости. Выражение символических тенденций. Лепка не быстрая – много этюдов. Часто использует образы обнажённых юношей, женщин – символизм. В творчестве Матвеева прослеживается влияние З-Е скульптуры (Майоль). Характерна лаконичность, архитектоника, минимум пластических средств, сложное содержание, символический язык. Характерно совмещение черт классической скульптуры (уравновешенность композиции, спокойная ясность построения, гармония частей, чувство внутреннего ритма) и непосредственное изучение натуры.
Идейное содержание Нет соц. заостренности. Внутренняя насыщенность. В детских образах: теплота, лиризм трактовки. Живость изображения. Передача настроения – грусть, безысходность, душевность, лиричность. Скульптура больших размеров производит впечатление мелкой пластики за счёт плавных линий, душевности в передаче образов. Поэтизация непосредственности, индивидуального характера. В монументальных работах совмещение и символического и конкретно-портретного качества. Основная тематика – свобода, эмоциональность духа; античная красота человеческого образа. В портретах музыкантов отражена тема бунтарства, который перерастает в творческий дух. В работах на народные темы отражается мудрость русского народа, репрезентируются психологические характеристики.   В её работах всегда невероятная экспрессия, стремление передать внутреннюю силу человека, мятежный дух. Драматизм мировосприятия, напряжённость. Иносказательность пластического образа свойственна, в том числе, и знаменитому горельефу "Волна" (1902), украшающему вход в МХТ. Борьба человека и стихии воплощает мятежный дух эпохи. В некоторых станковых работах есть мотив отрешённости («Спящие»). Главная тема творчества – жизненная человеческая сила. Всегда выявляет духовную сущность, подчеркивает силу человеческого духа.   В портретах всегда выражает особые характеристики модели через позу, жест. Работам присуща меньшая символичность и аллегоричность, чем, например, у Голубкиной. Демонстрирует и характер и состояние модели. В обращении к мифологическому жанру проявляется тема вакханалии, буйства или отдохновения после буйства, которая служит неким ассоциативным соединительным звеном между мифом и современной реальностью. Яркая характерность образов. Лирическое, камерное начало памятников созвучно масштабу московской городской среды. Обнажённые юношеские и женские фигуры передают состояние человека (задумчивость, сон), выражают дух философской значительности, обобщённости. Персонажам характерна пассивность, созерцательность. В определённой мере демонстрируется трагизм, уход в иные сферы, успокоение, отрешённость, как способ взаимоотношения с миром в рубежную эпоху. Благодаря тонкому выявлению фактуры материала поверхность работ М. воспринимается не как нейтральная оболочка, но как естественная граница наполненной, живой формы, рождающей впечатление о гармоничном равновесии духовных и физических сил человека. Искусство должно выражать вечную истину, которая выше земной суеты. Связь человека с природой. В формах пластической красоты выражается внутреннее содержание человека, его характер.
Репрезентанты «Московский извозчик», «Левитан», «Мать с ребёнком», «Тенишева», «Девочка с ребёнком», «Толстой на лошади», «Памятник Александру Третьему». «Самсон, разрывающий узы», «Рабочий боевик», «Нике», «Портрет Герцена», «Паганини», «Бах», «Сон», «Стрибог», «Дядя Григорий», «Автопортрет». «Идущий человек», «Изергиль», «Портрет К. Маркса», «Волна (Море житейское)», «Портрет А. Белого», «Спящие», «Марья», «Огонь», «Кочка», «Земля». «Девушка в крестьянской рубахе», «Памятник Гоголю», «Портрет А. Белого», «Портрет Боборыкина»,»Вакханка на козле» (терракота); рельефы «Лето», «Осень» (гостиница «Метрополь»). «Портрет Борисова-Мусатова», «Успокоение», «Спящие мальчики», «Надгробие Борисова-Мусатова», «Портрет Герцена», «Купальщица», «Автопортрет», «Каменотёс».
               

"Волна" - для театра сделала. Воплощает в себе стихию чего-то большого, тревожного. Нет конкретного сюжета. Это стихия человеческих страстей вообще.

Нет нигде повторений, скучности.

"портрет Белого". Образ вьюги, метели. Уход в себя и внутренний взлет, вдохновение. Очень соответствует его натуре (символист).

Работала, также, в дереве. "портрет Толстого". Ощущение фактуры, мастерство обработки материала. Со временем в ее творчестве наблюдается стремление к четкости, архитектоничности.

В своих работах стремилась прежде всего найти выразительный психологический образ. Нередко звучала тема тоскм, страданий, появлялись образы униженных, обездоленных людей.

 

1. Итоги развития русского искусства конца 19-начала 20 века – проблема традиции, цвето-световые и пространственно-пластические новации, новое понимание личности.

проблема определения традиции:

в начале нового века открывается выставка «Весенняя выставка», где выставляют работы молодежи - Малявина, шмарова, щербиновского, Рериха, богаевского. в конце века молодые художники Серов, Врубель, Коровин начинают искать свой путь в живописи. Абрамцевский кружок – меценат С.И. Мамонтов, входят братья Васнецовы, репин, Поленовых два, Антокольский, Остроухов и др.

открываются десятки художественных студий, где учатся и одновременно спорят о внутренних событиях России, ведут разговоры об историческом прошлом страны, сопоставляя их с современностью. – тема исторических процессов у художников. необходимость сохранить индивидуальность и заново создать «большой стиль» - в оппозиции к прежним, именно отсюда - попытка очищения искусства от предсказанности, необходимость обращения к чистоте традиций, первозданности – отсюда:

- в начале 20 века происходит открытие древнерусской живописи – расчищение икон, влияние отсюда и на западную живопись.

- обращение к востоку – Бакст, отсюда тоже влияние на запад. Архаика запада – Рерих. Сарьян, Кузнецов – ориентализм как условие органичного, свободного раскрытия индивидуальности, как бы заново обнаружившей свои истоки. Художественные традиции были глубоко восприняты петровым-водкиным, филоновым.

- художественные контакты с западом – но и полемика с ним, т.к. русская живопись утверждала свой приоритет в открытии новых перспектив. Трактаты писались – первое теоретическое обоснование абстрактного искусства у Василия Кандинского – «О духовном в искусстве», 1911г.

- постепенное развитие шло к упрощению форм, к формальности (уничижение неких формальных моментов - кризис искусства);

- черты мессианства – пересоздание мира путем искусства;

- соборность через искусство. Идея искусства, красоты, творчества – сугубо национальное.

- русский религиозный Ренессанс.

- идея жизнестроения – национальная идея.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.138.70 (0.017 с.)